Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Четыре путешествия в Счисляндию"»
Л о г и к а
С ч и с ля н д и я
А р и ф м е т и к а
Г е о м е т р и я
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа рассчитана на 32 учебных часа. Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников (возраст – 7 – 11 лет, 1 – 4 классы)
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Целенаправленное, интенсивное развитие творческого и логического мышления становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающий курс «Четыре путешествия в Счисляндию» состоит из трёх блоков: «Арифметические забавы», «Логика в математике», «Задачи с геометрическим содержанием». С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. Основную цель развивающего курса «Четыре путешествия в Счисляндию» можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого и традиционного мышления.
Задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление. Поэтому в программу включены задачи на нахождение и описание процесса достижения поставленной цели – процессуальные задачи. Процессуальные задачи можно разделить (условно) на эвристические и алгоритмические. Ценность этих задач в том, что их решение способствует формированию операционного стиля мышления, необходимого при изучении математики и информатики.
Данная программа, способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
1)познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе и способствуют развитию памяти, внимания, мышления, логики;
2)задания подобраны с учетом рациональной последовательности их предъявления;
3)система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы;
4)освоение общелогических приемов, формирования понятий, оперирования понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение. Например: выявление общих свойств объектов и их различий; выявление существенных и не существенных признаков предметов; классификация объектов;
5)развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение логических задач;
6)развитие способностей к рисованию и художественного мышления, формирование начальных представлений о правилах геометрических построений.
В программе выделены три блока: арифметические забавы, логика в математике, задачи с геометрическим содержанием. С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. В результате обучения по данной программе ученики должны уметь:
работать с разными источниками информации;
пользоваться изученной терминологией;
ориентироваться в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения);
выполнять инструкции при решении учебных задач;
изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
Цель обучения: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой. Основной целью должно стать формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление физика и образное мышление художника.
ЗАДАЧИ
1 ступень (1 год обучения):
развивать умение последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;
обучить решению логических задач;
научить решать задачи с геометрическим содержанием;
научить решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;
научить обобщать математический материал;
воспитывать умение сопереживать, придти на помощь;
2 ступень (2 год обучения)
научить оперировать числовой и знаковой символикой;
научить поиску закономерностей;
упражняться в сочинении математических заданий, сказок, задач-шуток;
научить решать задачи с геометрическим содержанием;
стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности;
воспитывать ответственность, самостоятельность;
Ожидаемые результаты обучения по программе:
учащиеся должны
1 год
научиться последовательно, описывать события и выполнять последовательность действий;
обучиться решению логических задач;
научиться решать задачи с геометрическим содержанием;
научиться решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;
научиться обобщать математический материал;
научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним, единство с коллективом;
2 год
научиться оперировать числовой и знаковой символикой;
научиться решать задачи с геометрическим содержанием;
научиться самостоятельно принимать решения, делать выводы;
научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность
перед ним;
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование разделов, блоков, тем
Всего
часов
Количество часов учебных занятий
1.
1 год обучения
Арифметические забавы.
9
9
2.
Логика в математике.
15
15
3.
Задачи с геометрическим содержанием.
8
8
Итого:
32 ч
32 ч
1.
2 год обучения
Арифметические забавы.
11
11
2.
Логика в математике.
14
14
3.
Задачи с геометрическим содержанием.
9
9
Итого:
34 ч
34 ч
Содержание программы.
Путешествие первое (первый год обучения).
Тема1. Арифметические забавы.
Из истории математики. Как люди научились считать.
Игры с числами.
Задачи на сообразительность.
Задачи на внимание.
Конкурс «Загадки Весёлого Карандаша».
Шарады. Ребусы.
Задачи в стихах.
Магические квадраты.
Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.
Тема2. Логика в математике.
Больше - меньше, раньше - позже, быстрее - медленнее.
Множество и его элементы.
Способы задания множеств.
Сравнение и отображение множеств.
Математическая эстафета.
Кодирование и декодирование.
Отрицание.
Истинные и ложные высказывания.
Математические фокусы, игры на внимание.
Символы в реальности и сказке.
Самостоятельное создание символов.
Обозначение действий, знаки – пиктограммы.
Понятие «дерево».
Графы.
Решение задач комбинаторного типа.
Задачи, решаемые подбором.
Тема3. Задачи с геометрическим содержанием.
Кодирование.
Симметрия фигур.
Задачи на разрезание.
Задачи на склеивание.
Игра «Конструктор».
Задачи со спичками.
Геометрическая викторина.
Обобщение и закрепление изученного.
Путешествие второе (второй год обучения).
Тема1. Арифметические забавы.
Без карандаша и бумаги.
Числовые головоломки.
Задачи на нахождение целого и его части.
Шифры. Ребусы.
Задачи про цифры.
«Сколько же?»
Закономерности.
Математический турнир.
Задачи на взвешивание.
Задачи на переливание.
Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы».
Тема2. Логика в математике.
Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий.
Алгоритм.
Ветвление.
Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок.
Математический бой.
Задачи на поиск закономерности.
Задачи на внимательность и сообразительность.
Задачи – шутки.
Математическая смесь.
Математический конкурс «Умники и умницы».
Калейдоскоп идей.
Задачи с лишними или недостающими данными.
Математическая викторина.
Задачи, решаемые без вычислений.
Тема3. Задачи с геометрическим содержанием.
Задачи на разрезание и складывание фигур.
Задачи со спичками.
Игра - головоломка «Пифагор».
Линейные орнаменты (бордюры).
Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту».
Игра: Сектор «Приз!»
Оригами.
Игра «Геометрическая мозаика».
Обобщение и закрепление изученного.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «Учись играючи». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
на развитие внимания и закрепления терминологии;
игры-тренинги;
игры-конкурсы (с делением на команды);
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуально-познавательные игры;
интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск девятого и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
сказочные сюжеты уроков;
поиск основных алгоритмических конструкций
на хорошо знакомых сказках
сочинение своих сказок.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Проводится всегда с целью отслеживания: какой процент информации остается в голове у каждого конкретного ребенка. Проводится в следующих формах:
один вопрос – четыре ответа, выбрать нужный;
вставить пропущенное ключевое слово;
опрос по «цепочке»;
цифровой диктант;
графический диктант;
маршрутная карта;
обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление;
повторение последней фразы и оценка ее корректности;
продолжение ответа, прерванного в произвольном месте;
организация цепочки отвечающих;
комбинированная эстафета и т.д.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Занятия проводятся с учащимися 7-11-летнего возраста и начинаются
с 1-го класса. Программа основана на комплексном подходе к построению занятий. В данной программе создана система заданий, направленных на развитие творческого и логического мышления у младшего школьника, включающую в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения, проверять их, делая выводы, иллюстрировать их на примерах.
Одним из факторов, является правильность отбора содержания и построения учебной программы. В предлагаемой программе часть заданий отобрана из учебной, педагогической и справочной литературы и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, часть составлена автором. Задания, во-первых, подбираются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Во-вторых, в моей программе используются различные типы заданий:
«закрытые» задачи, т.е. имеющие точные решения;
задачи с неполным условием;
с избыточными условиями;
открытые задачи, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
творческие задания.
Перед учениками ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Приоритетное внимание на занятиях уделяется развитию мышления. Программа содержит задания, большинство из которых не требует вычислений, однако на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учит строить правильные суждения, проводить несложные доказательства, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.
Регулярно проводятся конкурсы творческих работ, математические викторины, турниры и т.д. Учитывая возрастные особенности учащихся, оценивание на занятиях осуществляется путём анализа того, что ученик выполняет хорошо и над чем ему следует поработать. Оценки не выставляются. В зависимости от содержания цели и задач занятия, возрастных особенностей и возможностей учащихся, используются следующие типы занятий: урок – рассказ, урок - упражнение, урок - практическая работа, урок – игра, урок – сказка, урок – олимпиада, урок – КВН. Роль руководителя занятий сводится к тому, что он организует внимание детей, направляет их мысль, воображение, уточняет цели и задачи практических действий.
Занятия по данной программе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя формированию и развитию их личности.
Список литературы для педагога:
1. Ф.В.Варегина, С.В.Смирнова, З.П.Чеботарь. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула, 1992.
2. Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. Математическая шкатулка, - М.: Просвещение, 1988.
3. Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика, - М.: Наука, 1991.
4. И.Ф.Шарыгин. Наглядная геометрия, - М.: МИРОС, 1995.
5. Г.В.Керова. Нестандартные задачи по математике, -М.: Вако, 2006.
6. З.А. Дегтярёва. Математика после уроков, - Краснодар, 1996.
7. Е.Г.Козлова. Сказки и подсказки, М.: МИРОС, 1994.
8. Н.А.Копытов. Лучшие задачи на развитие логики, -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
9. П.У.Байрамукова. Через сказку в мир математики, -М.: ИЗДАТ-ШКОЛА , 1999.
10. Л.А.Маш. Моя самая первая книжка по математике, -М.: Дрофа, 1995.
11. В.В.Волина Праздник числа, -М.: ЗНАНИЕ, 1993.
12.Л.В.Кузнецова. Гармоничное развитие личности младшего школьника, -М.: 1989.
13.А.З.Зак. Задачи для развития логического мышления, журнал Начальная школа,1989 -№6.
14. А.Г.Гайшут, Л.И. Брудман. Развивающие игры. Логика. Математика. Язык. – Киев,1990.
15.С.И.Волкова. Математика и конструирование, -журнал Начальная школа, 1997-№10
Список литературы для детей:
для дополнительной информации,закрепления изученного материала:
1.Л.М.Лихтарников. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.