kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Практическое занятие. Выразительное чтение (по сказке В.И. Даля «Девица»)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности входит в курс «Художественное слово» (авт. Цыкина Е.Г.  Типовая дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для образовательных организаций (учреждений) ЛНР «Художественное слово».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Практическое занятие. Выразительное чтение (по сказке В.И. Даля «Девица»)"»















Методическая разработка

занятия внеурочной деятельности

художественно-эстетического направления

«Художественное слово»



Тема занятия : «Практическое занятие. Выразительное чтение

( по сказке В.И. Даля «Девица»)





Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности входит в курс «Художественное слово» (авт. Цыкина Е.Г. Типовая дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для образовательных организаций (учреждений) ЛНР «Художественное слово».

Цель курса: развитие у обучающихся ораторского искусства.

Курс внеурочной деятельности «Художественное слово» предусматривает творческое развитие личности в системе дополнительного образования, обеспечение потребностей обучающихся в профессиональном самоопределении с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и интересов, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.

Тема занятия: «Практическое занятие. Выразительное чтение (по сказке В.И. Даля «ДЕВИЦА»)

5 -А класс

ЦЕЛЬ: Совершенствовать выразительное чтение учащихся

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие
задачи.
Обучающие:

- учить основам бытовой и сценической культуры;

- учить приёмам сосредоточения внимания;

- учить основам владения артикуляцией и внятной речью;

-учить приёмам общения с различной аудиторией в условиях сценического выступления;

Развивающие:
­- развивать выразительность речи, творческий потенциал детей для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове;

- способствовать развитию у школьников гибкости голоса, умения пользоваться силой и высотой звука, темпом речи, изменением тембра;

- развивать чувство ритма, фонематический и речевой слух ребёнка;

- развивать эмоциональные и интеллектуальные задатки ребёнка;

- развивать мотивацию личности к познанию и творчеству, способность к образному мышлению;

Воспитательные:

- прививать у учащихся уважение к культурному наследию народа;

- воспитывать художественный вкус, чувство прекрасного;

-способствовать творческой самореализации, раскрепощению личности младшего подростка;

Форма проведения: индивидуально – групповая



Занятие способствует достижению следующих личностных и метапредметных результатов:

Личностные УУД: В результате занятий по данному курсу учащийся получает навыки: умение интерпретировать услышанный текст; способность проявлять артистическую смелость и характерность при выполнении индивидуальных заданий

Метапредметные:

Регулятивные УУД: определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать свою деятельность во внеурочное время; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других людей. Вступать в беседу во внеурочной деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (исполнителя, критика).

Оборудование: портрет В. И. Даля, карточки с заданиями, зеркальце, текст сказки В. Даля, партитура, распечатанные листы с текстом сказки для каждого ученика.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Учитель приветствует ребят и проверяет готовность к занятию.
- Ребята, я рада видеть вас на нашем занятии и прошу вас рассказать, что вы знаете о Владимире Ивановиче Дале. Мы много в этом году говорили о нашем выдающемся земляке, и сейчас я вам предлагаю провести небольшую викторину по творчеству

Владимира Ивановича Даля «Что я знаю о В.И. Дале?»

- Для этого давайте еще раз прослушаем краткую биографическую справку (рассказывает ученик)


Краткая биографическая справка

Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 года в г. Луганске в семье врача. Родители В.И.Даля - отец, приехавший в Россию из Дании по приглашению Екатерины II, и мать, обрусевшая немка, - дали сыну хорошее домашнее образование.

В 17 лет он окончил Санкт-Петербургский Морской кадетский корпус, а затем медицинский факультет Дерптского университета. Служил морским офицером, хирургом, чиновником особых поручений при губернаторе, но всю жизнь посвятил изучению русского языка и литературному творчеству. Подписывал свои сочинения Владимир Иванович Даль псевдонимом Казак Луганский.

В 1862 году опубликовал уникальный сборник «Пословицы русского народа», в который вошло более 30000 пословиц, поговорок, прибауток. Большинство из них можно и сейчас встретить в произведениях современных писателей, в повседневной речи людей.

В 1871 г. появились два сборника народных сказок для детей в обработке    В.И. Даля. Среди них – «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик», «О дятле», «Привередница», «У тебя у самого свой ум», «Лучший певчий», «Про мышь зубастую да про воробья богатого» и др.

Более пятидесяти лет В.И. Даль трудился над созданием знаменитого «Толкового словаря великорусского языка», состоящего из четырех томов и содержащего более 20000 русских слов.

 

 

Дорогие ребята!

Предлагаем вам викторину по творчеству

Владимира Ивановича Даля «Что я знаю о В.И. Дале?»

Детям раздаются карточки с заданиями

 

1.     Выберите правильный ответ.

 

1. Отец В.И. Даля, Иван Матвеевич Даль, приехал в Россию по приглашению Екатерины Второй, принял русское подданство, работал врачом, знал много языков. Из какой страны он прибыл?

Германия

Греция

                Франция

Дания

 

2. В 1814 году В. И. Даль поступает в учебное заведение Петербурга, от учёбы в котором, по его словам, «в памяти остались только розги». В 1817 году в числе 12 лучших гардемаринов Даль совершил плавание на бриге «Феникс» к берегам Швеции и Дании. Какое учебное заведение окончил Даль в 1819 году?

Военная академия

Морской корпус 

Кадетское училище

Командный институт

3. Решив идти по стопам отца, умершего в 1820 году, В.И. Даль поступает в Дерптский университет. Этот период своей жизни Даль называет «временем восторга и золотым веком нашей жизни». На каком факультете учился Даль?

медицинский

юридический

филологический

философский 

4.  Известность В. И. Далю принесли русские сказки. Используя народные сюжеты, В.И. Даль свободно их изменял, комбинировал. Из-за сатирической направленности некоторых сказок сборник «Русские сказки» был запрещён и изъят из продажи, а сам автор арестован. Под каким псевдонимом опубликовал автор свой сборник?

Алов

Врач без пациентов

Писемский

Казак Луганский

5.   С 2011 года в России отмечается День Словарей и Энциклопедий. Эта дата связана с днём рождения автора самого известного словаря в России XIX века. В какой день отмечается праздник?

22 ноября

8 сентября

15 декабря

19 октября

 

2.     Отгадайте загадки.

 

Без пути и без дорог

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.  ………………..

                 ***

Зимой греет,

Весной тлеет,

Летом умирает,

Осенью оживает.   ………………..

                 ***

Дедушка мост мостит без топора и без ножа.  ………………..

                 ***

Без рук, без ног, а ворота отворяет.   ………………..

                 ***

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.  ……………….

                ***

Летит - воет, а сядет – землю роет. ……………….. 

 

3.   Соберите  рассыпавшуюся  пословицу.

·                     насмешишь, людей, поспешишь.

..............................................................................................

·                     не, рубить, чай, дрова, пить.

.............................................................................................

·                     вода, лежачий, под, не, камень, течет.

................................................................................................

·                     день, вечера, до, скучен, нечего, делать, коли.

.....................................................................................................................................

·                     горячо, железо, пока, куй.

.....................................................................................................................................

·                     при, добро, матери, при, тепло, солнышке.



  1. Мотивация к деятельности.

- Молодцы, дети! Хорошо справились с викториной

-  Ребята, Владимир Иванович Даль, в основном, известен как создатель толкового словаря «Живого великорусского языка», он также писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых. И сегодня мы с вами поработаем над маленькой сказкой «Девица». Мы научимся ее читать выразительно, с интонацией, будем использовать партитуру и развивать наши голосовые связки.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Но прежде чем мы приступим к чтению, мы с вами вспомним артикуляционную гимнастику. Дети вместе с учителем выполняют упражнения: «Хоботок», «Покалывание», «Натягивание», «Собачья улыбка». Упражнения выполняют с маленьким зеркальцем, каждый учащийся наблюдает за своим речевым аппаратом: губы, зубы, язык, щеки.

  1. Работа над грудным регистром.

Ребята! А теперь сделаем еще одно упражнение на работу с голосом. Мы будем проговаривать стихотворение то громче, то тише, то грубее, то тоньше. Повторяют несколько раз сначала вместе, затем индивидуально.

Чтоб овладеть грудным регистром, я становлюсь аквалангистом.

Все выше поднимаюсь выше, а дно морское ниже, ниже.

  1. Чтение сказки учителем: А теперь давайте поработаем над сказкой

В. И. Даля «Девица»

Как по мосту, по мосточку
Шла девица-семилетка.
За девицей — молодец:
— Стой, девица-семилетка,
Загадаю три загадки, Ты изволь же отгадать их:
А что растёт без кореньев?
А что цветёт без алого цвету?
А что шумит без буйного ветру?
— Растёт камень без кореньев.
Цветёт сосна без алого цвету.
Шумит вода без буйного ветру.

Вот и сказке Девица конец, читай снова наш Ларец

  1. Чтение сказки детьми, разбор текста и партитуры. Музыкально-ритмическое прочтение сказки. Выделение интонации голосом, показать ударения, прочитать по ролям: автор, мальчик, девочка.

(Детям раздаются распечатанные листы с текстом сказки. Пятиклассники самостоятельно разбирают партитуру).

/ / → / ↑

Как по мосту, / по мосточку /

/ ↑ /↓
Шла девица-семилетка.//

/ ↑ → /
За девицей — молодец:/

/ ↑ / → /
— Стой, / девица-семилетка,/

/ / ↑ / → / ↓
Загадаю три загадки, / Ты изволь же/ отгадать их://

↑ / → /
А что / растёт без кореньев?/

↑ / → /
А что / цветёт без алого цвету?/

↑ / → /
А что / шумит без буйного ветру?//

/ ↑ / →
— Растёт камень без кореньев./

→ / /
Цветёт сосна без алого цвету./

/ / / →
Шумит вода без буйного ветру./

/ → / / /

Вот и сказке  Девица конец, / читай снова наш Ларец /

-Молодцы, ребята, каждый разобрал партитуру, прочитали сказку по ролям, а теперь подведем итоги нашего занятия.



  1. РЕФЛЕКСИЯ. Подведение итогов занятия.

Какова была тема нашего занятия? Что делали мы на занятии? Смогли ли вы добиться цели? Что вам понравилось в сегодняшней работе?

Что нового вы узнали на занятии? Какие трудности возникли в работе с упражнениями и текстом?

Выберите предложение и поделитесь своим впечатлением от проделанной работы:

Я получил(а) удовольствие от  ....

Мне было интересно узнать ....

Я испытывал(а) затруднение ....

Учитель тоже выбирает предложение и делится своим впечатлением от занятия.

- Благодарю вас за помощь и работу. Занятие окончено






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Практическое занятие. Выразительное чтение (по сказке В.И. Даля «Девица»)"

Автор: Фирагина Елена Валерьевна

Дата: 18.05.2022

Номер свидетельства: 607219


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства