kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности «МУЗЫКАЛЬНАЯ РИТМИКА», 1-4 кл.(ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа внеурочной деятельности обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально-хоровая работа и ритмические упражнения. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО по организации внеурочной деятельности учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «МУЗЫКАЛЬНАЯ РИТМИКА», 1-4 кл.(ФГОС)»


МБОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа № 1»

Черлакского муниципального района Омской области





Согласована Утверждена,

на заседании методического совета директор __________

заместитель директора Г. Т. Карачинцева

по УВР_____________ приказ №

Л. Е. Воротницкая от « »____________ 2015

от « » _____________ 2015









Программа

внеурочной деятельности

«МУЗЫКАЛЬНАЯ РИТМИКА»,

1-4 кл.
















Кирьянова Олеся Валерьевна,

учитель музыки,

высшая квалификационная категория










2015

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально-хоровая работа и ритмические упражнения. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО по организации внеурочной деятельности учащихся.

Данная образовательная программа составлена на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; И.Н. Ходнева «Студия вокала»; В. В. Емельянов «Певческая Школа»; Е.В. Жарова «Хоровое пение»; » Р.А. Жданова «Сольное пение и другие.

Наблюдая за детьми, можно увидеть, что первым источником незаинтересованной радости детей является музыка. Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционально осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения.

Младенец в колыбели, не понимающий слов матери, успокаивается под пение, затем старается воспроизвести услышанную мелодию сам, баюкая себя. С этих пор у ребёнка появляется потребность в песне. С этого момента малыш, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки - попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много.

Вокально-хоровая работа на уроках музыки в школе в большинстве случаев сводится к разучиванию песен, т.к. специальной методики постановки певческого голоса в программе по музыке нет. При подготовке внеклассных мероприятий основной акцент ставится на постановку ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка.

Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка – движение». Известный швейцарский педагог Э.Жак - Далькроз разработал систему ритмического воспитания детей, а преподаватель Иерусалимской академии Вероника Коэн - пластического интонирования на уроке музыки, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой. Исследовали эту область и отечественные педагоги – Д. Кабалевский, Н.Г.Александрова, Н.П.Збруева и др.

Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где обучающийся выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.


Цель программы - сформировать устойчивый интерес к музыкальному искусству и исполнительские вокально – ритмические навыки.

Задачи:

· создать условия для самовыражения детей, актуализации личностных качеств обучающихся;

· воспитывать любовь и интерес к вокальным произведениям различных музыкальных стилей;

· развитие музыкальности; чувства ритма, слуха, памяти, певческого голоса, творческого мышления; танцевальной выразительности;

· развитие музыкальности; чувства ритма, слуха, памяти, певческого голоса, творческого мышления; танцевальной выразительности;

· формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через пение, слушание и исполнение музыки.


Общая характеристика курса.

Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в начальной школе предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в период формирования певческих навыков.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 7 – 10 лет.

Сроки реализации программы – 4 года, занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятий в 1 классе 40 минут, во 2 и 3 классах – 45 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.

Основной формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

  • вокально-хоровая работа;

  • музыкальная грамота;

  • музыкально-ритмические упражнения;

  • дыхательная гимнастика.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.

Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания.

Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

  • формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;

  • формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

  • формирование эмоциональное отношение к искусству;

  • формирование духовно-нравственных оснований;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

  • планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;

  • выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.

коммуникативные УУД:

  • участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

  • уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;

  • применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;

познавательные УУД:

  • использовать знаково-символические средства для решения задач;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

Предметные результаты:

  • осуществлять элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

  • знать нотную грамоту;

  • выполнять правильную певческую установку;

  • знать особенности музыкального языка.

  • применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

  • исполнять одноголосные и двухголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;

  • выражать образное содержание музыки через пластику;

  • создавать коллективные музыкально-пластические композиции;

  • исполнять вокально-хоровые произведения.

В качестве главных методов программы избраны методы:.

Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

Творческий подход: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально - сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

Метод импровизации и сценического мастерства: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Различные формы рабо­ты дают возможность педагогу более полно раскрыть индивидуальные особенности каждого участника группы, развивать обучаемого, предлагает решение следующих задач:

- постановка дыхания;

- работа над расширением певческого диапазона;

- развитие музыкального слуха и ритма.



Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие принципы:

принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
 - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу;

- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);

- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Формы проведения занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, ко­торые иллюстрируются поэтическими и музыкальными приме­рами, наглядными пособиями, видеоматериалами.

Практические занятия, на которых дети осваивают музы­кальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция, на которой отрабатывают­ся концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Занятие-экскурсия - посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

Каждое занятие строится по схеме:

  1. настройка певческих голосов: комплекс упражнений для
    работы над певческим дыханием (2-Змин);

  2. дыхательная гимнастика;

  3. распевание;

  4. пение вокализов;

  5. работа над произведением;

  6. анализ занятия;

  7. задание на дом.

Все это постепенно и последовательно усложняется от заня­тия к занятию.

Концертная деятельность - репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя..

Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

Выставка фотоматериала из выступлений студии(презентация, видеоматериал).

Итоговое занятие.

Урок-концерт.

Успехи, результат.

Беседа о вокальной студии.

Отчетный концерт.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, обучающихся, в призовых местах, благодарственных письмах, портфолио, самооценке «Путь к успеху».







Учебно-тематический план

1 год обучения (68ч.)

1 КЛАСС

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0

1

2

Первичная

диагностика

2

0

2

3

Нотная азбука

5

5

5

4

Исполнение с аккомпанементом

5

3

5

5

Работа с фонограммой

10

5

10

6

Работа над репертуаром

10

5

5

7

Работа с микрофоном

10

5

5

8

Промежуточная диагностика

2

0

2

9

Сценическая культура

5

2

2

10

С песенкой по лесенке

5

2

3

11

Волшебной музыки страна

2

1

1

12

Итоговая диагностика

2

0

2

13

Концертная деятельность

8

0

8


Итого

68

28

50






















Календарно-тематическое планирование

1 год обучения (68ч.)

1 КЛАСС


Тема занятия

Цели и задачи

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие

- познакомить обучающихся с режимом работы студии, правилами поведения, провести инструктаж по ТБ;

- дать представление о предмете, его особенностях.



2

Первичная

диагностика

- провести диагностику уровня развития музыкальных способностей учащихся.



3

Нотная азбука

- познакомить обучающихся с нотной азбукой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины;

- научить находить ноты в тексте и на клавиатуре.



4

Исполнение с аккомпанементом

- работать над интонированием мелодии; сольным пением; правильной певческой установкой;

- развивать координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента.



5

Работа с фонограммой

-развитие артикуляционного аппарата;

- приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха;

- умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера.



6

Работа над репертуаром

- повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.



7

Работа с микрофоном

- учить правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки;

-познакомить с приёмами работы с микрофоном.



8

Промежуточная диагностика

- провести промежуточную диагностику развития музыкальных способностей обучающихся, развития их вокально-хоровых знаний, умений, навыков;

- повторить пройденный материал;

- закрепить вокально-хоровые навыки;

- проследить положительную динамику развития творческих способностей обучающихся.



9

Сценическая культура

- развивать сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; - познакомить с элементами хореографии;

- развивать творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.




10

С песенкой по лесенке

- дать представление о выразительности в музыке;

- развивать навыки и вокальные умения;

- развивать умение управлять своим голосом, соотносить его звучание со звучанием фортепиано;

- формировать навыки певческого дыхания и звукообразования;

- сформировать представления о взаимосвязи слова и музыки.



11

Волшебной музыки страна

- повторить пройденный материал;

- дать представление об особенностях музыки разных народов;

- дать понятие о национальной музыке;

- развивать умение слушать и анализировать музыку;

- накапливать слуховые впечатления;

- расширять музыкальный кругозор.



12

Итоговая диагностика

- повторять и закреплять пройденный материал;

- провести итоговую диагностику знаний, умений и навыков обучающихся;

- проследить динамику развития творческих способностей.



13

Концертная деятельность

- повторить и закрепить пройденный материал;

- развивать умения применять полученные знания в практической деятельности;

- накапливать вокально – хоровые навыки;

- воспитывать сценическую культуру;

- приобретать навыки концертных выступлений;

- развивать музыкальный кругозор;

- приобретать навыки работы с микрофонами.




Планируемый результат (1 ступень - 1 год обучения)

В результате обучения в студии «Музыкальная ритмика»

воспитанник получит возможность научиться:

- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- петь короткие фразы на одном дыхании;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

- петь легким звуком, без напряжения;

- на звуках первой октавы правильно показать индивидуальное

звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

- воспроизводить интонационно распевание;

- соблюдать гигиену певческого голоса;

- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им

(внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- различные манеры пения;

- понимать значение четкой дикции в исполнительской деятельности;

- к концу года спеть выразительно, осмысленно.


Учебно-тематический план

2 год обучения (34 ч.)

2 КЛАСС

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0

1

2

Первичная

диагностика

1

0

1

3

Техника пения

- Певческая установка

- Дыхание

- Голосовой аппарат

- Интонация

- Дикция

3

3

3

4

Музыкальная грамота

- Нотная грамота

- Ритм

- Лад: мажор, минор

- Пауза

3

3

3

5

Работа с фонограммой

3

3

3

6

Работа над репертуаром

3

2

3

7

Работа с микрофоном

4

2

4

8

Промежуточная диагностика

1

0

1

9

Сценическая культура

2

2

2

10

Мир вокруг нас

- Экскурсии

- Посещение концертов

2

0

2

11

Музыкальные фантазии

- Сочиняем сами

- Музыкальная живопись

2

1

2

12

Итоговая диагностика

1

0

1

13

Концертная деятельность

8

0

8


Итого

34

16

34


































Календарно-тематическое планирование

2 год обучения (34ч.)

2 КЛАСС


Тема занятия

Цели и задачи

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие

- познакомить обучающихся с режимом работы студии, правилами поведения, провести инструктаж по ТБ;

- дать представление о предмете, его особенностях.



2

Первичная

диагностика

- провести диагностику уровня развития музыкальных способностей учащихся.



3

Техника пения

- Певческая установка

- Дыхание

- Голосовой аппарат

- Интонация

- Дикция

- дать представление о строении голосового аппарата, его гигиене;

- развивать навыки певческого дыхания;

- развивать навыки интонирования;

- дать понятие о дикции, её роли в пении;

- развивать умение работать над музыкальной фразировкой;

- укреплять голосовой аппарат;

- развивать навыки правильного звукообразования;

- развивать навыки сольфеджирования.



4

Музыкальная грамота


- знакомство с нотной азбукой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины;

- учиться находить ноты в тексте и на клавиатуре



5

Работа с фонограммой


- развитие артикуляционного аппарата;

- приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования;

- развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера.



6

Работа над репертуаром

-повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.



7

Работа с микрофоном

- учиться правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки;

- закреплять основные приёмы работы с микрофоном.



8

Промежуточная диагностика

- провести промежуточную диагностику развития музыкальных способностей обучающихся, развития их вокально-хоровых знаний, умений, навыков;

- повторить пройденный материал;

- закрепить вокально-хоровые навыки;

- проследить положительную динамику развития творческих способностей обучающихся.



9

Сценическая культура

-развивать сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений;

- знакомство с элементами хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.



10

Мир вокруг нас

- Экскурсии

- Посещение концертов

- расширять кругозор обучающихся;

- развивать умение получать эстетическое удовольствие;

- способствовать накоплению слуховых впечатлений;

- прививать навыки поведения в культурных местах;

- развивать аналитические умения и навыки.



11

Музыкальные фантазии

- Сочиняем сами

- Музыкальная живопись

- развивать творческие способности;

- развивать умение импровизировать на заданную тему;

- дать представление о понятии «Музыкальная живопись»;

- развивать навыки самостоятельного сочинительства;

- развивать вокально – хоровые умения и навыки.



12

Итоговая диагностика

- повторять и закреплять пройденный материал;

- провести итоговую диагностику знаний, умений и навыков обучающихся;

- проследить динамику развития творческих способностей.



13

Концертная деятельность

- повторить и закрепить пройденный материал;

- развивать умения применять полученные знания в практической деятельности;

- накапливать вокально – хоровые навыки;

- воспитывать сценическую культуру;

- приобретать навыки концертных выступлений;

- развивать музыкальный кругозор.





Планируемый результат (2 ступень - 2 год обучения)

В результате обучения в студии «Музыкальная ритмика»

воспитанник получит возможность научиться:


- применять полученные знания в практической деятельности;

- ориентироваться в специальной терминологии;

- различать ноты по высоте и длительности, петь по нотной партитуре;

- применять полученные основные вокально-хоровые навыки сольного и хорового пения;

- использовать элементы ритмики и движения под музыку;

- работать в сценическом образе;

- различать основные музыкальные жанры, стили;

- воспринимать и анализировать музыку по средствам ее выразительности;

- использовать навыки импровизации на заданную тему;

- применять основные приёмы работы с микрофоном в вокальном пении;

- принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.




Учебно-тематический план

3 год обучения (34 ч.)

3 КЛАСС

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0

1

2

Первичная

диагностика

1

0

1

3

Техника пения

- Певческая установка

- Дыхание

- Голосовой аппарат

- Интонация

- Дикция

3

3

3

4

Музыка голоса

2

1

2

5

Музыкальная грамота

3

1

3

6

Средства музыкальной выразительности.

2

0

2

7

Работа с фонограммой

3

3

3

8

Работа над репертуаром

3

2

3

9

Работа с микрофоном

3

2

3

10

Промежуточная диагностика

1

0

1

11

Сценическая культура

2

2

1

12

Мир вокруг нас

- Экскурсии

- Посещение концертов

2

0

2

13

Музыкальные фантазии

- Сочиняем сами

- Музыкальная живопись

2

1

2

14

Итоговая диагностика

1

0

1

15

Концертная деятельность

4

0

4


Итого

34

15

32





































Календарно-тематическое планирование

3 год обучения (34ч.)

3 КЛАСС


Тема занятия

Цели и задачи

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие

- познакомить обучающихся с режимом работы студии, правилами поведения, провести инструктаж по ТБ;

- дать представление о предмете, его особенностях.



2

Первичная

диагностика

- провести диагностику уровня развития музыкальных способностей учащихся.



3

Техника пения

- Певческая установка

- Дыхание

- Голосовой аппарат

- Интонация

- Дикция

- дать представление о строении голосового аппарата, его гигиене;

- развивать навыки певческого дыхания;

- развивать навыки интонирования;

- дать понятие о дикции, её роли в пении;

- развивать умение работать над музыкальной фразировкой;

- укреплять голосовой аппарат;

- развивать навыки правильного звукообразования;

- развивать навыки сольфеджирования.



4

Музыка голоса

- дать представление о голос как о человеческом музыкальном инструменте, о способах извлечения различных звуков голосом;

- дать представление о строении голосо-речевого аппарата;

- сформировать представление о понятиях: сольное пение, дуэт, трио, хор и их особенностях;

- накапливать музыкально-слуховые впечатления, развивать музыкальный слух;

- накапливать вокально-хоровые навыки.



5

Музыкальная грамота


- знакомство с нотной азбукой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины;

- учиться находить ноты в тексте и на клавиатуре



6

Средства музыкальной выразительности.

- закрепить знания по теме;

- закрепить знания о средствах музыкальной выразительности;

- закрепить вокально-хоровые умения и навыки;

- дать понятия о более широком рассмотрении: темп, динамика, штрих, тембр, мелодия, их разновидности и названия;

- закрепить навыки сольфеджирования;

- закрепить навыки работы с музыкальной палитрой;

- закрепить умения ориентироваться в нотной записи;

- накапливать слуховые впечатления;

- развивать аналитическое мышление;

- развивать музыкальный кругозор;

- закреплять навыки выразительного исполнения вокальных



7

Работа с фонограммой


- развитие артикуляционного аппарата;

- приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования;

- развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера.



8

Работа над репертуаром

-повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.



9

Работа с микрофоном

- учиться правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки;

- закреплять основные приёмы работы с микрофоном.



10

Промежуточная диагностика

- провести промежуточную диагностику развития музыкальных способностей обучающихся, развития их вокально-хоровых знаний, умений, навыков;

- повторить пройденный материал;

- закрепить вокально-хоровые навыки;

- проследить положительную динамику развития творческих способностей обучающихся.



11

Сценическая культура

-развивать сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений;

- знакомство с элементами хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.



12

Мир вокруг нас

- Экскурсии

- Посещение концертов

- расширять кругозор обучающихся;

- развивать умение получать эстетическое удовольствие;

- способствовать накоплению слуховых впечатлений;

- прививать навыки поведения в культурных местах;

- развивать аналитические умения и навыки.



13

Музыкальные фантазии

- Сочиняем сами

- Музыкальная живопись

- развивать творческие способности;

- развивать умение импровизировать на заданную тему;

- дать представление о понятии «Музыкальная живопись»;

- развивать навыки самостоятельного сочинительства;

- развивать вокально – хоровые умения и навыки.



14

Итоговая диагностика

- повторять и закреплять пройденный материал;

- провести итоговую диагностику знаний, умений и навыков обучающихся;

- проследить динамику развития творческих способностей.



15

Концертная деятельность

- повторить и закрепить пройденный материал;

- развивать умения применять полученные знания в практической деятельности;

- накапливать вокально – хоровые навыки;

- воспитывать сценическую культуру;

- приобретать навыки концертных выступлений;

- развивать музыкальный кругозор.





Планируемый результат (3 ступень - 3 год обучения)

В результате обучения в студии «Музыкальная ритмика»

воспитанник получит возможность научиться:


- применять полученные знания в практической деятельности;

- ориентироваться в специальной терминологии;

- понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало пения и окончание);

- соблюдать реабилитацию при простудных заболеваниях;

- владеть правильным дыханием;

- опознавать и различать основные типы голосов;

- различать жанры вокальной музыки;

- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

- владеть сценическим образом;

- соблюдать певческую установку;

- дать критическую оценку своему исполнению;

- исполнять одноголосные и двухголосные произведения;

- использовать элементы ритмики и движения под музыку;

- принимать активное участие в концертах, фестивалях, конкурсах, творческой жизни студии.




Учебно-тематический план

4 год обучения (34 ч.)

4 КЛАСС

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

0

1

2

Строение голосового аппарата

1

0

1

3

Первичная

диагностика

1

0

1

4

Техника пения

- Певческая установка

- Дыхание

- Голосовой аппарат

- Интонация

- Дикция

3

3

3

5

Вокальные упражнения

1

0

1

6

Музыка голоса

2

1

2

7

Музыкальная грамота

1

1

1

8

Средства музыкальной выразительности.

2

0

2

9

Работа с фонограммой

3

3

3

10

Работа над репертуаром

3

2

3

11

Работа с микрофоном

3

2

3

12

Промежуточная диагностика

1

0

1

13

Сценическая культура

1

0

1

14

Мир вокруг нас

- Экскурсии

- Посещение концертов

2

0

2

15

Импровизация

1

1

1

16

Итоговая диагностика

1

0

1

17

Концертная деятельность

6

0

6

18

Путь к успеху

1

0

1


Итого

34

13

32


















Календарно-тематическое планирование

4 год обучения (34ч.)

4 КЛАСС


Тема занятия

Цели и задачи

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие

- познакомить обучающихся с режимом работы студии, правилами поведения, провести инструктаж по ТБ;

- дать представление о предмете, его особенностях.



2

Строение голосового аппарата

- познакомить обучающихся с основные компоненты системы голосообразования: - познакомить со строением гортани и голосовыми связками, артикуляционным аппаратом, регистровым строением голоса.



3

Первичная

диагностика

- провести диагностику уровня развития музыкальных способностей учащихся.



4

Техника пения

- Певческая установка

- Дыхание

- Голосовой аппарат

- Интонация

- Дикция

- дать представление о строении голосового аппарата, его гигиене;

- развивать навыки певческого дыхания;

- развивать навыки интонирования;

- дать понятие о дикции, её роли в пении;

- развивать умение работать над музыкальной фразировкой;

- укреплять голосовой аппарат;

- развивать навыки правильного звукообразования;



5

Вокальные упражнения.

- исполнять упражнения с сопровождением и без сопровождения;

музыкального инструмента. – развивать фонетический метод обучения пению;

- закрепить упражнения первого уровня формирования певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.



6

Музыка голоса

- дать представление о голос как о человеческом музыкальном инструменте, о способах извлечения различных звуков голосом;

- дать представление о строении голосо-речевого аппарата;

- сформировать представление о понятиях: сольное пение, дуэт, трио, хор и их особенностях;

- накапливать музыкально-слуховые впечатления, развивать музыкальный слух;

- накапливать вокально-хоровые навыки.



7

Музыкальная грамота


- знакомство с нотной азбукой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины;

- учиться находить ноты в тексте и на клавиатуре



8

Средства музыкальной выразительности.

- закрепить знания по теме;

- закрепить знания о средствах музыкальной выразительности;

- закрепить вокально-хоровые умения и навыки;

- дать понятия о более широком рассмотрении: темп, динамика, штрих, тембр, мелодия, их разновидности и названия;

- закрепить навыки сольфеджирования;

- закрепить навыки работы с музыкальной палитрой;

- закрепить умения ориентироваться в нотной записи;

- накапливать слуховые впечатления;

- развивать аналитическое мышление;

- развивать музыкальный кругозор;

- закреплять навыки выразительного исполнения вокальных



9

Работа с фонограммой


- развитие артикуляционного аппарата;

- приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования;

- развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера.



10

Работа над репертуаром

-повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.



11

Работа с микрофоном

- учиться правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки;

- закреплять основные приёмы работы с микрофоном.



12

Промежуточная диагностика

- провести промежуточную диагностику развития музыкальных способностей обучающихся, развития их вокально-хоровых знаний, умений, навыков;

- повторить пройденный материал;

- закрепить вокально-хоровые навыки;

- проследить положительную динамику развития творческих способностей обучающихся.



13

Сценическая культура

-развивать сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений;

- знакомство с элементами хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.



14

Мир вокруг нас

- Экскурсии

- Посещение концертов

- расширять кругозор обучающихся;

- развивать умение получать эстетическое удовольствие;

- способствовать накоплению слуховых впечатлений;

- прививать навыки поведения в культурных местах;

- развивать аналитические умения и навыки.



15

Импровизация

- развивать творческие способности;

- развивать умение импровизировать на заданную тему;

- дать представление о понятии «Музыкальная живопись»;

- развивать навыки самостоятельного сочинительства;

- развивать вокально – хоровые умения и навыки.



16

Итоговая диагностика

- повторять и закреплять пройденный материал;

- провести итоговую диагностику знаний, умений и навыков обучающихся;

- проследить динамику развития творческих способностей.



17

Концертная деятельность

- повторить и закрепить пройденный материал;

- развивать умения применять полученные знания в практической деятельности;

- накапливать вокально – хоровые навыки;

- воспитывать сценическую культуру;

- приобретать навыки концертных выступлений;

- развивать музыкальный кругозор.



18

Путь к успеху

- оценивать свою концертную деятельность в индивидуальном портфолио.




Планируемый результат (4 ступень - 4 год обучения)

В результате обучения в студии «Музыкальная ритмика»

воспитанник получит возможность научиться:


- применять полученные знания в практической деятельности;

- импровизировать на заданную тему

- ориентироваться в специальной терминологии;

- исполнять многоголосные произведения;

- соблюдать реабилитацию при простудных заболеваниях;

- владеть правильным дыханием;

- опознавать и различать основные типы голосов;

- различать жанры вокальной музыки;

- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

- владеть сценическим образом;

- оценить свою творческую деятельность;

- исполнять одноголосные и двухголосные произведения;

- использовать элементы ритмики и движения под музыку;

- принимать активное участие в концертах, фестивалях, конкурсах, творческой жизни студии.


Методические рекомендации

Особенности работы с вокальной группой обусловлены возрастными особенностями, их восприятия воспроизведении музыки. Знание этих возможностей - одно из важных условий правильной организации работы в коллективе. Оно помогает руководителю выбрать нуж­ный материал, вызвать и сохранить интерес, желание детей заниматься вокалом. Сохранить интерес на протяжении всего урока и решить задачи их музыкального развития поможет использование и умелое чередование различных форм работы при пении произведений, это сольфеджирование, пение в сопровождении фортепиано и под минусовую фонограмму. Одной из важнейших задач обучения является пение без сопровождения. При этом обостря­ются слуховые ощущения, быстрее достигается, ровность вокального звучания, чистого унисона, точность воспроизведения ритмического рисунка и динамических оттенков. Испол­няя песню в сопровождении, дети учатся петь в ансамбле с инструментом, слушать вступле­ние, замечать в сопровождении изобразительные моменты.

На индивидуальных занятиях большое внимание надо уделять правильной работе голосо­вого аппарата соблюдению певческой установки, прямому положению корпуса. Основным способом звукообразования для детей следует считать мягкую атаку.

Работа над дикцией дает правильное произношение слов и развитие речевого аппарата. Текст песни или упражнения должны быть понятны, поэтому слова нужно произносить ак­тивно и четко.

Важно уделять внимание работе над качеством звучания - развитию звонкости, полетнос­ти, ровности звуковедения. Пение должно быть активным, но не форсированным. Для этого нужно чаще обращаться к музыкальному образу исполняемого произведения или упражне­ния.

Большое оживление и удовольствие у ребят вызывает введение в урок музыкальной игры и движения под музыку. Они помогают наладить двигательную координацию, позволяют обратить внимание на форму произведения, строение его частей, на использование композито­ром различных средств музыкальной выразительности.

Термин «фонопедический» имеет цель подчеркнуть общеоздоровительную и профилакти­ческую функцию метода. Система К. Орфа выстроена от простого к сложному. При практическом применении каждый преподаватель может построить занятия по своему ус­мотрению. Упражнения в первом комплексе расположены в последовательности постепен­ного усложнения как самих двигательных, слуховых и звуковых заданий, так и нормы их изложения и выполнения. Развитие певческого голосообразования при помощи первого комплекса упражнений предполагает следующие результаты: звук приобретает ярко выраженную певческую окраску, большую динамику, больший диапазон.

Большое значение имеет развитие разных сторон музыкального слуха. Выразительное ис­полнение песен предполагает развитие и динамического слуха, т.к. крикливое пение не только делает произведение не интересным, но и наносит вред голосам детей: возникает стойкое несмыкание связок, сип. Воспитание ритмического слуха начинают с простого прохлопывания ритма или проигрывания. Постепенно переходят к сложным ритмическим фигурам. Может быть предложена не сложная ритмическая импровизация: педагог прохло­пывает, пропевает, проигрывает на инструменте ритмическую фигуру и просит учащихся в ответ воспроизвести ее измененный вариант. Такие упражнения проводятся при пении на одной ноте на слоги, прохлопываются, проигрываются на детских музыкальных инст­рументах.

 Для развития навыков самооценки и рефлексии введен дневник воспитанников вокальной студии «Путь к успеху»

ПУТЬ К УСПЕХУ

(Фамилия, имя воспитанника)

п/п

Дата

Мероприятия

Форма участия

Репертуар

Самооценка

Примечание














Материально-техническое обеспечение

Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

Наличие репетициального зала (сцена).

Фортепиано, сентизатор.

Музыкальный центр, компьютер.

Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

Электроаппаратура.

Зеркало.

Нотный материал, подборка репертуара.

Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

Записи выступлений, концертов

Информационное обеспечение

  1. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  2. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  3. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  4. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  5. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  6. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  7. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  8. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  9. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  10. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  11. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  12. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  13. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  14. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

15. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

16.«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

17. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

18. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

19. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

20. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

21. Песенные сборники.

22. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

Список литературы для учащихся

 

  1. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;

  2. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;

  3. Журавленко Н.И. Уроки пения.  – Минск: «Полиграфмаркет», 1998

  4. Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.

  5. Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;

  6. Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;

  7. Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.

  8. Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;

  9. Физика и музыка. Анфилов Г. – М.: 1962;

  10. Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 1999;

  11. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998.

Список литературы для педагога

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.

2. Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.

3. Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.

4. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.

5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

6. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.

7. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983.

8. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.

9. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

10. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

11. Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.

12. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.

13. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.

14. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

15. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984.

17. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 1939.

18. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 1965.

19. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.

20. Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.

21.Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2002.

22.Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001. – Екатеринбург, 2001.

23.Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.

24.Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.

25.Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.

26.Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2001.

27.Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. – М., 2004.

28. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.

29. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.

30. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.

31. Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;

32. Скучик Е. Основы акустики. Т.2. – М., 1959.

33. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.

34. Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.

35. Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания. //Вопросы психологии. 1991. №2;

36. Школяр Л.В. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому портрету современного ребёнка// Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1998.

Интернет-сайты:

Детям о музыке – http://www.muz-urok.ru/

Искусство слышать – http://iskusstvo.my1.ru/

Классическая музыка – http://classic.ru

Музыка и я - http://musicandi.ru/













 

 

.

 

 

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности «МУЗЫКАЛЬНАЯ РИТМИКА», 1-4 кл.(ФГОС)

Автор: Кирьянова Олеся Валерьевна

Дата: 25.02.2016

Номер свидетельства: 298951


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства