kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема мотивации к обучению детей с ОВЗ путем вовлечения в научно- исследовательскую деятельность в коррекционной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена карта инновационного педагогического опыта

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблема мотивации к обучению детей с ОВЗ путем вовлечения в научно- исследовательскую деятельность в коррекционной школе»


Администрация города Магнитогорска

Муниципальное образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4»

города Магнитогорска

455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110

Тел.: (3519) 20-25-85, e-mail: internatHYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"4HYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"shuninHYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"@HYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"mailHYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru".HYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"ru; http://74203s037.edusite.ru





КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ:


Проблема мотивации к обучению детей с ОВЗ путем вовлечения в научно- исследовательскую деятельность в коррекционной школе


Автор – разработчик:

Куприянова Наталья Олеговна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МОУ «С(К)ОШИ №4»,

Челябинская область, г. Магнитогорск, 2016


















г. Магнитогорск,

2016/2017 год

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА


1. Формальные параметры

1.1 Наименование педагогического опыта.

«Проблема мотивации к обучению детей с ОВЗ путем вовлечения в научно-исследовательскую деятельность»


1.2. Основание для разработки проекта.

  • Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 г. №3266 – 1 с изменением от 02.02.2011г.

  • Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.89)..

  • Приоритетный национальный проект «Образование».

  • Устав, образовательная программа и программа развития МОУ «С(К)ОШИ №4»; программа развития педагога.


1.3. Автор – разработчик педагогического опыта.

Куприянова Наталья Олеговна, учитель русского языка и литературы

1.4. Тип и вид представляемого образовательного учреждения.

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Специальная коррекционная школа –интернат №4»

1.5. Период формирования и функционирования педагогического опыта.

Проект инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный, рассчитан на детей младшего и среднего школьного возраста (10-14 лет)

I этап (подготовительный) – сентябрь 2016– подборка и изучение методологической и педагогической литературы;

  • II этап (диагностический) – сентябрь-октябрь 2016года – выявление стартового уровня особенностей развития мотивации у детей с ОВЗ;

  • III этап (основной) – октябрь 2016 – апрель 2017 – включает реализацию намеченных планов;

  • IV этап (итоговый) – апрель-май 2017 – подведение итогов внедрения проекта, внесение поправок в случае нерешённых проблем.


1.6. Адрес педагогического опыта.

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Специальная коррекционная школа –интернат №4»

Г. Магнитогорск, ул.Суворова 110

2. Содержательные параметры.

2.1. Актуальность педагогического опыта.

В настоящее время возникают противоречия между низким уровнем мотивации и необходимостью освоения базового уровня образовательной программы, между недостаточной познавательной активностью и программой ,которая требует образовательной развивающей среды, между

стандартами образования и социальным заказом.

Таким образом, возникла необходимость развития мотивации к обучению и активизации познавательных способностей детей посредством вовлечения их в научно – исследовательской деятельность .


Востребованностью инновационного опыта в реальной педагогической практике является то, что ограниченных возможностях здоровья, низкая мотивация к обучению - одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности.


2.2. Содержательная форма представления педагогического опыта (программа, проект, технологи, методика)

Содержательной формой представления педагогического опыта является практико –ориентированный проект, в котором раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к повышению мотивации у детей с ОВЗ , путем вовлечения в научно- исследовательскую деятельность.

Участники: 

Обучающиеся 2-9 классов, классные руководители, педагог- психолог, логопеды, воспитатели,  родители.

Возраст: 10-14 лет.

Срок реализации: 1год


Методическое сопровождение проекта:

  • Технологические карты занятий, бесед;

  • Методические рекомендации для педагогов;

  • Консультативный материал для родителей;

  • Методические рекомендации для обучающихся.



В ходе реализации проекта используются следующие формы работы:

С обучающимися ОВЗ:

  • специально-организованная деятельность с использованием методического материала;

  • индивидуальная работа;

  • анкетирование;

  • участие в городских конкурсах, мероприятиях;

  • открытые занятия, выступления перед родителями и педагогами;

С родителями:

  • анкетирование;

  • беседы с родителями о методах и приемах повышения мотивации у детей

  • консультации;

  • выступления на родительских собраниях;

  • участие родителей в конференциях и праздниках;

  • совместное участие в научно- исследовательской деятельности.

  • С педагогами:

  • выступления на педагогических советах, МО, городских мероприятиях;

  • консультации для педагогов;

  • мастер-класс для педагогов;

  • совместное планирование научно- исследовательской деятельности.

Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации деятельности по повышению мотивации у обучающихся всем педагогическим коллективом МОУ «С(К)ОШИ№4».


2.3. Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта)

Инновационная направленность педагогического опыта заключается в разрешении противоречия между пониманием необходимости повышения мотивации у детей с ОВЗ и неимением методических рекомендаций по организации научно- исследовательской деятельности

Актуальным в инновационной направленности является:

  • формирование у детей учебной мотивации через активное сотрудничество всех участников образовательного процесса;

  • применение новых форм взаимодействия с семьёй по формированию учебной мотивации , включающих вопросы использования универсального методического материала не только в ОУ, но и дома.

Детям с ОВЗ трудно сосредоточиваться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, однако в процессе проектной деятельности при решении продуктивной задачи, проблемной ситуации они могут достаточно долго оставаться вовлечёнными в эту деятельность и соответственно быть заинтересованными. Использование данных технологий позволяет поддерживать мотивацию обучающихся на достаточно высоком уровне.

2.4. Методологическая база педагогического опыта.


Вовлечение детей в научно- исследовательскую деятельность и использование метода проектов позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Основатель метода проектов Е. Паркхарст (США), который в 1919 г. делает попытку заменить классно-урочную систему индивидуальной работой с каждым учеником с последующей работой каждого ученика по плану, выработанному совместно с педагогом. В России он как «метод проектов» применялся во многих школах и вузах в 20-х годах. Представителями и творцами концепции являются И.М. Сеченов, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, Д.Н. Богоявленская, Ю.А. Самарин, Е.Н. Кабанова-Меллер и др. Большое внимание в этой теории уделяется овладению понятием, обучению детей приемам умственной деятельности - сравнению, обобщению, абстрагированию. Основы деятельностной теории учения, имеющей свое начало еще в трудах А. Дистервега, в XX веке были разработаны отечественными учеными Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др. Деятельностная теория (подход) опирается на представление о структуре целостной деятельности (потребности-мотивы-цели-условия-действия) и объясняет процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задач (проблем). Решение задачи состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть результата. В отечественной психологии разработана теория поэтапного формирования умственных действий (Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина). В ее основе лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека.

Таким образом, применяя в работе с детьми деятельностный подход, поэтапное формирование умственных действий, метод проектов- происходит сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей, содействие средствами индивидуализации выполнению программы каждым учащимся, формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика, развитие познавательных интересов, формирование личностных качеств (самостоятельности, трудолюбия, творчества) и повышение учебной мотивации.

Работа проводилась совместно с учащимися поэтапно: подготовительный, деятельностный, аналитический, итоговый. И в соответствии с требованиями: наличие значимой проблемы, задачи; практическая и познавательная значимость полученных результатов (презентации минипроектов, совместных творческих проектов, фотовыставок, коллажей и др.); самостоятельная деятельность детей под руководством учителя; структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов; использование исследовательских методов.

Понятийно-терминологический аппарат проекта:

Мотивация- побуждение к определенной деятельности и, или к работе.

Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение 

Эмпирическое знание — это совокупность высказываний о реальных, эмпирических объектах.

Эмпирическое знание основывается на чувственном познании.

2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта.

Главным результатом моей работы является достижение цели по созданию условий повышения мотивации у детей с ОВЗ путем вовлечения в научно- исследовательскую деятельность.

Объект: повышение мотивации у детей с ОВЗ.

Предмет: организация научно- исследовательской деятельности в коррекционной школе, в процессе которой происходит развитие творческой самостоятельности и повышение уровня учебной мотивации у детей с ОВЗ.

Методы работы:

  • наблюдение;

  • анкетирование;

  • беседы;

  • практическая деятельность;

  • проблемные ситуации.

Формы работы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Поставлены следующие задачи:


  • Выявить имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся у детей с ОВЗ.

  • Создать благоприятную и мотивирующую на учебу психологическую атмосферу, способствующую формированию у учащихся устойчивого интереса к учению, творческой самостоятельной инициативы.

  • Использовать проектную деятельность для развития творческих способностей учащихся и самостоятельной активности.


  • Разработать систему педагогической деятельности с детьми, родителями, педагогами, направленную на повышение учебной мотивации.


  • Способствовать развитию творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.


Реализация проекта предполагает соблюдение следующих условий:

  • учет возрастных, психофизиологических возможностей каждого ребёнка;

  • индивидуальный подход;

  • объединение усилий и координация деятельности ОУ с семьей;

  • динамичность результата.


Решение задач деятельности обозначенной в проекте осуществляется через специально-организованную деятельность, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, на которых используются элементы развивающего обучения ,

в ходе которых осуществляется систематическое целенаправленное и всестороннее развитие и формирование учебной мотивации. В основу ИПО положены следующие принципы:

  • принцип актуальности, обусловленный эстетическими ценностями, к которым приобщается подрастающее поколение;

  • принцип доступности, предполагающий оптимальный для усвоения объем информации, переход от известного к неизвестному;

  • принцип последовательности, предусматривающий выделение основных разделов, их логическую преемственность в процессе изучения;

  • принцип системности;

  • принцип стимулирования сознательности и активности, направленный на повышение активности детей в вопросах культуры и истории Югорского края, что возможно только при осознании ответственности – прежде всего через уважение к народам Севера, культура которых сформировалась на территории нашего края.

Реализация данной программы основана на использовании личностно-ориентированных технологий (делается акцент на самостоятельную поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому поиску при выполнении заданий), что обеспечивает комфортные бесконфликтные условия развития личности ребенка, реализацию её природных потенциалов, разностороннее, свободное и творческое развитие.

2.6.Психологическая целесообразность педагогического опыта.

Проектно-творческая деятельность это процесс продуктивный, творящий новые знания, непрерывного взаимодействия человека с объектом познания и включает анализ и синтез, абстрагирование и обобщение. Внешние воздействия на результаты процесса мышления определяется, преломляясь через внутренние условия мышления: мотивацию, личностные особенности субъекта, ценностные ориентации и установки, способности, прошлый опыт. В результате формируется психологическая устойчивость, готовность к перегрузкам и стрессовым ситуациям, умение из них выходить, умение анализировать, обобщать, делать выводы, вести диалог, оперативно находить информацию и использовать ее для решения своих проблем, осознавать необходимость в формировании личностной позиции.

Психологическая целесообразность вовлечения детей в проектно-творческую деятельность заключается в следующем:

- Предоставление возможности осознанного преодоления трудностей психологического характера (тщательная подготовка к публичным выступлениям, психологическая и моральная поддержка).

- Мотивация детей на успешность выполняемой работы, воспитание чувства уверенности в своих возможностях, самостоятельности.

- Создание положительного эмоционального фона в процессе работы, комфортной психологической среды.

- Направленность деятельности на сотрудничество и коммуникацию.

Основными субъектами, вовлечёнными в осуществление опыта,  являются дети ОВЗ  в возрасте 10 – 14 лет

В основе психологической целесообразности педагогического опыта лежат принципы реализации коррекционной работы по формированию внимания:

  • учёта возрастно-психических и индивидуальных особенностей ребенка;

  • системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

  • единства диагностики и коррекции;

  • деятельностный принцип коррекции;

  • комплексности методов психического воздействия;

  • активного привлечения социального окружения к  участию в коррекционной работе;

  • опоры на разные уровни организации психических процессов.

Эффективность взаимодействия субъектов инновационного педагогического опыта.

Проект разрабатывался в русле мероприятий по развитию образовательной среды г. Магнитогорска на 2016-2017 г. и задач МОУ «С(К)ОШИ№4», в которых особое место занимает внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс на основе прогрессивных технологий.

ОУ призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и сформировать комфортную для учебной деятельности среду.

Повышение учебной мотивации происходит под руководством  педагогов и имеет огромное значение для дальнейшего обучения в школе.

Сегодня проблемы, связанные с мотивацией у детей, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми.

Выше обозначенная актуальность проблемы и поиски путей оказания помощи детям в процессе обучения привели к созданию данного проекта.

 Данный опыт реализуется в интеграции руководителя НОУ и педагогов группы.


2.7. Социальная направленность педагогического опыта.

Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья воспитанников.

Мой педагогический опыт направлен на формирование «Я» - позиции личности ученика и обеспечение паритета личностного развития, воспитание собственной точки зрения в сравнении с другой позицией, готовность к социальной деятельности, саморазвитию, самосовершенствованию, самоопределению, самостоятельности.

Создание условий для творческой и проектной деятельности ученика позволяет учитывать индивидуальные особенности личности, создает здоровьесберегающие условия, обеспечивает сохранность здоровья, формирует комфортную для учебной деятельности среду.

Образовательный процесс в условиях такого обучения создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества, способствует формированию культуры корпоративного труда, социализации. В рамках совместных мероприятий учитель участвует в подготовке учащихся к конкурсам, выставкам, акциям, организованным на базе школьной и городской библиотеки, музея-квартиры Бориса Ручьёва, музея имени В.К. Блюхера ( на базе школы –интернат «Семья») и др.

Реализация данного педагогического опыта позволяет учителю самосовершенствоваться, пополнять и систематизировать знания и умения, оттачивать педагогическое мастерство, осуществить на практике свои творческие замыслы и тем самым почувствовать себя востребованными и профессионально состоявшимися.

2.8. Воспроизводимость педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих использование данного опыта другими педагогами. Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта.

Ареал воспроизведения педагогического опыта

  • Опыт работы по теме «Опыт организации НОУ в коррекционной школе» был представлен на городских педагогических чтениях в 2017 году.

  • Также данный проект принимал участие в практическом семинаре на базе ПТГ «Организация внеурочной деятельности» 2017г.

  • Защита творческих проектов на городской научно-практической конференции «Первые открытия».

Представленный педагогический опыт также может быть воспроизведен в полной мере на уровне областной или федеральной образовательной системы.


Эффективность педагогического опыта с точки зрения соотнесения затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей.

Дополнительных финансовых затрат на воспроизведение педагогического опыта не требуется. С этой точки зрения происходит полная педагогическая отдача. Частично опыт используют 3 учителя города. В связи с тем, что опыт работы опубликован на интернет-сайтах, ареал воспроизведения и использования коллегами достаточно широк.




2.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта.

Представленный педагогический опыт реализуется в рамках учебно-методического комплекса учителя.

Нормативно-правовой ресурс:

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5.03.2004г. № 1089.

Кадровое обеспечение: представленный педагогический опыт организуется учителем и проводится в сотрудничестве с учителями школы, имеющими достаточную компетентность, инициативность, профессиональное мастерство, родителями детей.

Материально-техническое обеспечение:

Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса

www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.

www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция ЦОР.
www.it-n.ru"Сеть творческих учителей".

www .festival.1september.ru   Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".  

Оборудование и приборы

  • печатные пособия (набор репродукций и фотографий, посвященных по темам, иллюстрации, рисунки сделанные руками учителя и ученика);

  • информационно-коммуникационные средства (мультимедийные обучающие программы);

  • экранно-звуковые пособия (аудиозаписи, видеокассеты);

  • традиционные ТСО (компьютер, мультимедийный проектор).

Дополнительного финансового обеспечения не требуется.


3. Результативные параметры.

3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.

Вся работа по повышению учебной мотивации детей с ОВЗ строится с учётом их возраста, индивидуальных физических возможностей. Диагностика определения уровня учебной мотивации, проводимая два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребёнка и соответственно корректировать содержание коррекционно-развивающей работы. Диагностика проводилась в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняли небольшими группами, другие – индивидуально.

Работа проводилась на базе МОУ «С(К)ОШИ№4» , приняли участие 25 обучающихся с ОВЗ .

С целью доказательства правильности проведенной работы и выявления уровня мотивации детей мною проведена диагностика______________

Если на начало работы с детьми (сентябрь 2010) результаты диагностических исследований составляли:

  • низкий – 40%;

  • средний уровень – 60%;

  • высокий уровень не выявлен;

то в конце работы (апрель – май 2012) мною были получены следующие результаты:

  • высокий уровень составил 34 %;

  • средний уровень – 66%;

  • низкого уровня нет.

Таким образом, позитивная динамика в результатах позволила мне сделать вывод об эффективности использования данного педагогического опыта для оптимизации процесса повышения учебной мотивации у детей с ОВЗ

3.2. Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества.

Педагогический опыт распространялся на уровне МОУ «С(К0ОШИ№4», муниципальном, региональном и федеральных уровнях.

На уровне образовательного учреждения и муниципальном уровне:




На региональном уровне:




На федеральном уровне:


  • https://infourok.ru/karta-innovacionnogo-pedagogicheskogo-opita-po-teme-problema-motivacii-k-obucheniyu-detey-s-ovz-putem-vovlecheniya-v-nauchno-iss-1939562.html

3.3. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта. Обоснование стабильности показателей, характеризующих эффективность педагогического опыта на протяжении определенного количества лет.

В результате применения данного педагогического опыта у детей повысился уровень учебной мотивации на___%

Если на начало работы с детьми (сентябрь 2016) результаты диагностических исследований составляли:

  • концентрации внимания – 23%; (низкий уровень);

  • устойчивости – 40%; (средний уровень);

  • объем внимания – 20% (низкий уровень);

то в конце работы (апрель – май 2012) мною были получены следующие результаты:

  • концентрации внимания – 49%; (средний уровень);

  • устойчивости – 61%; (средний уровень);

  • объем внимания – 63% (высокий уровень).

В рамках работы также прослеживается динамика снижения уровня гиперактивности, импульсивности до 11%, 65% детей овладели приёмами психомышечной релаксации.

Стабильность показателей обеспечили:

  • Разработка и внедрение проекта по повышению учебной мотивации;

  • совершенствование учебно-методического комплекса;

  • разработка методических рекомендаций для педагогов, работающих с детьми и их родителей;

  • разработка консультаций для родителей;

  • совместное проведение родительских собраний, праздников и развлечений с активным привлечением и участием родителей.

Анализ результатов тестирования родителей обучающихся показал полную удовлетворенность качеством преподаваемых занятий

О неслучайности влияния педагогического опыта на качество образования говорит то, что обучающиеся активно проявляли желание участвовать в различных конкурсах, конференциями и становились в них победителями и призерами.

3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта.

Количественные показатели участия педагогов и воспитанников в осуществлении педагогического опыта

В реализации инновационного опыта проводится большая работа с педагогами – коллегами, воспитателями, родителями.

Награждена :

  • Благодарственное письмо

  • участники  городского конкурса «Самотлорские роднички» 9 детей, 1учитель-дефектолог;

  • открытые занятия для педагогов и родителей ДОУ; приняли участие 15 детей, 20 педагогов, 25 родителей.

Количество вовлеченных субъектов составило: 25 детей, 9 педагогов, 14 родителей.


3.5.Публикация педагогического опыта.

  • Проект принимал участие в III научно-практической конференции «Актуальные проблемы воспитания и сохранения социального, психического и психологического здоровья детей» в 2010 году; в отборе на лучшую работу в рамках проекта ПНПО «Образование» в 2011 году;

  • работа по развитию внимания у дошкольников была представлена в телевизионной передаче «Все дело в детях» в 2011 году;

  • в 2012 году сдана в печать статья по работе с родителями детей, имеющих проблемы в развитии, для педагогического научно-методического журнала «Новое образование» http://www.nojournal.ru/content/konkursy

  • на сайте ДОУ веду страничку «Советы дефектолога»;

  • практические материалы данного инновационного педагогического опыта распространены в интернет сообществе: фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/;

  • размещены на личном сайте http://nsportal.ru/kuleshova-natalya-vladimirovna/;

  • в социальной сети работников образования http://nsportal.ru/user.














Список используемой литературы

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений.- М.: "Академия", 2000. -160 с.

  2. Афанасьева Н.В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9-11лет. МД-решетка Шмальта. Серия "Библиотека практического психолога", вып.5. "Когито-Центр", 1998. - 36 с.

  3. Дети с временными задержками развития. /Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М.: Педагогика, 1971 , с. 7-15 .

  4. Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной. - М.,1994.

  5. Бабаева Т.И., Михайлова З.А. Методические советы к программе «Детство» - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001

  6. Безруких М.М. «Ступеньки к школе» - М.: Дрофа, 2001

  7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991

  8. Капустина Г.М. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития 6-летнего возраста - Сборник научных трудов / Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М.: Изд. АПН СССР, 1989.

  9. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания-М.: творческий центр «Сфера»,2001

  10. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. - М.: Сфера, 2005. – 320

  11. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.- М.: Педагогика, 1986. т.1.-426 с.



17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Куприянова Наталья Олеговна

Дата: 30.05.2017

Номер свидетельства: 419659


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства