Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание детей средствами аэрокосмического образования»
Патриотическое воспитание детей
средствами аэрокосмического образования
Patriotic education of children
by means of aerospace education
Доклад посвящен анализу значения аэрокосмического образования для патриотического воспитания детей. Приводятся примеры работы с детьми разного возраста. Для дошкольников организована работа в детских садах, дважды в год проводятся городские праздники, на которых ребятам в игровой форме рассказывают о важных датах в истории советской космонавтики. Школьники в процессе занятий получают знания об отечественных ученых в области космонавтики и конструкторах космических аппаратов, дети выезжают в университеты, в музеи и на предприятия, где изучают историю освоения космоса, рассматривают конструкции ракет-носителей, кораблей, скафандров, встречаются с сотрудниками, инженерами, космонавтами. Описывается сотрудничество с летчиком-космонавтом, Героем России А.И. Лазуткиным по патриотическому воспитанию детей и молодежи.
The report is devoted to the analysis of the importance of aerospace education for the patriotic education of children. Examples of work with children of different ages are given. For pre-school children the work is organized in kindergartens, twice a year the city holidays are held, at which children are told in the form of a game about the important dates in the history of Soviet cosmonautics. Schoolchildren in the process of classes acquire knowledge of domestic scientists in the field of astronautics and spacecraft designers, children travel to universities, museums and enterprises, where they study the history of space exploration, consider the construction of launch vehicles, ships, spacesuits, meet with employees, engineers and cosmonauts. Describes cooperation with the cosmonaut, Hero of Russia A.I. Lazutkin on patriotic education of children and youth.
Translated with www.DeepL.com/Translator (free version)
В наше время термин «патриотическое воспитание» ассоциируется с привлечением внимания детей к событиям в стране и ее ближайшем зарубежье, в школах снова звучит Гимн России, поднимается флаг страны. Это мероприятия, которые призваны возродить в школьниках уважение к Родине, чувство любви и гордости к ней.
Именно поэтому еще важнее привлечь ребят к изучению истории отечества, его героических и славных традиций, победных вех, жизни и деятельности людей, принесших нашей великой стране мировое первенство.
Аэрокосмическое образование базируется на изучении истории освоения космоса и жизни ее творцов. Космическая отрасль принесла Советскому Союзу и России огромное количество побед и открытий, что позволяет воспитывать в детях уважение к силе мысли и подвигу первооткрывателей космических путей.
В Новомосковске стало доброй традицией уже 30 лет изучать космос с дошкольного возраста. Почти 20 детских садов города участвует в реализации программ дошкольного аэрокосмического образования, целью которого становится приобщение ребят к изучению истории отечественной космонавтики. В самих ДОУ воспитатели проводят занятия, рассказывая малышам о первых советских конструкторах ракет и космических кораблей, о полетах в космос. С 1993 года проводятся городские фестивали, посвященные двум исторически важным датам – Дню запуска Первого искусственного спутника Земли и Дню первого полета человека в космос. В октябре, собираясь вместе во Дворце детского (юношеского) творчества, участники вспоминают дату начала космической эры человечества. А в апреле, в преддверие Дня космонавтики, дети говорят о Ю.А. Гагарине и других космонавтах. В игровой форме, в спортивно-познавательных эстафетах и квестах, мы стараемся рассказать дошколятам важные вехи истории нашей науки и техники, воспитать в них чувство гордости за эти достижения в нашей стране.
С детьми младшего и среднего школьного возраста на своих занятиях в детском объединении «Детское конструкторское бюро» я много говорю ребятам о таких ученых, как К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, А.В. Кондратюк и многих других, чьи имена вписаны в мировую науку за их открытия в освоении космоса. История отечественной космической техники начинается с изучения жизни и деятельности Ф.А. Цандера, С.П. Королева, В.Н. Челомея, В.П. Глушко и их соратников, ставших законодателями и первооткрывателями в создании ракет и космических кораблей. Каждый раз я подчеркиваю, что наши конструкторы и ученые получили мировую известность и признание, работая на престиж нашей страны.
Однажды на занятии по истории первой в мире стыковки космических кораблей «Союз» и «Аполлон», объяснив особенности технической сложности и конструктивных особенностях стыковочного агрегата, я решила рассказать им об историческом рукопожатии советских и американских участников полета, о котором интересно говорил командир советского экипажа А.А. Леонов. Это произошло, когда корабли пролетали над Эльбой, что очень перекликалось с событием 30-летней давности, когда наши войска встретились на Эльбе. Любой 5-6-классник моего возраста сразу бы вспомнил название этой реки, ведь мы изучали историю Великой отечественной войны не только на уроках, но и на встречах с ветеранами, на фильмах, которые были сняты с документальной точностью участниками этих сражений. Каждая важная веха той войны была для нас значимой – бои под Москвой и подвиг 28 панфиловцев, оборона Сталинграда, которая остановила фашистов, танковое сражение под Курском, после которого наши войска победоносно наступали по всем фронтам. Для каждого из нас это были святые даты. А вот мои сегодняшние 6-классники списали свое незнание на то, что на уроках истории они этого еще не проходили. Умные заинтересованные дети, вполне успешные в школе и других направлениях творчества, они не в курсе такой великой истории нашей страны. И они не виноваты в этих пробелах своих знаний.
Старшеклассники, с которыми мы создаем исследовательские и проектные работы, часто ссылаются на зарубежные успехи в освоении космоса, много говорят о сегодняшних достижениях США или Китая в создании современных космических аппаратов, об этом широко известно из средств массовой информации. Поэтому я стараюсь их вывозить на пленарные заседания Королевских чтений, где можно услышать о состоянии космической науки и техники в России.
Мы часто выезжаем с ребятами в музеи истории космонавтики, на предприятия космической отрасли, в ВУЗы технической направленности, на встречи с учеными, космонавтами. Каждая такая встреча показывает им достижения и промахи, успехи и падения, но всегда – стремление к реализации своих идей, которые станут основой новой истории нашей страны.
Огромную помощь в таком воспитании оказывает нам наш большой друг летчик-космонавт РФ, Герой России А.И. Лазуткин. Общаясь с ним, ребята узнают много интересного об освоении космоса, интересуются вкладом современных отечественных ученых и конструкторов в развитие мировой космонавтики. Александр Иванович привлекает ребят к изучению истории советской космонавтики, предлагая создать по изложенным в различных источниках фактам, линию жизни Ю.А. Гагарина, С.П. Королева и других. Занимаясь изучением жизни и деятельности известных людей, школьники узнают много нового и интересного, открывают для себя уже знакомые вещи с другой стороны.
Патриотизм состоит не только в уважении к атрибутам Родины, а, в первую очередь, в том, что ребенок начинает чувствовать себя частью этой страны, приобщаясь к славным страницам ее истории, изучая современную науку и технику, стремясь к осуществлению своих планов и идей. И космонавтика – достойное и ценное для такой работы поле деятельности.
Ковалев Б.К. «Письма к другу». – М.: Издательство «РТСофт»-«Космоскоп», 2016.
Королева Н.С. «С.П. Королев. Отец». - М.: Наука, 2007.
Королева Н.С. «Жить надо с увлечением. Биография в фотографиях и документах к 110-летию со дня рождения». - М.: Издательский дом ТОНЧУ, 2017.
Полтавец Г.А., Никулин С.К., Ловецкий Г.И., Полтавец Т.Г. «Системный подход к научно-техническому творчеству учащихся (Проблемы организации и управления)». - М: Изд-во МАИ, 2003.
Феоктистов К.П. «Зато мы делали ракеты. Воспоминания и размышления космонавта-исследователя». – М., Время, 2005.
Черток Б.Е. «Ракеты и люди». - М.: РТСофт-«Космоскоп», 2016.
Черный В.Г., Майорова В.И. «Астрономия в космонавтике: учебное пособие для вузов». – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.
«Советские и Российские космонавты 1960-2000». - М.: ООО Информационно-издательский дом “Новости космонавтики”, 2001.
1. Kovalev B.K. "Letters to a Friend". - Moscow: RTSoft Publishing House - "Cosmoscope", 2016.
3. Koroleva N.S. "You have to live with passion. Biography in photos and documents for the 110th anniversary of his birth". - Moscow: Tonchu Publishing House, 2017.
4. Poltavets G.A., Nikulin S.K., Lovetsky G.I., Poltavets T.G. "Systemic approach to scientific and technical creativity of students (Problems of organization and management)". - Moscow: MAI Publishing House, 2003.
5. Feoktistov K.P. "But we made rockets. Memories and Reflections of a Cosmonaut-Researcher". - Moscow: Vremia, 2005.
6. Chertok B.E. "Rockets and Men". - Moscow: RTSoft-Kosmoscope, 2016.
7. Cherny V.G., Mayorova V.I. "Astronomy in cosmonautics: textbook for universities". - Moscow: Bauman Moscow State Technical University, 2008.
8. "Soviet and Russian cosmonauts 1960-2000". - Moscow: Information-Publishing House "News of Cosmonautics", 2001.
Translated with www.DeepL.com/Translator (free version)