kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа краеведческого кружка на тему "Моё село России неизвестное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал кружка актуален и современен. Он позволяет  объяснить учащимся,  почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и культуры, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа краеведческого кружка на тему "Моё село России неизвестное"»

УДЕРЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

МКОУ «СТАКАНОВСКАЯ СОШ ИМЕНИ ЛЕЙТЕНАНТА А.С. СЕРГЕЕВА»

ЧЕРЕМИСИНОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ







Рабочая программа краеведческого кружка

(НОМИНАЦИЯ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»)



Автор: ГРАЧЁВА ЛАРИСА ИВАНОВНА,

учитель русского языка и искусства






УДЕРЕВО - 2015




Содержание


Пояснительная записка……………………………………………………………3


Содержание программы………………………………………………………….9


Календарно-тематическое планирование…………………………………….13


Список литературы………………………………………………………………17


Приложение к программе……………………………………………………….18


















Пояснительная записка

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

Главная задача школы – возрождение высоких гражданских чувств: духовности, нравственности, патриотизма. Невозможно их воспитать у учащихся без творческого погружения в историю своей малой Родины, родной культуры, без изучения быта традиций народов, населяющих наш край.

С целью расширения и углубления знаний учащихся по истории родного края, приобщения их к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности мною разработана программа для краеведческой работы с учащимися «Моё село России неизвестное».

Занятие краеведением помогает юным понять смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своём селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.

В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом и заключается основной смысл кружка.

Программа кружка предназначена для учащихся 12-14 лет. Содержание программного материала соответствует возрасту, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Программа является дополнительной модифицированной образовательной программой краеведческой направленности и предполагает изучение географии, экологии и летописи родного края.

Актуальность

Данная программа является наиболее актуальной, так как изменения последних лет в социально-экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей. Нужно искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры) ведётся летопись села и школы, создан музей.

Материал кружка имеет краеведческую направленность.

Местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее, будущее, что способствует положительной мотивации к занятиям. 

Основные задачи теоретических знаний – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся не только с прошлым, но и с современным состоянием села, предположить перспективы развития. Учащиеся должны знать и понимать то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее.

Занятия кружка носят преимущественно практический характер, на занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, писать рефераты, проводить опросы, составлять анкеты, работать с  научно-популярной литературой. Учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, селе, крае, проводить исследовательские и поисковые работы. Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления.

Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное, казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история — это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.

Материал кружка актуален и современен. Он позволяет объяснить учащимся, почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и культуры, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.

Цели и задачи программы

Цели:

  • Изучение исторического и культурного наследия своего села, района, семьи.

  • Вовлечение учащихся в активную познавательную поисково-исследовательскую деятельность.

  • Углубление и расширение знаний о своей малой Родине.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование знаний о родном крае, его истории, традициях и культуре, знаний об истории своей семьи.

  • Обучение учащихся азам научного поиска, ознакомление с методами исторического исследования.

Развивающие:

  • Развитие интереса к родному краю, его истории и исторической науке, с целью углубления знаний.

  • Развитие творческих способностей, инициативы, самостоятельности, нравственной культуры.

Воспитательные:

  • Воспитание у школьников нравственности, патриотизма, бережного отношения к природному, историческому наследию родного края, сохранению исторической памяти;

  • Воспитание гордости за свою малую родину, уважения к далеким предкам, к делам и трудам наших современников, гордости за успехи и достижения земляков.


Овладев данной программой, учащиеся должны знать / понимать:

  • Историю становления  и развития района, своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, его традициях и культуре;

  • Историю своей семьи;

  • Замечательных людей своего населенного пункта, района;

  • Природу родного края, животный, растительный мир;

  • Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

Учащиеся должны уметь:

  • Описывать основные этапы развития населенного пункта.

  • Определять географическое положение и границы района, называть и показывать формы рельефа.

  • Систематизировать знания о своей семье.

  • Систематизировать информацию о родном крае.

  • Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.

  • Подбирать литературу по заданной теме и пользоваться для выполнения творческих заданий.

  • Оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты, презентации и т. д.

Формы и методы занятий

  • Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный, творческий, эвристический и др.

  • Формы занятий – групповые, индивидуальные, вводные, ознакомительные, комбинированные, практические, игровые, контроля, викторина, экскурсия, конкурс и др.

  • Основной формой обучения является групповое занятие, во время проведения которых оказываются и индивидуальные консультации обучающимся.


Ожидаемые результаты и способы их проверки:

к концу обучения обучающиеся получат знания об:

  • особенностях природы Черемисиновской Земли,

  • основные исторические этапы развития района,

  • правила поведения в природе;

к концу обучения обучающиеся приобретают умения:

  • работы с картой и атласом,

  • работы с архивными документами по представленному плану,

  • составление фотолетописей и родословной,

  • алгоритм проектирования детских научно-исследовательских проектов;

к концу обучения обучающиеся приобретают навыки:

  • работы экскурсовода,

  • музейной работы,

  • работы журналиста (в жанрах: репортажа, художественной фотографии, новостийных телесюжетов, очерка, письма и эссе);

  • обучающиеся смогут проявлять творческий подход и познавательную самостоятельность в процессе изучения родного края, любовь и уважение к природному и историческому наследию Черемисиновского района.


Предполагаемые результаты программы “Моё село России неизвестное” включают следующие формы контроля:

  • промежуточная аттестация (тестовые задания (1 раз в полугодие);

  • участие обучающихся в конкурсах и викторинах различного уровня.


Формы подведения итогов реализации программы

Обобщающий (итоговый) контроль предполагается в форме презентаций своего творческого портфолио, накопленного за обучения по программе, либо слайд-шоу о самых ярких днях кружковцев, либо участием обучающегося в исследовательском проекте.

В ходе выполнения программы предполагается участие обучающихся в ежегодных районных мероприятиях-конкурсах: «Мы перед памятью в долгу», Движение «Отечество», «Моя Земля, мои земляки», «Моя малая родина: природа, культура, этнос», участие в фотоконкурсах и др.












Содержание программы

Раздел I. «Введение» (1 час).

Цели, задачи и содержание работы краеведческого кружка. Особенности работы. Организация занятий. Значение работы. Понятия «родной край», краеведение.

Раздел II. «Мой край на карте Родины» (4 часа).

Физико-географическое положение и границы района. Символика Черемисиновского района. Административное деление. Органы местного самоуправления. Руководители местного самоуправления.

Практическая работа:

  1. Определение по карте географического положения, крайних точек и границ района.

  2. Определение по карте расстояний от своего населенного пункта до районного и областного центра.

Творческая работа:

  1. Символика Черемисиновского района.


Раздел III. Природа Курского края» (8 часов).

Рельеф, полезные ископаемые и их значение. Климат и внутренние воды.

Растительный и животный мир, почвы. Природные ресурсы. Экологические проблемы и охрана природы.

Практическая работа:

  1. Описание рельефа территории.

  2. Описание климата Черемисиновского района.

  3. Выявление видового состава растений и животных леса. Выявление редких видов.

Творческие работы:

  1. Река Косоржа и ее притоки.

  2. Природные богатства Курской земли.

Экскурсии:

  1. Река Косоржа во время половодья.

  2. Филин лес. Определения типов леса по лесорастительному покрову.


Раздел IV. «История развития района» (9 часов).

История заселения и освоения края. История образования Черемисиновского района. Становление Советской власти на территории района, период коллективизации и первые колхозы. Населенные пункты, расположенные на его территории (происхождение названий, легенды, предания и сказания о них). Демографическая ситуация в районе. Храмы района.

Практические работы:

  1. Работа со статистическими данными (сравнить плотность населения, численность населения, площадь Черемисиновского района с соседними районами).

  2. Социологическое исследование: «Естественное движение населения».

Творческие работы:

  1. Мифы и легенды Черемисиновской земли.

  2. Храм-памятник.


Раздел V. «Промышленность, сельское хозяйство, промыслы края» (6 часов).

Первые предприятия района. Современные промышленные предприятия (маслозавод, хлебозавод и т.д.). Развитие и современное состояние сельского хозяйства. История и причины возникновения народных промыслов края.

Практическая работа:

  1. Составление таблицы предприятий и группирование их.

Творческие работы:

1.«Народные промыслы наших земляков».

Раздел VI. «Эхо войны» (5 часов).

Черемисиновский край в годы Великой Отечественной войны. Село – фронту. Золотые звезды Черемисиновцев.

Раздел VII. «Земляки» (5 часов).

Люди земли Черемисиновской: руководители района, работники промышленности, деятели науки и просвещения, жизнь и творчество которых, связаны с Черемисиновским краем. Знаменитые люди нашего района и деревни. Мастера декоративно-прикладного искусства.

Творческие работы:

  1. Трудовые подвиги наших земляков.

  2. Наши знаменитости.


Раздел VIII. «Род, семья, я» (6 часов).

Определение понятий «род», «семья», родословная, генеалогическое древо семьи. Виды родословия.

Творческие работы:

  1. Составление генеалогического дерева.

  2. Составление семейного альбома, устное описание родственников.

  3. История, ставшая легендой моей семьи.

  4. Составление истории о семейной реликвии.

  5. Мои знаменитые предки. Семейные праздники и традиции.


Раздел IX. «Страницы истории моего населенного пункта» (22 часа).

Первые упоминания о селе. История образования деревни Удерево, происхождение названия. Первые колхозы на территории поселения. Раскулачивание и репрессии. Методика изучения местных географических названий. Использование топонимики для изучения своей местности. Памятные и приметные места края. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться. Земляки – участники ВОв и современных конфликтов. Труженики тыла, дети войны. Трудовые подвиги земляков. Умельцы нашего села.


Творческие работы:

  1. Моё село России неизвестное.

  2. Детство, опалённое войной.

  3. Ветеран живет рядом.

  4. Игры моей бабушки.

  5. «Всё должно иметь имя».

  6. Удеревцы – участники войны в Афганистане.

  7. Легенды, предания и сказания о реках, холмах и оврагах земли Удеревской.

Экскурсия:

  1. Село Удерево и его окрестности.

2.Родники родного края.

3. На сельхозпредприятие (ферму).

4.По родному краю на тему: «Край, что сердцу дорог».

Встречи:

  1. Труженики тыла: «Горькие воспоминания».

  2. С главой Удеревского сельского совета на тему: «Наш край сегодня»

  3. Со старожилами на тему «Коллективизация в нашем селе».

Оформление стенда: «Наши выпускники».

Выставка работ умельцев поселка: «Умелые руки не знают скуки».

Раздел XI. «Итоговое занятие» (2 часа)

Оформление стенда:

«Малая родина: прошлое, настоящее, будущее».















Календарно-тематическое планирование


п./п.

Темы

Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика


Введение – 1 ч

1.

Введение.

1

-

1


Мой край на карте Родины - 4 ч

2

Физико-географическое положение и границы района. Административное деление.

1

0,5

0,5


3

Органы местного самоуправления. Руководители местного самоуправления.

1

1

-


4

Символика Черемисиновского района.

1

1

-


5

Творческая работа «Символы Черемисиновского района.

1

-

1


Природа Курского края - 8 ч

6-7

Рельеф, полезные ископаемые и их значение. Климат и внутренние воды, почвы.

2

1

1


8-9

Растительный и животный мир.

2

1

1


10-11

Природные ресурсы. Экологические проблемы и охрана природы.

2

1

1


12-13

Творческая работа «Река Косоржа и её притоки»

2

1

1


История развития района - 9 ч

14-15

История заселения и освоения края. История образования Черемисиновского района.

2

2

-


16

Становление Советской власти на территории района, период коллективизации и первые колхозы.

1

1

-


17-18

Населенные пункты, расположенные на Черемисиновской земле (происхождение названий, легенды, предания и сказания).

2

1

1


19

Демографическая ситуация в районе.

1

1

-


20-22

Храмы района.

3

1

2


Промышленность, сельское хозяйство, промыслы края 6 ч

23

Первые предприятия района. Современные предприятия (маслозавод, хлебозавод и т.д.).

1

1

-


24-26

Развитие и современное состояние сельского хозяйства.

3

1

2


27-28

История и причины возникновения народных промыслов края.

2

1

1


Эхо войны-5 ч

29-30

Черемисиновский край в годы Великой Отечественной войны.

2

1

1


31-33

Село – фронту. Золотые звёзды Черемисиновцев.

3

1

2


Земляки - 5 ч

34

Люди земли Черемисиновской: руководители района, работники промышленности, деятели науки и просвещения, жизнь и творчество которых, связаны с Черемисиновским краем.

1

1

-


35-36

Знаменитые люди нашего района и деревни.

2

1

1


37-38

«Дело мастера боится» (таланты нашего района)

2

-

2


Род, семья, я - 6 ч

39-40

Моя родословная. Виды родословия.

2

2

-


41-43

Проект «Моя родословная»

3

-

3


44

Конкурс сочинений «Мне есть, кем гордиться»

1

-

1


Страницы истории моего населенного пункта 22 ч

45-46

Первые упоминания о селе. История образования деревни Удерево, происхождение названия.

2

1

1


47-48

Родная школа, ее история, традиции.

2

1

1


49-50

Выпускники, которыми школа гордится

2

-

2


51-52

Трудовые подвиги удеревцев

2

-

2


53-54

Земляки – участники войны

2

-

2


55-56

Труженики тыла

2

-

2


57-58

Дети войны

2

-

2


59-60

«Солдат войны не выбирает» (участники современных конфликтов).

2

1

1


61-63

Проект «Книга Памяти села Удерево».

3

1

2


64-66

Умельцы нашего села.


3

-

3


Итоговое занятие -2 ч

67-68

Итоговое занятие. Защита проекта «Чем (кем) знаменит мой край?»

2


2



Итого

68

25,5

42,5



Оценивание: отзывы, грамоты, благодарности в портфолио ребенка, призы за участие.
























Список литературы

  1. Баринова И. И.. Внеурочная работа по географии. Москва «Просвещение» 1988 год.

  2. Василевская В.С. Моя родословная: Пособие для начальной школы. М., 1999. 48с.

  3. Воспоминания жителей села Удерево.

  4. Имя – судьба: Книга для родителей и крестных. – М.: Современный писатель, 1993. – 156 с.

  5. Малая Курская Энциклопедия (МКЭ). Статья «Сергеев, Александр Семёнович».

  6. Моя Родина — Черемисиновский район (К 65-летию со дня образования).

  7. Озеров В.П. Из истории храма Владимирской иконы Божьей Матери в селе Стаканово Черемисиновского района Курской области. Курск: МУП «Курская гортипография», 2014.

  8. Озеров В.П. Что имеем не храним. Курск: МУП «Курская гортипография», 2014.

  9. Периодическая печать. Газета «Слово народа» («Ленинское слово») Черемисиновского района».

  10. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. Москва «Просвещение» 1982 год.

  11. Семейные архивы семей учеников.

  12. Туристско-краеведческие кружки в школе. Методические указания для руководителей. Под редакцией В.В.Титова. Москва «Просвещение» 1988 год.

  13. Черемисиновский район: события, факты и люди. Исторические очерки. /Под общей ред. Ю.В. Федянина. - Курск: МУП«Курская гортипография», 2008г./







18



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа краеведческого кружка на тему "Моё село России неизвестное"

Автор: Грачёва Лариса Ивановна

Дата: 08.12.2015

Номер свидетельства: 263603


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства