kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования "Невадеит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа сделана для дошкольного образования. Для старшей - подготовительной группы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Невадеит"»

Содержание


Пояснительная записка

3

Оптимальное количество обучающихся в учебной группе

5

Режим занятий

5

Организация образовательного процесса

6

Наглядные средства обучения

6

Ожидаемые результаты реализации программы

6

Способы проверки результатов

8

Учебно – тематический план на 2016 – 2017 учебный год. Подготовительная группа


Содержание дополнительной общеобразовательной программы подготовительной группы


Задачи геолого – краеведческого развития учащихся подготовительной группы


Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы


Список литературы, рекомендуемый педагогам для организации образовательного процесса.



Пояснительная записка.

Так исторически сложилось, что г. Пласт возник на месторождении золота с его массовой добычи полтора века назад. История золотодобычи, разведки месторождения геологами – это история города. В каждой семье есть люди, связавшие свою жизнь с добычей или разведкой полезных ископаемых. И естественно у нас сформировалась некая среда горняцкого города, в котором росли и воспитывались многие поколения детей.

Вместо игрушек с малых лет родители часто использовали цветные камешки, которые часто попадали в песках при промывке золота, подрастая, дети брали в руки кайло и лопату и помогали в нелегком труде взрослых. Так продолжалось из поколения в поколение.

Исследовательские интересы появляются у детей уже в дошкольном возрасте, в детском саду формируются основы отношения ребёнка к природе, формируется целостный взгляд на окружающую природную среду и место человека в ней.

Особенности возраста дошкольников таковы, что непроизвольная память и внимание превалируют, следовательно, задачей педагога является пробуждение интереса, который бы помог закрепить изучаемый материал.

Актуальность программы заключается в оптимальном сочетании методов преподавания, проверки и самопроверки для того что бы достичь правильного воспитания характера души и восприятия того, что нас окружает.

Цель данной программы –ознакомление детей с минералами родного края.

С учетом высказанного выше дополнительная общеобразовательная программа по геологии ставит перед собой следующие задачи:

  1. изучение минералов Пластовского района;

  2. развитие умения наблюдать за объектами и явлениями природы;

  3. патриотическое воспитание детей.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы заключается в организации исследовательской работы дошкольников; ее краеведческой направленности, а так же учет региональных компонентов.

Реализация данной дополнительной общеобразовательной программы основывается на следующих принципах:

– от простого к сложному

– доступность и последовательность (соответствие учебного материала индивидуальным и возрастным особенностям детей)

– наглядность (использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих образовательный процесс более эффективным)

– научность (учебный курс основывается на современных научных достижениях)

Дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на обучающихся детей в возрасте от 5 до 8 лет.

Период обучения 1 год.

Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной программы необходимо:

Оптимальное количество обучающихся в учебной группе:

1 – й год обучения – 12 человек

Режим занятий:

Год обучения

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

ДОУ

1

1 – 2

1 – 2

36 – 72

Дополнительная общеобразовательная программа реализуется в творческом объединении в течение всего календарного года. Продолжительность учебных занятий – 36 учебных недель. Учебные занятия, как правило, начинаются:

Для обучающихся первого года обучения занятия проводятся с 15 сентября;

Занятия по общеобразовательной дополнительной программе "Невадаит" в 2016 – 2017 учебном году проводятся следующим образом:

1 группа 1 год обучения 17 человек в ДОУ №11, занятия 1 часа в неделю, 36 часов в год;

Организация образовательного процесса.

Основной формой обучения являются групповые занятия, проводящиеся в форме игр. Это могут быть шарады, ребусы, головоломки, творческие занятия, беседы, загадки и т.д..Процесс обучения должен быть разнообразным по форме и содержанию, вызывать живой интерес у детей.

Наглядные средства обучения

Наглядные средства обучения определяют характер изучения и усвоения знания, а так же повышают качество усвоения, способствуют прочности знаний, их ясному и сознательному пониманию. Наглядность – универсальное средство обучения и воспитания, которое одинаково ценно при работе с обучающимися разных возрастных групп: чем моложе, тем необходимее и важнее использование наглядности.

Организация образовательного процесса сопровождается разными видами наглядности:

Предметная – реальные и натуральные объекты

Изобразительная – схемы, карты, таблицы, рисунки, фотографии, видеозаписи и так далее

Ожидаемые результаты реализации программы

Деятельность является необходимым условием формирования личности и, в то же время, зависит от уровня развития личности. Готовность личности к деятельности исходит из трех подсистем:

Мотивационной (МОГУ)

Информационной (ЗНАЮ)

Технологической (УМЕЮ)

Они и должны быть заданы и сформированы у ребят в результате освоения программы.

Способы проверки результатов.

После завершения обучения необходимо узнать, как освоен материал, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс. Поэтому необходимо из огромного количества методов контроля выбрать тот, который подойдет для данного возраста обучающихся и в полном объеме отобразит, освоен ли материалобучающимися.

  1. Учет и проверка знаний и умений производится путем текущих наблюдений за обучающимся. Они осуществляются на протяжении всего процесса обучения без выделения для них специального времени. Текущие наблюдения проводятся на любом этапе процесса усвоения. В ходе текущих наблюдений постепенно накапливаются данные о каждом ребенке характеризующие как его достижения, так и упущения в работе.

  2. Эффективность образовательного процесса оценивается по сформированности духовно – нравственных качеств личности, высокому уровню мотивации обучающихся, по уровню развития способностей, по активности участия в соревнованиях, конкурсах, по стилю работы и профессиональному самоопределению ребенка. Оценка результативности образовательного процесса осуществляется в системе с использованием разнообразных форм:

– Входной контроль, проводится в начале учебного года.

Одним из способов относительно объективного диагностического контроля является беседа.

– Итоговая аттестация, проводится по окончанию обучения по программе «Невадаит».

Заключительным этапом образовательного процесса по программе является итоговая аттестация воспитанников детского объединения. Итоговая аттестация проходит в форме игры «Своя игра». В игре есть несколько блоков, в которых собраны темы за весь учебный период. Эта форма контроля очень удобна и интересна для дошкольников.

Цель итоговой аттестации – выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка.

В образовательном процессе по программе итоговая аттестация выполняет целый ряд функций:

        1. учебную, которая создает дополнительные условия для обобщения и осмысления воспитанником полученных теоретических знаний, умений и навыков;

        2. воспитательную, которая является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей ребенка;

        3. коррекционную, которая помогает педагогу своевременно выявить и устранить объективные и субъективные недостатки учебно – воспитательного процесса;

        4. социально – психологическую, которая дает каждому воспитаннику возможность пережить «ситуацию успеха».

Подведение итогов организованно так, чтобы учащиеся испытали удовлетворения от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приведет к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем.


Учебно – тематический план на 2016 – 2017 учебный год.

Группа ДОУ.

Количество часов в неделю – 1, учебных недель – 36, возраст – 5 – 8 лет

Тема занятия

Теория

Практика

Всего часов

Формы аттестации/ контроля

1

Вводное занятие

1


1

Беседа

2

Основы безопасности

2


2

Выставка, анализ выполнения учебных, творческих работ

3

Космическое путешествие

1

3

4

Выставка, анализ выполнения учебных, творческих работ

4

Загадки Земли

1

1

2

Анализ выполнения учебных, творческих работ

5

Каменные факелы Земли


1

1

Выставка, анализ выполнения учебных, творческих работ

6

Сокровища Земли

1


1

Анализ выполнения учебных, творческих работ

7

Полезные ископаемые

1

9

10

Выставка, анализ выполнения учебных, творческих работ

8

Минералы дома

1

3

4

Выставка, анализ выполнения учебных, творческих работ

9

Волшебная вода

1

1

2

Анализ выполнения учебных, творческих работ

10

История нашего края


1

1

Анализ выполнения учебных, творческих работ

11

Путешествие по лесу

1

1

2

Выставка, анализ выполнения учебных, творческих работ

12

Мы друзья природы

1

4

5

Выставка, анализ выполнения учебных, творческих работ

13

Итоговое занятие


1

1

Игра «Своя игра»

Всего часов

11

25

36



Календарный учебный график на 2016 – 2017 учебный год.

Группа ДОУ.

№ п/п

Месяц

Тема раздела/занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Сентябрь

Вводное занятие

1

1


Беседа, игра

Анализ выполнения учебных, творческих работ

2

Сентябрь

Основы безопасности

2

2


Беседа, игра

Выставка, анализ выполнения учебных, творческих работ

3

Сентябрь

Октябрь

Космическое путешествие

2

2

1


1

2

Беседа, игра, практическое занятие

Выставка, анализ выполнения учебных, творческих работ

4

Октябрь

Загадки Земли

2

1

1

Беседа, игра

Анализ выполнения учебных, творческих работ

5

Ноябрь

Каменные факелы Земли

1


1

Беседа, практическое занятие

Выставка, анализ выполнения учебных, творческих работ

6

Ноябрь

Сокровища Земли

1

1


Беседа, игра

Анализ выполнения учебных, творческих работ

7

Ноябрь

Декабрь

Январь

Полезные ископаемые

2

5

3

1



1

5

3

Беседа, игра, практическое занятие

Выставка, анализ выполнения учебных, творческих работ

8

Февраль

Минералы дома

4

1

3

Беседа, игра, практическое занятие

Выставка, анализ выполнения учебных, творческих работ

9

Март

Волшебная вода

2

1

1

Беседа, игра, опыты

Анализ выполнения учебных, творческих работ

10

Март

История нашего края

1


1

Беседа, игра

Анализ выполнения учебных, творческих работ

11

Март

Путешествие по лесу

2

1

1

Беседа, игра

Выставка, анализ выполнения учебных, творческих работ

12

Апрель

Май

Мы друзья природы

4

2

1


3

2

Беседа, игра, практическое занятие

Выставка, анализ выполнения учебных, творческих работ



Итого:

36

11

25


Игра «Своя игра»


Содержание дополнительной общеобразовательной программы в группе ДОУ.

Вводное занятие

История юношеского геологического движения. Ознакомление детей с достижениями учащихся в предыдущие годы.

Учебно – методический комплекс:

При проведении занятия используются конспекты занятий, дидактический материал подготовленный педагогом. Дипломы, кубки, медали учащихся.

Основы безопасности

ПДД – Правила дорожного движения. Правила ПБ – знакомство с планом эвакуации. Антитеррористическое поведение: поведение в экстремальной ситуации. ТБ обращение с электроприборами. ТБ обращение с колющими и режущими предметами. Правила поведения во время учебных занятий.

Учебно – методический комплекс:

При проведении занятия используются конспекты занятий, дидактический материал подготовленный педагогом. Буклеты, плакаты. Беседы с представителями пожарной части, сотрудниками ГИБДД.

Космическое путешествие

Знакомство с геологией и профессией геолога. Земля – предмет изучения геологии. Связь геологии со смежными науками и предметами, которые изучают. Понятие о минерале, горной породе, полезном ископаемом. Сто профессий геолога.

Основные понятия:

геология, горная порода, минерал, полезные ископаемые.

Учебно – методический комплекс:

При проведении занятия используются конспекты занятий, дидактический материал подготовленный педагогом. Геология и ее основные составляющие (плакат); портреты известных ученых (Агрикола, Карпинский, Вернадский и т.д.).

Загадки Земли

Происхождение Земли. Строение Земли и земной коры. Как геологи изучают прошлое Земли. Знакомство с окаменелостями. Науки палеонтология и палеоботаника. Геохронологическая шкала. Геологическая карта.

Практическое занятие:

нарисовать строение Земли и земной коры, начертить геохронологическую шкалу. Познакомиться с коллекцией окаменелостей.

Основные понятия:

земная кора, литосфера, астеносфера, мантия, ядро, палеонтология, палеоботаника, геохронологическая шкала, геологическая карта.

Учебно – методический комплекс:

При проведении занятия используются конспекты занятий, дидактический материал подготовленный педагогом. Схема строения Солнечной системы (плакат); Строение Земли (плакат); геохронологическая шкала (плакат); жизнь Земли и жизнь на Земле (плакат); рисунки окаменелостей; коллекция окаменелостей; геологические карты.

Каменные факелы Земли

Что такое вулкан. Какие бывают вулканы, как они устроены, их типы. Продукты деятельности вулканов. Знакомство с магматическими горными породами. Краткая характеристика наиболее знаменитых вулканов Земли. Полезные ископаемые, связанные с вулканическими породами.

Основные понятия:

вулкан, лава, лавы кислого, среднего и основного состава, пирокристалический материал, пепел, эффузивная порода.

Учебно – методический комплекс:

При проведении занятия используются конспекты занятий, дидактический материал подготовленный педагогом. Виды вулканов (плакат), магматические горные породы (карточки), магматические горные породы (коллекция). Фильм на тему занятия.

Сокровища Земли

Форма и внутреннее строение кристаллов. Как растут природные кристаллы. Легенды о кристаллах. Как самому вырастить кристаллы. Кристаллы, выращенные в лабораториях. Кристаллы в науке и технике.

Практическое занятие:

знакомство с формами кристаллов медного купороса, квасцов, гипосульфита, поваренной соли и т.д. Наблюдение за ростом кристаллов в микроскоп. Выращивание кристаллов.

Основные понятия:

кристалл, материальные частицы, пространственная решетка, грани, ребра, аморфное вещество.

Учебно – методический комплекс:

При проведении занятия используются конспекты занятий, дидактический материал подготовленный педагогом. Модель кристаллической решетки; формы кристаллов (таблица); минеральные агрегаты (коллекция); кристаллы выращенные искусственно (коллекция).

Полезные ископаемые

Что такое полезное ископаемое, руда, месторождение. Какие бывают полезные ископаемые, и какие бывают месторождения. Краткая характеристика месторождений полезных ископаемых своей области.

Практические занятия:

знакомство с основными полезными ископаемыми в коллекции, экскурсия в музей.

Основные понятия:

полезное ископаемое, металлическое и неметаллическое, полиметаллические руды, колчеданные руды, условия образования руды: экзогенные, гидротермальные, магматические, метаморфические, скарновые.

Учебно – методический комплекс:

При проведении занятия используются конспекты занятий, дидактический материал подготовленный педагогом. Полезные ископаемые родного края (карточки), полезные ископаемые родного края (коллекция).

Минералы дома

Соль поваренная и калийная, тальк, гипс, флюорит, графит, кальцит и их применение в быту и промышленности.

Практическое занятие:

определение физических свойств мягких минералов.

Учебно – методический комплекс:

При проведении занятия используются конспекты занятий, дидактический материал подготовленный педагогом. Мягкие минералы (карточки), мягкие минералы (коллекция), бисквит, стекло, шкала Мооса.

Волшебная вода

Как разрушаются горы. Выветривание физическое и химическое. Геологическая активность ветра, озер, болот, моря, ледников. Знакомство с осадочными горными породами. Круговорот минералов в природе.

Основные понятия:

выветривание, аллювий, делювий, элювий, коррозия, лесс, барханы, ледник, морена, сель.

Учебно – методический комплекс:

При проведении занятия используются конспекты занятий, дидактический материал подготовленный педагогом. Фильм на тему занятия.

История нашего края

Как было открыто первое золото. Способы добычи из россыпей. Купцы и золотопромышленники. Рудное золото, его добыча и переработка. Особенности центрального и Новотроицкого рудных полей. Золотодобыча сегодня и ее перспективы.

Основные понятия:

россыпь, жила, самородок, бутара.

Учебно – методический комплекс:

При проведении занятия используются конспекты занятий, дидактический материал подготовленный педагогом. Фотографии.

Путешествие по лесу

Понятие памятника природного и культурного наследия. Геологические памятники Пластовского района: Андреевский карьер, Борисовские сопки, Жуковская копь и др.

Основные понятия:

памятник природного и культурного наследия, паспорт памятника, фактический материал, подлинный документ.

Учебно – методический комплекс:

При проведении занятия используются конспекты занятий, дидактический материал подготовленный педагогом. Фотографии.

Мы друзья природы

Как человек геологическиосвоил всю Землю и что из этого получилось. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Сырьевые запасы Земли. Что такое отходы горной промышленности, их влияние на окружающую среду (на примере железорудных, медных и других месторождений).

Основные понятия:

ноосфера, отходы горной промышленности, экология.

Учебно – методический комплекс:

При проведении занятия используются конспекты занятий, дидактический материал подготовленный педагогом. Фильм на тему занятия.


Задачи геологического развития учащихся группы ДОУ.

После прохождения всех тем первого года обучения учащиеся должны знать:

              1. Основные понятия по темам

              2. Планеты солнечной системы

              3. Полезные ископаемые родного края

              4. Историю родного края

После прохождения всех тем первого года обучения учащиеся должны уметь:

  1. Определять формы кристаллов

  2. Определять физические свойства минералов

  3. Выращивать искусственные кристаллы


Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы.

        1. Общие вопросы методики преподавания.

Источником развития исследовательских способностей ребенка является интерес, он необходим для исследований. С заинтересованности начинается исследовательская деятельность. Оттого насколько полно удается педагогу заинтересовать детей геологией на начальном этапе занятий, будет зависеть вся последующая продуктивная педагогическая деятельность. Важным моментом этого периода является информационное богатое пространство и импульс пробуждения, эффективность которых обеспечивают:

– широкий спектр тематики науки геологии (минералы, полезные ископаемые, палеонтология и так далее)

– форма проведения занятий (практическая работа, игра, соревнования, беседа, выставка – показ творческих работ)

– подборка литературы по темам занятий, наглядных пособий и фотографий

– показ видеофильмов геологической направленности

Для успешного проведения занятий очень важна подготовка к ним, заключающаяся в планировании работы, подготовке материальной базы и самоподготовке педагога.

В этой связи продумывается вводная, основная и заключительная части занятий; просматривается необходимая литература, отмечаются новые термины и понятия, которые следует разъяснить ребятам, выделяется теоретический материал, намечается содержание беседы или рассказа, подготавливаются наглядные пособия, готовится в необходимом количестве и в соответствующем состоянии рабочий материал.

Методы обучения.

На занятиях в объединении применяются различные методы обучения, которые обеспечивают получение учащимися необходимых знаний, умений и навыков, активизируют их мышление, развивают и поддерживают интерес к геологии.

Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям рекомендуется разнообразить методы работы. Любой метод обучения предполагает осознанную цель, без чего вообще невозможна целенаправленная деятельность. Правильно примененный метод непременно приводит к намеченному результату. Если цель не достигнута, то метод обучения был неадекватен цели, то есть неправильно выбран или неправильно применен.

На занятиях используются основные методы, обеспечивающие усвоения детьми программного материала и развивающие навыки их творческой работы и исследовательской работы.

  1. Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности:

Аспект передачи и восприятия учебной информации:

– словесный (беседа, диалоги, объяснения)

– наглядный (показ образцов, примеров)

– практический (упражнения, задания, выполнение практических работ совместно с педагогом)

Логический аспект:

– индуктивный

– дедуктивный

Аспект мышления и степень познавательной самостоятельности:

Метод

Деятельность

преподавателя

обучающихся

Репродуктивный

Рассказывает, показывает, демонстрирует

Выполняет по образцу

Частично – поисковый

Управляет: ставит вопросы, консультирует

Работает самостоятельно

  1. Методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности:

– создание «ситуации успеха»;

– предъявление требований и приучение к их выполнению;

– эмоциональное воздействие.

  1. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности:

– методы устного контроля и самоконтроля

Методы воспитания.

– метод формирования познания (убеждение, объяснение, рассказ, пример);

– метод организации деятельности и формирования опыта поведения;

– метод стимулирования (мотивация, оценка, поощрение).

Функциональная пригодность различных методов не остается постоянной на всем протяжении учебного процесса по данной программе. Интенсивность применения одних методов возрастает, других – снижается.

Основные формы и методы организации учебного процесса

Основная форма

Образовательная задача, решаемая на занятиях

Методы

1. Познавательное занятие

Передача информации

Беседа, рассказ, доклад, прослушивание

2. Практическое занятие по отработке определенного умения

Обучение.

Научить применять теорию в практике, учить трудовой деятельности

Упражнения

3. Творческие упражнения

Применение знаний в новых условиях

Взаимная проверка, временная работа в группах

4. Игровая форма

Создание ситуации занимательности. Контроль знаний, развитие коммуникативных отношений

Игра

5. Занятие – соревнование

Закрепление умений, знаний, навыков

Соревнование

        1. Воспитательная работа

Основная цель воспитательной работы с обучающимися – создание необходимых условий для воспитания обучающихся в соответствии с его потребностями и общественными запросами (социальная адаптация, профессиональная ориентация). Воспитывать – значит организовывать деятельность детей.

Воспитательная деятельность объединения строится на принципах:

  • Демократии и гуманизма

  • Приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, общедоступности образования

  • Непрерывности образования, единства общего и дополнительного образования

Человек развивается, формирует свои навыки, модель поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому для достижения воспитательных целей педагог должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (педагоги называют ее развивающей). А для детей она является их естественной жизнью.

Характер взаимоотношений обучающихся и педагога определяет будущие успехи. Чтобы воспитательная работа в объединении была результативной, необходимо объединение усилий педагога и родителей, создание особой формы общения между ними. Педагогу важно установить партнерские отношения с каждой семьей воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

В большей массе родителям не безразлично, чем занимается их ребенок в свободное от школы время. К сожалению, как показывают опросы родителей, в основном их интерес связан с тем, чтобы ребенок находился при деле. Во время обучения по программе, происходит удовлетворение таких потребностей как:

  • нравственное и духовное развитие индивидуальности ребенка;

  • самореализация каждого ребенка в образовательной деятельности;

  • комфортный психологический климат и ситуации успеха;

  • стремление выбрать вид деятельности в соответствии с интересами;

  • трудовая активность и творческое самовыражение;

  • соревновательность и положительные эмоции;

  • самосовершенствование;

  • техника безопасного поведения.


Методические и дидактические материалы.

1. Коллекции демонстрационные (музейные) и раздаточные:

– минералов (кристаллохимическая классификация);

– горных пород (генетическая классификация);

– полезных ископаемых;

– форма выделения минералов и кристаллографических форм кристаллов.

2. Графические и наглядные пособия:

– портреты выдающихся ученых – геологов;

– схема строения Солнечной системы;

– схема внутреннего строения Земли;

– схемы строения вулканов;

4. Оборудование для практических занятий в аудитории:

– шкала Мооса;

– фарфоровые пластинки;

– стекло;

5. Технические средства:

– компьютеры;

– проектор;

– экран;

– видеомагнитофон;

– лупы;


Техника безопасности.

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В случае возникновения пожара, загорания или задымления должна быть немедленно организована эвакуация людей из здания в соответствии с "Планом эвакуации людей и имущества".

Дети эвакуируются в первую очередь, они должны быть пересчитаны, их наличие сверяется с имеющимися поименными списками. Кружковцы на первом же занятии должны быть ознакомлены с путями выхода из здания, в том числе и при необходимости с использованием окон и приставных лестниц.

Ребята должны четко знать свои обязанности во время пожара, которые заключаются в следующем:

              1. В случае обнаружения пожара, загорания или задымления нужно немедленно покинуть здание;

        1. Известить об опасности взрослых;

        2. По возможности позвонить по номеру 01, четко сообщив о месте пожара и сообщив свою фамилию;

        3. Сообщить взрослым о возможном нахождении детей в здании с указанием этажа и комнаты.

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Каждый из нас ежедневно ходит по улице или дороге, многие пользуются общественным транспортом, некоторые водят велосипеды – все это делает нас участниками дорожного движения. Поэтому знание правил дорожного движения для современного человека – необходимость. А нарушение этих правил может обернуться увечьем и даже гибелью.

Для ребят школьного возраста в условиях нашего города наиболее актуальными являются вопросы безопасного движения по улицам и дорогам, их пересечения в т.ч. и на велосипедах. Водитель велосипеда и пешеход должны твердо усвоить, что правила движения – это закон, соблюдение которого является их обязанностью.

Обязанности пешеходов.

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам.

Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению. Лица, ведущие велосипед или мопед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочине, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин. Разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.

Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться. Не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Ожидать автобус разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.

Обязанности пассажиров.

При поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле – быть в застегнутом мотошлеме.

Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства. Если посадка или высадка невозможны со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

Обязанности велосипедистов.

Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет.

Велосипеды (мопеды) должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

  • ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

  • перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном подножками;

  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

  • двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

  • запрещается буксировка велосипедов и мопедов.

Основные нарушения ПДД со стороны пешеходов и велосипедистов, приводящие к несчастным случаям:

              1. Переход (переезд) улицы или дороги перед близко движущимся транспортным средством.

        1. Неожиданный выход (выезд) из – за транспортных средств и сооружений.

        2. Переход (переезд) улицы или дороги при запрещающем сигнале светофора или в не установленном месте.

        3. Столкновение с движущимися транспортными средствами (в боковой их части) из – за невнимательности пешеходов (велосипедистов).

        4. Хождение (езда) по проезжей части улицы и дороги.

ТЕРРОРИЗМ

ТЕРРОРИЗМ – это метод, посредством которого организованная группа или партия стремятся достичь провозглашенные ими цели через систематическое использование насилия. Для нагнетания страха применяются такие террористические акты, как взрывы и поджоги, захват заложников, угоны транспортных средств и др.

Для осуществления своих планов террористы могут применить различное боевое оружие, вплоть до ядерного, химического и бактериологического. Поэтому знание основ этого оружия, поражающего действия, мер защиты, правил поведения и действий в случае его применения, должно стать обязательным ради спасения своей жизни.

Террористы, как правило, устанавливают взрывные устройства в жилых домах и общественных местах, на дорогах, в метро, на железнодорожном транспорте, в самолётах, припаркованных автомобилях. В настоящее время могут использоваться как промышленные, так и самодельные взрывные устройства, замаскированные под любые предметы.

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ПОДОЗРИТЕЛЬНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Будьте предельно внимательны к окружающим Вас подозрительным предметам. Не прикасайтесь к ним. При обнаружении таких предметов немедленно сообщите о них работникам спецслужб, работникам охраны и (или) администрации.

После этого:

  • не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку;

  • зафиксируйте время обнаружения находки;

  • постарайтесь сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки;

  • обязательно дождитесь прибытия оперативно – следственной группы, помните — Вы являетесь самым важным очевидцем.

Знайте, что внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т. п.

Взрывоопасные предметы

Об опасности взрыва можно судить по следующим признакам:

  • наличие неизвестного свертка или какой – либо детали в машине, на лестнице, в квартире и т.д.;

  • натянутая проволока, шнур;

  • провода или изоляционная лента, свисающая из – под машины;

  • чужая сумка, портфель, коробка, какой – либо предмет, обнаруженный в машине, у дверей квартиры, в метро, в поезде.

Заметив взрывоопасный предмет (самодельное взрывное устройство, гранату, снаряд, бомбу и т.п.), не подходите близко к нему, немедленно сообщите о находке в полицию, не позволяйте случайным людям прикасаться к опасному предмету и обезвреживать его.

Совершая поездки в общественном транспорте (особенно в поезде), обращайте внимание на оставленные сумки, портфели, свертки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться самодельные взрывные устройства. Немедленно сообщите об этом водителю, машинисту поезда, любому работнику полиции. Не открывайте их, не трогайте руками, предупредите стоящих рядом людей о возможной опасности.

Категорически запрещается:

  • пользоваться найденными незнакомыми предметами;

  • сдвигать с места, перекатывать взрывоопасные предметы по корпусу и взрывателю;

  • поднимать, переносить, класть в карманы, портфели, сумки и т.п.;

  • помещать боеприпасы в костер или разводить огонь над ними;

  • собирать и сдавать боеприпасы с качестве металлолома;

  • закапывать в землю или бросать их в водоемы;

  • наступать или наезжать на боеприпасы;

  • обрывать или тянуть отходящие от предметов проволочки или провода, предпринимать попытки их обезвредить.

Заходя в подъезд дома, обращайте внимание на посторонних людей и незнакомые предметы. Как правило, взрывное устройство в здании закладывается в подвалах, первых этажах, около мусоропроводов, под лестницами.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

Если началась стрельба

Если стрельба застала Вас на улице, сразу же лягте и осмотритесь, выберите ближайшее укрытие и проберитесь к нему, не поднимаясь в полный рост. При первой возможности спрячьтесь в подъезде жилого дома, подземном переходе и т. д., дождитесь окончания перестрелки. По возможности сообщите о происшедшем сотрудникам милиции. Если в ходе перестрелки Вы находитесь дома – укройтесь в ванной комнате и лягте на пол, так кок находиться в комнате опасно из – за возможности рикошета.

Если произошел взрыв:

  • постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку;

  • продвигайтесь осторожно, не трогая поврежденные конструкции и оголившиеся провода;

  • в разрушенном или поврежденном помещении из – за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, зажигалкой, свечами, факелами и т.п.);

  • при задымлении защитите органы дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем);

  • проверьте возможность взаимного общения (телефонную связь);

  • при проведении эвакуации не допускайте паники, истерик и спешки (помещение покидайте организованно);

  • после выхода из здания отойдите на безопасное расстояние и действуйте в строгом соответствии с указаниями должностных лиц;

  • при невозможности эвакуации примите меры для того, чтобы о Вас знали – откройте окно, выйдите на балкон;

  • если в поврежденном здании лестница задымлена, надо открыть находящиеся на лестничной клетке окна, либо выбить стекла, чтобы выпустить дым и дать приток свежего воздуха, а двери помещений, откуда проникает на лестницу дым, плотно прикрыть. Не пытайтесь выйти через задымленный коридор или лестницу (дым очень токсичен), горячие газы могут обжечь легкие. В этом случае следует выйти на балкон или подойти к окну и подавать сигналы о помощи, предварительно как можно сильнее уплотнить дверь, через которую возможно проникновение дыма, мокрой тканью. Спасание следует выполнять по балконам, наружным стационарным, приставным и выдвижным лестницам. Спускаться по водопроводным трубам и стоякам, а также с помощью связанных простыней крайне опасно и эти приемы возможны лишь в исключительных случаях. Недопустимо прыгать из окон здания, начиная с третьего этажа, т.к. неизбежны травмы.

  • при эвакуации из квартиры возьмите необходимые документы, не громоздкие и самые необходимые носильные вещи, деньги и ценности, закройте все окна и двери, немедленно сообщите о случившемся по телефону в соответствующие службы;

  • увидев человека в горящей одежде, набросьте на него пальто, плащ или какое – нибудь покрывало. На место ожогов наложите повязки и отправьте пострадавшего в ближайший медицинский пункт;

  • ПОМНИТЕ! Маленькие дети от страха часто прячутся под кроватями, в шкафы, забиваются в угол;

  • если на Вас загорелась одежда, ложитесь на землю и, перекатываясь, сбейте пламя;

  • выходите из зоны пожара в наветренную сторону, то есть откуда дует ветер;

  • действуйте в строгом соответствии с указаниями прибывших на место ЧС сотрудников МВД, МЧС и спасателей.

Если вы оказались под обломками стен

Постарайтесь взять себя в руки, дышите ровно и глубоко. Приготовьтесь терпеть голод и жажду. Голосом и стуком привлекайте внимание людей. Если вы находитесь глубоко от поверхности земли, перемещайте влево – вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи и т.п.) для обнаружения Вас металлолокатором. При прослушивании появившихся вблизи людей стуком и голосом сигнализируйте о себе. Не зажигайте спички, зажигалки, чтобы осмотреться – берегите кислород. Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи. Если у Вас есть возможность, с помощью подручных предметов (доски, кирпича и т.п.) укрепите обвисающие балки, потолок от обрушения и дожидайтесь помощи. При сильной жажде положите в рот небольшой лоскут ткани (или гладкий камушек) и сосите его, дыша носом.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ЗАХВАТЕ В ЗАЛОЖНИКИ

Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться в качестве заложника у преступников. При этом они могут добиваться достижения политических целей, получения выкупа и т.п.

Во всех случаях, Ваша жизнь становиться предметом торга для террористов. Захват может произойти в транспорте, в организации, на улице, в квартире.

Если Вы оказались в заложниках, рекомендуем придерживаться следующих правил поведения:

    • основное правило – не допускайте действия, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;

    • переносите лишения, оскорбления и унижения. Не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе;

    • при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной. Старайтесь не допускать истерик и паники;

    • на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение;

    • если Вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим Вы сократите потерю крови.

Помните – Ваша цель остаться в живых.

Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров и т.д.

Помните, что получив сообщение о Вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимые действия по Вашему освобождению.

Во время проведения спецслужбами операции по Вашему освобождению неукоснительно соблюдайте следующие требования:

    • лежите по полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;

    • ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять Вас за преступника;

    • если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.


Список литературы, рекомендуемый педагогам для организации образовательного процесса.

  1. А.В. Манин. Золотой Пласт. Екатеренбург, 1995г.

  2. А.П. Смолин. Самородки золота Урала.

  3. Б.З. Кантор. Коллекционирование минералов. М., Недра, 1991г.

  4. В.Л. Зверев. Каменная радуга. Недра, М.,1990г.

  5. Л.А. Николаева. О чем рассказывают золотинки. М., Недра, 1990г.

  6. Н.А. Еременко. Мир глазами геолога. М., Знания, 1981г.

  7. Н.Ф. Реймерс. Природопользование. М., Мысль, 1990г.

  8. Особоохраняемые природные территории Челябинской области. Челябинский комитет по природоиспользованию., 1993г.

  9. Памятка. План описания памятника природы. Обл. юн. Тур. Чел., 1981г.

  10. Р.К. Хайрятдинов. Русская Бразилия. Миасс, 1999г.

  11. С.А. Мазеин. Методические рекомендации по проведению экологического обследования региона. Пласт, 1993г.

  12. www.geo.web.ru

  13. www.nospe.ucoz.ru

  14. www.geohit.ru

  15. www.wikipediy.ru


Список литературы, рекомендуемый воспитанникам.

  1. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка»

  2. Арабская легенда о звездчатом сапфире

  3. Сказка о японской принцессе

  4. Легенда о жемчуге

  5. Легенда о золотистом топазе, горном хрустале и изумруде

  6. И. Рыжова «О чем шептались камушки»


1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Программа дополнительного образования "Невадеит"

Автор: Смолина Дарья Александровна

Дата: 15.04.2017

Номер свидетельства: 409327


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства