Цель проекта: показать связь людских судеб с войной.
Задачи: 1. Привлечь внимание к именам простых людей военного времени.
2.Показать культуру человеческих отношений.
Методы.
1.Интерью
2.Работа с семейным фотоархивом.
3. Работа с интернет – сайтами.
Актуальность.
Годы не щадят героев, но дают им бессмертие в памяти и сердцах живых. Знание своей истории является частью общечеловеческой культуры, а знания имён простых людей, благодаря мужеству и героизму которых была завоёвана Победа – это выражение благодарности за право жить в свободной стране, под мирным небом.
ВВЕДЕНИЕ.
ЧТОБЫ ПОНЯТЬ СУТЬ ПРОЕКТА ДАВАЙТЕ СОВЕРШИМ ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ. Севернее станицы СЕРГИЕВСКОЙ на степных просторах приволжской возвышенности разросся вдоль речушки казачий хуторок,это хутор Попов-2,отличавшийся высокой численностью населения, наличием школы ,почты, магазина. В 1925 году 25 августа прямо на медовый спас в молодой семье Рассказовых Прокофия и Варвары родилась девочка, её назвали Мария. Шли годы, и в семье появилось ещё два братика и две сестрёнки. Маша росла покладистой, трудолюбивой девочкой, когда родители работали в колхозе, она была незаменимой нянькой и помощницей бабушки. В 1941 году она закончила 7 классов и в воскресенье вместе с подружками побежали погулять в степь, плели венки и делились секретами. Пришли в хутор как раз в то время, когда все население собралось возле клуба, и было объявлено о начале войны. Девочки были напуганы, хотя тогда не предполагали всего ужаса войны, всем казалось, что это какая-то ошибка. С первых дней, как объявили войну, стали забирать мужчин в армию. Каждый день были проводы, крики, плачь, стоны и проклятья в адрес немцев.
Время для хутора наступило самое горячее, начинался сенокос. Дети, что постарше, со своими матерями шли на все работы: и сено заготавливали, и работали на уборке зерновых. Маша со своими верными подругами Размеровой Аней и Бирюковой Машей - были трактористками. Бригадир определил Машу к Ане на прицеп. Один раз у них в поле заглох трактор, пока было светло девчонки мучались его заводили, но ничего не получалось, они и плакали, и ругались, и молились, но трактор так и не завёлся. А тут начало темнеть и девчата чумазые, зарёванные пошли на стан. Работы в поле продолжались до самых морозов. Учёба в школе началась только в октябре. Но Мария в школу не пошла, а подала заявление в Михайловское педучилище. А летом снова работала в поле, на тракторе. И приглянулась она этим летом местному парню, он был высокий, подтянутый и красивый. И стал юноша по имени Александр звать свою возлюбленную МАРУСЕЙ, но любовь продолжалась не долго, Саше пришла повестка в армию. А 5 мая 1942 года он был направлен на обучение в школу средних командиров в город Астрахань. А его любимая Маруся, отработав в поле, в октябре возвратилась на учёбу в педучилище. В здании, где располагалось училище, практически и не учились, его использовали под госпиталь, а учиться приходилось по квартирам. Транспорта в то время не было и приходилось ходить в Михайловку пешком. Утром раненько выходили из своего хутора, а к вечеру были уже в хуторе Сенном, переночевав, на другое утро опять пешком шли в Михайловку на учёбу.
А как же Александр? А он, закончив обучение, был зачислен в 14-ю Гвардейскую стрелковую дивизию 41-ый Гвардейский стрелковый полк. Получив навыки владения оружием в этой дивизии, в составе её с маршевой ротой был направлен на фронт в Серафимовический район Волгоградской области. Уже 21 августа 1942 года форсировали реку Дон и освободили несколько хуторов этого района. Фашисты упорно сопротивлялись, и нашим пришлось занять оборону на выгодной высоте перед хутором Большой Серафимовического района. В ноябре 1942года, при наступлении на высоту 228 Александр был ранен в голову, пролечившись в медсанбате №17, снова возвращается в часть. По дороге снова наступали, был ранен в левую руку, вернули с ранением в медсанбат. В январе 1943 года в близи Новониколавска шли ожесточённые бои и Александру опять не повезло, был ранен в обе ноги – снова медсанбат. Выписался в марте 1943 года и получил 10 суток отдыха и побыл дома, повидался со своей Марусей и с 21 марта снова на фронт.30 января 1944 года был зачислен в Тамбовское пулемётное училище, где и началась его курсантская жизнь. А 21 декабря 1944 года ему присвоили звание младшего лейтенанта. С этого дня начался его путь домой: Польша, Германия, Ереван, Тбилиси, Баку….и конечная остановка хутор Попов-2 (13 декабря 1946год). За отвагу Александр Васильевич Новиков был награждён Орденом «Красного Знамени», Орденом « Отечественной войны 1 степени», медалью «За Оборону Сталинграда» другими юбилейными медалями.
Ну, а что с Марусей? А Марусю уже к тому времени величали Мария Прокофьевна, потому что она работала в своей родной поповской школе учительницей начальных классов. Встреча любимых была радостной и долгожданной, чувства были проверены долгими годами разлуки и дело, конечно закончилось свадьбой. Новиковы Александр Васильевич и Мария Прокофьевна вместе прожили 45 счастливых супружеских лет, сохранив уважение и любовь, родив и воспитав двух уважаемых сыновей. Но боевые раны взяли свое, Александр Васильевич умер в 69 лет. А его Маруся, Новикова Мария Прокофьевна, учила в Сергиевской школе детишек русскому языку, показывая пример порядочности, терпения и доброты, но до пенсии доработать не смогла, случилась беда со старшим сыном – офицером, попал во время службы в страшную аварию, после которой с трудом выжил и остался инвалидом. Мария Прокофьевна прожила почти 90 лет, неся свой крест не ропща, всю жизнь, до последней минуты жизни, ухаживая за старшим сыном – инвалидом 1 группы, бывшим военным офицером. А умерла, как и подобает настоящим героям – 9 мая 2014 года, исполнив свой материнский долг, насколько хватило здоровья.
Заключение.
Вот так сложилась жизнь у простого парня и девушки из глубинки хутора Попов-2.ВСЯ ИХ ЖИЗНЬ – ЭТО ПРИМЕР МУЖЕСТВА, ВЫДЕРЖКИ, ТРУДОЛЮБИЯ! Большой и верной любви, закалённой войной! Это пример человеческой порядочности!