Просмотр содержимого документа
«Полиязычие в детском саду как средство формирования поликультурной личности»
Полиязычие в детском саду как средство формирования поликультурной личности.
«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками: казахский язык – государственный, русский язык как язык межнационального общения и
английский язык –язык успешной интеграции в глобальную экономику»
Н.А. Назарбаев
Суть полиязычного образования состоит в том, что три языка выступают языками обучения. Цель такого образования – формирование трехязычных личностей, способных свободно осуществлять коммуникативно-деятельные операции на 3 языках во всех без исключения жизненных ситуациях.
Благодаря нашему Президенту Н. А. Назарбаеву каждый гражданин нашей страны может говорить на своем родном языке, соблюдать традиции своего народа. И поэтому в стране, где все народы живут в мире и согласии, велико желание людей выучить государственный язык и язык межнационального общения. Согласно программе – 2030 каждый казахстанец должен говорить на 3-х языках. И поэтому сейчас огромное внимание уделяется изучению казахского, русского, английского языка с ранних лет. Внедрение казахского и русского языка ведется постепенно, не ущемляя прав других народов. Ведь согласно Конституции нашей республики, каждый гражданин страны может общаться на своем родном языке. Все это проходит под непосредственным контролем нашего Президента, который вкладывает огромный смысл в процветание своей страны через мир и согласие всех народов Казахстана.
Родители дошкольников проявляют все большую заинтересованность в изучении русского языка их детьми, в частности, в условиях дошкольных организаций, что во многом определяется тенденцией ведения обязательного обучения русскому языку. Являясь частью учебного процесса, изучение русского языка становится одним из основных компонентов образования, это не только ускоряет процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но и, в свою очередь, положительно влияет на общее развитие ребенка.
В последнее время всё чаще и чаще говорят о билингвальном образовании. Термин «билингвальное обучение» стал широко применяться в мире с начала 90-х годов прошлого столетия. Билингвизм, или двуязычие, – это функциональное свободное владение и использование двух языков; билингвальное образование – целенаправленный процесс, в котором используются два языка обучения; тем самым второй язык из учебного предмета становится средством обучения; часть учебных предметов преподается на втором языке.
Для большинства дошкольников первым языком, на котором они учатся говорить, думать, общаться с окружающими, является казахский. В то же время дети довольно рано приобщаются к русскому языку, слыша его по радио, телевидению, от взрослых, детей, в детском саду (в течение дня, на отдельных и специальных занятиях, в зависимости от речевого режима учреждения).
Внимание к русскому языку как к главному элементу межнациональной культуры органично и целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сферой общения и с окружающей действительностью, а также язык устного народного творчества. Такое представление русского языка интересно и детям других национальностей. Следовательно, уже в дошкольном учреждении полиэтническая детская группа приобретает объективное представление о родных языках и культурах, с первых дней пребывания ребенка в детском саду у него воспитывается уважение и интерес к русскому языку.
В дошкольных организациях Казахстана осуществляется систематическое обучение детей русскому языку со второй младшей группы (3-4 года) детского сада. Цель — формирование готовности к изучению русского языка, стремления к общению со взрослыми. Задачи, которые ставит педагог на этом возрастном этапе, — учить детей воспринимать и понимать названия игрушек, предметов быта, некоторых животных; учить понимать вопрос: «Это что?», учить отвечать на вопрос в виде короткого предложения (например, «Это ручка»).
формирование элементарной диалогической и монологической речи;
воспитание культуры общения;
обогащение и активизация словаря.
В нашем детском саду в казахскоязычной группе русский язык применяется на музыкальных занятиях, на прогулках, на праздничных мероприятиях, на занятиях по развитию речи.
Во время прогулок воспитанники знакомятся с окружающим миром. Например, с цветком одуванчик. Чтение стихотворения «Одуванчик» воспитателем:
Одуванчик золотой,
Подружились мы с тобой.
И как солнышко в траве,
Праздник «Осень, осень, милости просим»- ребёнок рассказывает стихотворение на русском языке:
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты
Игра «Собери солнышко» на русском языке (лучи, глазки, ротик). Дети находят самостоятельно части, затем произносят и показывают по просьбе воспитателя.
Каждое занятие начинается с круга радости. Для чего мы проводим круг радости? Это помогает «собрать» детей, настроить их на предстоящую деятельность: активизирует речь ребёнка, раскрепощает:
Любим, любим, любим,
Любим, мир вокруг,
Рады, рады, рады,
Что рядом с нами друг!
Занятие развитие речи, заучивание потешки.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Накрываем стол к завтраку – режимный момент (ложка — қасық, хлеб — нан, тарелка-тәрелке, приятного аппетита — ас болсын, спасибо-рахмет).
Русский язык дети осваивают через развитие связной речи, воспитание звуковой культуры речи, словарную работу, формирование грамматической стороны речи.
Весь процесс обучения русскому языку выстраивается как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей ребенка в интересном общении со взрослыми и сверстниками. Поэтому на начальном этапе, в дошкольном возрасте, коммуникативная направленность в обучении русскому языку реализуется в системе сюжетных игр, игровых ситуаций и драматизаций. В процессе игровой деятельности и драматизации дети получают новые знания, применяют имеющиеся, развивают навыки и умения, необходимые в учебной деятельности. У детей возникает связь между словом и предметом, фразой и действием, формируется привычка изъясняться на русском языке, что способствует в дальнейшем преодолению языкового барьера, который существенно мешает изучению второго языка, формируются личностные качества, складывается отношение к действительности, людям, усваиваются правила поведения и речевой этикет. В настоящее время во всех детских садах в казахскоязычных группах республики проводится работа, направленная на изучение русского языка детьми дошкольного возраста. Дети овладевают русским языком не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни.
Полноценное овладение русским языком в максимально подходящий для этого период, формирование у детей способности успешно строить со взрослыми и со сверстниками коммуникацию, является необходимым условием развития личности ребенка.
Хочу отметить, что дети с удовольствием изучают русский язык. Повторяют слова дома с родителями, тем самым совершенствуя свое знание межнационального языка. И очень приятно слышать, когда родители подходят со словами благодарности за то, что их дети начинают говорить на русском языке.
Наши сегодняшние дети – это завтрашние хозяева страны. И поэтому уже, сегодня необходимо заботиться о воспитании маленьких граждан Республики Казахстан. Естественно, что освоение языков детьми требует и от родителей большой отдачи и терпения.
Родители принимают активное участие в раскрытии компетентностей не только детей, но и своих в частности. Увлекательное формы работы дают возможность раскрытия не только языковых, но и творческих способностей, что ярко выражается при оформлении языковых портфолио, участии в проектной деятельности, изготовлении костюмов для театрализаций. Основные задачи работы с родителями:
1.Создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки и взаимопонимания в проблемах в проблемах семьи и детского сада.
2.Установивать партнерские отношения с семьей каждого ребенка, обьединяя усилия для успешного изучения языков.
3.Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Познание и изучение двух языков в дошкольном возрасте нелегкий путь но благодаря труду педагогов и усилиям родителей, его можно сделать доступным, познавательным и увлекательным.