Программа развития школьной службы медиации МБОУ "Москаленская СОШ"
Программа развития школьной службы медиации МБОУ "Москаленская СОШ"
Программа разработана в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы, методического пособия «Школьная медиация», часть I //А.Ю. Полилей, В.В.Хилькевич
Цель: распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа развития школьной службы медиации МБОУ "Москаленская СОШ"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Марьяновского муниципального района
«Москаленская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора Директор ОУ
_________О.И. Кошель _______Н.Ю. Маркель
«__»_____2016г. «__»________2016г.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ
МБОУ «Москаленская СОШ»
НА 2016-2018гг.
Составил: Медведкова Елена Адольфовна,
учитель немецкого языка
Программа разработана в соответствиисКонституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы, методического пособия «Школьная медиация», часть I //А.Ю. Полилей, В.В.Хилькевич
Понятия «школьная медиация» и «служба школьной медиации».
Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо, либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиативный подход – деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.
Служба школьной медиации – эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Цель: распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);
Задачи:
1. Проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д. ) для участников конфликтов;
2. Создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;
3. Информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации
2. Планируемые результаты реализации
программы школьной медиации
Создаётся безопасная среда для учащихся, благоприятная для их становления и развития, позволяющая избежать конфликта поколений, защитить всех, кто участвует в образовательном процессе.
Усиливается профилактика и коррекция девиантного поведения обучающихся, формирование толерантности в современном образовательном пространстве и повышение психологической культуры личности сторон образовательного процесса.
Развитие гармоничных взаимоотношений между участниками образовательного процесса.
Взаимоотношения между взрослыми и детьми строятся на принципах добровольности, открытости, принятия, уважения друг к другу.
Формируется умение предупреждать конфликты или разрешить их мирным путём.
3. Основные принципы медиации
Добровольность участия сторон
Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.
Информированность сторон
Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.
Нейтральность медиатора
Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Еcли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.
Конфиденциальность процесса медиации
Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.
Ответственность сторон и медиатора
Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
Заглаживание вреда обидчиком
В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.
Самостоятельность служб примирения
Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.
4. Школьная служба медиации и ее окружение
Директор и служба медиации
Чем служба медиации может помочь директору школы
1. В школе начнет создаваться инновационная практика примирения.
2. Риск жалоб в управление образования будет снижаться.
3. Школа станет более комфортной для учеников и более привлекательной на данной территории.
4. Сам директор будет тратить меньше времени на разбор конфликтов, освобождая время для более важных задач.
5. Отношения в школе будут улучшаться.
6. Ценности восстановительной медиации станут распространяться среди учеников и педагогов школы, а затем и на родителей.
Родители и служба медиации
Чем служба медиации может помочь родителям
• Родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ним
• Родители могут обратиться в службу в случае конфликта с учителем.
• Родители и родительский комитет могут обратиться в службу по поводу конфликтов с администрацией.
• Родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.
Педагоги и школьная служба медиации
Чем служба медиации может помочь педагогам
• Появляется возможность конструктивно управлять школьными конфликтами.
• Конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации может помочь развитию школьников.
• Происходит восстановление душевного равновесия в ходе «кругов сообщества», применяемых для работы с профессиональным выгоранием педагогов.
• Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников.
• Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.
• Происходит освоение восстановительного подхода для поддержания порядка в детской среде.
• Укрепляется роль школьного самоуправления.
Школьники и школьная служба медиации
Чем служба медиации может помочь школьникам
• Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.
• Научиться убеждать других словами, а не силой.
• Участвовать в интересной «взрослой» и общественно - полезной (волонтерской) деятельности. • Научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными.
• Научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
• Помогать другим мириться (своим друзьям, сверстникам и родителям).
• Начать осваивать новую профессию – медиатор, получить уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности.
• Лучше понимать сверстников и взрослых.
• Школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.
• У детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.
• Детям-правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганами» или людьми, которыми взрослые всегда недовольны, восстановить хорошее отношение со стороны ребят, родителей и педагогов, планировать для себя такое будущее, которое поможет избежать попадания в ситуации острых конфликтов или правонарушений.
5. Мероприятия по реализации Программы
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1.
Разработка нормативно - правовой базы
сентябрь
Руководитель службы
2.
Разработка программы развития Службы школьной медиации
Сентябрь-ноябрь
Руководитель службы
3.
Анкетирование участников образовательного процесса на предмет наличия и видов конфликтов в школе
В течение всего срока реализации программы
Руководитель службы
4.
Создание группы медиаторов из числа педагогов школы
Октябрь-ноябрь
Руководитель службы
5.
Реклама школьной службы примирения. Оформление стенда для информации о деятельности школьной службы примирения. Создание буклетов, памяток.
Сентябрь-декабрь
В течение всего срока реализации программы
Руководитель службы, медиаторы
6.
Размещение информации о СШМ на сайте школы
октябрь
Руководитель службы
7.
Разработка программы обучения школьников - медиаторов
Сентябрь-октябрь
Руководитель службы
8.
Реализация программы обучения школьников
В течение всего срока реализации программы
Руководитель службы
9.
Подготовка новых школьников-медиаторов с целью пополнения команды или замены вышедших из группы медиаторов
Апрель-май
Руководитель службы, медиаторы
10.
Участие в конференциях, сообществах
В течение всего срока реализации программы
Руководитель службы, медиаторы
11.
Организация работы службы медиации согласно запросам участников образовательного процесса и родителей
В течение всего срока реализации программы
Руководитель службы, медиаторы
12.
Беседы с педагогами на тему: «Основные типы конфликтов»
Сентябрь, октябрь
Медиаторы
13.
Беседы с педагогами на тему: «Различные типы исхода конфликтной ситуации»
Ноябрь, декабрь
Медиаторы
14.
Психолого – педагогическое консультирование для родителей
По запросу
В течение всего срока реализации программы
Медиаторы
15.
Беседы по классам «Стили общения со сверстниками».
Проведение классных часов: «Конфликт можно разрешить с помощью переговоров и медиации», «Давайте жить дружно!», «Пороки и добродетель», «Что такое толерантность», «Давайте вместе учиться достойно, с минимальными потерями выходить из конфликтов!!!», «Выбор за тобой», «Дружба и взаимоотношения в коллективе», «Правда и ложь», «Будь справедлив в словах и поступках»
В течение всего срока реализации программы
Медиаторы
16.
Консультации для родителей «Чувство взрослости. Как помочь подростку справиться со своим состоянием?»
По запросу родителей
Медиаторы
17.
Психолого – педагогическое консультирование родителей по запросу
По мере необходимости
Медиаторы
18.
Обсуждение с администрацией школы вопроса об эффективности работы службы по итогам осуществления программы
По итогам каждого года
Руководитель службы, медиаторы
6. Литература и источники
использованные для разработки программы
Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культу-ра взаимоотношений: практическое руководство. /под общей редакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр ≪Судебно-правовая реформа≫, 2012.
Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М: Фонд «Новая Евразия», 2012.
3. Журнал "Элита образования", №3 (003), июль-август 2008 года
4 . Демакова И.Д., Синягина Н.Ю., Сологуб В.А. Толерантное отношение
к детям групп психологического риска.
5. Программа профилактики стресса и тревожности как основы
формирования толерантности в педагогической деятельности.
6. Синягина Н.Ю., Стрижова К.И. Психолого-педагогическая поддержка
школьника в процессе его образования как основа личностно-
ориентированного образования.
7. Шубина Ю.С. Толерантные установки в деятельности учителя.
Целью деятельности школьной службы медиации является социальная реабилитация участников внутришкольных конфликтных ситуаций.
Школьная служба медиации МБОУ «Москаленской СОШ» создана в сентябре 2014 года. Служба медиации действует на основании действующего законодательства, Положения о школьной службе медиации. На сегодняшний день она состоит из трех взрослых (социальный педагог и 2 педагога) и 3 школьников – медиаторов (учащихся 7-11 классов).
С целью организации деятельности школьной службы медиации в апреле 2014 года Медведкова Е.А, учитель немецкого языка, прошла обучение в автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Сибирский институт непрерывного дополнительного образования» по программе «Профилактика суицида, агрессии, жестокости и насилия в образовательных учреждениях средствами медиации» в объеме108 часов. Были изучены методические рекомендации "Организация деятельности служб медиации в образовательном учреждении". Основная идея ШСМ в том, что медиация является одним из методов решения конфликта. Она не заменяет другие формы решения конфликта, а дополняет их.
Школьная служба медиации охватывает всех участников образовательного процесса. Внедрение процедуры медиации потребовало определенной "просветительской работы". В частности, были разработаны специальная памятка и буклет, в котором раскрывались все преимущества данной примирительной процедуры. Документы по созданию школьной службы медиации публикованы на сайте МБОУ «Москаленская СОШ». Медиаторами нашей школы был создан стенд «Школьная служба медиации», на котором была размещена вся необходимая информация для педагогов и учащихся по работе службы медиации. Разработано медиативное соглашение. С 2014 по 2017г. в 6-11 классах были проведены классные часы по темам: «Конфликт можно разрешить с помощью переговоров и медиации» «Давайте жить дружно!», «Пороки и добродетель», «Что такое толерантность», «Давайте вместе учиться достойно, с минимальными потерями выходить из конфликтов!!!», «Выбор за тобой», «Дружба и взаимоотношения в коллективе», «Правда и ложь», «Будь справедлив в словах и поступках». В ходе проведения классных часов, ребята попробовали себя в роли медиаторов. Проведено родительское собрание по теме «Медиация в школе» на котором родителям рассказали о школьной службе медиации.
Заседание школьной службы медиации проходит 1 раз в четверть. В ходе работы начал складываться опыт и понимание для чего служба нужна. ШСМ работает под девизом «золотого правила»: « Не делай другим того, чего не желаешь себе». Основной задачей медиации является привидение враждующих сторон к взаимопониманию и их примирению, поиск конкретных решений. Практика показывает, что область применения школьной медиации заключается в основном к конфликту «ученик-ученик». С 2014-2017г. в школе было 9 медиативных случаев, во всех девяти случаях удалось достигнуть согласия.
Состав ШСМ ежегодно обновляется. В ходе работы службы проводятся тренинги и занятия с юными медиаторами по следующим темам: «Что такое «служба медиации»», «Актуальность школьных служб медиации», «Восстановительные программы, применяемые в ШСМ». В ходе тренингов ребята знакомятся со службой медиации, ее функциями, необходимостью наличия ШСМ в школе, конфликтными случаями, путями их разрешения. Участники знакомятся с программами, которые применяются в ШСМ, узнали, какие этапы примирения существуют в медиации. Так же обсуждались возможные школьные конфликтные случаи, пути их разрешения.
Обучащиеся в школе уже знают о школьной службе. В трудную минуту, когда им кажется что мир к ним не справедлив, их мучают проблемы, они поругались или подрались, двери школьной службы медиации для них всегда открыты, т.к. основная задача, которую решает ШСМ нашей школы – это организовать реабилитационную и профилактическую функцию, способствующую восстановлению нормальных отношений в школьном сообществе, сдерживая подростков от проявления агрессии и насилия.
К преимуществам медиации следует отнести конфиденциальность, оперативность рассмотрения спора и невысокие затраты, а также отсутствие необходимости принудительного исполнения решения, так как в ходе примирительных процедур стороны сами вырабатывают удовлетворяющее их решение и поэтому заинтересованы в его исполнении.
Школьная медиация - это путь, который учит уважать себя и других и брать ответственность за свои поступки и за их последствия.