Программа элективного курса «Цветы для школьного двора» (проектно-исследовательская деятельность) 1-2 класс
Программа элективного курса «Цветы для школьного двора» (проектно-исследовательская деятельность) 1-2 класс
Программа элективного курса, направленная на нравственное развитие личности через совместную деятельность учащихся, родителей в благоустройстве пришкольного участка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Цветы для школьного двора» (проектно-исследовательская деятельность) 1-2 класс»
Министерство образования РФ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 имени Ивана Нечаева
г.п. п. Чистые Боры Буйского муниципального района
Костромской области
.
Программа элективного курса
«Цветы для школьного двора»
(проектно-исследовательская деятельность)
1-2 класс
Мусарова Елена Анатольевна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория,
Сипилина Елена Юрьевна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
2016 уч. год.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Цветы для школьного двора» составлена на основе:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 48);
Федеральный закон от 29.10.2010. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010
№ 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2-11 № 19993);
Обоснование выбора программы
В требованиях нового Федерального государственного образовательного стандарта отмечается, что сегодняшний образовательный процесс-это процесс развития личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных жизненных обстоятельствах, как в личных интересах, так и в интересах общества. Проектная технология – это одна из базовых технологий ФГОС. С помощью проектов можно организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и привлечь информационные ресурсы, развить способность видеть и понимать окружающий мир, правильно ориентироваться в нём, принимая верные решения.
Цель
формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся, родителей в благоустройстве пришкольного участка
Задачи
привлечь детей к активному участию в делах класса и школы
учить детей навыкам общественной работы
воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива
развивать организационные и коммуникативные компетенции
создать атмосферу сотрудничества между всеми участниками проекта
сделать территорию школы комфортной для учебы и отдыха
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Цветы для школьного двора» имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяют специфика содержания и возрастные особенности детей
носит групповой характер, что будет способствовать формированию таких коммуникативных умений, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.
предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации
в её содержание заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы
Ключевые компетентности, которые формирует проектно-исследовательская деятельность:
получение знаний о ландшафтном дизайне, об экологии растений, о свойствах почвы, об основах растениеводства
формирование навыков применять различные методы исследования (наблюдения, сравнения, определения), работать с разными источниками информации, изображать информацию в разных моделях
умение актуализировать проблему и предлагать разные способы её решения
умение прогнозировать дальнейшую деятельность по реализации проекта
Основные принципы реализации программы
научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Формы и методы организации образовательного процесса:
Беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, проектирование (создание проектного продукта).
Технологии организации образовательного процесса
здоровьесберегающие технологии
информационно-коммуникационные технологии (поиск материала в различных источниках информации)
технология проблемного обучения
технология оценивания процесса выполнения (формирующее оценивание, подведение итогов работы над проектом)
Планируемые результаты деятельности
Личностные и метапредметные результаты
Результаты
Формируемые умения
Средства формирования
личностные
мотивация к обучению, к самоорганизации и саморазвитию
развитие познавательных навыков, ориентирование в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления
повышение экологической и информационной культуры детей и родителей
организация
парно-групповой работы
технология проблемного обучения
технология оценивания
здоровьесберегающие технологии
Метапредметные результаты
регулятивные
планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
осуществление итогового и пошагового контроля по результату
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
преобразовывать практическую задачу в познавательную
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
технология проблемного обучения
познавательные
умение учиться: навыки решения творческих задач, поиска, анализа и интерпретации информации
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
сознание необходимости сохранения природных богатств
формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся
приобретение опыта исследовательской деятельности
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
информационно-коммуникационные технологии
технология проблемного обучения
здоровьесберегающие технологии
коммуникативные
умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
формулирование собственного мнения и позиции
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
умение задавать вопросы
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников
здоровьесберегающие технологии
технология проблемного обучения
технология оценивания процесса
Срок реализации Программы
Курс состоит из 17 занятий, рассчитанных на полгода.
Периодичность – 1 раз в неделю во втором полугодии.
Инструментарий для оценивания результатов
самостоятельные творческие задания, выполняемые учениками во внеурочное время при поддержке родителей или педагогов, используют для оценки умения работать с различными источниками информации
кроссворды и викторины, содержащие теоретические и практические вопросы (работа с источниками информации, этапы проектной работы, основы исследовательской деятельности, правила проведения наблюдений, анализ результатов, основы оформления выполненной работы и т.д.), необходимы для проверки формирования системы универсальных учебных действий
создание клумбы, презентация о ходе работы над проектом
Результат работы: создание клумбы, презентация о ходе проектно-исследовательской деятельности
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Кол-во
часов
Виды деятельности
учащихся и УУД
Предметные
высадка рассады по определённому рисунку, практические навыки (умение работать с землёй, с инструментами)
декорирование клумб, полив и ухаживание за клумбами; овладение простейшими навыками рисунка
умение называть окружающие предметы и их взаимосвязи, объяснять, как люди помогают друг другу жить
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека
Личностные результаты
формирование основ гражданской идентичности личности, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину
формирование картины мира как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, уметь оценивать правильность поведения людей в природе
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
формирование умения определять цель деятельности
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
проявлять инициативу и сотрудничество в поиске и сборе информации
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Познавательные УУД
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию
анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных)
Экскурсии по школьному двору.
Анкетирование для обучающихся по теме «Ты и окружающий мир».
1
Игра «Угадай цветок».
Выставка рисунков «Школьный двор моей мечты».
1
Выбор темы исследований и распределение обязанностей в группе для совместной работы
Пикирование ростков. Пересадка. Опыт «Влияние пикирования на рост растений».
1
Уход за рассадой. Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений»
1
Высадка рассады в грунт на территории школьного двора
1
Уход за высаженными растениями
1
Презентация о ходе работы над проектом (см. Приложение №1)
Самостоятельные творческие задания.
Кроссворды и викторины.
Рефлексия.
( см. Приложение № 2)
1
Итого
17
Методические рекомендации
Каждый день дети будут решать практически ту или иную, пусть простую и маленькую, задачу общего труда. В течение полугодия ведётся опытная работа, приобретаются в процессе труда первоначальные знания и умения, необходимые для успешной работы по выращиванию растений. Зимой идёт подготовка к весенним работам. Дети знакомятся с семенами цветов, проверяют семена на всхожесть, выбирают необходимые сорта, проводят опыты: «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений», «Влияние пикирования на развитие растения». Трудовые навыки, приобретённые во время проектно-исследовательской деятельности,помогут учащимся успешно выполнять общественные поручения, положительно скажутся на развитии самостоятельности учащихся, заставят серьёзно относиться к любому труду.
По данному курсу могут обучаться дети с разными интеллектуальными способностями.
канцелярские материалы для оформления мини проектов
садовые инструменты (лопаты, лейки, рыхлители для грядок)
семена цветов
посадочный грунт для цветов
Список литературы
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. Пособие для учителя / [Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.] - М.: Просвещение, 2010.-152 с.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. – 223 с. - (Стандарты второго поколения).
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 3 -е изд., перераб. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Федоров », 2010. - 192 с.
Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса. Сизова Р.И.-М.: Издательство РОСТ, 2012.-62с.
Горячев А.В. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности.-М. Баласс, 2010.-64 с.