Просмотр содержимого документа
«Программа объединения проектно-исследовательской деятельности "Азбука эколога"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ТАТАРСКОГО РАЙОНА
Рассмотрена и одобрена УТВЕРЖДАЮ
на заседании методического совета Директор МКУ ДО - ЦДТ МКУ ДО - ЦДТ
Протокол №____от____________________Н.В.Балакина
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Азбука эколога»
разработана для обучающихся 11 - 14 лет,
срок реализации 2 года
Автор-составитель:
Сизова Светлана Валерьевна,
педагог дополнительного образования
632122 Новосибирская область, г. Татарск, ул. Ленина 33,
Тел: 8-383-64-20-830, cdt-tatarsk@mail.ru
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка………………………………………………………………….3
Учебный план…………………………………………………………………………...9
Учебно-тематическое планирование 1-ый год обуч…………………………………10
Содержание учебного плана1-ый год обуч ……………………..…………………...12
Учебно-тематическое планирование 2-ой год обуч…………………………………17
Содержание учебного план 2-ой год обуч …………………………………………...22
Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
Календарный учебный график 1-ый год обуч …………………………………………24
Календарный учебный график 2-ой год обуч …………………………………………38
Условия реализации программы……………………………………………………….42
Список литературы……………………………………………………………………...51
Приложение……………………………………………………………………………...52
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа проектной и исследовательской деятельности «Азбука эколога» является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения программы дополнительного образования, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий учащихся на этой ступени образования в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности учащихся.
Программа модифицированная, составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, программы «Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа» автор-составитель С.В.Третьякова, - издательства Москва «Просвещение», 2014год.
Актуальность программы обусловлена тем, что направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты (продукты) такой деятельности.
Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы учащихся, развитие критического мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей познавательный или прикладной интерес.
Цели, задачи и принципы организации проектной деятельности.
Цели проектной деятельности обучающихся отражают тождественные им результаты освоения образовательной программы дополнительного образования, а именно:
♦ формирование универсальных учебных действий обучающихся через:
- освоение социальных ролей, необходимых для проектной деятельности;
- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремлённость, самосознание и готовность преодолевать трудности;
- освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости проектной работы, инновационной деятельности; овладение методами методологией познания, развитие продуктивного воображения;
- развитие компетентности общения;
♦ овладение обучающимися продуктивно-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения:
- основных этапов, характерных для проектной работы;
- методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта;
- технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания;
♦ развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:
- предметного и метапредметного содержания;
- владения приёмами и методами проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;
♦ общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счёт потенциала и многообразия целей, задач и видов проектной деятельности.
Данная Программа преобразует предметно-ориентированную модель обучения, дополняя её метапредметными возможностями и средствами индивидуализации, дифференциации и мотивации личностно значимой деятельности. Логика Программы базируется на идее формирования и развития целостной мировоззренческой картины обучающихся через использование традиционных методов проектной деятельности: моделирования, интегрирования, конструирования, проектирования, исследования, сотрудничества.
Исходя из целей освоения Программы организационно-методическое обеспечение и педагогическое сопровождение программы направлены на создание условий для решения следующих задач:
♦ в отношении обучающихся:
- обучение целеполаганию, планированию и контролю;
- овладение приёмами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;
- обучение методам творческого решения проектных задач;
- формирование умений представления отчётности в вариативных формах;
- формирование конструктивного отношения к работе;
- создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий;
♦ в отношении педагога:
- применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самоопределение и самостоятельность обучающегося в процессе работы, и контроль за соблюдением этапов деятельности;
- поддержка научного уровня, ориентированности на результат и инновационной направленности проектных разработок;
- обучение приёмам и методам проектной деятельности, творческого поиска и работы с информацией; разработка банка заданий, проблем, тем и учебно-методических комплексов для обеспечения многообразия видов деятельности;
- владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации, повышения индивидуальной эффективности деятельности отдельных учащихся и работы группы в целом;
Для успешного управления проектной деятельностью учащихся используются следующие принципы организации данного процесса:
♦ доступности – занятие проектной деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, на высоком уровне трудности. «Высокий уровень трудности» - уровень имеет отношение к конкретному ученику, а не к конкретному учебному материалу: что для одного ученика достаточно сложно и непонятно, для другого просто и доступно.
♦ естественности – тема проекта, за которую берется обучающийся, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть интересной и настоящей, реально выполнимой. Ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребёнок может сам «потрогать» проблему, ощущать возможности её решения, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя;
♦ наглядности, или экспериментальности, - позволяет учащемуся выходить за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и экспериментировать с теми предметами, материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя;
♦ осмысленности – для того чтобы знания, полученные в ходе исследования (проекта), стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы. Цели, задачи, проблема, гипотеза исследования (проекта) плод раздумий, своеобразный инсайт ученика. Процесс осмысления хода проектной работы даёт ученику осознанность выполняемого им действия и формирует умение совершать логические умственные операции, способность переносить полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию;
♦ культуросообразности – воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи. Принцип творческой проектной деятельности, когда обучающийся привносит в работы что-то своё, неповторимое, пронизанное своим мироощущением и мировосприятием;
♦ самодеятельности – ученик может овладеть ходом своей проектной работы только в том случае, если она основана на его собственном опыте. Выбор собственной предметной деятельности позволяет школьнику самостоятельно анализировать результаты и последствия своей деятельности, порождает рефлексию, что приводит к появлению новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования. Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, он становится партёром и сотрудником взрослого в решении той или иной проблемы, в котором они, взрослый и ученик, становятся равными.
Принцип самодеятельности является самым главным из всех вышеперечисленных принципов, так как именно самостоятельная деятельность в ходе учебной проектной работы – основной показатель понимания обучающимися изучаемой им проблемы, становления его мировоззренческой позиции. Именно принцип самостоятельности подкрепляется принципами доступности, естественности и экспериментальности, а не наоборот.
В ходе реализации настоящей программы применяются такие виды проектов, как: информационный, игровой, ролевой, прикладной.
Количество участников в проекте может варьироваться, так, может быть индивидуальный или групповой проект. Проект может быть реализован как в короткие сроки, к примеру, за одно занятие, так и в течение более длительного промежутка времени. В состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, и учителя.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на занятиях:
занятие-исследование, лаборатория, занятие-творческий отчет, занятие изобретательства, занятие «Удивительное рядом», занятие-рассказ об ученых, занятие-защита исследовательских проектов, занятие-экспертиза, занятие «Патент на открытие»,занятие открытых мыслей;
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
Возможные формы представления результатов проектной деятельности:
постеры, презентации;
альбомы, буклеты, брошюры, книги;
реконструкции событий;
эссе, рассказы, стихи, рисунки;
результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов;
документальные фильмы, мультфильмы;
выставки, игры, тематические вечера, концерты;
сценарии мероприятий;
веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.
Результаты также представляются в ходе проведения конференций, семинаров и круглых столов.
Направленность образовательной программы
Общеобразовательная программа «Азбука эколога» имеет эколого-биологическую направленность и предназначена для получения учащимися дополнительного образования в области проектно исследовательской деятельности .
Новизна программы заключается в том, что при разработке (содержательной части) программы большое внимание уделяется проектно – исследовательской деятельности, благодаря которой обучающиеся самостоятельно опытническим путем получают необходимые знания, по средствам которых формируется экологическая культура. Сегодня, наиболее актуальной задачей является экологическое воспитание подрастающего поколения, знающего экологические проблемы своего края и государства в целом.Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных учащимся, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в ориентировании материала образовательной программы к требованиям общества, раскрытие возможностей личностного роста учащегося.
Цель программы: воспитание у подростка нравственных и духовных ценностей, мировоззренческой ориентации, глобального мышления, формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе.
Задачи программы:
Формировать у обучающихся знаний о многообразии природных объектов и явлений, о взаимосвязи живой и неживой природы, о влиянии человека на природу, расширять кругозор, активизировать мыслительную деятельность через самостоятельное изучение нового материала, формировать исследовательские умения: проводить наблюдения, ставить опыты, описывать полученные результаты, формулировать выводы.
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих общеобразовательных программ.
Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность.Большая часть учебного времени отводится на практические и лабораторные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы. Занятия в объединении «Азбука эколога» рассчитаны на возраст учащихся основного общего образования и полного (среднего) образования. В связи с малочисленностью детей в образовательном учреждении возможна реализация программы для детей 11-14 летнего возраста. Набор в объединение свободный.
2.6. Сроки реализации. Режим занятий.
Программа «Азбука эколога» рассчитана на 144 часа, два занятие в неделю продолжительностью 2 часа. Срок реализации – 2 года.
2.7. Формы занятий:
-практические занятия,
-тренинги,
-ролевые и познавательные игры,
-упражнения,
-викторины,
-экскурсии,
-игровые, исследовательские и социальные проекты,
-научно – практические конференции.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В соответствии с требованиями к результатам освоения общеобразовательной программы дополнительного образования обучение на занятиях основ проектной и исследовательской деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты программы
Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие учащихся.
Планируемые результаты проектной деятельности учащихся в основном соответствуют результатам освоения коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий ,но имеют и ряд специфических отличий за счёт создания учениками личной продукции и индивидуальных интеллектуальных открытий в конкретной области.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностные УУД:
▪ потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический, жизненный опыт;
▪ основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
▪ основы ценностных суждений и оценок;
▪ уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретические знания, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
▪ основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
Метапредметные УУД:
▪ самоопределение в области познавательных интересов;
▪ умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов и каталогов библиотек;
▪ умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта;
▪ умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы;
▪ владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового проектного продукта;
▪ умение взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы или на конкретный результат;
▪ умение представлять и продвигать к использованию результаты и продукты проектной деятельности;
▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;
▪ владение нормами и техникой общения;
▪ учёт особенностей коммуникации партнёра;
▪ повышение предметной компетенции подростков;
▪ расширение кругозора в различных областях;
▪ умение оперировать качественными и количественными моделями явлений;
▪ формирование умений организации системы доказательств и её критики;
▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;
▪ использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
▪ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
▪ осуществлять контроль по результату и способу действия.
Предметные результаты:
▪ приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
▪ в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости;
▪ получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, поиску нестандартных решение, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Учебный план 1-й год обучения
№ п/п
Темы занятий
Количество часов
Общее
Теория
Практика
1.
Введение
2
1
1
2.
Погружение в проекты
24
14
10
3.
2.Игровые проекты
26
9
17
4.
4.Информационные проекты
90
14
76
6.
Итоговое занятие
2
2
ИТОГО:
144
38
106
Учебный план 2-ой год обучения
№ п/п
Темы занятий
Количество часов
Общее
Теория
Практика
1
Природа нашей местности
16
10
6
2
Наша экологическая тропа
18
11
7
3
Воздушная оболочка нашей местности
20
11
9
4
Лесные богатства села
18
9
9
5
Радиационное загрязнение окружающей среды
30
14
16
6
Агроклиматические ресурсы села
10
7
3
6
Водные ресурсы села
20
6
14
7
Антропогенное влияние на природу села
12
6
6
144
74
70
Учебно-тематическое планирование 1-й год обучения
Месяц
№ п/п
Наименование
базовых тем
Количество часов
Формы
аттестации/контроля
Общее
Из них
Теория
Практика
сентябрь
Введение
2
1
1
беседа, игры на знакомство
Погружение в проекты
24
14
10
2.1
Что такое метод проектов?
2
2
Беседы, анализ практических работа.
2.2
Возможности и смыслы проекта
2
2
2.3
Определение темы проекта
2
1
1
Беседа, практическая работа
2.4
Классификация проектов.
2
1
1
Беседа, практическая работа
2.5
Виды проектов
2
1
1
Беседа, практическая работа
2.6
Что такое проектный продукт?
2
2
Беседа, игра
2.7
Требования к целям проекта
2
1
1
Беседа, практическая работа
октябрь
2.8
Требования задачам проекта
2
-
2
2.9
Гипотеза и содержание проекта
2
1
1
Беседа, практическая работа
2.10
План работы над проектом
2
1
1
Беседа, практическая работа
2.11
Требование к оформлению проекта
2
1
1
Беседа, практическая работа
2.12
Защита проекта
2
1
1
Презентация
3.Игровые проекты
26
9
17
3.1
Особенности игрового проекта
2
2
Беседа, игра
3.2
Погружение в игровой проект
2
1
1
Беседа, практическая работа
3.3
Лото «Животные НСО»
Выбор темы, цель, задачи, актуальность проекта
2
1
1
работа над формулировкой темы, целей и задач проекта
3.4
Лото «Животные НСО»
Подбор литературы
2
-
2
практическая работа над проектом
ноябрь
3.5
Лото «Животные НСО»
Оформление лото
2
-
2
практическая работа над проектом
3.6
Лото «Животные НСО»
Защита проекта
2
1
1
Презентация проекта
3.7
В мире животных (настольная игра)
Планирование проекта
2
2
-
работа над формулировкой темы, целей и задач проекта
3.8
В мире животных (настольная игра)
Разработка правил и инструкций к игре
2
-
2
практическая работа над проектом
3.9
В мире животных (настольная игра)
Работа над оформлением проекта
2
-
2
практическая работа над проектом
3.10
В мире животных (настольная игра)
Дизайн проекта
2
-
2
практическая работа над проектом
3.11
В мире животных (настольная игра)
Защита проекта
2
1
1
Презентация проекта
декабрь
3.12
Уголок природы в школе
Уход за комнатными растениями в зимний период
2
0.5
1,5
практическая работа над проектом
3.13
Уголок природы в школе
Паспортизация комнатных растений
2
0.5
1,5
практическая работа над проектом
4.Информационные проекты
90
14
76
практическая работа над проектом
4.1
Особенности и структура информационных проектов
2
-
2
Беседа
4.2
Улицы нашего села или (города Татарска)групповой проект. Выбор объекта исследования
2
1
1
работа над формулировкой темы, целей и задач проекта
4.3
Улицы нашего села или (города Татарска)
Подбор литературы по теме проекта
2
-
2
практическая работа над проектом
4.4
Улицы нашего села или (города Татарска)
Экскурсия в музей, сбор информации
2
-
2
практическая работа над проектом
4.5
Улицы нашего села или (города Татарска)
Анкетирование жителей села
2
-
2
практическая работа над проектом
4.6
Улицы нашего села или (города Татарска)
Обработка анкет
2
-
2
практическая работа над проектом
январь
4.7
Улицы нашего села или (города Татарска)
Экскурсия к объекту исследования, сбор информации, фотография
2
-
2
практическая работа над проектом
4.8
Улицы нашего села или (города Татарска)
Обработка литературных источников
2
-
2
практическая работа над проектом
4.9
Улицы нашего села или (города Татарска)
Оформление проекта
2
-
2
практическая работа над проектом
4.10
Улицы нашего села или (города Татарска)
Защита проекта
2
1
1
Презентация проекта
4.11
Лекарственные растения нашего края
Выбор темы, цель, задачи, актуальность проекта
2
1
1
работа над формулировкой темы, целей и задач проекта
4.12
Лекарственные растения нашего края
Подбор литературы по теме проекта
2
-
2
Практическая работа над проектом
4.13
Лекарственные растения нашего края
Обработка литературных источников
2
-
2
Практическая работа над проектом
февраль
4.14
Лекарственные растения нашего края
Оформление проекта
2
-
2
Практическая работа над проектом
4.15
Лекарственные растения нашего края
Дизайн проекта
2
-
2
Практическая работа над проектом
4.16
Лекарственные растения нашего края
Защита проекта
2
1
1
Презентация проекта
4.17
Перелетные птицы НСО
Выбор темы, цель, задачи, актуальность проекта
2
1
1
работа над формулировкой темы, целей и задач проекта
4.18
Перелетные птицы НСО
Подбор литературы.
2
-
2
Практическая работа над проектом
4.19
Перелетные птицы НСО
Обработка литературы
2
-
2
Практическая работа над проектом
4.20
Перелетные птицы НСО
Оформление справочника-определителя
2
-
2
Практическая работа над проектом
4.21
Перелетные птицы НСО
Работа по оформлению проекта
2
-
2
Практическая работа над проектом
март
4.22
Перелетные птицы НСО
Защита проекта
2
1
1
Презентация проекта
4.23
Наше здоровье в наших руках
Разнообразие проектно – исследовательских работ данной тематики. Выбор темы исследования.
2
1
1
работа над формулировкой темы, целей и задач проекта
4.24
Наше здоровье в наших руках
Целепологание
2
1
1
работа над формулировкой темы, целей и задач проекта
4.25
Наше здоровье в наших руках
Подбор литературы по теме исследования
2
-
2
Практическая работа над исследованием
4.26
Наше здоровье в наших руках
Соцопрос учащихся школы
2
-
2
Практическая работа над исследованием
4.27
Наше здоровье в наших руках
Обработка данных
2
-
2
Практическая работа над исследованием
4.28
Наше здоровье в наших руках
Проведение опытов
2
-
2
Практическая работа над исследованием
апрель
4.29
Наше здоровье в наших руках
Оформление исследования
2
1
1
Практическая работа над исследованием
4.30
Наше здоровье в наших руках
Работа над исследовательской работой
2
-
2
Практическая работа над исследованием
4.31
Наше здоровье в наших руках
Защита исследования
2
1
1
Презентация исследоват.
работы
4.32
Великие мореплаватели
Выбор темы проекта
2
1
1
Практическая работа над проектом
4.33
Великие мореплаватели
Обработка литературных источников
2
-
2
Практическая работа над проектом
4.34
Великие мореплаватели
Оформление проекта
2
-
2
Практическая работа над проектом
4.35
Великие мореплаватели
Дизайн проекта
2
-
2
Практическая работа над проектом
4.36
Великие мореплаватели
Защита проекта
2
1
1
Презентация проекта
4.37
Гигиена моего дома
Разнообразие проектно – исследовательских работ данной тематики. Выбор темы исследования
2
1
1
работа над формулировкой темы, целей и задач проекта
май
4.38
Гигиена моего дома
Подбор литературы по теме исследования
2
-
2
Практическая работа над проектом
4.39
Гигиена моего дома
Анализ литературы по теме исследования
2
-
2
Практическая работа над проектом
4.40
Гигиена моего домаАнкетирование по теме исследования
2
-
2
Практическая работа над проектом
4.41
Гигиена моего дома
Проведение опытов
2
-
2
Практическая работа над проектом
4.42
Гигиена моего дома
Описание опытов
2
-
2
Практическая работа над проектом
4.43
Гигиена моего дома
Оформление исследовательской работы
2
-
2
Практическая работа над проектом
4.44
Гигиена моего дома
Работа над оформлением проекта
2
-
2
Практическая работа над проектом
4.45
Гигиена моего дома
Защита исследовательской работы
2
1
1
Презентация исследования
5.Итоговое занятие
2
-
2
5.1
Научно-практическая конференция
«Я - Исследователь»
2
-
2
Выступление с презентацией
Содержание учебного плана
Учебно-воспитательная задача:
познакомить с основами проектной работы (с применением ИКТ);
закрепить знания в процессе практической деятельности;
развить аналитические навыки;
развить коммуникативные навыки;
создать условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном познании родной природы;
способствовать воспитанию экологической культуры;
готовить к жизненному самоопределению.
Содержание программы
1-й год обучения
Введение 2часа
Занятие №1. Введение (2 часа).
Теория. Инструкция по ТБ, правила поведения в объединении, содержание, задачи работы, режим занятий и т.п
Практика. Игра: «Расскажи мне о себе».
2.Погружение в проекты (24 часа)
2.1 Что такое метод проектов? (2часа)
Теория Что такое метод проектов? История развития проектного метода.
2.2 Возможности и смыслы проекта (2часа) Теория знакомство с возможностями и особенностями проекта Практикаанализ практических работа.
2.3 Определение темы проекта(2часа)
Теория правило выбора и формулировки темы проекта Практика упражнения в подборе темы проекта
2.4Классификация проектов.(2часа) Теория знакомство с разнообразием проектов Практика упражнение по определению вида проекта по содержанию, времени исполнения, количеству участников.
2.5Виды проектов(2часа) Теория знакомство с разнообразием проектов Практика упражнение по определению вида проекта по содержанию, времени исполнения, количеству участников.
2.6Что такое проектный продукт?(2часа) (ТеорияЧто такое проектный продукт; работа над содержанием проекта; календарный план работы над проектом. Выбор темы, определение результата, составление плана работы, подготовка черновика.
2.7 Требования к целям проекта (2часа) Теория Основные правила формулировки цели проекта. Опорные слова, используемые, приформулировки цели. Практика упражнения в формулирование цели проекта по заданной теме
2.8 Требования задачам проекта(2часа)
Теория Основные правила формулировки задач проекта. Опорные слова, используемые, при формулировки задач. Практика упражнения в формулирование задач проекта в соответствии теме и цели проекта.
2.9 Гипотеза и содержание проекта (2часа)
Теория Что такое гипотеза? Основные требования к формулировке гипотезы проекта. Соответствие гипотезы и содержания проекта Практика Упражнение «Соотнеси тему, задачи, цель и гипотезу проекта»
2.10 План работы над проектом (2часа) Практика Составление плана работы над проектом в соответствии с темой и целью проекта
2.11 Требование к оформлению проекта(2часа)
Теория Академические требования к оформлению проекта(шрифт, поля, таблицы, список литературы, приложения) Практика Работа за компьютером, правка текста в соответствии заданным требованиям.
2.12 Защита проекта (2часа)
Теория Требование к презентации проекта Практика Работа за компьютером «Презентация»
3.Игровые проекты(26 часов)
3.1 Особенности игрового проекта(2часа) ТеорияКакой проект принято называть игровым. Виды игрового проекта.
3.2 Погружение в игровой проект (2часа) Практика Краткосрочный игровой проект 3.3 Лото «Животные НСО» Выбор темы, цель, задачи, актуальность проекта(2часа) Теория Требования к актуальности, цели и задачам игрового проекта ПрактикаВыбор актуальности, постановка цели, задач к проекту Лото «Животные НСО» 3.4 Лото «Животные НСО» Подбор литературы(2часа) Практика Работа по сбору литературных источников.Поход с сельскую библиотеку. 3.5 Лото «Животные НСО» Оформление лото(2часа) Практика Работа по оформлению своего проекта. 3.6 Лото «Животные НСО» Защита проекта (2часа) Теория Требования к презентации проекта Практика Подготовка и презентация проекта 3.7 В мире животных (настольная игра) Планирование проекта(2часа) Теория Требования к актуальности, цели и задачам данного проекта Практика Работа над формулировкой темы, целей и задач проекта3.8В мире животных (настольная игра) Разработка правил и инструкций к игре(2часа) Практика Работа над созданием правил и условий настольной игры. Оформление раздела правила игры . 3.9 В мире животных (настольная игра) Работа над оформлением проекта(2часа) Практика Практическая работа над оформление проекта 3.10 В мире животных (настольная игра) Работа над дизайном проекта(2часа) Практическая работа над оформление проекта3.11В мире животных (настольная игра) Защита проекта(2часа) Теория Требования к презентации проекта Практика Подготовка и презентация проекта 3.12 Уголок природы в школеУход за комнатными растениями в зимний период (2часа) Теория Особенности ухода за комнатными растениями в зимний период Практика Подкормка, полив, опрыскивание, рыхление почвы комнатных растений. 3.13 Уголок природы в школе Паспортизация комнатных растений (2часа) Теория Какие разделы включает паспорт растения? Практика Оформление паспорта комнатных растений класса
4.Информационные проекты(90 часов)
4.1 Особенности и структура информационных проектов(2часа) Теория Знакомство с особенностями и структурой информационных проектов Практика Упражнения по нахождению в массе проектов информационные 4.2 Улицы нашего села или (города Татарска)групповой проект.Выбор объекта исследования(2часа) Теория Выбор объекта исследования Практика Работа над формулировкой темы, целей и задач 4.3Улицы нашего села или (города Татарска) Подбор литературы по теме проекта(2часа) Практика Работа в школьной библиотеке4.4Улицы нашего села или (города Татарска)Экскурсия в музей(2часа) Практика Работа с источниками информации в музее4.5Улицы нашего села или (города Татарска)Анкетирование жителей села(2часа) Практика Составление вопросов для анкеты. Анкетирование односельчан и обучающихся школы 4.6 Улицы нашего села или (города Татарска)Обработка анкет(2часа) Практика Обработка анкет, составление графиков, диаграмм
4.7 Улицы нашего села или (города Татарска)Экскурсия к объекту исследования, сбор информации, фотография(2часа) Практика Практическая работа над проектом. Экскурсия к объекту исследования, сбор информации, фотография объектов исследования, жителей села. 4.8 Улицы нашего села или (города Татарска) Обработка литературных источников (2часа) Практика Работа с литературой 4.9 Улицы нашего села или (города Татарска)Оформление проекта Практика Оформление результатов исследования. 4.10 Улицы нашего села или (города Татарска) Защита проекта(2часа) Теория Требования к презентации проекта Практика Подготовка и презентация проекта 4.11 Лекарственные растения нашего края Выбор темы, цель, задачи, актуальность проекта(2часа) Теория Выбор объекта исследования Практика Работа над формулировкой темы, целей и задач проекта 4.12 Лекарственные растения нашего края Подбор литературы по теме проекта (2часа) Практика Работа в школьной библиотеке 4.13 Лекарственные растения нашего края.Обработка литературных источников (2часа) Практика Работа с литературой 4.14 Лекарственные растения нашего края Оформление проекта (2часа) Практика Практическая работа над разделами: разновидности лекарственных растений НСО, их лечебные свойства4.15 Лекарственные растения нашего края Дизайн проекта(2часа) Практика Практическая работа над разделами: сбор, заготовка, хранение и использование лекарственных растений 4.16 Лекарственные растения нашего края Защита проекта(2часа) Теория Требования к презентации проекта Практика Подготовка и презентация проекта
4.17 Перелетные птицы НСО Выбор темы, цель, задачи, актуальность проекта (2часа) Теория Выбор объектов исследования Практика Работа над формулировкой темы, целей и задач проекта 4.18 Перелетные птицы НСО Подбор литературных источников(2часа) Практика Работа в сельской библиотеке4.19 Перелетные птицы НСО Обработка литературных источников (2часа) Практика Практическая работа над проектом 4.20 Перелетные птицы НСО Оформление справочника-определителя (2часа) Практика Практическая работа над проектом 4.21 Перелетные птицы НСОРабота по оформлению проекта(2часа) Практика Практическая работа над проектом 4.22 Перелетные птицы НСО Защита проекта(2часа) Теория Требования к презентации проекта Практика Подготовка и презентация проекта 4.23 Наше здоровье в наших руках Разнообразие проектно – исследовательских работ данной тематики. Выбор темы исследования(2часа) Практика Работа над формулировкой темы, целей и задач проекта 4.24 Наше здоровье в наших руках Целепологание(2часа)
Практика Работа над формулировкой темы, целей и задач проекта 4.25 Наше здоровье в наших руках Подбор литературы по теме исследования(2часа) Практика Работа в сельской библиотеке4.26 Наше здоровье в наших руках Соцопрос учащихся школы(2часа) Практика Составление вопросов для анкеты. Анкетирование односельчан и обучающихся школы 4.27 Наше здоровье в наших руках Обработка данных (2часа) Практика Обработка анкет, составление графиков, диаграмм 4.28 Наше здоровье в наших руках Проведение опытов (2часа) Практика Проведение опытов и экспериментов в соответствии с темой исследования 4.29 Наше здоровье в наших руках Оформление исследования (2часа) Практика Практическая работа над проектом 4.30 Наше здоровье в наших руках Работанад исследовательской работой (2часа) Практика Практическая работа над проектом 4.31 Наше здоровье в наших руках Защита проекта(2часа) Теория Требования к презентации проекта Практика Подготовка и презентация проекта 4.32 Великие мореплаватели Выбор темы проекта (2часа) Практика Работа над формулировкой темы, целей и задач проекта 4.33 Великие мореплаватели Обработка литературных источников (2часа) Практика Работа в школьной библиотеке4.34 Великие мореплаватели Оформление проекта(2часа) Практика Практическая работа над проектом 4.35 Великие мореплаватели Дизайн проекта(2часа) Практика Практическая работа над проектом 4.36 Великие мореплаватели Защита проекта(2часа) Теория Требования к презентации проекта Практика Подготовка и презентация проекта 4.37 Гигиена моего дома Разнообразие проектно – исследовательских работ данной тематики. Выбор темы исследования (2часа) ПрактикаРабота над формулировкой темы, целей и задач проекта 4.38Гигиена моего дома Подбор литературы по теме исследования (2часа) Практика Работа в школьной библиотеке4.39 Гигиена моего дома Анализ литературы по теме исследования(2часа) Практика Практическая работа над проектом 4.40 Гигиена моего дома Анкетирование по теме исследования (2часа) Практика Практическая работа над проектом Составление вопросов для анкеты. Анкетирование односельчан и обучающихся школы 4.41 Гигиена моего дома Проведение опытов (2часа) Практика Проведение опытов и экспериментов в соответствии с темой исследования 4.42 Гигиена моего дома Описание опытов (2часа) Практика Обработка результатов опытов, составление графиков, диаграмм 4.43 Гигиена моего дома Оформление исследовательской работы (2часа) Практика Практическая работа над проектом 4.44 Гигиена моего дома Работа над оформлением проекта (2часа) Практика Практическая работа над проектом 4.45 Гигиена моего дома Защита исследовательской работы (2часа) Теория Требования к презентации проекта Практика Подготовка и презентация проекта 5. Итоговое занятие (2часа) 5.1 Научно-практическая конференция «Я - Исследователь» (2часа) Практика Подготовка и проведение НПК
Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
Календарный учебный график 1-го года обучения
N п/п
Месяц Число Время проведения занятия
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
Тема: Введение
1 учебная неделя
Игры на знакомство, инструктаж по ТБ
2
каб. №3
беседа
Тема: 2.Погружение в проекты
1 учебная неделя
Беседа, практическая работа
2
Что такое метод проектов?
каб. № 3
2 учебная неделя
Экскурсия, беседа
2
Возможности и смыслы проекта
каб. № 3
Наблюдение
2 учебная неделя
Беседа
2
Определение темы проекта
каб. № 3
Наблюдение
3учебная неделя
Практическая работа
2
Классификация проектов.
каб. 3
Наблюдение,тестироване
3учебная неделя
Практическая работа
2
Виды проектов
каб. № 3
наблюдение
4учебная неделя
Практическая работа
2
Что такое проектный продукт?
каб. № 3
Наблюдение
4учебная неделя
Практическая работа
2
Требования к целям проекта
каб. № 3
Наблюдение,тестирование
5учебная неделя
Практическая работа
2
Требования задачам проекта
каб. № 3
беседа
5учебная неделя
Практическая работа
2
Гипотеза и содержание проекта
каб. № 3
беседа
6учебная неделя
Практическая работа
2
План работы над проектом
каб. 3
Наблюдение
6учебная неделя
Практическая работа
2
Требование к оформлению проекта
каб. № 3
Наблюдение
7 учебная неделя
Практическая работа
2
Защита проекта
каб. № 3
Наблюдение,тестироване
3.Игровые проекты
14
7учебная неделя
Игра, беседа
2
Особенности игрового проекта
каб. 3
Наблюдение,тестироване
15.
8учебная неделя
Беседа, практическая работа
2
Погружение в игровой проект
каб. № 3
Наблюдение
16
8учебная неделя
2
Лото «Животные НСО»
Выбор темы, цель, задачи, актуальность проекта
Наблюдение
17.
9учебная неделя
Практическая работа
2
Лото «Животные НСО»
Подбор литературы
каб.3, библ
Наблюдение
18
9учебная неделя
Практическая работа
2
Лото «Животные НСО»
Оформление лото
каб. № 3
Наблюдение
19
10 учебная неделя
Практическая работа
2
Лото «Животные НСО»
Защита проекта
каб. № 3
20
10 учебная неделя
Практическая работа
2
В мире животных (настольная игра)
Планирование проекта
каб. № 3
Наблюдение
21
11 учебная неделя
Практическая работа
2
В мире животных (настольная игра)
Разработка правил и инструкций к игре
каб. № 3
Наблюдение
22
11 учебная неделя
Практическая работа
2
В мире животных (настольная игра)
Работа над оформлением проекта
каб. № 3
Наблюдение
23
12 учебная неделя
Практическая работа
2
В мире животных (настольная игра)
Дизайн проекта
каб. № 3
Наблюдение
24
12 учебная неделя
Практическая работа
2
В мире животных (настольная игра)
Защита проекта
каб. № 3
25
13 учебная неделя
Беседа Практическая работа
2
Уголок природы в школе
Уход за комнатными растениями в зимний период
каб. № 3
Наблюдение
26
13 учебная неделя
Практическая работа
2
Уголок природы в школе
Паспортизация комнатных растений
каб. № 3
Наблюдение
4.Информационные проекты
27.
14 учебная неделя
Беседа
2
Особенности и структура информационных проектов
каб. № 3
беседа
28.
14 учебная неделя
Практическая работа,
2
Улицы нашего села или (города Татарска)групповой проект. Выбор объекта исследования
каб. № 3, библ
Наблюдение
29
15 учебная неделя
Экскурсия в библ
2
Улицы нашего села или (города Татарска)
Подбор литературы по теме проекта
библ
Наблюдение
30
15 учебная неделя
Экскурсия
2
Улицы нашего села или (города Татарска)
Экскурсия в музей, сбор информации
музей
Наблюдение
31
16 учебная неделя
Экскурсия
2
Улицы нашего села или 2(города Татарска)
Анкетирование жителей села
улица
Наблюдение
32
16 учебная неделя
Практическая работа
2
Улицы нашего села или (города Татарска)
Обработка анкет
Каб№3
Наблюдение
33
17 учебная неделя
Экскурсия
2
Улицы нашего села или (города Татарска)
Экскурсия к объекту исследования, сбор информации, фотография
улица
Наблюдение
34
17 учебная неделя
Практическая работа
2
Улицы нашего села или (города Татарска)
Обработка литературных источников
Каб№3
Наблюдение
35
18 учебная неделя
Практическая работа
2
Улицы нашего села или (города Татарска)
Оформление проекта
Каб№3
Наблюдение
36
18учебная неделя
Практическая работа
2
Улицы нашего села или (города Татарска)
Защита проекта
Каб№3
Наблюдение
37
19учебная неделя
Практическая работа, экскурсия
2
Лекарственные растения нашего края
Выбор темы, цель, задачи, актуальность проекта
каб. № 3, библ
Наблюдение
38
19 учебная неделя
Практическая работа
2
Лекарственные растения нашего края
Подбор литературы по теме проекта
библ
Наблюдение
39
20 учебная неделя
Практическая работа
2
Лекарственные растения нашего края
Обработка литературных источников
каб. № 3, библ
Наблюдение
40
20 учебная неделя
Практическая работа
2
Лекарственные растения нашего края
Оформление проекта
каб. № 3
Наблюдение
41
21 учебная неделя
Практическая работа
2
Лекарственные растения нашего края
Дизайн проекта
каб. № 3
Наблюдение
42
21 учебная неделя
Практическая работа
2
Лекарственные растения нашего края
Защита проекта
каб. № 3
Наблюдение
43
22 учебная неделя
Практическая работа, экскурсия
2
Перелетные птицы НСО
Выбор темы, цель, задачи, актуальность проекта
каб. 3, библ
Наблюдение,тестироване
44
22 учебная неделя
Практическая работа, экскурсия
2
Перелетные птицы НСО
Подбор литературы.
билб
Наблюдение
45
23 учебная неделя
Практическая работа, экскурсия
2
Перелетные птицы НСО
Обработка литературы
библ
Наблюдение
46
23 учебная неделя
Практическая работа
2
Перелетные птицы НСО
Оформление справочника-определителя
каб. № 3
Наблюдение
47
24 учебная неделя
Практическая работа
2
Перелетные птицы НСО
Работа по оформлению проекта
каб. № 3
Наблюдение
48
24 учебная неделя
Практическая работа
2
Перелетные птицы НСО
Защита проекта
каб. № 3
Наблюдение
49
25 учебная неделя
Практическая работа
2
Наше здоровье в наших руках
Разнообразие проектно – исследовательских работ данной тематики. Выбор темы исследования.
каб. № 3, библ
наблюдение
50
25 учебная неделя
Практическая работа
2
Наше здоровье в наших руках
Целепологание
каб. № 3
наблюдение
51
26 учебная неделя
Практическая работа
2
Наше здоровье в наших руках
Подбор литературы по теме исследования
библ
наблюдение
52
26 учебная неделя
Практическая работа
2
Наше здоровье в наших руках
Соцопрос учащихся школы
каб. № 3
наблюдение
53
27 учебная неделя
Практическая работа
2
Наше здоровье в наших руках
Обработка данных
каб. № 3
наблюдение
54
27 учебная неделя
Практическая работа
2
Наше здоровье в наших руках
Проведение опытов
каб. № 3
наблюдение
55
28 учебная неделя
Практическая работа
2
Наше здоровье в наших руках
Оформление исследования
каб. № 3
наблюдение
56
28 учебная неделя
Практическая работа
2
Наше здоровье в наших руках
Работа над исследовательской работой
каб. № 3
наблюдение
57
29 учебная неделя
Практическая работа
2
Наше здоровье в наших руках
Защита исследования
каб. № 3
наблюдение
58.
29учебная неделя
Практическая работа
2
Великие мореплаватели
Выбор темы проекта
каб. № 3
беседа
59
30 учебная неделя
Практическая работа
2
Великие мореплаватели
Обработка литературных источников
каб. № 3, библ
наблюдение
60
30 учебная неделя
Практическая работа
2
Великие мореплаватели
Оформление проекта
каб. № 3
наблюдение
61
31 учебная неделя
Практическая работа
2
Великие мореплаватели
Дизайн проекта
каб. № 3
62
31 учебная неделя
Практическая работа
2
Великие мореплаватели
Защита проекта
каб. № 3
наблюдение
63
32 учебная неделя
Практическая работа
2
Гигиена моего дома
Разнообразие проектно – исследовательских работ данной тематики. Выбор темы исследования
каб. № 3
наблюдение
64
32 учебная неделя
Практическая работа
2
Гигиена моего дома
Подбор литературы по теме исследования
каб. № 3
наблюдение
65
33 учебная неделя
Практическая работа
2
Гигиена моего дома
Анализ литературы по теме исследования
каб. № 3
наблюдение
66
33 учебная неделя
Практическая работа
2
Гигиена моего домаАнкетирование по теме исследования
каб. № 3
наблюдение
67
34 учебная неделя
Практическая работа
2
Гигиена моего дома
Проведение опытов
каб. № 3
наблюдение
68
34 учебная неделя
Практическая работа
2
Гигиена моего дома
Описание опытов
каб. № 3
наблюдение
69
35 учебная неделя
Практическая работа
2
Гигиена моего дома
Оформление исследовательской работы
каб. № 3
наблюдение
70
35 учебная неделя
Практическая работа
2
Гигиена моего дома
Работа над оформлением проекта
каб. № 3
наблюдение
71
36 учебная неделя
Практическая работа
2
Гигиена моего дома
Защита исследовательской работы
каб. № 3
наблюдение
5.Итоговое занятие
72
36 учебная неделя
Выступление
2
Научно-практическая конференция
«Я - Исследователь»
каб. 3
Учебно-тематическое планирование 2-ой год обучения
Месяц
№ п/п
Наименование
базовых тем
Количество часов
Формы
аттестации/контроля
Общее
Из них
Теория
Практика
сентябрь
1. Природа нашей местности
16
10
6
1.1
Введение. Значение экологических знаний в жизни людей
2
2
1.2
Особенности природы села
2
1
1
Беседа
1.3
Принципы организации биологического мониторинга
2
2
1.4
Экосистемы, экологические факторы
2
1
1
Беседа, практическая работа
1.5
Антропологический фактор
2
1
1
Беседа, практическая работа
1.6
Антропогенные факторы среды
2
2
Беседа, игра
1.7
«Вот моя деревня». Общие принципы использования биоиндикаторов
2
1
1
Беседа, практическая работа
1.8
Подборка природного материала для общебиологических исследований
Преобладающие типы почв на территории села. П/р № 2.
2
1
1
Беседа, практическая работа
7. Водные ресурсы села
20
6
14
7.1
Введение в тему
2
2
Беседа, практическая работа
7.2
Общая характеристика водных экосистем. Биоценоз водоёмов. П/р № 1.
2
2
Беседа, практическая работа
7.3
Методы описания реки, родника. Исследовательская работа № 1.
2
2
Беседа, практическая работа
7.4
Оценка качества воды
2
1
1
Беседа, игра
7.5
Методы изучения биоценоза водоёмов. П/р № 2.
2
2
Беседа, практическая работа
7.6
Биологический контроль водоёма. П/р № 3.
2
2
Беседы, анализ практических работа.
7.7
Биоиндикация вод села
2
1
1
Беседа, практическая работа
май
7.8
Малые реки
2
1
1
Беседа, практическая работа
7.9
Обитатели и экология малых рек. П/р № 4.
2
2
Беседа, практическая работа
7.10
Пруды. Подземные воды
2
1
1
Беседа, игра
8.Антропогенное влияние
12
6
6
Беседа, практическая работа
8.1
Введение в тему
2
2
Беседы, анализ практических работа.
8.2
Проблемы химического загрязнения атмосферы села. П/р № 1.
2
1
1
Беседа, практическая работа
8.3
Региональные проблемы физического загрязнения атмосферы
2
1
1
Беседа, практическая работа
8.4
Региональные и локальные проблемы биологического загрязнения атмосферы
2
1
1
Беседа, практическая работа
8.5
Региональные и локальные проблемы химического загрязнения почв, воды
2
1
1
Беседа, игра
8.6
Научно практическая конференция
2
2
Защита проектов и исследовательских работ
144
74
70
Содержание программы
2-ой год обучения
Природа нашей местности
Введение. Значение экологических знаний в жизни людей(2ч.)Теория: Предмет и задачи второго года обучения, инструктаж, игра – викторина «Значение экологических знаний в жизни человека»
Особенности природы села(2ч.)
Теория:Параметры определения особенностей населенного пункта
Экскурсия с целью определения особенностей природы села Новопокровка, ее богатство и разнообразие, географическое положение села, внутренние воды, растительный и животный мир, экологические проблемы.
Принципы организации биологического мониторинга(2ч.) Теория: введение нового понятия биологический мониторинг. Практика: работа с тестовыми заданиями.
Экосистемы, экологические факторы(2ч.) Теория: Понятие экосистемы. Экологические факторы.
Антропологический фактор(2ч.) Теория: дать понятие антропологический фактор, разнообразие антропологических факторов Практика: выявитьантропологические факторы характерные для нашей местности, причины их возникновения
.Антропогенные факторы среды(2ч.) Теория: дать понятие антропогенный фактор, разнообразие антропогенных факторов Практика: выявить антропогенные факторы характерные для нашей местности, причины их возникновения.
«Вот моя деревня». Общие принципы использования биоиндикаторов(2ч.) Теория: дать понятие биоиндикатор. Практика: подготовка природного материала для общебиологических исследований.
Подборка природного материала для общебиологических исследований(2ч.) ПрактикаЭкскурсия в лес.Сбор природного материала.
2. Наша экологическая тропа
Определение маршрута(2ч.) Экскурсия: выбор объектов, входящих в экологическую тропу
Определение маршрута(2ч.) Практика: описание объектов экологической тропы
Виды деятельности на экологической тропе(2ч.) Практика: подготовка экскурсии по экологической тропе.
Описание природных экосистем данного маршрута(2ч.) Теория: понятие экосистема, виды экосистем Практика описание разнообразия экосистем данной местности.
Определение объектов для исследовательской деятельности(2ч.) Практика:«Подготовка экскурсовода для проведения маршрута с объяснением биолого-экологических объектов».
Определение объектов для исследовательской деятельности (2ч.) Теория: Что такое объект исследования, предмет исследования? Практика: упражнения по определению объекта и предмета исследования, выбор объекта для исследования на экологической тропе
Семинар «Экологическое состояние нашего села»(2ч.) Практика: подготовка и проведение семинара, проведение экскурсии по экологической тропе для начальной школы.
3.Воздушная оболочка нашей местности
3.1 Знакомство с методами оценки качества среды (2ч.) Теория:знакомство с разнообразием методов оценки качества окружающей среды 3.2 Оценка качества среды методами биоиндикации(2ч.) Теория: особенности метода биоиндикации, требования к лабораторной работе 3.3 Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха с помощь.ю лишайников(2ч.) Лабораторная работа:Биоиндикация определение загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников 3.4Исследовательская работа: Определение количества потребляемых энергоресурсов и выбрасываемого в атмосферу CO2. (2ч.) Практика:выбор темы, постановка цели и задач исследования, объект, предмет исследования, выдвижение гипотезы 3.5 Знакомство с методикой проведения работы. Подбор данных. (2ч.) Практика:выбор методов исследования,работа с литературными источниками(анализ,синтез).
3.6Обработка результатов работы(2ч.) Практика:проведение и описание опытов исследования, наблюдения Анализ результатов. Теория: академические требования к оформлению проектно-исследовательских работ Практика:оформление результатов исследования.
3.8 Оформление проектных работ(2ч.) Практика: работа над презентацией к проекту, подготовка защиты проекта
3.9 Семинар «Воздух, которым мы дышим». (2ч.) Практика: защита работ.
4. Лесные богатства села
4.1Вводное занятие(2ч.) Практика:Экскурсия в лес, наблюдения.
4.2Общая характеристика лесных экосистем, их структура и свойства(2ч.) Теория: общие признаки лесных экосистем, этажи леса Практика: игра «распредели растения и животных по этажам»
4.3Характеристика лесных фитоценозов. Методы геоботанических исследований(2ч.) Теория: понятие фитоценоз. Методы геоботанических исследований Практика: проведение геоботанических исследований
4.4Определение растений. Методы описания пробных площадок(2ч.) Практика: сбор растений,составление гербария
4.5 Уникальность лесов села. Экскурсия в зимний лес (2ч.) Практика: экскурсия в лес, наблюдение
4.6Породы деревьев Красной книги(2ч.) Практика: составление книжки – малышки «По страницам Красной книги»
4.7Роль лесничеств в сохранении и преумножении лесных богатств(2ч.) Практика: экскурсия в лесничество Татарского района
4.8 Оформление экологических листовок: «Сохраним окружающую природу», «Я и природа», «Моя малая родина» (2ч.) Практика: работа над листовками, их распространение среди обучающихся школы.
4.9Экологическое мероприятие, посвящённое природоохранной деятельности «Если не мы, то кто?»(2ч.) Практика: подготовка и проведение мероприятия для учеников начальной школы
5. Радиационное загрязнение окружающей среды
5.1Введение в тему. (2ч.) Теория: что такое радиация? Просмотр видеофильмов
5.2Знакомство с методиками исследования. (2ч.) Теория: знакомство с разнообразием методов исследования, выбор подходящих методик 5.3 Подбор природного материала для проведения работы «Сосна в качестве тест-объекта в радио- и общеэкологических исследованиях» (2ч.) Практика:Экскурсия, сбор хвоинок с сосны в различных частях села 5.4Взятие проб(2ч.) Практика: работа над проектом, сравнение хвоинок, анализ наблюдений 5.5 Определение объекта и предмета исследования (2ч.) Практика: работа над проектом, оформление титульного листа, актуальность исследования, цель, задачи, предмет, объект исследования, гипотеза. 5.6 Определение продолжительности жизни хвои(2ч.) Практика: работа с информационными источниками, подбор литературы по теме исследования 5.7Экспресс-оценка загрязнения воздуха по классу повреждения хвои(2ч.) Практика: работа над оформлением проекта, построение графиков по результатам исследования 5.8Определение уровня радиационного загрязнения воздуха(2ч.) Практика: работа над проектом, консультация у учителя физики 5.9 Сравнительный анализ проб(2ч.) Практика: работа над проектом, сравнение взятых проб с аналогами из таблицы 5.10 -5.12 Оформление результатов исследования (4ч.) Практика: работа над проектом. 5.13 Семинарское занятие «Защита исследовательской работы» (2ч.) Практика: защита проекта 5.14 Влияние радиоактивного загрязнения на здоровье человек(2ч.) Теория: просмотр видеофильма «Чернобыль» 5.15 Заболевания человека, вызванные радиоактивным загрязнением(2ч.) Практика: написание сочинений по теме.
6.Агроклиматические ресурсы
6.1Введение в тему (2ч.) Теория: понятие агроклиматические ресурсы, выполнение упражнений 6.2 Агроценозы(2ч.) Теория: понятие агроценозы, их разнообразие, характерные признаки.6.3 Понятия почвы, её свойств, плодородие(2ч.) Практика: определение разновидности почв по ее составу и характерным признакам, работа с таблицами 6.4 Характеристика почв природно-хозяйственных зон(2ч.) Практика: карта почв России, работа с контурной картой атласом 6.5 Преобладающие типы почв на территории села(2ч.) Практика: исследование механического состава различных типов почв, взятие проб почвы на разных участках села, проведение опытов «Состав почвы»
7. Водные ресурсы села
7.1 Введение в тему Теория: водные ресурсы НСО, игра викторина «Вода, вода кругом вода» 7.2 Общая характеристика водных экосистем. Биоценоз водоёмов Теория: понятие водная экосистема биоценоз Практика: сравнение экосистемы моря, озера, реки, болота 7.3 Методы описания реки, родника. Практика: краткосрочный групповой проект «Родник», «Малые реки» работа с Интернет источниками. 7.4 Оценка качества воды Практика: Проект «вода которую мы пьем» взятие проб питьевой воды , простейшие биохимические опыты. 7.5 Методы изучения биоценоза водоёмов. Практика: изучение биоценоза местных водоемов, опыты, наблюдения. 7.6Биологический контроль водоёма Практика: работа над исследовательской работой «Водные ресурсы села Новопокровка», выбор темы исследования, цель, задачи, предмет, объект исследования. 7.7Биоиндикация вод села Практика: работа над исследовательской работой «Водные ресурсы села Новопокровка», биоиндикация вод села опыты, наблюдения, оформление работы. 7.8 Малые реки Теория: знакомство с малыми реками Татарского района, нанесение их на карту района 7.9 Обитатели и экология малых рек Теория: правила поведения у водоёмаПрактика: выезд на реку Омь, наблюдения, фотография 7.10 Пруды. Подземные воды Практика: Экскурсия на местный водоём, подземные воды села Новопокровка.
8.Антропогенное влияние
8.1 Введение в темуТеория: понятие антропогенное воздействие на окружающую среду, объекты антропогенного воздействия, его причины и последствия. 8.2Проблемы химического загрязнения атмосферы селаПрактика: исследовательская работа «Антропогенное воздействие человека на природу села Новопокровка» выбор объекта и предмета исследования. Существует ли проблема химического загрязнения воздуха в нашем селе? Причины возникновения данной проблемы (опыты, наблюдения) 8.3 Региональные проблемы физического загрязнения атмосферы Практика: исследовательская работа «Антропогенное воздействие человека на природу села Новопокровка».Физическое загрязнение атмосферы и его причины соцопрос жителей села. 8.4Региональные и локальные проблемы биологического загрязнения атмосферы Практика: исследовательская работа «Антропогенное воздействие человека на природу села Новопокровка» работа с литературными источниками, оформление результатов исследовательской работы. 8.5 Региональные и локальные проблемы химического загрязнения почв, воды Практика: выполнение реферативных работ на тему «Загрязнение почв в НСО», «Загрязнение вод в НСО» 8.6Научно практическая конференция Практика: Защита проектов и исследовательских работ подведение итогов работы за год, награждение.
Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
Календарный учебный график 2-го года обучения
N п/п
Месяц Число Время проведения занятия
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
1. Природа нашей местности
1
1 учебная неделя
Практическая работа
2
Введение. Значение экологических знаний в жизни людей
каб. 3
наблюдение
2
1 учебная неделя
Практическая работа
2
Особенности природы села
наблюдение
3
2 учебная неделя
Практическая работа
2
Принципы организации биологического мониторинга
беседа
4
2 учебная неделя
Практическая работа
2
Экосистемы, экологические факторы
каб.3, библ
наблюдение
5
3учебная неделя
Практическая работа
2
Антропологический фактор
каб. № 3
наблюдение
6
3учебная неделя
Практическая работа
2
Антропогенные факторы среды
каб. № 3
наблюдение
7
4учебная неделя
Практическая работа
2
«Вот моя деревня». Общие принципы использования биоиндикаторов
беседа
8
4учебная неделя
Практическая работа
2
Подборка природного материала для общебиологических исследований
Панкеев И.А., Рыбальский Н.Г., Думнов А.Д., Снакин В.В., Фёдоров А.В. Экология России на рубеже тысячелетий. Состояние окружающей среды в России, М.: Аргус, 1994
Прохоров Б.Б. Экология человека, - М, Академия, 2003 - с. 81, 95 - 113; 191-204.
Симонова Г. А. Экология и мы. - Сыктывкар, 2002
Фёдорова А.И., Никольская. Практикум по экологии и охране окружающей среды. М: Владос, 2001 - с. 177; 203
Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя,-М, Новая школа, 1998
Литература для обучающихся
Экология. Энциклопедия для детей. 2001.
Энергия и окружающая среда. Учебное пособие для средней школы. SPARE. 2008.
101 ключевая идея: Экология. Пол Митчелл. 2001.
Интернет-сайты
http://school-collection.edu.ru/
https://globallab.org/ru/user/search/
Приложение
Методики определения уровня творческого потенциала учащихся
Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 12-14 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в семестр с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования. Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если Вы несогласны с утверждением, то поставьте «-».
Я думаю, что я аккуратен (тна).
Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.
Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.
Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.
Я иногда поступаю по-детски.
Когда я что-либо хочу .сделать, то ничего не может меня остановить.
Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.
Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
13. Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
Я часто скучаю.
Я буду значимым и известным, когда вырасту.
Я люблю смотреть на красивые вещи.
Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.
Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.
Ключ
Креативность (способность к творчеству) — в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21. Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.
+
-
2 — беспокойство о других 4 — желание выделиться 6 — недовольство собой 7 — полный любопытства 8 — не популярен 9 — регресс на детство 10 — отбрасывание давления 12 — самодостаточность 16 — чувство предназначенности 17 — чувство красоты 19 — спекулятивность
1 — принятие беспорядка 3 — рискованность 5 — альтруизм 11 — любовь к одиночной работе 13 — независимость 14 — деловые ошибки 15 — никогда не скучает 18 — активность 20 — стремление к риску 21 — потребность в активности
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог дол жен помнить, что это — еще нереализованные возможности. Главная проблема — помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.