kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ в объединении художественно-эстетической направленности «Волшебная палитра» для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Особенно трудно этот судьбоносный выбор дается детям с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные возможности которых в той или иной мере также ограничены.

Просмотр содержимого документа
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ в объединении художественно-эстетической направленности «Волшебная палитра» для детей с ОВЗ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

в объединении

художественно-эстетической направленности «Волшебная палитра» для детей с ОВЗ

Педагог: Коваль С.В.

В новых социально-экономических условиях нашего общества актуален вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов министерства образовании Российской Федерации.

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества. Дополнительное образование предоставляет ребёнку с ОВЗ максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки. Полученные знания и умения в системе дополнительного образования могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.

Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Особенно трудно этот судьбоносный выбор дается детям с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные возможности которых в той или иной мере также ограничены.

С каждым годом возрастает потребность создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей с ОВЗ, необходимого для их социализации и интеграции в общество.

Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.

Необходимо обеспечить условия, при которых дети с ОВЗ будут социализированы и профориентированы.

Можно выделить несколько этапов профориентационной работы. На первом этапе – предварительном – решаются следующие задачи:

 сбор информации о ребенке (первичное психолого-педагогическое обследование, диагностика социального здоровья);

 анализ полученной информации (какие из выявленных проблем являются первоочередными);



 динамическое изучение психического развития ребенка, определение соответствия выбранной программы обучения реальным учебным достижениям и уровню развития ребенка, при необходимости изменение образовательного маршрута;  консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем развития, социализации, профориентации;

 составление рекомендаций для родителей по дальнейшему сопровождению ребенка; - формирование установок на труд и позитивное отношение к труду; - развитие общетрудовых и предпрофессиональных качеств и навыков; - формирование базовых ценностей, норм и правил профессионального поведения; - формирование адекватной самоидентификации.

Второй этап – диагностический – включает в себя задачу по выявлению индивидуальных особенностей и возможностей конкретного ребенка к освоению тех или иных видов трудовой и/или профессиональной деятельности с учетом характера его заболевания.

Третьим этапом является формирующий, на котором происходит: - развитие установок и мотиваций к рекомендуемым с медицинской точки зрения видам трудовой деятельности; - развитие качеств, имеющих важное значение для успешности в показанных видах деятельности; - сглаживание и ликвидация неадекватных установок на освоение не рекомендованных с психологической и/или медицинской точки зрения профессий и специальностей (что требует совместных усилий родителей, воспитателей, психологов и других специалистов и проявления особого такта в беседах, затрагивающих эту, порой болезненную для ребенка тему); - содействие в осуществлении адекватного профессионального выбора.

Опрос детей и родителей показывают недостаточную сформированность профнамерений, низкую информированность о профессиях художественной направленности и учреждениях профессионального художественного образования. Даже представив себе свою будущую профессию с изобразительным искусством, они зачастую плохо представляют, с каким видом деятельности придется столкнуться в выбранной профессии.  И необходимо не просто помочь расширить кругозор обучающихся в многообразии профессий и специальностей художественного направления, а также художественных образовательных услуг города, региона, но и оказать помощь в самоопределении в изобразительном искусстве и формировании способности будущего выпускника к самостоятельной осознанной ориентации на рынке образовательных услуг. А это невозможно без интеграции художественных дисциплин и профориентационной работы.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.

Обучающиеся с ОВЗ - это особая категория детей, сложная и разнохарактерная. Различные аномалии развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях.

У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья наряду с физическими проблемами существуют отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Возбудимость, чувствительность, пассивность этих детей обусловлена не только физическими проблемами здоровья, но и дефицитом общения и социального развития в целом .

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому применению знаний, умений и навыков, полученных на уроках, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу, получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей – это образование поисковое, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), помогающее личности определиться с выбором профессии, стимулирующее процессы личностного саморазвития .

Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей и особенно у детей ОВЗ. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей. Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В процессе рисования, лепки, аппликации учащийся испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается.

Творческая деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Отсюда видно, что творчество является важнейшим инструментом интеллектуальной деятельности человека и средством познания детей. Поэтому и возникает необходимость стимулировать и развивать творчество детей.

Несмотря на то, что педагоги включают в свою деятельность разнообразные педагогические условия, практика показала, что детей действующих творчески мало. Тогда возникает проблема дальнейшего поиска педагогических условий, формирующих творческие способности младших школьников.

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. Декоративно - прикладное искусство не утратило своей актуальности в наши дни, так как тесно связано с искусством дизайна. У них общие средства выражения.

Цель профориентации в объединении художественно-эстетической направленности : создать условия для профессионального самоопределения обучающихся в сфере изобразительного , декоративно-прикладного и пр. искусства, построение индивидуального образовательного маршрута на пути к поступлению в выбранное учебное заведение.
Для реализации этой цели необходимо выполнение следующих задач:
— выявить интересы, склонности учащихся, направленности личности, определение мотивации профвыбора, определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований;
— провести диагностику первичных профнамерений и их динамики;
— познакомить обучающихся с многообразием художественных профессий и специальностей;
— познакомить учащихся с профессиографическими характеристиками профессий художественно-эстетического направления, о качествах и способностях личности, необходимых для их освоения;
— проведение профессиональных проб;
— ориентировать обучающихся в образовательной карте города, региона, страны: расширить представления об художественных образовательных услугах города (ДХШ, ДШИ, ЦДТ, художественные студии, подготовительные курсы), сферах профессиональной деятельности и возможностях получения профессинального художественного образования в городе, в России (ССУЗы, ВУЗы).

Таким образом, с помощью комплексного подхода и системы использования интегрированных занятий и нетрадиционных приемов работы развивается художественное творчество детей и мотивация в достижении успеха.

Реализация профориентационной работы помогает обучающимся создать более целостное представление о специальностях профессий художественной направленности, разобраться в своих способностях и качествах личности, соотнести их с собственными профессиональными предпочтениями, спроектировать дальнейшие пути получения образования


Литература:


1. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы

дополнительного образования. Методические рекомендации. Серия «Инклюзивное

образование» / М. 2012 год.

2. Донченко А.С. «Профессиональная ориентация детей с ограниченными

возможностями здоровья».

3. Кушниренко Т.В. Методические рекомендации по организации

профориентации детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

4. Портал «Образование без границ» http://edu-open.ru

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3"0б образовании в

Российской Федерации”



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коваль Светлана Владимировна

Дата: 11.04.2020

Номер свидетельства: 546193

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства