kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект занятия по теме: «Птица 2016 года - Удод»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированное занятие, включающее в себя сочетание различных форм обучения, активизирующих учебно-познавательную деятельность

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия по теме: «Птица 2016 года - Удод»»

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Ростова-на-Дону

«Детский эколого-биологический центр»












План-конспект занятия по теме



«Птица 2016года - Удод»









Составитель: педагог Д О


Гурова Л.А.















Ростов-на-Дону 2016г.

Тема: птица 2016года - удод.


Форма занятия: ознакомление. Тип занятия: комбинированное занятие, включающее в себя сочетание различных форм обучения, активизирующих учебно-познавательную деятельность.


Цель: познакомить детей с птицей года - удодом.


Задачи:

- развивать познавательную активность, любознательность и интерес к изучению окружающего мира в целом и птиц в частности;

- познакомить детей с внешним видом, образом жизни, особенностями питания, гнездования удода;

- создать условия для развития экологической грамотности у детей, формирования ценностного отношения к природе;

- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к «братьям нашим меньшим», к Донскому краю;

- создать атмосферу взаимопонимания и поддержки.


Оборудование:

- картинки с изображениями удода в полете, на земле, на дереве, возле гнезда;

- раздаточный материал;

- белый картон;

- пластилин;

- салфетки.


Ход занятия:


1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Тема нашего занятия «Птица 2016 года». Сегодня мы поговорим об этой замечательной птице. Познакомимся с её внешним видом, образом жизни, особенностями питания и гнездования.


2. Актуализация знаний.

- Ребята, давайте вспомним, каких птиц вы знаете? ( Дети отвечают)

- По каким признакам можно разделить птиц? ( Дети отвечают)

- Итак, птиц можно разделить на перелетных и зимующих, на хищных, растительноядных и насекомоядных, на водоплавающих и лесных, певчих и непевчих и так далее. Наш герой – это перелетная птица, насекомоядная, воды боится, в лесу не селится , мелодичных песен не поет. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать, что это за птица.

По выпасам, по выгонам

Идет она, идет

То вспорхнет, то, прыгая,

Хохол свой развернет;

Жука найдет, поклонится,

За стрекозой погонится:

«Уду, ду – ду,

У – ду, ду,

Что мне надо, то найду!»

- Угадали, ребята? Правильно, это удод!


3. Изучение нового материала.

(На доске – картинки с изображением удода.)

Союз охраны птиц России назвал удода птицей 2016 года.

Почему именно удода? Удод довольно широко распространен во многих регионах России, легко узнаваем, нуждается во внимании и помощи человека.

Сейчас мы совершим с вами небольшое путешествие в историю.

Оказывается, удод упоминается в древнегреческих мифах, Коране, Ветхом завете, Пятикнижии, народных сказках многих стран . Удода очень ценили в Древнем Египте. Изображение этой птицы есть на гробнице фараона. Известен даже иероглиф , изображающий голову удода с поднятым хохолком. Почтовые марки многих стран мира украшают изображения удода, а в африканской стране Гамбии их можно увидеть на денежных купюрах.

Чем же так привлекателен удод?

Удод – одна из самых ярких и запоминающихся птиц. Необычна контрастная окраска – темные и белые полосы на рыжем оперении. Характерной особенностью удода является хохолок на темени. Обычно он сложен, но когда птица чем-то напугана или нервничает, она распахивает его в виде веера.

Название птицы напрямую связано с её песней. Это повторяющиеся глуховатые звуки « уд- уд- уд» или «хуп – хуп - хуп».

Удод - небольшая птица, его длина- 25-30 см, крылья у этих пернатых примерно 15 см, вес около 75 г. Интересен клюв у удода- он длинный и изогнутый. У некоторых особей он практически равен длине тела.

Распространены удоды на юге Европы, Азии. У нас в стране – в Центральных и Южных регионах – в степи и лесостепи. Предпочитают селиться на равнинной или холмистой территории, на открытой местности, без высоких растений.

Активны днем, ночью прячутся в дуплах деревьев, трещинах скал и прочих укромных местах. По земле удоды умеют довольно быстро бегать. Если опасность настигла на земле, удод принимает очень интересную позу: он прижимается к земле, широко расправляет крылья и поднимает свой клюв кверху.


Питается удод насекомыми: бабочками, кузнечиками, мухами, майскими жуками. Излюбленная пища - медведки и их личинки. Иногда в ход идут и небольшие лягушата, змеи и ящерицы.

В нашей стране удоды – перелётные птицы, появляются в конце марта - начале апреля. (Интересный факт: во время перелётов удоды могут подниматься на большие высоты, преодолевая Гималайские горы (6.400 м). В выборе места для гнезда удоды неприхотливы: дупло в дереве, трещина в скале, ямка под старым пнём, куча строительного мусора, стена деревянного или каменного здания- подходит всё, лишь бы место было укромным. В степных местностях удоды держатся вблизи хуторов и других человеческих жилищ.

Выведение потомства обычно происходит 1 раз в году. Размер кладки в условиях умеренного климата составляет 5-8 яиц. В день откладывается по 1 яйцу, насиживание начинается с 1-го яйца и продолжается 25-32 дня. Насиживает одна самка, в то время как самец добывает ей корм. Птенцы появляются слепыми, они покрыты редким рыжеватым пухом, который через несколько дней сменяется другим, розовато-белого цвета и более густым. Выкармливанием потомства занимаются оба родителя, поочередно принося в гнездо личинки насекомых и червей. Через 3-4 недели птенцы начинают летать и покидают гнездо, хотя еще какое-то время остаются рядом с родителями. (Интересный факт: при опасности взрослые особи и птенцы применяют защиту типа «скунс», т.е. выделяют острый неприятный запах специальной железой. За это удода даже называют «вонючий петушок».)


-Ребята, подумайте и ответьте, угрожает ли удоду какая-либо опасность, сокращение численности? ( Дети отвечают).

Вот основные причины возможного исчезновения вида:

- Дефицит дуплистых деревьев;

- Фактор беспокойства;

- Разорение гнезд человеком и домашними животными;

- Застройка пригодных для гнездования территорий;

- Интенсивная сельскохозяйственная деятельность людей.

- Каковы меры охраны? Чем мы можем помочь? ( Дети отвечают).


Итак, это:

-Выявление и защита гнезд от беспокойства;

- Сооружение искусственных гнезд и создание благоприятных условий для гнездования;

- Просветительская деятельность среди населения.


Физкультминутка.


Ребята, вы, наверное, устали? Хотите немного подвигаться?

Прошу детей встать и выйти из-за стола. Я задаю вопрос, а дети должны жестами, мимикой, движениями дать ответ со словами «вот так».

- Как живешь? – Вот так (жест ОК).

- Как идешь? – В.Т.

- Как плывешь?- В. Т.

- Как бежишь? – В. Т.

- Вдаль глядишь? – В. Т.

- Ждешь обед? – В. Т.

- Машешь вслед? – В.Т.

- Утром спишь? – В. Т.

- А шалишь? – В. Т.

Ну вот, ребята, немного размялись, молодцы, садитесь.


А сейчас мы с вами поиграем в игру «ДА- НЕТ».

Группа делится на 2 команды, педагог задает вопрос, и каждая команда по очереди дает ответ. Ответы односложные: да или нет. За правильный ответ полагается жетон, у кого больше жетонов – та команда выиграла.


1.Удод - перелетная птица. (Да)

2. Удод достигает 60 см. в длину. (Нет)

3. Удод питается рыбой . (Нет)

4. Удод живет в скворечниках. (Нет)

5. Удод имеет невзрачное, серенькое оперение. (Нет)

6. Обычно в кладке бывает 5-8 яиц. (Да)

7. На голове удода есть хохолок. (Да)

8. Удод очень боится медведок. (Нет)

9. Удод строит гнездо в укромном месте - в дупле, в ямке, в расщелине. (Да)

10. Удод - ночная птица. Днем спит, а ночью охотится. (Нет)

11. У удода звонкая, мелодичная песня. (Нет)

12. Выкармливанием птенцов занимаются оба родителя. (Да)

13. Удод - птица 2016 года. (Да)


Подсчет жетонов, подведение итогов.


Практическая часть.


Ну что ж, ребята, вы хорошо позанимались, поработали и достойны подарка, который вы сами изготовите. Сейчас вы сделаете рисунок удода себе на память в технике «пластилиновая живопись».

.

Детям раздаются листы бумаги с контуром удода на дереве.

Пластилином соответствующего цвета дети заполняют контурный рисунок удода.


Заключение.


Подведение итогов занятия. Что нового узнали, интересно было, понравилось ли занятие?








Используемая литература:


1.Юрий Дмитриев. Соседи по планете.М. Детская литература. 1984г.

2. Павел Барто. О чем поют птицы . М. Детская литература.1981г.

3. Журнал «Наука и жизнь», 1982г., №6.

4. Журнал «Юный натуралист», 1986г., №5.

5. Интернет – ресурсы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
План-конспект занятия по теме: «Птица 2016 года - Удод»

Автор: Гурова Людмила Алексеевна

Дата: 23.12.2016

Номер свидетельства: 372739

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства