kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практико-ориентированный проект "Безопасный путь из дома в школу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практико-ориентированный проект разработки безопасного маршрута школьников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практико-ориентированный проект "Безопасный путь из дома в школу"»









Руководитель:

Калинина Анна Владимировна – руководитель кружка «ЮИД»

МКОУ «Введенская СОШ №1

имени Огненного выпуска 1941 года»



Паспорт индивидуального практико-ориентированного проекта

«Безопасный путь из дома в школу»

Проект

Практико-ориентированный


Название

«Безопасный путь из дома в школу»


Учреждение

МКОУ «Введенская СОШ №1 имени Огненного выпуска 1941 года»

Класс

5-6

Руководители

Аверкеева Т.В.- учитель ИЗО,

Калинина А.В.- руководитель кружка «ЮИД».

Исполнители

Учащиеся 5 - 6 классов

Краткое описание проекта

Проект посвящён изучению правил дорожного движения. В проекте показана необходимость соблюдения ПДД, важность их более углублённого изучения, представлен макет улиц села, сделанный своими руками, с обозначенным на нём безопасным маршрутом движения из дома в школу. Данный макет является важным наглядным пособием для проведения в процессе внеурочной деятельности занятий "Школы юного пешехода".


Проблема, решаемая проектом

Многие дети недостаточно знают ПДД,и это часто приводит к несчастным случаям и ДТП. Необходимы знания и строгое соблюдение ПДД. Только так можно защитить себя от опасности на дороге.


Основная идея проекта

Демонстрация для ребят, которые занимаются в кружке ЮИД, важности и необходимости соблюдения ПДД, изучение ПДД и элементов системы дорожных знаков и дорожной разметки на примере модели центральных улиц села, создание собственного безопасного маршрута движения из дома в школу.



Масштаб организации работ

1. Определение проблемы, целей, задач проекта.

2. Изучение ПДД в процессе урочной и внеурочной деятельности.

3.Изучение мультимедийного материала по теме.

4. Практические наблюдения на улицах села.

5. Консультации с представителями ДПС и инспектором полиции по работе с детьми по ПДД.

6. Изготовление макета уличной инфраструктуры из бумаги.

7. Моделирование уличной ситуации. 8.Представление проекта в классе, проведение занятия "Школы юного пешехода" с использованием изготовленного макета.


Полученные результаты

1. Материалы для проведения занятий по ПДД в процессе внеурочной деятельности в "Школе юного пешехода"

2. Создание макета улицы, участие в областном конкурсе плакатов «Мой безопасный город».

3. Подтверждение необходимости соблюдать ПДД.

4. Получение более глубоких знаний по ПДД.


Адресная направленность результатов проекта

1.Одноклассникам для более глубокого изучения ПДД.

2.Ученикам классов школы для проведения занятий по ПДД, классных часов.

3. Учителям начальной школы, как наглядное пособие по ПДД и технологии.

4.Руководителю кружка «ЮИД» для более подробного изучения ПДД.


Перспектива дальнейшего развития проекта

1. Создание индивидуальных маршрутов безопасной дороги из дома в школу каждого одноклассника.

2. Создание материалов для интерактивной игры по ПДД.


Актуальность проекта

В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.

Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием детей школьного возраста во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др. Находясь на проезжей части или играя на ней, школьники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Проблема обучения школьников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.











Теоретический анализ основных условий и причин возникновения ДТП школьниками

Условия:

•Самостоятельное (без взрослых) нахождение на улице и в жилой зоне, во дворах, на тротуарах, возле гаражей.

•Халатное отношение взрослых, находящихся на улице с детьми (оставление без присмотра младших школьников, детских колясок с грудными детьми на тротуаре, проезжей части, возле магазинов и т.д.)

•Переход проезжей части взрослыми с детьми в неустановленном месте и другие нарушения правил дорожного движения

•Недержание детей за руку при переходе дороги и в местах, где имеется движение автомобилей (в жилой зоне, во дворах, на тротуарах и т.д.). В таких случаях ДТП может произойти на глазах у взрослых, которые предоставили детям самостоятельность.

•Причиной гибели и ранений детей – пассажиров в салоне автомобиля может стать нахождение ребёнка до 12 лет на переднем сидении, на руках у взрослых или отсутствие ремней безопасности, детских удерживающих устройств и другие нарушения ПДД, совершаемые взрослыми.

Причины:

•Самостоятельный переход проезжей части в неустановленном месте, т.е. вне пешеходного перехода. Это самая распространённая причина наездов на детей – пешеходов, которые переходят дорогу, не понимая опасности движущегося транспорта.

•Выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих транспортных средств, зелёных насаждений, и других препятствий, затрудняющих обзор.

•Неподчинение сигналам светофора. Младшие школьники переходят дорогу, не придавая значения сигналам светофора. Они считают, что если горит красный сигнал светофора, а транспорта нет, то они успеют перейти дорогу, не понимая, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости

•Движение детей по проезжей части при наличии тротуара. Младшие школьники, увлёкшись разговорами, увидев на улице что-то интересное, могут, не думая об опасности, неожиданно оказаться на проезжей части или идти по ней вместо тротуара.

•Незнание правил перехода перекрёстка. Младшие школьники не понимают, на какие светофоры следует смотреть. Часто не идут по пешеходному переходу, а перебегают дорогу по диагонали

•Игры детей на проезжей части. В силу возрастных особенностей младшие школьники не всегда понимают опасность игр вблизи проезжей части или на ней. Они увлекаются игрой, которая для них гораздо важнее приближающегося транспорта.

•Движение детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспортных средств. Младшие школьники не знают правил движения по проезжей части, в местах, где нет тротуара или обочины. В результате они идут, как им удобно.

•Езда на велосипедах, роликах и других самокатных средствах по проезжей части дороги. Младшие школьники катаются на велосипедах, роликах, самокатах там, где им удобно, нередко выезжая на проезжую часть.

•Неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта. ДТП достаточно часто происходят в зоне остановки маршрутного транспорта.

•Переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали. Стремясь успеть на остановку к подъезжающему маршрутному транспорту, младшие школьники бегут по диагонали, смотрят при этом только вперёд, не замечая приближающегося транспорта.

Таким образом, анализ причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей, показывает, что виновными в этом являются водители, взрослые, не проявляющие достаточной бдительности, а так же сами дети

На основе анализа причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием школьников, должна быть построена профилактическая работа, направленная на воспитание и обучение детей. Чувство опасности дороги и транспорта (но не страха перед ними), предвидение скрытой опасности могут быть привиты ребёнку путём организации в ОУ специальной образовательной деятельности, построенной на основе современных образовательных технологий, таких как проектная деятельность.







Паспорт проекта

«Безопаснаядорога в школу»

Название проекта

«Безопасная дорога в школу»


Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный


По количеству участников

Коллективный


По предметно-содержательной области

основы безопасности жизнедеятельности


По широте охвата содержания

Межпредметный


По продолжительности

Среднесрочный


Образовательная область

Внеурочная деятельность


Участники

Учащиеся 5 - 6 классов

Сроки проведения

Февраль - апрель


Руководители проекта

Аверкеева Тамара Васильевна,

Калинина Анна Владимировна

Цели проекта

  • формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения школьников в окружающей дорожно-транспортной среде с целью профилактики дорожно-транспортного травматизма;

  • совершенствование форм и методов работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения в классе среди детей и родителей через проектную деятельность.

  • Совершенствование навыков работы в конструкторской деятельности.


Задачи проекта

  • организация деятельности по привитию младшим школьникам приемов их безопасного поведения на дороге;

  • привитие детям практических навыков ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги через информативно-поисковую деятельность;

  • создание условий для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с детьми, родителями и взаимной помощи;

  • совершенствование предметно-развивающей среды;

  • развитие познавательного интереса, умения детей своевременно и самостоятельно указывать на проблемную ситуацию и делиться с окружающими людьми приобретенным опытом;

  • активизация работы по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди детей, родителей, общественности;

  • проектирование индивидуального маршрута безопасного движения из дома в школу каждого ученика.

  • Развитие навыков работы по изготовлению макетов


Педагогические принципы реализации проекта

  • самостоятельность детей;

  • деятельностный подход;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей;

  • взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.


Теоретическая база

  • Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Основы безопасности детей младшего школьного возраста»;

  • Т.И. Данилова. Программа «Светофор».


Программно-методическое сопровождение

  • методические рекомендации;

  • консультативный материал для детей и родителей;

  • подборка литературного материала;

  • сценарии бесед, досугов, праздников, целевых прогулок;

  • анкеты для родителей и детей.


Ресурсное обеспечение проекта

  • библиотека детской учебной и познавательной литературы;

  • иллюстративно-наглядный материал;

  • видеофильмы, видеоролики, слайды;

  • коллекция атрибутов для создания различных образов и проблемных ситуаций.


Целевые группы проекта

Дети:

  • специально организованная деятельность;

  • совместная деятельность педагога, детей;

  • самостоятельная деятельность детей.

Педагог:

  • активная методическая и консультативная работа;

  • интеграция деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге.


Команда реализации проекта


  • дети;

  • педагог;

  • руководитель кружка «ЮИД»

Форма представления результатов


  • Индивидуальные маршруты безопасной дороги из дома в школу каждого ученика;

  • Презентация продуктов проекта на занятиях по ПДД в «ЮИД» в процессе внеурочной деятельности.

  • Участие в областном конкурсе макетов «Мой безопасный город»























Этапы работы над проектом

Название этапа

Краткое содержание деятельности

Подготовительный этап

  1. Определение актуальности темы, предложение идеи детям о предстоящем проекте.

  2. Исследование ЗУН детей по теме проекта, формулировка проблемы.

  3. Определение целей, задач, основного замысла и формы продукта проектной работы.

  4. Обзор источников и анализ статистических данных об основных причинах детского дорожно-транспортного травматизма;

  5. Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.

  6. Групповое обсуждение проекта, составление индивидуальных планов работы над проектом.


Поисковый этап

  1. Выявление и описание потенциально опасных объектов и участков дорог нашего города, которые встречаются детям на пути из дома в школу.

  2. Анализ опасных дорожных объектов нашего города. Выделение наиболее опасного объекта.

  3. Выявление опасных дорожных объектов на пришкольной территории.

  4. Планирование и описание плана действий по решению данной проблемы.

  5. Промежуточные отчёты учащихся по составлению индивидуального безопасного маршрута из дома в школу.

Основной этап

  1. Реализация проекта в различных формах, методах и приемах совместной с детьми деятельности с учетом интеграции образовательных областей.

  2. Целевые экскурсии с детьми.

  3. Создание макетов улицы с указанием безопасного маршрута от дома до школы.

  4. Индивидуальные беседы с детьми и родителями.


Обобщающий этап

  1. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

  2. Оформление результатов проекта (индивидуальных безопасных маршрутов из дома в школу).

  3. Подготовка презентации на тему: «Об этом должен знать каждый!»


Заключительный этап. Рефлексия

  1. Подготовка к публичной защите индивидуальных безопасных маршрутов.

  2. Защита индивидуальных проектов, демонстрация безопасных маршрутов учащихся.

  3. Итоговое совместное мероприятие «Правила движения достойны уважения».

  4. Показ презентации на тему «Об этом должен знать каждый!»

  5. Представление на областной конкурс

  6. Подведение итогов, анализ выполненной работы.









































Тема урока: «Мода, культура и ты»

Класс – 9

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить с дизайном современной одежды.

Задачи урока:

1.Познакомить с композиционно – конструктивными принципами дизайна одежды; с современными стилями одежды и особенностями молодежной моды.

2.Учиться аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства.

Оборудование: таблицы по дизайну одежды, презентация «Современные стили одежды».

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение цели и задач урока.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с композиционно – конструктивными принципами дизайна одежды; со стилями одежды и особенностями молодежной моды.

3.Новый материал.

Сегодня подход к одежде и моде значительно отличается от подхода в прошлые времена. Одежда стала демократичнее и интернациональна. Демократичность моды и ее доступность для всех породили определенное однообразие в массовой одежде. Такой процесс называется унификацией, но каждое новое поколение имеет свои взгляды на то, как надо одеваться и как надо выглядеть, отвергая этим унификацию.

Мода – это некий стандарт, она задает установку в подходе к одежде. И следование ей это вид заимствования и подражания. Человеку только кажется, что он совершенно свободен в своем выборе, на самом деле он либо следует моде, либо противостоит ей.

А) Сообщения учащихся.

  1. Костюм – это объемная конструкция.

  2. Как создается костюм?

  3. Композиционные принципы конструкции костюма.

Б) Объяснение учителем терминов: массовый вид одежды, эксклюзивный вид одежды, силуэт, фасон.

Массовая одежда – изготовленная во множестве экземпляров по стандартным размерам. Одежда рассчитана на условия реальной жизни и на использование широкими массами. Принципы естественности и практичности, красоты и удобства

Эксклюзивная – исключительная, штучная, в единственном экземпляре. Платье «от кутюр» (высокая мода), сшитое из дорогих и изысканных тканей, - это театр костюмных фантазий и искусства модельеров. Принципы стильной утонченности или шокирующей грубости, демонстрирующих богатство ее обладателей.

Силуэт – это обобщенное изображение формы костюма. Формы костюма могут быть естественными, соответствующие фигуре, и нарочито вычурные, искажающие пластическую логику тела, зато продиктованные модой.

В) Стили одежды – сообщение ученика.

Фасон - это характер формы и расположения деталей костюма по отношению ко всему силуэту

Г) Презентация «Современные стили одежды».

4. Проверка усвоения нового материала.

5.Домашнее задание. Коллективное проектирование. Уч. стр.168.

Заключение. Задумайтесь над пословицей: встречают по одежке, а провожают по уму. Плохо дело, если тебя ценят только за одежду. Любят и уважают за другое!




Сообщение учащегося «Стили одежды»

Рассмотрим некоторые современные стили одежды.

1.Классический стиль.

Отличительной особенностью стиля является простота и элегантность. Основное правило классики заключается в том, чтобы подчеркивать отличный вкус и изысканность дамы, поэтому здесь не допустимы вульгарность и только приветствуется женственность. Классика не приемлет большого количества аксессуаров.

Принципы классического стиля:

- разрешается использовать черный и белый цвета, а также зеленый, коричневый, бежевые оттенки;

- использовать однотонные ткани; допускается клетка или полоска;

- использование натуральных материалов (хлопок, шерсть, лен); допускается примесь искусственных волокон.

Наиболее выразительно выглядит костюм, в котором четко читаются три основных объема. Например, юбка – блузка – головной убор или брюки – рубашка – жилет. При небольшом гардеробе молодых людей важно умение трансформировать одежду. Вид одного и того же костюма меняется от включения дополнительных, разнообразящих его частей (блузок, рубашек и т.д.) или деталей (платков, галстуков). При создании костюма композиционно важно акцентировать его главный элемент, подчинив ему все второстепенное.

2.Романтический стиль.

Главными характеристиками стиля являются легкие струящиеся ткани и женственные силуэты, подчеркивающие фигуру. Нарядам присущи оборки, рюши, воланы, драпировки. Стиль получил распространение в 1980-х годах и был связан с образом принцессы Дианы. Черты стиля:

- основными цветами является белый, бледно-зеленый, кремовый и другие растительные оттенки, а также насыщенные голубой, розовый, синий;

- принты: цветочные, растительные, анималистические, геометрические изображения.

3.Спортивный стиль. Подвиды: а) джинсовый стиль, б) стиль милитари, в) стиль сафари.

Спортивный стиль – свободный стиль одежды, главными характеристиками которого являются удобство, практичность, функциональность, свобода движения. Стилю свойственны свободные силуэты и прямые геометрические линии кроя. Спортивный стиль отличается от спортивной одежды. Спортивная одежда предназначается исключительно для занятий спортом, а гардероб в спортивном стиле можно использовать для повседневного ношения, за исключением деловых и торжественных событий.

Характеристика стиля:

- одежда: однотонные или принтованные футболки, топы прямого кроя; леггинсы, бермуды, широкие шорты, платья свободного кроя, комбинезоны; куртки, пуховики, ветровки, парки, анораки;

- крой: прямой, трапеция, полуприлегающий;

- цвета: спортивный стиль не имеет предпочтений в цветовой палитре, но его особенностью является допустимость контрастных цветовых сочетаний;

- декор: накладные карманы, пояса, складки, шлицы, хлястики, кокетки, прострочка, канты, манжеты на рукавах и брюках, металлическая фурнитура, заклепки, застежки – молнии и др.

Молодежная мода вбирает в себя отдельные стилевые мотивы одежды, заимствованные в спортивной, армейской или артистической среде. Кожаные куртки и браслеты, тельняшки и армейские ботинки, платки-банданы и темные очки, разные цепочки и ленточки и т.п. – они становятся образными деталями молодежного костюма. Сами по себе части костюма не могут быть плохими или некрасивыми. То, что имеет смысл как деталь сценического образа поп – звезды, может неуместно выглядеть в повседневности и может стать образцом эклектики и антимоды.



ФИ_________________________________________________________________

Проверочная работа по теме: «Мода, культура и ты»

Каким терминам соответствуют определения:

1……………..- это объемная конструкция, которая создается исходя из пропорций и размеров конкретного человека.

2……………… – совокупность привычек и вкусов, господствующих в определенной общественной среде в определенное время.

3.Чертежи отдельных частей костюма в натуральную величину или в масштабе - …..

4……………- это характер формы и расположения деталей костюма по отношению ко всему силуэту

5…………………..– изготовленная во множестве экземпляров по стандартным размерам.

6…….................... - это обобщенное изображение формы костюма.

7………………………..- это исключительная, штучная, в единственном экземпляре одежда.

8……………………….- свободный стиль одежды, главными характеристиками которого являются удобство, практичность, функциональность, свобода движения.

9.Отличительной особенностью……………………….стиля является простота и элегантность.

10………………………стиль одежды, главными характеристиками которого являются легкие струящиеся ткани и женственные силуэты, подчеркивающие фигуру.

Термины: фасон, костюм, спортивный, силуэт, романтический, мода, классический, выкройки, массовая одежда, эксклюзивная одежда.










ФИ____________________________________________________________________________

Проверочная работа по теме: «Мода, культура и ты»

Каким терминам соответствуют определения:

1………………..- это объемная конструкция, которая создается исходя из пропорций и размеров конкретного человека.

2……………….. – совокупность привычек и вкусов, господствующих в определенной общественной среде в определенное время.

3.Чертежи отдельных частей костюма в натуральную величину или в масштабе - …..

4…………………. - это характер формы и расположения деталей костюма по отношению ко всему силуэту

5……………………… – изготовленная во множестве экземпляров по стандартным размерам.

6……... …………...- это обобщенное изображение формы костюма.

7……………………….- это исключительная, штучная, в единственном экземпляре одежда.

8……………………….- свободный стиль одежды, главными характеристиками которого являются удобство, практичность, функциональность, свобода движения.

9.Отличительной особенностью……………………….стиля является простота и элегантность.

10……………………….стиль одежды, главными характеристиками которого являются легкие струящиеся ткани и женственные силуэты, подчеркивающие фигуру.

Термины: фасон, костюм, спортивный, силуэт, романтический, мода, классический, выкройки, массовая одежда, эксклюзивная одежда.
















Тема урока: Истоки и современное развитие традиционных народных промыслов России. Жостово.

Класс – 5 кл.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить со своеобразием жостовского промысла

Задачи: 1.Познакомить с историей, традициями, своеобразием художественного языка промысла.

2.Развивать композиционные и колористические навыки учащихся при создании коллективной работы.

3.Развивать коммуникативные компетенции учащихся.

4.Воспитывать интерес к народным промыслам России.

Задание: выполнение коллективной композиции по мотивам жостовской росписи.

Оборудование для учителя: композиционные схемы росписи; таблица «Стадии росписи», презентация «Жостовская роспись», жостовские подносы.

Оборудование для учащихся: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей или материалы для аппликации, готовые формы для росписи (по 1 на ряд).

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Сообщение целей и темы урока.

Сегодня вы познакомитесь с историей развития жостовского художественного промысла и выполните коллективную работу по мотивам жостовской росписи.

3.Новый материал.

3.1 Выступление поисковых групп учащихся с сообщениями об истории развития жостовского промысла.

3.2.Презентация «Жостовские подносы»

3.3. Беседа

1.Что вы можете сказать о формах и размерах подносов?

2.Какова цветовая гамма поносов?

3.Расскажите о манере письма подносов

3.4.Знакомство учащихся с приемами жостовского письма (таблица);

с композиционным решением росписи подноса (композиционные схемы).

Учитель подводит итог. Многоцветные букеты, венки, гирлянды жостовцы пишут преимущественно на черном фоне, решая их на звучных, контрастных сочетаниях. Но они умеют создавать гармонию и на более сложном колорите – на светлых или ярких кремовом, золотом, красном, зеленом и других фонах. На формирование этого искусства оказали влияние: уральская роспись, роспись по фарфору, федоскинская лаковая миниатюра, станковый натюрморт. Однако жостовская роспись приобрела свой оригинальный характер. В композициях живой мир растений, цветы, букеты (реальность+ фантазия, но ближе к реальности). Импровизация – главная черта, во многом определившая жизненную силу и подлинную красоту жостовских росписей.

4.Инструктаж по выполнению практической работы. Каждый учащийся выполняет в цвете (аппликации) свой фрагмент коллективной работы. Каждый ряд – свою работу. Главные художники, используя прием привязки, собирают не связанные между собой фрагменты в целостную композицию, заполняя пустоты изображениями травки, а также ягодок, мелких цветов, нанесенных с помощью тычка. Несложный орнамент по краю подноса – так называемая уборка – выполняется одним из учеников в процессе всей практической работы.

5.Практическая работа по созданию коллективных подносов.

6.Итог урока (выставка и анализ работ). Обсуждается выполнение трех .индивидуально – коллективных работ. Выявляются наиболее интересные живописно-декоративные решения фрагментов росписи.

7.Рефлексия.

Что вы узнали нового на уроке?

Понравилось ли вам работать в группе?

Хотели бы вы еще выполнять коллективные работы?

Мне очень понравились ваши работы, и они будут использованы для украшения кабинета ИЗО.





























Тема урока: Свадебный наряд

Класс: 5

Тип урока: формирования умений, навыков, применения знаний.

Вид урока: деловая игра (мастерская художника-кукольника)

Цель: формировать умения создавать вариативные проекты свадебного наряда Зауралья.

Задачи:

1.Познакомить с русской народной праздничной одеждой, научить конструировать бумажную куклу, используя прием вырезания ножницами симметричных фигур.

2.Развивать творческие способности учащихся при составлении узора для украшения бумажной куклы.

3.Развивать композиционные навыки при выполнении работы в группе.

4.Совершенствовать графические умения, связанные с декором свадебного костюма.

5.Воспитывать интерес к народным традициям своего края.

Задание: конструирование бумажной куклы и создание групповой работы.

Материалы для учащихся: бумага, фломастеры, ножницы, клей.

Ход урока

1.Организация учащихся.

2.Сообщение темы и целей урока.

Свадебный костюм – самый нарядный и торжественный. Крестьянская свадьба - особый праздник, насыщенный множеством обрядов. Требовался особый костюм, непременно богато украшенный, несущий в себе волшебную магию красоты. Сегодня на уроке вы узнаете о свадебных обрядах, о том, как праздновали свадьбу в Зауралье. Каждый из вас научится конструировать бумажную куклу и оденет ее в свадебный костюм, украшенный узорами, соответствующими народным традициям.

3.Новый материал

3.1.Формирование художественных знаний.

  • Знаете ли вы, какие костюмы одевали на свадьбу ваши прабабушки?

  • Какие вы знаете свадебные обряды?

  • Перед свадьбой раньше проходили смотрины невесты, а иногда устраивались даже ярмарки невест?

Большую известность в дореволюционном Зауралье имела ежегодно устраиваемая в селе Ченавском Афанасьевская ярмарка. С17 по 24 января сюда собирались женихи, и невесты с разных сел и деревень. 18 января, в храмовый праздник – День Святого Афанасия, девушки в сопровождении родителей отправлялись на торговую площадь. По одну сторону располагались лавки, палатки, торговые балаганы. Напротив нарядной шеренгой выстраивались невесты, за ними стояли родственники. Перед невестами шеренгами выстраивались шеренгой женихи, принаряженные, с яркими шарфами на шеях.

Смотрины невест и торговля продолжались обычно 4-5 часов. Вечером девушки и парни выходили на улицу для знакомства и до глубокой ночи пели песни, плясали, катались на лошадях и часто находили своего суженного.

А в это время по домам ходили сваты и затевали разговоры «о молодом красивом князе», которому полюбилась «светлая лебедушка молодая княгиня». Высватанные девушки прикалывали поверх своих платков искусственные белые цветы, чтобы похвастаться перед подругами и не вводить в заблуждение других женихов.

  • Какой раньше был свадебный костюм? Из каких частей он состоял?

Самые торжественные и богатые наряды надевали женщины на свою свадьбу. Если же в доме не было богатого штофного сарафана и жемчужной перевязки, то их занимали у соседей. А те, кто имел, по наследству передавали своим младшим сестрам и дочерям.

В Солвычегодске, например, невеста наряжалась в рубаху с пышными рукавами до локтя. Они закреплялись узкими браслетами - зарукавьями из парчи с цветными стеклами. Поверх рубахи надевали шелковый синий сарафан с крупным золотым узором и золотым кружевом по полу. Надевали цепочку с крестом, жемчужные серьги, ожерелье из парчи с перламутром и цветными стеклами, перстенек на руку. Сверху надевали душегрею – коротену из шелка на узких лямках, обшитую золотым позументом. По ее серебристо-голубому фону шел узор из букетов разных цветов. Длинная, до пят , боярская шуба была сшита из белки и покрыта светло-голубым узорным шелком, отделана по воротнику , полам и рукавам мехом черно-бурой лисицы и соболя. На голову возлагалась коруна в виде обруча, обтянутая парчой и украшенная жемчугом, перламутром и обшитая золотой бахромой. На руки надевались перчатки из штофного шелка с золотой вышивкой.

В свадебное приданное у девушки среднего достатка входило десять и более рубах, столько же холщевых и ситцевых сарафанов, которых хватало лет на десять. Церковное венчание и сама русская народная свадьба походили на венчание, на царство, а молодых называли князем и княгиней. Присутствовали здесь и особые свадебные чины: самое почетное лицо – большой боярин, бояре-спутники невесты и жениха.

  • Как вы думаете, какого цвета было раньше платье у невесты?

Подвенечный сарафан, в котором венчалась молодая в церкви, был траурного цвета, ведь девушка навсегда прощалась со своей волей. На второй день свадьбы надевала молодая красный сарафан, который символизировал супружество, а в южнорусских деревнях поневу красного цвета и красную шубу.

3.2.Формирование практических умений.

А теперь давайте превратимся в художников –кукольников, создадим бумажных кукол и придумаем для них свадебный наряд. А затем вы объедините в групповую композицию. Оцениваться будет оригинальность и аккуратность выполнения работы. Работу будете выполнять по инструкционной карте.

Объяснение учителя сопровождается педагогическим показом.

4.Практическая работа.

5.Итог урока. (Выставка и анализ работ).

Посмотрите, какие красивые пришли на нашу ярмарку женихи и невесты? Давайте выберем лучшую работу (дети рассматривают работы, анализируют конструкцию и декор свадебного костюма, аккуратность и оригинальность выполнения работы).








































Тема: Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Класс – 5

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: обобщающий.

Цель: обобщить и повторить знания обучающихся о народных праздниках, обычаях, костюме в социально – историческом аспекте.

Задачи:

  1. Приобщать к национальной культуре, формировать патриотические чувства, любовь к народному искусству.

  2. Формировать умение работать с инструкционной картой, ножницами в процессе изготовления куклы (бумажная пластика)

  3. Развивать творческое воображение, графические навыки и умение работать в коллективе.

Задание: коллективная работа «Наш веселый хоровод» (бумажная пластика).

Оборудование для учителя:

Инструкционная карта по изготовлению бумажных кукол, иллюстрации к русским народным сказкам с изображением народных гуляний (хороводы, ярмарки, др).

Материал для учащихся: бумага, фломастеры, ножницы, клей.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и целей урока.

На прошлом уроке поисковым группам было дано домашнее задание – найти материал об одном из народных праздников и рассказать классу о традициях и обрядах праздника.

3.Изучение нового материала.

3.1. Формирование художественных знаний. Все люди любят праздники. Возникли они не случайно. Праздником на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками завершали окончание полевых работ. Народ, умеющий хорошо работать, умел и веселиться.

Какие вы знаете народные праздники? (Рождество – зимний праздник. Масленица - встреча зимы, проводы весны. Троица – летний праздник. Осенние ярмарки).

Праздников на Руси было много – больших и маленьких. Начинается год нарядным, с добрыми пожеланиями и поздравлениями Рождеством.

О праздновании Рождества нам расскажет первая поисковая группа.

О масленичной неделе нам сообщит вторая поисковая группа.

Учитель: «Давайте подумаем – почему блины стали символом праздника?»

Блин был символом вновь набирающего яркость и жар весеннего солнца.

Центральной фигурой всех праздничных дней была сама Масленица – кукла из соломы, которую наряжали в старые кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в драные лапти (соломенная кукла олицетворяла Зиму- Марену), ее возили в санных поездах по деревням, катали на санках с гор, славили и величали.

После общего хоровода начинались игры, катания с гор, на конях, балаганные представления. Важный и значительный момент праздника – взятие снежного городка, последнего оплота уходящей зимы. В наше время в «прощеный день» устраивают народные гулянья, ярмарки, концерты.

О Пасхе нам расскажет третья группа.

А девочки из четвертой группы поведают о традициях летнего девичьего праздника – Троицы.

За Троицей следует долгожданный, овеянный легендами, настоянный на травах и цветах – Иван Купала (7 июля).

Выступление пятой поисковой группы.

Учитель: «А теперь давайте проверим, запомнили ли вы приметы народных праздников?»

Итак, каждый праздник – это определенный итог, подводимый крестьянами после очередного нелегкого трудового периода – сбора урожая, изготовления большого запаса утвари: посуды, корзин, тканых изделий, игрушек. Иногда итог трудового сезона совмещался с весельем в широкой ярмарке, где люди обменивались товаром и сбывали излишки продукции. Ярмарка – это не только торг, но и показ разнообразия искусства русского народа. Народные гулянья, кукольные представления (балаганы Петрушки). Веселые карусели и качели, выступления песенников и танцоров сопровождали торг, людей развлекали скоморохи, дрессированные медведи, торговцы расхваливали товар.

  1. Практическая работа. А теперь давайте разделимся на группы для выполнения коллективной работы «Наш веселый хоровод». Работа по инструкционной карте.

  2. Эстетическая оценка работ. Рассмотрим работу каждой группы.

Удалось ли передать настроение праздника? Как это выражено?




















Внеклассное мероприятие по ИЗО

Тема: «Славянские чудеса»

Игра – соревнование по славянской мифологии.

Класс: 5кл.

Цель: углубить знания по славянской мифологии, которая является основой русской народной культуры.

Задачи: 1.Развитие познавательных навыков учащихся (познакомить с основными персонажами славянской мифологии).

2.Развитие коммуникативных навыков.

3.Воспитание любви к культуре наших предков.

Оборудование: костюмы для ведущей и Кота Ученого, плакат с названием игры – соревнования, на отдельных листах названия конкурсов, большие конверты с заданием 2 (прил.1), бумага и карандаши для конкурсов, конверты с правильными ответами для жюри, выставка книг и журналов на тему «Древние славяне», «Славянская мифология», большая «волшебная книга» для Кота Ученого. Рисунки мифологических персонажей, выполненных детьми старшего возраста.

Участвуют: ведущая, Кот Ученый, две команды из одного класса, жюри, болельщики.


























Тема урока: «Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов народов России»

Класс – 5кл.

Тип урока: открытия «нового» знания

Вид урока: урок – мастерская

Цель урока: выявление национальных особенностей русского и татарского орнамента.

Задачи:

1.Дать понятие о выразительности татарской народной одежды, ее колорите и декоре.

2.Научить обучающихся создавать варианты орнаментального построения в круге и полосе с опорой на народную традицию.

3.Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, творческое воображение

4.Воспитывать любовь к народному искусству к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на красоту и своеобразие народных узоров.

Предметные:

научиться составлять варианты орнаментального построения с опорой на народную традицию;

овладеть основами языка декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования

Метапредметные:

Познавательные: работать с технологической картой; сравнивать народные орнаменты и делать выводы на основе сравнения

Регулятивные: планировать свою деятельность, организовать выполнение заданий по предложенному алгоритму, самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и при необходимости вносить коррективы

Коммуникативные: работать в составе творческих групп, эффективно взаимодействовать со сверстниками

Личностные:

  • формирование познавательного интереса к выполнению орнамента;

  • развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса;

  • воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за прошлое и настоящее многонационального народа России

Технологии: коллективного способа обучения, проблемного обучения, здоровьесбережения.

Форма работы: групповая

Оборудование для учителя: головные уборы татарского костюма, выставка фотографий народного костюма

Оборудование для учащихся: готовые формы для украшения, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, карандаш, образцы орнаментов , технологические карты

Медиаматериалы: презентация «Татарский орнамент», народная татарская музыка.

Литература и ресурсы сети Интернет:


Структура урока

1.Организационный этап.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Ребята, как вы думаете, какое отношение к нашему уроку имеют эти предметы? (демонстрация татарских головных уборов)

2.Постановка целей и задач урока.

Сегодня вы мастера. В нашей мастерской вы придумаете и украсите орнаментом татарский головной убор. Я думаю, что вы получите большое удовольствие, создавая народный орнамент. А еще сделаете важное дело: ведь эти головные уборы наденут девушки для исполнения татарского танца в концерте «Я, ты, она – вместе дружная семья». Поэтому ваши работы должны быть выполнены красиво и аккуратно.

3.Актуализация знаний учащихся

1.Как вы думаете, какие национальности проживают в Курганской области?

103 национальности. По численности: русские (91,4%), татары (2,05), башкиры (1,5), казахи (1,45), украинцы (1,1), белорусы (0,41)

2.А у вас в классе есть ребята разных национальностей?

Вас не интересует национальность. Вы общаетесь, дружите, играете.

Но у каждого народа есть свои традиции, народные костюмы, праздники. Мы, живя вместе, должны знать традиции народов, чтобы обогащать себя культурно, чтобы жить всем в мире в нашей самой лучшей стране – России.

4.Первичное усвоение новых знаний

4.1Формирование художественных знаний.

Совсем недавно вы знакомились с русскими орнаментами: создавали эскизы узоров полотенец, придумывали украшения народных праздничных костюмов.

Скажите, пожалуйста, какие виды орнаментов вы использовали для своих работ? (Геометрический орнамент. Изобразительный – орнамент, мотивы которого воспроизводят конкретные предметы и формы реального мира – растения (растительный орнамент), животных, человека. Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются).

Какие символы и древние образы вы включали в орнамент? Символы: солнце, земля, вода.

Древние образы: Макошь, конь, птица, древо жизни,

А вы можете «прочитать» татарский орнамент?

Посмотрите, пожалуйста.

Перед уроком вы посмотрели выставку фотографий, на которых изображены артисты в татарских народных костюмах. Посмотрите, еще, пожалуйста.

А теперь давайте поближе рассмотрим татарский орнамент. Обратите внимание на элементы орнамента, которые вы будете использовать в своей работе; на цветовое решение. И еще, в орнаменте природные формы требуют той или иной меры упрощения, стилизации.

Итак, смотрим презентацию «Татарский орнамент».

4.2.Формирование практических умений.

Вы познакомились с татарским орнаментом, увидели отличие от русского орнамента. Но есть и сходство. Какое? Использование изобразительного вида орнамента.

Посмотрите на мужской татарский головной убор – тюбетейку. Еще есть тюрбан. Женский головной убор называется калфак. Головной убор состоит из верхней части – в виде круга и боковой части –в виде полосы, концы которой соединены. Вы будете украшать орнаментами круг и полосу традиционными узорами.

5.Первичная проверка понимания и первичное закрепление

Вопросы:

1.Что такое орнамент?

Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов.

2.Что такое мотив?

Это один или два элемента, повторяющиеся в орнаменте.

3.Что такое ритм?

Ритм – это чередование элементов узора в определенной последовательности.

4.Что такое стилизация?

Стилизация – упрощение природных форм.

5.К какому виду орнаментов относится татарский орнамент?

Физкультминутка

Учащиеся выполняют движения за учителем.

Ты нарисуешь яркое солнце,

Я нарисую синее небо,

Он нарисует свет в оконце,

Она нарисует колосья хлеба.

Мы нарисуем осенние листья,

Школу, друзей, ручей беспокойный.

И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

6.Выполнение творческого задания в группах.

6.1. Инструктаж учителя.

Вы работаете в мастерской по группам. На столе имеется: белая и цветная бумага, образцы узоров, шаблоны, гуашь или краски, кисти, вода, ножницы, клей ПВА.

Задание: два ученика выполняют нижнюю часть головного убора; два других – верхнюю часть. Затем собирается весь головной убор.

Ознакомление с информационной картой

Информационная карта.

1.Выберите элементы узоров, которые вы будете использовать в орнаменте.

2.Используя шаблоны, нарисуйте на белой бумаге элементы и раскрасьте их.

3.Определите точки в круге и полосе, в которых будут находиться элементы орнамента.

4.Разложите все элементы орнамента, согласно вашей композиции.

5.Приклейте все элементы. Выполненные орнаменты в круге и в полосе приклейте на жесткую основу головного убора.

6.2.Самостоятельная работа учащихся.

6.3.Текущий инструктаж учителя.

6.Рефлексивная деятельность обучающихся.

Ваша работа в мастерской закончилась. Давайте посмотрим результаты вашей работы. Выходите ребята. Давайте на вас полюбуемся. Молодцы!

Ребята, вам понравился сегодняшний урок? А о чем вы узнали, чему научились на сегодняшнем уроке?

Продолжите предложения:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Больше всего мне понравилось…

- Для меня стало открытием, что…

- Я хотел бы узнать больше о…

А сейчас вопрос - загадка: какой национальности принадлежит этот головной убор?(узбекская тюбетейка) Ваши предположения? Правильный ответ на этот вопрос мы узнаем на следующем уроке.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Найти информацию о белорусском, украинском и других орнаментах.

Возможны презентации.

Спасибо за сотрудничество. До свидания.























Информационная карта.

1.Выберите элементы узоров, которые вы будете использовать в орнаменте.

2.Используя шаблоны, нарисуйте на белой бумаге элементы и раскрасьте их.

3.Определите точки в круге и полосе, в которых будут находиться элементы орнамента.

4.Разложите все элементы орнамента, согласно вашей композиции.

5.Приклейте все элементы. Выполненные орнаменты в круге и в полосе приклейте на жесткую основу головного убора.




Информационная карта.

1.Выберите элементы узоров, которые вы будете использовать в орнаменте.

2.Используя шаблоны, нарисуйте на белой бумаге элементы и раскрасьте их.

3.Определите точки в круге и полосе, в которых будут находиться элементы орнамента.

4.Разложите все элементы орнамента, согласно вашей композиции.

5.Приклейте все элементы. Выполненные орнаменты в круге и в полосе приклейте на жесткую основу головного убора.




Информационная карта.

1.Выберите элементы узоров, которые вы будете использовать в орнаменте.

2.Используя шаблоны, нарисуйте на белой бумаге элементы и раскрасьте их.

3.Определите точки в круге и полосе, в которых будут находиться элементы орнамента.

4.Разложите все элементы орнамента, согласно вашей композиции.

5.Приклейте все элементы. Выполненные орнаменты в круге и в полосе приклейте на жесткую основу головного убора.




Информационная карта.

1.Выберите элементы узоров, которые вы будете использовать в орнаменте.

2.Используя шаблоны, нарисуйте на белой бумаге элементы и раскрасьте их.

3.Определите точки в круге и полосе, в которых будут находиться элементы орнамента.

4.Разложите все элементы орнамента, согласно вашей композиции.

5.Приклейте все элементы. Выполненные орнаменты в круге и в полосе приклейте на жесткую основу головного убора.



Сочиняем сказки

Лук – спасатель. Автор - Каштанов Данил

Жили-были на огороде разные овощи. Среди них рос и лук. Он был очень неуклюжий, толстый и неопрятный. У него было много одежек и все они были не застегнуты. Лук был очень горький, и от него так пахло, что все находящие рядом плакали. Поэтому к нему никто не подходил и с ним не хотели дружить. И только красивый стройный красный перец хорошо к нему относился, потому что сам был горький. Лук рос на огороде и мечтал совершить добрый поступок. А в это время хозяйка огорода простудилась и не могла ухаживать за овощами. Растения стали засыхать и терять свою красоту. И тут овощи вспомнили о целебных свойствах лука и стали просить его вылечить хозяйку. Лук очень обрадовался, ведь он давно мечтал о добрых делах. Он с радостью вылечил хозяйку огорода и спас все овощи, которые были ему благодарны за это. А лук забыл все обиды. И все стали жить в мире и согласии.


Когда сбываются желания. Автор – Насирова Эля.

В одной морской стране, где жили самые теплые, самые цветные и самые глубокие моря, родился наш главный герой. Это было юное и небольшое море. Но, несмотря на его размеры и возраст, в нем обитали тысячи рыб, медуз, кораллов и других морских обитателей.

Однажды ночью юное море задумалось: «Как же странно! Солнце уже совсем спряталось, а что же тогда светится и переливается на небе? Да так блестит, что свет достигает до самых моих глубин! Быть может это фонарики? Тогда сколько фонариков понадобится, чтобы каждую ночь зажигать лампочки! Нет, явно не фонарики. Наверное, светлячки. Но как они смогли так высоко подняться? Нет, не светлячки. Тогда кто же?

«Это звезды»– донесся из глубины хриплый голос. Это старый кит услышал наше море.

«Звезды! Здорово! Как же хочется подружиться с одной из них!» - сказало маленькое море. И тут его желание исполнилось: с небосклона сорвалась одна маленькая звездочка и полетела прямо в объятия моря. С тех самых пор существует предание, что если загадать желание на упавшую звезду, оно непременно сбудется. Попробуй и ты, мой друг, вдруг и у тебя получится.


Лучшие друзья. Автор – Дружинина Алина.

Жил – был в одном государстве единорог. Звали его Боня. Он был розового цвета, а рог у него был золотистый. Он был сиротой. И у него не было друзей. Каждое утро, проснувшись, Боня ждал, что кто-нибудь позовет его поиграть. Но этого не случалось. Единорога не любили, может быть потому, что он был очень красивый и добрый. Как то раз солнечным утром Боня решил прогуляться по лесу. Шел – шел и встретил какого-то странного пончика. Пончик был из мира волшебных пончиков, там жили пончики разных видов. Пончика звали Люпс и он был со вкусом клубники. У Люпса тоже не было друзей. В общем, когда Боня и Люпс встретились, они сразу подружились. Они любили гулять, разговаривать, дурачиться. Однажды Люпс сказал Боне о заветном желании: побывать на радуге. Боня сказал: «Для меня это ничего не стоит, хоть сейчас можно отправиться». Люпс залез на спину единорога и они полетели. Друзья с восторгом катались на радуге. Было очень здорово. И с тех пор Боня и Люпс не расставались. Они стали настоящими друзьями.

31






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Практико-ориентированный проект "Безопасный путь из дома в школу"

Автор: Калинина Анна Владимировна

Дата: 30.04.2019

Номер свидетельства: 508799


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства