kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа ДООП "Моделируй и печатай"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моделируй и печатай» является важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения в средней школе. Изучение основ 3D проектирования связано с развитием целого ряда компетенций, формирование которых – одна из приоритетных задач современного образования. Изучение 3D проектирования развивает пространственное, логическое, абстрактное мышление, которое помогает в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве, способствует формированию пространственного воображения, способность четко представлять трехмерные объекты в деталях и цветовом исполнении, развитию умений воспринимать и производить графическую информацию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа ДООП "Моделируй и печатай"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД НОРИЛЬСК»

(МБОУ «СШ № 33»)

*663333 Красноярский край г. Норильск (Талнах) ул. Энтузиастов, дом 5

(тел. (3919) 44-18-81 e-mail: [email protected]




РАССМОТРЕНО


СОГЛАСОВАНО


УТВЕРЖДЕНО

Протокол МО № от


Протокол НМС № от


Приказ № от

Руководитель МО


Руководитель НМС


Директор МБОУ «СШ №33»

М.Ш. Байрамгулова


Н.Н.Аёшина


Е.Н.Ковалева

(ФИО)


(ФИО)


(ФИО)




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

технической направленности

«МОДЕЛИРУЙ И ПЕЧАТАЙ»




Возраст детей: 11 – 16 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель программы:

Спиркович Ирина Васильевна, педагог ДО

Шестакова Ольга Александровна



Оглавление


Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» 5

1.1. Пояснительная записка 5

1.2. Цель и задачи программы: 8

1.3. Содержание программы: 9

1.4. Планируемые результаты: 14

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 16

2.1. Календарно учебный график 16

2.2. Условия реализации программы: 16

2.3. Формы аттестации: 17

2.4. Методические обеспечение Программы 18

Список литературы 19

Приложение 1 20

Приложение 2 21

Приложение 3 23

Приложение 4 25

Приложение 5 27

Приложение 6 28

Приложение 7 29

Приложение 8 30

Приложение 9 31






Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» 1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моделируй и печатай» является важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения МБОУ «СШ № 33».

  • Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»).

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в редакции от 30.09.2020 № 533).

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 17.03.2020 г. № 103 «Об утверждении временного Порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности человека факторов среды обитания – СанПиН 1.2.3685-21;

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».

  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р.

  • Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.

  • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ 30.11.2016.

  • Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07.12.2018 (протокол № 3).

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

  • Устава МБОУ «СШ № 33», а также запросов детей и их родителей;

Системы автоматизированного проектирования, основывающиеся на трехмерном моделировании, в настоящее время становятся стандартом для создания конструкторской и технологической документации. Развитие и применение современных графических пакетов при изучении графического цикла дисциплин обусловлены спецификой предмета, требующей развитого пространственного мышления, умений воспринимать и производить графическую информацию. Пространственное мышление, как и любую другую способность человека, нужно и можно развивать. С помощью трехмерного моделирования в среде графических пакетов задача визуального представления геометрических объектов значительно упрощается.

Программа "Моделируй и печатай" имеет научно-техническую направленность и ориентирована на решение задач по развитию образного и пространственного мышления у обучающихся.

Направленность программы: техническая.

Профиль: 3-D моделирование

Актуальность программа обусловлена практически повсеместным использованием трехмерной графики в различных отраслях и сферах деятельности человека (дизайн, кинематограф, архитектура, строительство и т.д.), знание которой становится все более необходимым для полноценного и всестороннего развития личности каждого ребенка.

Изучение основ 3D проектирования связано с развитием целого ряда компетенций, формирование которых – одна из приоритетных задач современного образования. Изучение 3D проектирования развивает пространственное, логическое, абстрактное мышление, которое помогает в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве, способствует формированию пространственного воображения, способность четко представлять трехмерные объекты в деталях и цветовом исполнении, развитию умений воспринимать и производить графическую информацию. Изучая основы пространственного проектирования через проектную деятельность с использованием, в том числе 3D принтера, для итоговой печати модели способствует обеспечению политехнической и графической грамотности, развитию ответственности за создаваемые модели, мотивации на достижение высокого результата проектирования.

Отличительная особенность программы

Отличительной особенностью данной программы является реализация нового вида технического творчества в дополнительном образовании – 3D моделирования, в применении новых технологий в освоении практического опыта, выходе на более высокий образовательный уровень с готовностью детей к профессиональному обучению, ранней профилизации их научно-технической творческой деятельности, непрерывности обучения.

Педагогическая целесообразность программы: способствовать самоопределению и самореализации детей через раскрытия многообразия 3D моделирования, представлении каждому обучающемуся попробовать себя в его различных направлениях.

Новизна программы заключается в освоении обучающихся программного обеспечения для трёхмерного моделирования технических объектов с элементами проектирования, а также распечатки готового 3D изделия.

Адресат программы– учащиеся от 11 до 17 лет, которые имеют минимальные навыки работы с компьютером, исходя из возможностей технического обеспечения (количество компьютеров). При дальнейшем совершенствовании своего мастерства, учащиеся могут и должны реализовать свои возможности на соревнованиях, олимпиадах и турнирах различного уровня, результатом чего будут их личные успехи и достижения.

Количество обучающихся: от 13 до 15 человек;

Срок освоения– программа рассчитана на 1 год

Объем программы- 108 ч.

Формы обучения- обучение с учетом особенностей обучающихся осуществляется в очной форме, допускается сочетание различных форм получения образования.

Уровень программы – стартовый (ознакомительный). Освоение программного материала данного уровня предполагает получение обучающимися первоначальных знаний в области 3-D моделирования и прототипирования. Данная программа знакомит обучающихся с базовыми понятиями моделирования и с основами создания объемных моделей c помощью программы КОМПАС-3D. Обучающиеся изучают возможности работы с элементами моделирования и прототипирования, учатся работать с 3-D принтером.

Особенности организации образовательного процесса: формы реализации образовательной программы –традиционная, возможно сочетание с использованием дистанционных технологий. В ходе образовательной деятельности применяются различные формы организации деятельности учащихся и методы обучения. На начальном этапе преобладают групповые и индивидуально-групповые занятия, особенно при изучении теоретических знаний и выполнении небольших практических заданий на закреплении изученной темы, к концу курса часть учебного времени выделяется на выполнение индивидуальных творческих проектов учащихся.

Организационные формы обучения- групповые, индивидуальные;

Виды проведения занятий: практические, комбинированные.

Формы организации учебного занятия: беседы, наблюдения, практические занятия групповые, индивидуально-групповые, индивидуальные, коллективные, выставки, защита проектов, игры, конкурсы и олимпиады, творческая мастерская. Учебный материал рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний и практических умений и навыков. Группы учащихся могут формироваться как одного возраста, так и разных возрастных категорий (разновозрастные группы), а также индивидуально, график занятий составляется с учетом учебного расписания в школе, состав группы постоянный; -проводятся занятия по тестированию, воспитательно-профилактические и творческие мероприятия.

Режим занятий– занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часу во внеурочное время, перерыв между учебными занятиями – 10 минут, продолжительность одного академического часа – 45 мин.

Место проведения: компьютерный кабинет № 17, кабинет ДО.

1.2. Цель и задачи программы:

Цель: раскрытие интеллектуального и творческого потенциала детей с использованием возможностей программы трёхмерного моделирования. Обучение основам 3D моделирования, 3D печати. Приобщение учащихся к графической культуре и приобретение учащимися умений и навыков самостоятельной, последовательной деятельности.

Задачи ДООП "Моделируй и печатай" подразделяются на:

Обучающие:

  • формирование умения сознательного и рационального применения компьютера в построении геометрических и графических объектов, способствующей повышению эффективности обучения;

  • получение первоначальных знаний о 3D-моделировании, 3D-печати;

  • знакомство с приемами доработки моделей под 3D-печать;

  • формирование технологических навыков моделирования и проектирования;

  • формирование навыков работы в проектных технологиях;

  • геометрические построения и преобразования;

  • усвоение функциональных понятий и приобретение графической, логической культуры;

  • формирование знания структуры стандартов ЕСКД и умений пользоваться ими;

  • формирование опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к знаниям, процессу познания.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса;

  • развитие технического и образного мышления, а также пространственных представлений, имеющих большое значение в трудовом обучении, производственной деятельности и техническом творчестве;

  • способности применения знаний для создания собственных моделей;

  • способности к аналитическому мышлению, навыков самостоятельной работы, умения проводить сравнительный анализ и обобщать;

Воспитательные:

  • формирование мировоззренческих представлений о роли компьютерной графики в общественном прогрессе;

  • стимулирование самостоятельности учащихся в изучении теоретического материала и решении графических задач, создании ситуации успеха по преодолению трудностей, воспитании трудолюбия, волевых качеств личности;

  • подготовка школьников к активной, полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества, к продолжению образования;

  • воспитание нравственных качеств личности: настойчивости, целеустремленности, творческой активности и самостоятельности, трудолюбия;

  • эстетическое воспитание.

1.3. Содержание программы:

1.3.1. Учебный план

Дата

Темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации/ контроля

всего

теория

практика


Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере. Основные понятия компьютерной графики

3

2

1

Практическая работа

Назначение графического редактора КОМПАС-3D Запуск программы. Основные элементы рабочего окна, панели программы КОМПАС-3D.

3

2

1

Практическая работа

Изменение размера изображения. Выбор формата чертежа и основной надписи

3

2

1

Практическая работа

Построение геометрических примитивов. Команды ввода многоугольника и прямоугольника

3

1

2

Практическая работа

Изучение системы координат. Выполнение работы «Линии чертежа». Понятие привязок

3

1

2

Практическая работа

Конструирование объектов. Редактирование чертежа

3

1

2

Практическая работа

Отмена и повтор действий. Выделение объектов Удаление объектов. Усечение объектов

3

1

2

Практическая работа

Выполнение упражнений по теме: Редактирование объектов

3

-

3

Практическая работа

Копирование объектов при помощи мыши. Команда «Копия», «Масштабирование»

3

1

2

Практическая работа

Команды «Сдвиг», «Поворот», «Симметрия»

3

1

2

Практическая работа

Построение геометрических объектов по сетке. Алгоритм построения прямоугольника по сетке

3

1,5

1,5

Практическая работа

Выполнение упражнений по теме «Построение геометрических объектов по сетке»

3

0,5

2,5

Практическая работа

Основные понятия сопряжений в чертежах деталей. Построение сопряжений в чертежах деталей в программе КОМПАС

3

1

2

Практическая работа

Построение детали подвески и державки по заданным размерам с использованием сопряжений

3

1

2

Практическая работа

Построение детали «крюка», «подвески»

3

1

2

Практическая работа

Строка состояния объектов. Управление окном Дерева построения.

3

1

2

Практическая работа

Построение трехмерной модели параллелепипеда и моделей правильных многогранников. Упражнение «Трехмерная модель куба»

3

1

2

Практическая работа

Упражнение «Трехмерных модели правильной и неправильной четырехгранной пирамид»

3

1

2

Практическая работа

Упражнение «Построение трехмерной модели трехгранной призмы и трехгранной пирамиды»

3

1

2

Практическая работа

Выполнить трехмерную модель восьмигранной и девятигранной призмы с параметрами

3

1

2

Практическая работа

Построение трехмерных моделей тел вращения по основанию Упражнение «Трехмерная модель цилиндра и конуса»

3

1

2

Практическая работа

Построение трехмерных моделей тел вращения по образующей линии. Выполнения упражнения «Построение трехмерной модели тела вращения по заданной образующей линии»

3

1

2

Практическая работа

Моделирование сложного геометрического объекта

3

2

1

Практическая работа

Операции программы КОМПАС-3D «Приклеить выдавливанием», «Вырезать выдавливанием»

3

1

2

Практическая работа

Моделирование сложного геометрического объекта, представленного по двум проекциям

3

1

2

Практическая работа

Моделирование сложного геометрического объекта, представленного по трем проекциям

3

1

2

Практическая работа

Упражнения по теме: Моделирование сложного геометрического объекта

3

1

2

Практическая работа

Построение трехмерной модели фигуры, состоящей из пересекающихся геометрических тел: шестигранной призмы и цилиндра

3

1

2

Практическая работа

Построение трехмерной модели фигуры, состоящей из пересекающихся геометрических тел: двух шестигранных призм и цилиндра

3

1

2

Практическая работа

Построение кинематических поверхностей способом параллельного переноса («по сечениям»)

3

1

2

Практическая работа

Построение фигуры, состоящей из призмы и пересеченного с ней конуса, построенного «по сечениям»

3

1

2

Практическая работа

Задание «Построить «по сечениям» трехмерную модель фигуры»

3

0,5

2,5

Практическая работа

Задание «Построить «по сечениям» трехмерную модель фигуры по трем видам»

3

0,5

2,5

Практическая работа

Задание «Построить «по сечениям» трехмерную модель наклонных многогранников»

3

0,5

2,5

Практическая работа

Самостоятельные задания по теме: «Построение «по сечениям»

3

-

3

Творческая работа

Самостоятельные задания по теме «Трехмерное моделирование»

3

-

3

Творческая работа


Итого

108





1.3.2. Содержание учебного плана

Тема 1. Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере. Основные понятия компьютерной графики. Использование программ компьютерной графики, в частности 3-D моделирования для решения различных задач.

Тема 2. Назначение графического редактора КОМПАС-3D. Запуск программы. Основные элементы рабочего окна, панели программы КОМПАС-3D. Основные понятия компьютерной среды «Компас-3D». Настройки параметров системы и текущего документа. Управление изображением. Команды и способы управления изображением. Сохранение файла. Автоматическое сохранение.

Тема 3. Изменение размера изображения. Выбор формата чертежа и основной надписи. Виды объектов. Линии. Типы линий. Особенности в наименованиях типов линий и их цветов. Построение отрезков. Параметры команды. Построение контура по вспомогательным прямым. Построение окружностей, многогранников, эллипсов. Параметры команд.

Тема 4. Построение геометрических примитивов. Команды ввода многоугольника и прямоугольника

Тема 5. Изучение системы координат. Изучение порядка выполнения команд при создании модели. Настройка расположения систем координат, плоскостей проекции Выполнение работы «Линии чертежа». Понятие привязок. Привязки. Глобальные и локальные привязки. Настройка глобальных привязок. Вспомогательные прямые. Назначение, виды и способы применения.

Тема 6. Конструирование объектов. Редактирование чертежа

Тема 7. Отмена и повтор действий. Выделение объектов Удаление объектов. Усечение объектов

Тема 8. Выполнение упражнений по теме: Редактирование объектов

Тема 9. Копирование объектов при помощи мыши. Команда «Копия», «Масштабирование»

Тема 10. Команды «Сдвиг», «Поворот», «Симметрия»

Тема 11. Построение геометрических объектов по сетке. Алгоритм построения прямоугольника по сетке

Тема 12. Выполнение упражнений по теме «Построение геометрических объектов по сетке»

Тема 13. Основные понятия сопряжений в чертежах деталей. Построение сопряжений в чертежах деталей в программе КОМПАС

Тема 14. Построение детали подвески и державки по заданным размерам с использованием сопряжений

Тема 15. Построение детали «крюка», «подвески»

Тема 16. Строка состояния объектов. Управление окном Дерева построения.

Тема 17. Построение трехмерной модели параллелепипеда и моделей правильных многогранников. Упражнение «Трехмерная модель куба»

Тема 18. Упражнение «Трехмерных модели правильной и неправильной четырехгранной пирамид»

Тема 19. Упражнение «Построение трехмерной модели трехгранной призмы и трехгранной пирамиды»

Тема 20. Выполнить трехмерную модель восьмигранной и девятигранной призмы с параметрами

Тема 21. Построение трехмерных моделей тел вращения по основанию Упражнение «Трехмерная модель цилиндра и конуса»

Тема 22. Построение трехмерных моделей тел вращения по образующей линии. Выполнения упражнения «Построение трехмерной модели тела вращения по заданной образующей линии»

Тема 23. Моделирование сложного геометрического объекта.

Тема 24. Операции программы КОМПАС-3D «Приклеить выдавливанием», «Вырезать выдавливанием». Создание формы методом выдавливания. Панель свойств и параметры операций. Операции приклеивания и вырезания. Требования к эскизу приклеиваемого или вырезаемого элемента при операции выдавливании. Тонкостенный элемент. Локализации ошибок.

Тема 25. Моделирование сложного геометрического объекта, представленного по двум проекциям

Тема 26. Моделирование сложного геометрического объекта, представленного по трем проекциям

Тема 27. Упражнения по теме: Моделирование сложного геометрического объекта

Тема 28. Построение трехмерной модели фигуры, состоящей из пересекающихся геометрических тел: шестигранной призмы и цилиндра

Тема 29. Построение трехмерной модели фигуры, состоящей из пересекающихся геометрических тел: двух шестигранных призм и цилиндра

Тема 30. Построение кинематических поверхностей способом параллельного переноса («по сечениям»)

Тема 31. Построение фигуры, состоящей из призмы и пересеченного с ней конуса, построенного «по сечениям»

Тема 32. Задание «Построить «по сечениям» трехмерную модель фигуры»

Тема 33. Задание «Построить «по сечениям» трехмерную модель фигуры по трем видам»

Тема 34. Задание «Построить «по сечениям» трехмерную модель наклонных многогранников»

Тема 35. Самостоятельные задания по теме: «Построение «по сечениям». Создание авторских моделей и их печать

Тема 36. Самостоятельные задания по теме «Трехмерное моделирование». Создание авторских моделей и их печать. Подведение итогов.

1.4. Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты:

  • умение определять виды линий, которые необходимы для построения объекта;

  • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, базирующихся на ИКТ;

  • развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами

  • учащиеся должны знать:

  • правила безопасной работы;

  • основы работы в Компас-3D;

  • конструктивные особенности 3D-принтера;

  • правила доработки моделей под 3D-печать;

  • как использовать 3D-принтер;

  • учащиеся должны уметь:

  • принимать или намечать учебную задачу и ее конечную цель.

  • создавать 3D-модели в Компас-3D по собственному замыслу;

  • самостоятельно решать технические задачи в процессе 3D-моделирования;

  • подготавливать 3D-модели для печати;


Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. Календарно учебный график

№ п/п

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

Сроки и форма проведения промежуточной аттестации

1

1

01.09

25.05

36

36

108

3 ч. в неделю

май – итоговое тестирование или выполнение проекта

2.2. Условия реализации программы:
  • систематическое посещение занятий, выполнение всех практических заданий, участие в различных мероприятиях технической направленности;

  • обеспечение тренировочного процесса соответствующей материально-технической базой, соответствующими условиями для проведения занятий.

Данная программа может быть освоена учащимися с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением речи).

Материально-техническое обеспечение

Тренировочные и практические занятия проводятся в кабинете и оборудованной компьютерной техникой, размещение и площадь которых отвечает санитарно–гигиеническим нормам.

  • компьютеры, в количестве 12 шт. для учащихся и 1 шт. для учителя;

  • 3D-принтер

  • интерактивная доска, проектор;

  • звуковые колонки для учительского компьютера и индивидуальные наушники для учащихся;

  • программное обеспечение (текстовые редакторы, графические редакторы, Компас-3D и т.д.),

  • локальная сеть, Интернет;

  • расходные материалы.

Условия позволяют реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на занятиях, просматривать видеофильмы, презентации, выполнять практические задания.

Информационное обеспечение программы:

- сборник практических работ;

- картотека общеразвивающих упражнений для физкультминутки;

- сборник видеообучающих уроков;

- набор тестовых заданий;

- «Правила работы в компьютерном кабинете»;

- технические средства обучения (компьютер, принтер).

Кадровое обеспечение:

- учитель информатики, реализующий данную программу и владеющий профессиональными компетенциями в предметной области, знающий специфику дополнительного образования, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей и личностными качествами. Реализую данную программу и владею следующими профессиональными и личностными качествами: обладаю специальным образованием; владею навыками и приёмами организации образовательных занятий с использованием компьютерной техники; знаю физиологию и психологию детского возраста; умею вызвать интерес к преподаваемому предмету; умею создать комфортные условия для успешного развития личности обучающихся; систематически повышаю уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности. Педагог высшей квалификационной категории, педагогический стаж 25 лет, образование высшее. За время работы имею дипломы, почетные грамоты и благодарственные письма. Принимала участия в конкурсах различного уровня.

- педагог дополнительного образования, реализующий данную программу и владеющий профессиональными компетенциями в предметной области, знающий специфику дополнительного образования, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей и личностными качествами. Реализую данную программу и владею следующими профессиональными и личностными качествами: обладаю специальным образованием; владею навыками и приёмами организации образовательных занятий с использованием компьютерной техники; знаю физиологию и психологию детского возраста; умею вызвать интерес к преподаваемому предмету; умею создать комфортные условия для успешного развития личности обучающихся; систематически повышаю уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности. Педагог высшей квалификационной категории, педагогический стаж 7 лет, образование высшее. За время работы имею дипломы, почетные грамоты и благодарственные письма. Принимала участия в конкурсах различного уровня.

2.3. Формы аттестации:

Аттестация учащихся проводится в соответствии с учебным планом школы. Оценка уровня освоения ДООП проводится посредством входного (стартового) контроля, промежуточной аттестации.

Тестирование учащихся в группе проводится в октябре - стартовое и в мае - итоговое, по основным параметрам (общефизической и технической подготовке) - на протяжении всего периода обучения.

Итоговое тестирование проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.

Основным критерием текущего контроля успеваемости является посещаемость обучающихся, выполнение практических заданий.

Способом проверки результата обучения являются систематическое наблюдение за учащимися и собеседование. Используются методы опроса, тестирования, анализа полученных самостоятельных творческих работ и упражнений.

Оценочные материалы:

Формы контроля является: это теоретический опрос, выполнение практических работ, разработка проектов с учетом их участия в конкурсах проектов, школьных, региональных, школьных научно-практических конференциях. Из способов оценивания предлагается мониторинговая модель, как наблюдение за работой, описание особенностей поведения ребенка. Фиксируется не только эффективность выполнения учебных заданий, но и то, какие качества личности и какие умения при этом развивались, и насколько они сформировались.

Промежуточная аттестация проводиться как завершающая этап реализации программы, в виде проекта. Общая аттестационная оценка — «зачтено»/«не зачтено». Промежуточная аттестация обучающихся по Программе проводится в форме практической работы, в ходе которой обучающимся предлагается выполнить практическое задание – создать объемную фигуру по шаблону. Время выполнения задания – 40 минут.

Результат практической работы определяется оценкой «аттестован» в случае, если обучающийся выполнил задание не ниже среднего уровня.

Критерии оценки выполнения практического задания:

  • низкий уровень - задание выполнено неаккуратно, допущено много ошибок;

  • средний уровень - задание выполнено аккуратно, допущены незначительные ошибки;

  • высокий уровень - задание выполнено качественно, без ошибок.

Подведение итогов реализации образовательной программы осуществляется с помощью:

  • занятий в форме открытого занятия (показ работ),

  • участия в олимпиадах, конкурсах.

  • портфолио, состоящего из программных продуктов, реализованных учащимися в рамках обучения по данной программе

2.4. Методические обеспечение Программы

Методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый, проектный.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация:

Педагогические технологии: индивидуального обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения, разноуровневого обучения.

Список литературы

для педагогов:

  1. А.А. Богуславский, Т.М. Третьяк, А.А. Фарафонов. КОМПАС-3D v.5.11-8.0 Практикум для начинающих (с компакт-диском). – М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2006 г. (серия «Элективный курс. Профильное обучение»)

  2. Потемкин А. Твердотельное моделирование в системе КОМПАС-3D. – С-П: БХВ-Петербург 2004г.

  3. КОМПАС-ГРАФИК. Практическое руководство. Акционерное общество АСКОН. 2002г.

  4. КОМПАС -3D. Практическое руководство. Акционерное общество АСКОН. 2002г.

  5. КОМПАС-3D LT V7. Трехмерное моделирование. Практическое руководство 2004г.

  6. КОМПАС-3D LT: учимся моделировать и проектировать на компьютере Разработчик — А.А. Богуславский,

  7. И.Ю. Щеглова, Коломенский государственный педагогический институт.

  8. Программы общеобразовательных учреждений «Черчение». – М. «Просвещение» 2000г.

  9. Программы общеобразовательных учреждений «Информатика». – М. «Просвещение» 2000г.

  10. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Компьютерная графика» Разработчик —

  11. Ю.В. Горельская, Е.А. Садовская, Оренбургский государственный университет

  12. http://kompas-edu.ru Методические материалы размещены на сайте «Компас в образовании»

  13. http://www.ascon.ru. Сайт фирмы АСКОН.

  14. http://www.kompasvideo.ru/lessons/ Видеоуроки КОМПАС 3D

  15. http://kompas-edu.ru Методические материалы размещены на сайте «КОМПАС в образовании».

для учащихся и родителей:

  1. А.А. Богуславский, Т.М. Третьяк, А.А. Фарафонов. КОМПАС-3D v.5.11-8.0 Практикум для начинающих– М.:СОЛОН-ПРЕСС, 2006 г. (серия «Элективный курс Профильное обучение»)

  2. Азбука КОМПАС 3D V15. ЗАО АСКОН. 2014 год. 492 с.

  3. Анатолий Герасимов. Самоучитель. КОМПАС 3D V12. - БХВ-Петербург. 2011 год. 464с.

  4. Информатика: Кн. для учителя: Метод. Рекомендации к учеб. 10-11 кл./ А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман – М.: Просвещение, 2001 – 207с.

  5. КОМПАС-ГРАФИК. Практическое руководство. Акционерное общество АСКОН. 2002г.

  6. КОМПАС -3D. Практическое руководство. Акционерное общество АСКОН. 2002г.

  7. КОМПАС-3D LT V7. Трехмерное моделирование. Практическое руководство 2004г.

Приложение 1
Критерии оценивания практической работы
п/п Критерии оценивания Баллы Баллы по факту

Работа в 3D редакторе 20

Знание работы с графическим 3D-редактором (степень самостоятельности изготовления модели): - требуется постоянная помощь при работе с графическим редактором (2 балла), - испытывает затруднения при работе с графическим редактором, но после объяснения самостоятельно выполняет работу (4 балла); - самостоятельно выполняет все операции при изготовлении модели (10 баллов). 10


Технологичность (последовательность) моделирования объекта 2

Осознанность выполнения работы (конфигурации). 4

Время, затраченное на моделирование: - Не уложился в отведенные 2,5 часа (0 баллов) - Уложился в отведенные 2,5 часа (2 балла); - Затратил на выполнение задания менее 2,0 часов (4 балла). 4


Работа на 3D принтере 12

- Не печатал совсем (0 баллов); - Напечатал, но с отклонениями (6 баллов); - правильно выбрал настройки печати, распечатал в соответствии с чертежом: (12 баллов).


Оценка готовой модели 8

Качество изделия. Соответствие чертежу. Модель требует серьёзной доработки (1 балл), Модель требует незначительной корректировки (2 балла); Модель не требует доработки - законченная модель) (4 балла). 4

Творческий подход 2

Рациональность действий в моделировании и прототипировании изделия 2

Итого 40

Приложение 2


Тест по теме:

«Работа в программе КОМПАС 3D»

Тест содержит 10 вопросов.

Время выполнения 20 минут.


1 Кнопка, позволяющая перейти на панель инструментов «Геометрия»

1) 

2) 

3) 

4) 


2 Кнопки, предназначенные для редактирования

1) 

2) 

3) 

4) 


3 Кнопка   включает команду

1) установить текущий масштаб

2) приблизить, отдалить

3) перенести объект

4) включить ортогональное черчение


4 Соответствие кнопок их операциям

1 ) 

2) 

3) 

4) 


А) Позиции

Б) Разрез

В) База

Г) Шероховатость

5 Кнопка   позволяет поставить на чертеже

1) шероховатость

2) базу

3) допуск

4) позиции


6 Кнопка   позволяет выполнить команду

1) поставить сетку

2) поставить штриховку

3) поставить привязки

4)копировать


7 Последовательность действий операций для преобразования чертежа во фрагмент

1) без оформления

2) параметры первого листа

3) оформление

4) сервис

5) параметры


8 Соответствие наименования панели ее условному обозначению

1) 

2) 

3) 

4) 


А) Геометрия

Б) Размеры

В) Измерения

Г) Редактирование

9 Кнопки   ,   ,   принадлежат панели инструментов

1) обозначения

2) редактирование

3) размеры

4) измерения


10 Кнопки   ,   принадлежат панели инструментов

1) обозначения

2) редактирование

3) размеры

4) измерения


Приложение 3


Тест по теме «Графическое моделирование в Компас-3D»

Отметьте знаком «+» все правильные ответы (один или несколько).

Выбери один правильный ответ.


1. При построении геометрических примитивов в КОМПАС-3D используется:

а) меню;

б) панель «Геометрия»;

в) панель «Вид»


2. Для построения сложных геометрических контуров в КОМПАС-3D используют команду:

а) – вспомогательная линия;

б) – окружность;

в) – автолиния.


3. Для построения объекта, состоящего только из горизонтальных и вертикальных линий в КОМПАС-3D используют команду:

а) – ортогональное черчение;

б) – глобальные привязки;

в) – заливка.


4. Для указания размеров сопряжений используют инструмент:

а) – линейный размер;

б) – диаметральный размер;

в) – радиальный размер.


5. Для указания видимых контуров объекта используют стиль линии:

а)

б)

в)


Вставьте пропущенное слово:

6. Плавный переход одной линии в другую называют .


7. 2:1 называют масштабом .


Ответьте на вопросы:

8. В каких единицах выражают линейные размеры на машиностроительных чертежах?


9. Что называется масштабом?


Дополните определение:

10. Эскиз это



Правильные ответы:

1 – б

2 – в

3 – а

4 – в

5 – а

6 – сопряжение

7 – масштаб увеличения

8 – в миллиметрах

9 – Масштаб – это соотношение линейных размеров на графическом изображении к истинным величинам объекта.

10 – Эскиз – рабочий чертеж, выполненный от руки, с соблюдением пропорций на глаз




Приложение 4


Тест «Моделирование и прототипирование»

Выберите правильный ответ.


  1. При выполнении чертежа цилиндрической детали в соответствии с ГОСТ допускается указывать диаметр отверстия:

А). знаком Ø или буквой D;

Б). только знаком Ø;

В). знаком Ø или буквой d;

Г). только буквой Ф

2. При создании нового документа предлагается выбор типа документа:

А). Чертеж;

Б). Деталь;

В). Сборка

Г). Фрагмент, Текстовый документ, Спецификация, Технологическая сборка;

Д). Всё перечисленное.

3. В каком формате должна быть сохранена модель для печати?

А). STEP

Б). STL

В). PARASOLID

4. Для просмотра структуры чертежа и 3D модели предусмотрено отображение:

А). «Дерева» чертежа и «дерева» модели;

Б). «Дома» чертежа и «дома» модели;

В). «Скелета» чертежа и «скелета» модели.

5. Фаска это:

А). Поверхность, образованная винтовым перемещением плоского контура по цилиндрической или конической поверхности и предназначена для соединения деталей.

Б). Тонкая стенка, чаще треугольной формы, служащая для увеличения прочности

В). Скошенная кромка, выполненная на цилиндрической поверхности детали или срезанное ребро

Г). Плавный переход от одной поверхности к другой по радиусу.

6. Сырьем для производства какого пластика служат ежегодно возобновляемые ресурсы, такие как кукуруза и сахарный тростник?

А). NYLON

Б). WOOD

В). PLA

Г). HIPS

7. Филамент — это:

А). расходный материал, используемый при создании 3D-моделей при помощи 3D-принтера или 3D-ручки;

Б). способ заполнения модели при 3D-печати;

В). инструмент для заполнения полигональных "дырок" при 3D-моделировании.

8. Базовый вид 3D-моделирования?

А). Твердотельное моделирование.

Б). Каркасное моделирование.

В). Полигональное моделирование.

Г). Поверхностное моделирование.

9. Что из перечисленного не является программным обеспечением для создания 3D-моделей?

А). Agisoft PhotoScan;

Б). Blender;

B). Autodesk 3Ds Max;

Г). Microsoft Office PowerPoint.

10.В каких направлениях используется 3D-моделирование в медицине? (Выберите два варианта)

А). Точечная и комплексная томография.

Б). Выявление заболеваний сердечно-сосудистой системы.

В). Создание и конструирование протезов.

11. Дайте определение 3D- моделированию:

А). Область деятельности, в которой компьютерные технологии используются для создания изображений.

Б). Процесс создания трёхмерной модели объекта.

В). Построении проекции в соответствии с выбранной физической моделью.

12. Назначение команды Привязки?

А). Привязка вида изображения к чертежу.

Б). Точное черчение.

В). Связь окна с элементами.

Г). Более быстрый переход к команде.

13. Кнопка позволяет выполнить команду

А). поставить сетку

Б). поставить штриховку

В). поставить привязки

Г). Копировать

14. Последовательность создания эскиза 3D модели:

А). Выбор плоскости - Операция «Эскиз» - Создание контура детали - Выход из эскиза;

Б). Создание контура детали - Операция «Эскиз» - Выбор плоскости - Выход из эскиза;

В). Операция «Эскиз» - Выбор плоскости - Выход из эскиза - Создание контура детали.

15. Выделенные объекты по умолчанию подсвечиваются цветом:

А). красным

Б). желтым

В). синим

Г). зеленым





Приложение 5


Практическое задание

Задание: по предложенному образцу разработайте свой, приближённый к нему рисунок изделия с указанием размеров, создайте 3D-модель изделия в системе автоматизированного проектирования (САПР), подготовьте проект для печати прототипа на 3D-принтере, выполните чертёж изделия.

Образец: «Пирамидка».



Рис. 1. Образец изделия «Пирамидка»


Габаритные размеры изделия: не более 70×70×70 мм (стороны квадрата основания и высота соответственно)

Прочие размеры и требования:

  • Основание наиболее широкое, квадратное, все углы скруглены.

  • Диаметр стержня Ø8 мм, окончание со скруглением или фаской.

  • Кольца округлой формы, рёбра скруглены, верхние кольца в диаметре меньше нижних, уменьшаются равномерно.

  • Форму верхнего элемента разработайте самостоятельно.

  • Предусмотрите зазор между стержнем и кольцами, чтобы они надевались свободно.


Дизайн:

- Используйте произвольный цвет для модели, отличный от базового серого.

- Подумайте про эргономику формы изделия, постарайтесь сделать его наиболее удобным для использования.


Рекомендации:

  • При разработке модели следует учесть погрешность печати (при конструировании отверстий, пазов и выступов).

  • При подготовке 3D-модели к печати пластиковым прутком следует размещать деталь в программе-слайсере на наибольшем из плоских её оснований, поскольку 3D-принтер наращивает модель снизу-вверх.


Приложение 6


Практическое задание

Задание: по предложенному образцу разработайте эскиз изделия, создайте 3D-модель изделия в системе автоматизированного проектирования (САПР), подготовьте проект для печати прототипа на 3D-принтере, выполните чертёж изделия.

Образец: «Кружка с логотипом».


Рис. 2. Образец изделия «Кружка с логотипом»


Габаритные размеры изделия: не более 120 × 100 × 100 мм (диаметр с ручкой, диаметр без учёта ручки, высота соответственно).

Прочие размеры и требования:

  • внутреннее отверстие ручки должно быть удобно для пальца, скруглено и иметь размер не менее 20 мм;

  • верхний контур кружки должен иметь повышенную жёсткость

  • утолщение с удобной формой загубника;

  • внутренняя поверхность кружки должна быть целой, без отверстий, и удобна для мытья – следует избегать острых углов и выступов;

  • основание кружки должно быть устойчивое, усиленное (на образце это кольцевое утолщение, хотя можно разработать иное).

Дизайн:

  • используйте произвольный цвет для модели, отличный от базового серого;

  • подумайте про эргономику формы изделия, постарайтесь сделать его наиболее удобным для использования;

  • украсьте изделие плоским рельефным логотипом, например, «3D» или «Т» – от слова «технология».



Приложение 7


Практическое задание

1. Постройте полный конус вращением высота 50 мм, радиус 15 мм

2. Постройте усеченный конус вращением высота 40 мм, радиус нижнего основания 20 мм, радиус верхнего основания 10 мм

3. Постройте полный конус выдавливанием радиус 30 мм, выдавить на расстояние 60 мм, Уклон 1 внутрь, Угол 1 равен 26,5°

4. Постройте цилиндр выдавливанием радиус 20 мм, выдавить на расстояние 45 мм, Угол 1 равен 0°


№ п/п

Тело вращения/ Способ построения

Основание или образующая тела вращения

Вид эскиза или образующей

Трехмерная модель тела вращения

1

Полный конус / выдавливанием

Окружность


2

Полный конус / вращением

Прямоугольный треугольник


3

Цилиндр / выдавливанием

Окружность


4

Усеченный конус / выдавливанием

Окружность


Приложение 8


Практическое задание

«Построить «по сечениям» трехмерную модель фигуры»

Приложение 9


Практическое задание

«Построить «по сечениям» трехмерную модель фигуры по трем видам»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33»

* 663333, Красноярский край, г.Норильск, район Талнах, улица Энтузиастов, 5

(/факс: (3919) 44-18-81; e-mail: [email protected]



РАССМОТРЕНО


СОГЛАСОВАНО


УТВЕРЖДЕНО

Протокол МО № от.


Протокол НМС № 1 от.


Приказ № от.

Руководитель МО


Руководитель НМС


Директор МБОУ «СШ №33»

М.Ш. Байрамгулова


Е.В.Ожогина


Е.Н. Ковалева

(ФИО)


(ФИО)


(ФИО)




Рабочая программа стартового (ознакомительного) уровня сложности кружка «МОДЕЛИРУЙ И ПЕЧАТАЙ»

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технического направления

профиль: 3-d моделирование и прототипирование


Форма обучения: очная


Место реализации: МБОУ «СШ № 33», кабинет № 17;


Срок реализации программы: 2022-2023


Кол-во учебных недель: 36


Всего академических часов: 108


Форма обучения: очная

Форма работы: групповая, индивидуальная


Продолжительность занятий: 45 минут



Педагог ДО: Шестакова Ольга Анатольевна

Спиркович Ирина Васильевна


______________________

(подпись)


2022-2023 учебный год

Аннотация


Дополнительная общеобразовательная программа «Моделируй и печатай» технической направленности направленна на овладение инструментами компьютерных программ для моделирования и проектирования.

Развитие технологий прототипирования привело к появлению на рынке множества сравнительно недорогих устройств для печати 3D-моделей, что позволило включить ЗD-принтер в образовательный процесс учебного коллектива.

Программа «ЗD-моделирование» в том числе ориентирована на изучение принципов проектирования и 3D-моделирования для создания и практического изготовления отдельных элементов технических проектов обучающихся, и тем самым способствует развитию конструкторских, изобретательских, научно-технических компетентностей и нацеливает детей на осознанный выбор необходимых обществу профессий, как инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик, дизайнер и т.д.

Деятельность по моделированию способствует воспитанию активности школьников в познавательной деятельности, развитию высших психических функций (повышению внимания, развитию памяти и логического мышления), аккуратности, самостоятельности в учебном процессе.

Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.

Особенностями программы являются: развитие навыков трехмерного моделирования и объемного мышления, которые способствуют дальнейшему формированию взгляда обучающихся на мир, раскрытию роли информационных технологий в формировании естественнонаучной картины мира, формированию компьютерного стиля мышления, подготовке обучающихся к жизни в информационном обществе. Сферой применения 3D графики является моделирование сложных трехмерных объектов в архитектуре, строительстве, энергосетях, инженерии, дизайне интерьеров, ландшафтной архитектуре, градостроительстве, дизайне игр, кинематографе и телевидении, деревообработке, 3d печати, образовании и др

Направленность программы: техническая.

Профиль: 3-D моделирование

Данная программа ДООП «Моделируй и печатай» рассчитаны на учащихся от 11 до 17 лет, которые имеют минимальные навыки работы с компьютером, исходя из возможностей технического обеспечения (количество компьютеров). При дальнейшем совершенствовании своего мастерства, учащиеся могут и должны реализовать свои возможности на соревнованиях, олимпиадах и турнирах различного уровня, результатом чего будут их личные успехи и достижения.

Количество обучающихся: от 13 до 15 человек.



1.2. Цель и задачи программы:


Цель: раскрытие интеллектуального и творческого потенциала детей с использованием возможностей программы трёхмерного моделирования. Обучение основам 3D моделирования, 3D печати. Приобщение учащихся к графической культуре и приобретение учащимися умений и навыков самостоятельной, последовательной деятельности.

Задачи ДООП "Моделируй и печатай" подразделяются на:

Обучающие:

  • формирование умения сознательного и рационального применения компьютера в построении геометрических и графических объектов, способствующей повышению эффективности обучения;

  • получение первоначальных знаний о 3D-моделировании, 3D-печати;

  • знакомство с приемами доработки моделей под 3D-печать;

  • формирование технологических навыков моделирования и проектирования;

  • формирование навыков работы в проектных технологиях;

  • геометрические построения и преобразования;

  • усвоение функциональных понятий и приобретение графической, логической культуры;

  • формирование знания структуры стандартов ЕСКД и умений пользоваться ими;

  • формирование опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к знаниям, процессу познания.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса;

  • развитие технического и образного мышления, а также пространственных представлений, имеющих большое значение в трудовом обучении, производственной деятельности и техническом творчестве;

  • способности применения знаний для создания собственных моделей;

  • способности к аналитическому мышлению, навыков самостоятельной работы, умения проводить сравнительный анализ и обобщать;

Воспитательные:

  • формирование мировоззренческих представлений о роли компьютерной графики в общественном прогрессе;

  • стимулирование самостоятельности учащихся в изучении теоретического материала и решении графических задач, создании ситуации успеха по преодолению трудностей, воспитании трудолюбия, волевых качеств личности;

  • подготовка школьников к активной, полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества, к продолжению образования;

  • воспитание нравственных качеств личности: настойчивости, целеустремленности, творческой активности и самостоятельности, трудолюбия;

  • эстетическое воспитание.


    1. Учебный план


Дата

Темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации/ контроля

всего

теор

практ


Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере. Основные понятия компьютерной графики

3

2

1

Практическая работа

Назначение графического редактора КОМПАС-3D Запуск программы. Основные элементы рабочего окна, панели программы КОМПАС-3D.

3

2

1

Практическая работа

Изменение размера изображения. Выбор формата чертежа и основной надписи

3

2

1

Практическая работа

Построение геометрических примитивов. Команды ввода многоугольника и прямоугольника

3

1

2

Практическая работа

Изучение системы координат. Выполнение работы «Линии чертежа». Понятие привязок

3

1

2

Практическая работа

Конструирование объектов. Редактирование чертежа

3

1

2

Практическая работа

Отмена и повтор действий. Выделение объектов Удаление объектов. Усечение объектов

3

1

2

Практическая работа

Выполнение упражнений по теме: Редактирование объектов

3

-

3

Практическая работа

Копирование объектов при помощи мыши. Команда «Копия», «Масштабирование»

3

1

2

Практическая работа

Команды «Сдвиг», «Поворот», «Симметрия»

3

1

2

Практическая работа

Построение геометрических объектов по сетке. Алгоритм построения прямоугольника по сетке

3

1,5

1,5

Практическая работа

Выполнение упражнений по теме «Построение геометрических объектов по сетке»

3

0,5

2,5

Практическая работа

Основные понятия сопряжений в чертежах деталей. Построение сопряжений в чертежах деталей в программе КОМПАС

3

1

2

Практическая работа

Построение детали подвески и державки по заданным размерам с использованием сопряжений

3

1

2

Практическая работа

Построение детали «крюка», «подвески»

3

1

2

Практическая работа

Строка состояния объектов. Управление окном Дерева построения.

3

1

2

Практическая работа

Построение трехмерной модели параллелепипеда и моделей правильных многогранников. Упражнение «Трехмерная модель куба»

3

1

2

Практическая работа

Упражнение «Трехмерных модели правильной и неправильной четырехгранной пирамид»

3

1

2

Практическая работа

Упражнение «Построение трехмерной модели трехгранной призмы и трехгранной пирамиды»

3

1

2

Практическая работа

Выполнить трехмерную модель восьмигранной и девятигранной призмы с параметрами

3

1

2

Практическая работа

Построение трехмерных моделей тел вращения по основанию Упражнение «Трехмерная модель цилиндра и конуса»

3

1

2

Практическая работа

Построение трехмерных моделей тел вращения по образующей линии. Выполнения упражнения «Построение трехмерной модели тела вращения по заданной образующей линии»

3

1

2

Практическая работа

Моделирование сложного геометрического объекта

3

2

1

Практическая работа

Операции программы КОМПАС-3D «Приклеить выдавливанием», «Вырезать выдавливанием»

3

1

2

Практическая работа

Моделирование сложного геометрического объекта, представленного по двум проекциям

3

1

2

Практическая работа

Моделирование сложного геометрического объекта, представленного по трем проекциям

3

1

2

Практическая работа

Упражнения по теме: Моделирование сложного геометрического объекта

3

1

2

Практическая работа

Построение трехмерной модели фигуры, состоящей из пересекающихся геометрических тел: шестигранной призмы и цилиндра

3

1

2

Практическая работа

Построение трехмерной модели фигуры, состоящей из пересекающихся геометрических тел: двух шестигранных призм и цилиндра

3

1

2

Практическая работа

Построение кинематических поверхностей способом параллельного переноса («по сечениям»)

3

1

2

Практическая работа

Построение фигуры, состоящей из призмы и пересеченного с ней конуса, построенного «по сечениям»

3

1

2

Практическая работа

Задание «Построить «по сечениям» трехмерную модель фигуры»

3

0,5

2,5

Практическая работа

Задание «Построить «по сечениям» трехмерную модель фигуры по трем видам»

3

0,5

2,5

Практическая работа

Задание «Построить «по сечениям» трехмерную модель наклонных многогранников»

3

0,5

2,5

Практическая работа

Самостоятельные задания по теме: «Построение «по сечениям»

3

-

3

Творческая работа

Самостоятельные задания по теме «Трехмерное моделирование»

3

-

3

Творческая работа


Итого

108





    1. Содержание учебного плана


Тема 1. Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере. Основные понятия компьютерной графики. Использование программ компьютерной графики, в частности 3-D моделирования для решения различных задач.

Тема 2. Назначение графического редактора КОМПАС-3D. Запуск программы. Основные элементы рабочего окна, панели программы КОМПАС-3D. Основные понятия компьютерной среды «Компас-3D». Настройки параметров системы и текущего документа. Управление изображением. Команды и способы управления изображением. Сохранение файла. Автоматическое сохранение.

Тема 3. Изменение размера изображения. Выбор формата чертежа и основной надписи. Виды объектов. Линии. Типы линий. Особенности в наименованиях типов линий и их цветов. Построение отрезков. Параметры команды. Построение контура по вспомогательным прямым. Построение окружностей, многогранников, эллипсов. Параметры команд.

Тема 4. Построение геометрических примитивов. Команды ввода многоугольника и прямоугольника

Тема 5. Изучение системы координат. Изучение порядка выполнения команд при создании модели. Настройка расположения систем координат, плоскостей проекции Выполнение работы «Линии чертежа». Понятие привязок. Привязки. Глобальные и локальные привязки. Настройка глобальных привязок. Вспомогательные прямые. Назначение, виды и способы применения.

Тема 6. Конструирование объектов. Редактирование чертежа

Тема 7. Отмена и повтор действий. Выделение объектов Удаление объектов. Усечение объектов

Тема 8. Выполнение упражнений по теме: Редактирование объектов

Тема 9. Копирование объектов при помощи мыши. Команда «Копия», «Масштабирование»

Тема 10. Команды «Сдвиг», «Поворот», «Симметрия»

Тема 11. Построение геометрических объектов по сетке. Алгоритм построения прямоугольника по сетке

Тема 12. Выполнение упражнений по теме «Построение геометрических объектов по сетке»

Тема 13. Основные понятия сопряжений в чертежах деталей. Построение сопряжений в чертежах деталей в программе КОМПАС

Тема 14. Построение детали подвески и державки по заданным размерам с использованием сопряжений

Тема 15. Построение детали «крюка», «подвески»

Тема 16. Строка состояния объектов. Управление окном Дерева построения.

Тема 17. Построение трехмерной модели параллелепипеда и моделей правильных многогранников. Упражнение «Трехмерная модель куба»

Тема 18. Упражнение «Трехмерных модели правильной и неправильной четырехгранной пирамид»

Тема 19. Упражнение «Построение трехмерной модели трехгранной призмы и трехгранной пирамиды»

Тема 20. Выполнить трехмерную модель восьмигранной и девятигранной призмы с параметрами

Тема 21. Построение трехмерных моделей тел вращения по основанию Упражнение «Трехмерная модель цилиндра и конуса»

Тема 22. Построение трехмерных моделей тел вращения по образующей линии. Выполнения упражнения «Построение трехмерной модели тела вращения по заданной образующей линии»

Тема 23. Моделирование сложного геометрического объекта.

Тема 24. Операции программы КОМПАС-3D «Приклеить выдавливанием», «Вырезать выдавливанием». Создание формы методом выдавливания. Панель свойств и параметры операций. Операции приклеивания и вырезания. Требования к эскизу приклеиваемого или вырезаемого элемента при операции выдавливании. Тонкостенный элемент. Локализации ошибок.

Тема 25. Моделирование сложного геометрического объекта, представленного по двум проекциям

Тема 26. Моделирование сложного геометрического объекта, представленного по трем проекциям

Тема 27. Упражнения по теме: Моделирование сложного геометрического объекта

Тема 28. Построение трехмерной модели фигуры, состоящей из пересекающихся геометрических тел: шестигранной призмы и цилиндра

Тема 29. Построение трехмерной модели фигуры, состоящей из пересекающихся геометрических тел: двух шестигранных призм и цилиндра

Тема 30. Построение кинематических поверхностей способом параллельного переноса («по сечениям»)

Тема 31. Построение фигуры, состоящей из призмы и пересеченного с ней конуса, построенного «по сечениям»

Тема 32. Задание «Построить «по сечениям» трехмерную модель фигуры»

Тема 33. Задание «Построить «по сечениям» трехмерную модель фигуры по трем видам»

Тема 34. Задание «Построить «по сечениям» трехмерную модель наклонных многогранников»

Тема 35. Самостоятельные задания по теме: «Построение «по сечениям». Создание авторских моделей и их печать

Тема 36. Самостоятельные задания по теме «Трехмерное моделирование». Создание авторских моделей и их печать. Подведение итогов.


1.5. Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты:

  • умение определять виды линий, которые необходимы для построения объекта;

  • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, базирующихся на ИКТ;

  • развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами

  • учащиеся должны знать:

  • правила безопасной работы;

  • основы работы в Компас-3D;

  • конструктивные особенности 3D-принтера;

  • правила доработки моделей под 3D-печать;

  • как использовать 3D-принтер;

  • учащиеся должны уметь:

  • принимать или намечать учебную задачу и ее конечную цель.

  • создавать 3D-модели в Компас-3D по собственному замыслу;

  • самостоятельно решать технические задачи в процессе 3D-моделирования;

  • подготавливать 3D-модели для печати;


    1. Календарно-тематическое планирование


Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Коррек-тировка

Дата по факту

Виды, форма контроля

Применение

1

1

Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере. Основные понятия компьютерной графики

3




Беседа, выполнение практической работы


2

2

Назначение графического редактора КОМПАС-3D Запуск программы. Основные элементы рабочего окна, панели программы КОМПАС-3D.

3




Беседа, выполнение практической работы


3

3

Изменение размера изображения. Выбор формата чертежа и основной надписи

3




Беседа, выполнение практической работы


4

4

Построение геометрических примитивов. Команды ввода многоугольника и прямоугольника

3




Беседа, выполнение практической работы


5

5

Изучение системы координат. Выполнение работы «Линии чертежа». Понятие привязок

3




Беседа, выполнение практической работы


6

6

Конструирование объектов. Редактирование чертежа

3




Беседа, выполнение практической работы


7

7

Отмена и повтор действий. Выделение объектов Удаление объектов. Усечение объектов

3




Беседа, выполнение практической работы


8

8

Выполнение упражнений по теме: Редактирование объектов

3




Беседа, выполнение практической работы


9

9

Копирование объектов при помощи мыши. Команда «Копия», «Масштабирование»

3




Беседа, выполнение практической работы


10

10

Команды «Сдвиг», «Поворот», «Симметрия»

3




Беседа, выполнение практической работы


11

11

Построение геометрических объектов по сетке. Алгоритм построения прямоугольника по сетке

3




Беседа, выполнение практической работы


12

12

Выполнение упражнений по теме «Построение геометрических объектов по сетке»

3




Беседа, выполнение практической работы


13

13

Основные понятия сопряжений в чертежах деталей. Построение сопряжений в чертежах деталей в программе КОМПАС

3




Беседа, выполнение практической работы


14

14

Построение детали подвески и державки по заданным размерам с использованием сопряжений

3




Беседа, выполнение практической работы


15

15

Построение детали «крюка», «подвески»

3




Беседа, выполнение практической работы


16

16

Строка состояния объектов. Управление окном Дерева построения.

3




Беседа, выполнение практической работы


17

17

Построение трехмерной модели параллелепипеда и моделей правильных многогранников. Упражнение «Трехмерная модель куба»

3




Беседа, выполнение практической работы


18

18

Упражнение «Трехмерных модели правильной и неправильной четырехгранной пирамид»

3




Беседа, выполнение практической работы


19

19

Упражнение «Построение трехмерной модели трехгранной призмы и трехгранной пирамиды»

3




Беседа, выполнение практической работы


20

20

Выполнить трехмерную модель восьмигранной и девятигранной призмы с параметрами

3




Беседа, выполнение практической работы


21

21

Построение трехмерных моделей тел вращения по основанию Упражнение «Трехмерная модель цилиндра и конуса»

3




Беседа, выполнение практической работы


22

22

Построение трехмерных моделей тел вращения по образующей линии. Выполнения упражнения «Построение трехмерной модели тела вращения по заданной образующей линии»

3




Беседа, выполнение практической работы


23

23

Моделирование сложного геометрического объекта

3




Беседа, выполнение практической работы


24

24

Операции программы КОМПАС-3D «Приклеить выдавливанием», «Вырезать выдавливанием»

3




Беседа, выполнение практической работы


25

25

Моделирование сложного геометрического объекта, представленного по двум проекциям

3




Беседа, выполнение практической работы


26

26

Моделирование сложного геометрического объекта, представленного по трем проекциям

3




Беседа, выполнение практической работы


27

27

Упражнения по теме: Моделирование сложного геометрического объекта

3




Беседа, выполнение практической работы


28

28

Построение трехмерной модели фигуры, состоящей из пересекающихся геометрических тел: шестигранной призмы и цилиндра

3




Беседа, выполнение практической работы


29

29

Построение трехмерной модели фигуры, состоящей из пересекающихся геометрических тел: двух шестигранных призм и цилиндра

3




Беседа, выполнение практической работы


30

30

Построение кинематических поверхностей способом параллельного переноса («по сечениям»)

3




Беседа, выполнение практической работы


31

31

Построение фигуры, состоящей из призмы и пересеченного с ней конуса, построенного «по сечениям»

3




Беседа, выполнение практической работы


32

32

Задание «Построить «по сечениям» трехмерную модель фигуры»

3




Выполнение практической работы


33

33

Задание «Построить «по сечениям» трехмерную модель фигуры по трем видам»

3




Выполнение практической работы


34

34

Задание «Построить «по сечениям» трехмерную модель наклонных многогранников»

3




Выполнение практической работы


35

35

Самостоятельные задания по теме: «Построение «по сечениям»

3




Выполнение практической работы


36

36

Самостоятельные задания по теме «Трехмерное моделирование»

3




Выполнение практической работы



28



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа ДООП "Моделируй и печатай"

Автор: Спиркович Ирина Васильевна

Дата: 25.02.2023

Номер свидетельства: 626553


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства