Просмотр содержимого документа
«Педагогические чтения на тему: "Где черпать вдохновение"»
ЭССЕ
МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГА. ГДЕ ЧЕРПАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ?
Учитель географии
Абсадыкова Э.А.
Без творчества нет учителя… Нельзя не согласиться с этой фразой, по моему мнению, точно отражающей суть педагогического труда. Ведь кто он, настоящий учитель? Он творец! Тво-рец! И не только своих уроков, он творец детских душ, постоянно находящийся в поиске того, при помощи чего он сможет свой достаточно тяжелый труд превратить в работу, приносящую радость всем: и ему, учителю, и ученикам. Достоевский сказал: «Творчество неотделимо от человека и составляет с ним целое. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок…» Я думаю, эти слова справедливо можно отнести к учителю…
Как же создается урок творческий, на котором ученики будут не спать, не мечтать и не играть тайком в телефоны?
Как сделать так, чтобы занятие не только вооружало учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но, чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, увлеченность, формировало их творческое сознание? Мой ответ – необходимо всегда продумать его структуру и особенно - начало занятия.
Каждый учитель знает, что урок нужно начинать с обозначения целей урока. Но прийти и сказать, например, что сегодня темой нашего урока будет «Мировой океан», это довольно скучно, так что рука ученика, лежащая на клавиатуре телефона, там и останется и, скорей всего, нажмет кнопку, а вот если учителю таинственным голосом, не спеша, начать рассказывать историю «Титаника», потерпевшего крушение в этом самом океане, то внимание учеников останется прикованным к педагогу. А можно еще перед началом урока зайти в класс с запиской в «найденной в море» бутылке (которую 2 часа конструировал дома, украшая водорослями и ракушками) и попросить учеников расшифровать фразу…
Конечно, невозможно каждый раз из кожи лезть, чтобы придумать изюминку «завязки действия», но достаточно часто это получается. И это может быть не только проблемный вопрос, с которого начинается разговор с учащимися, это может быть история или просто даже байка из жизни.
Можно и по-другому… Главное, продолжать хотеть испытывать наслаждение творить свой урок и передавать этот свой заряд мальчишкам и девчонкам…
Тут и рукотворные вулканы помогут, и макеты гор, и флюгеры, и осадкомеры… Какие потрясающие вещи делают ребята, готовясь к урокам географии! Главное – похвалить каждого и найти в его работе то, что достойно этой похвалы… Вот где проявляется оно, то самое драгоценное творчество, которое заставляет детей забыть об Интернете и мультфильмах. Он, этот маленький человек, живет своим произведением, а значит, он духовно развивается…
Что еще помогает сделать урок подобным произведению искусства?
Конечно, разнообразные формы урока. Вот, например, уроки – исследования, проблемные уроки, уроки в виде игры, викторины. К сожалению, в наше время довольно узок кругозор у многих школьников, и им трудно на пальцах объяснить, как выглядит какаду, кто такой абориген, как происходит круговорот воды в природе. И тут уж никуда не деться без тех самых компьютерных технологий, благодаря которым ученик может перенестись и на берег океана, и в пустыню, и подняться на самую высокую вершину. Карта на большом экране! Яркая, четкая, с движущейся по ней стрелкой – что может более наглядно заставить детей представить материал занятия!
Научно-практическая конференция «Дарын»,Малая Академия Наук, «Зерде»,КИО,- это не весь перечень творческих работ детей ,который вдохновляет меня к работе,мне как педагогу интересно вместе с детьми готовить проект,проводить исследования,экспременты,самое главное участие в этих конкурсах.Благодаря предмету география ,мои школьники побывали в самых красивых местах Казахстана:город Туркестан,озеро Иссык,Тургенский водопад,музеи Алматы,Ак Булак,Чарынский каньон.
Кроме того, мне кажется, использование метапредметных связей только украшает урок, насыщает его, поэтому связь с уроками биологии, химии, физики, истории должна по возможности как можно чаще прослеживаться на уроках географии. И еще… мне нравится превращать детей в писателей, сочиняющих сказки, стихи, загадки о равнинах и горах, морях и океанах, о разных городах и придумывающих рассказы о топографических знаках…А почему бы не писать периодически орфографические диктанты, например, по теме: «Географические названия», а успехами учеников не делиться с учителем русского языка и литературы?
Творческие работы учеиков нашей школы вы видели не раз,это устные журналы по странам мира,поделки «Вулканы»,экосистема.
И почему бы не учить на уроках географии ребят умению задавать (правильно!) вопросы, конструируя различные их типы и не предлагать им составлять тестовые задания, но только не к уроку, а, например, к игре эрудитов или телешоу. Такие задания развивают способности понимать, рассуждать, логически аргументировать, находить закономерности в явлениях и изменениях объектов, кроме того, позволяют проверить знания учеников о соотношении между различными предметами, свойствами, знание порядка, алгоритма действий. Самые интересные задания можно потом использовать на уроках – играх …
Между прочим, ребятам нравится готовить доклады на темы, которые еще только предстоит изучать. У них есть возможность проявить самостоятельность, подбирая материал, понимая, что главное требование к работе – это чтобы интересно было всем. Шаблонно, нудно, монотонно – НЕ ПРИНИМАЕТСЯ!!!
А географические КВНы, клубы путешественников, викторины…
А еще на занятиях можно разыгрывать сценки: «Интервью со знаменитыми путешественниками и мореплавателями», «Разговор двух горных вершин» или «Жалобы полезных ископаемых» и другие…
Да, между прочим, я не спеша (так получается!), но все – таки приближаюсь к исполнению своей мечты – провести урок географии на английском языке! И английский учу не только я, но и мои ученики, которые должны будут отвечать на таком уроке – мечте только на английском!
…Говоря о творчестве на уроке, нельзя останавливаться только на его, скажем так, творческой оболочке – интересной форме, видах работы и т.д. Творчество учителя состоит еще и в том, чтобы влиять на своих учеников, формировать их характеры. Ведь, например, рассказывая на уроках об открытиях, сделанных путешественниками, я заставляю ребят задуматься над тем, какие черты характера помогли известным исследователям добиться своей мечты, прийти к цели…Да, география, да, разговор о климате и природных поясах, о полезных ископаемых и реках… Но за всем этим стоит человек, и на моих уроках должен тоже формироваться ЧЕЛОВЕК, творческий, думающий, неравнодушный…
И еще…Я ведь классный руководитель! К тому ж, географ! Ну куда без походов, спортивного ориентирования на местности! Кстати, скоро весна, а значит, меня с учениками ждут потрясающе красивые Тургенские водопады. Но это будет не только прогулка по лесу, это будет занятие на воздухе с рассматриванием рельефа местности, горных пород и растений… А что если мне это занятие… не могу писать больше. Пришло оно, вдохновение, и я уже знаю, каким он будет, этот мой необычный урок!
Подводя итоги данного эссе, хочется сказать, что профессиональная деятельность и вдохновение – неотделимы друг от друга. Каждому преподавателю необходимо найти свой источник идей и путей решения проблемных ситуаций. И всегда стоить помнить о том, что мы не просто передает детям знания, но мы учим их вдохновляться и вдохновлять.