kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема социализации неслышащих старшеклассников в условиях школы-интерната.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс социализации в условиях школы-интерната имеет свои особенности:

-низкий уровень развития профессионального самоопределения;

-стремление взаимодействовать со слышащими и недостаточность коммуникативной направленности;

-средний уровень социальной адаптированности и низкий уровень социальной активности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблема социализации неслышащих старшеклассников в условиях школы-интерната.»

Проблема социализации неслышащих старшеклассников

в условиях школы-интерната.

Одной из основных задач школы и общеобразовательной массовой, и специальной - является подготовка детей к самостоятельной жизни, овладению профессий, трудовой деятельности совместно с трудовыми членами общества.

Термин социализация личности в современной психологии означает «формирование у неё такой структуры потребностей, которая соответствует интересам данного общества, овладение личностью эталонными образцами и нормами поведения данной социальной среды». Определяющее значение для процесса социализации имеет общественное воспитание.

В качестве источников социализации индивида выступает передача культуры через семейный и другие социальные институты, прежде всего через систему воспитания и образования, а в дальнейшем - через взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности.

По определению выдающегося психолога Л.С. Выгодского «глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому, что она изолирует его от общения с людьми. Глухонемота-недостаток социальный по преимуществу. Она прямее, чем слепота нарушает социальные связи личности».

Богданова Т.Г., Цукерман И.В. в своих высказываниях отмечают, что в нашей стране перспективы получения профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависят не только от качества полученного в школе образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния ближайшего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток неслышащих.

Выпускники школ для неслышащих детей приобретают специальности, обучаясь на учебно-производственных предприятиях, в профтехучилищах, колледжах. Предлагаемые сегодня неслышащим профили профессиональной подготовки отстают то требований современного производства и не учитывают возможностей и стремлений лиц с нарушениями слуха. Преобладающие для них остаются инженерно-технические (токарь, штукатур-маляр, слесарь, швея, парикмахер). Поэтому теоретическое и организационное оформление социально-педагогической деятельности с этой категорией детей приобретает сегодня приоритетное значение.

Подростковый возраст-период, лежащий между детством и взрослостью. В общении со сверстниками в подростковом возрасте преобладают две тенденции: стремление к общению и стремление получить признание, быть принятым в данной группе. Для подростка, социальный статус которого не определен, достигнуть признания окружающих сверстников - главная жизненная цель и ценность, фактор обретения самоуважения. Он ориентируется на признание в своей среде, чаще всего через свою физическую силу, через продуктивную для него агрессию, через порой асоциальные формы поведения.Это свидетельствует о том, что у подростков, воспитывающихся в интернатных учреждениях, плохо сформированы навыки общения, умение общаться с разными людьми в различных ситуациях, как в формальных, так и нефрмальных. Формирование интимно-личностной формы общения также затруднено. С одной стороны, отношения с другими детьми по типу «семейных», а с другой-«публичным одиночеством», невозможностью уединения. Подростки, воспитывающиеся в интернатном учреждении, проявляют недостаточно внимания к этой стороне общения со сверстниками. Им несвойственна избирательность общения, у них не сформирована потребность в эмоциональном контакте. Таким образом, воспитанники интернатных учреждений в подростковом возрасте испытывают трудности при формировании чувства взрослости и интимно-личностной формы общения.

Меняется отношение и к учебной деятельности, осуществляется переход на новый, более высокий уровень, когда для подростка раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию. Наибольшие изменения в подростковом возрасте происходят в сфере самосознания. В сфере самосознания необходимо отдельно выделить разные самооценки, если в 10-11 лет-преобладают негативные оценки и потребность в самооценке сталкивается с неумением оценивать себя, то в 13-14 лет общее положительное отношение к себе сочетается с ситуативно-отрицательными оценками себя, зависящими от оценок окружающих, особенно, сверстников. В 15-16 лет появляется «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в этот период и основывающаяся на сопоставлении подростком особенностей с определёнными нормами, выступающими в качестве идеальных форм его личности. Наличие последних приводит к возрастанию критичности к себе. Таким образом, основные задачи социализации в подростковом возрасте можно сформулировать следующим образом:

в сфере деятельности:включение подростка в социально-значимую деятельность, которая позволяет сформировать соответствующую ей мотивационно-потребностную сферу, обеспечивающую утверждение подростка как социально выраженной личности;расширение зоны самостоятельности;

в сфере общения: формирование и развитие интимно-личностной формы общения

в сфере самосознания: возникновение и формирование «чувства взрослости», развитие идентичности, предполагающее формирование полоролевого образа «Я» и системы ценностей. Однако их решение осложняется условиями развития ребёнка в интернатном учреждении. Эти условия, с одной стороны, предполагают наличия эмоциональной зависимости ребёнка от взрослого, от которой надо освободиться, а с другой стороны, не способствуют расширению зоны ответственности и самостоятельности ребёнка. Условия интернатного учреждения не способствуют полноценному участию молодых людей в общественной жизни, росту социальной ответственности, расширению экспериментального пространства.

Таким образом, воспитанники интернатных учреждений в юношеском возрасте испытывают трудности при формировании системы ценностных ориентаций, профессиональном и личностном самоопределении, установлении эмоциональных связей с другими людьми; овладении досуговой, общественной и бытовой деятельностью.

Огромный вклад в дело социализации неслышащих подростков внёс Л.С.Выготский. Учёный считал, что всякий физический недостаток - будь то слепота или глухота - не только изменяет отношение ребёнка к миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми. Трудности, которые дети с нарушением слуха испытывают в развитии познавательной сферы, влияют на протекание процессов социализации, на их социальное и личностное развитие.

Социализация, социальная зрелость чрезвычайно сложны для изучения. Несмотря на это, разработано ряд методик, направленных на оценку уровня социального развития детей с нарушениями слуха, на изучение эффективности процессов их социализации. Исследования Е.Долла показали превосходство слышащих детей в социальном развитии по сравнению с глухими.

Таким образом, процесс социализации в условиях школы-интерната имеет свои особенности:

-низкий уровень развития профессионального самоопределения;

-стремление взаимодействовать со слышащими и недостаточность коммуникативной направленности;

-средний уровень социальной адаптированности и низкий уровень социальной активности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Проблема социализации неслышащих старшеклассников в условиях школы-интерната.

Автор: Екимова Валентина Владимировна

Дата: 14.03.2017

Номер свидетельства: 400046


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства