Познавательно - развлекательная программа «Донская казачка»
Познавательно - развлекательная программа «Донская казачка»
Цель: Воспитание любови к родной земле – своей малой Родине через представление детей об образе казачьей жизни и освоения казачьих традиций, связанных с жизнью и бытом донских казаков.
Задачи:
1 Образовательные:
- формировать представление детей об истории и культуре своей малой Родины
(познакомить детей с казачьим бытом, женским и мужским костюмом, играми, пословицами и поговорками, песнями и плясками донских казаков)
- формировать интерес к познанию культуры предков – казаков
2 Развивающие:
- развивать способность понимать ценность народных традиций
- воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Предварительная работа: Беседы об истории Донского края, казачьих обычаях, укладе жизни. История казачьих пословиц, поговорок. Разучивание песен, игр. Изготовление костюмов и атрибутов для праздника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Познавательно - развлекательная программа «Донская казачка»»
Познавательно - развлекательная программа
«Донская казачка»
Цель: Воспитание любови к родной земле – своей малой Родине через представление детей об образе казачьей жизни и освоения казачьих традиций, связанных с жизнью и бытом донских казаков.
Задачи:
1 Образовательные:
- формировать представление детей об истории и культуре своей малой Родины
(познакомить детей с казачьим бытом, женским и мужским костюмом, играми, пословицами и поговорками, песнями и плясками донских казаков)
- формировать интерес к познанию культуры предков – казаков
2 Развивающие:
- развивать способность понимать ценность народных традиций
- воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Предварительная работа: Беседы об истории Донского края, казачьих обычаях, укладе жизни. История казачьих пословиц, поговорок. Разучивание песен, игр. Изготовление костюмов и атрибутов для праздника.
Оформление: плетень и подсолнухами, пол застлан самодельными половиками, на стульях самодельные кружки. Стол в центре, на нем казачья утварь, прялка, лавка.
В зале организована выставка детских творческих работ на казачью тематику.
Атрибуты и оборудование:
Для участников
Костюмы казачьи взрослые: женских-3, мужской-1;
Костюмы детские: женские по кол-ву участниц, мужской -1
Коромысло, ведра -2, блюда донской кухни, пуговицы и, ткань, нитки, игла, ножницы - по кол-ву участниц; карточка с вопросами для конкурсов «Посидим рядком, да поговорим ладком»,
«Эх, казачки, не зевайте – на вопросы отвечайте
Для зрителей
Сачки-3, рыбки из картона-30;корзины-2, мешочки с песком- 10;стулья -3,бусы-3, кегли- 9;плеть-3
Для звукового оформления
Запись казачьих народных песен
Для презентации «Мне посчастливилось родиться на Дону»
Мультимедийное оборудование
Ход мероприятия:
Звучит казачья мелодия
Демонстрация презентации «Мне посчастливилось родиться на Дону»
Ведущий 1:
Пришла весна и на донскую сторонушку. А, как известно, в это время года все вокруг преображаются, становятся ещё красивее: и люди, и животные, и земля наша, которая славится красотою да плодородием, славится людьми сильными, работящими, душой да телом красивыми.
Входят Казак и Казачка (взрослые)
Казак: Здорово дневали, казаки донские!
Казачка: … да казачки расписные!
Все: Здравствуйте!
Казак : Нет! Кто ж так здоровается?!
Казачка: Нужно было ответить: Слава богу!
Казак: Попробуем еще раз! Здорово дневали, казачки донские!
Казачка: … да казачки расписные!?
Все : Слава Богу!
Казак: Теперь другое дело
Ведущий 2: Степь родимая! От Воронежских степей, до берегов Азовского моря простиралась необъятная, седая степь ковыльная. Вот сюда и бежали от неволи люди. Здесь они становились казаками.
Казак:
Давным-давно на вольный Дон пришли казаки и крепко обосновались на его песчаных берегах. Сколько поколений свободных казаков вырастил Дон-батюшка – не сосчитать. И пусть их потомки, т.е. мы, не живем в куренях, не ходим в заморские походы. Но тот, кто живет в донском краю, должен чтить и уважать традиции и обычаи своих предков, обязан помнить и возрождать культурное наследие казаков. Издревле донская земля славилась своими людьми. Славный народ - казаки, прослыли своей смелостью, отвагой, верностью. А рядом с казаками всегда были их верные жены – казачки, которые прославились своей красотой, умом и хозяйственность.
Ведущий2:
Заветы старины в семье казачьей Хранились свято испокон веков. Обычай хлебосольства куреней богатых Прославил Край родных отцов.
Ведущий1:
Казачек все любили, уважали, Как спутниц храбрых в жизни и в бою. Им почести повсюду воздавали Так было на Кубани, Тереке, Дону!
Казачка: Сегодня мы решили провести праздник "Казачка Дона", на котором девочки постараются доказать, что современные казачки ничуть не хуже своих прабабушек.
Казак: Солнце красное на небе поднимается,
А в нашем зале казачки собираются.
Самых смелых мы встречаем
И на сцену приглашаем!
Под казачью мелодию входят участницы конкурса в казачьих костюмах.
Ведущий1: Оценивать наших участниц будет всеми уважаемое жюри в составе_____________________
Казак: Девчата все как на подбор-
Красивые, умные, весёлые, да шумные
Певуньи, мастерицы, прекрасные девицы
Ведущий2: А как же нам выбрать одну, ту самую лучшую казачку?
Казачка: Устроим мы для них различные конкурсы-испытания. Сейчас я вам о них расскажу:
1-ый конкурс «Посидим рядком, да поговорим ладком». Участницы покажут знание казачьего говора.
2-ой конкурс: «Хозяюшка»".
3-ий конкурс: «Эх, казачки, не зевайте – на вопросы отвечайте» - участницы блеснут знаниями истории Донского края.
4-ый конкурс: «Где песня ведётся, там счастливо живётся» - самый весёлый конкурс песенный.
5-ый конкурс: «Ай да казачка, ай да стать» - дефиле с коромыслом
6-ой конкурс «Хлеб да каша - да милость наша»
Казак: Любо вам, казачата, такие испытания для наших красавиц – девчат?
Дети: Любо! (3 раза)
Ведущий1: И так, 1-ый конкурс:«Посидим рядком, да поговорим ладком»
Казачка: А давайте-ка, сядем, казачки в тесный кружок. Посидим, побеседуем, да былое вспомним. Как говорится на Дону: «Посидим рядком, да поговорим ладком» - о родной стороне, о жизни казачьей. Казаки - народ исконно русских корней - за долгие века своего существования создали уникальную культуру и самобытный язык. Особенно колоритен говор донских казаков.
Сейчас я буду каждой участнице говорить слово на казачьем говоре, а они должны назвать его понятным всем языком.
Ведущий 2:Пока жюри оценивает наших участниц, казачата, ответьте, а что у нас на Дону готовят на костре, да с дымком, а потом едят ложкой? (уха)
А из чего варят уху? (из рыбы)
Какая рыба водится в Дону? (Лещ……)
Казачка: Бывало, поставит казак сети в Дону и ждёт удачи рыбацкой, как ясна солнышка. А река-то рыбой богата, долго ждать не приходится.
Приглашаю три мальчика. Участникам нужно как можно больше поймать рыбы, пока звучит музыка. Что ж, посмотрим, к кому придёт удача.
Конкурс для зрителей «Рыбаки»
Сценка «Соседки»
Столик, 2 стула, самовар, чайник, чашки с блюдцами
Встречаются
1 - Здорово дневала, соседушка.
2 – Заходи на часок, погутарим (Садятся за столик, пьют чай, соседка рассматривает ручки у чашек и заварника)
1 Слыхали, как вы вчерась песню заиграли, аж дух захватило, до чего понравилось.
2 Да курень мыла, и внутри, и с улицы, да пол камнем – деруном чистила. Устала, вот и отдохнули после вечери с песней.
1 Да у тебя и печь в порядке, и пол блестит. Побегу соседушка, стряпаться пора: котлет рыбных надо сделать, уху сварить, да пироги с яйцами, да с капустой, да взвар сварить.
2 А я, соседушка, уже отстряпалась, дичь зажарила, пироги с картофелем, лапшевник, да похлебку с рисом, черносливом, изюмом, да морковью.
1 Ай, соседушка, настоящая додельница, даже ручки у чайника и чашек чистые.
Уходит
Ведущий 1: Праздник не кончается,
Конкурс продолжается!
Конкурс «Хозяюшка»
Ведущий2:
Заботливо хозяйка домом управляла,
Растила по старинке своих детей.
Работы все в полях справляла,
Кормила, холила коней...
Ведущий1:Вам необходимо пока звучит музыка пришивать пуговицы. Кто успеет пришить большее кол-во пуговиц, и чья работа будет самой аккуратной, тот и победил.
Казачка: Есть пословица «Казак без коня, что солдат без ружья», «Без коня – казак кругом сирота»
А казачата умели ездить на лошадях с пятилетнего возраста. Мы сейчас проверим наших казачат на ловкость. Приглашаю 6 человек, сложность, что 3 игрокам нужно побыть лошадью.
Только, осторожно, а то упасть можно!
В соревновании у нас побеждают те,
Кто громче свистят и быстрей поспевают.
Готовы. Можно начинать?
Сотня вперед!
Конкурс «Поднять плеть на скаку» (плеть бурку, монету)
Конкурс: «Эх, казачки, не зевайте – на вопросы отвечайте»
Казак: вопросы на тему казачества.
1. Что означает слово "казак"? (Удалой, вольный человек.)
2. Назовите самую крупную реку в Ростовской области. (Дон)
3. Почему реку Дон называют в казачьих песнях "Дон Иванович"?
(Потому что он берёт своё начало из Иван-озера в Тульской области)
4. Назовите приток реки Дона, на берегах которого расположилось наше село. (Кагальник)
5. Как донские казаки называют тюльпаны? (Лазорики)
6. Назовите самого крупного хищного зверя, который водится в Ростовской области. (Волк)
7. Какие полезные ископаемые, добываемые в Ростовской области могут использоваться как топливо? (Уголь)
8. Как называется на Дону небольшой промежуток сухой, по-летнему тёплой погоды в середине октября, когда всё бывает переплетено серебристыми нитями паучков-кочевников, на которых крошки-паучки совершают свои недалёкие перелёты? (Бабье лето)
9. Какая казачка считалась на Дону хорошей хозяйкой? (Хорошей хозяйкой на Дону считалась казачка, у которой всегда в порядке была печь, блестел чистый пол, была наготовлена еда.)
10. Назовите казачьи символы. ( Герб Всевеликого Войска Донского, флаг Всевеликого Войска Донского, бунчук, булава, насека, печать)
11. В какое море впадает река Дон? (В Азовское море)
12. Как называлось собрание казаков на Майдане? (Круг)
13. Где казаки в XVI – XVII веках заключали брак и разводились? (В кругу на Майдане)
14. Как называется жилище казака? (Курень)
Ведущий1:Порадовали вы нас, девоньки своим знаниями.
Огромное спасибо, думаю, что жюри нелегко будет оценивать и всё же … Пока жюри совещается, казачата покажут свою меткость.
Конкурс для зрителей «Самый меткий»
Казачка: Казак – казачок, казак миленький дружок,
Выходи скорей гулять, булаву свою метать.
У нас вместо булавы будут мешочки с песком, которые нужно забросить в корзину. У кого больше попаданий, тот и самый меткий
Ведущий 2: Наиболее популярным видом народного творчества на Дону были и остаются песни. Казачки любили петь, и были очень певучи.
Ну, и у нас девчата есть,
Что не можно глаз отвесть,
А как песню запоют,
Сразу ноги в пляс идут.
Внимание: конкурс «Где песня ведётся, там счастливо живётся! ».
Сценка
Гришка: Ох, добре песню играют! Любо!
Казак: Гриня, я вот, как слышу песню, нашу казачью, так вроде Дон наш батюшка волною серебрится, девки гутарють. А то конь наметом пойшел. И так сладко делается, как жеребенок до мамки тянется.
Да, сынку, такие песни играть умеют только казаки, потому как народ красивый, сильный, добрый, как Дон родимый.
Гриша: Дедуня, мы тут с ребятами поспорили, кто главней: казак иль казачка?
Казак: Что спорить тут? А никто не главней. Главней природа-мать, земля наша донская, что кормит нас, силу, красу нам дает. Дон наш могучий, что нас мудрыми делает, учит силу к делу прилагать, а не к безделью. А дитя человеческое, коли у природы учиться – добрым человеком станет, малого не обидит, старого уважит.
Гришка: Ох и люблю я Дон-батюшку! Спустишься утром к его водам, окунешься разочек и на целый день силы немеряно.
Казачка:
Родниковой свежестью и чистотой издавна отличалась донская вода. Существовало поверье, если будешь умываться водой из Дона, испытаешь на себе чудодейственные силы - станешь лицом пригож, умом богат, энергией зарядишься, ловкостью запасёшься. Недаром казачки донские слыли красавицами и хозяйками, а мужья их - бравыми удальцами. Но чтобы умыться этой чудодейственной водой, ее еще нужно принести. Воду казачки носили в ведрах на коромысле. Вот и сейчас наши участницы должны будут пойти по воду с коромыслом.
Ведущий1: И так, конкурс:"Ай да казачка, ай да стать" дефиле с коромыслом.
Кто вечернею порою за водой бежит к реке,
С распущёной косою с коромыслом на руке?
Ясно вижу взор казачки, брови лоснятся дугой,
На груди неугомонной кудри стелятся волной.
Ведущий2:
Просим наших конкурсанток выйти на сцену.
Дадим им в руки коромысло да два ведра.
Пусть красавицы порадуют народ,
А в работе им гармошка подпоет.
Звучит старинная казачья плясовая.
Девочки по очереди подходят к коромыслу и ведрам. Ведра вешают на коромысло и идут по сцене, делая круг.
Ведущий1: Молодцы, ну просто диво,
Выступали вы красиво!
Ведущий2: Да, не просто будет жюри оценить этот конкурс.
Казачка: Внимание, конкурс для зрителей «Подарок казачке»
Участнику конкурса нужно сесть на коня и преодолев препятствия взять бусы, одеть их на казачку и вернуться обратно.
Ох, ребята, ай, да молодцы!
Ведущий1:
Над куренем дымки плывут,
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Добрым хлебом угощайтесь!
Следующий конкурс"Хлеб да каша - да милость наша"
Каждая девочка-казачка приносит угощение (домашнее задание), донское блюдо и рекламирует его.
Ведущий1:Приглашаем всех попробовать донские блюда, приготовленные нашими участницами под чутким руководством и с помощью учителя СБО Мишениной Елены Григорьевны.
Казак:Вот пришла пора узнать
Кому какое званье дать!
Вы все прекрасны, я скажу без размышленья,
Ну, а жюри объявит нам своё решенье!
Объявление результатов конкурса.
Казачка: Наши юные казачки доказали сегодня, что традиции донского казачества умирают, а передаются из поколения в поколение.
Казак: И это дает уверенность, что самобытный народ – казаки не исчезнут с этой земли.
Ведущий2: Спасибо большое участникам праздника и зрителям. До новых встреч!.
Все участники праздника под запись старинных казачьих песен выходят из зала.