Опыт работы.Изучение личности и уровня развития классного коллектива
Опыт работы.Изучение личности и уровня развития классного коллектива
Изучение личности и уровня развития классного коллектива.Опыт работы классного руководителя. В работу классного руководителя входят различные функции. Классный руководитель ставит для себя цели и задачи по формированию классного коллектива,работу делит на стадии,ориентирует на направления по воспитанию и сплочению детей и их родителей различными формами внеклассной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт работы.Изучение личности и уровня развития классного коллектива»
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ «Изучение личности и уровень развития классного коллектива. Опыт работы»
«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы наша земля!»
А.П. Чехов.
Классный руководитель - особый человек педагогической сферы. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования.
Цель работы классного руководителя - создание максимально благоприятных условий для развития творческого детского коллектива через раскрытие и развитие личностных и творческих сил каждого ребенка в конкретных делах и поступках.
Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. Я, как классный руководитель, в своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы:
Открытость - совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители);
Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом.
Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней.
Свобода участия – учитывается мнение учащихся и родителей в выборе задания во внеклассном мероприятии.
Обратная связь – обсуждение.
Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу.
Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.
Ученическим коллективом считаю группу учеников, объединенную социальнозначимой целью и деятельностью, имеющей общие выборные органы и отличающейся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях. Класс, конечно же, становится коллективом не сразу. Он превращается в него, по мере того, как накапливается опыт совместной деятельности, создается и растет актив, складываются положительные традиции, растут и крепнут товарищеские связи, устанавливаются правильные взаимоотношения с общественным коллективом. Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.
Стадии формирования классного коллектива:
I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.
II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.
III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.
Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, когда детей впервые объединили в класс, руководящие функции принадлежат классному руководителю
Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности. Мое знакомство началось с того, что я собрала и проанализировала документацию на каждого ребенка (личное дело, беседа с каждым родителем, 10-и дневная подготовка к школе), позволила ближе познакомиться с характером и поведением ребенка в коллективе. Работа психолога с формирующимся коллективом помогла выявить степень готовности каждого ребенка к школе. Проанализировав полученные данные, при планировании воспитательной работы с классом были поставлены следующие основные цели и задачи:
1.Адаптация учащихся класса к обучению в начальном звене.
2. Формирование и сплочение классного коллектива;
3. Воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;
4. Формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;
5. Улучшение успеваемости и поведения учащихся;
6. Воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и школьным традициям;
7. Прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь.
Конечно, каждый класс развивается уникально. Взаимодействие учащихся всегда имеет сложный и непредсказуемый характер. Каждый ученик должен быть самостоятельным и в учении и в общении. Главное средство воспитания – заряд доброты. Дети учатся уважать и любить всех, делать добро. Учитель верит, что ребенок не может быть плохим. Если изо дня в день всем укладом жизни небольшого классного коллектива стали нравственные нормы.
Свою работу с классным коллективом ориентировала на следующие направления:
1. «Спортивно - оздоровительное» Цель работы: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения. Задачи работы: знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья; формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. Формы работы: спортивные соревнования, конкурсы, спартакиады, марафоны, эстафеты в классе; спортивные конкурсы и викторины, тематические классные часы, связанные со спортивной тематикой; тематические родительские собрания, совместно с педагогами и медицинскими работниками по вопросу сохранению здоровья учащихся класса; беседы, дискуссии; дни здоровья.
2. «Духовно - нравственное»
Цель: воспитывать любовь к родителям, друзьям, Родине, Отечеству, родному краю, традициям, обычаям народа.
Задачи:
1. Формирование у детей вечных нравственных норм: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим, осознание самосовершенствования.
2. Воспитание нравственных ценностей: гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения.
3. Утверждение в душах детей уважения к человеку как высшей ценности бытия.
4. Воспитание доброжелательного отношения к людям, дисциплинированности и культурного поведения.
5. Выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела.
6. Ориентирование в системе нравственных ценностей на положительные примеры.
Формы работы:
- тематические классные часы;
- посещение краеведческого музея, поисковая работа
- конкурсы, викторины «Я – гражданин России»;
- читательские конференции.
3.«Общекультурное»
Цель деятельности: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи работы:
создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочное время;
использование нетрадиционных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся;
изучение интересов и потребностей каждого ребёнка во внеурочной деятельности;
проведение консультаций учащихся по выбору кружка, клуба, секции;
постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся перед родителями, педагогами, одноклассниками и сверстниками;
развитие у детей способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к достижениям других;
использование активных форм внеклассной работы с учётом возрастных особенностей учащихся.
Формы работы:
проведение вечеров, конкурсов, викторин, утренников в классе и активное участие в общешкольных мероприятиях;
празднование памятных дат жизни учащихся;
празднование памятных дат календаря;
4. « Социальное» Цель: максимальное сближение интересов родителей, учащихся и педагога по формированию развитой личности. Задачи работы: организация и совместное проведение досуга детей и родителей; создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель». Формы работы: тематические классные часы; праздники общения семей, спортивные состязания, конкурсы тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации; беседы с детьми и родителями; Работа с родителями 1. Помощь родителей в подготовке класса к новому учебному году 2. Помощь родителей в подготовке и проведении всех классных и школьных мероприятий.
3. Посещение родительских собраний 4. Заседание родительского комитета 5. Поездка в г. Ростов: зоопарк, театр, научные лаборатории 6. Участие родителей в уборке кабинета
5. « Общеинтеллектуальное»
Цель деятельности: оказание помощи ученикам в развитии учебных способностей, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения .
Задачи работы:
определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования умственных способностей.
Формы работы:
Проектная деятельность, интеллектуальные марафоны, КВНы, участие в олимпиадах, викторины.
Для изучения детского коллектива и взаимоотношений в семье, школе, я провожу вот такие тест-игры:
«Урок физкультуры»
Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроки физической культуры (расположить квадратики с именами учащихся в определенной последовательности). Задача состоит в том, что ребята должны быть выстроены не по росту, а по степени значимости каждого учебника в коллективе.
Данная методика позволяет определить взаимоотношение детей в классе и выявить лидеров.
«Солнце, тучка, дождик»
Каждый ученик класса получает листы бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик. Учащимся нужно дополнить предложения рисунками.
Возможны варианты ответа:
В классе мне - , дома мне - , с друзьями мне -
«Подарки»
Учащимся предлагается пофантазировать, какие подарки можно придумать каждому ученику класса к Новому году. Ребята на листе бумаги пишут имя ученика, а рядом предмет, который он получает в качестве подарка. Например: Катя - книга, Лена - ручка. Диагностика информирует о атмосфере в классе, о значимости ребят для данного ученика.
«Пьедестал»
Уч-ся класса раздаются листы бумаги, на которые они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь одного человека из класса. Ученик имеет право на одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным.
На пьедестал возводят тех ребят, кто является значимой фигурой жизни класса. Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения уч-ся в коллективе, их привязанности друг к другу.
«Дом, в котором я живу»
Уч-ся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность уч-ся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.
«Круги на воде»
Ребятам предлагается Лист бумаги, на котором нарисовано, пять кругов, один в другом. Уч-ся в каждый круг нужно вписать одноклассников по степени их значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трёх имён одноклассников.
« Мультфильм о нашем классе»
Уч-ся класса предлагается создать мультфильм о своём классе. Каждый ребёнок готовит один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, листы бумаги (по одному листочку). Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам представляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе. Классному руководителю нужно обратить внимание на следующие моменты:
Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются?
Какая эмоциональная окраска фильма ( злой, добрый, смешной и т. д.)?
Какие проблемы поднимает мультфильм.
«Аукцион»
Уч-ся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов. Из этих слов ребята должны выбрать такие, которые лучше всего характеризуют их класса. Примерный список слов: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, весёлый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный, неактивный.
«Самые памятные события из жизни моего класса»
Уч-ся класса предлагается написать сочиненье, в котором необходимо рассказать самых памятных событиях жизни класса. Анализируя сочинение, необходимо обратить внимание, какие события называют учащиеся памятными, какой характер носят события, положительный или отрицательный. Также важно отметить, какое место в описанных событиях каждого ученика отводит себе и своим одноклассникам.
«Продолжи предложение»
Уч-ся предается определить своё отношение к одноклассникам, продолжив предложение:
Ребята, с которыми я дружу нашем классе, это...
Ребята, с которыми я дружу, не дружу в классе, это...
Ребята, с которыми я провожу время после уроков, это...
Ребята, с которыми я не общаюсь после уроков, это...
Ребята, с которыми мне бы хотелось дружить в классе, это...
Ребята, без которых мне было бы трудно, это...
Формировать коллектив возможно через разнообразные формы и виды деятельности.
Игра «Цветик - семицветик»
Каждый ребенок получает лепесток цветка в виде сердечка, на котором пишет свои пожелания одноклассникам и учителю. Затем на доске формируется большой цветок, учащиеся зачитывают пожелания. Диагностика помогает придти к выводу: класс - одна семья и у них есть общие цели и желания, к которым нужно стремиться.
Для меня мой класс, как и для каждого классного руководителя, его класс – самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный.
Научить ребят ценить друг друга, видеть в каждом неповторимую индивидуальность и тем самым способствовать ее развитию - это едва ли не самая сложная задача классного руководителя. И невозможно хотя бы частичное ее решение, если сам педагог не будет ценить каждого своего ученика независимо от его отметок, от его способностей и возможностей.
Необходимо найти в каждом ученике ту точку опоры, которая поможет ему обрести веру в себя и признание сверстников; создавать для личности ситуацию успеха, поддержки, одобрения, чтобы общение и деятельность приносили ребенку радость.
Занятость моих детей, их постоянные творческие поиски, помогут им заполнить пустоту, которая создана в нашем обществе, объединит их, а мне поможет достичь нужной цели.
Работа по сплочению ученического коллектива, по формированию и развитию духовного мира школьников продолжается и в учебном процессе. На уроках литературного чтения я пытаюсь открыть юному читателю мир прекрасного, развивать его эстетические чувства. Каждое произведение — это урок жизни, помогающее понять, что такое духовность, милосердие, человечность. Я должна убедить ребят в том, что какие бы невзгоды и бури не проносились над родной землёй, мы не должны мириться с тем, что равнодушие и чёрствость побеждает. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной. Добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию.
Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно.
Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя.
У нас много планов на будущее. И хочется верить в то, что мои ученики будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др.
В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни становится « Закон протянутой руки, души распахнутой».
Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.