Просмотр содержимого документа
«Программа "Поэтика фотографии"»
МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
протокол от 31.08.2016 г № 1
УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ
МБУДО «ДДТ»
от «__» __________2016г №___
Директор _______________В.Н. Беспалова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОББРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Искусство фотографии»
детского объединения «Объектив»
(срок реализации 1 год, возраст детей - 12-14 лет)
Автор-составитель:
Апсеитов Владимир Иванович,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Бийск
2016
Пояснительная записка
«Искусство фотографии» - углубленная, профессионально-ориентированная, модифицированная образовательная программа. Предметом программы является изучение основ техники фотографического процесса, изобразительных средств фотографии и использование этих знаний и умений для решения творческих задач.
В современном мире фотография пользуется большой популярностью среди молодежи. С развитием фотоуслуг получение фотоизображения не составляет сложности. Однако художественная сторона фотографии остается во многом неразрешимой проблемой без специального изучения предмета. Настоящая программа направлена на то, чтобы дать молодежи необходимые знания в области художественной фотографии, сформировать эстетические представления и развить творческие способности в области визуальной культуры.
Бурное развитие цифровой фотографии раскрывает огромные возможности для фотографического творчества. Во многом совершенствуется и упрощается техника фотосъемки (процесс фотосъемки технический), открывается большое поле деятельности в процессе работы над фотоизображением, его цифровой обработке с помощью компьютера с целью усиления образности и выразительности снимка.
В связи с тем, что еще иногда применяется пленочная аппаратура, программа построена так, что при ее реализации используется как пленочная так и цифровая техника.
Цветные пленки обрабатываются в мини лабораториях, лучшие кадры цифруются и вносятся в память компьютера с целью их дальнейшей обработки и хранения.
Основная творческая деятельность обучающихся происходит во время фотосъемки и в процессе обработки файлов на компьютере.
Программа носит художественную направленность. Тип программы – модифицированная, профессионально-ориентированная.
Программа предназначена для обучающихся 12-14 лет, не имеющих знаний и навыков по фотографии. Форма обучения – очная.
Количество обучающихся в группе – 12 человек. Теоретические занятия проводятся со всей группой, практические – по подгруппам (по звеньям) в целях организации безопасного труда.
Количество часов в учебном году – 144, в неделю – 4 часа (2 занятия по 2 академических часа, академический час – 40 мин. с обязательным 10-минутным перерывом).
Настоящая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Приказом Министерства образования и науки от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Концепцией развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года и планом ее реализации (утверждены распоряжением Администрации края от 22.09.2015 № 267-р);
Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Приказом главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
В основу программы положено изучение основных (устоявшихся) разделов фотографии: «Фотоэтюд», «Портретная и жанровая фотография», «Пейзаж», «Журналистская фотосъемка», «Техника фотографии» и др. Особое внимание уделено изобразительным средствам фотографии и их использованию для решения художественных задач.
Основными принципами построения программы являются:
принцип от простого к сложному;
принцип доступности и наглядности;
принцип единства образовательной и воспитательной деятельности;
принцип открытых перспектив;
принцип «учиться победно»;
принцип научности.
Цель программы:
развитие творческих и художественных способностей обучающихся через изучение художественной фотографии.
Задачи программы:
Образовательные
Приобретение знаний и практических навыков по основам фотографии.
Получение знаний, умений, навыков работы с компьютером для обработки цифровых изображений с помощью компьютерных программ «Adobe Photoshop», используя основные методы обработки фотографических файлов, с целью придания им наибольшей выразительности и образности.
Воспитывающие
Формирование эстетических представлений.
Развитие волевых качеств, воспитание трудолюбия.
Развивающие
Формирование у обучающихся творчески направленного мышления, творческих способностей, учитывая индивидуально-личностные особенности детей и подростков.
Содержание программы составлено с учётом возрастных, психологических особенностей детей.
Как известно, у подростков в процессе формирования взглядов и ценностей происходит изменение взглядов и переоценка ценностей.
Ст. Холл описал амбивалентность и парадоксальность характера подростков: «У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью» и т.д.».
Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Он выделяет 3 типа развития подростков:
1 тип - характеризуется резким, бурным, кризисным течением.
II тип развития – плавный, медленный постепенный рост, когда подросток вступает во взрослую жизнь без серьезных сдвигов в собственной личности.
III тип - представляет собой процесс развития, когда подросток сам сознательно формирует и воспитывает себя. Главным в этом процессе является осознание своей индивидуальности.
Психолог полагал, что внутренний мир личности тесно связан с культурой и историей человечества. Поэтому изучение предмета «искусство фотографии» уже само по себе формирует эстетические представления личности, а значит и саму личность.
Учитывая особенности современных подростков – это нетерпеливость, желание получить быстро результат, амбивалентность и парадоксальность характера следует первое время строить занятия так, чтобы на каждом из них ребята достигали успеха, хотя бы небольшого. Это нужно постоянно подчеркивать и поощрять. В дальнейшем, когда у ребят появится устойчивый интерес к предмету, задания подбираются более серьезные и продолжительные во времени. При этом важно помнить – каждая работа ребят всегда должна доводиться до конца. Должен работать принцип «Учиться победно!». Задача педагога во многом будет решена, если у ребят возникнет увлечение предметом, что позволит решить такие задачи, как формирование волевых качеств, воспитание трудолюбия, развитие творческих способностей и др.
Воспитывающий характер программы
В фотостудию приходят дети, имеющие слабое представление о художественной фотографии. Они еще не сделали окончательно своего выбора, и поэтому первоочередной задачей является формирование у детей интереса к фотографии как к искусству. Для этого учащимся демонстрируются лучшие коллекции фоторабот с кратким обсуждением, организуется посещение выставок фоторабот и живописи. Ключевой задачей педагога является выбор индивидуального подхода к каждому ребенку с тем, чтобы раскрыть его художественные способности и, таким образом, выявить одаренных ребят, которые в дальнейшем смогут достичь высоких результатов. Для решения этой задачи используется система конкурсных заданий по основным разделам предмета (см. Приложение № 2).
Другой важной задачей является нацеленность на формирование у детей эстетических представлений, нравственных понятий и, прежде всего, умение сопереживать и находить контакт с героями своих снимков, умение видеть проблемы человека и уметь отражать их в снимке.
Планируемые результаты
В результате освоения программы обучающиеся приобретут знания и практические навыки, необходимые для создания художественной фотографии, по основам композиции, использованию основных изобразительных средств и фотооборудования, работы с компьютером для обработки цифровых изображений; будут уметь сочетать знание художественных приемов и техник для наилучшей реализации творческого замысла.
Учебный план
№ п/п
Разделы программы
Всего
часов
Из них
Формы аттестации/ контроля
Теория
Практика
1
Введение
2
2
-
Начальная диагностика-тестирование
2
Получение изображения с помощью фотоаппарата
24
8
16
Выполнение конкурсного задания №1
3
Язык фотографии. Фотоэтюд
26
10
16
Выполнение конкурсного задания № 2
4
Дефекты фотоизображения, причины их возникновения
4
2
2
Практическая работа
5
Фотосъемка при искусственном освещении
4
2
2
Практическая работа
6
Портретная фотосъемка
18
6
12
Выполнение конкурсного задания №3
7
Фотосъемка жанра
18
6
12
Выполнение конкурсного задания №4
8
Фотосъемка пейзажа
22
8
14
Выполнение конкурсного задания №5
9
Подготовка конкурсной коллекции фоторабот
24
6
16
Практическая работа
10
Итоговое занятие
2
-
2
Презентация
коллекций фоторабот
ИТОГО:
144
50
94
Содержание учебного плана
Введение – 2 часа
Теория – 2 часа:
Возникновение и развитие фотографии. Виды фотографии. Фотография как искусство. Понятие о светочувствительности. Тестирование.
Получение изображения с помощью фотоаппарата – 24 часа
Теория – 8 часов:
Устройство и принцип действия пленочного фотоаппарата, Устройство и принцип действия цифрового фотоаппарата Его принципиальные отличия от пленочных и обращение с ним. Основные понятия: фокусное расстояние объектива, ЗУМ, диафрагма, затвор фотоаппарата и выдержка. Функции цифровых фотоаппаратов: автофокус, автозамер экспозиции, про-граммный или ручной режимы съемки, коррекция экспозиции, выбор чувствительности матрицы, качество снимка (вес файла). Определение экспозиции при съемке. Экспозиционные числа. Перенос изображения с цифрового фотоаппарата на компьютер. Обращение с компьютером.
Практика – 16 часов:
Приобретение навыков обращения с фотоаппаратом. Наводка на резкость, установка выдержки и диафрагмы. Определение экспозиции. Приобретение навыков работы с цифровым фотоаппаратом. Выбор вида фотосъемки, обращение с зумом, использование меню. Выполнение конкурсного задания №1 по теме «Получение фотоизображения с помощью фотоаппарата». Работа с компьютером. Простейшая коррекция снимков.
Язык фотографии. Фотоэтюд – 26 часов
Теория – 10 часов:
Что такое фотоэтюд. Тема и ее решение. Как видит объектив. Передача пространства. Основные изобразительные средства фотографии. Виды света. Выбор освещения. Композиция. Правило контраста. Способы выделения главного. Динамичность снимка. Золотое сечение. Уравновешенная композиция. Наводка на резкость и глубину резкости. Простейшие способы обработки цифровых изображений на компьютере. Изменение плотности и контрастности изображения, цветовая коррекция. Хранение файлов. Создание папок.
Практика – 16 часов:
Закрепление навыков обращения с фотоаппаратом. Приобретение умений пользоваться шкалой глубины резкости. Фотосъемка этюдов. Работа над композицией Приобретение навыков обработки фотографических файлов. Выполнение конкурсного задания №2 по теме «Фотоэтюд».
Дефекты фотоизображений, причины их возникновения – 4 часа
Теория – 2 часа:
Дефекты пленочных и цифровых изображений, причины их возникновения и способы устранения.
Практика – 2 часа:
Практическая работа:определение причин появления дефектов изображения и нахождение способов их устранения в процессе обработки файлов.
Фотосъемка при искусственном освещении – 4 часа
Теория – 2 часа:
Виды света. Роль отражающих поверхностей. Простейшие схемы установки света. Определение экспозиции.
Практика -2 часа:
Практическая работа: приобретение навыков установки света (простейшие схемы) и определения экспозиции при съемке.
Портретная фотосъемка – 18 часов
Теория – 6 часов:
Передача внешнего сходства в портрете. Характер освещения, точка съемки, момент съемки. Фон в портрете. Нейтральный и предметный фон. Влияние фона на портрет. Жанровый портрет. Момент съемки. Динамичность. План и масштаб изображения в портретной съемке. Анализ выполненных работ.
Практика – 12 часов:
Закрепление навыков установки света и определения экспозиции. Приобретение навыков передачи внешнего сходства выбора точки съемки, момента съемки и фона в портрете. Фотосъемка постановочного и жанрового портретов. Обработка файлов. Выполнение конкурсного задания №3 по теме«Портретная фотосъемка».
Фотосъемка жанра – 18 часов
Теория – 6 часов:
Определение жанра. Авторский замысел в жанровой фотографии. Приемы передачи движения в снимке. Жест и фаза движения. Анализ выполненных работ.
Практика – 12 часов:
Формирование умений использовании простейших приемов передачи движения в снимке, а также навыков выбора точки и момента съемки, освещения и фона. Работа по заданиям. Фотосъемка, обработка файлов, печать лучших изображений. Выполнение конкурсного задания № 4 по теме «Фотосъемка жанра».
Фотосъемка пейзажа – 22 часа
Теория- 8 часов
Пейзаж. Виды пейзажа. Лирический пейзаж. Изобразительные средства в пейзаже. Выбор освещения. Тональное построение снимка. Глубина пространства, как образ в пейзаже. Выбор фокусного расстояния объектива. Масштаб в пейзаже, панорамирование. Приемы съемки пейзажа в различные времена года.
Практика – 14 часов
Фотосъемка пейзажа. Отработка навыков создания пространственной композиции. Выполнение конкурсного задания № 5 по теме «Фотосъемка пейзажа».
Подготовка конкурсной коллекции фоторабот– 24 часа
Теория – 6 часов:
Отбор лучших файлов (негативов). Способы обработки файлов: изменение плотности и контрастности изображений, цветовая коррекция, устранение бликов методом «штампа» (клонирования), кадрирование изображения.
Практика– 18 часов:
Практическая работа: приобретение навыков по способам обработки файлов на компьютере для создания большей выразительности снимка. Печать и оформление фоторабот.
Итоговое занятие – 2 часа
Практика – 2 часа:
Презентация коллекций фоторабот.
Задание на лето: особенности фотосъемки в летнее время, обработка файлов; подготовка к региональным и всероссийским фотоконкурсам.
Планируемые результаты
В результате усвоения программы обучающиеся знают:
Устройство и функции цифрового фотоаппарата.
Основы композиции и основные изобразительные средства:
понятие уравновешенной композиции;
способы выделения главного;
линейная и воздушная перспектива (передача глубины пространства);
понятие динамичности
Простейшие способы обработки файлов на компьютере: плотность, контрастность, цветовая коррекция, кадрирование.
Законы гармонии и красоты.
Смысловую связью элементов в художественных образах.
Обучающиеся умеют:
Обращаться с пленочными и цифровыми фотоаппаратами.
Строить простейшие композиции, используя изобразительные средства.
Производить обработку цифровых изображений на компьютере используя программу «Photoshop CS-2» либо «Lightroom-2».
Следить за исправностью аппаратуры и принадлежностей.
Передать (применить) законы гармонии и красоты в самостоятельной художественной работе.
Умело сочетать знание художественных приемов и техник для наилучшей реализации творческого замысла.
Основная форма организации учебного процесса - занятие. При изучении теории используются такие формы занятий как беседа, лекция, практическое занятие, конкурс, презентация и др. Там, где позволяет материал, создается проблемная ситуация. В практической работе используется метод проектов. Практическая работа осуществляется через фотосъемку на пленере, работу на персональном компьютере в программах Adobe Photoshop.
При изучении программы используется методика В.Ф. Шаталова. В разделах материал разбит на блоки, по большинству из которых имеются опорные конспекты. По программе с использованием таких опорных конспектов, изучаются разделы: 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9.
Для успешного усвоения знаний, в практической работе, используется метод решения художественных задач с применением методики В.Ф. Шаталова.
По ряду тем изучение материала проводится с применением методов проблемного обучения. Для этого разработаны проблемные ситуации по следующим темам:
«Получение фотоизображения».
«Передача глубины пространства в фотографии».
«Наводка на резкость и глубину резкости».
«Занимательная фотография. Понятие фотомонтажа».
«Передача движения в снимке».
«Композиция. Выделение главного».
«Фотосъемка пейзажа».
Схема преподавания теоретических занятий такова: изучение новой темы начинается с постановки целей и задач. Если позволяет содержание темы, то создается проблемная ситуация, которая в процессе изучения темы разрешается. Изложение нового материала производится в высоком темпе и в рамках опорного конспекта. После этого обучающимся предоставляется опорный конспект (в виде проекции изображения диапозитива на экран), который озвучивается педагогом. Затем идет краткое изложение материала по опорному конспекту с акцентом на главное. После этого учащиеся отпечатывают на фотобумагу этот опорный конспект и используют его для подготовки к последующим занятиям.
По каждому из разделов 1/3-1/4 учебного времени отводится на теорию, остальное – на практику. Практические занятия проводятся как со всей группой, так и с делением на подгруппы, индивидуально, в зависимости от содержания работы как в фотостудии (обработка цифровых изображений с целью получения наибольшей выразительности снимков), так и на пленере (фотосъемка пейзажа, жанра, этюда, репортажа).
Формы организации образовательного процесса:
групповая – предполагает подачу материала всему коллективу обучающимся;
индивидуально-групповая - в практической работе (решение художественных задач, изучение функций цифровой аппаратуры, игра «Конкурс», работа над проектом и др.);
индивидуальная – предполагает самостоятельную работу обучающихся (работа с компьютерными программами, подготовка и итоговым выставкам, конкурсам).
Условия реализации программы
Для успешной реализации образовательной программы необходимо:
Наличие учебно-методического комплекта, обеспечивающего эффективность преподавания:
- опорные конспекты;
- конкурсные задания «Создание проблемных ситуаций на занятиях в фотостудии»;
- иллюстрационный материал в виде фотографии и фотокопий;
- литература по художественной фотографии;
- методическая разработка «Основные методы цифровой обработки фотографических изображений в процессе изучения программы «Искусство фотографии»;
Компетентный педагог:
Со знаниями:
- современных методик (Шаталова В.Ф., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., др.);
- разнообразных форм и методов ведения занятий.
Умением:
- пользоваться компьютером и производить обработку файлов по программе «Lightroom-2».
Цифровые компактные и зеркальные фотоаппараты типа «Олимпус», «Кэнон», «Никон» и т.д., пленочные – «Киев», «Зенит» - 6 шт.
Объективы (длинно- и короткофокусные).
Фотоштативы – 2-3 шт.
Фотоэкспонометры – 1-6 шт.
Фотоосветители – 2-6 шт.
Справочная и учебная литература.
Фото зонты, экраны (отражающие поверхности)
Методическое обеспечение программы
№ п/п
Разделы программы
Дидактический материал
Техническое оснащение
Форма подведения итогов
1
Введение
Ок.
ПК
Начальная диагностика-тестирование
2
Получение изображения с помощью фотоаппарата
Ок., Ф-ил.,
Схема устройства ф/а-та, Табл. ЗИС
ф/ат Киев-6С
Выполнение конкурсного задания №1
3
Язык фотографии. Фотоэтюд
Ф/а,
Игра «конкурс»
ПК,
цифровые ф/а, ф/апп.
Выполнение конкурсного задания № 2
4
Дефекты фотоизображения, причины их возникновения
Ф-ил
ПК,
цифровые ф/а
Практическая работа
5
Фотосъемка при искусственном освещении
Ок.
ПК,
цифровые ф/а,
ф/апп.
Практическая работа
6
Портретная фотосъемка
Ок.,
ф-ил.,
Табл. ЗИС
ПК,
цифровые ф/а,
ф/апп.
Выполнение конкурсного задания №3
7
Фотосъемка жанра
Ок., ф-ил.,
Табл. ЗИС,
Игра «конкурс»
ПК,
цифровые ф/а,
ф/апп.
Выполнение конкурсного задания №4
8
Фотосъемка пейзажа
Ок., ф-ил., Табл. ЗИС
ПК,
цифровые ф/а,
ф/апп.
Выполнение конкурсного задания №5
9
Подготовка конкурсной коллекции фоторабот
Ок.
ПК
Практическая работа
10
Итоговое занятие
Требования к конкурсным работам
ПК
Презентация
коллекций фоторабот
Условные обозначения:
ОК – опорный конспект
Ф-ил.- фотоиллюстрации
Ф/а- фотоаппарат
Ф/апп - фотоаппаратура
ПК – компьютер
Табл. ЗИС – Таблица знаков изобразительных средств для решения художественных задач.
Формы подведения итогов реализации программы
Механизм оценки получаемых результатов по итогам реализации программы предусматривает:
После изучения каждого из разделов проводится контроль знаний и умений на уровне применения. Основной формой контроля являются конкурсы (выполнение конкурсных заданий), которые активизируют познавательную и творческую деятельность. Они содержат практические задания.
При изучении важных теоретических тем контроль усвоения знаний осуществляется по методике В.Ф. Шаталова по опорным конспектам.
Важнейшим звеном учебно-воспитательного процесса является проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся.
Для отслеживания результатов обучения предусмотрена система диагностики:
Начальная диагностика
Промежуточная диагностика;
Итоговая аттестация.
Цели:
начальная диагностика – определение исходного уровня знаний обучающихся (сентябрь). Осуществляется с помощью тестирования (Приложение № 1);
промежуточная диагностика – оценка качества усвоения программного материала (декабрь). Осуществляется в форме оценки конкурсных заданий, выставляется совокупная оценка за 1-е и 2-е конкурсное задания (Приложение № 2);
итоговая аттестация – определение уровня усвоения программного материала (май). Осуществляется в форме конкурса («Интеллектуальных карт», «Игра конкурс») или презентации коллекций фоторабот. Коллекции формируются из конкурсных заданий №№ 3-5 (критерии оценки -Приложение № 2);.
Все результаты фиксируются в таблице отслеживания усвоения программного материала (Приложение № 3).
Список литературы
Агафонов А.В., Пожарская С.Г. Фотобукварь. Учеб. [Текст]. – М.: 1993
Волгин А. Фотография. Из практики любителя. Учеб пособие. [Текст]. – М.: «Планета», 1988
Дыко Л.П., Иосиф Е. Фотография: ее техника и искусство. Учеб пособие. [Текст]. – М.: «Искусство», 1960
Дыко Л.П.Основы композиции в фотографии. Учеб пособие. [Текст]. – М.: «Высшая школа», 1988
Килпатрик Д. Свет и освещение. [Текст]. Москва «Мир» 1988.
Приложение № 1
ТЕСТ
Начальная диагностика
Инструкция:
Из нескольких вариантов ответов, выбери один правильный и запиши его на отдельном листе. Сначала запиши номер задачи, затем - номер варианта ответа. Например: правильный ответ на второй вопрос – четвертый.
Следует записать: 2 – 4
В каком веке возникла фотография?
А) В ХУШ веке
В) Х1Х веке
С) В ХХ веке
Варианты ответов: 1 – А, 2 – В, 3 – С
Какую роль в фотоаппарате выполняет объектив?
А) Служит для наводки на резкость
В) «Рисует» изображение на плёнке.
С) Регулирует световой поток.
Варианты ответов: 1 – А, 2 – В, 3 – С, 4 – А и В, 5 – В и С
Для чего служит в фотоаппарате диафрагма
А) служит для перемотки
В) служит для определения выдержки
С) служит для регулирования светового потока через объектив
Д) служит для регулирования глубины резкости.
Варианты ответов – 1 – А, 2 – В, 3 – А и С, 4 – С и Д, 5 – А и В
Какое устройство в фотоаппарате называется затвором?
А) устройство наводки резкости
В) устройство, открывающее объектив в момент съемки.
С) устройство обратной перемотки пленки.
Варианты ответов: 1 – А, 2 – В, 3 – С, 4 – А и В
Что называется выдержкой в фотографии?
А) сохранять спокойствие (фотографа)
В) Время насажать на кнопку фотоаппарата.
С) Время экспозиции
Д) Время, на которое открывается затвор фотоаппарата.
Варианты ответов: 1 – А, 2 – В, 3 – С, 4 –Д, 5 – С и Д
Что называется композицией?
А) Изображение, составленное по определенным законам в целостную картину.
В) Сочинение, составление картинки (изображения)
С) Красива фотография
Варианты ответов: 1 – А, 2 – В, 3 – С, 4 – А, В, С, 5 – А и В
Каким фотоаппаратами можно снимать на цветную пленку?
А) Импортными («Олимпус», «Кодак»)
В) Фотоаппаратами типа «Зенит»
С) Фотоаппаратами типа «Смена»
Варианты ответов: 1 – А, 2 – В, 3 – С, 4 – А, В, С
Какие виды коррекции в программе «Adobe Photoshop» можно произвести над снимком (в цифровом виде):
А) Изменить плотность изображения.
В) Увеличить или уменьшить контрастность.
С) Выделить, усилить какие либо цвета.
Варианты ответов: 1 – А, 2 – А и В, 3 – А, В, С, 4 – С.
Ключ:
Номер вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
Варианты ответа
2
4
4
2
5
5
4
3
Критерии оценок:
6 - 8 правильных ответов – высокий уровень знаний (В)
4 - 5 правильных ответов – средний уровень знаний (С)
3 и менее правильных ответов – низкий уровень знаний (Н)
Приложение № 2
Оценка качества усвоения программного материала, практически по каждому разделу, осуществляется в форме конкурсных заданий. Для оценивания знаний, умений и навыков разработаны следующие критерии:
Критерии оценки знаний, умений, навыков
Техническое исполнение снимка (из 6 баллов).
Резкость фотоизображения – 2 балла
Правильный подбор экспозиции, проработка деталей в светах и тенях - 1 балл
Цветовой баланс – 1 балл
Отсутствие дефектов – 1 балл
Оптимальная контрастность изображения – 1 балл
Композиционное решение фотоработы (из 5 баллов).
Выделение главного – 1 балл
Уравновешенность композиции – 1 балл
Динамичность композиции – 1 балл
Передача глубины пространства – 1 балл
Правильный выбор освещения – 1 балл
Изобразительное решение снимка
Соответствие применяемых изобразительных средств замыслу фотоработы – 0-5 баллов
Применение изобразительных средств фотографии
Наличие того или иного изобразительного средства – 1 балл
Образность в решении темы или работы
Пейзаж, этюд.
Передача состояния природы или погоды – 0-5 баллов
Портрет или жанр.
Эмоциональность – 2 балла
Передача характера – 3 балла
Обобщенность образа – 3 балла
Конкурсные задания
2 раздел программы. Получение изображения с помощью фотоаппарата
(1 конкурсное задание по теме «Получение фотоизображения с помощью фотоаппарата»)
Устройство и принцип действия цифрового фотоаппарата
Основные понятия: фокусное расстояние объектива, ЗУМ, диафрагма, затвор фотоаппарата и выдержка.
Функции цифровых фотоаппаратов: автофокус, автозамер экспозиции, программный или ручной режимы съемки, коррекция экспозиции.
Конкурс знаний. Фото.
Конкурс проходит в форме эстафеты. Оценка проводится на каждом этапе индивидуально и по командам.
3 раздел программы. Язык фотографии. Фотоэтюд.
(2 конкурсное задание по теме «Фотоэтюд»)
Выполнить несколько (3-5) фотоэтюдов по любой из тем:
Дорога
Окно
Человек и дерево
Лучик света
Снегопад
Требования:
Техническое исполнение работы.
Изобразительное решение снимка.
Применение изобразительных средств
Образность и состояние.
Итоги конкурса подводятся спустя 2-3 недели в конце изучаемого раздела.
6 раздел программы. Портретная фотосъемка.
(3 конкурсное задание по теме«Портретная фотосъемка»)
Выполнить студийный и жанровый портреты.
Требования к студийному портрету:
Техническое исполнение портрета. Освещение.
Сходство в портрете
Композиция в портрете.
Требования к жанровому портрету:
Вместо сходства эмоциональность и характер человека
Образ в портрете.
Техническое исполнение.
Композиционное решение.
Задание выдается в начале изучения раздела. Итоги конкурса подводятся через 2 недели в конце изучения раздела.
7 раздел программы. Фотосъемка жанра
(4 конкурсное задание по теме «Фотосъемка жанра»)
Выполнить серию (3-5) жанровых снимков по любой теме:
Предлагаемые темы:
Школьная перемена.
Мой лучший друг.
Мой двор.
Моя семья.
После школы.
На горке… и другие.
Требования:
Техническое исполнение снимка.
Момент съемки, динамичность снимка.
Изобразительное решение снимка
Задание выдается в начале изучения раздела. Итоги конкурса подводятся в конце изучения раздела.
8 раздел программы. Фотосъемка пейзажа.
(5 конкурсное задание по теме «Фотосъемка пейзажа)
Выполнить серию (3-5) снимков по любой теме:
Предлагаемые темы:
Снегопад. Метель.
Утро в лесу.
Закаты над Бией.
Луч солнца.
Огни города.
Приметы весны.
Требования:
Техническое исполнение снимка.
Время съемки, образность, эмоциональность снимка.
Изобразительное решение снимка
Задание выдается в начале изучения раздела. Итоги конкурса подводятся в конце изучения раздела.
Приложение № 3
ТАБЛИЦА
отслеживания уровня знаний, умений, навыков
по программе «Искусство фотографии»
№ п/п
Ф.И. обучающихся
Начальная диагностика (тест)
Промежуточная диагностика (конкурсные задания)
Итоговая аттестация
(конкурс или презентация коллекций фоторабот)
Итоговая оценка
Начальная диагностика:
В – высокий уровень
С – средний уровень
Н – низкий уровень
Промежуточная диагностика и итоговая аттестация:
Низкий уровень (Н). Обучающиеся слабо владеют основными понятиями и изобразительными средствами фотографии.
Средний (стандартный) уровень (С). Этому уровню соответствуют знания и умения, перечисленные в программе, необходимые для изучения последующих тем, а также навыки использования основных теоретических знаний на практике.
Высокий уровень (В). Этому уровню соответствуют работы, выполненные в соответствии с конкурсным заданием, а также показавшие умения применять теоретические знания в комплексе с учетом поставленной задачи.
Примечание. В ходе выполнения конкурсных заданий, низкий уровень оценки не выставляется (согласно методике Шаталова). Достаточно выполнения 3-х заданий из 6-ти, чтобы аттестовать учащегося. Если ученик имеет дипломы победителя городского уровня, то аттестуется не менее чем на средний уровень, если всероссийского – то на высокий уровень.
Обучающиеся, не удовлетворенные уровнем своей работы, получают возможность выполнить работу повторно и получить более высокую оценку (принцип открытых перспектив).