8
Социально-значимый экологический проект
«Чистота планеты начинается с меня!»
Руководители проекта: Савельева Елена Фёдоровна, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №2 имени А.И. Исаевой», Максём Раиса Петровна, педагог-организатор МБОУ «СОШ №2 имени А.И. Исаевой».
Введение: В современном мире остро стоят проблемы, тесно связанные с состоянием окружающей среды. Человек часто не обдуманно использует природные богатства, не задумываясь о том, что они могут закончиться. А в природу мы возвращаем тонны отходов, даже те, которые еще можно как-либо использовать. Мы привыкли к тому, что бумага это обычная вещь в жизни человека, с которой мы сталкиваемся ежедневно, не задумываясь о том, сколько вырубается деревьев для нужд человека. Потребность в бумаге возрастает с каждым днем, а значит, вырубается все больше деревьев. Конечно, еще ведется посадка деревьев, но деревья растут очень медленно и многие не вырастают до полноценного дерева из-за засухи, заморозков, болезней, пожаров. Поэтому важно сохранить от вырубки как можно большее количество деревьев. Частично решить эту проблему можно собирая ненужную бумагу и картон, т.е. используя макулатуру, так мы сократим число вырубленных деревьев, а ведь леса – это легкие нашей планеты. Человек ленится сортировать мусор, даже если там где он живет, созданы условия для сбора разных видов отходов. А ведь это не так уж и сложно. Для того чтобы отходы из разных материалов разложились должно пройти много времени и при этом многие из них выделяют в окружающую среду вредные вещества.
Макулатура – это уже использованный продукт бумажного производства, то есть то, что может подлежать вторичной переработке для получения новой продукции.
Вы задумывались, что происходит с газетой, журналом или брошюрой после того, как вы ее прочтете? Если вы ее выбросили, она окажется на свалке, где ей предстоит мирно догнивать среди другого мусора. А если вы сдали ее как вторичное сырье (макулатуру), то она получит вторую жизнь.
Макулатура – это материал, (Приложение 1) который заменяет древесину при производстве бумаги. Страны Европы давно поняли, что вторсырье может приносить прибыль. Германия является лидером по его переработке. Россия и Беларусь также активно начали осваивать эту прибыльную отрасль. Чтобы изготовить 1 т целлюлозы, понадобится около 5 кв. м древесины, а это более 15 деревьев. Использование отработанного бумажного материала позволяет сохранить экологические легкие планеты. Кроме экономии живой природы существенно снижается количество используемой жидкости. Так, для переработки первичного сырья необходимо 160 кубических метров воды. Для использованной бумаги – чуть больше 16. (Приложение 2). Внедрение в производство новых технологий позволяет фильтровать и заново подавать жидкость по замкнутому циклу.
Таким образом, макулатура – это материал, позволяющий существенно экономить деревья и пресную воду. Существует мнение, что из макулатуры можно производить только некачественную продукцию, такую как туалетную или оберточную бумагу. Но это не так.
Новые современные технологии получают широкое распространение в России, позволяя из макулатуры выпускать не только чистейшую белую бумагу, но и новые строительные материалы.
В качестве основного направления внедрения новых технологий в процесс переработки макулатуры, выбрано направление последующего выпуска экологически чистых товаров, ваты, санитарно-гигиенических материалов, теплоизоляционного материала.
Технология переработки макулатуры подразумевает прохождение нескольких этапов. Сначала макулатуры проходит процесс тщательного дробления на волокна, попутно обрабатываясь специальными добавками, основное назначение которых обеззаразить полученную массу и добиться меньшей горючести материала.
В результате этих манипуляций, получается сыпучее сухое вещество с низкой теплопроводностью. В ходе переработки макулатуры, важным фактором являются небольшие энергозатраты, позволяющие добиться уменьшения себестоимости получаемой продукции. Более чем 80% сырья, используемого для производства бумажной продукции, удается получить из переработанной макулатуры. В качестве добавок используются буры и борная кислота, которые не только повышают качество получаемой бумажной массы, но делают ее стерильной.
Налаживаемый выпуск панелей из эковаты, может кардинально изменить ситуацию с использованием эковаты в строительстве и в других отраслях народного хозяйства.
Макулатура идет на производство волокнистых плит, которые в основном используются для внутренней отделки помещений. Материал отличается высокими технологическими характеристиками, главная из которых, это экологическая безопасность. При переработке отходов из ламинированной бумаги, получаются бумажно-полимерные плиты, которые широко используются в качестве отделочного материала.
В качестве другого основного направления использования макулатуры, можно назвать производство целого спектра кровельных материалов.
Наиболее широкое распространение получило производство тары и упаковки из получаемого вторичного сырья. Хорошо всем известные клетки и кассеты для яиц, различные упаковочные листы и прокладки для упаковки продуктов питания, бытовой техники, мебели и других товаров народного потребления. Макулатура группы «А», самый высокий класс, используется для выпуска отличной офисной бумаги, бумаги для полиграфической отрасли. В ходе переработки, их качественной макулатуры получают целлюлозу, которая снова идет на изготовление новой полиграфической продукции, бумаги для письма и печати. В процессе переработки различной цветной, ламинированной и глянцевой бумаги, отходов полученных из оберток, красочных упаковок, газет и журналов, получается сырье для изготовления различных кровельных материалов, тары и упаковки, картон.
Глядя на широкое изобилие товаров, которые выпускаются с использованием вторичного сырья, говорить о том, что макулатура предназначена, в основном для выпуска низкосортных товаров, по крайней мере, выглядит не корректным.
Из макулатуры можно получить: новые бумажные изделия, туалетную бумагу, материалы для теплоизоляции, эковату, теплоизоляционный материал, волокнистые плиты, панели из эковаты, бумажно-полимерные плиты, производство целого спектра кровельных материалов, производство упаковочных и оберточных материалов, упаковки для продуктов питания, лотки для яиц, материалы для упаковки бытовой химии и бытовых электроприборов. Одноразовые горшки для рассады и пророста семян. Одноразовая посуда, автомобильные коврики, одноразовая одежда, картон…
Один из самых эффективных способов организовать масштабный сбор макулатуры — привлечь к этому процессу школы. Ведь у людей накапливается огромное количество бумаги, книг, брошюр, которые устаревают и становятся ненужными. От них нужно избавляться, но с толком и пользой. И, по возможности, привлекать к этому процессу учителей, учащихся, родителей в школе, чтобы на практике научить их бережному отношению к природе, объяснить им значимость тех мероприятий, которые они проводят.
Стоит задуматься о том, что: (Приложение 2).
1. 100 килограмм макулатуры – это одно спасенное дерево;
2. Около четверти всего мусора на планете является бумажными отходами и бумажной продукцией
3. Среднестатистический россиянин нуждается в 25 килограммах бумаги в год, соответственно одна семья при желании может сберечь 1 дерево в год;
4. Площадь лесных массивов на нашей планете постоянно сокращается, следовательно, дефицит деревьев станет глобальной проблемой в ближайшее время.
5.Для изготовления тонны бумаги требуется примерно 3,5 куб. м древесины – это приблизительно 400 пачек бумаги формата А4.
6. Ежегодно теряется 13 миллионов гектаров леса, тогда как вырастает только 6 Га. 7. Каждую секунду с лица планеты исчезает лес, размером с футбольное поле.
8. За последние несколько мировое потребление бумаги увеличилось в несколько раз. Появление компьютеров, различных систем электронного документооборота и прочих современных технологий эту тенденцию не изменило.
9.Так, при производстве бумаги или картона из макулатуры (по сравнению с производством из первичного сырья — деловой древесины) выбросы в атмосферу снижаются на 85%, загрязнение воды — до 40%.
10. Использование макулатуры позволяет при производстве тонны бумаги и картона экономить 4,5 куб. м. древесины, 200 куб. м. воды и в 2 раза снизить затраты электроэнергии. Себестоимость продукции при этом снижается в 2-3 раза.
Обоснование значимости:
Сбор макулатуры в школе является важным мероприятием для образовательного учреждения. Школа не просто вносит свой посильный вклад в улучшение экологической обстановки в регионе, но и получает неплохой материальный доход. В школе постоянно накапливаются ветхие учебники, книги, буклеты, журналы, упаковочный картон, старые тетради. Все это вполне пригодно для повторной переработки и получения ценного сырья для изготовления туалетной бумаги, упаковочной тары, иной востребованной продукции. В рамках школьных акций по сбору макулатуры, педагоги, ученики и их родители могут приносить любой объем бумажных отходов.
Заботиться об окружающей нас природе - прямая обязанность каждого человека. Оставляя мусор, многие даже не подозревают, что его можно эффективно утилизировать. Это позволяет не только защитить природу от загрязнения, но и приобрести дополнительный доход. Макулатура - важный элемент вторичного сырья. Она позволяет уменьшить количество деревьев, необходимых для производства различной продукции. Проще говоря, это использованная и предназначенная для утилизации бумага. Но если отправить ее в специальные перерабатывающие предприятия, то из нее получится новая продукция. Заботиться об окружающей нас природе - прямая обязанность каждого человека.
Рядом с городами образуются горы мусора, образуя не очень привлекательную картину и загрязняя нашу планету. Если человечество таким темпом будет скапливать мусор, то, что останется нашим потомкам – разгребать завалы мусора, чтобы найти пространство для жизни? Не задумываясь над глобальными ответами каждый человек, наверное, может начать с себя. Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы, и ее наиболее грозный предвестник – парниковый эффект. И только растения способны перерабатывать углекислый газ превращая его в кислород. В связи с этим все большее значение приобретают вопросы ресурсосбережения, а именно охрана лесов от уничтожения в угоду все возрастающим потребностям человечества в бумаге, древесине и т. д.
Возникла социально-значимая проблема исследовательской и практической направленности: выяснить, что мы, наши ученики, родители, сотрудники школы, а также наши близкие нам люди можем сделать для решения проблемы накопления отходов на нашей планете. В процессе реализации проект позволяет учащимся овладеть знаниями и умениями в области экологии, а также способствует воспитанию чувства патриотизма, бережного отношения к природе, что является явным достоинством проекта.
При разработке данного проекта в основу было положено формирование навыков экономного и бережного расходования бумаги, тем самым сохранения лесов, что является неотъемлемой частью экологического образования учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к лесной экосистеме, ко всему на Земле, предотвращение разрушительного антропогенного воздействия на лесное сообщество.
Международная акция «Спасти и сохранить» 2018 года была посвящена теме обращения с отходами. Это широкомасштабный социально значимый экологический проект, который реализуется в нашем автономном округе с 2003 года, а с 2004 года проходит под эгидой ЮНЕСКО и Международной ассоциации «Северный форум». По итогам акции высажено более миллиона саженцев деревьев, кустарников и цветов. Количество убранного на субботниках мусора достигает боле 41 тысячи кубических метра. Собрано 260 тонн макулатуры.
С 1 января 2019 года вся страна перейдет на работу в условиях нового регулирования обращения с твердыми бытовыми отходами. Нефтеюганск вошёл в топ-10 городов России по доступности раздельного сбора отходов по рейтингу «Гринпис». Нефтеюганск на 6 месте с результатом 77%. По подсчётам местных экологов, благодаря этому на полигон ТБО только за 1 год не попало порядка 23000м3 пластиковых бутылок и крышек. А какую пользу принёс бы повсеместный сбор макулатуры!
Анкетирование. (Приложение3).
1. Согласны ли вы с тем, что макулатуру лучше перерабатывать, чем сжигать или вывозить на мусорные полигоны?
Да Нет Не знаю
2. Много ли макулатуры вы выбрасываете в течение года?
Да Нет Не знаю
3. Станете ли Вы собирать макулатуру для сдачи на переработку, если будут организованы специальные пункты сбора в городе?
Да Нет Не знаю
4. Станете ли Вы собирать макулатуру для сдачи на переработку, если будут организованы специальные пункты сбора в школе, (в кабинетах). В специальном помещении?
Да Нет Не знаю
5.Будете ли Вы, хоть иногда, приносить ненужную макулатуру для переработки из дома?
Да Нет Не знаю
Результаты анкетирования:
Участники проекта:
Обучающиеся МБОУ «СОШ №2 имени А.И. Исаевой», учителя, родители, друзья, близкие люди, другие неравнодушные люди. Работники ООО «Чистый город»
Основная часть.
Сроки реализации проекта
2018-2020гг .
Актуальность
У Вас дома давно лежит ненужная куча газет и прочих бумажных отходов, сложенных где-нибудь в углу и Вам лень выкинуть их? А в тоже время ученики ищут новые возможности для реализации своих идей и планов? Много мусора и нехватка материальных возможностей для активистов школы? Мы нашли решение сразу всех злободневных вопросов! (Приложение 4).
Цель проекта: формирование экологической культуры школьников путем рационального использования бумаги.
Задачи проекта:
Выявить экологическую пользу от сбора макулатуры, ее значимость для производства различных видов продукции.
Сформировать активную жизненную позицию в области природоохранной и экологической деятельности у учащихся, родителей, педагогов школы.
Провести акции по сбору макулатуры и вовлечь в них не менее 80% учащихся, педагогов и родителей;
Привлечь внимание жителей города, к проблеме рационального использования бумаги как фактора экономии природных ресурсов.
Этапы проведения проекта:
1 этап – организационный.
Определить тему и цель проекта,
Сформулировать задачи,
Составить план действий.
2 этап – практический
1.Сбор информации из разных источников, анализ литературы.
2. Анкетирование участников проекта, наблюдение, эксперимент.
3.Заключение договора о сотрудничестве с социальным партнером ООО «Чистый город» по оказанию услуг по вывозу вторичного сырья.
4.Проведение мероприятий в рамках проекта, участие в Экоакциях РДШ, привлечь внимания жителей города к проблеме рационального использования бумаги как фактора экономии природных ресурсов через СМИ, распространение буклетов и листовок.
5.Структурирование информации, сравнение и обобщение результатов.
3 этап – заключительный этап - предъявление результатов работы.
1.Подготовка проекта к защите.
2.Защита проекта на школьном и муниципальном уровне.
3.Самооценка и самоанализ результатов проекта.
Формы работы
Встречи.
Анкетирование.
Информирование.
Сотрудничество.
Сбор и обработка информации.
Механизм реализации проекта:
Сроки реализации | Мероприятия | Участники |
Март 2018 | - Определить тему проекта, - Поставить цели и задачи, - Создать рабочую группу. -Провести опрос по вопросам рационального природопользования -Провести классные часы о переработке макулатуры - Организовать сотрудничество с социальным партнером ООО «Чистый город», заключив Договор по оказанию услуг по вывозу вторичного сырья. | Максём Р.П., Савельева Е.Ф. Классные руководители, Максём Р.П. |
Апрель 2018 | -Провести беседы с учащимися на тему «Бумага из макулатуры – решение экологической проблемы», «Бумага в нашей жизни» -Организовать акции «Книга в дар библиотеке», «Сохрани учебник», «Сбор макулатуры». | Библиотекарь, учителя биологии, географии, классные руководители |
| Максём Р.П., Савельева Е.Ф. Классные руководители Учащиеся 1-11 классов |
Март. Апрель. Май | -оборудовать пункт приема макулатуры; - провести статистику и учет собранной макулатуры. |
По итогам акции по сбору макулатуры провести награждение лучших участников акции. |
О результатах проведения акции подготовить фотоотчет, статьи в СМИ города, результаты разместить на сайте школы. |
Март –июнь 2018 Ноябрь 2018 года Март –май 2019 года Ноябрь 2019 года Март-май 2020 года | Проведение акций «Чистота планеты начинается с меня!» | Максём Р.П. Савельева Е.Ф. Классные руководители. Учащиеся 1-11 классов. |
Ожидаемые результаты:
Изучая литературу, (Приложение 5) мы узнали, что 60 килограмм макулатуры могут сохранить 1 дерево. Значит работники нашей школы, учителя, ученики и их родители, собрав 8756кг кг макулатуры, сохранили 146 деревьев или 40 кубических метров древесины.
Работники ООО «Чистый город» рассказали нам о том, куда отправляется макулатура на переработку и способах ее утилизации. В течение года сумма вырученных от сдачи макулатуры средств увеличивается. На вырученные средства мы решили приобрести зеленые растения для зимнего сада.
Работая над проектом «Вторая жизнь школьной тетради» (Миронова Ирина Юрьевна), учащиеся узнали о составе бумаге и способах ее переработки и вторичного использования, а на занятиях дополнительного образования научились работать в технике папье-маше. Под руководством Самарской Снежаны Владимировны для участия в научно-практической конференции «Шаг в будущее» были изготовлены карнавальные маски.
1.Выявлена экологическая польза от сбора макулатуры, ее значимость для производства различных видов продукции.
2.Сформирована активная жизненная позиция в области природоохранной и экологической деятельности у 80% учащихся, родителей, педагогов школы.
3.Проведены акции по сбору макулатуры и вовлечено в них не менее 80% учащихся, педагогов и родителей;
4.Привлечено внимание жителей города к проблеме рационального использования бумаги как фактора экономии природных ресурсов.
Стратегия и механизмы достижения целей:
1 этап. Определили тему и цели проекта, сформулировали задачи, выработали план действий.
На разных этапах работы над проектом мы являемся организаторами, консультантами, исполнителями.
2 этап.
Мы обратились к ребятам школы, учителям, родителям с призывом не выбрасывать макулатуру в мусорные контейнеры, а в определённые сроки сдавать как вторсырьё.
3 этап – предъявление результатов работы.
Реализуя идеи проекта, учащиеся почувствовали себя взрослыми людьми, у них появилась уверенность в себе. Особенно приятно будет увидеть результаты своего труда. Участники проекта надеются, что формирование бережного отношения к природным недрам путем рационального применения бумаги, а также продвижение идей сбора и переработка макулатуры, привлечение внимания общественности к проблемам раздельного сбора отходов будет способствовать формированию активной жизненной позиции в области природоохранной и экологической деятельности; воспитанию положительного отношения подрастающего поколения к использованию вторсырья, привлечению школьников в природоохранную деятельность.
Оценка результата:
1.Оформлены, напечатана школьная газета, распечатаны и распространены буклеты. (Приложение 6.)
2.Созданы презентации и видеоролик для проведения классных часов.
3. Проведены классные часы.
4. Проведены акции в рамках проекта «Я-гражданин России!»
5. Проведены школьные линейки и радиолинейки по результатам проведённых акций.
Продуктами проекта являются:
1. Буклеты, школьная газета и агитационные листки о значимости использования макулатуры, как средства экономии природных ресурсов.
2. Акции «Книга в дар библиотеке», «Сохрани учебник»,
«Сбор макулатуры «Чистота планеты начинается с меня»».
3. Заключён договор о сотрудничестве с социальным партнером ООО «Чистый город» по оказанию услуг по вывозу вторичного сырья. (Приложение 7)
4.Проведено 5 акций, собрано и сдано: 8756 кг макулатуры, заработано более 10000рублей. (Приложение 8).
5.Записано интервью с генеральным директором ООО «Чистый город» Дмитриевым Я.И., которое носит информационный характер о важности рационального природопользования.
6.Информацией о важности рационального использования бумаги, как фактора экономии природных ресурсов, поделились с жителями города (Статья в газете «Здравствуйте, нефтеюганцы!» от 25.01.2019 года, №3 (1424). (Приложение 9.)
7. Проведён эксперимент с обучающимися 7г класса, объединения «Чистота планеты начинается с меня!», классный руководитель и учащиеся класса дома в течение месяца собирали макулатуру в коробку всей семьей. Классный руководитель собирала ненужную бумагу в своём кабинете. Собрав через месяц макулатуру, учащиеся взвесили ее. Оказалось, что за месяц в результате эксперимента собрали 16 кг макулатуры. В среднем семья выбрасывает от 1кг до 4кг макулатуры в месяц. На своём рабочем месте классный руководитель собрала 11кг. Она учитель технологии. Таким образом, можно подсчитать, что за месяц только в 7г классе набралось 85 килограмм макулатуры. А если собирать год? А сколько же можно собрать всей школой, организацией? Конечно, в школах иногда проводят сбор макулатуры, но собрать получается за короткий период не так уж и много. Необходимо ввести постоянный сбор не только дома, но и в классах, на рабочем месте в разных организациях. Тогда будет ощутимый результат. После проведенных акций мы узнали, изменилось ли мнение ребят, педагогов и родителей о важности вторичного использования сырья. Было опрошено 173 ученика: из них 128 утверждают, что это важно, 17 - что не важно, 28 не задумывались на эту тему. Было опрошено 12 сотрудников школы, которые отметили, что бумаги в мусорных стало на 70% меньше. Среди педагогов было опрошено 15 человек, которые высказали мнение о том, что данные акции формируют у учащихся экологическую грамотность, активную жизненную позицию, организаторские качества и способствуют сплочению коллективов. Родители поддерживают инициативу детей, принимают активное участие в акциях, привлекают свои организации. Эти акции, совместный труд дают положительные эмоции и служат объединению всех участников образовательного процесса.
После этих этапов проекта мы оформили работу в виде исследовательской работы и выступили с защитой, в сопровождении интерактивной презентации перед учащимися нашей школы. Были проведены классные часы, радиолинейки.
Практическая значимость и возможность использования материалов проекта:
Данный проект учит ответственному бережному отношению к окружающей среде и природным ресурсам;
Сокращает количество отходов, попадающих на городскую свалку.
Переработка макулатуры экономит ценные природные ресурсы;
Присутствует элемент соревновательности в процессе социально-значимой работы, направленной на сохранение лесов России, сбережение природных ресурсов и на очищение города от бумажного мусора;
Направлен на привлечение внимания к проблемам экологии и необходимости вторичного использования природных ресурсов.
Продукты проекта распространяются среди учителей школьного методического объединения учителей биологии, химии и географии, классных руководителей.
Проект включает как теоретические занятия в виде бесед, классных часов, исследований, дискуссий, так и проведение акций.
Перспективы проекта:
Сбор макулатуры в школе это не просто отличная возможность привлечь подрастающее поколение к защите экологии и разде5льному сбору мусора, но и вариант привлечения школьников к активной общественной работе. В настоящее время практически во всех учебных заведениях остаются исписанные тетради, классные журналы, старые учебники, которым можно дать «вторую жизнь», дома и в организациях, где работают родители учащихся, накапливается много различной макулатуры.
А так же собрав и сдав макулатуру можно не только спасти от вырубки часть леса, но и уменьшить площадь мусорной свалки, а также получить хоть и не большую экономическую выгоду. Учащиеся объединения «Чистота планеты начинается с меня!» решили призвать учащихся, учителей и родителей в своей школе и в других школах к постоянному сбору макулатуры и выступили перед ними на школьной линейке, классных часах и родительских собраниях, а также готовятся к выступлениям в разных организациях. Если собирать макулатуру постоянно, превратить это в хорошую привычку, то, наверное, и пользы получится больше. Чем больше людей задумаются над этим сейчас, тем чище останется земля потомкам и сохранится больше деревьев, а значит, воздух будет чище. И пусть наш девиз станет и вашим: «Чистота планеты начинается с меня!»
Использованные источники информации:
Использованные источники и Интернет-источники:
http://esco.co.ua/journal/esco/2014_8/art27.html
http://www.505-17-84.ru/to_hand_over_paper_for_recycling.php
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.adme.ru/tribune/greenpeace-makulatura-spasaet-derevya-5792
http://green3green.livejournal.com/29732.html
http://makulatura-kazan.ru/
http://ru-ecology.info/static/pngbig/244685008.png
http://fb.ru/article/247855/makulatura---eto-chto-takoe-gde-sdat-makulaturu
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей / Богатеева З.А. – М.:Просвещение, 1992. – 208 с. (с.8 – 15).
Спецвыпуск «ЖКХ – Живи Как Хозяин» / Новая газета. – 2010 г. – 29 ноября (№ 120)
Рябова, Н.В. Бумага. Упаковка. Макулатура. / Рябова Н.В., Ковзель И.В. // Научно-методический журнал «Экология». – 2008. – декабрь, № 12. - (с.22 – 23).
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Практич. пособие для учителей, классных руководителей, студентов пед. учеб.заведений, слушателей ИПК — Изд-е 2-е, доп. и перераб
Ступницкая М.А Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей / худож, А.А. Селиванов. В помощь учителю ~ Ярославль: Академия развития, 2008 НШ.
http://uralecoservice.ru /interesnye-fakty-o-makulature
http://www.spasi-derevo.ru /