kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования "Четыре путешествия в Счисляндию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Четыре путешествия в Счисляндию"»




Л о г и к а



С ч и с л я н д и я




А р и ф м е т и к а


Г е о м е т р и я

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа рассчитана на 32 учебных часа. Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников (возраст – 7 – 11 лет, 1 – 4 классы)

Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.

Целенаправленное, интенсивное развитие творческого и логического мышления становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающий курс «Четыре путешествия в Счисляндию» состоит из трёх блоков: «Арифметические забавы», «Логика в математике», «Задачи с геометрическим содержанием». С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. Основную цель развивающего курса «Четыре путешествия в Счисляндию» можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого и традиционного мышления.

Задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление. Поэтому в программу включены задачи на нахождение и описание процесса достижения поставленной цели – процессуальные задачи. Процессуальные задачи можно разделить (условно) на эвристические и алгоритмические. Ценность этих задач в том, что их решение способствует формированию операционного стиля мышления, необходимого при изучении математики и информатики.

Данная программа, способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

1)познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе и способствуют развитию памяти, внимания, мышления, логики;

2)задания подобраны с учетом рациональной последовательности их предъявления;

3)система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы;

4)освоение общелогических приемов, формирования понятий, оперирования понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение. Например: выявление общих свойств объектов и их различий; выявление существенных и не существенных признаков предметов; классификация объектов;

5)развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение логических задач;

6)развитие способностей к рисованию и художественного мышления, формирование начальных представлений о правилах геометрических построений.

В программе выделены три блока: арифметические забавы, логика в математике, задачи с геометрическим содержанием. С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. В результате обучения по данной программе ученики должны уметь:

  • работать с разными источниками информации;

  • пользоваться изученной терминологией;

  • ориентироваться в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения);

  • выполнять инструкции при решении учебных задач;

  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;

  • сравнивать, анализировать полученную информацию;

  • рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;

  • раскрывать общие закономерности;

  • составлять простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты;

  • работать в группе, в паре;

  • решать открытые и закрытые задачи;

  • определять последовательность осуществления логических операций.

Цель обучения: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой. Основной целью должно стать формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление физика и образное мышление художника.

ЗАДАЧИ

1 ступень (1 год обучения):

  • развивать умение последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;

  • обучить решению логических задач;

  • научить решать задачи с геометрическим содержанием;

  • научить решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;

  • научить обобщать математический материал;

  • воспитывать умение сопереживать, придти на помощь;


2 ступень (2 год обучения)

  • научить оперировать числовой и знаковой символикой;

  • научить поиску закономерностей;

  • упражняться в сочинении математических заданий, сказок, задач-шуток;

  • научить решать задачи с геометрическим содержанием;

  • стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности;

  • воспитывать ответственность, самостоятельность;







Ожидаемые результаты обучения по программе:

учащиеся должны

1 год

  • научиться последовательно, описывать события и выполнять последовательность действий;

  • обучиться решению логических задач;

  • научиться решать задачи с геометрическим содержанием;

  • научиться решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;

  • научиться обобщать математический материал;

  • научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним, единство с коллективом;


2 год

  • научиться оперировать числовой и знаковой символикой;

  • научиться поиску закономерностей;

  • научиться сочинять математические задания, сказки, задачи-шутки;

  • научиться решать задачи с геометрическим содержанием;

  • научиться самостоятельно принимать решения, делать выводы;

  • научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность

перед ним;

























УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование разделов, блоков, тем

Всего

часов

Количество часов учебных занятий

1.

1 год обучения

Арифметические забавы.

9

9

2.


Логика в математике.

15

15

3.

Задачи с геометрическим содержанием.

8

8

Итого:

32 ч

32 ч

1.

2 год обучения

Арифметические забавы.

11

11

2.


Логика в математике.

14

14

3.


Задачи с геометрическим содержанием.

9

9

Итого:

34 ч

34 ч




































Содержание программы.

Путешествие первое (первый год обучения).

Тема 1. Арифметические забавы.

  1. Из истории математики. Как люди научились считать.

  2. Игры с числами.

  3. Задачи на сообразительность.

  4. Задачи на внимание.

  5. Конкурс «Загадки Весёлого Карандаша».

  6. Шарады. Ребусы.

  7. Задачи в стихах.

  8. Магические квадраты.

  9. Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.


Тема 2. Логика в математике.

  1. Больше - меньше, раньше - позже, быстрее - медленнее.

  2. Множество и его элементы.

  3. Способы задания множеств.

  4. Сравнение и отображение множеств.

  5. Математическая эстафета.

  6. Кодирование и декодирование.

  7. Отрицание.

  8. Истинные и ложные высказывания.

  9. Математические фокусы, игры на внимание.

  10. Символы в реальности и сказке.

Самостоятельное создание символов.

  1. Обозначение действий, знаки – пиктограммы.

  2. Понятие «дерево».

  3. Графы.

  4. Решение задач комбинаторного типа.

  5. Задачи, решаемые подбором.


Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием.

  1. Кодирование.

  2. Симметрия фигур.

  3. Задачи на разрезание.

  4. Задачи на склеивание.

  5. Игра «Конструктор».

  6. Задачи со спичками.

  7. Геометрическая викторина.

  8. Обобщение и закрепление изученного.



 



Путешествие второе (второй год обучения).

Тема 1. Арифметические забавы.

  1. Без карандаша и бумаги.

  2. Числовые головоломки.

  3. Задачи на нахождение целого и его части.

  4. Шифры. Ребусы.

  5. Задачи про цифры.

  6. «Сколько же?»

  7. Закономерности.

  8. Математический турнир.

  9. Задачи на взвешивание.

  10. Задачи на переливание.

  11. Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы».

Тема 2. Логика в математике.

  1. Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий.

  2. Алгоритм.

  3. Ветвление.

  4. Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок.

  5. Математический бой.

  6. Задачи на поиск закономерности.

  7. Задачи на внимательность и сообразительность.

  8. Задачи – шутки.

  9. Математическая смесь.

  10. Математический конкурс «Умники и умницы».

  11. Калейдоскоп идей.

  12. Задачи с лишними или недостающими данными.

  13. Математическая викторина.

  14. Задачи, решаемые без вычислений.



Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием.

  1. Задачи на разрезание и складывание фигур.

  2. Задачи со спичками.

  3. Игра - головоломка «Пифагор».

  4. Линейные орнаменты (бордюры).

  5. Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту».

  6. Игра: Сектор «Приз!»

  7. Оригами.

  8. Игра «Геометрическая мозаика».

  9. Обобщение и закрепление изученного.







ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «Учись играючи». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;

  • игры-тренинги;

  • игры-конкурсы (с делением на команды);

  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

  • интеллектуально-познавательные игры;

  • интеллектуально-творческие игры.

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск девятого и многое другое.

Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

  • сказочные сюжеты уроков;

  • поиск основных алгоритмических конструкций

на хорошо знакомых сказках

  • сочинение своих сказок.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Проводится всегда с целью отслеживания: какой процент информации остается в голове у каждого конкретного ребенка. Проводится в следующих формах:

  • один вопрос – четыре ответа, выбрать нужный;

  • вставить пропущенное ключевое слово;

  • опрос по «цепочке»;

  • цифровой диктант;

  • графический диктант;

  • маршрутная карта;

  • обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление;

  • повторение последней фразы и оценка ее корректности;

  • продолжение ответа, прерванного в произвольном месте;

  • организация цепочки отвечающих;

  • комбинированная эстафета и т.д.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Занятия проводятся с учащимися 7-11-летнего возраста и начинаются

с 1-го класса. Программа основана на комплексном подходе к построению занятий. В данной программе создана система заданий, направленных на развитие творческого и логического мышления у младшего школьника, включающую в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения, проверять их, делая выводы, иллюстрировать их на примерах.

Одним из факторов, является правильность отбора содержания и построения учебной программы. В предлагаемой программе часть заданий отобрана из учебной, педагогической и справочной литературы и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, часть составлена автором. Задания, во-первых, подбираются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Во-вторых, в моей программе используются различные типы заданий:

  • «закрытые» задачи, т.е. имеющие точные решения;

  • задачи с неполным условием;

  • с избыточными условиями;

  • открытые задачи, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;

  • творческие задания.

Перед учениками ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Приоритетное внимание на занятиях уделяется развитию мышления. Программа содержит задания, большинство из которых не требует вычислений, однако на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учит строить правильные суждения, проводить несложные доказательства, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.

Регулярно проводятся конкурсы творческих работ, математические викторины, турниры и т.д. Учитывая возрастные особенности учащихся, оценивание на занятиях осуществляется путём анализа того, что ученик выполняет хорошо и над чем ему следует поработать. Оценки не выставляются. В зависимости от содержания цели и задач занятия, возрастных особенностей и возможностей учащихся, используются следующие типы занятий: урок – рассказ, урок - упражнение, урок - практическая работа, урок – игра, урок – сказка, урок – олимпиада, урок – КВН. Роль руководителя занятий сводится к тому, что он организует внимание детей, направляет их мысль, воображение, уточняет цели и задачи практических действий.

Занятия по данной программе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя формированию и развитию их личности.






Список литературы для педагога:


1. Ф.В.Варегина, С.В.Смирнова, З.П.Чеботарь. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула, 1992.

2. Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. Математическая шкатулка, - М.: Просвещение, 1988.

3. Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика, - М.: Наука, 1991.

4. И.Ф.Шарыгин. Наглядная геометрия, - М.: МИРОС, 1995.

5. Г.В.Керова. Нестандартные задачи по математике, -М.: Вако, 2006.

6. З.А. Дегтярёва. Математика после уроков, - Краснодар, 1996.

7. Е.Г.Козлова. Сказки и подсказки, М.: МИРОС, 1994.

8. Н.А.Копытов. Лучшие задачи на развитие логики, -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

9. П.У.Байрамукова. Через сказку в мир математики, -М.: ИЗДАТ-ШКОЛА , 1999.

10. Л.А.Маш. Моя самая первая книжка по математике, -М.: Дрофа, 1995.

11. В.В.Волина Праздник числа, -М.: ЗНАНИЕ, 1993.

12.Л.В.Кузнецова. Гармоничное развитие личности младшего школьника, -М.: 1989.

13.А.З.Зак. Задачи для развития логического мышления, журнал Начальная школа,1989 -№6.

14. А.Г.Гайшут, Л.И. Брудман. Развивающие игры. Логика. Математика. Язык. – Киев,1990.

15.С.И.Волкова. Математика и конструирование, -журнал Начальная школа, 1997-№10


Список литературы для детей:

для дополнительной информации,закрепления изученного материала:

1.Л.М.Лихтарников. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.

2. А.А.Свечников, П.И,Сорокин. Числа, фигуры, задачи. - М.,1997.

3. Л.М.Лихтарников. Числовые ребусы для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.

4.В.П.Труднев. Считай, смекай, отгадывай: Пособие для учащихся начальной школы. 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980.













Календарно – тематическое планирование

Первый год обучения

Содержание занятий

Кол-во часов

Дата

проведения

план.

факт.

1.

Тема 1. Арифметические забавы.

Из истории математики. Как люди научились считать.

1



2.

Игры с числами.

1



3.

Задачи на сообразительность.

1



4.

Задачи на внимание

1



5.

Конкурс «Загадки Весёлого Карандаша».

1



6.

Шарады. Ребусы.

1



7.

Задачи в стихах.

1



8.

Магические квадраты.

1



9.

Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.

1



10.

Тема 2. Логика в математике.

Больше - меньше, раньше - позже, быстрее - медленнее.

1



11.

Кодирование и декодирование.

1



12.

Отрицание.

1



13.

Истинные и ложные высказывания.

1



14.

Математические фокусы, игры на внимание

1



15.

Понятие «дерево».

1



16.

Графы.

1



17.

Решение задач комбинаторного типа.

1



18.

Задачи, решаемые подбором.

1



19.

Символы в реальности и сказке.

Самостоятельное создание символов.

1



20.

Обозначение действий, знаки – пиктограммы.

1



21.

Множество и его элементы.

1



22.

Способы задания множеств.

1



23.

Сравнение и отображение множеств

1



24.

Математическая эстафета.

1



25.


Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием. Кодирование.

1



26.

Симметрия фигур.

1



27.

Задачи на разрезание.

1



28.

Задачи на склеивание.

1



29.

Игра «Конструктор».

1



30.

Задачи со спичками.

1



31.

Геометрическая викторина.

1



32

Обобщение и закрепление изученного.

2



Всего за год 32 часа.

Второй год обучения


Содержание занятий

Кол-во часов

Дата

проведения

план.

факт.

1.

Тема 1. Арифметические забавы.

Без карандаша и бумаги.

1



2.

Числовые головоломки.

1



3.

Задачи на нахождение целого и его части.

1



4.

Шифры. Ребусы.

1



5.

Задачи про цифры.

1



6.

«Сколько же?»

1



7.

Закономерности.

1



8.

Математический турнир

1



9.

Задачи на взвешивание.

1



10.

Задачи на переливание.

1



11.

Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы».

1



12.

Тема 2. Логика в математике.

Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий.

1



13.

Алгоритм.

1



14.

Ветвление.

1



15.

Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок.

1



16.

Математический бой.

1



17.

Задачи на поиск закономерности.

1



18.

Задачи на внимательность и сообразительность.

1



19.

Задачи – шутки.

1



20.

Математическая смесь.

1



21.

Математический конкурс «Умники и умницы».

1



22.

Калейдоскоп идей.

1



23.

Задачи с лишними или недостающими данными.

1



24.

Математическая викторина.

1



25.

Задачи, решаемые без вычислений.

1



26.

Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием.

Задачи на разрезание и складывание фигур.

1



27.

Задачи со спичками

1



28.

Игра - головоломка «Пифагор».

1



29.

Линейные орнаменты (бордюры).

1



30.

Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту».

1



31.

Игра: Сектор «Приз!»

1



32.

Оригами.

1



33.

Игра «Геометрическая мозаика».

1



34.

Обобщение и закрепление изученного.

1



Всего за год 34 часа.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа дополнительного образования "Четыре путешествия в Счисляндию"

Автор: Ремизова Елена Леонидовна

Дата: 21.09.2017

Номер свидетельства: 429138


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства