kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Патриотическое воспитание юных исследователей на примере проведения этнографических и краеведческих исследовательских работ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В воспитании подрастающего поколения необходимо использовать историю родного края. Примеры из краеведения позволяют воспитывать духовно-нравственные и гражданско-патриотические чувства у детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание юных исследователей на примере проведения этнографических и краеведческих исследовательских работ»

Республика Саха (Якутия)

Оймяконский улус

Терютьская средняя общеобразовательная школа им. Г.А.Кривошапкина










Патриотическое воспитание юных исследователей на примере проведения этнографических и краеведческих исследовательских работ








Подготовила: Валентина Павловна Захарова,

учитель родного языка и литературы















2019


В воспитании подрастающего поколения необходимо использовать историю родного края. Примеры из краеведения позволяют воспитывать духовно-нравственные и гражданско-патриотические чувства у детей. Краеведение дает возможность учащимся понять ценность той земли, на которой они живут. В условиях сельской школы краеведческая работа находит живой отклик и у обучающихся, и у их родителей. Сельская местность отличается тем, что здесь лучше сохраняются традиции, память о давно минувших годах. Проектно-исследовательская технология с использованием краеведческого материала, на мой взгляд, является весьма продуктивной формой учебной и внеклассной деятельности. Ее можно применять и на уроках, и в работе краеведческого кружка, а также в работе по созданию школьного музея.

Богата и колоритна этнографическая культура нашего района, республики. Все это дает широкие возможности для исследовательской работы учащихся, а через краеведческое исследование-для воспитания гражданственности и патриотизма. Патриотическое воспитание понимается нами как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, своей малой родине.

Особенностью нашей школы является то, что она находится на территории компактно проживающего малого народа- саха. Наиболее удачными формами в краеведческой работе в нашей школе я считаю создание краеведческих проектов, а также исследовательскую деятельность учащихся. Задачи краеведения: изучение истории родного села, родной школы при помощи исследовательских методов; формирование знаний о своей родословной, а также выработка навыка работы с историческими материалами, картой, дополнительной литературой. Источниками информации являются печатные издания (книги, газеты), архивные документы и вещественные памятники истории и культуры. Формами работы в краеведении являются поисковая работа, наблюдения за историческими объектами, беседы с ветеранами и старожилами села. Основные направления деятельности-историко-краеведческое (сбор материалов и фактов о жизни и обычаях коренных жителей села; знакомство с культурой; изучение истории села) и военно-историческое (поисковая работа, сбор фактов и материалов об участниках различных военных событий). Деятельность школьников определяется тематическими блоками: летопись родных мест (организация деятельности по созданию летописи края с древних времен до сегодняшнего дня), родословие (приобщение учащихся к научно-исследовательской работе через изучение родословия), этнография (полнее раскрыть культуру и быт населения посредством изучения и освоения народных традиций). При изучении истории нами используются популярные в среде краеведов методы. Метод устной истории: интервью, беседа. Письменный опрос-анкетирование. Это один из более информативных способов опроса. Анкета-это вопросник, на который предлагается ответить опрашиваемому лицу (респонденту). В результате исследовательской работы учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы. Учатся работать как самостоятельно, так и коллективно. Развивают коммуникативные и организаторские способности, приобретают навыки ораторского мастерства и умение работать с научной литературой и архивными документами в фондах. Расширяется словарный запас обучающихся, что способствует повышению их уровня эрудиции.

Для того, чтобы ребята не только получали готовые информацию, переработанную взрослыми, об истории нашего края, о своих родных, живших когда-то и ныне проживающих здесь, чьим трудом и заботой крепнет наша малая Родина, я решила привлекать ребят к изучению истории родного края. В течение 6 лет работа по краеведению осуществляется мной в нескольких направлениях:

-краеведческий материал на уроках родного языка и литературы;

-летний лагерь краеведческой направленности;

-исследовательская деятельность учащихся, на краеведческом материале.

Написанные вместе с ребятами социальные проекты становятся основой проведения летнего отдыха. Мы изучаем историю своего рода, учимся составлять генеалогическое древо. Знакомимся с историческим прошлым села и района. На таких площадках мы не только изучаем историю родного края, но и проводим различные акции добрых дел: трудовые десанты по уборке территории, полив школьных клумб, выпуск листовок о сохранении исторических мест и природы. Местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого с современностью.

Путешествуя по родному краю, изучая памятники культуры и истории, беседуя с участниками и с очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещественными, изобразительными объекта наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края. Встречи с интересными людьми помогают учащимся понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству. В процессе поисковой деятельности воспитанники встречаются с необычными фактами местной истории, людьми. В результате у них появляется личный интерес и желание изучить какой-либо вопрос или проблему более подробно. Постепенно сам ученик приходит к своей теме исследования и написания исследовательской работы. На индивидуальных занятиях ребята получают подробную информацию об этапах написания исследовательской работы, о структуре и содержании, о формах ее защиты. На последующих занятиях уточняется тема исследования, формулируются цели и задачи, определяются методы, то есть идет собственно процесс работы над исследованием. Большинство исследовательских работ учащихся посвящено истории родного края. Можно выделить следующие приоритетные направления исследований учащихся: участие земляков в Великой Отечественной войне; история села и района; история школы. По каждому из направлений достигнуты определенные результаты. Ребятами был собран материал о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла нашей деревни. Например, по периоду Великой Отечественной войны написаны исследовательские работы: «И нас война не обошла стороной...", «Бөрүөнү ыстыыкка кубулутан», «Кинилэр кыайыыны уьансыбыттара». Работы детей были опубликованы в местных газетах «Северная заря» и «Хотугу сардана». По истории села и района учащимися написаны исследовательские работы: «Становление и развитие библиотечной сферы в Оймяконском районе», «История развития образования в Оймяконском районе», «Изучение истории развития якутской этнической культуры через изменения в стилистике орнаментов и узоров сэргэ (на примере сэргэ, установленных в в Оймяконском районе РС(Я)», «Мин хос эьэм-норуот эмчитэ Г.В.Кривошапкин». Исследованы творчество и жизнь местных писателей П.Я. Туласынова, С.М.Егорова, А.С.Гермогенова- «Мин куруук баар курдукпун…», «С.М.Егоров «Ийэм сурэгэ», «Кистэлэн», «Ийэм ыллыга» айымньыларыгар персонаж санатын биэрии», «С.М.Егоров «Аар хатын « тэттик кэпсээнигэр хатын маьы ойуулуур суолтата», «П.Я. Туласынов- ырыаьыт поэт».

Хотелось бы отметить еще очень важный фактор: успешно проведенное исследование дает возможность представить его результаты общественности на конференциях и конкурсах (отшкольных до всероссийских). А это важный шаг на пути самореализации как для ученика, так и для педагога. Каждое такое мероприятие – это новая ступенька роста, потому что во время проведения конференций многому учишься. Кроме того, общение с организаторами и участниками подобных мероприятий дает импульс для поиска новых возможностей самореализации: ребята рассказывают друг другу о фестивалях и конкурсах, где кто-то из них побывал, педагоги обмениваются с коллегами опытом работы, а потом каждый руководитель анализирует вместе с ребятами полученную информацию. Так определяются перспективы и планы не только дальнейших исследований, но и возможного личностного роста.

Ежегодно учащиеся участвуют в школьных, улусных, республиканских и всероссийских научно-практических конференциях, где занимают призовые места. Валя Атласова и Полина Атласова в 2013году на улусной ПИК «Егоровские чтения» заняли 1 и 2 места. В 2011 году Люда Полищук на улусной НПК заняла 3 место.

В 2017 году Лена Столярчик заняла 1 место в НПК «Шаг в будущее» им. академика В.П.Ларионова и 16 июня в Российской Научной школе-семинаре «Академии юных» выступила с докладом «История развития библиотечной сферы в Оймяконском районе» и прошла обучение в мастер-классе профессора Г.И.Зверевой «Культурология» и награждена Грамотой за популяризацию библиотек среди молодежи. В этом же году она участвовала во всероссийской НПК в г. Верхний Уфалей и награждена Грамотой Лауреата X зональной конференции сетевого координационного центра научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее». Ученицы 8 класса Босикова Саргы и Кривошапкина Варя заняли 1 и 2 места на улусной ПИК «Егоровские чтения» и на республиканской НПК, посвященной 140-летию основоположника якутской литературы А.Е.Кулаковского, в номинации «Окружение А.Е.Кулаковского в Оймяконье».

Лена Столярчик в 2018 году участвовала в XXXIII Всероссийской конференции учащихся «Юность. Наука. Культура» и была награждена Дипломом Лауреата II степени.

В январе 2019 года Сандал Атласов, ученик 10 класса, успешно выступил на республиканской НПК «Шаг в будущее» им. академика В.П.Ларионова, где занял 1 место в секции «историческое краеведение» и был рекомендован на международную научную студенческую конференцию «Студент и научно-технический прогресс» в г. Новосибирск.

28 марта 2019г стал Лауреатом I степени XXXIV Всероссийской конференции учащихся «Юность. Наука. Культура» в г. Обнинск.

31 марта 2019 года выступил с докладом «История развития образования в Оймяконском районе» во Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» в г. Москва и стал финалистом. Награжден Грамотой.

С 12 по 22 июня 2019г принял участие в Российской научной школе-семинаре «Академия юных» в Республике Абхазия и прошел обучение в мастер-классе доцента О.В.Беловой «Энергетика». Награжден Грамотой за лучший проект в области социологии мастер-класса «Энергетика».

Ученица 9 класса Саргы Босикова тоже приняла участие с докладом «Изучение истории первых колхозов Оймяконского района» в XXXIV Всероссийской конференции учащихся «Юность. Наука. Культура» в г. Обнинск и стала Лауреатом II степени.

Главным условием успеха своей работы считаю оптимистично-позитивное отношение ко всем ученикам, постоянное поощрение не только достигнутых результатов, но и стараний, вера в их возможности и способности.

Реализуемая нами исследовательская деятельность учащихся позволяет не только сформировать у учащихся устойчивые учебно-исследовательские умения и навыки, но и помогает формированию у ребят активной гражданской позиции, чувства любви к своей малой родине, ответственности за судьбу своих близких, уважения к прошлому своих земляков.

Таким образом, можно сказать, что работа по краеведению открывает широкие возможности для воспитания в детях гражданственности и патриотизма, любви к Родине. Она таит огромные резервы повышения эффективности патриотического воспитания, так как не просто знакомит учащихся с теми или иными событиями, фактами, но и раскрывает славную историю родного края и всей страны через судьбы конкретных людей, наиболее значимые события. У детей формируется чувство любви к малой Родине, развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего края, его истории и сохранить память о прошлом.

Можно надеяться, что использование проектно-исследовательской технологии на уроках, в работе краеведческого кружка, в деятельности школьного музея помогает ученикам осознавать связь времен, народов и поколений, а также сохранить память о прошлом.

Хотелось бы свой доклад закончить цитатой академика, филолога, искусствоведа Д.С.Лихачева: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-с любви к своей семье, к своему жилищу… постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
















Использованная литература


  1. Гражданско-патриотическое воспитание в школе. Изд. «Учитель», 2014г.

  2. Методика историко-краеведческой работы в школе. -Москва, Просвещение.1982г., 223 страница

  3. Научное издание. Сборник статей «Историческое краеведение и музееведение в дополнительном образовании учащихся». Издательство «Удмуртский университет», 2011г.

  4. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся. Озеров Г.А. 2007 г.

  5. Проектно-исследовательская деятельность как основа личностного роста. Воронеж: ГОБУ ДОД ВО «ОЦДОГП», 2012г.

  6. Патриотизм как духовно-нравственный стимул общества. Автор: Н.В.Репина. Сборник Межрегиональной НПК «Патриотизм XXI века: традиции и современность». Пермь, 2014г.

  7. Краеведение как средство формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Автор: Е.И.Цыплякова. Сборник Межрегиональной НПК «Патриотизм XXI века: традиции и современность». Пермь, 2014г.

8. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы./ Под ред.А.В.Леонтович.-2-е изд.-М.:ВАКО, 2016.(Современная школа: управление и воспитание)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Валентина Павловна Захарова

Дата: 27.01.2020

Номер свидетельства: 537554


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства