1. Доставить детям радостные переживания, связанные с русским народным праздником «Осенины».
2. Развивать интерес к традициям и фольклору русского народа.
3. Вызвать у детей эмоциональный отклик, желание играть в русские народные игры и хороводы.
4. Формирование познавательного интереса у детей к истории своей страны, к обычаям старины, к русскому народному фольклору.
Задачи:
1. Дать представление о русском народном празднике «Осенины»; расширить и обогатить социально-нравственный и эмоциональный кругозор детей.
2. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни и танцы.
3. Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту.
4. Вызывать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, русский фольклор.
Оборудование и материалы:
Зал украшен в русском народном стиле. Оформлен уголок русской избы – развешены вышитые полотенца, выставлены корзина с принадлежностями для вязания, прялка, ухват, кукла «Хлебная матушка» из соломы. Поставить лавки, покрытые половиками для посадки детей. Подготовлены: хлеб на полотенце, пироги, блины, сушки, баранки. На столе стоит самовар, чашки для чая, мед. Оформлен стенд с рисунками «Осень» и русских народных костюмов.
Ход праздника:
Хор исполняет песню «Осенины на Руси»
В уголке «Русской избы» Бабка Забавушка и Дед Матвей пьют чай и ведут беседу об осени, осенинах, богатом урожае.
Дед Матвей:
Добрый день и поклон, гости дорогие! (Кланяются.)
Давно мы вас ждем - поджидаем, праздник без вас не начинаем!
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!
Бабка Забавушка:
Здесь для вас, для гостей дорогих,
Будет праздник большой, праздник радостный!
По обычаю по - старинному
Называется Осенинами! (праздник урожая)
Дед Матвей:
Праздновали этот праздник, целую неделю. Чем богаче собранный урожай, тем продолжительней праздник, а отмечали его хождением в гости, хлебосольным столом; пели, хороводы водили, рукодельничали.
Бабка Забавушка:
Добрый день, гости желанные!
Милости просим на Осенины!
Нынче осени именины,
Нынче празднуем Осенины,
Дед Матвей:
А гостей – то у нас, гостей!
Прибыло со всех волостей.
Нашу осень мы прославляем,
С Осенинами всех поздравляем.
Чтобы зайти в нашу горницу, нужно отгадать загадку.
Девочка осень.
Вот художник так художник
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим,
Кто художник этот? (осень).
Из горницы выходят мальчик и девочка в русских костюмах
Мальчик
- Нам начинать досталась роль.
Мы принесли вам хлеб да соль.
Девочка
– Без хлеба не бывает праздника, хлеб – всему голова
Гостей всегда встречают хозяева хлебом и солью.
Бабка Забавушка:
– Постарались все на славу! Собрали хороший урожай! Не даром в народе говорят: «Весна красна цветами, а осень – плодами». Урожай запасли на зиму, а теперь и на посиделки можно ехать.
Дед Матвей:
Какая у нас славная осень! Сколько тепла, радости, сердечной доброты она нам подарила. Не зря её называют в народе «золотой», не зря в её честь на Руси устраивают замечательный праздник – Осенины.
Девочка осень.
Я с корзиночкой пришла к вам,
Припасла в ней кое – что
Вот вам ложки расписные,
Бубны звонкие ещё.
Бубны заводные, ложки расписные – вот они какие!
(Раздают детям бубны и ложки).
Дети поют частушки.
Мы осенние частушки Пропоем сейчас для вас! Громче хлопайте в ладоши, Веселей встречайте нас! Ух!
Осень — чудная пора, Любит осень детвора! В лес с корзинками мы ходим, Много там грибов находим! Ух!
Любим мы свеклу, морковку И капусту тоже есть, Потому что витамины В овощах и фруктах есть! Ух!
Осень, Осень золотая, Хорошо, что ты пришла! Ты и яблок, ты и меду, Ты и хлеба принесла! Ух!
Мы частушки вам пропели, Вы скажите от души, Хороши частушки наши, И мы тоже хороши! Ух!
Перед началом игры нужно выбрать водящего, того, кто будет «гореть»,— отсюда и название игры. Все участники игры встают парами друг за другом, водящий впереди, на расстоянии двух шагов от играющих. Участники игры говорят нараспев слова:
Гори, гори ясно Чтобы не погасло. Стой подоле, Гляди на поле: Ходят грачи, Да едят калачи. Птички летят, Колокольчики звенят!
Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:
Раз, два, не воронь. Беги, как огонь!
Двое детей бегут вперед, ловко увертываясь от водящего, стараются взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь «горит». Если водящий и при повторении игры не поймает бегущих, тогда он «горит» во второй раз. Если он и в третий раз никого не поймал, играющие могут спеть такую песенку:
Огарушек, огарушек*, Плохо стоишь — Стань на черный камушек! Совсем сгоришь!
Но если водящему удается поймать одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а «горит» тот, кто остался без пары. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.
Правила
1. Водящий не должен поворачиваться назад.
2. Он догоняет убегающих сразу же после слов: «Беги, как огонь!»
3. Игроки последней пары начинают бег только с последними словами: «Колокольчики звенят!»
Русская народная игра «У медведя во бору».
Медведь лежит на скамейке или на коврике. Все дети приближаются к нему, наклоняясь за «ягодами» и «грибами», и поют:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь лежит и на нас ворчит.
С окончанием песни Медведь, потягиваясь, встает и говорит:
Кто в лесу гуляет?
Кто мне спать мешает?
Бежит за детьми, стараясь кого-либо поймать.
Скоморохи:
1.
Очень весело играли
И ни капли не устали.
Вам признаюсь, между прочим,
Играть понравилось мне очень!
2.
Добрым чаем угощались.
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче, мы общались-
Без общенья жизни нет.
3.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
Дети поют и водят хоровод . Играют на музыкальном инструменте.
Текст песни - Во поле береза стояла
Во поле береза стояла Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли, люли стояла. (2 р.)