kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Патриотическое воспитание молодёжи: проблемы, тенденции, перспективы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья о проблемах, тенденциях и перспективах развития в сфере патриотического воспитания молодёжи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание молодёжи: проблемы, тенденции, перспективы»

Патриотическое воспитание приобретает особую актуальность и значимость в современной России. Это объясняется прежде всего необходимостью преодоления таких негативных тенденций, как увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей, «омоложение» наркомании и алкоголизма, криминализация молодежи и т.д. Кроме того, в настоящее время отсутствуют общепризнанные ориентиры воспитательного процесса — они неоднозначны, противоречивы, утрачена также преемственность в их развитии. Поэтому разработка теории и практики патриотического воспитания молодежи, осмысление особенностей управления процессом ее социального воспитания являются важными направлениями фундаментальных и прикладных исследований. Исследовательским коллективом Алтайского государственного института культуры в 2015 году было проведено социологическое исследование по выявлению тенденций духовно-нравственного развития и патриотического воспитания молодежи в Барнауле. На первом этапе исследования, осуществленном в июне 2015 года, было опрошено 250 человек. Среди них: мужчин — 33,6%, женщин — 66,4%. Возраст: 17 лет — 0,8%; 18 лет — 4,4%; 19 лет — 11,2%; 20 лет — 21,6%; 21 лет — 20,8%; 22 года — 19,6%; 23 года — 12,4%; 24 года — 8%; 25 лет — 0,4%; 29 лет — 0,8%. Студентов — 98,4%; учащихся школы, колледжа, гимназии, лицея, училища, техникума — 1,6%. При анализе результатов опроса были выделены блоки, условно названные: «Социальный портрет молодежи Барнаула», «Патриотизм и его проявление у молодежи», «Гражданская позиция», «Ценности молодежного сознания», «Патриотическое воспитание». В блок «Социальный портрет молодежи Барнаула» был включен вопрос «Вы участвуете в общественной жизни учебного заведения, организации (города)?», ответы на который показали, что 99,6% считают, что участвуют в такой жизни. Наиболее популярными среди молодежи формами проявления социально-политической активности являются: 1)  участие в акциях и митингах — 50,8%; 2)  участие в деятельности детских и молодежных общественных организаций — 56%; 3)  летние лагеря граждановедческой тематики — 42,8%; 4)  участие в деятельности неформальных объединений и молодежных субкультур — 42,8%; 5)  участие в форумах и слетах — 42,4%; 6)  участие в маршах, шествиях, демонстрациях — 40,4%; 7)  участие в пикетировании и иных протестных мероприятиях — 28%; 8)  участие в различных мероприятиях, связанных с избирательными кампаниями, — 21,2%; 9)  социально-политическая интернет-активность — 7,6%. Как можно заметить, молодые люди выделили прежде всего участие в активных формах института гражданского общества (общественные организации, слеты, форумы и т.д.), и менее их интересуют мероприятия политической направленности (пикеты, избирательные кампании и т.д.). На вопрос «Как вы предпочитаете проводить досуг?» респонденты ответили следующим образом: 1)  читаю — 54,4%; 2)  общаюсь с друзьями — 45,2%; 3)  общаюсь с родственниками — 35,2%; 4)  хожу в театр, музей, на концерт — 33,2%; 5)  слушаю музыку — 29,2%; 6)  гуляю по улице — 17,6%; 7)  смотрю ТВ — 15,6%; 8)  хожу по магазинам — 14%; 9)  участвую в различных акциях — 6,4%; 10) занимаюсь хобби — 5,2%; 11) другое — 0,4%. Среди форм проведения досуга большинство молодых людей выделили чтение. При этом они предпочитают читать книги следующих жанров: 1)  только то, что необходимо в рамках образовательной программы, — 82,8%; 2)  русскую и/или зарубежную классику— 32%; 3)  специальную литературу — 26%; 4)  детективы — 24%; 5)  фантастику —16,4%; 6)  журналы, газеты, периодику — 14,8%; 7)  публицистику — 10%; 8)  другое — 0,8%. Таким образом, молодые люди считают, что чтение у них занимает большую часть досуга, но читают они преимущественно то, что связано с образовательной программой. Это подтверждают и ответы на следующий вопрос: «Вы пользуетесь услугами библиотеки?»: 1)  да, постоянно — 58,8%; 2)  да, по мере необходимости — 27,6%; 3)  очень редко, предпочитаю находить информацию в сети Интернет — 11,6%; 4)  нет — 2,0%. Почти половина опрошенных молодых людей в библиотеке бывает редко. В блоке «Патриотизм и его проявление у молодежи» на вопрос «Вы считаете себя патриотом своей страны?» были получены следующие ответы: 1)  да — 75,6%; 2)  скорее да, чем нет — 20,4%; 3)  скорее нет, чем да — 0,4%; 4)  нет — 0,4%. Затруднились с ответом 3,2%. Большинство молодых людей считают себя патриотами и гордятся победой советского народа в Великой Отечественной войне (99,2%). На вопрос: «Какие формы проявления историко-патриотической активности являются наиболее популярными среди молодежи, на ваш взгляд?» опрошенные указали такие формы: 1)  участие в создании экспозиций школьных, муниципальных музеев патриотической и военнопатриотической направленности — 72%; 2)  участие в исследовательских и поисковых мероприятиях историко-краеведческой, природнокраеведческой и этнографической направленности, в литературно-фольклорных экспедициях — 58,8%; 3)  нетерпимость к различным проявлениям неуважительного отношения к стране и ее гражданам — 56,8%; 4)  участие в кружках народного творчества — 41,6%; 5)  участие в традиционных обрядах и праздниках — 33,2%; 6)  участие в спортивных и туристических мероприятиях патриотической направленности — 24,4%; 7)  празднование памятных дат и годовщин событий патриотической направленности — 16,4%; 8)  работа в архивах — 14%; 9)  участие в деятельности детских и молодежных общественных организаций патриотической направленности — 8,8%. 91 Исследования в области образования Среди форм проявления историко-патриотической активности у молодежи популярны такие формы, которые имеют видимый результат: экспозиции, муниципальные музеи патриотической и военно-патриотической направленности. На вопрос «По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие "патриотизм"?» ответы респондентов распределились следующим образом: 1)  национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу — 51,2%; 2)  любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни — 39,2%; 3)  бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения — 37,2%; 4)  стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире, — 28,8%; 5)  непримиримость к представителям других наций и народов — 26,4%; 6)  интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины — России — 23,6%; 7)  патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи — 2,4%; 8)  патриотизм — это лишь романтический образ, литературная выдумка — 0,4%; Затруднились ответить 0,4%. Большинство молодых людей под патриотизмом понимают гордость за свой народ, любовь к родному дому, городу, служение Родине. С точки зрения опрошенной молодежи, патриот должен обладать прежде всего такими качествами, как: 1)  активная деятельная жизнь — 48%; 2)  исполнительность — 33,2%; 3)  творчество (возможность творческой деятельности) — 31,6%; 4)  независимость — 24,4%; 5)  твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) — 24,0%; 6)  жизненная мудрость — 23,2%; 7)  жизнерадостность — 23,2%; 8)  широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи) — 22,4%; 9)  терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) — 21,2%; 10)  ответственность (чувство долга, умение держать слово) — 20,8%; 11)  интересная работа — 18,4%; 12)  образованность — 18,4%; 13)  воспитанность (хорошие манеры) — 17,6%; 14)  самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) — 15,2%; 15)  смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов — 15,2%; 16)  честность (правдивость, искренность) — 14,8%; 17)  эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) — 14,0%; 18)  свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) — 13,6%; 19)  познание (образование, кругозор)— 12,0%; 20)  аккуратность (чистоплотность) — 12,0%; 21)  развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) — 11,6%; 22)  продуктивная жизнь — 8,8%; 23)  уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) — 8,4%; 24)  чуткость (заботливость) — 8%; 25)  здоровье (физическое и психическое) — 7,2%; 26)  материальное обеспечение жизни — 6,8%; 27)  общественное признание — 6,8%; 28)  развлечения — 6,4%; 29)  счастливая семейная жизнь — 6%; 30)  рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения)— 5,2%; 31)  наличие хороших и верных друзей— 4,8%; 32)  высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) — 4%; 33)  счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа) — 3,6%; 34)  непримиримость к недостаткам в себе и других — 3,6%; 35)  любовь (духовная и физическая) — 3,2%; 36)  красота природы и искусства — 2%. Среди качеств, которыми должен обладать патриот, молодые люди выделяют активную жизненную позицию. В блоке «Гражданская позиция» на вопрос «Вы знаете основные гражданские права и обязанности граждан РФ?» респонденты ответили так: 1)  да — 50,8%; 2)  скорее да, чем нет — 48%; 3)  скорее нет, чем да — 1,2%; 4)  нет — 0%. Причем большинство молодых людей (98,4%) полагают, что они активно отстаивают свои гражданские права и 98% готовы отстаивать гражданские права окружающих. Так, на вопросы «Вы готовы вести шефскую, благотворительную или волонтерскую деятельность в пользу нуждающихся?» и «Вы считаете своим долгом оказывать посильную помощь пожилым и престарелым людям?» молодые люди ответили «да», соответственно 93,6% и 98,4%. Эта позиция свидетельствует о социальной зрелости студенческой молодежи. Одной из форм проявления гражданской позиции молодые люди считают участие в выборах. На вопрос «Вы считаете, что участие в выборах — это проявление активной гражданской позиции?» респонденты ответили следующим образом: 1)  да — 56%; 2)  скорее да, чем нет — 37,2%; 3)  скорее нет, чем да — 2,4%; 4)  нет — 1,6%. Затруднились ответить 2,8%. Ответы на вопрос «Вы хотите сменить гражданство?» распределись следующим образом: 1)  да — 13,2%; 2)  скорее да, чем нет — 13,2%; 3)  скорее нет, чем да — 4,4%; 92 Ученые записки СПбГИПСР. Выпуск 2. Том 24. 2015 4)  нет — 66,8%. Нет ответа у 2,4%. На вопрос «Вы готовы уехать за границу на постоянное место жительства?» респонденты ответили: 1)  да — 16,8%; 2)  скорее да, чем нет — 10,4%; 3)  скорее нет, чем да — 6%; 4)  нет — 66,4%. Не ответили 0,4%. Как можно заметить, большинство молодых людей не хотят менять гражданство и выезжать на постоянное место жительства из своей страны. В блоке «Ценности молодежного сознания» на вопрос «Достаточно ли у вас знаний о городе, в котором вы живете?» респонденты дали следующие ответы: 1)  да, безусловно — 48,4%; 2)  да, но хотелось бы узнать больше — 48%; 3)  нет — 1,6%. Не ответили 2,0%. Ответы молодых людей свидетельствуют о том, что они недостаточно хорошо знают о городе, в котором живут. В то же время 93,6% думают, что знают народную культуру, традиции. Так, на вопрос «Интересуетесь ли вы историческим прошлым нашей страны, региона, города, семьи?» респонденты ответили: 1)  да — 52,4%; 2)  скорее да, чем нет — 46,8%; 3)  скорее нет, чем да — 0,8%; 4)  нет — 0%. На вопрос «Интересуетесь ли вы культурными ценностями (литература, искусство, архитектура и т.п.) своей страны?» были даны следующие ответы: 1)  да — 34,8%; 2)  скорее да, чем нет — 63,2%; 3)  скорее нет, чем да — 2%; 4)  нет — 0%. На вопрос «Вы проявляете бережное отношение к историческому наследию и общественному достоянию страны, города?» респонденты ответили следующим образом: 1)  да — 57,6%; 2)  скорее да, чем нет — 41,6%; 3)  скорее нет, чем да — 0,8%; 4)  нет — 0%. На вопрос «Вы регулярно следите за политическими и культурными событиями в жизни нашей страны, города?» респонденты ответили: 1)  да — 44,4%; 2)  скорее да, чем нет — 49,6%; 3)  скорее нет, чем да — 4,8%; 4)  нет — 0,8%. Не ответили — 0,4%. Итак, молодежь интересуют народная культура, традиции, историческое наследие, прошлое и будущее своего города и страны. Молодые люди считают важным для себя делать нечто значимое для других и страны в целом. На вопрос «Вы считаете, что главное в жизни — делать нечто важное, значимое для других и страны в целом» почти все респонденты (98,8%) ответили утвердительно. Причем большинству 76%) нравится, когда другие люди их ценят. На вопрос «Что в вашей компании, коллективе, кругу друзей ценится выше всего?» были даны следующие ответы: 1)  умение ценить настоящую дружбу — 80%; 2)  готовность помочь другу в трудную минуту — 72%; 3)  смелость — 71,6%; 4)  сила воли — 68,4%; 5)  взаимопонимание — 46,8%; 6)  решительность — 43,2%; 7)  честность, порядочность, принципиальность — 27,6%; 8)  хорошие манеры — 20,8%; 9)  способности — 16%; 10)  умение модно одеваться — 10,8%; 11)  интерес, знание литературы, искусство, музыка — 10,4%; 12)  интерес к политике — 10,4%; 13)  приятная внешность — 7,2%; 14)  наличие фирменных вещей, дисков и т.п. — 0,8%; 15)  наличие денег на всякие расходы — 0,8%. Как видим, среди молодежи ценится настоящая дружба 80%), готовность помочь другу в трудную минуту 72%), смелость (71,6%) и сила воли (68,4%); менее всего ценится наличие фирменных вещей, дисков, денег на всякие расходы и т.п. (0,8%). В блоке «Патриотическое воспитание» на вопрос «Что вы понимаете под термином "патриотическое воспитание"?» были получены следующие ответы: 1)  воспитание любви к Родине — 92,4%; 2)  воспитание уважения к старшему поколению — 51,6%; 3)  воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа — 27,2%; 4)  знание истории своей страны — 18,4%. Большинство молодых людей считают, что патриотическое воспитание — это воспитание любви к Родине, а среди форм этого воспитания они выделяют вариант «прививать уважение к людям своей страны». Так, по мнению опрошенной молодежи, целью патриотического воспитания является: 1)  прививать уважение к людям своей страны — 63,6%; 2)  познакомить с обычаями и традициями своего народа — 32,8%; 3)  формировать бережное отношение к природе и всему живому — 25,2%; 4)  расширять представления о родной земле, ее городах (поселениях) — 13,6%; 5)  ознакомление с историческим прошлым России — 12,8%; 6)  воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств — 12%. На вопрос «Кто в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?» респонденты указали: 1)  вуз — 88%; 2)  школа — 84,4%; 3)  родители — 73,6%; 93 Исследования в области образования 4)  окружающие люди, друзья — 51,6%; 5)  СМИ — 20%; 6)  органы власти — 4,8%. В значительной степени, по мнению большинства молодых людей, на формирование их патриотических чувств оказывают влияние образовательные организации, в которых они обучаются. «Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания и духовно-нравственного развития молодежи?» — 98% опрошенных подтвердили актуальность этой проблемы. На вопрос «За последние два года вы принимали участие в мероприятиях по патриотическому воспитанию?» 57,6% ответили утвердительно. При этом среди организаторов последнего мероприятия по патриотическому воспитанию, в котором молодежь принимала участие, были указаны следующие: 1)  образовательная организация — 32%; 2)  администрация Барнаула — 11,2%; 3)  администрация Алтайского края — 4,8%; 4)  молодежное объединение (профсоюз)— 3,2%; 5)   военно-патриотическое объединение— 2,8%; 6)  несколько структур, участвующих в процессе патриотического воспитания молодежи, — 1,6%. Это означает, что чуть больше половины молодых людей помнят о том, что они принимали участие в мероприятиях патриотической направленности, но, к сожалению, не очень хорошо представляют, кто был организатором данных мероприятий. Так, большинство опрошенных (99,6%) затруднились назвать структуры, участвующие в Барнауле в формировании и реализации политики по патриотическому воспитанию молодежи; только 0,4% указали администрацию Барнаула и АГИК. На вопрос «Можно ли выделить ведущую роль одной из структур в процессе формирования и реализации политики по патриотическому воспитанию молодежи в Барнауле?» респонденты ответили таким образом: 1)  нет — 66%; 2)  состав участников и ведущие роли четко не определены — 30%; 3)  другой вариант — 2,8%. Затруднились ответить 1,2%. Отвечая на пункт «Оцените эффективность перечисленных форм организации патриотического воспитания молодежи по шкале от 1 — неэффективно до 10 — высокоэффективно», наивысшую оценку (10) опрошенные дали следующим формам: 1)  деятельность военно-патриотических клубов — 89,6%; 2)  организация краеведческих и туристических поездок по стране — 88%; 3)  организация летних оборонно-спортивных лагерей — 87,6%; 4)  издание литературы патриотического содержания — 86%; 5)  организация мероприятий для молодежи (фестивали, конференции, лагеря) — 84,8%; 6)  поддержка молодежных инициатив — 83,6%; 7)  создание интернет-проектов — 82%; 8)  разработка, принятие и реализация целевых программ — 80%; 9)  анализ (социологические опросы, сбор информации по конкретным проблемам и т.д.) — 75,6%. Таким образом, молодые люди среди эффективных форм организации патриотического воспитания выделяют те, которые позволяют им включиться в активную деятельность. На вопрос «Какие направления молодежной политики вы считаете первоочередными для реализации на территории Барнаула, Алтайского края?» молодые люди ответили следующим образом: 1)  поддержка молодой семьи — 47,6%; 2)  обеспечение соблюдения прав молодежи — 44,8%; 3)  обеспечение условий для формирования здорового образа жизни молодых граждан— 42,4%; 4)  формирование системы детского, молодежного и семейного отдыха — 37,2%; 5)  содействие предпринимательской деятельности молодых граждан — 36%; 6)  развитие гражданственности и патриотизма молодежи — 34,4%; 7)  поддержка общественно значимых инициатив молодежных и детских общественных объединений — 30,8%; 8)  содействие в решении жилищных проблем молодежи — 30%; 9)  подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников молодежной сферы — 29,2 %; 10)  обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи — 26%; 11)  развитие международного и межрегионального молодежного сотрудничества — 19,2%; 12)  профилактика проявлений экстремизма, воспитание толерантности — 18,8%. Что ж, молодые люди не отдают приоритета ни одному из направлений молодежной политики, считают все важными и актуальными. «Какие формы работы по граждановедческой и патриотической тематике являются наиболее востребованными и эффективными?» 1)  конкурсы — 62,8%; 2)  олимпиады — 60,4%; 3)  викторины — 58%; 4)  классные часы/час куратора — 38,4%; 5)  научно-практические конференции— 37,6%; 6)  клубная деятельность — 36,4%; 7)  форумы — 28,8%; 8)  кружки — 17,2%; 9)  встречи с интересными людьми — 8,8%. По мнению опрошенных, повысить общий уровень эффективности системы патриотического воспитания молодежи в Барнауле может следующее: 1)  пересмотр форм и методов патриотического воспитания молодежи — 31,6%; 2)  повышение уровня информационно-аналитического обеспечения практической работы— 26%; 3)  изменение целей и задач патриотического воспитания молодежи — 24,8%; 4)  изменения в управлении системой патриотического воспитания молодежи — 23,6%; 5)  повышение уровня квалификации организаторов патриотического воспитания молодежи — 14,8%. 94 Ученые записки СПбГИПСР. Выпуск 2. Том 24. 2015 Получается, у молодых людей нет четкого представления о повышении эффективности системы патриотического воспитания в Барнауле. Таким образом, на первом этапе исследования было выявлено, что молодежь Барнаула считает себя патриотами. Под патриотизмом молодые люди понимают любовь к своему городу, стране, народу. Они готовы включаться в активную социальную деятельность, участвовать в форумах и экспедициях, изучать историческое наследие и народные традиции. У молодых людей есть четкая гражданская позиция, они хотят жить в своей стране и делать ее лучше, но не имеют четкого представления о структурах, которые занимаются организацией духовнонравственного и патриотического воспитания молодежи и ее социальной деятельности. На втором этапе исследования в июле — сентябре 2015 года был осуществлен анализ государственных и краевых программ по патриотическому воспитанию молодежи. В краевой межведомственной программе «Патриотическое воспитание детей и молодежи в Алтайском крае», реализуемой в 2006–2010 годах, были сформулированы ключевые задачи патриотического воспитания [4]. Среди них главная — создание системы патриотического воспитания детей и молодежи в крае, в которую включались: краевой организационный комитет «Победа»; межведомственный координационный совет по вопросам патриотического воспитания молодежи Алтайского края; координационные советы по патриотическому воспитанию муниципальных районов и городских округов края; центры патриотического воспитания. За период реализации программы в крае, во‑первых, увеличилось количество патриотических объединений, музеев в образовательных учреждениях, во‑вторых, ежегодно организуются краевые профильные оборонно-спортивные лагеря (смены), в‑третьих, традиционным стало проведение соревнований среди военно-патриотических клубов, в‑четвертых, получило дальнейшее развитие тимуровское и волонтерское движение по оказанию шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны и членам их семей, в‑пятых, в краевых средствах массовой информации освещаются мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. Таким образом, к 2011 году в Алтайском крае в основном была сформирована система патриотического воспитания детей и молодежи. В рамках реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» [1] в Алтайском крае в 2011 году была разработана долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Алтайском крае» на 2011–2015 годы [2]. В программе подчеркивается, что патриотическое воспитание граждан в Алтайском крае является важнейшим направлением в формировании патриотического сознания населения как одного из факторов единения нации, а основной целью программы обозначено совершенствование системы патриотического воспитания граждан в Алтайском крае. В соответствии с этим среди первоочередных задач выделяются такие, как осуществление организационно-методических мер по развитию системы патриотического воспитания граждан; совершенствование информационного обеспечения патриотического воспитания граждан и др. В программу на 2011–2015 годы были включены мероприятия, направленные на организационно-методическое обеспечение решения задач. В частности, выделяются: во‑первых, подготовка и издание сборника методических материалов по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию граждан; во‑вторых, проведение регионального конкурса методических пособий «Растим патриотов России»; в‑третьих, проведение социологических исследований по оценке патриотического и гражданского воспитания населения Алтайского края; в‑четвертых, подготовка методических рекомендаций «Методика оценки эффективности и результатов работы по патриотическому воспитанию в учреждениях культуры» и др. Таким образом, к окончанию действия этой программы комплекс мероприятий научно-методического обеспечения патриотического воспитания граждан позволит совершенствовать организацию работы межведомственного координационного совета по вопросам патриотического воспитания молодежи Алтайского края. В настоящее время обсуждается проект Концепции новой, четвертой, государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы [3], которая является логическим продолжением ранее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Новизна этой программы заключается в том, что в ней закладываются основы взаимодействия государственных структур и гражданского общества по решению проблем реализации исторической миссии современного российского патриотизма, а также приданию патриотическому воспитанию динамики, соответствующей современному развитию российского общества. В связи с чем базой этой программы является направленность на процессы интеграции различных институтов социализации, участвующих в патриотическом воспитании граждан Российской Федерации и ее отдельных субъектов, поскольку сегодня идея консолидации общества — важный ресурс формирования патриотизма в России. В концепции новой программы подчеркивается, что инновационный характер развития патриотического воспитания как социального института невозможен без научной разработки и реализации современных моделей воспитания патриотизма на всех уровнях. В соответствии с этим стратегической целью названо формирование установки граждан на потребность в ценностях патриотизма. С учетом инновационных технологий и механизмов воспитания патриотизма в современных условиях возрастает значимость научно-теоретической и методической базы патриотического воспитания, что, в свою очередь, предполагает: во‑первых, продолжение исследований 95 Исследования в области образования в сфере сложившейся системы патриотического воспитания; во‑вторых, изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания; в‑третьих, проведение экспертизы проектов патриотической направленности; в‑четвертых, совершенствование системы подготовки специалистов в области патриотического воспитания; в‑пятых, разработку и внедрение комплекса учебных программ, учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания; в‑шестых, разработку Стратегии развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации до 2025 года и др. Результативность реализации Программы будет измеряться степенью готовности и стремлением граждан Российской Федерации к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими на благо Отечества. Государственная политика по патриотическому воспитанию граждан России стала основой для разработки региональных долгосрочных программ с учетом особенностей регионов, что позволит осуществлять плановую, непрерывную и согласованную деятельность органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных организаций. Для повышения эффективности этой деятельности представляется важным формирование научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания, а также создание общественных информационно-аналитических центров, аккумулирующих проблемы формирования и развития личности гражданина и патриота. Это позволит, во‑первых, совершенствовать процесс патриотического воспитания в России, что предполагает определение приоритетных направлений такой работы в современных условиях, развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий; во‑вторых, консолидировать и координировать деятельность общественных объединений и органов власти по патриотическому воспитанию разных групп населения, прежде всего молодежи.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Патриотическое воспитание молодёжи: проблемы, тенденции, перспективы

Автор: Прокопьева Ольга Владимировна

Дата: 08.02.2023

Номер свидетельства: 625113


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства