kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактика и пути преодоления трудностей при подготовке обучающихся к выпускным экзаменам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определение видов трудностей при подготовке к ГИА, психологические рекомендации по их преодолению. Формы и виды контроля в Лицее. Когнитивные, личностные и процессуальные трудности при подготовке и сдаче ГИА. Психологические рекомендации при подготовке к ГИА родителям и обучающимся. Рекомендации обучающимся при подготовке к экзамену, накануне экзамена, в день тестирования, во время тестирования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика и пути преодоления трудностей при подготовке обучающихся к выпускным экзаменам»

ДОНЕЦКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 1


Тема: Профилактика и пути преодоления трудностей

при подготовке обучающихся к выпускным экзаменам

Цель: определение видов трудностей при подготовке к разным видам контроля, психологические рекомендации по их преодолению.

Вопросы:

  1. Формы и виды контроля в системе среднего образования контроля.

  2. Трудности при подготовке и сдаче ГИА, АК и основные пути профилактики

  3. Психологические рекомендации по преодолению трудностей при подготовке к экзаменам.

  1. Формы и виды контроля в современной системе среднего образования.

Формы контроля для обучающихся в лицее:

- Государственная итоговая аттестация (ГИА) – для обучающихся 9, 11 классов.

- Промежуточная аттестация, административные контрольные (АК) – для учащихся 2-8, 10 классов.

- Контрольные, самостоятельные работы, письменные и устные экзамены.

Виды контроля: изложения, диктанты, разноуровневые тесты, билеты, варианты и т.п.

2. Трудности при подготовке и сдаче ГИА и основные пути профилактики.

- Когнитивные трудности

- Личностные трудности

- Процессуальные трудности

Государственная итоговая аттестация имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. Ниже приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики.

2.1. Когнитивные трудности

Это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Хотя в настоящее время метод тестирования все шире применяется для проверки знаний учащихся, но реальность школьной практики не успевает за изменениями. В большинстве случаев обучение проводится традиционными методами.

Вместе с тем, тестирование предполагает формирование особых навыков: умения выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных, умения оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста.

Традиционное обучение на этом, как правило, не заостряет внимание. Напротив, акцент делается на связности изложения, умении выстраивать взаимосвязи в рамках отдельной темы

Процедура ГИА требует особой стратегии деятельности: ученику необходимо определить для себя, какие задания и в каком соотношении он будет выполнять. И здесь мы сталкиваемся еще с одной специфической проблемой. При традиционной форме проведения экзамена способы подготовки и организации деятельности во время экзамена более или менее одинаковы. На письменном экзамене ученики имеют набор заданий, с которым они должны справиться, на устном экзамене ученикам необходимо изложить заранее выученное содержание экзаменационного билета. Как правило, вариантов здесь не предусмотрено. На ГИА определение стратегии деятельности становится ключевым моментом, поскольку это во многом определяет экзаменационную оценку. Следование какой-то рекомендуемой, а не индивидуальной, эффективной для себя стратегии работы может привести к тому, что человек делает не то, что ему удобно, а то, как ему сказали, что, в конечном счете, приводит к снижению результата.

Выбор оптимальной стратегии может представлять некоторую трудность для ученика. На этот выбор оказывает влияние множество факторов.

Например, он может зависеть от уровня притязаний учащегося. Неумение адекватно оценивать свои возможности (завышенный или заниженный уровень притязаний) может привести к выбору неэффективной для себя стратегии (например, попытка обязательно, во что бы то ни стало решить задание части С – усложнённые, для высокой отметки, не доделав задания части А, которыми можно набрать основное количество баллов). Выбор стратегии, несоответствующей ожидаемому и возможному результату, может быть обусловлен и тем, что у ученика отсутствует информация о том, каким образом работа будет оцениваться, то есть фактически о том, к какому результату приведут те или иные стратегии.

Выбранная стратегия определяет также особенности планирования и распределения времени. Для того чтобы справиться с заданиями ГИА, требуется рационально распределить имеющийся временной промежуток в соответствии с выбранной стратегией и сложностью каждого задания: решить, сколько времени отвести на задания каждой группы, причем, скажем, на задания группы А его требуется меньше, чем на задания группы С. Неумение выпускника планировать время приводит к тому, что у него возникает страх не успеть, а это, в свою очередь, способствует нерациональному распределению времени и отрицательно влияет на результат.

Таким образом, для преодоления когнитивных трудностей необходимо двигаться в двух направлениях: осваивать навыки работы с тестами и помогать выпускнику вырабатывать индивидуальную стратегию деятельности. И если навыки работы - это в большей степени педагогическая задача, то выработка индивидуальной стратегии - это задача психологическая.

В данном контексте индивидуальная стратегия деятельности - это совокупность приемов и способов, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик, и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене.

2.2. Личностные трудности

Эти затруднения обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Прежде всего стрессовой является сама ситуация экзамена. На экзамене ученик должен за ограниченное количество времени продемонстрировать свои знания по определенному вопросу или справиться с предложенными заданиями, причем результаты этой деятельности будут оцениваться. На экзамене ребенок показывает, чего он на самом деле добился, каковы в действительности его знания. Традиционно в нашей школьной системе экзамены наделяются особой значимостью, а успешность или неуспешность ученика при сдаче экзамена активно обсуждается родителями и педагогами: «Все экзамены сдал на пятерки!» или «Ужас, завалил математику».

Экзамен - это не просто рядовая проверка знаний, это кульминационный момент, готовиться к которому начинаются заранее: «Как же ты с такими знаниями будешь сдавать экзамены?!» Стресс на экзамене связан с тем, что эта процедура напрямую связана с самооценкой подростка: насколько я действительно умен, насколько могу справиться с предложенными мне заданиями? Дефицит времени значительно повышает тревогу ученика, у него появляется страх «не успеть».

Что усугубляет психологические трудности выпускника?

Прежде всего, это отсутствие полной и четкой информации о процедуре проведения ГИА. При традиционной форме сдачи экзамена ученик может рассчитывать на поддержку со стороны взрослых, старших товарищей, учителей. Все они, так или иначе, сталкивались с экзаменами на различных этапах своей жизни и могут поделиться опытом: «Когда я сдавал экзамены (заканчивал школу и т.д.), я делал так». ГИА - это нечто новое не только в опыте ученика, но и в опыте окружающих его людей. Они не могут поддержать его, потому что у них это было не так! Известно, что дефицит информации повышает тревогу. В ситуации ГИА фактически этот дефицит не может компенсировать никто: ни родители, ни учителя, ни старшие товарищи.

Традиционно ситуация экзамена в школе во многом смягчается тем, что учеников окружают знакомые люди. Вне зависимости от того, как учителя относятся к подростку, их поведение предсказуемо, что во многом способствует снижению тревоги, которую он испытывает. Фактически на традиционном экзамене ученик, с одной стороны, находится в ситуации большей психологической защищенности. С другой стороны, конечно, эта защищенность может оборачиваться необъективностью педагога («Это не я так плохо знаю, это меня учитель завалил»). Но даже такая необъективность может поддерживать ученика, поскольку позволяет ему «сохранить лицо»: обесценивание учителя помогает поддерживать собственную самооценку, а мысль о том, что «вступительные экзамены в институт еще покажут, как я знаю на самом деле», тоже снижает тревогу.

При сдаче ГИА выпускники лишены такой поддержки. Там все чужое: люди, учащиеся, помещение. Принимают и оценивают результаты экзамена незнакомые люди, что приводит к повышению тревоги и недостаточной сконцентрированности на задании.

Раньше выпускные экзамены традиционно считались своего рода «репетицией» вступительных экзаменов в ВУЗ, что в значительной мере способствовало снижению тревоги при поступлении в институт. ГИА - это сразу два экзамена - выпускной и вступительный, что повышает его субъективную значимость, а следовательно, и уровень тревоги учащихся.

Подводя итоги, отметим, что основное следствие личностных трудностей - это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Тревога - это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность. Поэтому преодоление личностных трудностей прежде всего должно быть направлено на снижение тревоги.

2.3. Процессуальные трудности

Это проблемы, которые связаны с самой процедурой ГИА. Мы уже говорили о том, что эта процедура во многом имеет инновационный, непривычный для детей характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.

Можно выделить несколько групп процессуальных трудностей.

Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. 

Процедура ГИА предполагает особую форму заполнения бланков, которая является непривычной для учащихся. Обычно выпускники фиксируют свои ответы на том же листе, где записаны вопросы, по необходимости пользуясь черновиком. Задание и ответ в такой ситуации представляют собой нечто целостное, что позволяет также при проверке обнаружить возможные ошибки. Процедура ГИА разводит вопрос и ответ, что создает школьникам дополнительные сложности. У них может возникнуть страх ошибиться при заполнении бланка, и такие ошибки действительно могут появиться у детей с проблемами внимания.

Возможны также трудности с кодированием-раскодированием информации (соотнесением содержания и соответствующего ему номера).

Трудности, связанные с непривычной ролью взрослого. Обычно на экзамене педагог, особенно работающий в данном классе, совмещает функции поддержки и оценки. В ситуации ГИА присутствующие педагоги - это только наблюдатели, что также может повышать тревогу у выпускников.

Трудности, связанные с критериями оценивания ответа. Контраст с привычными проверочными процедурами действительно велик (обычно - личный контакт с экзаменатором, здесь - отсутствие такового, обычно - развернутый цветистый ответ, здесь - лаконичный и т.п.).

Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей. ГИА предоставляет выпускнику значительно более активную позицию, нежели традиционная школьная система. Обычно ученики не имеют права оценивать содержание предлагаемого им задания и тем более оспаривать полученные ими оценки, тогда как процедура ГИА предполагает обе эти возможности. Естественно, что в ситуации традиционного школьного обучения у обучающегося не формируется умение открыто заявлять о себе (задавать уточняющие вопросы, заявлять о своих правах), тем более в незнакомой аудитории, незнакомому взрослому.

Следствием такого рода трудностей может явиться пропуск возможных шансов апелляции.

Процессуальные трудности вызваны в основном недостаточным знакомством с процедурой экзамена, и их преодоление должно ориентироваться на овладение детьми специфическими навыками, определяемыми особенностями процедуры ГИА.

Итак, очевидно, что природа возможных трудностей не только педагогическая, но и психологическая. Поэтому психологическая подготовка к ГИА представляется нам совершенно необходимой. Заниматься этим может не только психолог. Для того чтобы обеспечить полноценную психологическую подготовку, очень важно объединить силы всех вовлеченных сторон: выпускников, педагогов, родителей.


Психологическая подготовка выпускников к ГИА должна состоять из нескольких компонентов. Фронтальная подготовка учащихся, предоставляющая им необходимую информацию о правилах и нормах процедуры ГИА и направленная на выработку индивидуального стиля работы.

Выработка индивидуальных стратегий поддержки для конкретных учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Привлечение родителей: ознакомление их со спецификой ГИА.

Ситуация ГИА является сложной практически для всех выпускников. Вместе с тем различные группы учащихся могут испытывать специфические трудности в зависимости от особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы.


3. Психологические рекомендации по преодолению трудностей при подготовке к экзаменам.

3.1. РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫПУСКНИКАМ И ИХ РОДИТЕЛЯМ

Настроиться на обычный экзамен детям порой помогают родители, которые могут опереться в этом на свой личный опыт. Но в отношении ГИА, так называемого – тестирования, родители чувствуют себя совершенно растерянными – ведь с ними такого никогда не было. Как поддержать любимое чадо в трудную минуту? В чем ребенок нуждается именно перед сдачей ГИА? В чем специфика такого рода экзаменов? Как и чем помочь своему ребёнку?
Хорошо бы учителям и школьным психологам проводить консультации по подготовке к тестированию не только для выпускников, но и их родителей. Ведь не секрет, что успешность сдачи экзамена школьником во многом зависит от настроя и отношения его родителей. Преподаватели - предметники порой слишком мало общаются с родителями учащихся, чтобы обсуждать с ними тонкости психологического настроя.

Тестирование как новая форма экзамена еще только накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.

Мы постарались собрать для вас полезную информацию, которая поможет выпускникам и их родителям лучше ориентироваться в специфике ГИА, а главное – подскажет, на что настраиваться и к чему заранее готовиться.

В процессе обучения педагогам следует активнее использовать тестовые технологии. Ведь не зря говорят: «Нельзя научиться плавать, стоя на берегу». Зная типовые конструкции тестовых заданий, учащийся практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов и других заданий, то есть в случаях не столь эмоционально напряженных.

Ученые считают, что психотехнические навыки сдачи экзаменов, тестов не только повышают эффективность подготовки к ним, позволяют более успешно вести себя во время экзамена или тестирования, но и способствуют развитию навыков мыслительной работы в целом, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

3.2. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Уважаемые родители, Ваш ребёнок впервые идёт на тестирование. Экзамен, результат которого покажет не только знания, умения и навыки, которые приобрёл Ваш ребёнок за годы обучения, но и психологическую готовность его быть самостоятельным, быть «один на один» с собой и своими знаниями. Рядом не будет соседа по парте, учителя, никого, кто смог бы поддержать. Победит и пройдёт испытание - умный и спокойный человек. «Ему повезло» - так могут сказать только неудачники. Итак:

1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене или тестировании.

2. Не критикуйте его после экзамена.

3. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

4. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. (Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально сорваться).

5. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
6. Повышайте их уверенность в себе. Чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

7. Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

8. Контролируйте режим подготовки к экзаменам. Не допускайте перегрузок, объясните ребенку, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

9. Обеспечьте дома удобное место для занятий. Проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
10. Обратите внимание на питание ребенка. Во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. (Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага, стимулируют работу головного мозга.)

11. Если ребёнку необходимо принимать лекарственные препараты, обратите внимание, чтобы они не имели седативного (снотворного) эффекта.

12. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

13. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

14. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов.
15. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

16. Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться.

17. Помните: - никто не может быть абсолютно совершенным.

18. Ваш ребёнок, когда появился на свет, ничего не умел, посмотрите, сколько всего он умеет сейчас.

19. Поддерживайте своих детей. Помогайте им. Хвалите, поощряйте за хорошие поступки.

20. Любите своих детей.

21. Каждый ребёнок – индивидуальность: он самый умный, самый сильный.

22. Не живите сами в стрессе и не создавайте условий, в которых ваш ребёнок будет жить в постоянном стрессовом состоянии.

23. Поступайте со своими детьми так, как хотели бы чтобы поступали с вами в их возрасте.

3.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫПУСКНИКАМ

3.3.1. Подготовка к экзамену

1. Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, ручки и т.п.

2. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.

3. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы.

4. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.

5. Начни с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно раскачаться, можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет. (Первым надо выполнить «неприятное» дело).

6. Чередуй занятия и отдых: скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, потанцевать, принять душ.
7. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
8. Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

9. Тренируйся с секундомером или часами в руках, засекай время выполнения тестов (причём время до звонка должно быть меньше минут на 10-15, чем на тестировании – для организационных моментов).

10. Готовясь к тестам или экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

11. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

12. Введи для себя правило: каждый день 60 минут для «ДЕЛА»!

13. … и ещё повтори печатное написание букв русского и украинского и др. алфавитов.

3.3.2. Накануне экзамена

Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Итак:

1. С вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку.

2. Необходимо хорошо выспаться, чтобы чувствовать себя с утра отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

3. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования (для этого нужно заранее узнать месторасположение пункта проведения ГИА).

4. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

5. Если в помещении холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене несколько часов.

6. Не принимай сильнодействующих успокоительных, седативных или антигистаминных лекарственных препаратов (чтобы не быть с расторможенной нервной системой). Не пей успокоительных средств, особенно если они с седативным (снотворным) эффектом.

7. Накануне тестирования - выспись, хорошо отдохни.

3.3.3. В день тестирования

1. Утром организму необходим лёгкий завтрак.

2. Не будь голодным, но и не переедай.

3. Не употребляй крепкий кофе.

4. Не принимай успокоительных препаратов.

5. Не думай о конфликтных ситуациях и личных проблемах.

6. Не используй парфюм с сильным запахом. Помни: самый лучший запах – это отсутствие любых запахов.

3.3.4. Во время тестирования

7. Будь внимателен!

В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими бук­вами писать, как кодировать номер школы и т.д.). От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов! И количество времени, оставшееся после организационных мероприятий на прохождение теста.
8. Бланк ответов ты заполняешь только печатными буквами! (регистрационный бланк, сами ответы и пр.).

Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква «А», печатное написание маленькой буквы «А» такое же как и заглавной. Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.

9. Сосредоточься!

Постарайся максимально сосредоточиться и забыть о тех, кто тебя окружает. Для тебя должны существовать только текст задания и часы, которые регламентируют время.

10. Торопись не спеша!

Жёсткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тек, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

11. В заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов с заголовком «Номера заданий с выбором ответа из предложенных вариантов» ты должен под номером задания пометить знаком «Х» ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа. В заданиях ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов для таких заданий есть поля с заголовком «Краткие ответы на задания без вариантов ответа для выбора», куда ты аккуратно вписываешь свой ответ (слово или число) рядом с номером задания (печатными буквами). Запись формул или математических выражений, каких-либо словесных заголовков или комментариев не допускается.

12. В заданиях части В дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на отдельном бланке. Очень важно переписать в специальное поле в правом верхнем углу указанного бланка индивидуальный номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие дополнительные сведения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся.
13. Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях типа А, используя резервные поля с заголовком «Отмена ошибочных меток». Исправления делаются только по инструкции организаторов. Количество допускаемых исправлений – не больше шести.

14. В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.

15. Начни с наиболее лёгких заданий!

Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливайся на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнёт работать чётко и ясно, и ты войдёшь в рабочий ритм. Ты освободишься от нервозности, и твоя энергия потом будет направлена на тяжёлые вопросы.

16. Пропускай!

Нужно научиться пропускать тяжёлые и непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто безумно не добрать баллов только потому, что ты не дошёл «до своих» заданий, а заострить внимание на тех, которые вызывают у тебя трудности.

17. Читай задание до конца!

Будь сосредоточен и внимателен к деталям, подробностям. Спешка не должна приводить к тому, что ты хочешь понять условия задания «по первым словам» и добываешь концовку из собственных представлений.

18. Думай только о текущем задании!

Когда ты видишь новое задание, забудь всё, что было в предыдущем. Задание в тестах не связаны одно с другим, поэтому знания, которые ты применил в одном, как правило, не помогают, а только мешают концентрироваться и правильно решать новое задание.

Эта рекомендация даёт и другой бесценный психологический эффект –

19. Забудь о неудаче в прошлом задании! Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.

20. Исключай!

Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в результате сконцентрировать внимание всего на одном – двух вариантах, а не на всех пяти – семи (что намного сложнее).

21. Запланируй два круга!

Рассчитай время так, чтобы за две трети всего проведённого времени пройтись по всем лёгким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, которые оказались для тебя доступными, а потом спокойно вернуться и подумать над тяжёлыми, которые тебе сначала пришлось пропустить («второй круг»).

22. Угадывай!

Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь отдать предпочтение какому-то ответу перед другими, то интуиции следует доверять! При это выбирай тот вариант, который кажется более вероятным

23. Проверь!

Оставь время для проверки своей работы для того, чтобы успеть пробежать глазами и отметить явные ошибки.

24. Не расстраивайся!

Нужно хотеть выполнить все задания, но надо помнить, что на практике это не реально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудностей, и количество решённых тобой заданий вполне может быть достаточно для хорошей оценки.

25. Следи за разборчивостью своего почерка.

26. Будь собран, не теряй драгоценные минуты.

27. Не отвлекайся и не отвлекай других ребят.

28. Не порть настроение себе и другим.

29. Не будь агрессивным, тревожным, нервозным, безразличным, пассивным.

30. Избегай чрезмерного шума.

31. Будь уверен в себе: ты – умён! Ты – знающий! У тебя всё получится!


- Главное: залог успешной сдачи экзамена – заблаговременная подготовка к нему.

- Помните: главное – снизить напряжённость и тревожность ребёнка нужно обеспечить ему необходимые условия для занятий.

- Пусть твоим девизом будут слова знаменитого полководца А. В. Суворова

«Будь сегодня лучше, чем вчера.

Не оглядывайся назад.

Верь в свои силы».



Практический психолог Сидоренко Л. И.




Литература:

  1. Богданова М.В. Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе. http://festival.1september.ru/articles /524401/

  2. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день/ 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Новая школа: АСТ-Пресс, 1998.

  3. Коротченко Н.В. Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ как инновационная составляющая образовательного процесса // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: «Инновационное развитие системы образования в Российской Федерации». – М.: Паганель, 2011.

  4. Стебнева Н., Королева Н. журнал "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября" No 29/2003.

  5. Филакова Е.М., Шабатина Ю.А. Модель психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ. http://festival.1september.ru /articles/569551/

  6. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009.

  7. Чуча О. Психологическая готовность к ЕГЭ. http://www.proforientator.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=386:2010-05-28-13-10-37&catid=20:2009-11-10-14-33-40

  8. Интернет-рессурс http://school-sanatintpetr.narod.ru/Psixolog.htm   

  9. Журнал «Завуч», №8,1999.

  10. Журнал «Школьный психолог», №13, №15, 2004.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сидоренко Лариса Ивановна

Дата: 05.04.2016

Номер свидетельства: 315094


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства