kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогичекая статья "Досуг с детьми"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                            « Игра в театр»

И.Н.Борисова,  учитель начальных классов                                                   МБОУ  « Школы №62»РТ г. Казани

Домашний театр-прекрасный досуг, который не только  развивает многие стороны личности ребенка, но и помогает улучшить, углубить взаимоотношения  членов  семьи.

Надо признать, что в последние оды общение детей с театральным искусством заметно уменьшилось. Причина тому- забота семьи о хлебе насущном. Действительно, многие родители не могут позволить себе часто покупать театральные билеты, да и школа поумерила свой пыл: почти потеряна традиция воскресных походов всем классом в театр. Отсюда и возникшее явление - дети почти не играют самостоятельно  в театр, исчез интерес к драматическим кружкам и студиям. Многие  известные педагоги считали, что театр- это мир сказок, творчества, воображения, фантазии. В него надо вводить ребенка с ранних лет, а в школьные годы интерес к нему должен носить устойчивый характер. Так  думал и выдающийся педагог нашего времени  В.А. Сухомлинский.  Будучи ученым – практиком, он превратил свою школу радости, добра, праздника. В педагогическом процессе большое место занимали разные игры, в том числе и театрализованные. В.А. Сухомлинский считал их лучшим средством развития воображения и творчества детей.

А теперь давайте поговорим об играх в театр, о создании условий для того, чтобы дети не только переживали театральное действо, но и участвовали в нем непосредственно.

Все дети любят играть «в дом», «в магазин» и прочие игры, которые педагоги называют сюжетно-ролевыми. Дети участвуют в них сами от своего имени или от имени кого угодно. Уже в три года малыш хочет побыть и продавцом, и мамой-папой, и дракончиком, и доктором в белом халате.  Но совсем другое дело – театр. Это не просто игра в лицах – это игра на зрителя. В театре нет такой спонтанности, как в обычной игре – актёру приходится выучить роль, следовать ходу пьесы и стараться, чтобы всё было слышно и видно зрителям, а не только партнёрам по сцене.

Мировая  психология признает тот факт, что у значительного большинства младших школьников преобладает деятельность правого полушария – они  эмоциональны, опираются прежде всего на чувства, а не  на логику и разум. Поэтому различная игровая и театрализованная деятельность адекватна потребностям ребенка, она компенсирует издержки эмоционального состояния,  которые возникают при обучении в школе.

Какие первые шаги должны сделать родители, если загорелись  идеей создать дома свой театр?

Сначала нужно  научить ребенка читать произведение по ролям. Это нужно делать, даже если ваш сын или дочь еще плохо читают: тогда основную  нагрузку берете вы или другие члены семьи. Дети получают роли, в которых мало слов. Например, обычно в художественных произведениях много авторского текста, эту роль родитель берет себе. Обязательно поговорите с детьми  до чтения о выразительных средствах, которые  нужно использовать при передаче речи данного персонажа: как он говорит- быстро или медленно, громко или тихо, с радостью или огорченно и т.д. Научите  ребенка использовать одновременно с чтением отдельные и жесты.Поупражняйтесь вместе с ним в передаче мысли только жестом или мимикой. Например, предложите ребенку разыграть сценку только с помощью жестов,  но так, чтобы поняла бабушка (папа, дедушка, мама). Не переживайте, что сначала детям будет трудно найти подходящий точный жест или разыграть мимическую сценку, - с практикой выразительность придет. Более того, вы станете замечать, как проявляется оригинальность, индивидуальность и творчество вашего сна или дочки.

Поверьте, игра в театр не пустая забава, и относиться к ней нужно серьезно. Ваша поддержка очень нужна ребенку, ее отсутствие  может разрушить проявляющийся интерес к театральной деятельности и затормозить творческое развитие ребенка.

Известный итальянский писатель и  педагог, знаток детского творчества Джанни  Родари написал замечательную книгу « Грамматика фантазии», в которой дал много интересных советов о том, как развить детское словесное творчество, научить малышей импровизировать и разыгрывать различные роли. Он убеждает, что игра в переодевание всегда забавна в силу возникшего гротескного эффекта. А ведь это уже театр- интересно  облачиться в чужой костюм, жить не своей жизнью, перенимать чужие жесты.Он советует: в доме следует иметь корзину с вышедшей из употребления одеждой для игры в переодевание. Перед тем как начать готовить серьезный большой спектакль,попробуйте сделать небольшой концерт. Его можно приурочить к какому – ни будь семейному празднику, торжеству- дню рождения папы, юбилею бабушки, Новому  году и др. Каждый член семьи по секрету от других   приготовит подарки и поздравления. Это могут быть стихи, песенки, рисунки с поздравлениями. Значительную роль отведите  ребенку и его  братьям, сестрам, друзьям - гостям. Путь они поют, импровизируют, разыгрывают смешные шарады, декламируют стихи и поздравления. Можно поручить ребенку вести концерт, в котором примут участие и родители, и дети, и гости.

Частью концерта может быть небольшой капустник. Например, взрослый или ребенок вытаскивает из мешочка фант, на котором написано им гостя. Он должен так изобразить ( или описать) того, чье имя написано на фанте, чтобы его узнали. За хорошее выполнение фанта исполнитель получает приз. Капустник заканчивается общей песней или пляской.

Частью капустника может быть разыгрывание юмористической сценки из жизни семьи. Например, артисты изображают, как проходит день в доме: мама бегает, стирает, готовит,  а папа в это время лежит на диване или смотрит  спортивную передачу.

Если ваши  дети музыкальны и проявляют интерес к музыкальным спектаклям, то очень полезно дать им возможность проявить свое творчество в семейных операх, балетах. Сначала нужно предложить ребенку повторить известные ему музыкальные отрывки, драматизировать сценки из мультфильмов с использованием музыкального сопровождения или сольного пения, то есть пение сопровождать движениями.

Особое место в семейном досуге может занять кукольный театр. Многие взрослые думают, что кукольные действа легче для детей, чем драматические. Но это не верно, потому что кукольные спектакли требуют не только владения своим голосом, телом, но и умения управлять куклами. В кукольном спектакле, в отличие от драматического, ребенок сможет играть только одну роль, но и та требует предварительных упражнений: он должен научиться водить куклу,  долго находиться в одной позе, держать голову и руки поднятыми вверх. Все это требует времени и тренировок. Но младшие школьники не боятся этих трудностей, потому что им очень нравятся кукольные спектакли.

Итак, желаю родителям успехов в организации домашнего театра. И надеюсь, что после первых семейных театральных вечеров ваш ребенок обязательно будет готов к походу в любой театр – драматический, кукольный или музыкальный.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«педагогичекая статья "Досуг с детьми" »



« Игра в театр»

И.Н.Борисова, учитель начальных классов МБОУ « Школы №62»РТ г. Казани

Домашний театр-прекрасный досуг, который не только развивает многие стороны личности ребенка, но и помогает улучшить, углубить взаимоотношения членов семьи.

Надо признать, что в последние оды общение детей с театральным искусством заметно уменьшилось. Причина тому- забота семьи о хлебе насущном. Действительно, многие родители не могут позволить себе часто покупать театральные билеты, да и школа поумерила свой пыл: почти потеряна традиция воскресных походов всем классом в театр. Отсюда и возникшее явление - дети почти не играют самостоятельно в театр, исчез интерес к драматическим кружкам и студиям. Многие известные педагоги считали, что театр- это мир сказок, творчества, воображения, фантазии. В него надо вводить ребенка с ранних лет, а в школьные годы интерес к нему должен носить устойчивый характер. Так думал и выдающийся педагог нашего времени В.А. Сухомлинский. Будучи ученым – практиком, он превратил свою школу радости , добра, праздника. В педагогическом процессе большое место занимали разные игры, в том числе и театрализованные. В.А. Сухомлинский считал их лучшим средством развития воображения и творчества детей.

А теперь давайте поговорим об играх в театр, о создании условий для того, чтобы дети не только переживали театральное действо, но и участвовали в нем непосредственно.

Все дети любят играть «в дом», «в магазин» и прочие игры, которые педагоги называют сюжетно-ролевыми. Дети участвуют в них сами от своего имени или от имени кого угодно. Уже в три года малыш хочет побыть и продавцом, и мамой-папой, и дракончиком, и доктором в белом халате. Но совсем другое дело – театр. Это не просто игра в лицах – это игра на зрителя. В театре нет такой спонтанности, как в обычной игре – актёру приходится выучить роль, следовать ходу пьесы и стараться, чтобы всё было слышно и видно зрителям, а не только партнёрам по сцене.

Мировая психология признает тот факт, что у значительного большинства младших школьников преобладает деятельность правого полушария – они эмоциональны, опираются прежде всего на чувства, а не на логику и разум. Поэтому различная игровая и театрализованная деятельность адекватна потребностям ребенка, она компенсирует издержки эмоционального состояния, которые возникают при обучении в школе.

Какие первые шаги должны сделать родители, если загорелись идеей создать дома свой театр?

Сначала нужно научить ребенка читать произведение по ролям. Это нужно делать , даже если ваш сын или дочь еще плохо читают: тогда основную нагрузку берете вы или другие члены семьи. Дети получают роли, в которых мало слов. Например, обычно в художественных произведениях много авторского текста, эту роль родитель берет себе. Обязательно поговорите с детьми до чтения о выразительных средствах, которые нужно использовать при передаче речи данного персонажа: как он говорит- быстро или медленно, громко или тихо, с радостью или огорченно и т.д. Научите ребенка использовать одновременно с чтением отдельные и жесты .Поупражняйтесь вместе с ним в передаче мысли только жестом или мимикой. Например, предложите ребенку разыграть сценку только с помощью жестов, но так, чтобы поняла бабушка (папа, дедушка, мама). Не переживайте, что сначала детям будет трудно найти подходящий точный жест или разыграть мимическую сценку, - с практикой выразительность придет. Более того , вы станете замечать , как проявляется оригинальность, индивидуальность и творчество вашего сна или дочки.

Поверьте, игра в театр не пустая забава, и относиться к ней нужно серьезно. Ваша поддержка очень нужна ребенку, ее отсутствие может разрушить проявляющийся интерес к театральной деятельности и затормозить творческое развитие ребенка.

Известный итальянский писатель и педагог, знаток детского творчества Джанни Родари написал замечательную книгу « Грамматика фантазии», в которой дал много интересных советов о том, как развить детское словесное творчество, научить малышей импровизировать и разыгрывать различные роли. Он убеждает, что игра в переодевание всегда забавна в силу возникшего гротескного эффекта. А ведь это уже театр- интересно облачиться в чужой костюм, жить не своей жизнью, перенимать чужие жесты.Он советует: в доме следует иметь корзину с вышедшей из употребления одеждой для игры в переодевание. Перед тем как начать готовить серьезный большой спектакль,попробуйте сделать небольшой концерт. Его можно приурочить к какому – ни будь семейному празднику, торжеству- дню рождения папы, юбилею бабушки, Новому году и др. Каждый член семьи по секрету от других приготовит подарки и поздравления. Это могут быть стихи, песенки, рисунки с поздравлениями. Значительную роль отведите ребенку и его братьям, сестрам, друзьям - гостям. Путь они поют, импровизируют, разыгрывают смешные шарады, декламируют стихи и поздравления. Можно поручить ребенку вести концерт, в котором примут участие и родители, и дети, и гости.

Частью концерта может быть небольшой капустник. Например, взрослый или ребенок вытаскивает из мешочка фант, на котором написано им гостя. Он должен так изобразить ( или описать) того, чье имя написано на фанте, чтобы его узнали. За хорошее выполнение фанта исполнитель получает приз. Капустник заканчивается общей песней или пляской.

Частью капустника может быть разыгрывание юмористической сценки из жизни семьи. Например, артисты изображают, как проходит день в доме: мама бегает, стирает, готовит, а папа в это время лежит на диване или смотрит спортивную передачу.

Если ваши дети музыкальны и проявляют интерес к музыкальным спектаклям, то очень полезно дать им возможность проявить свое творчество в семейных операх, балетах. Сначала нужно предложить ребенку повторить известные ему музыкальные отрывки, драматизировать сценки из мультфильмов с использованием музыкального сопровождения или сольного пения, то есть пение сопровождать движениями.

Особое место в семейном досуге может занять кукольный театр. Многие взрослые думают , что кукольные действа легче для детей, чем драматические. Но это не верно, потому что кукольные спектакли требуют не только владения своим голосом, телом, но и умения управлять куклами. В кукольном спектакле, в отличие от драматического, ребенок сможет играть только одну роль, но и та требует предварительных упражнений: он должен научиться водить куклу, долго находиться в одной позе, держать голову и руки поднятыми вверх. Все это требует времени и тренировок. Но младшие школьники не боятся этих трудностей, потому что им очень нравятся кукольные спектакли.

Итак, желаю родителям успехов в организации домашнего театра. И надеюсь, что после первых семейных театральных вечеров ваш ребенок обязательно будет готов к походу в любой театр – драматический, кукольный или музыкальный.

Список литературы

1. Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике : Книга для родителей о том, как воспитать и обучать детей- М.: Вентана- Граф,2004.-400с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
педагогичекая статья "Досуг с детьми"

Автор: Борисова Ирина Николаевна

Дата: 13.08.2015

Номер свидетельства: 225170


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства