kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Поэтика фотографии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа модифицированная,имеет художественную направленность, углубленная, профессионально-ориентированная.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Поэтика фотографии"»

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»






РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

протокол от 31.08.2016 г1


УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ

МБУДО «ДДТ»

от «__» __________2016г №___

Директор _______________В.Н. Беспалова








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОББРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Искусство фотографии»

детского объединения «Объектив»

(срок реализации 1 год, возраст детей - 12-14 лет)












Автор-составитель:

Апсеитов Владимир Иванович,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории










Бийск

2016

Пояснительная записка


«Искусство фотографии» - углубленная, профессионально-ориентированная, модифицированная образовательная программа. Предметом программы является изучение основ техники фотографического процесса, изобразительных средств фотографии и использование этих знаний и умений для решения творческих задач.

В современном мире фотография пользуется большой популярностью среди молодежи. С развитием фотоуслуг получение фотоизображения не составляет сложности. Однако художественная сторона фотографии остается во многом неразрешимой проблемой без специального изучения предмета. Настоящая программа направлена на то, чтобы дать молодежи необходимые знания в области художественной фотографии, сформировать эстетические представления и развить творческие способности в области визуальной культуры.

Бурное развитие цифровой фотографии раскрывает огромные возможности для фотографического творчества. Во многом совершенствуется и упрощается техника фотосъемки (процесс фотосъемки технический), открывается большое поле деятельности в процессе работы над фотоизображением, его цифровой обработке с помощью компьютера с целью усиления образности и выразительности снимка.

В связи с тем, что еще иногда применяется пленочная аппаратура, программа построена так, что при ее реализации используется как пленочная так и цифровая техника.

Цветные пленки обрабатываются в мини лабораториях, лучшие кадры цифруются и вносятся в память компьютера с целью их дальнейшей обработки и хранения.

Основная творческая деятельность обучающихся происходит во время фотосъемки и в процессе обработки файлов на компьютере.

Программа носит художественную направленность. Тип программы – модифицированная, профессионально-ориентированная.

Программа предназначена для обучающихся 12-14 лет, не имеющих знаний и навыков по фотографии. Форма обучения – очная.

Количество обучающихся в группе – 12 человек. Теоретические занятия проводятся со всей группой, практические – по подгруппам (по звеньям) в целях организации безопасного труда.

Количество часов в учебном году – 144, в неделю – 4 часа (2 занятия по 2 академических часа, академический час – 40 мин. с обязательным 10-минутным перерывом).


Настоящая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительно­го образования детей»;

  • Приказом Министерства образования и науки от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

  • Концепцией развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года и планом ее реализации (утверждены распоряжением Администрации края от 22.09.2015 № 267-р);

  • Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

  • Приказом главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».

В основу программы положено изучение основных (устоявшихся) разделов фотографии: «Фотоэтюд», «Портретная и жанровая фотография», «Пейзаж», «Журналистская фотосъемка», «Техника фотографии» и др. Особое внимание уделено изобразительным средствам фотографии и их использованию для решения художественных задач.

Основными принципами построения программы являются:

  • принцип от простого к сложному;

  • принцип доступности и наглядности;

  • принцип единства образовательной и воспитательной деятельности;

  • принцип открытых перспектив;

  • принцип «учиться победно»;

  • принцип научности.

Цель программы:

  • развитие творческих и художественных способностей обучающихся через изучение художественной фотографии.

Задачи программы:

Образовательные

  • Приобретение знаний и практических навыков по основам фотографии.

  • Получение знаний, умений, навыков работы с компьютером для обработки цифровых изображений с помощью компьютерных программ «Adobe Photoshop», используя основные методы обработки фотографических файлов, с целью придания им наибольшей выразительности и образности.

Воспитывающие

  • Формирование эстетических представлений.

  • Развитие волевых качеств, воспитание трудолюбия.


Развивающие

  • Формирование у обучающихся творчески направленного мышления, творческих способностей, учитывая индивидуально-личностные особенности детей и подростков.


Содержание программы составлено с учётом возрастных, психологических особенностей детей.

Как известно, у подростков в процессе формирования взглядов и ценностей происходит изменение взглядов и переоценка ценностей.

Ст. Холл описал амбивалентность и парадоксальность характера подростков: «У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью» и т.д.».

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Он выделяет 3 типа развития подростков:

1 тип - характеризуется резким, бурным, кризисным течением.

II тип развития – плавный, медленный постепенный рост, когда подросток вступает во взрослую жизнь без серьезных сдвигов в собственной личности.

III тип - представляет собой процесс развития, когда подросток сам сознательно формирует и воспитывает себя. Главным в этом процессе является осознание своей индивидуальности.

Психолог полагал, что внутренний мир личности тесно связан с культурой и историей человечества. Поэтому изучение предмета «искусство фотографии» уже само по себе формирует эстетические представления личности, а значит и саму личность.

Учитывая особенности современных подростков – это нетерпеливость, желание получить быстро результат, амбивалентность и парадоксальность характера следует первое время строить занятия так, чтобы на каждом из них ребята достигали успеха, хотя бы небольшого. Это нужно постоянно подчеркивать и поощрять. В дальнейшем, когда у ребят появится устойчивый интерес к предмету, задания подбираются более серьезные и продолжительные во времени. При этом важно помнить – каждая работа ребят всегда должна доводиться до конца. Должен работать принцип «Учиться победно!». Задача педагога во многом будет решена, если у ребят возникнет увлечение предметом, что позволит решить такие задачи, как формирование волевых качеств, воспитание трудолюбия, развитие творческих способностей и др.


Воспитывающий характер программы

В фотостудию приходят дети, имеющие слабое представление о художественной фотографии. Они еще не сделали окончательно своего выбора, и поэтому первоочередной задачей является формирование у детей интереса к фотографии как к искусству. Для этого учащимся демонстрируются лучшие коллекции фоторабот с кратким обсуждением, организуется посещение выставок фоторабот и живописи. Ключевой задачей педагога является выбор индивидуального подхода к каждому ребенку с тем, чтобы раскрыть его художественные способности и, таким образом, выявить одаренных ребят, которые в дальнейшем смогут достичь высоких результатов. Для решения этой задачи используется система конкурсных заданий по основным разделам предмета (см. Приложение № 2).

Другой важной задачей является нацеленность на формирование у детей эстетических представлений, нравственных понятий и, прежде всего, умение сопереживать и находить контакт с героями своих снимков, умение видеть проблемы человека и уметь отражать их в снимке.


Планируемые результаты

В результате освоения программы обучающиеся приобретут знания и практические навыки, необходимые для создания художественной фотографии, по основам композиции, использованию основных изобразительных средств и фотооборудования, работы с компьютером для обработки цифровых изображений; будут уметь сочетать знание художественных приемов и техник для наилучшей реализации творческого замысла.










































Учебный план


№ п/п

Разделы программы

Всего

часов

Из них

Формы аттестации/ контроля

Теория

Практика

1

Введение


2

2

-

Начальная диагностика-тестирование

2

Получение изображения с помощью фотоаппарата

24

8

16

Выполнение конкурсного задания №1

3

Язык фотографии. Фотоэтюд


26

10

16

Выполнение конкурсного задания № 2

4

Дефекты фотоизображения, причины их возникновения

4

2

2

Практическая работа

5

Фотосъемка при искусственном освещении

4

2

2

Практическая работа

6

Портретная фотосъемка


18

6

12

Выполнение конкурсного задания №3

7

Фотосъемка жанра


18

6

12

Выполнение конкурсного задания №4

8

Фотосъемка пейзажа


22

8

14

Выполнение конкурсного задания №5

9

Подготовка конкурсной коллекции фоторабот


24

6

16

Практическая работа

10

Итоговое занятие


2

-

2

Презентация

коллекций фоторабот


ИТОГО:

144

50

94


















Содержание учебного плана


  1. Введение – 2 часа

Теория – 2 часа:

Возникновение и развитие фотографии. Виды фотографии. Фотография как искусство. Понятие о светочувствительности. Тестирование.


  1. Получение изображения с помощью фотоаппарата – 24 часа

Теория – 8 часов:

Устройство и принцип действия пленочного фотоаппарата, Устройство и принцип действия цифрового фотоаппарата Его принципиальные отличия от пленочных и обращение с ним. Основные понятия: фокусное расстояние объектива, ЗУМ, диафрагма, затвор фотоаппарата и выдержка. Функции цифровых фотоаппаратов: автофокус, автозамер экспозиции, про-граммный или ручной режимы съемки, коррекция экспозиции, выбор чувствительности матрицы, качество снимка (вес файла). Определение экспозиции при съемке. Экспозиционные числа. Перенос изображения с цифрового фотоаппарата на компьютер. Обращение с компьютером.

Практика – 16 часов:

Приобретение навыков обращения с фотоаппаратом. Наводка на резкость, установка выдержки и диафрагмы. Определение экспозиции. Приобретение навыков работы с цифровым фотоаппаратом. Выбор вида фотосъемки, обращение с зумом, использование меню. Выполнение конкурсного задания №1 по теме «Получение фотоизображения с помощью фотоаппарата». Работа с компьютером. Простейшая коррекция снимков.


  1. Язык фотографии. Фотоэтюд – 26 часов

Теория – 10 часов:

Что такое фотоэтюд. Тема и ее решение. Как видит объектив. Передача пространства. Основные изобразительные средства фотографии. Виды света. Выбор освещения. Композиция. Правило контраста. Способы выделения главного. Динамичность снимка. Золотое сечение. Уравновешенная композиция. Наводка на резкость и глубину резкости. Простейшие способы обработки цифровых изображений на компьютере. Изменение плотности и контрастности изображения, цветовая коррекция. Хранение файлов. Создание папок.

Практика – 16 часов:

Закрепление навыков обращения с фотоаппаратом. Приобретение умений пользоваться шкалой глубины резкости. Фотосъемка этюдов. Работа над композицией Приобретение навыков обработки фотографических файлов. Выполнение конкурсного задания №2 по теме «Фотоэтюд».


  1. Дефекты фотоизображений, причины их возникновения – 4 часа

Теория – 2 часа:

Дефекты пленочных и цифровых изображений, причины их возникновения и способы устранения.



Практика – 2 часа:

Практическая работа: определение причин появления дефектов изображения и нахождение способов их устранения в процессе обработки файлов.


  1. Фотосъемка при искусственном освещении – 4 часа

Теория – 2 часа:

Виды света. Роль отражающих поверхностей. Простейшие схемы установки света. Определение экспозиции.

Практика -2 часа:

Практическая работа: приобретение навыков установки света (простейшие схемы) и определения экспозиции при съемке.


  1. Портретная фотосъемка – 18 часов

Теория – 6 часов:

Передача внешнего сходства в портрете. Характер освещения, точка съемки, момент съемки. Фон в портрете. Нейтральный и предметный фон. Влияние фона на портрет. Жанровый портрет. Момент съемки. Динамичность. План и масштаб изображения в портретной съемке. Анализ выполненных работ.

Практика – 12 часов:

Закрепление навыков установки света и определения экспозиции. Приобретение навыков передачи внешнего сходства выбора точки съемки, момента съемки и фона в портрете. Фотосъемка постановочного и жанрового портретов. Обработка файлов. Выполнение конкурсного задания №3 по теме «Портретная фотосъемка».


  1. Фотосъемка жанра – 18 часов

Теория – 6 часов:

Определение жанра. Авторский замысел в жанровой фотографии. Приемы передачи движения в снимке. Жест и фаза движения. Анализ выполненных работ.

Практика – 12 часов:

Формирование умений использовании простейших приемов передачи движения в снимке, а также навыков выбора точки и момента съемки, освещения и фона. Работа по заданиям. Фотосъемка, обработка файлов, печать лучших изображений. Выполнение конкурсного задания № 4 по теме «Фотосъемка жанра».


  1. Фотосъемка пейзажа22 часа

Теория- 8 часов

Пейзаж. Виды пейзажа. Лирический пейзаж. Изобразительные средства в пейзаже. Выбор освещения. Тональное построение снимка. Глубина пространства, как образ в пейзаже. Выбор фокусного расстояния объектива. Масштаб в пейзаже, панорамирование. Приемы съемки пейзажа в различные времена года.

Практика – 14 часов

Фотосъемка пейзажа. Отработка навыков создания пространственной композиции. Выполнение конкурсного задания № 5 по теме «Фотосъемка пейзажа».

  1. Подготовка конкурсной коллекции фоторабот – 24 часа

Теория – 6 часов:

Отбор лучших файлов (негативов). Способы обработки файлов: изменение плотности и контрастности изображений, цветовая коррекция, устранение бликов методом «штампа» (клонирования), кадрирование изображения.

Практика– 18 часов:

Практическая работа: приобретение навыков по способам обработки файлов на компьютере для создания большей выразительности снимка. Печать и оформление фоторабот.


  1. Итоговое занятие – 2 часа

Практика – 2 часа:

Презентация коллекций фоторабот.

Задание на лето: особенности фотосъемки в летнее время, обработка файлов; подготовка к региональным и всероссийским фотоконкурсам.





































Планируемые результаты


В результате усвоения программы обучающиеся знают:

  • Устройство и функции цифрового фотоаппарата.

  • Основы композиции и основные изобразительные средства:

  • понятие уравновешенной композиции;

  • способы выделения главного;

  • линейная и воздушная перспектива (передача глубины пространства);

  • понятие динамичности

  • Простейшие способы обработки файлов на компьютере: плотность, контрастность, цветовая коррекция, кадрирование.

  • Законы гармонии и красоты.

  • Смысловую связью элементов в художественных образах.

Обучающиеся умеют:

  • Обращаться с пленочными и цифровыми фотоаппаратами.

  • Строить простейшие композиции, используя изобразительные средства.

  • Производить обработку цифровых изображений на компьютере используя программу «Photoshop CS-2» либо «Lightroom-2».

  • Следить за исправностью аппаратуры и принадлежностей.

  • Передать (применить) законы гармонии и красоты в самостоятельной художественной работе.

  • Умело сочетать знание художественных приемов и техник для наилучшей реализации творческого замысла.

  • Осуществлять коллективную творческую деятельность, сотрудничать.

























Методическое обеспечение


Основная форма организации учебного процесса - занятие. При изучении теории используются такие формы занятий как беседа, лекция, практическое занятие, конкурс, презентация и др. Там, где позволяет материал, создается проблемная ситуация. В практической работе используется метод проектов. Практическая работа осуществляется через фотосъемку на пленере, работу на персональном компьютере в программах Adobe Photoshop.


При изучении программы используется методика В.Ф. Шаталова. В разделах материал разбит на блоки, по большинству из которых имеются опорные конспекты. По программе с использованием таких опорных конспектов, изучаются разделы: 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9.

Для успешного усвоения знаний, в практической работе, используется метод решения художественных задач с применением методики В.Ф. Шаталова.

По ряду тем изучение материала проводится с применением методов проблемного обучения. Для этого разработаны проблемные ситуации по следующим темам:

  1. «Получение фотоизображения».

  2. «Передача глубины пространства в фотографии».

  3. «Наводка на резкость и глубину резкости».

  4. «Занимательная фотография. Понятие фотомонтажа».

  5. «Передача движения в снимке».

  6. «Композиция. Выделение главного».

  7. «Фотосъемка пейзажа».

Схема преподавания теоретических занятий такова: изучение новой темы начинается с постановки целей и задач. Если позволяет содержание темы, то создается проблемная ситуация, которая в процессе изучения темы разрешается. Изложение нового материала производится в высоком темпе и в рамках опорного конспекта. После этого обучающимся предоставляется опорный конспект (в виде проекции изображения диапозитива на экран), который озвучивается педагогом. Затем идет краткое изложение материала по опорному конспекту с акцентом на главное. После этого учащиеся отпечатывают на фотобумагу этот опорный конспект и используют его для подготовки к последующим занятиям.

По каждому из разделов 1/3-1/4 учебного времени отводится на теорию, остальное – на практику. Практические занятия проводятся как со всей группой, так и с делением на подгруппы, индивидуально, в зависимости от содержания работы как в фотостудии (обработка цифровых изображений с целью получения наибольшей выразительности снимков), так и на пленере (фотосъемка пейзажа, жанра, этюда, репортажа).

Формы организации образовательного процесса:

  • групповая – предполагает подачу материала всему коллективу обучающимся;

  • индивидуально-групповая - в практической работе (решение художественных задач, изучение функций цифровой аппаратуры, игра «Конкурс», работа над проектом и др.);

  • индивидуальная – предполагает самостоятельную работу обучающихся (работа с компьютерными программами, подготовка и итоговым выставкам, конкурсам).


Условия реализации программы

Для успешной реализации образовательной программы необходимо:

  • Наличие учебно-методического комплекта, обеспечивающего эффективность преподавания:

- опорные конспекты;

- конкурсные задания «Создание проблемных ситуаций на занятиях в фотостудии»;

- иллюстрационный материал в виде фотографии и фотокопий;

- литература по художественной фотографии;

- методическая разработка «Основные методы цифровой обработки фотографических изображений в процессе изучения программы «Искусство фотографии»;

Компетентный педагог:

  • Со знаниями:

- современных методик (Шаталова В.Ф., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., др.);

- разнообразных форм и методов ведения занятий.

  • Умением:

- пользоваться компьютером и производить обработку файлов по программе «Lightroom-2».

Наличие соответствующей материальной базы:

- помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям;

- столы, доска, экран для демонстрации слайдов (опорных конспектов), негативов, ТСО (диапроектор);

- Компьютеры – 2-6 шт. Программное обеспечение.

- Фотоаппаратура:

  1. Цифровые компактные и зеркальные фотоаппараты типа «Олимпус», «Кэнон», «Никон» и т.д., пленочные – «Киев», «Зенит» - 6 шт.

  2. Объективы (длинно- и короткофокусные).

  3. Фотоштативы – 2-3 шт.

  4. Фотоэкспонометры – 1-6 шт.

  5. Фотоосветители – 2-6 шт.

  6. Справочная и учебная литература.

  7. Фото зонты, экраны (отражающие поверхности)







Методическое обеспечение программы


№ п/п

Разделы программы

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1

Введение


Ок.

ПК

Начальная диагностика-тестирование

2

Получение изображения с помощью фотоаппарата

Ок., Ф-ил.,

Схема устройства ф/а-та, Табл. ЗИС

ф/ат Киев-6С

Выполнение конкурсного задания №1

3

Язык фотографии. Фотоэтюд


Ф/а,

Игра «конкурс»

ПК,

цифровые ф/а, ф/апп.

Выполнение конкурсного задания № 2

4

Дефекты фотоизображения, причины их возникновения

Ф-ил

ПК,

цифровые ф/а

Практическая работа

5

Фотосъемка при искусственном освещении

Ок.

ПК,

цифровые ф/а,

ф/апп.

Практическая работа

6

Портретная фотосъемка


Ок.,

ф-ил.,

Табл. ЗИС

ПК,

цифровые ф/а,

ф/апп.

Выполнение конкурсного задания №3

7

Фотосъемка жанра


Ок., ф-ил.,

Табл. ЗИС,

Игра «конкурс»

ПК,

цифровые ф/а,

ф/апп.

Выполнение конкурсного задания №4

8

Фотосъемка пейзажа


Ок., ф-ил., Табл. ЗИС

ПК,

цифровые ф/а,

ф/апп.

Выполнение конкурсного задания №5

9

Подготовка конкурсной коллекции фоторабот


Ок.

ПК

Практическая работа

10

Итоговое занятие


Требования к конкурсным работам

ПК

Презентация

коллекций фоторабот


Условные обозначения:

ОК опорный конспект

Ф-ил.- фотоиллюстрации

Ф/а- фотоаппарат

Ф/апп - фотоаппаратура

ПК – компьютер

Табл. ЗИС – Таблица знаков изобразительных средств для решения художественных задач.









Формы подведения итогов реализации программы

Механизм оценки получаемых результатов по итогам реализации программы предусматривает:

  • После изучения каждого из разделов проводится контроль знаний и умений на уровне применения. Основной формой контроля являются конкурсы (выполнение конкурсных заданий), которые активизируют познавательную и творческую деятельность. Они содержат практические задания.

  • При изучении важных теоретических тем контроль усвоения знаний осуществляется по методике В.Ф. Шаталова по опорным конспектам.

Важнейшим звеном учебно-воспитательного процесса является проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся.


Для отслеживания результатов обучения предусмотрена система диагностики:

  • Начальная диагностика

  • Промежуточная диагностика;

  • Итоговая аттестация.

Цели:

  • начальная диагностика – определение исходного уровня знаний обучающихся (сентябрь). Осуществляется с помощью тестирования (Приложение № 1);

  • промежуточная диагностика – оценка качества усвоения программного материала (декабрь). Осуществляется в форме оценки конкурсных заданий, выставляется совокупная оценка за 1-е и 2-е конкурсное задания (Приложение № 2);

  • итоговая аттестация – определение уровня усвоения программного материала (май). Осуществляется в форме конкурса («Интеллектуальных карт», «Игра конкурс») или презентации коллекций фоторабот. Коллекции формируются из конкурсных заданий №№ 3-5 (критерии оценки -Приложение № 2);.

Все результаты фиксируются в таблице отслеживания усвоения программного материала (Приложение № 3).












Список литературы


  1. Агафонов А.В., Пожарская С.Г. Фотобукварь. Учеб. [Текст]. – М.: 1993


  1. Волгин А. Фотография. Из практики любителя. Учеб пособие. [Текст]. – М.: «Планета», 1988


  1. Дыко Л.П., Иосиф Е. Фотография: ее техника и искусство. Учеб пособие. [Текст]. – М.: «Искусство», 1960


  1. Дыко Л.П.Основы композиции в фотографии. Учеб пособие. [Текст]. – М.: «Высшая школа», 1988


  1. Крейг Г. Психология развития. [Текст]. – СПб.: изд. «Питер», 2000. -992 с: ил.- (серия «Мастера психологии»).


  1. Морозов С. Творческая фотография. Учеб пособие. [Текст]. – М.: «Планета», 1989


  1. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. Учебник. [Текст]. – Н., Российское педагогическое агентство, 1996, -334 с.


  1. Рудольф Дела – Росса, Александр Дела – Росса «Adobe Photoshop для художников». [Текст]. – С-Пб: БХВ – Петербург», 2003


  1. В.И. Михалкович, В.Т. Стигнеев. Поэтика фотографии. [Текст]. Москва. «Искусство» 1989.


  1. Килпатрик Д. Свет и освещение. [Текст]. Москва «Мир» 1988.
























Приложение № 1

ТЕСТ

Начальная диагностика


Инструкция:

Из нескольких вариантов ответов, выбери один правильный и запиши его на отдельном листе. Сначала запиши номер задачи, затем - номер варианта ответа. Например: правильный ответ на второй вопрос – четвертый.

Следует записать: 2 – 4


  1. В каком веке возникла фотография?

А) В ХУШ веке

В) Х1Х веке

С) В ХХ веке

Варианты ответов: 1 – А, 2 – В, 3 – С


  1. Какую роль в фотоаппарате выполняет объектив?

А) Служит для наводки на резкость

В) «Рисует» изображение на плёнке.

С) Регулирует световой поток.

Варианты ответов: 1 – А, 2 – В, 3 – С, 4 – А и В, 5 – В и С


  1. Для чего служит в фотоаппарате диафрагма

А) служит для перемотки

В) служит для определения выдержки

С) служит для регулирования светового потока через объектив

Д) служит для регулирования глубины резкости.

Варианты ответов – 1 – А, 2 – В, 3 – А и С, 4 – С и Д, 5 – А и В


  1. Какое устройство в фотоаппарате называется затвором?

А) устройство наводки резкости

В) устройство, открывающее объектив в момент съемки.

С) устройство обратной перемотки пленки.

Варианты ответов: 1 – А, 2 – В, 3 – С, 4 – А и В


  1. Что называется выдержкой в фотографии?

А) сохранять спокойствие (фотографа)

В) Время насажать на кнопку фотоаппарата.

С) Время экспозиции

Д) Время, на которое открывается затвор фотоаппарата.

Варианты ответов: 1 – А, 2 – В, 3 – С, 4 –Д, 5 – С и Д


  1. Что называется композицией?

А) Изображение, составленное по определенным законам в целостную картину.

В) Сочинение, составление картинки (изображения)

С) Красива фотография

Варианты ответов: 1 – А, 2 – В, 3 – С, 4 – А, В, С, 5 – А и В


  1. Каким фотоаппаратами можно снимать на цветную пленку?

А) Импортными («Олимпус», «Кодак»)

В) Фотоаппаратами типа «Зенит»

С) Фотоаппаратами типа «Смена»

Варианты ответов: 1 – А, 2 – В, 3 – С, 4 – А, В, С


  1. Какие виды коррекции в программе «Adobe Photoshop» можно произвести над снимком (в цифровом виде):

А) Изменить плотность изображения.

В) Увеличить или уменьшить контрастность.

С) Выделить, усилить какие либо цвета.

Варианты ответов: 1 – А, 2 – А и В, 3 – А, В, С, 4 – С.


Ключ:


Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Варианты ответа

2

4

4

2

5

5

4

3


Критерии оценок:

6 - 8 правильных ответов – высокий уровень знаний (В)

4 - 5 правильных ответов – средний уровень знаний (С)

3 и менее правильных ответов – низкий уровень знаний (Н)



Приложение № 2


Оценка качества усвоения программного материала, практически по каждому разделу, осуществляется в форме конкурсных заданий. Для оценивания знаний, умений и навыков разработаны следующие критерии:


Критерии оценки знаний, умений, навыков


  1. Техническое исполнение снимка (из 6 баллов).

  • Резкость фотоизображения – 2 балла

  • Правильный подбор экспозиции, проработка деталей в светах и тенях - 1 балл

  • Цветовой баланс – 1 балл

  • Отсутствие дефектов – 1 балл

  • Оптимальная контрастность изображения – 1 балл


  1. Композиционное решение фотоработы (из 5 баллов).

  • Выделение главного – 1 балл

  • Уравновешенность композиции – 1 балл

  • Динамичность композиции – 1 балл

  • Передача глубины пространства – 1 балл

  • Правильный выбор освещения – 1 балл


  1. Изобразительное решение снимка

  • Соответствие применяемых изобразительных средств замыслу фотоработы – 0-5 баллов


  1. Применение изобразительных средств фотографии

  • Наличие того или иного изобразительного средства – 1 балл


  1. Образность в решении темы или работы

  • Пейзаж, этюд.

  • Передача состояния природы или погоды – 0-5 баллов

  • Портрет или жанр.

  • Эмоциональность – 2 балла

  • Передача характера – 3 балла

  • Обобщенность образа – 3 балла


Конкурсные задания

2 раздел программы. Получение изображения с помощью фотоаппарата

(1 конкурсное задание по теме «Получение фотоизображения с помощью фотоаппарата»)

  1. Устройство и принцип действия цифрового фотоаппарата

  2. Основные понятия: фокусное расстояние объектива, ЗУМ, диафрагма, затвор фотоаппарата и выдержка.

  3. Функции цифровых фотоаппаратов: автофокус, автозамер экспозиции, программный или ручной режимы съемки, коррекция экспозиции.

  4. Конкурс знаний. Фото.

Конкурс проходит в форме эстафеты. Оценка проводится на каждом этапе индивидуально и по командам.


3 раздел программы. Язык фотографии. Фотоэтюд.

(2 конкурсное задание по теме «Фотоэтюд»)

Выполнить несколько (3-5) фотоэтюдов по любой из тем:

  1. Дорога

  2. Окно

  3. Человек и дерево

  4. Лучик света

  5. Снегопад

Требования:

  1. Техническое исполнение работы.

  2. Изобразительное решение снимка.

  3. Применение изобразительных средств

  4. Образность и состояние.

Итоги конкурса подводятся спустя 2-3 недели в конце изучаемого раздела.


6 раздел программы. Портретная фотосъемка.

(3 конкурсное задание по теме «Портретная фотосъемка»)

Выполнить студийный и жанровый портреты.

Требования к студийному портрету:

  1. Техническое исполнение портрета. Освещение.

  2. Сходство в портрете

  3. Композиция в портрете.

Требования к жанровому портрету:

  1. Вместо сходства эмоциональность и характер человека

  2. Образ в портрете.

  3. Техническое исполнение.

  4. Композиционное решение.

Задание выдается в начале изучения раздела. Итоги конкурса подводятся через 2 недели в конце изучения раздела.


7 раздел программы. Фотосъемка жанра

(4 конкурсное задание по теме «Фотосъемка жанра»)

Выполнить серию (3-5) жанровых снимков по любой теме:

Предлагаемые темы:

  1. Школьная перемена.

  2. Мой лучший друг.

  3. Мой двор.

  4. Моя семья.

  5. После школы.

  6. На горке… и другие.

Требования:

  1. Техническое исполнение снимка.

  2. Момент съемки, динамичность снимка.

  3. Изобразительное решение снимка

Задание выдается в начале изучения раздела. Итоги конкурса подводятся в конце изучения раздела.


8 раздел программы. Фотосъемка пейзажа.

(5 конкурсное задание по теме «Фотосъемка пейзажа)

Выполнить серию (3-5) снимков по любой теме:

Предлагаемые темы:

  1. Снегопад. Метель.

  2. Утро в лесу.

  3. Закаты над Бией.

  4. Луч солнца.

  5. Огни города.

  6. Приметы весны.

Требования:

  1. Техническое исполнение снимка.

  2. Время съемки, образность, эмоциональность снимка.

  3. Изобразительное решение снимка

Задание выдается в начале изучения раздела. Итоги конкурса подводятся в конце изучения раздела.

Приложение № 3

ТАБЛИЦА

отслеживания уровня знаний, умений, навыков

по программе «Искусство фотографии»

п/п

Ф.И. обучающихся

Начальная диагностика (тест)

Промежуточная диагностика (конкурсные задания)

Итоговая аттестация

(конкурс или презентация коллекций фоторабот)

Итоговая оценка
































































Начальная диагностика:

В – высокий уровень

С – средний уровень

Н – низкий уровень


Промежуточная диагностика и итоговая аттестация:

Низкий уровень (Н). Обучающиеся слабо владеют основными понятиями и изобразительными средствами фотографии.

Средний (стандартный) уровень (С). Этому уровню соответствуют знания и умения, перечисленные в программе, необходимые для изучения последующих тем, а также навыки использования основных теоретических знаний на практике.

Высокий уровень (В). Этому уровню соответствуют работы, выполненные в соответствии с конкурсным заданием, а также показавшие умения применять теоретические знания в комплексе с учетом поставленной задачи.

Примечание. В ходе выполнения конкурсных заданий, низкий уровень оценки не выставляется (согласно методике Шаталова). Достаточно выполнения 3-х заданий из 6-ти, чтобы аттестовать учащегося. Если ученик имеет дипломы победителя городского уровня, то аттестуется не менее чем на средний уровень, если всероссийского – то на высокий уровень.

Обучающиеся, не удовлетворенные уровнем своей работы, получают возможность выполнить работу повторно и получить более высокую оценку (принцип открытых перспектив).


20




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Программа "Поэтика фотографии"

Автор: Апсеитов Владимир Иванович

Дата: 20.02.2018

Номер свидетельства: 458540

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "Конспект урока литературы в 11 классе  по изучению биографии М. Цветаевой на тему: "Трагичность судьбыы, определённая трагичностью эпохи,- безвременьем" "
    ["seo_title"] => string(168) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-po-izuchieniiu-bioghrafii-m-tsvietaievoi-na-tiemu-traghichnost-sud-byy-opriedielionnaia-traghichnost-iu-epokhi-biezvriemien-iem"
    ["file_id"] => string(6) "221318"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435183491"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства