Практико-ориентированный проект с применением интерактивного оборудования |
Полное наименование проекта | "Поселок, в котором мы живём" |
Информация о разработчике |
Наумова Лариса Николаевна, учитель начальных классов МОУ Зебляковская средняя школа |
Краткая аннотация проекта | Согласно Федеральному базисному учебному плану в стандартах второго поколения для общеобразовательных учреждений организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Приоритетным направлением внеурочной деятельности можно считать проектную деятельность. Проектная деятельность способствует развитию умений и качеств, необходимых человеку XXI века. Знакомясь с окружающим миром, учащиеся особенно выделяют исторические моменты изучаемых объектов. Сегодня актуально более глубокое и детальное знакомство с родным поселком. Тема «Поселок, в котором мы живём» позволяет воспитывать любовь к нашему Костромскому краю, к малой родине п. Зебляки, его прошлому и настоящему. Это сегодняшнее осознание временной связи: появление поселка, становление и развитие в разное время. Находясь в этой цепочке, каждый ученик способен почувствовать себя преемником культурного наследия, его хранителем и участником дальнейшего развития нашего родного города. Цель проекта: познакомить детей с историей поселка в интересной, доступной форме. В ходе работы над проектом у учащихся развиваются исследовательские навыки, умение работать с информацией с использованием современных технических средств, аналитические способности, критическое мышление. Данный проект является проектной деятельности в 1 классе, в рамках изучения предмета «Окружающий мир» и может быть продолжен в рамках внеурочной деятельности |
Цель |
Создание альбома «Поселок, в котором мы живем» |
Предметная область | Окружающий мир |
Возраст участников | 1 класс (20 человек). 6-7 лет |
Приблизительная продолжительность проекта | 2 месяца |
Формы работы | групповая и индивидуальная работа. |
Методы и приёмы | Методы активного обучения (проблема, проблемный вопрос, проблемная ситуация); проектирования (создание проектного продукта); информационные (поиск материала в различных источниках информации); оценивания процесса выполнения (формирующее оценивание, подведение итогов работы над проектом). |
Планируемые результаты обучения | 1.Предметные результаты 1) Ознакомление со страничками истории поселка; с названия главных улиц, достопримечательностями. 2) Формирование навыков правильного поведения на улицах поселка. 2. Личностные результаты 1) Формирование основ гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину. 2) Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с достопримечательностями поселка. 3. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД Формирование умения определять цель деятельности; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД Проявлять инициативу и сотрудничество в поиске и сборе информации. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь управлять поведением партнера: контроль, коррекция, оценка его действий. Познавательные УУД Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию. Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). 4. ИКТ-компетенции: Знать простейшие способы поиска информации по ключевым словам, находить главное в собранной информации; уметь представлять свою работу в форме презентации. Осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы). |
Основополагающий вопрос | Что я знаю о своём поселке? |
Учебные вопросы | Что мы называем малой родиной? Знаете ли вы историю своего поселка? Откуда появилось название поселка? Чем знаменит посёлок? Какие люди прославили наш лесной посёлок? Чьё имя присвоено нашему музею? |
Механизм осуществления проекта | Планируемая деятельность учащихся | Деятельность учителя по организации работы учащихся | Этап подготовки - Отвечают на вопросы, обобщают имеющиеся знания о поселке; предполагают, что ещё можно узнать о своей малой родине. -Учащиеся делятся на группы, выбирают темы исследований, распределяют обязанности в группе. Группа №1 -«Историки» Группа №2 -«Журналисты» Группа №3 -«Лесники» | 1. Этап подготовки Учитель организует работу над проектом «Поселок, в котором мы живём»: -Разработка буклета для родителей «Проектная деятельность младших школьников»; дидактического материала для интерактивной доски; методических и дидактических материалов, подготовленных для использования системы контроля и мониторинга качества знаний; - Разработка памяток для учащихся, инструкций, заданий. | Этап подготовки -Вводная беседа о родном поселке, об его истории с использованием созданного дидактического материала -Анализ ответов учащихся, постановка проблемы, обсуждение с учащимися целей и планов проведения исследований. Предлагается выбрать темы исследований: 1.Памятные места 2.Музей посёлка 3.Странички истории п. Зебляки - Формирование групп учеников с учётом их интересов для учебной исследовательской работы. | Этап работы в группах 1)Обсуждение и составление плана работы в группах по поиску информации по проблемным вопросам и выбор формы представления работы. 2) Знакомятся с критериями оценок. 3) Начинают оформлять фотоотчёты групп. | Этап работы в группах 1) Учитель помогает обсудить и составить план работы в группах. Рекомендует различные источники информации. 2) Организует изучение с учащимися критериев: -самооценки своей деятельности, -самооценки навыков сотрудничества в группе, -критериев оценивания газеты. Знакомит с листами самоконтроля. | Этап исследований 1) Исследовательская работа в группах по проблемным вопросам: поиск информации с использованием различных источников, обсуждение полученной информации, формулирование выводов, работа с листами самоконтроля; 2) Просмотр фильма о поселке. 3) Заполнение портфолио. | Этап исследований 1) Направляющая деятельность для самостоятельного решения учениками возникших затруднений (учитель консультирует, дает советы, как лучше сделать ту или иную часть работы). 2) Организует просмотр фильма о п. Зебляки, с целью систематизации и анализа полученной информации в ходе предшествующей исследовательской деятельности. | Этап творчества 1) Повторение правил техники безопасности при работе за компьютером и безопасной работы в сети Интернет, правильное использование ресурсов Интернета. 2)Распределение ролей в группе для совместной работы в документах. 3) Взаимодействие учащихся по оформлению результатов исследований в виде газеты «Поселок, в котором мы живём»; соблюдение соответствующих критерий оценивания. 4) Выполнение проверочной работы (тест «Наш поселок»). | Этап творчества 1) Подготовка фото для заполнения. Консультирует учащихся по совместной работе оформления информации в единый документ, помощь в совместном заполнении документов. Контроль за своевременным выполнением работы. 2) Проводит проверочную работу с использованием дидактического материала (тестирование с помощью системы контроля и мониторинга качества знаний). Интерактивный тест «Наш поселок» | Этап защиты Защита проекта: -формулирование ответов на основополагающий вопрос и проблемные вопросы проекта, выводы; - взаимооценка работ группы; - представление итоговых работ групп; - награждение участников проекта дипломами «Юному знатоку нашего поселка» | Этап защиты 1) Организация защиты проекта на классном часе совместно с родителями | Этап заключительный 1)Подведение итогов работы, рефлексия. | Этап заключительный 1)Подведение итогов работы. |
|
Механизм оценки результатов |
Проведение анкетирования при помощи системы голосования. |
Результат проекта | Фотоальбом «Поселок, в котором мы живем» |
Список использованной литературы и электронных информационных источников | Материалы на печатной основе: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. Пособие для учителя / [Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.] - М.: Просвещение, 2010.-152 с. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. – 223 с. - (Стандарты второго поколения). Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях: постановление от 29.12.2010 г. № 189 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993). Intel@ «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века: Учеб. пособие-10-е изд., перераб.-М.: НП «Cовременные технологии в образовании и культуре», 2010.- 168с.+ CD
Интернет-ресурсы: 1. Кольцова Т.А. Метод проектирования в начальной школе http://www.school2100.ru/upload/iblock/b22/b223d4488be770df71713eef93ca51d7.pdf ФГОС http://standart.edu.ru/ Оценивание проектов Повышение качества образования http://educate.intel.com/ru/AssessingProjects Памятка по использованию ресурсов сети Интернет http://www.imckud.ru/node/113 |