О каком времени года мы говорили? - Правильно, ребята. 2. Основная часть. Подготовка к восприятию текста. Сегодня мы с вами поговорим о деревьях. Что происходит с ними осенью? Почему? Все ли деревья сбрасывают листья? Давайте вспомним названия деревьев, рассмотрим картинки и уточним, какие из них лиственные, а какие хвойные. Дидактическое упражнение «Деревья» Дети сидят за столами. На демонстрационной доске картинки с изображениями разных деревьев. - Правила такие: если я называю лиственное дерево, то вы поднимаете руку, а если хвойное, то руки сложены на парте. - Берёза, клён, ель, липа, дуб, сосна, кедр, тополь, осина. Хорошо, вы отлично знаете деревья, игра окончена. Кто из вас запомнил, какое дерево я назвала последним? -. (Картинки всех, кроме осины снимаются с доски) - Правильно, сегодня я прочитаю вам рассказ «Осина». - Внимательно послушайте рассказ И. Соколова-Микитова «Осина». «…Хорош осиновый лес в осенние ясные дни. В пурпурно-красный цвет окрашена листва. Чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Тут и там под ними красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Шелестит под ногами пожелтевший папоротник, и ещё горче пахнет в осиновом лесу. По И. Соколову-Микитову Беседа по содержанию, содержательный и языковой разбор текста. - В какие дни хорош осиновый лес? - В какой окрашена листва? - Каким ковром расстилаются листья? - Что мы видим под деревьями тут и там? - Что шелестит под ногами, как пахнет в осиновом лесу? Физкультурная пауза «Дождик» Координация речи и движения К нам на длинной тонкой ножке (прыжки на одной ножке) Скачет дождик по дорожке. В лужице — смотри, смотри! - (ритмичные приседания) Он пускает пузыри. Стали мокрыми кусты, (руки вверх, потряхивание кистями) Стали мокрыми цветы. (наклон, руки к полу, потряхивание) Мокрый серый воробей (выпрямиться, руки вниз, потряхивание) Сушит пёрышки скорей. Повторное чтение рассказа. В процессе чтения на демонстрационную доску выставляются мнемотаблицы по одной на каждое предложение. Воспитатель объясняет что значат символы, произносит фразы из текста, указкой показывает символы. - А сейчас я ещё раз прочитаю вам рассказ и покажу волшебные схемы — помощники, которые и помогут нам запомнить и пересказать текст. |