практико-исследовательский проект "Наш яблоневый сад"
Практико-исследовательский проект "Наш яблоневый сад"
Изучая материалы по истории Половино-Черемховской школы, которой в 2016 году исполнится 110 лет краеведы с удивлением узнали о существовании в 50-ые годы прошлого века роскошного пришкольного сада. Возникла идея возрождения школьного садоводства. Проект посвящён юбилею школы. В ходе реализации проекта ребята изучат теорию и практику сибирского садоводства, своими руками посадят саженцы, будут за ними ухаживать. В перспективе будет улучшен ландшафный дизайн пришкольной территории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Детское общественное объединение «Исайкина заимка»
Проект «Наш яблоневый сад»
Авторы проекта: Степаненко Анастасия
и Грибова Елизовета
Руководитель проекта: Чистова
Татьяна Степановна,
учитель русского языка,
руководитель ДОО «Исайкина заимка»
Обоснование проекта.
В МКОУ Половино-Черемховская СОШ Тайшетского района много лет действует детское общественное объединение краеведческой направленности «Исайкина заимка». Сфера деятельности отряда широка. Имеются навыки и экологической работы, и лесоводства. Мы с успехом участвовали в общероссийских, региональных, районных, местных экологических акциях: «Зелёная Россия», «Больше кислорода!», «Будущее Прибайкалья», «Чистое село» и др.
Но основная наша забота – сохранение истории родной школы, села, района. В архиве общественного объединения есть воспоминания учащихся 50-60 годов о работе кружка юных натуралистов, об опытнической работе в школьном саду, цветнике. Замечательный плодовый сад на пришкольном участке помнят многие жители села Половино-Черемхово. До прошлого года жива была одинокая дикая яблоня на месте бывшего сада, но и она засохла: то ли от обиды, то ли от старости…
Мы изучили историю вопроса.
В 50-ые годы в Сибири стали активно разводить сады. Такова была политика партии и правительства. Да и народ после страшной войны стремился жить благополучнее, красивее, богаче. Появились новые районированные сорта плодово-ягодных культур, морозостойких, обильно плодоносящих. Прекрасный сад был заложен и в нашей школе в 1950 году. Биологию преподавала Соломина Надежда Ивановна. Эта неутомимая труженица и энтузиастка сумела сделать своими сподвижниками и директора школы, и школьный коллектив, и комсомольцев села. Дружно трудились над расчисткой участков. Заложили три отдельных сада: с плодовыми деревьями (в основном яблони сибирских сортов), с плодово-ягодными кустарниками (слива, вишня, черешня, черёмуха, смородина, малина) и цветник. Огород жил отдельно. В начале 60-ых годов сад уже хорошо плодоносил. Сад был гордостью школы. Но строительство нового здания школы в 80-ых годах погубило эту красоту: снесли здание старой школы, расчистили огромную строительную площадку, яблони попали под нож бульдозера.
Сад остался только на черно-белых фотографиях из школьного архива. Рассматривая эти фотографии, мы как-то пришли к мысли, что историю ведь можно и возродить!
И мы решили вырастить новый школьный яблоневый сад.
Школьный сад – неотъемлемая часть истории школы, ее наследие. Данный проект позволяет учащимся, педагогам, родителям прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему. Работа в этом проекте дает возможность сформировать и проявить патриотические качества, активную жизненную позицию и развить у ребят способности художников, дизайнеров, садоводов, исследователей.
Проект «Яблоневый сад» направлен на решение экологических, педагогических и социальных проблем. Проект долгосрочный – срок реализации не ограничен временными рамками.
Цель: заложить и вырастить яблоневый сад на пришкольном участке; создать условия для экологического воспитания и образования, повышения социальной активности учащихся через включение их в практическую деятельность по оформлению пришкольной территории.
Задачи:
- Прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему;
- Изучить экологию и биологию яблоневых деревьев;
- Отработать технологию посадки плодовых деревьев и ухода за ними;
- Высадить саженцы районированных сортов;
- Высадить дички, выращенные из семян на пришкольном участке, с целью дальнейшего подвоя на них черенков сортовых яблонь;
- Запланировать опытническую работу для дальнейших исследований;
- Проводить пропагандистскую работу по итогам своей деятельности;
- Воспитание чувства прекрасного по отношению к природе родного края, трудолюбия;
- Воспитание общей культуры населения, толерантности;
- Развитие творческого мышления, навыков исследовательской работы, коммуникативных умений, умения планировать и анализировать свою деятельность, прогнозировать варианты последствия своих действий.
Идея проекта: Закладка школьного яблоневого сада.
Возрождение традиции школьного садоводства.
Основные этапы проекта, механизм реализации:
1 этап (2014-2015 гг.): знакомство с технологией посадки плодовых деревьев и ухода за ними. Выбор участка для посадки сада. Выяснение качеств почвы. Консультация со специалистами и опытными садоводами села.
2 этап (2015-2016 гг.): подготовка участка для яблоневого сада. Уборка мусора. Подготовка посадочных ям. Высаживание саженцев и дичков в грунт и последующий уход за ними. Планирование опытнической работы.
3 этап (2016-2017 гг.): прививка подвоев районированных сортов яблонь различными методами. Уход и наблюдение за ними. Начало опытнической работы по изучению методов прививок.
Подведение промежуточных итогов реализации проекта на каждом этапе.
Методы исследований:
- Метод изучения литературных источников. Чтение и анализ печатных материалов по интересующему вопросу. Использование полученных знаний для планирования собственной исследовательской и практической деятельности. Работа с архивными фондами школы (изучение архивных материалов, официальных документов, статистических данных).
- Метод наблюдения. Проведение фенологических наблюдений, учитывая продуктивность растений, оценивая декоративность растений, определяя устойчивость растений к болезням, неблагоприятным погодным условиям.
- Метод анализа и обобщения. Анализ данных наблюдений и обобщение материала в форме таблиц и схем с тем, чтобы реализовать материалы исследований в практической деятельности.
- Использование материалов поисковой работы в деятельности будущего школьного музея.
Инициативная группа проекта: участники ДОО «Исайкина заимка».
Целевая группа проекта: ученики и учителя МКОУ Половино-Черемховская СОШ.
Социальное партнёрство: МО Половино-Черемховская сельская администрация, Управление образования Тайшетского района (ЦТР и ГО «Радуга» Станция юных натуралистов), ООО «Сибирский садовод»
(с. Малиновка Черемховского района).
План по реализации проекта:
№
Дело
Дата
Ответственный
Исполнители
1
Создание инициативной группы по планированию, подготовке и реализации проекта.
январь
Чистова Т.С. руководитель ДОО
ДОО «Исайкина заимка», учитель биологии
2
Переговоры с администрацией школы и села по отведению участка земли под сад. Выяснение качеств почвы. Консультация с опытным местным садоводом Калягиной Г. В.
февраль
Авторы проекта
ДОО «Исайкина заимка», учитель биологии
3
Знакомство с технологией посадки плодовых деревьев и ухода за ними.
Консультации с учителем биологии Севериной А.Л.
март
Авторы проекта
ДОО «Исайкина заимка»
4
Подготовка участка для яблоневого сада: уборка мусора, выравнивание и прикатка почвы
апрель
ДОО «Исайкина заимка»
10-11 классы
5
Закупка саженцев, выращивание из семян дичков.
май
Чистова Т.С. руководитель ДОО, Северина А.Л., учитель биологии
Учащиеся 5-6 классов
6
Подготовка посадочных ям. Высаживание саженцев и дичков в грунт и последующий уход за ними.
май
ДОО «Исайкина заимка»
Учащиеся 7-8 классов
7
Презентация проекта в сельском доме культуры и на летней оздоровительной площадке.
июнь
ДОО «Исайкина заимка»
8
Введение в систему дополнительного образования школы кружка юных биологов или натуралистов. Оптимизация экологической работы в школе
( план работы см. приложение)
июль
Учитель биологии
5-11 классы
9
Планирование опытнической работы.
август
Учитель биологии
6-10 классы
10
Прививка подвоев районированных сортов яблонь различными методами. Уход и наблюдение за ними. Начало опытнической работы по изучению методов прививок.
2016-17 год
Учитель биологии
Кружок биологии
11
Подведение промежуточных итогов реализации проекта.
На каждом этапе.
Чистова Т.С., руководитель ДОО
ДОО «Исайкина заимка»
Ожидаемый результат.
Теоретическая и практическая значимость данного проекта огромна. Мы считаем, что результаты работы по возрождению традиции школьного садоводства могут быть использованы для решения задач экологического и нравственного воспитания не только детей, но и взрослых.
В результате работы над проектом будет заложен школьный сад, отработана технология посадки яблоневых деревьев, высажены саженцы и дички на пришкольном участке, заложена опытническая работа.
Данная работа имеет благоприятные перспективы, связанные с изменением дизайна школьного двора, возрождением традиций школьного садоводства.
Мы, авторы проекта, уверены, что, овладев методами выращивания яблоневых деревьев, школьники и взрослые, жители сибирского села, не остановятся только на пришкольном участке. Вырастив яблоню в школе, каждому захочется проделать то же самое и у себя дома. Ведь все это можно сделать без особых затрат и приспособлений.
Хочется надеяться, что проблема по возрождению традиций сибирского садоводства не оставит равнодушными наших земляков. К движению за красоту и богатство родного края присоединятся еще многие школьники и взрослые любители природы, благодаря которым будет расцветать наша благодатная Тайшетская ЗЕМЛЯ!
Возрождая школьный сад, мы возрождаем свою духовность.
Литература: 1. «Азбука садовода»
2. Гончарова Л.А. «Сибирские яблони»
3. Кичина В.В. «Колонновидные яблони»
2. Серова Е.Н. «Яблоня»
Приложение 1. План экологической работы (ежегодный)
№ п/п
Мероприятие
Сроки
Ответственные
1.
Заседание инициативной группы по планированию, подготовке и реализации проекта
Январь
Администрация школы
2.
Операция «Школьный двор». Организация и проведение экологических субботников
Ежегодно
Классные руководители
3.
Экологическая акция «Мы за чистое село»
Ежегодно
ДОО, ДШП
4.
Конкурс декоративного творчества из природного материала «Хочу с природою дружить»
Ежегодно, сентябрь, март
Учитель технологии
5.
«Живая природа» - читательская конференция
Ежегодно, октябрь
Библиотекарь
6.
Викторина «Знаешь ли ты землю Тайшетскую?», посвященная Дню Земли