kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Памятка педагогу по организации отдыха, оздоровления и занятости учащихся в каникулярный период

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации педагогу по организации отдыха, оздоровления и занятости учащихся в каникулярный период

Просмотр содержимого документа
«Памятка педагогу по организации отдыха, оздоровления и занятости учащихся в каникулярный период»

Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики по обеспечению защиты прав и законных интересов детей и подростков. Каникулярный отдых в настоящее время – социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период.

Особенность системы дополнительного образования детей - непрерывность образовательного процесса в течение всего календарного года, в том числе и в каникулярный период. Поэтому одной из ключевых задач для организаций дополнительного образования детей во время каникул является создание и обеспечение оптимальных условий для творческого развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, социализации и для творческого труда обучающихся.

Усилия педагогических коллективов организаций дополнительного образования детей направлены на предоставление широкого спектра разнообразных программ дополнительного образования, реализацию качественных, социально значимых мероприятий по оздоровлению и отдыху обучающихся с учетом их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественном, нравственном, физическом развитии.

В организации дополнительного образования в каникулярный период важно обеспечить стабильный режим функционирования деятельности организации, что обеспечивает регулярное проведение занятий объединений по дополнительным общеобразовательным программам по направленностям; по досуговым программам по направлениям деятельности; по программам деятельности спортивных, творческих площадок, детских общественных объединений, клубов по месту жительства; по модульным программам, включающим в себя общеобразовательные и досуговые программы; по интегрированным программам; программам экспедиций; экскурсионным программам, программам выездных профильных смен для мотивированных обучающихся, спортивных сборов и др. с учетом интересов и потребностей обучающихся в различных направленностях и направлениях деятельности по гибким графикам работы.


Содержание педагогической работы в этот период должно быть

направлено на создание оптимальных условий для активного отдыха детей,

увеличение объема двигательной активности, обеспечение мер по

укреплению здоровья, закаливанию организма, повышению эффективности

прогулки и др.

Во время каникул традиционные учебные занятия обогащаются игровым материалом и проводятся в разнообразных интересных формах. При

продуманном планировании учебный материал, который дети должны были

бы усвоить в каникулярные недели, может быть внесен в другие виды и

формы деятельности, не требующие сосредоточенного внимания,

длительной статической позы. Например, могут быть включены

дидактические и подвижные игры, самостоятельные творческие задания

по оформлению выставок, праздничных досугов. Желательно увеличить время пребывания детей на воздухе во время перемены между занятиями.

Каникулярное время не должно быть свободным от разумных,

педагогически целесообразных воспитательных воздействий со стороны

взрослого, которые осуществляются в процессе как организованной, так и

самостоятельной деятельности учащихся.

Для того, чтобы отдых в каникулы был эффективен для

физиологического и психологического развития ребенка, необходимо

заблаговременно подготовиться к их проведению: продумать

планирование, организацию и содержание педагогической работы с детьми,

а затем подвести итоги, отметить как положительные моменты, так и

допущенные ошибки.

Подготовительную работу следует начинать заблаговременно. Заранее

продумать, какой материал потребуется для планируемых форм деятельности

детей, определить степень участия в них взрослых. В подготовке к

каникулам (изготовление пригласительных билетов, декораций, атрибутов

для игр и др.) могут принять участие и сами дети.

Педагог заранее составляет примерный план педагогических мероприятий на каждый день каникулярной недели. При этом важно

сочетать разные виды деятельности. Например, если в первую половину дня

проводится физкультурный досуг, содержание которого характеризуется

большим эмоциональным напряжением, то во вторую половину дня, а также

до и после его проведения детям следует предложить игры и занятия,

содержащие меньшую физическую и эмоциональную нагрузку (беседы, рассматривание иллюстрации, просмотр видеороликов и др.).

С таких же позиций надо подходить и при недельном планировании

каникулярного отдыха. Разумеется, разработка плана, а также его

реализация не должны носить строго регламентированного характера. При

необходимости в план могут вноситься различные изменения и дополнения, которые зависят от ряда условий: состояния погоды, настроения и

самочувствия детей, и многого другого, что иногда бывает трудно предвидеть заранее. Однако все изменения должны быть целесообразными.

Естественно, планирование каникул определяется различиями, связанными с сезонными и погодными условиями.

За несколько дней перед каникулами можно провести с детьми

небольшую беседу. Рассказать, чем они будут заниматься, выяснить их

интересы и желания, выслушать предложения.

Целесообразно провести беседу и после каникул. Выяснить, что

больше всего понравилось и запомнилось детям. Высказывания ребят также

помогут оценить проведенную педагогом работу.

При организации каникул в детском объединении очень важна работа с родителями. Заблаговременно на одном из собраний или заседаний

родительского комитета педагоги должны рассказать о цели каникул и их значении, о содержании педагогической работы. Вместе с родителями можно обсудить некоторые мероприятия (посещение музея, кинотеатра, пешеходные прогулки, экскурсионные поездки и др.), выслушать их советы и предложения, пригласить родителей участвовать в совместных мероприятиях.

Пешеходные прогулки, наряду с другими формами работы по физическому воспитанию, обеспечивают достаточную физическую нагрузку одновременно для всех детей, повышают тренированность, закаленность детского организма. Пешеходные прогулки

можно использовать вместо физкультурных досуговых мероприятий. Желательно продумать разнообразную и интересную организацию таких занятий, обогатить их сюжетно-игровым содержанием (веселые старты, прогулка по «таинственным тропкам», разведчики и т.п.). Это повышает интерес к совместному досугу, доставляет детям радость.

Практика показала целесообразность проведения во время каникул

музыкальных занятий в форме музыкально-литературных утренников,

концертов самодеятельности, музыкальных досугов, викторин, дней

рождений, игр-драматизаций с музыкальным сопровождением и др. При

этом можно объединять две параллельные или разные по возрасту группы.

Большой интерес у учащихся вызывает взаимное посещение разных возрастных групп, так называемый «приход в гости». Такие

посещения не только нравятся детям, но и способствуют развитию

дружеских взаимоотношений, положительных контактов.

Целесообразно в дни каникул проводить выставки детских работ

(рисунков, поделок и др.), предназначенных для подарков ребятам из других

групп, родителям.

В содержание мероприятий для детей младшего школьного возраста должны преобладать групповые подвижные и дидактические игры с участием педагога, драматизация известных сказок, концерты детской самодеятельности с обязательным участием взрослых.

С детьми среднего школьного возраста целесообразно проводить

физкультурные праздники и досуги с выполнением упражнений

соревновательного характера, познавательные викторины, квесты.

Для учащихся старшего школьного возраста – тематические вечера, круглые столы, брейн-ринги, волонтерские акции и т.д.

Содержание каникул не ограничивается какими-то определенными

мероприятиями. Каждый педагог разрабатывает свой план работы, выбирает

наиболее интересные формы, средства и методы ее проведения в

соответствии со своим опытом, творческими способностями учащихся, уровнем подготовленности детей, материально-технической базой.

Помимо мероприятий, организованных непосредственно педагогом, в

дни каникул больше внимания должно быть уделено самостоятельным

формам детской деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности дети сами выбирают себе занятие, реализуют свои замысли. Однако это не значит, что ребенок

предоставлен самому себе. Меняется характер руководства взрослого.

Педагог создает условия, благоприятные для развития самостоятельной творческой деятельности детей и способствующие ее развертыванию в

соответствии с их интересами и желаниями.

Вмешательство взрослого требует большого такта и необходимо в тех

случаях, когда деятельность детей представляется нежелательной в

воспитательном отношении, или без помощи взрослого ребенок начинает

повторять одни и те же действия, которые постепенно надоедают.

В процессе регулярной работы в одних и тех же объединениях, учащиеся могут уставать от коллективного общения, поэтому им надо предоставлять возможность для разнообразной индивидуальной

деятельности и игр с небольшим количеством партнеров (2-3 человека), которые объединяются на основе общих интересов и симпатий.

Однако необходимо помнить, что совместная деятельность детей в одних случаях способствует развитию положительных отношений между ними, в других - при неблагоприятных условиях, влияет на возникновение отрицательных эмоций.

Педагог должен учитывать данный фактор и с помощью правильного подбора методов и приемов (прямых и косвенных) руководить детской деятельностью, углублять положительные взаимоотношения детей, развивать отзывчивость, обогащать интеллектуальными и эмоциональными впечатлениями.

Главное, чтобы каникулярная работа не проводилась формально и дети хорошо отдохнули, были веселы и жизнерадостны.































Методические рекомендации для педагога по организации отдыха, оздоровления и занятости учащихся в каникулярный период.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Безрук Светлана Александровна

Дата: 13.11.2019

Номер свидетельства: 526875

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства