Программа правового просвещения и формирования законопослушного поведения участников образовательного процесса «Мои права и обязанности»
Программа правового просвещения и формирования законопослушного поведения участников образовательного процесса «Мои права и обязанности»
Основное внимание в реализации данной программы отводится правовому просвещению учащихся, их родителей и педагогов, кроме этого отдельно проводится работа с учащимися «группы риска» и их семьями. Программа предназначена для всех классов.Занятия по предложенным темам могут проходить как аудиторные (в учебном классе), так и внеаудиторные (экскурсии, викторины, конкурсы, проекты, встречи и т.д.).К данной Программе специально предлагается методическое обеспечение, в котором можно найти всею необходимую информацию (в том числе: отдельные правовые нормы с комментариями специалистов, описание ситуаций, в которых возможно применение тех или иных норм, алгоритмы действий, памятки, и т.д.), а также описание вариантов викторин, конкурсов, олимпиад. Кроме того, предусмотренная Программой вариативность обеспечивается возможностью выстраивать различную продолжительность работы по каждой теме с учетом потребностей и возможностей конкретной группы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа правового просвещения и формирования законопослушного поведения участников образовательного процесса «Мои права и обязанности»»
МБОУ «СОШ № 1»
г. Мирный
Республика Саха (Якутия)
ПРОГРАММА ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА «МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
Автор Андреева Наталья Павловна,
Учитель истории и обществознания,
заместитель директора по ВР
2015-2020 учебный год
МОСКВА 2007
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ «МОИ ПРАВА!»
Наименование.
Программа правового просвещения и формирования законопослушного поведения участников образовательного процесса «Мои права и обязанности»
Основание для разработки:
Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12. 12. 1993;
Федеральный закон от 29.12.12 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24.06.1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 31 декабря 2014 года)
Федеральный Закон от 29.12.2010 года N 436 – ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
Нормативные акты Республиканского уровня:
Закон Республики Саха (Якутия) от 11.02.1999 года ЗN 69-II «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия)»
Закон Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 года 822-З N 529-IV «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию»
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 14.12.2012 г. N 1769 «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Республики Саха (Якутия) на 2012-2017 гг.)
Приказ Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 09.12.2010 г. № 01-08 /2028 «О порядке ведения в образовательных учреждениях системы общего образования учета обучающихся (воспитанников), не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях и обмена информацией с другими субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Приказ Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 10.05.2012 г. № 01-16/2399 «Об утверждении Инструкции по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении»
Приказ Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 25.07.2012 г. № 01-16/3919 «О дополнительных мерах по профилактике суицидального поведения среди обучающихся, воспитанников»
Разработчики программы.
Ответственный за работу по профилактике безнадзорности и правонарушений МБОУ «СОШ № 1» зам. директора по ВР Андреева Н.П., социальные педагоги. Цели и задачи программы. Цель: правовое просвещение участников образовательного процесса и формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Задачи:
1. координация деятельности педагогических работников по правовому просвещению и формированию законопослушного поведения несовершеннолетних.
2. формирование гражданско-правовой культуры школьников;
3. правовое просвещение родителей, учащихся и педагогов;
4. создание условий, направленных на развитие ученического самоуправления.
Целевые группы.
Программа предназначена для учащихся 1 – 11 классов, их родителей и педагогов.
Основное внимание в реализации данной программы отводится правовому просвещению учащихся, их родителей и педагогов, кроме этого отдельно проводится работа с учащимися «группы риска»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Актуальность проблемы:
Одной из важнейших предпосылок успешности перехода России к демократическому устройству общества с социально-ориентированной рыночной экономикой является сегодня становление гражданского общества, обеспечивающего соблюдение прав человека.
Эффективность становления и развития правового государства и гражданского общества тесно связана с вовлечением в этот процесс широких слоев населения. Прослеживается зависимость успешности развития данных процессов от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений людей к правовым способам регулирования взаимоотношений в самых разных сферах их жизнедеятельности.
Сегодня в России наблюдается пробуждение практического интереса населения к праву и правовым институтам, в целом ряде случаев отмечается стремление прибегать к правовым механизмам защиты собственных прав и, в частности, прав ребенка. Все больше людей обращаются в судебные органы для решения своих проблем или за консультацией к юристам. На телевидении открыты программы, посвященные данной проблеме («Час суда», «Суд идет», Федеральный судья). На уровне семьи и личности можно констатировать все возрастающую заинтересованность в формировании правовой компетенции всей семьи и каждого ее члена в отдельности, т.е. способности защищать свои права, осознавать ответственность за выполнение обязанностей, выстраивать свое поведение в соответствии с существующими в обществе нормами права и морали. Однако в связи с тем, что в стране происходит непрерывный процесс нормотворчества, обновления законодательства, накопления правоприменительной практики, разрыв между современным демократическим законодательством и низким уровнем правосознания населения становится все заметнее. Отсутствие опыта выстраивания модели собственного поведения в условиях постоянного обновляющейся нормативно-правовой базы усложняет формирование правового сознания подростков и детей младшего школьного возраста. Родители не могут передать подрастающему поколению свой правовой опыт, им самим сложно разобраться в огромной массе создающихся и исчезающих законов и подзаконных актов - не хватает базовой подготовки, включающей, главным образом, основы знаний по праву, навыки работы со специфической правовой информацией и ее практическим применением. Поэтому то, что в странах с длительной правовой традицией закладывается в семье, в наших условиях должно иметь поддержку извне, стать предметом целенаправленной работы существующих и заинтересованных в этом государственных и общественных институтов.
Учитывая то обстоятельство, что воспитание подрастающего поколения все чаще и в большей степени передается образовательным учреждениям, реализацией данного направления должна заниматься именно школа, привлекая к сотрудничеству органы внутренних дел, комиссию по делам несовершеннолетних и общественные организации.
Однако было бы неверным связывать системное правовое образование и просвещение исключительно с введением новых курсов, появлением в школах учебников по праву или реализацией отдельных проектов. Очевидно, что за всеми этими действиями должна быть серьезная поддержка проводимой работы со стороны семьи, социума, юридических и юридических организаций.
Именно этим мы руководствовались в ходе определения актуальности и значимости программы по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения «Мои права и обязанности», которая рассчитана на учащихся всех ступеней школьного обучения - младшей (начальная школа - 1-4 классы), средней (основная школа - 5-9 классы) и старшей (средняя школа -10-11 классы), их родителей и учителей.
Научно- методическое обоснование:
Основная нагрузка по реализации Программы ложится на учителей истории (обществознания) и классных руководителей, которые, к сожалению, в большинстве своем не являющихся специалистами в области права. Поэтому к данной Программе специально предлагается методическое обеспечение, в котором можно найти всею необходимую информацию (в том числе: отдельные правовые нормы с комментариями специалистов, описание ситуаций, в которых возможно применение тех или иных норм, алгоритмы действий, памятки, и т.д.), а также описание вариантов викторин, конкурсов, олимпиад. Кроме того, предусмотренная Программой вариативность обеспечивается возможностью выстраивать различную продолжительность работы по каждой теме с учетом потребностей и возможностей конкретной группы.
Кадровое обеспечение Программы:
Поскольку в качестве главного организатора деятельности по Программе выступает образовательное учреждение, то общее руководство может осуществлять заместитель директора школы по учебно-воспитательной или социальной работе, основными организаторами станут классные руководители, учителя общественных дисциплин и права, социальные педагоги, родители, представители юридического сообщества, органов местного самоуправления и т.д.
Нормативно-правовая основа:
Одним из важнейших условий обеспечения эффективности реализации программы в образовательном учреждении можно считать наличие открытого доступа педагогов, учащихся и родителей к постоянно обновляющимся правовым базам, таким как: «Гарант», «Консультант», а также к правовой литературе, содержащейся в библиотечных фондах, и Интернет-ресурсам.
Структура и содержание деятельности:
Программа предусматривает обсуждение трех основных тем, которые привязаны к курсу обществознания (в средней и старшей школе), в течение каждого учебного года. Эти темы рассматриваются учащимися как на уроках (в рамках изучения курса), так и на классных часах и внеклассных мероприятиях; на встречах с родителями; на совещаниях при директоре, где происходит их совместных обсуждений.
Изучение тем с учащимися и родителями должно происходить последовательно, как это предложено в программе.
Количество времени, которое может быть затрачено на рассмотрение той или иной темы определяется потребностями конкретной группы учащихся и родителей, а также имеющимися ресурсами (временными, кадровыми и т.д.).
Занятия по предложенным темам могут проходить как аудиторные (в учебном классе), так и внеаудиторные (экскурсии, викторины, конкурсы, проекты, встречи и т.д.).
Правовое воспитание
Принципы
наличие системного и дифференцированного подхода к воспитанникам;
активизация интереса обучающихся к приобретению правовых знаний;
связь правовой информации с фактами из повседневнойжизни обучающихся, приучение их к сознательной оценке своихпоступков;
обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;
учет психологических и возрастных особенностейобучающихся.
Задачи
- усвоения воспитанниками определенной суммы знаний о правовых нормах;
- системного и организованного правового просвещения;
- активного участия в правоохранительной деятельности в школе;
- повышение правовой культуры учителей, воспитателей и родителей.
Формы
- Урок
- Классный час
- КТД
- встречи, тематические вечера
- практическая работа
Методы
- Рассказ
- Беседа и ее разновидности
- Диалог
- Диспут
- Моделирование обучающих ситуаций
Условия
- МТО условий труда и соблюдение мер техники безопасности.
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Задачи:
- знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка;
- понимание важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни (игре, общении, моделировании бытовых ситуаций и т.д.);
- приобретение первоначального опыта регулирования детских отношений, отношений со взрослыми, старшими;
- знание и использование конкретных правил и норм: наиболее важные права ребенка; правила, обеспечивающие безопасность человека (в особенности правил дорожного движения); этические правила и нормы (например, правила поведения в общественных местах, в образовательном учреждении, транспорте); правила, регулирующие жизнедеятельность конкретного образовательного учреждения;
- получение первичного опыта разработки собственных правил (например, общения в классе, дежурства по классу и т.д.).
1 КЛАСС
Тематический план:
№
Тема
Содержание
1
Правила вокруг нас
Зачем нужны правила? Правила, которые нас окружают. Правила дома, правила в школе. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка - документ, который тебя защищает.
2
Мой класс и мои друзья
Права учащихся в нашей школе и нашем классе. Ответственность. Разработка правил поведения в классе.
3
Азбука пешехода
Участники дорожного движения. Виды пешеходных переходов. Сигналы и виды светофора. Дорожные знаки. Виды транспорта. Мы пассажиры. Безопасные места для детей. Встреча с работником ГИБДД.
Конкурсы:
Конкурс рисунков - «Мой класс»
Конкурс рисунков – «Я на улице»
Викторины:
1. «Светофор»
2 КЛАСС
Тематический план:
№
Тема
Содержание
1
Наша школа
Право на образование. Знакомство с внутренним распорядком школы. Устав школы - основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Знакомство с администрацией образовательного учреждения.
2
Дом, в котором я живу
Право детей на жизнь в семье. Права и обязанности членов семьи. Право ребенка на защиту от жестокого обращения. Памятка «Если ты оказался в трудной ситуации...» (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации). Дом, в котором я живу. Мой двор. Мои соседи.
3
Мой друг Светофорик.
Движение пешехода и их обязанности. Правила перехода дороги. Дорожные знаки. Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров. Встреча с работником ГИБДД.
Конкурсы:
Конкурс проектов - «Наша школа»
Конкурс рисунков – «Мой двор»
Конкурс рисунков – «Я на улице»
Викторины:
1. «Светофор»
3 КЛАСС
Тематический план:
№
Тема
Содержание
1.
Идем в гости
Некоторые правила этикета. Договариваемся о встрече. Разговор по телефону. Подарки и сувениры. Правила поведения в гостях.
2.
На экскурсии
Как организовать свой досуг? Культурно-исторические места нашего района. Памятка: Правила поведения в общественных местах.
3.
Мои помощники - дорожные знаки
Безопасность пешеходов. Правостороннее, двухстороннее и одностороннее движение транспортных средств. Дорожные знаки. Опасные ситуации на дорогах. Правила безопасного поведения.. Встреча с работником ГИБДД.
Конкурсы:
Конкурс проектов, рисунков – «Мой микрорайон»
Конкурс рисунков – «Я на улице»
Конкурс сказок – «Этикет – в любимых сказках»
Викторины:
1. Светофор
4 КЛАСС
Тематический план:
№
Тема
Содержание
1.
Защита прав ребенка
Документы, защищающие права ребенка. Конвенция о правах ребенка об основных правах ребенка. Защита прав ребенка в школе. Составление памятки «Кто может меня защитить?». Встреча с членом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектором ПДН).
2.
Российская Федерация.
Власть в нашей стране
Государство. Гражданство. Федеральные органы власти. Для чего нужны органы местного самоуправления Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка. Памятка для учащихся: «Куда обратится, если мои права нарушены…»
3.
Берегись автомобиля
У каждой машины своя работа. Когда ты становишься водителем. Безопасность пешеходов и пассажиров. Тормозной путь транспортных средств. Железнодорожные переезды. Встреча с работником ГИББД.
Конкурсы:
Конкурс проектов – «Моя Россия» («Места, которые мне дороги…»)
Конкурс рисунков – «Я рисую свои права»
Конкурс рисунков – «Я на улице» (по правилам дорожного движения)
Конкурс сочинений – «С чего начинается Родина…»)
Викторины:
1. Светофор
ОСНОВНАЯ ШКОЛА
Задачи:
- формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;
- знание и грамотное использование в речи элементарных правовых понятий (таких, как: «закон», «право», «права человека», «права ребенка», «норма права», «правонарушение» и др.);
- приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил;
- формирование способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами;
- умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;
- накопление опыта разработки собственных правил и норм (на примере - правил для учащихся);
- получение знаний об основных отраслях права, наиболее важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач;
5 КЛАСС
Тематический план:
№
Тема
Содержание
1.
Школьное самоуправление
Право ребенка на участие в управлении образовательным учреждением. Кто управляет нашей школой? Что такое самоуправление и для чего оно нужно? Устав школы о школьном самоуправлении. Положение о школьном Ученическом Совете. Проект «Самоуправление в нашей школе: каким оно должно быть?». Встреча с представителями школьного органа самоуправления и заместителем директора по воспитательной работе.
2.
Что такое закон и для чего он нужен
Отличие законов от правил. Как создаются законы в нашей стране. Законы о защите прав ребенка. Создание законов (на примере закона выдуманного государства)
3.
Уговор дороже денег
Что такое конфликт и почему он возникает? Способы выхода из конфликта. Неписаные правила во взаимоотношениях людей. Учимся договариваться: разработка правил неконфликтного поведения (на примере своего класса)
Конкурсы:
Конкурс рисунков – «Я рисую свои права»
Конкурс сочинений – «Если бы я был директором школы»
Конкурс сказок – «Сказка о правах человека»
Викторины:
1. «Имею право»
6 КЛАСС
Тематический план:
№
Тема
Содержание
1
Право и свобода
Что такое свобода? Свободы ребенка, закрепленные в Конвенции о защите прав ребенка. Свобода мысли, совести и религии. Свобода ассоциаций и мирных собраний. Право ребенка на свободное выражение своих взглядов и мнений. Причины ограничений прав и свобод по закону.
2
Право и здоровье
Конвенция о правах ребенка о праве на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения. Здоровый образ жизни. Полезный досуг. Вредные привычки и как им противостоять. Что говорит о вредных привычках закон? Встреча с приверженцами здорового образа жизни (члены антинаркотических организаций, врачи, наркологи)
3
Нарушения закона
Государство на страже закона (правоохранительные органы). Кто может нарушить закон? Нарушения прав ребенка. Правонарушения подростков и их возможные последствия. Встреча с представителями правоохранительных органов. Памятка «Как не стать соучастником преступления?».
Конкурсы:
Конкурс рисунков – «Я рисую свои права»
Конкурс сочинений – «Если бы я был директором школы»
Конкурс сказок – «Сказка о правах человека»
Викторины:
1. «Имею право»
7 КЛАСС
Тематический план:
№
Тема
Содержание
1
Имею право и могу им воспользоваться
Конвенция о правах ребенка. Правоспособность и дееспособность. Частичная дееспособность подростка. Встреча с представителями юридического сообщества (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные по правам человека). Составление памяток: «Имею право и могу им воспользоваться ...» и «Несу ответственность по закону...».
2.
Мое право на образование
Конвенция о правах ребенка о праве на качественное образование. Понятие качества. Право на выбор образовательного учреждения. Виды образовательных учреждений. Возможности получения дополнительного образования. Встреча с администрацией школы, работниками учреждений дополнительного и профессионального образования.
3.
Обязанности и ответственность
Конституционные обязанности. Ответственность и ее виды. Юридическая ответственность несовершеннолетних. Встречи с представителями правоохранительных органов.
Конкурсы:
Конкурс рисунков – «Я рисую свои права»
Конкурс сочинений – «Мое будущее …»
3. Конкурс плакатов – «Мое право на образование»
Викторины:
1. «Имею право»
8 КЛАСС
Тематический план:
№
Тема
Содержание
1
Мои первые документы
Свидетельство о рождении. Паспорт гражданина РФ. Другие важные документы в жизни человека. Как поступить в случае потери (утраты) документов?
2
Как не стать жертвой преступления
Преступления против личности и собственности. Подозрительные ситуации. Безопасные маршруты (на примере маршрутов в своем микрорайоне). Встреча с работниками правоохранительных органов. Составление общих правил безопасности.
3
Моя семья
Конвенция о правах ребенка о праве на семейную жизнь. Для чего нужна семья? Порядок и правила заключения брака. Брачный договор: порядок составления. Для чего и в каких случаях нужно составлять брачный договор? Риски гражданского брака. Права и обязанности в семье. Памятка «Что нужно знать о семье до регистрации брака».
Конкурсы:
Конкурс рисунков – «Я рисую свои права»
Конкурс сочинений – «Мое будущее …»
Конкурс плакатов – «Мое право на образование»
Викторины:
1. «Имею право»
9 КЛАСС
Тематический план:
№
Тема
Содержание
1
Защита права собственности
Что такое право собственности? Формы собственности. Авторское право и интеллектуальная собственность. Как стать собственником? Порядок защиты права собственности и гражданско-правовая ответственность. Встреча с юристами. Памятка «Самозащита права собственности».
2
Отрасли права
Право. Отрасли права. Уголовное законодательство. Гражданское право. Административное право. Семейное право. Трудовое право.
3
Право на труд
Конвенция о правах ребенка о праве на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения работ, представляющих опасность для ребенка. Права несовершеннолетних по Трудовому Кодексу РФ. Трудовой договор: обязательные составляющие документа. Случаи прекращения трудового договора. Составление образцового договора. Памятка «Куда обращаться в случае нарушения прав работника?». Памятки для учащихся: «Как написать резюме». Встречи со специалистами центра занятости.
Конкурсы:
Конкурс сочинений – «Мое будущее …»
Конкурс работ – «Мое право на труд»
Викторины:
«Имею право»
Олимпиада
СТАРШАЯ ШКОЛА
Задачи:
- приобретение убеждения в необходимости практического использования права как регулятора в целом ряде жизненных ситуаций;
- формирование собственного отношения к таким ценностям, как справедливость, равноправие, свобода, выбор, ответственность и т.д.;
- формирование готовности и способности строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод и обязанностей;
- накопление опыта разработки и участия в различных социальных проектах с опорой на имеющиеся правовые знания и умения.
10 КЛАСС
Тематический план:
№
Тема
Содержание
1
Что нужно знать, чтобы стать предпринимателем
Собственность. Виды собственности. Наследство. Предпринимательство. Может ли подросток заниматься предпринимательской деятельностью? Виды коммерческих организаций. Договоры, основные правила их заключения и ответственность по договорам. Риски предпринимательской деятельности.
3
Выборы в демократическом государстве
Права и свободы граждан, без реализации которых невозможно проведение свободных выборов. Кого мы выбираем? Избирательная система в Российской Федерации. Право выбирать и быть избранным. Твое участие в избирательной кампании. Встреча с работниками избиркома, представителями избираемых органов местного самоуправления. Составление памятки «Как выбрать достойных кандидатов?».
4
Профессиональное образование
Право на получение профессионального образования. Государственные и негосударственные образовательные учреждения. Бесплатное профессиональное образование. Платные образовательные услуги. Встреча с работниками учреждений профессионального образования. Памятка «Выбирая профессиональное образование...».
ПРОЕКТЫ:
«Мое дело»
«Моя предвыборная программа»
ОЛИМПИАДА
11 КЛАСС
Тематический план:
№
Тема
Содержание
1
Мое жилье
Кто в доме хозяин? Приобретение жилья в собственность. Права и обязанности собственников жилья. Оплата коммунальных платежей. Налоги, которые платит собственник жилья. Что такое ТСЖ, зачем и как его создают?
2
Служба в армии: право и обязанность
Конституция РФ и федеральные законы о срочной службе (службе по призыву). Альтернативная служба. Служба по контракту. Защита прав призывника. Встреча с работниками военных комиссариатов, действующими офицерами.
3
Думать о пенсии никогда не рано
Что такое пенсия? Виды пенсионного обеспечения в России. Пенсионные фонды: разновидности, способы формирования и основные функции. Преимущества и риски размещения средств в негосударственных управляющих кампаниях.
Составление собственной программы правового просвещения.
ОЛИМПИАДА
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»
И ИХ РОДИТЕЛЯМИ
Задачи:
1. Формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;
Способствующих восприятию здорового образа жизни и адекватного поведения.
Выявление интересов, способностей и склонностей ребенка для дальнейшего профессионального самоопределения.
Приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил
Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям.
Оказание помощи семье в решении проблем воспитания, развитие социально-психологического просвещения родителей, усиление их роли в воспитании детей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Профилактика правонарушений и наркомании.
Профессиональная ориентация и самоопределение.
Культурно-творческая деятельность.
Привлечение учащихся к занятиям в кружках, секциях, объединениях блока дополнительного образования.
Просветительская деятельность.
Работа с родителями.
СОДЕРЖАНИЕ
Профилактика правонарушений и наркомании:
составление социальных паспортов классов и школы;
работа Совета по профилактике правонарушений и беспризорности школы;
создание банка данных на учащихся, состоящих на внутришкольном учете;
сотрудничество с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, организация правовой информированности учащихся, родителей, педагогов;
работа психологов по обучению навыкам эффективного общения, ответственного принятия решений;
правовое просвещение учащихся.
Профессиональная ориентация и самоопределение:
проф. диагностика (анкетирование);
проф. просвещение (беседы, встречи, экскурсии);
проф. консультирование (работа с психологом, педагогами);
посещение выставок «Образование и карьера».
Культурно-творческая деятельность:
участие в общешкольных массовых мероприятиях, предметных неделях;
музейно-экскурсионная работа;
каникулярный отдых;
Блок дополнительного образования:
привлечение учащихся группы риска» в занятиях в объединения блока дополнительного образования;
Просветительская деятельность:
формирование у учащихся отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления;
социально-педагогическая диагностика различных категорий детей;
проведение лекций и бесед с учащимися по профилактике употребления психоактивных веществ с привлечением специалистов.
Работа с родителями:
сбор и накопление информации о детях из многодетных и социально незащищённых семей, детях-инвалидах;
консультирование с целью оказания помощи в решении в социальных, юридических, социально-психологических вопросов;
родительский лекторий по программе «Роль родителей в воспитании детей».
Тематический план родительского лектория:
№
Тема
Содержание
1
Основы семейного законодательства
Семейный кодекс РФ. Обязанности супругов. Обязанности родителей. Права детей.
2
Типы семейного воспитания
Гиперсоциальное, Эгоцентричное, Тревожно-мнительное и Без любви.
3
Ошибки воспитания
Ошибки воспитания являются составляющими следующих типов воспитания: гиперсоциальное воспитание; эгоцентрическое воспитание или все для ребенка; воспитание без любви; тревожно-мнительное воспитание.
Советы родителям, нашедшим у себя что-то из выше перечисленного. Памятка для родителей.
4
Положение ребенка в семье и отношения с родителями
Проблема взаимоотношений с родителями. Подростковый возраст. Пути решения проблемы.
5.
Типы конфликтов и способы их преодоления.
Конфликт неустойчивого родительского восприятия. Диктатура родителей. Мирное сосуществование – скрытый конфликт. Конфликт опеки.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Задачи:
- формирование позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;
- выработке общего, совместного с ребенком языка общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах;
- знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике;
- обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;
- - приобретению опыта разработки собственных правил и норм (например, защиты своих потребительских прав, дополнений и поправок в устав школы и др.);
- умению выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;
- формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Особенностями работы с родителями заключается в их правовом просвещении. С этой целью проводится лекторий по ознакомлению родителей с правовыми нормами.
Тематический план:
№
Тема
Содержание
1
Правовые нормы
Виды правовых норм. Конституция РФ. Федеральные законы. Правовые акты субъектов РФ. Устав школы
2
Права и обязанности детей и родителей.
Конституция РФ. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Семейное законодательство РФ. Взаимоотношения в семье. Стили семейного воспитания. Памятка родителям.
3
Преступление и наказание.
Обязанности граждан РФ. Ответственность несовершеннолетних. Обязанности родителей по воспитанию и обучению детей.
На родительских собраниях родителям предоставляется необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С этой целью приглашаются специалисты органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, юристы.
Кроме этого проводятся консультации родителей по правовым вопросам. В случае если администрация школы не в силах дать профессиональную консультацию родителям рекомендуется обратиться в юридические фирмы.
Родители получают данные о том, куда можно и нужно обращаться в случае непредвиденных ситуаций.
РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ
Задачи:
- получение опыта получения правовой информации из различных источников, ее осмысления и интерпретации; передача данного опыта учащимся;
- выработке общего, совместного с ребенком языка общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах;
- знакомство с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты;
- обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;
- формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.
Работа с педагогическим коллективом предполагает проведение лекций по основным вопросам российского законодательства, В ходе проведения этих лекций учителя знакомятся с приказами, постановлениями и другими правовыми актами, которые принимаются в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия) и касаются различных сторон жизнедеятельности человека.
Проведение тематических лекций предполагает обсуждение новых правовых актов, выработку собственного мнения в отношении правовых вопросов, умение учителей самостоятельно следить за изменениями в законодательстве.
Информационные ресурсы:
Абашкина О.А. Сценарий ролевой игры «Ваши права» (для начальных классов) // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. — М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002. - С. 64-66.
Административный кодекс РФ.
Бабина Р. П. «Азбука пешехода» 1 класс. Учебное пособие. М.: Мнемозина, 2006.
Бабина Р. П. «Берегись автомобиля» 4 класс. Учебное пособие. М.: Мнемозина, 2006.
Бабина Р. «Волшебный перекресток» 3 класс. Учебное пособие. М.: Мнемозина, 2006
Бабина Р. П. «Занимательная дорожная азбука». М.: Просвещение, 1995
Бабина Р. П. «Мой друг светофорик» 2 класс. Учебное пособие. М.: Мнемозина, 2006 П.
Бабина Р.П. Методические рекомендации к рабочей тетради «Азбука пешехода». -М.: Мнемозина. 2004.
Бабина Р.П. Методические рекомендации к рабочей тетради «Мой друг светофорик». -М.: Мнемозина, 2005.
Выборы в демократическом обществе. Курс для старших классов средней школы. Пособие для учителя. - М.: ЗАО «Учительская газета», 1996.
Всеобщая декларация прав человека (любое издание).
Гражданский кодекс РФ.
Гражданское право России. Курс лекций /под ред. О. Н. Садикова. М.: Юрид. лит., 1996
Долинина И.Г. Методические материалы по курсу «Я выбираю» (раздел «Избирательное право») // Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. Региональный опыт / Сборник материалов. ~М.: Изд. дом «Новый учебник», 2002. - С. 172-200.
Жилищный кодекс РФ.
Закон РФ «Об образовании».
Закон РФ «Об основных гарантию: избирательных прав и права участия в референдуме граждан РФ».
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Закон РФ «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ».
Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики».
Закон РФ «О банках и банковской деятельности»,
Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».
Закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Закон РФ «О защите прав потребителей».
Закон РФ «О негосударственных пенсионных фондах»,
Закон РФ «Об обязательном пенсионном страховании».
Закон РФ «О страховании».
Злобина И. О юридической сущности брачного контракта: гражданско-правовая сделка или супружеский контракт // Закон и право. 2001. № 8. С. 42-44.
Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе: Сборник методических материалов. ~М.: Молодежный центр прав человека и правовой культуры. 1999.
Иоффе А.Н. Многообразие понимания толерантности: Учебно-методические материалы по курсу «Права человека». — М.: Изд.дом «Камерон», 2004.
Кашанина Т.В., Катании А.В. Основы российского права: учебник для вузов. -М.: НОРМА, 2003.
Кишенкова О. В., Иоффе А. Н. «Основы обществознания» 9 класс. М.; Изд.дом «Новый учебник», 2003
Кишенкова О. В., Иоффе А. Н. «Основы обществознания» 8 класс. М.; Изд.дом «Новый учебник», 2001
Ковалева О.В. Методические материалы «Уроки Фемиды, или 9 шагов по правовому лабиринту» // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт/ Сборник материалов. ~ М.: Изд.дом «Новый учебник», 2002. - С. 175-177.
Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. М.: Третий Рим, 2002.
Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 1-3 кл. М.: Третий Рим, 2002.
Конвенция о правах ребенка (любое издание).
Кононович В.Г. Я - гражданин России. Модель ученического самоуправления. — Воронеж:, 2005.
Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. — М.: «Просвещение», 2003.
Основы местного самоуправления. Учебное пособие. - М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000.
Основы правовых знаний: Учебник для 8-9 кл. В 2-х кн. — М.: ЗАО «Издательство «Вече», 2003.
Певцова Е.А., Миков П.В. Право в нашей жизни. 9 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. -М.: ООО «ТИД«Русское слово», 2006.
Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. —М.: Вита-пресс, 2001.
Певцова Е.А., Миков П.В. Право в нашей жизни. 9 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. -М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2006.
Поливанова К.Н., Хасан Б.И. Общество и Я: Учеб.пособие для 5-6 классов. Серия «Начала права». В 2-х кн. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.
Права человека в социальной сфере. - М.: Благотворительный фонд «Точка опоры», 2002.
Права человека и выборы. —М.: Благотворительный фонд «Точка опоры», 2002.
Права человека и образование. М.: Благотворительный фонд «Точка опоры», 2002.
Права человека и учебный процесс. М.: Благотворительный фонд «Точка опоры», 2004.
Права человека: книга для чтения. 9-11 классы. —Пермь: «Пушка», 2005.
Права человека: методика преподавания в школе. 9-11 классы. — Пермь: «Здравствуй», 2004.
Правила дорожного движения.
Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: Книга для учителя. В 2 т. — М.: Издательство «Реал-А», 2000. Т.2.
Прутченков А.С. Школа самоуправления: современные модели в системе гражданского образования. - Брянск: «Курсив», 2006.
Симоненко В.Д. Методическое пособие по курсу «Основы предпринимательства». —М.: Бита-пресс, 2005.
Становление и развитие института Уполномоченного по правам участников образовательного процесса. М.: «ГЕНЖЕР», 2006
Толерантность: теоретические подходы и методики обучения основам толерантного поведения: Сборник методических материалов. — Пермь, 2006.
Трудовой кодекс РФ.
Уголовный кодекс РФ.
Хасан Б.И., Поливанова КН. Методическое пособие к курсу «Общество и Я». - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.
Черняк В.З. Введение в предпринимательство. - М.: Бита-пресс. 2003.
Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Кн. Для учащихся начальных классов. М.: Изд-во «Вита-Пресс», 1996
Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учебное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001.
http://www.forum.ozpp.ru - Главный форум потребителей России
http://www.spros.ru - Сайт представительства
http://school-sector.relarn.ru/prava - Программа «Права и дети в Интернете»
http://www.ycentre.org - Молодежный центр прав человека (Москва)
http://www.hro.org - Сайт правозащитных организаций
http://www.ombudsman.gov.ru - Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в России
http://www.ipclub.ru/femida/potrebitel - Проект «Защита прав потребителей в Интернете»
http://www.hro.org/ngo/usm - Комитет солдатских матерей России
http://www.kid.ru- ребенок
Литература:
Бабина Р. П. «Азбука пешехода» 1 класс. Учебное пособие. М.: Мнемозина, 2006.
Бабина Р. П. «Берегись автомобиля» 4 класс. Учебное пособие. М.: Мнемозина, 2006.
Бабина Р. «Волшебный перекресток» 3 класс. Учебное пособие. М.: Мнемозина, 2006
Бабина Р. П. «Занимательная дорожная азбука». М.: Просвещение, 1995
Бабина Р. П. «Мой друг светофорик» 2 класс. Учебное пособие. М.: Мнемозина, 2006 П.
Всеобщая декларация прав человека (любое издание).
Гражданский кодекс РФ.
Гражданское право России. Курс лекций /под ред. О. Н. Садикова. М.: Юрид. лит., 1996
Закон РФ «Об образовании».
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе: Сборник методических материалов. ~М.: Молодежный центр прав человека и правовой культуры. 1999.
Кишенкова О. В., Иоффе А. Н. «Основы обществознания» 9 класс. М.; Изд.дом «Новый учебник», 2003
Кишенкова О. В., Иоффе А. Н. «Основы обществознания» 8 класс. М.; Изд.дом «Новый учебник», 2001