kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Описание опыта работы "Воспитание социальной активности в творческом объединении “Школа аниматоров"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность работы - развитие человеческого общества невозможно без активности его членов. Но сама активность может быть направлена на разные моменты бытия личности и общества, носить творческий, исполнительский или инициативный характер. Наше общество, находящееся в трудном поиске тенденций и путей своего развития, остро нуждается в инициативных, творческих людях. Необходимость опоры на подрастающее поколение, создания условий для развития его социальной активности, умения мыслить, действовать, чувствовать, оценивать, выбирать очевидна. Не обремененные грузом стереотипов, а способные извлечь уроки не только из ошибок, просчетов, но и достижений прошлого и настоящего и найти на этом основании достойную альтернативу существующим социальным отношениям, эти молодые люди будут в состоянии вывести страну из кризиса, но лишь при условии, что до вступления во взрослую жизнь они обретут достаточный уровень интеллектуальной готовности и социальной активности в строительстве своей жизни. Социальная активность личности как способность преобразовывать себя и мир в соответствии с системой жизненных установок обретается человеком под влиянием множества факторов, как стихийных, так и целенаправленных. В центре моего внимания - процессы воспитания социальной активности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«описание опыта работы "Воспитание социальной активности в творческом объединении “Школа аниматоров"»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества













Воспитание социальной активности в творческом объединении “Школа аниматоров”





Железнова Любовь Александровна,

педагог-организатор



















2014 год

Темы выступления

  • Условия развития социальной активности личности

  • Понятие “социальной активности”

  • Формирование “социальной активности” в творческом объединении “Школа аниматоров”

Актуальность работы - развитие человеческого общества невозможно без активности его членов. Но сама активность может быть направлена на разные моменты бытия личности и общества, носить творческий, исполнительский или инициативный характер. Наше общество, находящееся в трудном поиске тенденций и путей своего развития, остро нуждается в инициативных, творческих людях. Необходимость опоры на подрастающее поколение, создания условий для развития его социальной активности, умения мыслить, действовать, чувствовать, оценивать, выбирать очевидна. Не обремененные грузом стереотипов, а способные извлечь уроки не только из ошибок, просчетов, но и достижений прошлого и настоящего и найти на этом основании достойную альтернативу существующим социальным отношениям, эти молодые люди будут в состоянии вывести страну из кризиса, но лишь при условии, что до вступления во взрослую жизнь они обретут достаточный уровень интеллектуальной готовности и социальной активности в строительстве своей жизни. Социальная активность личности как способность преобразовывать себя и мир в соответствии с системой жизненных установок обретается человеком под влиянием множества факторов, как стихийных, так и целенаправленных. В центре моего внимания - процессы воспитания социальной активности.

Объект работы - процесс воспитания социальной активности детей и подростков в творческом объединении “Школа аниматоров”.

Предмет работы - условия и пути воспитания социальной активности личности средствами творческой деятельности в творческом объединении “Школа аниматоров”.

Цель работы - определить оптимальные пути, необходимые и достаточные условия, усиливающие роль творческой деятельности обучающихся объединения в развитии их социальной активности.

Социальная активность личности оптимально развивается в этом пространстве при соблюдении следующих педагогических условий:

- если включение в творческую деятельность подкрепляется развитием у обучающихся активной жизненной позиции, системой работы по ориентации не только на художественно-эстетические, но и на другие общественно-значимые ценности;

- если коллектив группы, в которой протекает творческий процесс, представляет собой целостную (где целостность не нивелирует самостоятельности и индивидуальности), развивающуюся и развивающую систему, обеспечивающую комфортность отношений между всеми ее членами;

- если используемые педагогические технологии обеспечивают осознание единства себя и общества, пробуждают положительное эмоциональное отношение к решению задач как собственной творческой самореализации, так и готовности к участию в реализации потребностей социума. Для этого предполагается использование таких способов организации педагогического процесса, как диалогизация и проблематизация, создание личностно-утверждающих ситуаций, построение художественно-творческой деятельности как гуманитарной практики, способствующей самостановлению и заботе о других;

- если работа объединения взаимосвязана с другими институтами социализации, а творческая деятельность стимулирует наднормативную активность обучающихся и в других сферах социального бытия.

Проблема социальной активности личности как и формирование этого важнейшего интегративного качества не относится к разряду "преходящих": человек в той мере социальное существо, в какой он самоопределился в социуме, проявляя в нем активность, преобразуя его и самого себя как субъекта социальных отношений, а "качество" этой социализации определяется всем многообразием факторов, с которыми взаимодействует развивающаяся личность и которые оказывают на это развитие влияние.

Термин "социальная активность" - характеристика способа жизнедеятельности социального субъекта, заключающаяся в сознательной направленности его деятельности на преобразование социальных условий в соответствии с назревшими потребностями, интересами, целями и идеалами, в выдвижении и реализации социальных инициатив, участии в решении актуальных социальных задач, формировании у себя необходимых социальных качеств.

Рассматривая составляющие научного понятия "социальная активность" я приняла во внимание, что они взаимосвязаны с такими понятиями как деятельность, общение, социальная ответственность, жизненная позиция, общественный долг, социальная адаптация, социализация.

Отражательно-информационный, творческий, художественно-моделирующий, психологический, социальный, семиотический и гедонический аспекты художественно-творческой деятельности делают ее универсальным и эффективным воспитательным средством. В то же время этот вид деятельности - важнейшая сфера проявления многообразия социальных потребностей и активности личности: через творческую деятельность личность получает выход в широкое социальное пространство, где реализует себя как активный субъект.

Можно предположить, что включение ребенка в дополнительное образование дает возможность включения в творческую деятельность и развития на этой основе социальной активности детей и подростков.

Дополнительное образование, опирающееся на свободный творческий выбор ребенком содержания и программ своего развития, в силу самой "дополнительности", не входящей в обязательный образовательный стандарт, обеспечивает максимальную активность и заинтересованность ребенка в овладении интересующей его творческой деятельностью.

В процессе творческой деятельности в объединении формируется положительная “Я-концепция”, преодолевается эмоциональная скованность ребенка или подростка, психологическая замкнутость, закомплексованность, если обстановка занятий, общения с другими обучающимися и взрослыми в учебном объединении дает возможность обнаружить интерес к себе, пережить ситуацию успеха, выработать собственную адекватную самооценку. Объединения решают проблемы социальной адаптации обучающихся, как отличающихся отрицательной “Я-концепцией”, так и имеющих некоторые физические недостатки..

Исполнительство "для себя", а затем "для других", создание рукотворных ценностей, участие в выставках, концертах, конкурсах и фестивалях не только ради самоутверждения, но и в качестве заботы "о других" - вот далеко не полный перечень событий, форм организации деятельности детей и подростков в объединении, способствующих развитию у обучающихся социальной активности, личностного роста.

К особенностям организации педагогического процесса, стимулирующего развитие активности детей и подростков средствами творческой деятельности следует отнести:

- систематичность заданий, повторяемость положительного результата, опора на успех, добровольный выбор ребенком содержания занятий;

- выполнимость цели, доступность объяснения, учет индивидуальных особенностей и способностей ребенка;

- чувство личной и коллективной ответственности;

- эстетическое переживание, сопутствующее любому виду художественно-творческой деятельности, что способствует проявлению чувства сорадования за положительный результат деятельности товарища, группы, коллектива;

- возможность совместной эстетической и иной социально направленной деятельности со старшими;

- направленность художественно-творческой деятельности "на других";

- совместная деятельность детей и родителей;

- использование объединения как базы для развития трудовой активности детей и подростков;

- самоуправление и самодеятельность, имеющие место в учебном объединении при самостоятельном проведении репетиций, подготовке тренингов, соревнований вне рамок учебного процесса, что стимулирует социальную активность;

- возможность свободного перехода из одного объединения в другое, обеспечивает детям чувство независимости и самодостаточности.

Формирование социальной активности рассмотрено мной в единстве когнитивного, мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого и практически действенного отношения к социально-значимой деятельности, так как личность не формируется по частям, и ее целостность характеризуется не просто "набором" социальных ролей или видов деятельности, в которых она чувствует себя компетентной, а именно совокупностью этих проявлений.

Особое социальное значение имеет проводимая в объединении профориентационная работа. С этой целью осуществляется: дифференцированное обучение; выявление одаренных обучающихся; выполнение учащимися самостоятельных заданий, имеющих общественное значение; систематическое участие в конкурсных формах учебы и художественно-творческой деятельности; проведение Дней открытых дверей для учащихся школ.

Вывод:

Проведенная мной работа дает основание считать, что социальная активность каждого обучающегося формируется тем более успешно, чем в большее количество разнообразных социально-значимых связей он вступает.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Железнова Любовь Александровна

Дата: 24.11.2015

Номер свидетельства: 257597


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства