Программа краеведческого кружка на тему "Моё село России неизвестное"
Программа краеведческого кружка на тему "Моё село России неизвестное"
Материал кружка актуален и современен. Он позволяет объяснить учащимся, почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и культуры, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
Главная задача школы – возрождение высоких гражданских чувств: духовности, нравственности, патриотизма. Невозможно их воспитать у учащихся без творческого погружения в историю своей малой Родины, родной культуры, без изучения быта традиций народов, населяющих наш край.
С целью расширения и углубления знаний учащихся по истории родного края, приобщения их к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности мною разработана программа для краеведческой работы с учащимися «Моё село России неизвестное».
Занятие краеведением помогает юным понять смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своём селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом и заключается основной смысл кружка.
Программа кружка предназначена для учащихся 12-14 лет. Содержание программного материала соответствует возрасту, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Программа является дополнительной модифицированной образовательной программой краеведческой направленности и предполагает изучение географии, экологии и летописи родного края.
Актуальность
Данная программа является наиболее актуальной, так как изменения последних лет в социально-экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей. Нужно искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры) ведётся летопись села и школы, создан музей.
Материал кружка имеет краеведческую направленность.
Местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее, будущее, что способствует положительной мотивации к занятиям.
Основные задачи теоретических знаний – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся не только с прошлым, но и с современным состоянием села, предположить перспективы развития. Учащиеся должны знать и понимать то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее.
Занятия кружка носят преимущественно практический характер, на занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, писать рефераты, проводитьопросы, составлять анкеты, работать с научно-популярной литературой. Учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, селе, крае, проводить исследовательские и поисковые работы. Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления.
Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное, казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история — это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.
Материал кружка актуален и современен. Он позволяет объяснить учащимся, почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и культуры, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.
Цели и задачи программы
Цели:
Изучение исторического и культурного наследия своего села, района, семьи.
Вовлечение учащихся в активную познавательную поисково-исследовательскую деятельность.
Углубление и расширение знаний о своей малой Родине.
Задачи:
Образовательные:
Формирование знаний о родном крае, его истории, традициях и культуре, знаний об истории своей семьи.
Обучение учащихся азам научного поиска, ознакомление с методами исторического исследования.
Развивающие:
Развитие интереса к родному краю, его истории и исторической науке, с целью углубления знаний.
Развитие творческих способностей, инициативы, самостоятельности, нравственной культуры.
Воспитательные:
Воспитание у школьников нравственности, патриотизма, бережного отношения к природному, историческому наследию родного края, сохранению исторической памяти;
Воспитание гордости за свою малую родину, уважения к далеким предкам, к делам и трудам наших современников, гордости за успехи и достижения земляков.
Овладев данной программой, учащиеся должны знать / понимать:
Историю становления и развития района, своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, его традициях и культуре;
Историю своей семьи;
Замечательных людей своего населенного пункта, района;
Природу родного края, животный, растительный мир;
Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Учащиеся должны уметь:
Описывать основные этапы развития населенного пункта.
Определять географическое положение и границы района, называть и показывать формы рельефа.
Систематизировать знания о своей семье.
Систематизировать информацию о родном крае.
Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
Подбирать литературу по заданной теме и пользоваться для выполнения творческих заданий.
Оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты, презентации и т. д.
Формы и методы занятий
Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный, творческий, эвристический и др.
Формы занятий – групповые, индивидуальные, вводные, ознакомительные, комбинированные, практические, игровые, контроля, викторина, экскурсия, конкурс и др.
Основной формой обучения является групповое занятие, во время проведения которых оказываются и индивидуальные консультации обучающимся.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
к концу обучения обучающиеся получат знания об:
особенностях природы Черемисиновской Земли,
основные исторические этапы развития района,
правила поведения в природе;
к концу обучения обучающиеся приобретают умения:
работы с картой и атласом,
работы с архивными документами по представленному плану,
составление фотолетописей и родословной,
алгоритм проектирования детских научно-исследовательских проектов;
к концу обучения обучающиеся приобретают навыки:
работы экскурсовода,
музейной работы,
работы журналиста (в жанрах: репортажа, художественной фотографии, новостийных телесюжетов, очерка, письма и эссе);
обучающиеся смогут проявлять творческий подход и познавательную самостоятельность в процессе изучения родного края, любовь и уважение к природному и историческому наследию Черемисиновского района.
Предполагаемые результаты программы “Моё село России неизвестное” включают следующие формы контроля:
промежуточная аттестация (тестовые задания (1 раз в полугодие);
участие обучающихся в конкурсах и викторинах различного уровня.
Формы подведения итогов реализации программы
Обобщающий (итоговый) контроль предполагается в форме презентаций своего творческого портфолио, накопленного за обучения по программе, либо слайд-шоу о самых ярких днях кружковцев, либо участием обучающегося в исследовательском проекте.
В ходе выполнения программы предполагается участие обучающихся в ежегодных районных мероприятиях-конкурсах: «Мы перед памятью в долгу», Движение «Отечество», «Моя Земля, мои земляки», «Моя малая родина: природа, культура, этнос», участие в фотоконкурсах и др.
Содержание программы
Раздел I. «Введение» (1 час).
Цели, задачи и содержание работы краеведческого кружка. Особенности работы. Организация занятий. Значение работы. Понятия «родной край», краеведение.
Раздел II. «Мой край на карте Родины» (4 часа).
Физико-географическое положение и границы района. СимволикаЧеремисиновского района. Административное деление. Органы местного самоуправления. Руководители местного самоуправления.
Практическая работа:
Определение по карте географического положения, крайних точек и границ района.
Определение по карте расстояний от своего населенного пункта до районного и областного центра.
Творческая работа:
Символика Черемисиновского района.
Раздел III. Природа Курского края» (8 часов).
Рельеф, полезные ископаемые и их значение. Климат и внутренние воды.
Растительный и животный мир, почвы. Природные ресурсы. Экологические проблемы и охрана природы.
Практическая работа:
Описание рельефа территории.
Описание климата Черемисиновского района.
Выявление видового состава растений и животных леса. Выявление редких видов.
Творческие работы:
Река Косоржа и ее притоки.
Природные богатства Курской земли.
Экскурсии:
Река Косоржа во время половодья.
Филин лес. Определения типов леса по лесорастительному покрову.
Раздел IV. «История развития района» (9 часов).
История заселения и освоения края. История образования Черемисиновского района. Становление Советской власти на территории района, период коллективизации и первые колхозы. Населенные пункты, расположенные на его территории (происхождение названий, легенды, предания и сказания о них). Демографическая ситуация в районе. Храмы района.
Практические работы:
Работа со статистическими данными (сравнить плотность населения, численность населения, площадь Черемисиновского района с соседними районами).
Социологическое исследование: «Естественное движение населения».
Творческие работы:
Мифы и легенды Черемисиновской земли.
Храм-памятник.
Раздел V. «Промышленность, сельское хозяйство, промыслы края» (6 часов).
Первые предприятия района. Современные промышленные предприятия (маслозавод, хлебозавод и т.д.). Развитие и современное состояние сельского хозяйства. История и причины возникновения народных промыслов края.
Практическая работа:
Составление таблицы предприятий и группирование их.
Творческие работы:
1.«Народные промыслы наших земляков».
Раздел VI. «Эхо войны» (5 часов).
Черемисиновский край в годы Великой Отечественной войны. Село – фронту. Золотые звезды Черемисиновцев.
Раздел VII. «Земляки» (5 часов).
Люди земли Черемисиновской: руководители района, работники промышленности, деятели науки и просвещения, жизнь и творчество которых, связаны с Черемисиновским краем. Знаменитые люди нашего района и деревни. Мастера декоративно-прикладного искусства.
Творческие работы:
Трудовые подвиги наших земляков.
Наши знаменитости.
Раздел VIII. «Род, семья, я» (6 часов).
Определение понятий «род», «семья», родословная, генеалогическое древо семьи. Виды родословия.
Творческие работы:
Составление генеалогического дерева.
Составление семейного альбома, устное описание родственников.
История, ставшая легендой моей семьи.
Составление истории о семейной реликвии.
Мои знаменитые предки. Семейные праздники и традиции.
Раздел IX. «Страницы истории моего населенного пункта» (22 часа).
Первые упоминания о селе.История образования деревни Удерево, происхождение названия. Первые колхозы на территории поселения. Раскулачивание и репрессии. Методика изучения местных географических названий. Использование топонимики для изучения своей местности. Памятные и приметные места края. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться. Земляки – участники ВОв и современных конфликтов. Труженики тыла, дети войны. Трудовые подвиги земляков. Умельцы нашего села.
Творческие работы:
Моё село России неизвестное.
Детство, опалённое войной.
Ветеран живет рядом.
Игры моей бабушки.
«Всё должно иметь имя».
Удеревцы – участники войны в Афганистане.
Легенды, предания и сказания о реках, холмах и оврагах земли Удеревской.
Экскурсия:
Село Удерево и его окрестности.
2.Родники родного края.
3. На сельхозпредприятие (ферму).
4.По родному краю на тему: «Край, что сердцу дорог».
Встречи:
Труженики тыла: «Горькие воспоминания».
С главой Удеревского сельского совета на тему: «Наш край сегодня»
Со старожилами на тему «Коллективизация в нашем селе».
Оформление стенда: «Наши выпускники».
Выставка работ умельцев поселка: «Умелые руки не знают скуки».
Раздел XI. «Итоговое занятие»(2 часа)
Оформление стенда:
«Малая родина: прошлое, настоящее, будущее».
Календарно-тематическое планирование
№ п./п.
Темы
Количество часов
Дата
Всего
Теория
Практика
Введение – 1 ч
1.
Введение.
1
-
1
Мой край на карте Родины - 4 ч
2
Физико-географическое положение и границы района. Административное деление.
1
0,5
0,5
3
Органы местного самоуправления. Руководители местного самоуправления.
1
1
-
4
СимволикаЧеремисиновского района.
1
1
-
5
Творческая работа «Символы Черемисиновского района.
1
-
1
Природа Курского края - 8 ч
6-7
Рельеф, полезные ископаемые и их значение. Климат и внутренние воды, почвы.
2
1
1
8-9
Растительный и животный мир.
2
1
1
10-11
Природные ресурсы. Экологические проблемы и охрана природы.
2
1
1
12-13
Творческая работа «Река Косоржа и её притоки»
2
1
1
История развития района - 9 ч
14-15
История заселения и освоения края. История образования Черемисиновского района.
2
2
-
16
Становление Советской власти на территории района, период коллективизации и первые колхозы.
1
1
-
17-18
Населенные пункты, расположенные на Черемисиновской земле (происхождение названий, легенды, предания и сказания).
2
1
1
19
Демографическая ситуация в районе.
1
1
-
20-22
Храмы района.
3
1
2
Промышленность, сельское хозяйство, промыслы края 6 ч
23
Первые предприятия района. Современные предприятия (маслозавод, хлебозавод и т.д.).
1
1
-
24-26
Развитие и современное состояние сельского хозяйства.
3
1
2
27-28
История и причины возникновения народных промыслов края.
2
1
1
Эхо войны-5 ч
29-30
Черемисиновский край в годы Великой Отечественной войны.
2
1
1
31-33
Село – фронту. Золотые звёзды Черемисиновцев.
3
1
2
Земляки - 5 ч
34
Люди земли Черемисиновской: руководители района, работники промышленности, деятели науки и просвещения, жизнь и творчество которых, связаны с Черемисиновским краем.
1
1
-
35-36
Знаменитые люди нашего района и деревни.
2
1
1
37-38
«Дело мастера боится» (таланты нашего района)
2
-
2
Род, семья, я - 6 ч
39-40
Моя родословная. Виды родословия.
2
2
-
41-43
Проект «Моя родословная»
3
-
3
44
Конкурс сочинений «Мне есть, кем гордиться»
1
-
1
Страницы истории моего населенного пункта 22 ч
45-46
Первые упоминания о селе.История образования деревни Удерево, происхождение названия.
2
1
1
47-48
Родная школа, ее история, традиции.
2
1
1
49-50
Выпускники, которыми школа гордится
2
-
2
51-52
Трудовые подвиги удеревцев
2
-
2
53-54
Земляки – участники войны
2
-
2
55-56
Труженики тыла
2
-
2
57-58
Дети войны
2
-
2
59-60
«Солдат войны не выбирает» (участники современных конфликтов).
2
1
1
61-63
Проект «Книга Памяти села Удерево».
3
1
2
64-66
Умельцы нашего села.
3
-
3
Итоговое занятие -2 ч
67-68
Итоговое занятие. Защита проекта «Чем (кем) знаменит мой край?»
2
2
Итого
68
25,5
42,5
Оценивание: отзывы, грамоты, благодарности в портфолио ребенка, призы за участие.
Список литературы
Баринова И. И.. Внеурочная работа по географии. Москва «Просвещение» 1988 год.
Василевская В.С. Моя родословная: Пособие для начальной школы. М., 1999. 48с.
Воспоминания жителей села Удерево.
Имя – судьба: Книга для родителей и крестных. – М.: Современный писатель, 1993. – 156 с.
Малая Курская Энциклопедия (МКЭ). Статья «Сергеев, Александр Семёнович».
Моя Родина — Черемисиновский район (К 65-летию со дня образования).
Озеров В.П. Из истории храма Владимирской иконы Божьей Матери в селе Стаканово Черемисиновского района Курской области. Курск: МУП «Курская гортипография», 2014.
Озеров В.П. Что имеем не храним. Курск: МУП «Курская гортипография», 2014.
Периодическая печать. Газета «Слово народа» («Ленинское слово») Черемисиновского района».
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. Москва «Просвещение» 1982 год.
Семейные архивы семей учеников.
Туристско-краеведческие кружки в школе. Методические указания для руководителей. Под редакцией В.В.Титова. Москва «Просвещение» 1988 год.
Черемисиновский район: события, факты и люди. Исторические очерки. /Под общей ред. Ю.В. Федянина. - Курск: МУП«Курская гортипография», 2008г./