Программа внеурочной деятельности "Копилка сувениров"
Программа внеурочной деятельности "Копилка сувениров"
Программа «Копилка сувениров» показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства и составлена с требованиями ФГОС ООО. В течение обучения учащиеся знакомятся с несколькими видами декоративно прикладного искусства. Использование инструкционных и технологических карт позволяет работать самостоятельно, соединяя работу «ума» с работой рук, при этом учитель или ребёнок в своей группе имеет возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. Большой объём учебного материала предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения индивидуальных и коллективных творческих проектов. Начатую работу завершают до следующего занятия, занимаясь в свободное время.
Цель программы
- формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения,
- приобщение детей к творчеству, развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного творчества,
- создание условий для творческой самореализации ребёнка, повышения его интеллектуальных способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Копилка сувениров" »
Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древних видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства имеют практическое назначение в быту и труде и обладают художественно-эстетическими свойствами. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Декоративно-прикладное искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. И сегодня художественные изделия, выполненные своими руками из разных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека.
Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи, города, деревни, поселка дети впитывали с ранних лет. Знакомясь с образцами декоративно-прикладного искусства, учащиеся попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров. Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид творческой работы школьников позволяет вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.
Программа «Копилка сувениров» показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства и составлена с требованиями ФГОС ООО. В течение обучения учащиеся знакомятся с несколькими видами декоративно прикладного искусства. Использование инструкционных и технологических карт позволяет работать самостоятельно, соединяя работу «ума» с работой рук, при этом учитель или ребёнок в своей группе имеет возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. Большой объём учебного материала предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения индивидуальных и коллективных творческих проектов. Начатую работу завершают до следующего занятия, занимаясь в свободное время.
Цель программы
- формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения,
- приобщение детей к творчеству, развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного творчества,
- создание условий для творческой самореализации ребёнка, повышения его интеллектуальных способностей.
Задачи:
формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; развивать природные задатки и способности детей в области художественного творчества;
- выработать необходимые практические умения и навыки;
- учить детей делать свои работы общественно значимыми;
- воспитывать бережное отношение к природе и любви к Родине; чувство бережливости, экономного ведения хозяйства;
- развивать стремление к творческой самореализации;
- воспитывать культуру труда, пространственное мышление;
- воспитывать умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- подготовить детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
Программа внеурочной деятельности «Копилка сувениров» по художественно - эстетическому направлению разработана на основе:
- Примерной программы внеурочной деятельности О.А. Кожиной «Декоративно-прикладное искусство» (О. А. Кожина. Декоративно-прикладное искусство / О.А. Кожина. - М.: Просвещение, 2010);
- Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- ФГОС ООО (Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010).
- Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений (Региональный Базисный учебный план, утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области от 09.12.2011 г. № 1-1234 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007г. №1-421
- Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Дмитриева» на 2014-2015 учебный год.
Программа предназначена для учащихся 6 классов и рассчитана на 1 год обучения (мальчики и девочки занимаются вместе).
Количество часов в год: 34 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания образования
Личностные ценности
Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к
среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства,
гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему - «красота спасёт мир».
Общественные ценности
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованью, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально нравственном здоровье.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты: Личностными результатами изучения курса «Копилка сувениров»
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Копилка сувениров» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности;
проговаривать последовательность действий;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге, по рисунку, инструкционной карте;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
пользоваться памятками;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую - изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Копилка сувениров» является формирование следующих знаний и умений: иметь представление эстетическом вкусе, мере, гармонии, соотношении части и целого.
В основу программы положены следующие принципы:
- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования;
- связи с жизнью;
- развитие индивидуальности каждого ребёнка;
- единство и целостность субъект - субъектных отношений;
- системная организация управления учебно-воспитательным процессом (систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность, построения программного материала «от простого к сложному»).
Важным условием осуществления политехнического принципа является органическая связь со всеми предметами начальной школы. Декоративноприкладное искусство оказывает влияние на повышение качества учебной работы ученика. Например, лепка развивает наблюдательность ребёнка, положительно сказывается на формировании каллиграфических навыков, вырезание по трафарету улучшает глазомер учащегося и т. д.
Формы работы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:
выставки детских работ в школе, селе; выставки работ выпускников - в районе;
просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, мультфильмов;
видео уроки;
экскурсии;
дидактические игры;
экспериментирование с материалами;
соревнования, развлечения;
сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах.
Методы и приёмы:
метод обследования, исследования;
наглядности;
словесный; практический;
эвристический;
частично-поисковый;
проблемно-мотивационный;
сотворчество;
игры.
Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, интегрированные.
Для реализации данной программы необходима учебно-материальная база: кабинет с хорошей вентиляцией и качественным освещением; наличие рабочих мест, соответствующих возрасту и количеству обучаемых; учебная доска; аудио-видео-аппаратура; цифровые образовательные ресурсы; канцелярские товары; ручные инструменты, приспособления и материалы для творчества; дидактические игры для повышения мотивации;
Структура курса (перечень основных разделов):
Вводное занятие Знакомство с произведениями народного искусства и современного декоративно-прикладного искусства. Вводный инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в школьный музей для ознакомления с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.
Практические работы. Сбор различных природных материалов, посещение музея. Освоение правил просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.
Работа с бумагой. Знакомство с бумагой: виды, свойства. Виды работ с бумагой: оригами, аппликация, обрывная аппликация, мозаика. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия. Изготовление изделий из бумаги. Практические работы. Выполнение творческих работ с бумагой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием.
Работа с различными тканями. Виды тканей. Подбор материала. Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов (последовательность,
инструменты и приспособления). Способы выполнения ручных швов. Технология кройки.
Практические работы. Освоение безопасных приёмов работы с иглой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств; определение лицевой и изнаночной сторон; разметка и раскрой ткани; определение припуска на швы; резание ножницами по линиям разметки; клеевое и ниточное соединение деталей; соединения деталей ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой, фурнитурой.
Работа с природными материалами. Правила безопасной работы с природными материалами. Значение работы с природными материалами. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия. Практические работы. Изготовление плоскостных, рельефных, объемных изделий из природных материалов по эскизам и сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шипах; сборка изделия.
Плетение из нитей. Виды нитей. Способы плетения. Подбор нитей, цвета пряжи. Из истории узлов. Основные узлы и узоры. Натяжение нитей. Практическое применение плетеных изделий. Приспособления, материалы для плетения. Крепление нити на основе. Правила безопасной работы. Практические работы. Плетение в 3, 4-7 прядей. Различные картины и панно из плетёных нитей.
Лепка из солёного теста. Рецепт подготовки солёного теста. Азбука солёного теста. Приготовление теста, покраска, свойства. Фон, подготовка основы. Поэтапное выполнение изделия. Правила безопасной работы с солёным тестом. Гигиена труда. Практические работы. Лепка фигур животных, картин, натюрморта, игрушечной «еды», растений, головоломок.
Поделки из бросового материала. Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Правила безопасной работы. Свойства бросового материала. Практические работы. Изготовление творческих изделий из бросового материала. Декоративное оформление изделия окрашиванием.
Бисероплетение. История бисероплетения. Подборка бисера по цвету. Правила безопасной работы. Практические работы. Изготовление простых изделий из бисера. Бижутерия из бисера. Вышивание бисером. Картина из бисера.
Вязание крючком. Из истории вязания. Крючок. Размеры крючка. Виды, приёмы. Основы вязания крючком: свойства нитей, материал, цепочка, столбик без накида, двойная цепочка, полустолбик. Краткая характеристика операций. Правила безопасной работы. Практические работы. Вязание столбиков. Картины из связанных столбиков.
Новый вид старым вещам. Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Правила безопасной работы. Практические работы. Выполнение игрушек, изделий из старых вещей; творческих работ.
Поделки из всего на свете. Свойства яичной скорлупы, её обработка, приёмы работы со скорлупой. Правила безопасной работы. Работа по эскизу. Использование всей цветовой гаммы. Разновидности пуговиц. Размеры, цвета ленточек. Прищепки. Цветная проволока. Техника безопасности. Декупаж. Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы формообразования деталей изделия. Практические работы. Изготовление творческих изделий из яичной скорлупы, пуговиц, ленточек, прищепок, цветной проволоки, из старого подноса. Декоративное оформление изделия окрашиванием.
Примечание: Содержание данного раздела является вариативным. Оно может меняться в зависимости от желания детей или их родителей освоить тот или иной вид современного декоративно-прикладного искусства (утверждение содержания будет производиться каждый год с учетом результатов опроса учащихся и их родителей).
Картонные забавы. Свойства картона. Техническое моделирование. Соединение деталей. Работа по чертежу. Оформление окрашиванием. Практические работы: Различные поделки в подарок детскому саду.
Вышивание. Эскизы вышивок. Виды вышивки: гладью, крестиком. Материалы и инструменты: нитки мулине, иглы. Технологическая карта. Техника безопасности. Практические работы: Вышивание наволочки для детского сада. Вышивание крестиком (проектная деятельность).
14.0тчётная выставка работ учащихся Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ по номинациям. (Желательно отметить всех учащихся по какой- либо номинации). Организуется фотосессия учащихся с выполненными работами. Практическая работа: проведение выставки.
15. Наши результаты.
Примерная тематика проектных работ учащихся:
- Мои изобретения по оригами
- Альбом «Обрывная аппликация»
- Азбука из солёного теста Аппликация из геометрических фигур
- Аппликация из дробленной яичной скорлупы
-Бумага - замечательный материал
- Вышивка крестиком
- Пластилин. Сказки моего народа
- Бисерная сказка
- Вязание привлекает, а исследование увлекает
- Книжка «Ах, эти новогодние снежинки»
- Бумажное царство цветов
- В «Мастерской Деда Мороза»
- Открытки... Открытки...
- Новогодние ёлки из разных материалов
- Волшебная бисеринка
- Волшебный мир ёлочных игрушек
Вторая жизнь конфетных фантиков
- Я вяжу крючком
- Глина - волшебство в руках
- Прихватки
- Диванная подушка. Лоскутное шитьё
- Забавные мини-игрушки из бисера
- Игольницы
- Изготовление картин в технике «лоскутная пластика»
- Фабрика «Мягкие игрушки»
- Картинки из солёного теста, посвящённые произведениям Г. Тукая
- Как превратить часы в картинку?
- Игрушки в технике «папье-маше»
- Лепим с удовольствием
Итогом детской деятельности и результативностью курса являются:
- организация выставок (раскрывает для детей значимость их труда, формирует положительные мотивы к труду);
- выход за пределы занятий (участие в мероприятиях школы, села; в конкурсах, фестивалях, конференциях различного уровня; размещение интересных работ в Интернете);
- Портфолио достижений учащихся.
- Методы оценки результативности программы:
- количественный анализ;
- статистические данные;
- фиксация занятий и посещаемости в рабочем журнале;
- отслеживание результатов учебно-познавательной деятельности учащихся (наблюдение, диагностика);
- практические материалы.
Планируемые результаты:
- Первый уровень результатов - занятия художественным творчеством, приобретение начальных представлений о материальной культуре как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций; начальных знаний и представлений о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; общего представления о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и применения различных материалов и инструментов, об использовании изделий некоторых традиционных ремесел в быту;
- Второй уровень результатов - использование приобретённых знаний и умений для творческой самореализации при оформлении своего дома, классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, участие в художественных выставках, конкурсах ДЛИ в школе.
- Третий уровень результатов - использование приобретённых знаний и умений для творческой самореализации при изготовлении подарков ветеранам труда, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий для детского сада и т.д., участие в художественных акциях в окружающем школу социуме.
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с изделиями декоративно-прикладного искусства народов России»;
- ознакомление с миром профессий;
- осознание этнической принадлежности и культурной идентичности;
- формирование чувства сопричастности своей Родине, народу, истории;
- развитие самооценки личности;
- развитие толерантности, доброжелательности, позитивного отношения к жизни;
- формирование моральных норм и самооценки;
- выделение нравственного содержания своих поступков;
- формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей;
- принятие и сохранение учебной задачи;
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
- различение способа и результата действия;
- адекватное принятие словесной оценки учителя;
- в сотрудничестве с учителем постановка новых учебных задач;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей. Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществление поиска и выделение конкретной информации с помощью учителя;
-построение речевых высказываний в устной форме;
- оформление своих мыслей в устной форме по типу рассуждения;
- включение в творческую деятельность под руководством учителя. Коммуникативные универсальные учебные действия:
- формулирование собственного мнения и позиции;
- формулировка вопросов;
- допуск возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- компромисс и поиск путей, приводящих к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.
Календарно – тематический план.
№
п/п
Тема
час
Дата
План
факт
1
Декоративно-прикладное искусство
1
2
Обрывная аппликация не тему: «Зима», «Лето», «Осень», «Весна»
1
3
Виды тканей.
1
4
Лоскутная открытка для душевного подарка.
1
5
Лоскутное шитьё: подставки (апельсиновое дольки).
1
6
Лоскутное шитьё: подставки (листья).
1
7
Картина из пластилина.
2
8
Панно из круп, семян.
1
9
Глина: змея.
1
10
Поделки из шишек и желудей, ракушек.
2
11
Композиция «Дары природы».
1
12
Техника и способы вязания. Букет для мамы.
2
13
Панно «Вот моя деревня».
1
14
Сумочка для обуви.
2
15
Коврик для стула.
1
16
Работа с природными материалами.
1
17
Посуда, «Цветочная поляна», Снегирь, проект «Чайный сервиз».
2
18
Панно из круп.
2
19
Макраме.
2
20
Картинки из плетёных нитей.
4
21
Игрушечная «еда».
1
22
Натюрморт «По грибы», «Овощи».
1
23
Животные: мышка, носорог, рыбка, филин.
1
24
Отчётная выставка работ учащихся.
1
итого
34
Литература для учащихся:
Андронова, JI.A. Лоскутная мозаика / Л.А. Андронова. - М.: Школа-Пресс, 1993. Баева; Т. Путешествие в Антресолию, или чудесное превращение перчаток в ... / Т. Баева. - М.: СП «Орбита», 1990.
Кард, В. А. Сказки из пластилина / В.А. Кард, С.К. Петров. - СПб.: ЗАО «Валери СПб», 1997.
Лыкова, И.А. Лепим с мамой. Азбука лепки / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2004. Лыкова, И.А. Старичок-лесовичок. Лесные поделки / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2004.
Машинистов, В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению: Пособие для учащихся 2 кл. нач. шк. / В.Г. Машинистов. - М.: Просвещение, 1991. Машинистов, В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению: Пособие для учащихся 3 кл. нач. шк. / В.Г. Машинистов. - М.: Просвещение, 1990. Тарасенко, С.Ф. Забавные поделки / С.Ф. Тарасенко. - М.: Просвещение, 1992. Учимся лепить и рисовать. - СПб.: Кристалл; ЗАО «Валери СПб», 1997.
Фреи, Ш. Научитесь лепить забавных животных / Ш. Фреи. - М.: Поппури, 2003.
Баряева, Л.Б. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина. - М.: Союз, 2005.
Гаддард, М. Вяжем игрушки : 40 лучших моделей / М. Гаддард. - М. : Контент, 2010.
Гукасова, А.М. Рукоделие в начальных классах / А.М. Гукасова. - М.: Просвещение, 1985.
Декоративно-прикладное творчество. - М.: Арт-родник, 2010.
Казагранта, Б. Поделки из соленого теста / Б. Казагранта. - М.: Арт-родник, 2007. Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников : Основы дизайнобразования / Н.М. Конышева. - М.: Академия, 1999.
Кузнецов, В. П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. / В.П. Кузнецов, Я.А. Рожнев. - М.: Просвещение, 1981.
Кузьмина, М. Азбука плетения / М. Кузьмина. - М.: Легпромбытиздат, 1991. Мителло, К. Аппликация: техника и искусство / К. Мителло. - М.: Эксмо, 2005. Нагибина, М. И. Чудеса из ткани своими руками: Популярное пособие для родителей и педагогов / М.И. Нагибина. - Ярославль: Академия развития, 1997. Тарабарина, Т.И. Оригами и развитие ребенка / Т.И. Тарабарина. - Ярославль: академия развития, 1997.
Чичикало, Н. Удивительная техника вязания красивых вещей / Н. Чичикало. - М. : Эксмо, 2008. - 64 с.
Дополнительная литература
Методическая копилка учителя (в ней вырезки из газет, образцы поделок, рисунки и т. д.)