Просмотр содержимого документа
«Программа лагеря с дневным пребыванием "Олимпийская деревня"»
Согласовано: Утверждаю:
Главный специалист УСО Директор школы
__________ __________
«____» _____________2016 г. «____» ______________2016 г.
Программа
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«ОЛИМПИЙСКАЯ ДЕРЕВНЯ»
2016 г.
Пояснительная записка.
Каникулы составляют значительную часть объёма свободного времени детей. Поэтому летние каникулы для них – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч, время познания новых людей, а главное - самого себя. Естественно, у каждого ребенка свои планы на лето. Но именно в лагере выявляется самостоятельная познавательная ценность каждого ребенка в полном объёме.
И поэтому мы предлагаем нашим детям пожить в Олимпийской деревне и поучаствовать в малых школьных олимпийских играх с пользой для здоровья и для интеллекта.
А почему бы и нет? Вряд ли кто усомнится в этом, глядя на детей школьного возраста. Неуемность их подчас поражает. Они часами готовы играючи прыгать, приседать, наклонятся, бегать. Небольшая пауза- и опять они в движении. Взрослым необходимо создать благоприятные условия для того, чтобы дети могли активно физически развиваться, т. е. отвести для этого место и время. Но главная наша задача - придать двигательной деятельности детей стройность, превратить ее в увлекательный, организованный процесс физического развития. И пусть наши дети вырастут если и не олимпийцами, то разносторонне физически развитыми, здоровыми и жизнерадостными, готовыми к труду и защите Родины.
Общеизвестно, что самый лучший стадион - это природа. Поэтому важное средство физического воспитания детей - использование природных факторов: солнца, воздуха и воды. Эффекты, возникающие при воздействии естественных факторов, не требуют сознательных усилий и возникают непроизвольно. Это позволяет осуществлять закаливающие воздействия попутно с выполнением физических упражнений, спортивных игр и соревнований. В настоящее время стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья, активизации мыслительной и двигательной деятельности и в целом по организации физического воспитания, как основы здоровья.
Формы, методы и средства по физическому воспитанию, закаливанию, правильному питанию разнообразны. Мероприятия проводятся на улице, в лесу, в помещении и т. д. Прогулки, экскурсии, физический труд, беседы, спортивные игры, праздники, соревнования, конкурсы, музыкальные часы, просмотр видеофильмов - все это позволит сделать их интересными, увлекательными для детей.
Деятельность в лагере соответствует возрастным интересам, способствует физическому развитию, творчеству, самостоятельности, любознательности, культуре.
Досуг организуют педагоги школы с привлечением работников Дома культуры, школьного музыкального работника, учитель физкультуры.
Программа рассчитана на 1 смену и ориентирована на детей 7- 12 лет (учащихся 1- 5 кл.). Продолжительность пребывания детей в лагере – 27 календарных дня. Участниками реализации программы являются 54 ребенка, отдыхающих в оздоровительных лагерях:
Все дети разбиты на 3 отряда по 19 человек.
Обязательным для лагеря является вовлечение в его работу ребят из многодетных и малообеспеченных семей, трудных подростков.
Цель программы:
Создание благоприятных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие
Задачи программы:
Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
Содействовать формированию активной жизненной позиции обучающихся;
Создать положительно-эмоциональный климат в коллективе лагеря.
С учетом требований ФГОС при реализации образовательных программ детского отдыха и оздоровления определены следующие принципы организации и содержания деятельности:
Гуманность. Гуманистическая направленность воспитательной работы. (Детей учит то, что их окружает)
Безопасность. Соблюдение норм охраны здоровья, гигиены, правил безопасности, становление здорового образа жизни.
Привлекательность. Разнообразие форм, средств проводимых мероприятий.
Интенсивность. Каждая минута максимально используется для решения задач программы.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией РФ;
Законом РФ «Об образовании»;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Положение о лагере дневного пребывания.
Реализация намеченной программы спланирована по следующим направлениям: «Здоровому все здорово», «Красота спасет мир», «Патриоты России», «Гармония».
Направление «Здоровому – всё здорово»
Даёт целый ряд знаний, необходимых для жизни среди природы.
Развитие навыков личной гигиены и оказания первой помощи.
Обучение традиционным народным играм.
Проведение спортивных состязаний и праздников.
Направление «Красота спасёт мир»
Раскрытие творческого потенциала и художественных способностей детей.
Развитие интереса к ручному труду.
Благоустройство территории школы.
« Патриоты России»
Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, любви к своей малой родине.
Направление «Гармония»
Формирование (развитие) навыка конструктивного диалога.
Развитие коммуникативных способностей.
Программа будет реализована через следующие формы работы:
игры
спортивные соревнования
шоу
праздники
конкурсы
викторины
прогулки, экскурсии, походы
выставки
встречи с интересными людьми
игровые программы
Критерии оценки эффективности оздоровления детей за смену
Критерии эффективности:
Эмоциональное состояние детей;
Личностный рост;
Физическое и психологическое здоровье;
Приобретение опыта общения со сверстниками;
Самореализация в творческой и познавательной деятельности;
Благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах
Удовлетворенность детей.
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг - карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, сделать там запись может каждый.
Для комплексной оценки эффективности оздоровления детей в лагере с дневным пребыванием в 1-2-й день от начала оздоровительной смены, а также за день до ее окончания, организуется и проводится медицинский осмотр всех оздоравливаемых детей с проведением антропометрических и физиометрических методов исследования.
Ожидаемые результаты и их оценка
укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости);
развитие творческой активности каждого ребенка, творческий рост детей;
приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них
условиях;
развитие лидерских качеств;
Для оценки результативности программы будем пользоваться следующими
показателями:
количественные (охват общественности, количество конкретных дел, акций, мероприятий);
показатели социального развития личности (не умел – научился, не знал – узнал, качество продуктов социально-творческой деятельности : поделки, рисунки, походы, акции);
показатели социальной адаптации личности (активность, повышение уровня успешности);
технологические показатели (уровень организации и координации
деятельности);
Ожидаемые результаты
выполнения программы деятельности лагеря
Укрепление здоровья детей;
Улучшение социально-психологического климата в лагере;
Снижение темп роста негативных социальных явлений среди детей;
Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
Привитие навыков самообслуживания;
Чувство патриотизма;
Уважение к природе и родному краю.
Содержание деятельности
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
осмотр детей медицинским работником;
утренняя гимнастика « Бодрое утро»;
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере );
организация здорового питания детей;
организация спортивно-массовых мероприятий:
Спортивный праздник «Веселые стары»;
Соревнования, спортивные эстафеты;
- Подвижные спортивные игры.
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- игра «Будем знакомы!»;
- коммуникативные игры на знакомство «Снежный ком», «Назовись»;
- игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас»;
- игры на сплочение коллектива, «Веселое путешествие»;
«Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!»,
«Хвост дракона».
Работа по развитию творческих способностей детей
Открытие пришкольного лагеря с представлением отрядов в развлекательной форме;
Оформление отрядных уголков, стенных газет;
Ярмарка идей и предложений;
Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Моя Россия», «Волшебные мелки», « В гостях у сказки»;