Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы духовно-нравственному направлению "Мир моих увлечений".»
Пояснительная записка
Актуальность. Программа воспитательной работы разработана в соответствии с требованиями:
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
ФГОС начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373);
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599);
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.№2821-10), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010;
Концепции формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010;
Внеурочной деятельности школьников под ред. Д.В.Григорьева, П.В.Степанова. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010;
Устава казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашской Республики;
Программы внеурочной деятельности казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашской Республики.
В обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства.
Диагностические данные воспитанников коррекционной школы показывают, что эти дети не осознают ценностей человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору. Необходимо убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни. От стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. В нашей системе данной программы важное место занимает группа средств направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты, психологические беседы по этическим проблемам. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали будет заключаться в том, что они не будут переходить в назидательность, будет больше содержаться обсуждений с детьми жизненных ситуаций.
Критерием нравственного воспитания будут только реальные поступки детей, их побудительные мотивы.
Говоря о морали, подразумевается поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла.
Слово педагога – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребёнка. Именно через беседы с воспитателем, радость достижения целей, благодарный труд открывает человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самосовершенствованию, умению один на один остаться с собственной душой, посвящена данная программа.
Цель:
сформировать у учащихся прочные нравственные привычки, опыт гуманного поведения и отношения к окружающим;
способствовать духовному развитию учащихся через музыку, живопись, поэзию, декоративно-прикладное творчество.
Задачи:
Формировать у воспитанников осознание ценностей в человеческой жизни.
Просвещать воспитанников с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
Развивать нравственно-личностные качества: доброту, отзывчивость, честность, трудолюбие, правдивость. Учить их следовать в повседневной жизни.
Расширять представления детей о морально-этических нормах поведения и общения, как в обществе, так и с окружающими людьми.
Воспитывать интерес к самим себе, желание самосовершенствования.
Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.
Научить детей различать эмоции и определять состояние окружающих.
Место в плане воспитательной работы.
Программа рассчитана на 1 год обучения в объеме 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.
Методы и формы работы:
Тематические беседы по нравственной тематике.
Дискуссии по нравственной тематике.
Практикумы, игры по этикету.
Чтение рассказов, просмотр кинофильмов, картин.
Шефская работа.
Посещения библиотеки, памятных и исторических мест села.
Конкурсы, походы, экскурсии.
Родительские собрания.
Планируемые результаты
Повышение уровня самосознания.
Развитие эмоционально-волевых свойств.
Формирование основ и принципов нравственного поведения детей в обществе.
Повышение навыков общения с взрослыми и одноклассниками.
Развитие коммуникативных навыков.
В сфере личностных универсальных учебных действий ребята получат возможность для формирования:
устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивныхуниверсальных учебных действий ребята получат возможность научиться:
осуществлять контроль на уровне произвольного внимания;
пользоваться средствами выразительности языка в собственной художественно - творческой деятельности;
создавать новые образы средствами народного творчества.
В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята получат возможность научиться:
понимать культурно – историческую ценность традиций, уважать их.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действийребята получат возможность научиться:
сотрудничать и оказывать взаимопомощь друг другу; доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
формировать собственное мнение и позицию;
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Предметные результаты:
О человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.
О стремлении к самосовершенствованию.
О культуре поведения и общения.
Содержание программы.
Раздел 1.Мой родной край (5ч.) Введение. Мой родной край. Конкурс знатоков природы. Наши меньшие друзья. Наблюдение за природными явлениями.
Раздел 2. Я и коллектив.(6ч.) Наши школьные обязанности. Мои права и обязанности. Умники и умницы .Я и мой классный коллектив. Все профессии важны. Честность –
прежде всего!
Раздел 3. Судьба России - моя судьба.(6ч.) Государственная символика РФ.Традиционные русские народные праздники: «Рождество», «Масленица», «Пасха».Дети – герои. «Красота родных просторов»
Раздел 4. Закон, общество и я.(3ч.) Права и обязанности в школе. Вредные привычки.Урок гражданина.
Раздел 5. Я и моя семья.(6ч.) День матери. Изготовление открыток. Мой дом – моя крепость.Прощание с школой. Семейные история. Воспитание понятия «Семья – как ценность».
Раздел 6. Моё здоровье. (4ч.) Путешествие в страну здоровья.Скажем: «НЕТ» вредным привычкам.Антиреклама вредным привычкам.Зарница.
Радел 7. Мир моих увлечений.(4ч.) Самоделки из природного материала.Чтение художественной литературы.В мире сказок.
Требования к учащимся:
Учащиеся должны уметь:
Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
Заниматься самовоспитанием.
Учащиеся должны знать:
традиции русской семьи –
истории духовного развития народа
истории развития конкретной семьи.
Ожидаемые результаты:
позитивное отношение к окружающим;
осознание роли личности в развитии общества;
осознание ответственности за свои мысли и поступки.
развитое умение общаться;
способность обоснованно принимать решения, делать правильный выбор в жизненных ситуациях;
способность размышлять о самом себе, прогнозировать свое будущее.
убежденность в приоритетах семейных ценностей;
умение заботиться о близких и родных;
способность сопереживать, умение понять и простить. стремление к самопознанию, самовоспитанию;
умение заботиться о своем здоровье;
высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства,
самодисциплины.
развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знание по истории и культуре родного края происходит формирования нравственной личности гражданина и патриота своей Родины
Тематическое планирование:
Мой родной край.
Задачи:
воспитание чувства долга, ответственности за судьбу родного края, уважения к его истории, жителям;
формирование эстетического отношения к окружающей среде и труду как источнику
радости и творчества людей;
понимание взаимосвязей между человеком ,обществом, природой;
развитие умения видеть прекрасное в окружающей жизни;
расширение кругозора, развитие познавательных интересов и способностей.
№
Название мероприятия
Формы
Теория
Практика
1.
Введение
Беседа
1 час
2.
Мой родной край
Викторина
1 час
2.
Конкурс знатоков природы
игра
1час
3.
Наши меньшие друзья
Беседа
1час
4.
Наблюдение за природными явлениями.
1час
Я и коллектив. Задачи:
осознание принадлежности к школьному
коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения;
искусство общения со сверстниками;
понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, радости общения, способности к сопереживанию;
формирование потребности к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
№
Название мероприятия
Формы
Теория
Практика
1.
«Наши школьные обязанности
Беседа
1час
2.
«Мои права и обязанности»
беседа
1час
3.
Умники и умницы
Викторина
1час
4.
«Яи мой классныйколлектив».
Беседа
1час
5.
Все профессии важны.
Все профессии нужны.
Беседа
Анкетирование
1час
6.
Честность –
прежде всего!
беседа
1час
Судьба России - моя судьба. Задачи:
развитие национального самосознания;
осознание учащимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его
прошлому, настоящему и будущему;
формирование сознательного отношения к народному достоянию, верность боевым и
трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её
свободы и независимости;
формирование чувства сострадания и милосердия;
ответственность за сохранение духовного, промышленного, научно-культурного потенциала страны.
№
Название мероприятия
Формы
Теория
Практика
1.
Государственная символика РФ.
беседа
1час
2.
Традиционные русские народные праздники: «Рождество»,
«Масленица»,
«Пасха»
Праздники
презентации
1час
1час
1час
3.
Дети – герои.
Беседа
1час
4.
Ордена и
медали ВОВ.
презентации
1час
Закон, общество и я. Задачи:
знание, использование своих гражданских прав
и добросовестное выполнение гражданских обязанностей;
воспитание ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;
формирование чувства личностного достоинства, самостоятельности;
формирование осознанного отношения к политике государства;
ориентация в экономической структуре и политике государства;
воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
№
Название мероприятия
Формы
Теория
Практика
1.
Права и обязанности в школе
беседа
1час
2.
Вредные привычки.
Анкетирование
1час
3.
Урок гражданина
Беседа
1час
Я и моя семья. Задачи:
формирование уважения к членам семьи;
воспитание семьянина;
укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребёнка;
оказание психологической помощи и поддержки родителям в стрессовых ситуациях.
№
Название мероприятия
Форма
Теория
Практика
День матери
Кл час
1час
Изготовление открыток.
1час
Мой дом – моя крепость
Беседа
1час
Прощание с школой
1час
Семейные история
Беседа
1час
Воспитание понятия «Семья – как ценность»
Родительское собрание.
1час
Моё здоровье Задачи:
воспитание потребности в здоровом образе жизни, сознательности, самостоятельности к занятиям физическими упражнениями в
повседневной жизни;
приобщение к физической культуре, к регулярным занятиям физическими
упражнениями;
укрепление здоровья средствами физического воспитания и самостоятельными формами
занятий физической культуры.
№
Название мероприятие
Формы
Теория
Практика
1.
Путешествие в страну здоровья.
Кл.час
1час
2.
Скажем: «НЕТ» вредным привычкам.
Беседа
1час
3.
Антиреклама вредным привычкам
Конкурс рисунков
1час
4.
Зарница
Игра
1час
Мир моих увлечений Задачи:
выявление и развитие у учащихся творческих
способностей;
воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие их творческого мышления,
художественных способностей, формирование эстетического вкуса;
создание условий для творческой самореализации;
формирование понимания значимости искусства в жизни каждого человека.
№
Название мероприятие
Формы
Теория
Практика
1
Самоделки из природного материала.
2час
2
Чтение художественной литературы
1час
3
В мире сказок
Беседа
1час
Используемая литература
Художественная литература афоризмы, поэзия.
Научно - популярная литература по этике, истории, психологии, педагогике, искусству.
Кряжева Н.Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» 2002 г., т.1.
Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2002 г., т.3.
Худенко Е.Д. Требования к планированию коррекционно-развивающих занятий воспитателя. «Коррекция и развитие». Выпуск №6.
Шемшурина А.И. Этическая грамматика. В помощь учителю. (1ч.) – М.: Школа – Пресс, 2004г.