Н.Г.- Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим им на весь день свои улыбки и хорошее настроение. ( здороваемся)
С.В - Здравствуйте, ребята!
Пусть сегодня для нас всех,
На занятие придёт успех!
Пожелаем всем удачи,
И активности в придачу
Мы занятие начинаем,
Много нового узнаем!
Вводная часть:
Н.Г.- Ребята, послушайте стих и подумайте о чем сегодня мы будем беседовать
Есть на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы, Весенний звон ручья, Живёшь в том светлом доме ТЫ И все твои друзья.
Куда б дороги не вели Всегда ты будешь в нём. ПРИРОДОЮ родной земли Зовётся этот дом. (Леонид Дайнеко)
-О чем этот стих как вы думаете? (ответы детей)
-Правильно этот стих о природе
-Как вы думаете о чем сегодня наше занятие? (ответы детей)
- Правильно, мы с вами сегодня поговорим о природе и ее чудесах и тема нашего занятия «Чудеса природы» (1 слайд)
Основная часть:
Н.Г.- Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей) Предлагаю всем вместе, заглянуть в разные уголки нашей Родины и окунуться в мир природы
-Природа хранит много тайн и чудес. Сегодня мы попробуем разгадать некоторые из них. Для этого нам надо отправиться в путешествие.
-А что необходимое нужно взять с собой? (ответы детей)…
-Предлагаю поиграть в игру.
Игра «Собери рюкзак»
Нужно собрать нужные для путешествия картинки (рюкзак, защитные очки, фотоаппарат, бинокль или подзорная труба, аптечка, компас….).
Н.Г.- А на каком виде транспорта мы отправимся в экспедицию как вы думаете? (ответы детей)…
- Сколько много вариантов у вас! Сейчас мы узнаем это с помощью карандаша и схемы.
-На столах у всех лежат листочки и ручки, по схеме рисуем и определим вид транспорта, на котором нам путешествовать.
Дети: нам предложили «самолет».
Воспитатель: Молодцы!
-Итак мы с вами собрали что?… Что у нас получилось на картинках?... Значит мы что, поедем или поскачем?...Куда мы отправляемся?...
-В путешествие! Молодцы! Мы собрали рюкзак и выяснили на каком транспорте отправимся в путешествие.
С.В.- Тогда поспешим отправиться в путешествие, чтобы не пропустить что-нибудь интересное. И так давайте закроим глаза и представим с вами, куда мы можем отправиться? (Звучит озвучка с отправлением самолета) - Открывайте глаза. Чтобы понять где мы с вами приземлились вам нужно отгадать загадку. Станция N 1
Через реку – прыг да скок (слайд 2)
Перекинулся мосток
Подружила берега
Семицветная дуга. (радуга)
-Правильно, это - радуга. ( слайд 3)
-Посмотрите на слайд. Что мы видим?(…) Где мы с вами оказались?(…)
-А Знаете ли вы, отчего в небе бывает радуга?(... )В какое время года?(...) При какой погоде?(...)
-Молодцы! Все верно.Радуга - это удивительное явление природы, которое возникает, когда идёт дождь и светит солнце. Радуга чаще всего появляется летом, можно увидеть весной, осенью.
- А теперь послушайте историю :
- Когда-то давным-давно человек стал задумываться, почему же на небе появляется радуга. Объяснить это явление люди в те времена не могли, потому придумывали мифы и легенды. Некоторые суеверные люди думали, что это мост в потусторонний мир, но учёные нашли ответ этому явлению.
- Около 300 лет назад учёный Исаак Ньютон пропустил солнечные лучи через призму. (слайд 4)
-Он открыл, что белый цвет– это «чудесная смесь цветов»(слайд5)
-Все мы знаем цвета радуги. Назовите их …(ответы детей).
-Правильно это: (перечисляем цвета)
-А давайте с вами попробуем сделать радугу. Проведем опыт «Радуга из воды». Для этого нам потребуется ванночка с водой, фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Ход опыта: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. На бумаге будет видна радуга.
Вывод:
-Вот мы с вами как ученые создали радугу.
-Так какой ученый открыл сикрет радуги? Как мы получили радугу?(... )Итак, что же такое радуга? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно.Радуга – это оптическое явление, связанное с преломлением световых лучей на многочисленных капельках дождя.
- И появляется она, когда солнечный свет отражается в капельках воды. Одну тайну природы мы с вами разгадали, молодцы!
Н.Г.Чтобы продолжить наше путешествие нам понадобится заряд бодрости. Для этого нам нужна?(…)
Физ. минутка: «Замочки»
- И так продолжаем наше путешествие. Рассаживаемся по местам. (Звучит озвучка с отправлением самолета)
Станция N 2 (слайд: загадка, картинка вулкана)
- Чтобы узнать где мы с вами приземлились вам с нова нужно отгадать загадку.
Есть опасная гора, Может вдруг ожить она. Дымом, пламенем дышать, Магму может извергать. Люди в мире разных стран Знают, что она — ... (Вулкан) (Слайд 5)
-Правильно ребята - это вулкан. - Мы прилетели с вами на Камчатку . У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.
-Ребята, я хочу вам рассказать одну легенду о вулкане. (Слайд 6,7)
Слово «вулкан» происходит от имени бога Огня и кузнечного дела Вулкана из древнеримских мифов. Этот бог жил под землей. Когда он сердился, всё сотрясалось, из-под земли летели огонь и дым. На поверхности земли образовывались трещины, из которых вырывалась огненная масса, а все вокруг покрывалось пеплом и камнями.
-Давайте рассмотрим с вами слайды с изображением вулканов.(Слайд8) Посмотрите, это гора, в которой расположился вулкан. Какой формы вулкан, на что он похож? (Похож на пирамиду, конус).
- Правильно Вулкан конусообразной формы.
- Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?
(Слайд 9)(На большую яму, воронку).
- Вы знаете, как называется эта часть вулкана? (Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.)
- Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами,
(Слайд10)
- Давайте вспомним строение вулкана. Катя выйдет к доске и расскажет нам строение вулкана.
(Слайд11)
-Разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает “спокойно”
-Ребята, какие бывают вулканы?
( слайд:12- виды вулканов)(Действующие, спящие и потухшие).
-Глеб выдет и покажет нам где действующий, Спящий и потухший вулканы.
- Объясните мне, что значит:
- «потухшие» вулканы? (Вулканы, которые замерли).
- действующие вулканы? (Вулканы, которые действуют сейчас или действовали совсем недавно).
-спящие вулканы? (Вулканы, которые могут проснуться в любое время).
- Молодцы! И так что мы узнали о вулканах?(…) Какие они бывают? Какой формы вулкан?(…) А как звали кузнеца из древней мифологии?
Итог: Вулкан конусообразной формы……
- А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на одно из чудес - извержение вулкана? Проходите к столу.
- Перед вами самый настоящий спящий вулкан (макет вулкана, он пока спит. Чтобы его разбудить нам с вами понадобится: пищевая сода, гуашь красного цвета, лимонная кислота, моющее средство для посуды, вода.
Опыт «Извержение вулкана»
Оборудование: макет вулкана; смесь для извержения: пищевая сода - 2 ст. ложки; гуашь красного цвета – 1 ч. ложка; лимонная кислота - 2 ст. ложки; моющее средство для посуды -1ст. л. ; вода -150мл.
Ход.Воспитатель: В кратер вулкана нальём воды с мыльным средством (дети распределились, выбрали один из препаратов и поставили перед собой, добавим лимонную кислоту, гуашь красного цвета, размешаем и наконец, добавляем соду).
Воспитатель: Вот мы и увидели извержение вулкана. Понравился вам опыт? (ответы детей).
-Как мы получили извержение вулкана?(…)
-Хорошо! Продолжаем наше путешествие? Садимся на свои места. Представляем куда мы можем отправиться.
(Звучит озвучка с отправлением самолета)
С.В.
Станция N 3(слайд: загадка, картинка Северного сияния
Как красивы полюса, Там сверкают небеса! Яркий всполох там и тут, Только это не салют. (Полярное ил северное сияние)
(слайд 13, 14, 15, 16)
-Правильно. Ребята, мы прилетели на север нашей страны. Перед вами - Антарктида. Именно здесь можно увидеть необычайно красивое природное явление - северное сияние.
Это природное явление необычайно красивое. Его называют северным или полярным сиянием. Когда в морозные ясные ночи Северное небо озаряется лунным светом , то оно окрашивается в разные яркие цвета и становится светло, как днем.
Н.Г.- Давным – давно люди верили в то, что игра красок на небесах нечто иное как танец богов. Некоторые племена видели в этом явлении недоброжелательность, и даже брали оружие для защиты, если им приходилось выходить на улицу.
-Как же происходит северное сияние? Слушайте.
От солнца до земли доходит не только солнечный свет, но и поток частиц – солнечный ветер. И когда эти частицы пронизывают воздух, он начинает светиться разными цветами и получается красивое явление. Заряженные частицы от Солнца сливаются с атмосферой земли и окрашивают воздух в разноцветные полоски. Так и возникает полярное сияние. Полярное сияние можно увидеть только в ночное время суток.
-И так где и когда можно увидеть полярное сияние?
-Как оно получается?
Правильно. Молодцы!
-Давайте мы с вами тоже сделаем северное сияние.
Проходите к нашему столу.
Ход: На крае салфетки рисуем полоски. Теперь салфетку опускаем в стакан с водой. И наблюдаем за северным сиянием.
-Понравился опыт?
Вывод:(…..)
С.В.-Наша экспедиция подошла к концу (слайд 17)
(Заняв места в "самолете", путешественники возвращаются домой.)(Звучит озвучка с отправлением самолета)
Итог занятия:
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы такие наблюдательные. Вот какая у нас природа – фокусница. Она дарит нам свои чудеса. Это – солнце, дождь, снег, град ,вьюга, капель, роса,град. …. А скажите, какие чудеса нам природа подарила сегодня? (Ответы детей)
Н.Г.-Что вам понравилось сегодня на занятии? (Ведется опрос детей по очередно-индивидуально)
-А что нового вы сегодня узнали?
-Ребята вы сегодня хорошо потрудились.Все молодцы!