Просмотр содержимого документа
«Программа гражданско-патриотического воспитания "Моя Россия"»
МКОУ СОШ № 4
Курганской области, Шумихинского района, г.Шумиха
Программа гражданско-патриотического воспитания
«Моя Россия!»
Автор проекта:
учитель истории и обществознания: Фалалеева Е.Б.
г.Шумиха,2015г.
Актуальность проекта:
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня патриотического воспитания.
Общественные опросы и работа с детьми подросткового возрасте гласят, что среди нашего с вами будущего поколения большими темпами нарастает преступность, растет число наркоманов. Падает нравственность, многие подростки в будущем не желают нести военную службу в Вооруженных силах, поэтому в нашей стране увеличивается число призывников, уклоняющихся от военной службы.
Поведение подростков показывает, что размытость патриотических ценностей, недостаток информации у них на данную тему нередко ведет к тенденции нарастания антиобщественных проявлений, которые представляют угрозу не только подрастающему поколению, но и всему обществу в целом.
Я считаем, что в подростковом возрасте крайне необходимо вести работу, по патриотическому воспитанию, так как именно в этом возрасте происходит переоценка ценностей подростка, как личности, именно в этом возрасте влияние других людей, оказывает на подростка колоссальное воздействие, и нужно, что бы данное влияние было положительным.
Необходимо воспитывать у подростков чувство патриотизма, любви к своей родине, чувство долга перед своим отечеством, своей большой и малой родиной.
На основе вышесказанного, я предложила ввести программу патриотического воспитания «Моя Родина Россия!», которая определяет пути развития патриотического воспитания в школе. Представляет собой систему содержания форм, методов и приемов педагогических воздействий и имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Цель программы: воспитание у учащихся подросткового возраста чувства патриотизма, любви к своей большой и малой родины, создание необходимых условий для формирования личности гражданина своей страны, с присущими ему патриотическими взглядами, ценностями, и мотивами деятельности.
Задачи программы:
1.Формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию с учащимися среднего звена;
2.Проведение и содействие проведению мероприятий патриотической, исторической, воспитательной направленности;
3.Формирование у подростков уважения к старшему поколению, гордости за историю своей страны.
Целевая группа: Целевой группой программы являются: подростки в возрасте от 12 до 16 лет, обучающиеся в МКОУ Шумихинская средняя общеобразовательная школа №4,коллектив учителей, родители, органы местного управления, городская библиотека).
Материально – технические ресурсы:
- оргтехника для сопровождения мероприятий в рамках проекта (компьютеры, принтеры, ксерокс, музыкальный центр, видеокамера, фотоаппарат).
- оборудование и инвентарь для проведения спортивно – познавательных мероприятий;
- расходные материалы (бумага, канцтовары);
- безвозмездная аренда помещения (спортзал, концертный зал, конференц-зал) для проведения культурно – просветительских, гражданско-патриотических, спортивно – оздоровительных мероприятий в рамках программы.
География программы: Курганская область, Шумихинский район, г.Шумиха, МКОУ Шумихинская средняя общеобразовательная школа № 4.
Сроки проведения: сентябрь 2016 года – май 2017 года.
Планируемые этапы деятельности в рамках программы:
На подготовительном этапе планируется организовать информационное сопровождение программы, наладить контакты с общеобразовательным учреждением и местными органами власти (сельским советом), провести встречу с родителями. На данном этапе идет разработка программ мероприятий программы.
На основном этапе реализации мы планируем создании группы в контакте «Моя Родина - Россия», для привлечения внимания учащихся школы, учителей, родителей, проведении тренинговых занятий, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и воинами интернационалистами, так же планируется создать стенгазету на патриотическую тему, совместно с учащимися 7,8 классов и оформить совместно с учащимися и социальным педагогом стенд славы «Вершина мужества – Афганистан».
На заключительном этапе работы необходимо предоставить отчет о проделанной работе, провести повторную диагностику для определения эффективности проекта, определить насколько изменились знания в данной области, так же обсудить проблемы, возникнувшие в ходе реализации проекта, и пути их решения.
Мероприятия проекта
№ п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Результаты
I Духовно – нравственное направление
1.
Оформление с учащимися стенгазеты о героях Великой Отечественной войны нашего села
Октябрь
Автор программы, учащиеся 8 класса
Учащиеся школы познакомятся с героями ВОВ нашего города, так как о некоторых из них возможно они не знают.
2.
Распространение буклетов среди населения о проблеме патриотического воспитания подростков.
Сентябрь-октябрь
Автор программы, социальный педагог школы
Информирование населения города о данной проблеме, о нашей программе
3.
Создание инициативной группы;
Сентябрь - май
Автор программы, учащиеся 8-9 классов
Привлечение активных учащихся к работе по программе, информирование в социальных сетях
II направление - Историко-краеведческое
1.
Освещение в СМИ о проблеме патриотического воспитания подростков
Сентябрь - май
Автор программы, социальный педагог, учащиеся 9 класса
Опубликование в районной СМИ актуальности данной проблемы и путей ее решения
2.
Экскурсия учащихся 7-8 класса в г.Челябинск на Тракторный завод, который во время Великой Отечественной войны изготавливал детали к танкам.
Апрель - май
Автор программы, педагог - организатор, классные руководители классов.
Развитие интереса у учащихся подросткового возрастав данном направлении
3.
Организация кружка
«Юный патриот»
Октябрь - май
Автор программы, педагог организатор
Привлечение активных учащихся, помощь в реализации направлений программы «Моя Родина – Россия!»
III направление - Гражданско-патриотическое
1.
Бинарное мероприятие Моя малая родина»
с элементами лекции, просмотра фильма, исполнения заранее подготовленных выступлений, направленных на патриотическое воспитание подростков
Декабрь
Классный руководитель 9 класса, учащиеся 9 класса, социальный педагог
Развитие познавательного интереса у учащихся по проблеме патриотического воспитания подростков
2.
Встреча с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне, оформление стенда славы «Вершина мужества – Афганистан!»
Февраль
Педагог организатор, учащиеся 7
-10 классов, классные руководители
Ребята узнают много нового и интересного, наладят контакт со страшим поколением
IV направление - Социально-патриотическое
1.
Акция «Волонтер, тебя ждет ветеран!»
Конец апреля – начало мая
Учащиеся 7-9 классов, классные руководители 7-9 классов
Помощь ветеранам по хозяйству, налаживание дружеской и теплой атмосферы, как между самими учащимися, так и между ними и старшим поколением
IIV направление - Спортивно-патриотическое
1.
Спортивные соревнования «Постоим за родину»
Февраль
Учитель физической культуры, учитель основ безопасности и жизнедеятельности
Положительный настрой на будущую работу по программе, вовлечение в спорт
VII направление - Героико-патриотическое
1.
Чаепитие ветеранов Великой Отечественной войны и участников боевых действий Афганистана и Чечни.
Март
Автор программы, социальный педагог, учащиеся 7-8 классов
Познание нового и интересного для учащихся, интересное времяпровождение для наших гостей
2.
Фотовыставка «Наши герои ветераны»
Апрель - Май
Учитель рисования учащиеся 8 класса
«История в картинках», ребята наглядно увидели фото времен ВОВ, что было им очень полезно интересно
3.
Издание книги «Ветераны Великой Отечественно войны Альменевского района»
Работа над книгой в течение всего года
Автор программы, учащиеся, посещающие
кружок
«Юный патриот»
Одно из главных мероприятий, почет нашим ветеранам, формирование патриотических чувств у учащихся
4.
Подведение итогов работы группы в контакте и кружка «Юный патриот»
Апрель - май
Автор программы, инициативная группа.
Находим пути решения возникших трудностей, награждаем ребят оказавших помощь в реализации мероприятий программы грамотами.
Ожидаемые результаты
1.В учреждении, как в образовательной системе:
- повышение внимания к проблеме патриотического воспитания несовершеннолетних;
- расширение уровня знаний у подростков на патриотическую тему;
- вовлечение в работу гражданско – патриотического воспитания представителей всех субъектов школьной образовательной деятельности
( ученики, учителя, родители и др.)
Конечным результатом реализации проекта должна стать активная жизненная позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
2. Для ученика:
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деятельности предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота своей родины, соблюдения норм российского государства;
- осознание высших духовных ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Ресурсы
Административно-организационная группа: в нее входят руководитель проекта, педагогический коллектив школы. Группа осуществляет общий контроль и руководство реализацией проекта, распределяет между собой объекты и сферы управления, руководит деятельностью педагогического коллектива, инициативной группы, анализирует текущую ситуацию, вносит коррективы по эффективности осуществления проектом.
Инициативная группа: учащиеся, посещающие кружок «Юный патриот». Ученики, активно принимающие участие в акциях и мероприятиях в рамках нашего проекта. Группа осуществляет работу по проекту с целевой группой, организует сотрудничество со специалистами школы, местными органами власти села, создает атмосферу сотрудничества и творческого поиска.
Предполагаемые трудности, негативные эффекты, связанные с реализацией проекта:
Предполагаемые трудности и непредвиденные эффекты
Возможности преодоления
Объективна непостоянная возможность активного участия родителей в школьной жизни
( продолжительная и удаленная работа, занятость в домашнем хозяйстве), в связи с чем не знание о внедрении нашего проекта в Шумихинской школе.
1.проведение родительских собраний с целью донести информацию о нашем проекте , о его важности, передача с учащимися родителями брошюр, с информацией о нашем проекте и о его актуальности.
2. Недостаточная информация о важных датах в истории нашей страны
2.приглашение ветеранов Великой Отечественной войны и воинов интернационалистов
3.Пассивная позиция некоторых учеников, учителей и жителей села в принятии участия в различного рода мероприятиях проекта.
3.Создание активной группы учащихся, как в контакте, так и в школе, для привлечения внимания других людей и объяснения значимости проекта « Я гражданин России!».
Перспективы развития проекта: В будущем мы планируем завершить работу над книгой «Ветераны Великой Отечественной войны Шумихинского района» издать ее, вручить каждому ветерану Великой Отечественной войны нашего города экземпляр данной книги с памятными подарками, на специально организованном празднике с песнями и танцами для наших гостей. Так же сделать несколько экземпляров для сельской и школьной библиотеки, с автографами наших героев, попросив ветеранов Великой отечественной войны расписаться на обложках книг для ребят, тем самым мы постараемся показать нашим ветеранам, что мы помним, ценим, гордимся их героическим подвигом, Великой Победой!
Так же в будущем мы планируем поездку с учащимися 7-8 классов в Волгоград, с экскурсией к монументу «Родина-мать зовет!»
Заключение
Итак, из всего изложенного можно сделать вывод, что стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.
Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни.
Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов России, раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; оглаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и, воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.
В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.
Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно- нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.
В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина
Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее – в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.
Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно- нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.
Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации.
Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть нечутким к трагедиям отечества и народа.