Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "ОПК" для 2 класса»
Пояснительная записка
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения.
За основу данной программы взята программа А.В.Бородиной «История религиозной культуры», в рамках которой изучается курс «Основы православной культуры».
Программа обучения младших школьников основам православной культуры по содержанию является религиозно-познавательной; по функциональному назначению – духовно-нравственной; по форме организации общедоступной. По времени реализации – годичной. Тип программы - модифицированная
Цель курса – расширение историко-культурологического образования и духовно-нравственное воспитание средствами религиозно-познавательного содержания
Задачи:
познакомить младших школьников с основными событиями Евангелия;
познакомить детей с праздником Пасхи и двунадесятыми православными праздниками;
формировать и расширять представления детей о культурно-исторической преемственности, о единстве России, российского народа, о важности сохранения культурного и национального единства;
продолжать воспитывать любовь к Родине и уважение к отечественным традициям;
продолжать обогащать лексический запас школьника новыми словами духовного историко-культурологического словаря;
способствовать творческому развитию ребёнка на основе знаний об отечественной культуре;
воспитывать общую культуру личности школьника
Одной из основных функций образования является формирования высоконравственной культурной личности, гражданина, патриота Отечества. Воспитание такой личности невозможно без духовного начала. В России же основу для духовной жизни всегда давала Православная Церковь. Именно Православие имело определяющую роль в складывании культурных и духовно – нравственных традиций русского народа, гражданских основ. За многие века своего существования Православие накопило огромный духовный, нравственный и эстетический потенциал. И дети являются наследниками этой богатейшей православной культуры, насчитывающей более тысячи лет.
Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин.
К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.
Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.
С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина – снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования в том числе путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.
Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески одарённых школьников, для верующих детей. Реализация авторского проекта «Религиоведческое образование в государственной школе» позволило убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры.
Структура программы.
Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся по принципу постепенного усложнения учебного материала.
Часть I (начальная школа). «Роль религиозной культуры в жизни человека»
1. «Мы и наша культура» для 1 класса
2. Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса
3. «О чем рассказывает икона и Библия» для 3 класса
4. «Православие – культурообразующая религия России» для 4 класса
Условия реализации программы.
Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:
— необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);
— необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;
— используются разнообразные методы и приёмы обучения;
— основное усвоение учебного материала достигается под контролем учителя;
— теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.
При обучении детей по данной программе обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:
• приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;
• единства образовательного и воспитательного процессов;
• рефлексивного обучения;
• принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех освоения материала.
Методы обучения:
небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока;
беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;
сократический урок;
короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;
чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же занятии) и творческим заданием;
анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;
работа с текстами, картами, составление сообщений
Уровень результатов.
Для обучающихся 2 класса характерны результаты первого и второго уровня. 1.Приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.
2. Получат опыт работы в группах, научатся находить нужную информацию, используя различные источники, в том числе общение с другими людьми; получат возможность принять участие в оказании помощи другим людям, выступить с сообщением.
Прогнозируемые результаты.
Личностные результаты:
•осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
•развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
•осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
•умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
•настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
•как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные:
•развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
•любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
•умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
•умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
Предметные :
•развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
•знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
•умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;
•умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
•приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
•усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;
•приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
•формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Календарно – тематическое планирование
№
тема
дата
план
факт
1
Вводный урок: О чём рассказывает история религиозной культуры?
Тема 1. «Духовное в реальном мире» - 3часа
2
Мир внешний и мир внутренний.
3
Человек - венец творения.
4
Добро и зло в человеческом обществе и в мире природы.
Тема 2. «Жизнь Иисуса Христа и православные праздники» - 30 часов.
5
Евангелие - книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы.
6
Евангелие - книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы.
7
Рождество Христово
8
Поклонение волхвов Младенцу Христу
9
Бегство Иосифа с Марией и Младенцем Иисусом в Египет и возвращение в Назарет.
10
Сретение Господне.
11
Рождество Иоанна Предтечи.
12
Крещение Иисуса Христа.
13
Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.
14
Христос в пустыне. Двенадцать учеников Иисуса Христа.
15
Нагорная проповедь Христа. Заповеди блаженств.
16
Традиции празднования Рождества Христова в России.
17
Посещение православного храма.
18
Первое чудо Иисуса Христа в Кане Галилейской.
19
Исцеление расслабленного.
20
Исцеление сына царедворца и воскрешение сына вдовы.
21
Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам.
22
Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.
23
Чудесное приумножение хлебов и рыб.
24
Преображение Господне.
25
Воскрешение Лазаря.
26
Торжественный вход Господень в Иерусалим.
27
Тайная вечеря.
28
Моление о чаше. Предательство и смерть Иуды.
29
Суд и распятие Христа.
30
Снятие с Креста, погребение и Воскресение Спасителя.
31
Пасха Господня.
32
Вознесение Господне и сошествие Святого Духа.
33
События Евангелия и православные праздники.
34
Посещение храма
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2 класс
РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» — 33 часа
Вводныйурок«Что мы изучаем на уроках по основам православной культуры». Культура. Культурные традиции. Религия. Религиозная культура. Православие. — 1 ч.
Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» — 3 ч.
Самая древняя книга о духовном мире — Библия.
Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы.
Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нем? Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения к окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей.
Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого на примере: впечатление — настроение — здоровье — отношение к окружающим — отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области.
Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек — венец творения. Адам и Ева. Человек наделен бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью.
Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни.
Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА
И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» — 30 ч.
С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос — Спаситель мира. Евангелие — книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения.
Рождество Христово.
Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке.
Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет.
Сретение Господне.
Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи.
Крещение Иисуса Христа.
Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.
Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа.
Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства.
Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери.
Исцеление расслабленного.
Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы.
Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам.
Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.
Чудесное приумножение хлебов и рыб.
Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении. Преображение Господне.
Воскрешение Лазаря.
Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.
Тайная вечеря.
Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу.
Суд над Иисусом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа.
Снятие с креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа.
Пребывание воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день.
Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебная литература
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Учебное пособие для 2 класса . – Изд. 2-е, 3-е, испр., – М.: ОПК, 2006. Рекомендовано Министерством образования и науки России.
2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Рабочая тетрадь для 2 класса. – Изд. 1-е. – М., 2004; 2-е, 3-е. – М., 2006, 2007. Рекомендовано Министерством образования и науки России.
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
3. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Пособие для учителей. – Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.
4. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.
5. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.
6. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, 2008.
Демонстрационные пособия для работы в классе
7. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1–4 классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека».Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2007.
Дополнительная литература для учащихся и учителей
Бородина А. В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. – М.: ОПК, 2007.
Бородина А. В. Византинизм и русский национальный стиль. – М.: ОПК, 2006.
Бородина А. В. История образования на основе традиций отечественной культуры. – Изд. 1-е, 2-е, – М.: ОПК, 2006, 2007.
Бородина А. В. Культурное влияние Византии и формирование русского национального стиля. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2006.
Бородина А. В. Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.
Бородина А. В. Шатровый храм в русской культуре. – М.: ОПК, 2006.
Бородина А. В. Шатровый храм. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2005.
Публикации в журналах, газетах, сборниках научных материалов
Бородина А. В. Иконостас. – М: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 10–11.
Бородина А. В. Исаакиевский собор. М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 18–19.
Бородина А. В. Княжеская архитектура. //Искусство. – 2006. – № 6 (342). – С. 5–6.
Бородина А. В. Материалы к уроку. //Искусство. – № 6 (342), 16–31 марта, 2006. – С. 7.
Бородина А. В. Собор Василия Блаженного. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 14–15.
Бородина А. В. Храмы Московского Кремля. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 16–17.
Задачи:
а) Образовательные: дать верные представления о системе нравственных и духовных ценностей православной традиций, в которую гармонично включены понятия о культурном человеке, высоконравственной жизни, приверженности традициям крепкой и здоровой семьи, любви к Отечеству, гражданственности. уважительному отношению к ближнему, бережному отношению к природе и т.д.
б) Воспитательные: формировать у детей систему духовно – нравственных ценностей и с их позиций оценивать свои действия и поступки.