описание опыта работы "Воспитание социальной активности в творческом объединении “Школа аниматоров"
Описание опыта работы "Воспитание социальной активности в творческом объединении “Школа аниматоров"
Актуальность работы - развитие человеческого общества невозможно без активности его членов. Но сама активность может быть направлена на разные моменты бытия личности и общества, носить творческий, исполнительский или инициативный характер. Наше общество, находящееся в трудном поиске тенденций и путей своего развития, остро нуждается в инициативных, творческих людях. Необходимость опоры на подрастающее поколение, создания условий для развития его социальной активности, умения мыслить, действовать, чувствовать, оценивать, выбирать очевидна. Не обремененные грузом стереотипов, а способные извлечь уроки не только из ошибок, просчетов, но и достижений прошлого и настоящего и найти на этом основании достойную альтернативу существующим социальным отношениям, эти молодые люди будут в состоянии вывести страну из кризиса, но лишь при условии, что до вступления во взрослую жизнь они обретут достаточный уровень интеллектуальной готовности и социальной активности в строительстве своей жизни. Социальная активность личности как способность преобразовывать себя и мир в соответствии с системой жизненных установок обретается человеком под влиянием множества факторов, как стихийных, так и целенаправленных. В центре моего внимания - процессы воспитания социальной активности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«описание опыта работы "Воспитание социальной активности в творческом объединении “Школа аниматоров"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества
“Воспитание социальной активности в творческом объединении “Школа аниматоров”
Железнова Любовь Александровна,
педагог-организатор
2014 год
Темы выступления
Условия развития социальной активности личности
Понятие “социальной активности”
Формирование “социальной активности” в творческом объединении “Школа аниматоров”
Актуальность работы - развитие человеческого общества невозможно без активности его членов. Но сама активность может быть направлена на разные моменты бытия личности и общества, носить творческий, исполнительский или инициативный характер. Наше общество, находящееся в трудном поиске тенденций и путей своего развития, остро нуждается в инициативных, творческих людях. Необходимость опоры на подрастающее поколение, создания условий для развития его социальной активности, умения мыслить, действовать, чувствовать, оценивать, выбирать очевидна. Не обремененные грузом стереотипов, а способные извлечь уроки не только из ошибок, просчетов, но и достижений прошлого и настоящего и найти на этом основании достойную альтернативу существующим социальным отношениям, эти молодые люди будут в состоянии вывести страну из кризиса, но лишь при условии, что до вступления во взрослую жизнь они обретут достаточный уровень интеллектуальной готовности и социальной активности в строительстве своей жизни. Социальная активность личности как способность преобразовывать себя и мир в соответствии с системой жизненных установок обретается человеком под влиянием множества факторов, как стихийных, так и целенаправленных. В центре моего внимания - процессы воспитания социальной активности.
Объект работы - процесс воспитания социальной активности детей и подростков в творческом объединении “Школа аниматоров”.
Предмет работы - условия и пути воспитания социальной активности личности средствами творческой деятельности в творческом объединении “Школа аниматоров”.
Цель работы - определить оптимальные пути, необходимые и достаточные условия, усиливающие роль творческой деятельности обучающихся объединения в развитии их социальной активности.
Социальная активность личности оптимально развивается в этом пространстве при соблюдении следующих педагогических условий:
- если включение в творческую деятельность подкрепляется развитием у обучающихся активной жизненной позиции, системой работы по ориентации не только на художественно-эстетические, но и на другие общественно-значимые ценности;
- если коллектив группы, в которой протекает творческий процесс, представляет собой целостную (где целостность не нивелирует самостоятельности и индивидуальности), развивающуюся и развивающую систему, обеспечивающую комфортность отношений между всеми ее членами;
- если используемые педагогические технологии обеспечивают осознание единства себя и общества, пробуждают положительное эмоциональное отношение к решению задач как собственной творческой самореализации, так и готовности к участию в реализации потребностей социума. Для этого предполагается использование таких способов организации педагогического процесса, как диалогизация и проблематизация, создание личностно-утверждающих ситуаций, построение художественно-творческой деятельности как гуманитарной практики, способствующей самостановлению и заботе о других;
- если работа объединения взаимосвязана с другими институтами социализации, а творческая деятельность стимулирует наднормативную активность обучающихся и в других сферах социального бытия.
Проблема социальной активности личности как и формирование этого важнейшего интегративного качества не относится к разряду "преходящих": человек в той мере социальное существо, в какой он самоопределился в социуме, проявляя в нем активность, преобразуя его и самого себя как субъекта социальных отношений, а "качество" этой социализации определяется всем многообразием факторов, с которыми взаимодействует развивающаяся личность и которые оказывают на это развитие влияние.
Термин "социальная активность" - характеристика способа жизнедеятельности социального субъекта, заключающаяся в сознательной направленности его деятельности на преобразование социальных условий в соответствии с назревшими потребностями, интересами, целями и идеалами, в выдвижении и реализации социальных инициатив, участии в решении актуальных социальных задач, формировании у себя необходимых социальных качеств.
Рассматривая составляющие научного понятия "социальная активность" я приняла во внимание, что они взаимосвязаны с такими понятиями как деятельность, общение, социальная ответственность, жизненная позиция, общественный долг, социальная адаптация, социализация.
Отражательно-информационный, творческий, художественно-моделирующий, психологический, социальный, семиотический и гедонический аспекты художественно-творческой деятельности делают ее универсальным и эффективным воспитательным средством. В то же время этот вид деятельности - важнейшая сфера проявления многообразия социальных потребностей и активности личности: через творческую деятельность личность получает выход в широкое социальное пространство, где реализует себя как активный субъект.
Можно предположить, что включение ребенка в дополнительное образование дает возможность включения в творческую деятельность и развития на этой основе социальной активности детей и подростков.
Дополнительное образование, опирающееся на свободный творческий выбор ребенком содержания и программ своего развития, в силу самой "дополнительности", не входящей в обязательный образовательный стандарт, обеспечивает максимальную активность и заинтересованность ребенка в овладении интересующей его творческой деятельностью.
В процессе творческой деятельности в объединении формируется положительная “Я-концепция”, преодолевается эмоциональная скованность ребенка или подростка, психологическая замкнутость, закомплексованность, если обстановка занятий, общения с другими обучающимися и взрослыми в учебном объединении дает возможность обнаружить интерес к себе, пережить ситуацию успеха, выработать собственную адекватную самооценку. Объединения решают проблемы социальной адаптации обучающихся, как отличающихся отрицательной “Я-концепцией”, так и имеющих некоторые физические недостатки..
Исполнительство "для себя", а затем "для других", создание рукотворных ценностей, участие в выставках, концертах, конкурсах и фестивалях не только ради самоутверждения, но и в качестве заботы "о других" - вот далеко не полный перечень событий, форм организации деятельности детей и подростков в объединении, способствующих развитию у обучающихся социальной активности, личностного роста.
К особенностям организации педагогического процесса, стимулирующего развитие активности детей и подростков средствами творческой деятельности следует отнести:
- систематичность заданий, повторяемость положительного результата, опора на успех, добровольный выбор ребенком содержания занятий;
- выполнимость цели, доступность объяснения, учет индивидуальных особенностей и способностей ребенка;
- чувство личной и коллективной ответственности;
- эстетическое переживание, сопутствующее любому виду художественно-творческой деятельности, что способствует проявлению чувства сорадования за положительный результат деятельности товарища, группы, коллектива;
- возможность совместной эстетической и иной социально направленной деятельности со старшими;
- направленность художественно-творческой деятельности "на других";
- совместная деятельность детей и родителей;
- использование объединения как базы для развития трудовой активности детей и подростков;
- самоуправление и самодеятельность, имеющие место в учебном объединении при самостоятельном проведении репетиций, подготовке тренингов, соревнований вне рамок учебного процесса, что стимулирует социальную активность;
- возможность свободного перехода из одного объединения в другое, обеспечивает детям чувство независимости и самодостаточности.
Формирование социальной активности рассмотрено мной в единстве когнитивного, мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого и практически действенного отношения к социально-значимой деятельности, так как личность не формируется по частям, и ее целостность характеризуется не просто "набором" социальных ролей или видов деятельности, в которых она чувствует себя компетентной, а именно совокупностью этих проявлений.
Особое социальное значение имеет проводимая в объединении профориентационная работа. С этой целью осуществляется: дифференцированное обучение; выявление одаренных обучающихся; выполнение учащимися самостоятельных заданий, имеющих общественное значение; систематическое участие в конкурсных формах учебы и художественно-творческой деятельности; проведение Дней открытых дверей для учащихся школ.
Вывод:
Проведенная мной работа дает основание считать, что социальная активность каждого обучающегося формируется тем более успешно, чем в большее количество разнообразных социально-значимых связей он вступает.