Проект программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
Проект программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровье сберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровье сберегающей компетентности. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению»
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Проект программы внеурочной деятельности
Направление: спортивно-оздоровительное
«Путешествие по тропе здоровья»
Срок реализации: 1 год
Класс: 4
Подготовила студентка Ш-31 группы
Смирнова Ирина Юрьевна
Ейск, 2021 г.
Пояснительная записка
Программа «Путешествие по тропе здоровья» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения. Адресована программа для СОШ № 7.
Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровье сберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровье сберегающей компетентности. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Направленность: рабочая программа «Путешествие по тропе здоровья» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников.
Цель программы: формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения.
Задачи программы
Формирование представлений о:
факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
Место курса внеурочной деятельности: занятия проводятся в учебном кабинете, в спортзале, детской площадке и школьном стадионе. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Роль: подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровье-сберегающих практик.
Срок реализации программы - 1 год.
Возраст детей – 8-10 лет (4 класс).
Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим занятий, программа рассчитана на 34 ч. в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 1 час в группе от 5 до 30 человек.
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это игры, беседы, тесты и анкетирование, экскурсии, круглые столы.
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Принципы программы
Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
Программа рассчитана на 34 ч. в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 1 час в группе от 5 до 30 человек.
Ожидаемые результаты реализации программы
К концу обучения учащиеся научатся:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Вести безопасный, здоровый образ жизни.
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий на уроке.
учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
слушать и понимать речь других.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Способы проверки: педагогическое наблюдение, мониторинг, анализ результатов.
Формы подведения итогов реализации программы: Спортивный праздник «Ты, я, он, она – вместе дружная семья».
Учебно – тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего,
час.
В том числе виды занятий
теоретические
практи-ческие
1.
Раздел: «Наше здоровье»
4
2
2
1.1.
«Что такое здоровье»
1
30 мин.
30 мин.
1.2.
«Что такое эмоции»
1
30 мин.
30 мин.
1.2.
«Чувства и поступки»
1
30 мин.
30 мин.
1.3.
«Стресс»
1
30 мин.
30 мин.
2.
Раздел: «Как помочь сохранить себе здоровье?»
3
0
3
2.1.
«Учимся думать и действовать»
1
-
1
2.2.
«Учимся находить причину и последствия событий»
1
-
1
2.3.
«Умей выбирать»
1
-
1
3.
Раздел: «Что зависит от моего решения»
2
0
2
3.1.
«Принимаю решение»
1
-
1
3.2.
«Я отвечаю за своё решение»
1
-
1
4.
Раздел: «Злой волшебник – табак»
1
1
1
4.1.
«Что мы знаем о курении»
1
1
1
5.
Раздел: «Почему некоторые привычки называются вредными»
5
1
4
5.1.
«Зависимость»
1
1
-
5.2.
«Умей сказать НЕТ»
1
-
1
5.3.
«Как сказать НЕТ»
1
-
1
5.4.
«Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ»
1
-
1
5.5.
«Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения»
1
-
1
6.
Раздел: «Помоги себе сам»
1
0
1
7.
Раздел: «Злой волшебник – алкоголь»
3
1
3
7.1.
«Алкоголь»
1
1
1
7.2.
«Алкоголь – ошибка»
1
-
1
7.3.
«Алкоголь – сделай выбор»
1
-
1
8.
Раздел: «Злой волшебник – наркотик»
2
1
1
8.1.
«Наркотик»
1
1
-
8.2.
«Наркотик – тренинг безопасного поведения»
1
-
1
9.
Раздел: «Мы – одна семья»
2
2
0
9.1.
«Моя семья»
2
2
-
10.
Раздел: «Повторение»
11
7 ч. 30 мин.
3 ч. 30 мин.
10.1.
«Дружба»
1
30 мин.
30 мин.
10.2.
«День здоровья»
1
-
1
10.3.
«Умеем ли мы правильно питаться»
1
1
-
10.4.
«Я выбираю кашу»
1
1
-
10.5.
«Чистота и здоровье»
1
30 мин.
30 мин.
10.6.
«Откуда берутся грязнули»
1
30 мин.
30 мин.
10.7.
«Чистота и порядок»
1
1
-
10.8.
«Будем делать хорошо и не будем плохо»
1
1
-
10.9.
«КВН «Наше здоровье»
1
1
-
10.10.
«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
1
1
-
10.11.
«Будьте здоровы!»
1
-
1
ИТОГО:
34 ч.
15 ч. 30 мин.
20 ч. 30 мин.
Содержание изучаемого курса
Наше здоровье (4 ч)
«Что такое здоровье?» (Беседа о том, что такое здоровье. Практическая работа. Измерение пульса, веса, роста.)
«Что такое эмоции?» (Работа со словарём. Практическая работа. Изобразить различные эмоции.)
«Чувства и поступки» (Беседа по теме. Практическая работа. Изображение человека в том же состоянии, что и вы сейчас)
«Стресс» (Беседа по теме. Практическая работа. Находим признаки стресса и действия, позволяющие его снять)
Как помочь сохранить себе здоровье (3 ч)
«Учимся думать и действовать» (Беседа по теме. Игра «Комплимент»)
«Принимаю решение» (Беседа по теме. Игра «Давай поговорим»)
«Я отвечаю за своё решение» (Игра «Продолжи предложение»)
Злой волшебник – табак (1 ч)
«Что мы знаем о курении» (Беседа по теме. Практическая работа. Нарисовать страну, в которую попали дети. Подвести к выводу о вреде табакокурения.)
Почему некоторые привычки называются вредными (5 ч)
«Зависимость» (Беседа по теме)
«Умей сказать НЕТ» (Составление памятки. Работа со словарём)
«Как сказать НЕТ» (Игра «Давай поговорим»)
«Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ» (Игра «Выбери правильный ответ»)
«Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения» (Работа с «Деревом решений»)
Помоги себе сам (1 ч)
«Волевое поведение» (Игра «Сокровища сердца»)
Злой волшебник – алкоголь (3 ч)
«Алкоголь» (Беседа по теме. Игра «Беседа по кругу»)
«Алкоголь – ошибка» (Игра «Выбери ответ»)
«Алкоголь – сделай выбор» (Работа с «Деревом решений»)
Злой волшебник – наркотик (2 ч)
«Наркотик» (Анализ ситуаций. Беседа по теме.)
«Наркотик – тренинг безопасного поведения» (Игра «Давай поговорим! Работа с деревом решений.)
Мы – одна семья (2 ч)
«Моя семья» (Анализ ситуаций. Беседа по теме.)
Повторение (11 ч)
«Дружба» (Беседа по теме. Анализ ситуации. Игра «Комплимент»)
«День здоровья» (Рассуждения детей по поводу организации минуток отдыха на уроке.)
«Умеем ли мы правильно питаться» (Сюжетно – ролевая игра «Мы идём в магазин»)
«Я выбираю кашу» (Рассуждения детей по поводу каши на завтрак. Работа со словарём.)
«Чистота и здоровье» (Дискуссия на тему. Практическая работа. Составить комплекс упражнений.)
«Откуда берутся грязнули» (Дискуссия на тему. Составление памятки.)
«Чистота и порядок» (Знакомство с новыми играми. Освоение правил игры. Взаимодействие в группе.)
«Будем делать хорошо и не будем плохо» (Знакомство с новыми играми. Освоение правил игры. Взаимодействие в группе.)
«КВН «Наше здоровье» (Умение работать в команде. Ставить и добиваться выполнение цели.)
«Я здоровье берегу – сам себе я помогу» (Взаимодействие в команде во время игры, умение распределять обязанности, оценивание своей деятельности по окончанию игры.)
«Будьте здоровы!» (Игра «Письмо». Практическая работа. Выпуск стенной газеты.)
Требования к уровню подготовки обучающихся
В процессе реализации программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Путешествие по тропе здоровья» обучающиеся должны:
знать:
правила гигиены повседневного быта;
особенности физического развития младшего школьника;
влияние неправильной осанки и плоскоспопия на здоровье;
показатели самоконтроля за состоянием своего здоровья;
правила предупреждения простудных заболеваний;
основные правила закаливания организма;
что такое близорукость и как она влияет на здоровье человека;
основы рационального питания;
способы воспитания двигательных способностей;
основные виды движения;
виды подвижных игр;
правила игры;
основы лыжной подготовки;
малые формы двигательной активности4
особенности воздействия двигательной активности на организм человека.
уметь:
применять на практике приобретённые знания о правилах ведения здорового образа жизни;
составлять индивидуальные планы и программы по улучшению своего здоровья;
вести дневник самоконтроля;
делать точечный массаж;
самостоятельно выполнять профилактические и общеукрепляющие комплексы физических упражнений;
играть в подвижные игры, соблюдая правила;
самостоятельно совершать лыжные прогулки;
применять полученные навыки в самостоятельных и групповых занятиях.
Перечень учебно-методического обеспечения
Материально- техническое обеспечение
№
п/п
Наименование
Сокращение
Периодичность использования
1
Система тестирования качества знаний
СТКЗ
Итоговый контроль
2
Интерактивная доска Interwrite
ИД
Каждый урок
3
ПроекторVivitek D791ST
П
Каждый урок
4
МФУ KYOCERA
МФУ
5
Акустические колонкиTopDevise
АК
Совместно с
ПК
6
Разветвитель Axiom
7
Документ камера GaokeGK -9000A
ДК
1-2 урока в неделю
8
Компьютер мобильный (ноутбук) педагога
ПК
Каждый урок
9
Практические рекомендации
(пособие для учителя)
Список литературы
Литература для учащихся
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
Литература для учителя
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.