Программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»
Программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки»
Авторская программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий "Интеллектуальные витаминки" состоит из пояснительной записки, методических рекомендаций для учителя, двух вариантов календарно-тематического планирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий «Интеллектуальные витаминки» »
Приложение 2. Примерное планирование занятий полного курса.
Приложение 3. Ответы с рекомендациями для 1 класса.
Приложение 4. Таблица «Уровни сформированности универсальных учебных действий у первоклассников».
Приложение 5. Сценарии особых занятий (по «Супервитаминкам») для 1 классов.
Приложение 6. Сценарии особых занятий по Супервитаминкам для 2 классов.
Приложение 7. Ответы и рекомендации для вторых классов.
ЧАСТЬ №1: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Курс «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает 30 занятий в 1 классе и 34 занятия во 2-4 классах: одно занятие в неделю (начиная с октября). Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года, объемом в 132 часа, 1 час в неделю.
Познавательные универсальные учебные действия (УУД)
Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения. К познавательным относятся в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009):
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач;
построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
ориентирование на разнообразие способов решения задач;
основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов;
осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществление синтеза как составления целого из частей;
сравнение, сериация и классификация по заданным критериям;
установление причинно-следственных связей;
построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщение, т. е. осуществление генерализации и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
установление аналогии;
владение общим приемом решения задач.
осуществление расширенного поиска информации с использование ресурсов библиотек и Интернета;
создание и преобразование модели и схемы для решения задач;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
сравнение, сериация и классификация, самостоятельный выбор основания и критерии для указанных логических операций;
Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД)
В сфере коммуникации важны умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Поэтому одной из главных целей на ступени общего образования является развитие коммуникативных умений учащихся.
К коммуникативным относятся в том числе результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» («Планируемые результаты начального общего образования», под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009):
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Цель курса
Развитие познавательной и коммуникативной активности учащихся как основы любой деятельности человека.
Задачи
Развивать познавательную активность учащихся как важнейший компонент любой деятельности человека.
Формировать познавательные результаты, заявленные в «Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС.
Повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.
Реализация курса
Курс внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает 30 занятий в 1 классе и 34 занятия во 2-4 классах: одно занятие в неделю (начиная с октября). Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года, объемом в 132 часа, 1 час в неделю.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая (в 1-2 классах – работа в парах).
По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ
1 класс – 35 минут.
2-4 (5) классы – 40 минут.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игровая, познавательная.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Курс поддержан комплектом дидактического материала «Интеллектуальные витаминки». Каждый выпуск «Интеллектуальных витаминок» представляет собой 2 страницы формата А4, включающий в себя 8 заданий. Задания предполагают разный формат ответа (открытый и закрытый тип, сопоставление и т.д.). В основе пособия «Интеллектуальные витаминки» лежит классификация Тёрстоуна. Каждое задание (или каждая «Моновитаминка») направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности:
Работа с числом (способность совершать счётные операции)
Словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей)
Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь)
Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями)
Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями)
Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта)
Системный анализ (стратегическое планирование)
Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи)
ЧАСТЬ №2: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Курс «Интеллектуальные витаминки»
ОБЛЕГЧЁННЫЙ КУРС
В помощь учителю при работе с пособием «Интеллектуальные витаминки» предлагается курс, направленный на формирование познавательных и коммуникативных УУД. В облегчённом варианте курса (Приложение 1) работа построена исключительно на использовании пособия «Интеллектуальные витаминки».
ПОЛНЫЙ КУРС
Полный курс (Приложение 2) включает в себя комплексное использование трёх инструментов формирования познавательных и коммуникативных УУД:
Пособие «Интеллектуальные витаминки» (формирование познавательных и коммуникативных УУД школьников посредством использования пособия во внеурочной деятельности);
БЫСТРЫЙ раунд конкурса ЭМУ-Эрудит (мониторинг уровня развития познавательных и коммуникативных УУД);
Конкурс творческих команд (формирование познавательных и коммуникативных УУД с помощью интересных разносторонних заданий и работы в команде).
Общие рекомендации по работе с «Витаминками»
СИСТЕМНОСТЬ. Употребляйте по одной «витаминке» раз в неделю в течение всего учебного года.
ГРУППОВАЯ РАБОТА. Поощряйте командную игру. Если некоторые задания трудноваты для индивидуального решения, объедините детей в группы. В конце концов, одна из Ваших задач – формирование коммуникативных УУД.
МНОГОВАРИАНТНОСТЬ. В «витаминках» достаточное количество заданий, в которых может быть два и больше решений. Не останавливайтесь на одном ответе. Обсудите с детьми все предложенные ими варианты (в том числе и неверные) или предложите свой ответ.
Структура занятия
ЭПИГРАФ
В качестве эпиграфов к «витаминкам» используются пословицы и фразеологизмы. Работа с ними поможет увеличить пассивный словарный запас школьников, положительно скажется на развитии языкового чутья и научит эффективному использованию речевых средств (коммуникативные УУД). Работа с эпиграфом занятия происходит в несколько этапов:
1. Перед началом работы с заданиями спросите учеников, как они понимают значение пословицы, что могла бы означать приведённая фраза, в каких ситуациях уместно её использование. Пусть дети выскажут свои версии и аргументируют их.
2. В начале занятия проведите беседу о значении пословицы. После Вашего объяснения значения фразеологизма предложите детям вспомнить другие пословицы с тем же смыслом.
3. В ходе занятия вернитесь к эпиграфу для более глубокого осмысления, обсудите ситуации, в которых данное выражение было бы уместно.
4. Вернитесь к эпиграфу в конце занятия, проанализируйте восприятие пословицы детьми в начале и в конце урока.
5. Перед началом работы с новой пословицей поработайте с эпиграфом предыдущего занятия. Если возможно, найдите сходство в толковании новой и прежней пословиц.
Кроме эпиграфа, пословицы могут встретиться и в заданиях «витаминок». В этих заданиях тоже обязательно поработайте над смыслом пословиц.
РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ
Восемь заданий, нацеленных на различные факторы интеллекта, всесторонне стимулируют ум и логические умения ребёнка (познавательные УУД). Первый месяц-полтора не пускайте работу с «Витаминками» на самотёк. В первый месяц познакомьте учеников со структурой пособия и правилами работы. Выполняйте все задания в классе. Только после того, как дети освоятся с «Витаминками», допускается выдавать их на дом для самостоятельной работы (при отсутствии специально выделенного часа для занятий). Если ребёнок систематически не справляется с заданиями одного из восьми видов – это повод для беспокойства.
РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД). Полезно проводить её всегда – после того как задания очередной «витаминки» решены. Предложите детям определить самые интересные и самые трудные задания. Пусть сделают это индивидуально или в мини-группах и озвучат свой ответ. При презентации ответа дети должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или трудным.
Виды «витаминок»
ОБЫЧНЫЕ (A, B, C, …, X, Y, Z) – первые 25 «витаминок» пособия в 1-2 классе и первые 17 «витаминок» в 3 классе. Основная цель – формирование познавательных УУД. Применяйте обычные «витаминки» в качестве интеллектуальных разминок на Ваших уроках, выдавайте в виде домашнего задания, используйте на классных часах. Иными словами, работайте с пособием так, как Вам удобно. Допустимо выполнять в классе не все задания – одно-два оставить на дом или начать выполнять в классе и предложить детям закончить их дома.
СУПЕРВИТАМИНКИ (Супервитамин-1, Супервитамин-2, Супервитамин-3) находятся в конце пособия, перед контрольными «витаминками». Основная цель – формирование коммуникативных УУД и повышение мотивации. Отведите на работу с «супервитаминкой» целый урок в форме интеллектуальной игры. Сценарий мероприятия Вы можете найти в приложениях.
КОНТРОЛЬНЫЕ (K1, K2) – последние 2 «витаминки» пособия. Основная цель – несложный мониторинг сформированности познавательных УУД учащихся, пополнение ученического портфолио. С данными «витаминками» дети должны заниматься индивидуально в режиме контрольной работы. Каждое задание оценивается в зависимости от количества выполненных элементов (например, если максимальный балл за упражнение – 5, то ребёнок, разгадавший 3 из 5-ти ребусов, получает 3 балла). Подсчитайте процент выполнения каждого задания и сделайте вывод о развитости соответствующего фактора интеллекта. Если ученик набрал менее половины баллов за всю работу – это повод для беспокойства. Рекомендуется контрольные «витаминки» подписывать и вкладывать в портфолио ученика.
МОНОВИТАМИНКИ (М1, М2, М3, М4, М5, М6, М7, М8) – находятся в конце пособия перед «Супервитаминками» и контрольными «витаминками». Основная цель - формирование конкретного (одного) фактора интеллекта. «Моновитаминка» интегрирует задания различного вида, направленных на формирование одного из факторов интеллекта. Этот тип витаминок учит находить различия в похожем и общее в различном. В «Моновитаминках» предлагаются задания, аналогичные тем, с которыми дети уже встречались. Поэтому большинство из заданий они могут выполнить самостоятельно. Групповые (или работа в парах) формы работы целесообразно использовать в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений/ответов, при проверке выполнения заданий (например, сравнить решение/ответ в паре/группе, обсудить другие возможные решения/ответы в паре/группе и т.д.), при проведении рефлексии.
Приложение 1
Примерное планирование занятий облегчённого курса
Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем (перенесла).
Предлагается 5 (в 3 классе - 6) типовых структур проведения занятий: Вводное занятие, Обучение, Самостоятельная работа, Мониторинг, Особое занятие, Специальное занятие.
(ВЗ) Вводное занятие
Цель – знакомство с «Интеллектуальными витаминками».
План занятия:
Обсуждение вопроса: что такое интеллект?
Знакомство со структурой «Интеллектуальной витаминки» и правилами выполнения заданий.
Выполнение заданий.
Порекомендуйте детям выполнять задания простым карандашом, чтобы была возможность исправления ошибок после проверки.
Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
Индивидуально с проверкой.
Все задания выполняются в классе.
2. (О) Обучение
Цель – активное введение в работу с «витаминками».
План занятия:
Проверка домашнего задания.
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
Работа с эпиграфом.
Интеллектуальная разминка.
Выполнение заданий.
Задания выполняются вместе с учителем. Трудные задания рассматриваются подробно. Дети высказывают свои версии и аргументируют их.
Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
Индивидуально с проверкой.
Фронтальная работа с параллельной проверкой.
Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
3. (СР) Самостоятельная работа
Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений.
План занятия:
Проверка домашнего задания.
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
Работа с эпиграфом.
Интеллектуальная разминка.
Выполнение заданий.
Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим.
Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
4. (ОЗ) Особые занятия
Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы.
Особые занятия проводятся по «супервитаминкам» (Супервитамин 1, Супервитамин 2, Супервитамин 3). Сценарии и визуальное сопровождение (презентации Power Point) всех трёх мероприятий – в Приложении 5. По желанию можно выбрать другие формы проведения особых занятий или разработать интерактивный сценарий самостоятельно.
Варианты проведения особых занятий:
Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы.
Фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.).
5. (МЗ) Мониторинговые занятия
Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений.
План занятия:
Работа с эпиграфом
Выполнение заданий.
Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок».
Оценка
Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Результаты сформированности познавательных действий у первоклассников» (Приложение 4). Ответы с рекомендациями можно найти в Приложении 3.
6. (СП) Специальные занятия
Цель - формирование конкретного (одного) фактора интеллекта.
Специальные занятия проводятся по «Моновитаминкам» (Моновитамин 1, Моновитамин 2, Моновитамин 3, Моновитамин 4, Моновитамин 5, Моновитамин 6, Моновитамин 7, Моновитамин 8).
План занятия:
Проверка домашнего задания (если есть).
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
Групповая работа (или работа в парах) - в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений/ответов, при проверке выполнения заданий (например, сравнить решение/ответ в паре/группе, обсудить другие возможные решения/ответы в паре/группе и т.д.).
Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем.
1 – 2-й год обучения
№ занятия
Структура
Витаминка
Сроки
ВЗ
A
1-я неделя октября
О
B
2-я неделя октября
О
C
3-я неделя октября
О
D
4-я неделя октября
О
E
1-я неделя ноября
О
F
2-я неделя ноября
О
G
3-я неделя ноября
О
H
4-я неделя ноября
СР
I
1-я неделя декабря
ОЗ
Супервитамин 1
2-я неделя декабря
СР
J
3-я неделя декабря
МЗ
Витамин K1
4-я неделя декабря
О
L
3-я неделя января
О
M
4-я неделя января
СР
K
1-я неделя февраля
СР
N
2-я неделя февраля
СР
P
3-я неделя февраля
СР
Q
4-я неделя февраля
СР
R
1-я неделя марта
ОЗ
Супервитамин 2
2-я неделя марта
СР
S
3-я неделя марта
СР
T
4-я неделя марта
СР
U
1-я неделя апреля
АР
V
2-я неделя апреля
АР
W
3-я неделя апреля
АР
X
4-я неделя апреля
СР
Y
1-я неделя мая
СР
Z
2-я неделя мая
МЗ
Витамин K2
3-я неделя мая
ОЗ
Супервитамин 3
4-я неделя мая
Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем.
3-й год обучения
№ занятия
Структура
Витаминка
Сроки
ВЗ
A
1-я неделя октября
О
B
2-я неделя октября
СР
C
3-я неделя октября
СР
D
4-я неделя октября
СР
E
1-я неделя ноября
СР
F
2-я неделя ноября
СР
G
3-я неделя ноября
СР
H
4-я неделя ноября
СР
I
1-я неделя декабря
ОЗ
Супервитамин 1
2-я неделя декабря
СР
J
3-я неделя декабря
МЗ
Витамин K1
4-я неделя декабря
СР
L
3-я неделя января
СР
N
4-я неделя января
СР
P
1-я неделя февраля
СР
Q
2-я неделя февраля
СР
R
3-я неделя февраля
СР
S
4-я неделя февраля
СР
Т
1-я неделя марта
ОЗ
Супервитамин 2
2-я неделя марта
СП
Моновитамин 1
3-я неделя марта
СП
Моновитамин 2
4-я неделя марта
СП
Моновитамин 3
1-я неделя апреля
СП
Моновитамин 4
2-я неделя апреля
СП
Моновитамин 5
3-я неделя апреля
СП
Моновитамин 6
4-я неделя апреля
СП
Моновитамин 7
1-я неделя мая
СП
Моновитамин 8
2-я неделя мая
МЗ
Витамин K2
3-я неделя мая
ОЗ
Супервитамин 3
4-я неделя мая
Приложение 2
Примерное планирование занятий полного курса
Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия, исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем (перенесла).
Предлагается 8 (в 3 классе - 9) типовых структур проведения занятий: Вводное занятие, Обучение, Самостоятельная работа, Мониторинговое занятие, Домашнее задание, Особое занятие, Специальное занятие, Стартовый мониторинг, Итоговое мероприятие.
Зелёным цветом обозначен период проведения БЫСТРОГО раунда конкурса ЭМУ-Эрудит, синим – период проведения конкурса Творческих Команд. Участие в БЫСТРОМ раунде происходит параллельно с выполнением заданий «Интеллектуальных витаминок». Во время проведения конкурса Творческих Команд работу с «витаминками» рекомендуется отложить.
(ВЗ) Вводное занятие
Цель – знакомство с «Интеллектуальными витаминками».
План занятия:
Обсуждение вопроса: что такое интеллект?
Знакомство со структурой «Интеллектуальной витаминки» и правилами выполнения заданий.Выполнение заданий.
Порекомендуйте детям выполнять задания простым карандашом, чтобы была возможность исправления ошибок после проверки.
Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
Индивидуально с проверкой.
Все задания выполняются в классе.
2. (О) Обучение
Цель – активное введение в работу с «витаминками».
План занятия:
Проверка домашнего задания.
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
Работа с эпиграфом.
Интеллектуальная разминка.
Выполнение заданий.
Задания выполняются вместе с учителем. Трудные задания рассматриваются подробно. Дети высказывают свои версии и аргументируют их.
Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
Индивидуально с проверкой.
Фронтальная работа с параллельной проверкой.
Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
3. (СР) Самостоятельная работа
Цель – эффективное развитие интеллектуальных умений.
План занятия:
Проверка домашнего задания.
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
Работа с эпиграфом.
Интеллектуальная разминка.
Выполнение заданий.
Предполагается, что дети выполняют работу самостоятельно. Следует привлекать более успешных детей для помощи отстающим.
Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
4. (ОЗ) Особые занятия
Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы.
Особые занятия проводятся по «супервитаминкам» (Супервитамин 1, Супервитамин 2, Супервитамин 3). Сценарии и визуальное сопровождение (презентации Power Point) всех трёх мероприятий – в Приложении 5. По желанию можно выбрать другие формы проведения особых занятий или разработать интерактивный сценарий самостоятельно.
Варианты проведения особых занятий:
Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы.
Фестиваль ребусов (головоломок, логических задач и т.д.) – готовится детьми дома с помощью родителей. На занятии дети предлагают одноклассникам решить ребусы (головоломки, логические задачи и т.д.).
5. (С) Самоподготовка
Цель – развитие познавательных и коммуникативных УУД учащихся в режиме внеурочно-домашней деятельности.
«Интеллектуальная витаминка» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок.
Варианты выполнения заданий:
Индивидуально.
Самостоятельная работа, привлечение родителей.
6. (СП) Специальные занятия
Цель - формирование конкретного (одного) фактора интеллекта.
Специальные занятия проводятся по «Моновитаминкам» (Моновитамин 1, Моновитамин 2, Моновитамин 3, Моновитамин 4, Моновитамин 5, Моновитамин 6, Моновитамин 7, Моновитамин 8).
План занятия:
Проверка домашнего задания (если есть).
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
Групповая работа (или работа в парах) - в заданиях, предполагающих несколько вариантов решений/ответов, при проверке выполнения заданий (например, сравнить решение/ответ в паре/группе, обсудить другие возможные решения/ответы в паре/группе и т.д.).
Одно-два задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
7. (МЗ) Мониторинговые занятия
Цель – отслеживание уровня сформированности у учащихся познавательных и коммуникативных умений.
План занятия:
Работа с эпиграфом
Выполнение заданий.
Дети самостоятельно выполняют задания специальных номеров «Интеллектуальных витаминок» (Витамин К1, ВитаминК2).
Оценка
Учитель оценивает каждое задание в баллах, указанных в «витаминках» и заполняет таблицу «Результаты сформированности познавательных действий у первоклассников» (Приложение 4). Ответы с рекомендациями можно найти в Приложении 3.
8. (СМ) Стартовый мониторинг
Цель -оценка уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД посредством участия в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит.
Мониторинговый конкурс отличается от «Интеллектуальных витаминок» по формату, что повышает мотивацию и позволяет оценить переносимость умений, сформированных с использованием «витаминок». БЫСТРЫЙ раунд мониторингового конкурса ЭМУ-Эрудит позволит не только осуществить начальный срез, но и даст более объективную картину уровня сформированности познавательных и коммуникативных УУД в классе. По окончании конкурса учителю будет предоставлен готовый индивидуальный и сравнительный анализ по классу.
Участие в конкурсе ЭМУ-Эрудит (БЫСТРЫЙ раунд).
Чтобы принять участие в БЫСТРОМ раунде конкурса ЭМУ-Эрудит, зарегистрируйтесь на сайте www.cerm.ru и подайте заявку на участие через Личный Кабинет.
Задания и инструкция по проведению скачиваются из Личного Кабинета.
Ответы учащихся оцифровываются и отправляются на проверку через Личный Кабинет.
План занятия:
Подготовка к конкурсу.
Скачайте и распечатайте задания, изучите методические рекомендации.
Организационный момент
Познакомьте детей с сюжетной зарисовкой, объясните правила выполнения заданий конкурса.
Цель – формирование познавательных и коммуникативных УУД у учащихся посредством командной работы.
Предлагаем провести итоговое мероприятие путём участия в конкурсе Творческих Команд. Конкурс Творческих Команд способствует формированию навыков взаимодействия в команде. Увлекательный сюжет поможет Вам смотивировать учащихся на активную работу. Задания конкурса сопровождаются методическими рекомендациями для учителя.
Участие в конкурсе Творческих Команд.
Для того чтобы принять участие в конкурсе Творческих Команд, Вам нужно зарегистрироваться на сайте www.cerm.ru и подать заявку на участие через Личный Кабинет.
План занятия:
Подготовка к конкурсу.
Скачайте и распечатайте задания, изучите методические рекомендации.
Организационный момент
Познакомьте детей с сюжетной зарисовкой, объясните правила участия в конкурсе.
Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия, исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем.
1 – 2-й год обучения
№ занятия
Структура
Витаминка
Сроки
ВЗ
A
3-я неделя сентября
О
B
1-я неделя сентября
О
C
1-я неделя октября
О
D
2-я неделя октября
О
E
3-я неделя октября
СМ
БЫСТРЫЙ раунд
4-я неделя октября
О
F
1-я неделя ноября
С
G
2-я неделя ноября
СР
H
3-я неделя ноября
СР
I
4-я неделя ноября
ОЗ
Супервитамин-1
1-я неделя декабря
СР
J
2-я неделя декабря
СР
L
3-я неделя декабря
МЗ
Витамин K1
4-я неделя декабря
С
M
1-я неделя января
С
K
2-я неделя января
О
N
3-я неделя января
СР
P
4-я неделя января
СР
Q
1-я неделя февраля
СР
R
2-я неделя февраля
СР
S
3-я неделя февраля
СР
T
4-я неделя февраля
ОЗ
Супервитамин-2
1-я неделя марта
СР
U
2-я неделя марта
СР
V
3-я неделя марта
ИМ
КТК
4-я неделя марта
ИМ
КТК
1-я неделя апреля
ИМ
КТК
2-я неделя апреля
СР
W
3-я неделя апреля
СР
X
4-я неделя апреля
СР
Y
1-я неделя мая
СР
Z
2-я неделя мая
МЗ
Витамин K2
3-я неделя мая
ОЗ
Супервитамин-3
4-я нелея мая
Планирование является примерным. Учитель вправе менять местами занятия, менять тип и форму занятия, исходя из программы обучения, особенностей детей, выявленных проблем.
3-й год обучения
№ занятия
Структура
Витаминка
Сроки
ВЗ
A
1-я неделя сентября
О
B
2-я неделя сентября
СР
C
3-я неделя сентября
СР
D
4-я неделя сентября
СР
E
1-я неделя октября
СР
F
2-я неделя октября
СР
G
3-я неделя октября
СМ
БЫСТРЫЙ раунд
4-я неделя октября
СР
H
1-я неделя ноября
СР
I
2-я неделя ноября
ОЗ
Супервитамин 1
3-я неделя ноября
СР
J
4-я неделя ноября
МЗ
Витамин K1
1-я неделя декабря
СР
L
2-я неделя декабря
СР
N
3-я неделя декабря
СР
P
4-я неделя декабря
СР
Q
3-я неделя января
СР
R
4-я неделя января
СР
S
1-я неделя февраля
СР
Т
2-я неделя февраля
ОЗ
Супервитамин 2
3-я неделя февраля
СП
Моновитамин 1
4-я неделя февраля
СП
Моновитамин 2
1-я неделя марта
СП
Моновитамин 3
2-я неделя марта
СП
Моновитамин 4
3-я неделя марта
СП
Моновитамин 5
4-я неделя марта
ИМ
КТК
1-я неделя апреля
ИМ
КТК
2-я неделя апреля
ИМ
КТК
3-я неделя апреля
СП
Моновитамин 6
4-я неделя апреля
СП
Моновитамин 7
1-я неделя мая
СП
Моновитамин 8
2-я неделя мая
МЗ
Витамин K2
3-я неделя мая
ОЗ
Супервитамин 3
4-я неделя мая
Заказать дидактическое пособие «Интеллектуальные витаминки» можно на сайте www.cerm.ru или по ссылке http://simora.ru/_user/user_app.php?mod=shop.