kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа объединения "Ковровые фантазии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе дополнительной образовательной программы «Ковровые фантазии».

Автор-составитель Рабочей программы: Супряженко Ольга Васильевна.

Направленность программы: Художественно-эстетическая.

Тип программы: Модифицированная.

Документы и материалы, с учётом которых составлена рабочая программа:

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Конвенция ООН о правах ребёнка.
  3. Типовое положение об учреждении дополнительного образования.
  4. Образовательная программа учреждения.
  5. Функциональные обязанности педагога дополнительного образования. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа объединения "Ковровые фантазии" »

МКУ «Департамент образования Местной администрации г. о. Нальчик» Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Эрудит»





Рассмотрена и одобрена

на заседании Методсовета

МКОУ ДОД ЦДТ «Эрудит»

Протокол № ______

от «___» ___________ 2014 год

«Утверждаю»

Директор МКОУ ДОД ЦДТ «Эрудит»

___________И. А. Куашева

Приказ № ________

«___» ___________ 2014 год








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2014 - 2015 учебный год


«Ковровые фантазии»

(наименование программы)


Супряженко Ольга Васильевна

(Ф.И.О. педагога дополнительного образования)




Год обучения – 2-ой год обучения


Возраст обучающихся – 8-12 лет









г. о Нальчик

2014


Рабочая программа разработана на основе дополнительной образовательной программы «Ковровые фантазии».

Автор-составитель Рабочей программы: Супряженко Ольга Васильевна.

Направленность программы: Художественно-эстетическая.

Тип программы: Модифицированная.

Документы и материалы, с учётом которых составлена рабочая программа:

  1. Закон РФ «Об образовании».

  2. Конвенция ООН о правах ребёнка.

  3. Типовое положение об учреждении дополнительного образования.

  4. Образовательная программа учреждения.

  5. Функциональные обязанности педагога дополнительного образования.



Пояснительная записка


Человек издревле стремился сделать свой дом уютным, красивым, теплым. Сначала это были шкуры животных, затем с развитием цивилизации и ремесел ковры. Ковроткачество древнейшее искусство, которое корнями уходит на Древний Восток. Когда появился первый ковер - точно не знает никто. Дата его возникновения скрывается в глубине веков. Однако, по сведениям ученых-историков, история ковроткачества началась более чем две с половиной тысячи лет назад.

Термин «гобелен», которым мы широко сейчас используем, применим и к текстильному панно. Несколько лет назад возник миниатюрный гобелен. Именно эта ветвь нашла наибольшее распространение в обучении детей, ее виды и характер композиции. Основы его понимания, в процессе учебы выявляют содержательные корни этого вида искусства, его познавательную и воспитательную функцию, позволяют определить его как важнейшую часть декоративно-прикладного искусства. Изготовление гобелена – это знакомство детей с лучшими традициями народного искусства, которые несут в себе многовековые представления о красоте и гармонии. Это знакомство с наиболее известными художественными промыслами. Выполнение ковра в технике паласной вышивки не составляет особого труда для начинающего «художника». Эта техника очень красиво смотрится в работах, она безгранична в выборе эскиза, темы композиции. Ковровую вышивку можно назвать живописью, где краски заменяются пряжей. Главное – больше фантазии и упорства. Нетканый гобелен не требует особых приспособлений и инструментов. Для его выполнения надо знать простейшие приемы некоторых видов рукоделия (вязание крючком, вышивка, аппликация), правильно и умело использовать их в работе. Занятия художественным ткачеством - одна из комплексных мер эстетического воспитания. Эстетическое воспитание на занятиях творческого объединения является немаловажным дополнением к основному образованию. Любовь к прекрасному, чувство гармонии и красоты окружающего мира и предметов, желание самому создать что-либо похожее, прекрасное, повышает творческую активность формирующейся личности.

Рабочая программа направлена на изучение мотивов народных промыслов, она рассматривает их как часть современной культуры. Введение в программу темы «Государственная и национальная символика России и Кабардино-Балкарии» позволяет детям, через свои работы, проявить любовь и уважение к своей Родине. Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить воспитанникам, творческое воплощение их замыслов.

Новизна, актуальность и практическая ценность данной программы заключается в том, что нет издания, в котором эта методика была полностью раскрыта. В программе собраны данные, которые ранее были разрозненными, существовали в разных изданиях.

Оригинальность представленной программы состоит из тех тематических методических рекомендаций, которые представлены в приложениях. Разработки позволят расширить возможности обучающихся, проявить индивидуальное творчество и сотворчество в групповых работах. Программа составлена для дополнительного образования.

Основное место отводится практической работе, которая включает в себя подготовку рисунка для изготовления ковра, натяжение основы на рамку, вышивку мини-ковра по эскизу, срезание его и окончательно оформление.

Одна из форм стимулирования воспитанников к занятиям - организация выставки. Лучшие работы, при отборе которых обращается внимание на отражение в них народных традиций, требование современности, использование национальных мотивов, являются экспонатами итоговой выставки. При оценке детских работ учитывается возраст, год обучения в объединении, содержание работы, техника и качество выполнения работы, выразительность и оригинальность, композиционное решение, практическая целесообразность. Постоянно действующая выставка является наглядным пособием. На занятиях необходимо создать атмосферу радости, удовольствия, соучастия в процессе восприятия материала и потребность активной творческой отдачи. Сотрудничество с родителями осуществляется в течение всего учебного года.


Возраст детей, участвующих в реализации программы: 8-12 лет.


Направленность программы: художественно-эстетическая.


Тип программы: модифицированная.


Цели и задачи программы:

Целью обучения по данной программе является формирование у обучающихся основ целостной эстетической культуры, привития любви к традиционному художественному ремеслу, развитие вкуса, чувства пропорции и цвета, красоты и целесообразности.


Задачи программы:

Образовательные

Получение и расширение знаний об истории и развитии ковроткачества, формирования знаний по основам композиции, цветоведения и освоении техники выполнение коврового гобелена.

Воспитательные

Привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работ, умение работать в коллективе, экономичного отношения к используемым материалам, привитие овнов культуры труда, умения адекватно оценивать результата своего труда и принимать критику.

Развивающие

Развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического художественного вкус


Режим занятий:


Программа объединения рассчитана на 3 года обучения:

1-ый год обучения - 144 учебных час;

2-ой год обучения – 216 часов;

3-ий год обучения – 216 часов.

На 2-ом году обучения каждая учебная группа занимается 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность занятий 40 минут, перерыв на отдых 10 мин. Занятия ведутся с группой численностью 8-15 обучающихся.

При формировании групп необходимо учитывать возраст воспитанников и их индивидуальные возможности. Программа объединения включает в себя теоретическую и практическую работу. Предметом исследования является ручное ковроткачество, представляющее собой один из видов декоративно-прикладного искусства. Объект исследования - это вышивка, которая ведется по заранее подготовленным эскизам и рисункам.

Основные формы занятий:

  • лекционная;

  • практическая;

  • групповая;

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • коллективная.


Основные методы работы


  • объяснительно-иллюстративные (демонстрация готовых изделий, иллюстрации, работа по схемам и таблицам);

  • репродуктивные (работа по образцам, упражнения);

  • частично-поисковые (выполнение заданий);

  • творческие (творческие задания, эскизы);

  • исследовательские (исследование свойств ниток, а так же других материалов для работы).

Методы и приемы, помогающие в усвоении материала, зависят от особенностей и специфики каждой группы. Большое значение имеют беседы, ими педагог пытается заинтересовать воспитанников. Рассказом начинается новая тема. В беседе принимают участие все воспитанники. Она оживляет занятие, активизирует внимание. В процессе занятия используется, как правило, вводная беседа, в которой определяется цель занятия. В заключительной беседе закрепляются знания, полученные на занятии. Инструктаж включает в себя как словесную, так и практическую форму обучения, используется при объяснении и показе технологии вышивки ковра, при ознакомлении с правилами работы с иглой, ножницами и т.д.


Педагогические технологии


Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Предела его совершенствованию нет. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и их обобщение.

В целом учебное занятие можно представить как последовательность следующих этапов:

1-й э т а п – организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии. Организация начала занятия, постановка задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.


2-й э т а п – проверочный.

Задача: устранение пробелов в знаниях и их коррекция. Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.


3-й э т а п – подготовительный.

Задача: обеспечение мотивации обучения и принятие цели занятия. Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности.

4-й э т а п – основной.

Задача определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний. Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца формирования навыков; установление осознанности усвоения знаний, выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу, формирование целостного представления знаний по теме и т. д.


5-й э т а п – контрольный.

Задача: выявление качества и уровня полученных знаний и умений, их коррекция.


6-й э т а п – итоговый.

Задача: дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы. Подведение итогов занятия, формирование выводов, поощрение обучающихся за работу на занятии, самооценка детьми своей работы на занятии, информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий.

Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами. Наряду с этим используются еще ряд педагогических технологий такие как: технология индивидуального обучения, групповая технология, технология личностно-ориентированного обучения, модульно-блочная технология.

Здоровьесберегающая образовательная технология - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (воспитанников, педагогов).

В организации и проведении занятия необходимо учитывать:

  • обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения;

  • число видов учебной деятельности (норма – 4-7 видов за занятие);

  • среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

  • место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами);

  • позы воспитанников, чередование поз;

  • физкультминутки и гимнастика для глаз – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения;

  • наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

  • психологический климат на занятии;

  • наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.

В конце занятия следует обратить внимание на следующее:

  • плотность занятия;

  • момент наступления утомления воспитанников и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе работы;

  • темп и особенности окончания занятия.



Ожидаемый результат:


  • адаптация в условиях группы – готовность к положительным эмоциям контакта с взрослыми и сверстниками, сотрудничество в предметно практической деятельности;

  • освоение основных приемов и навыков работы с иглой и тканью;

  • умение самостоятельно изготовить изделие, создать индивидуальный образ;

  • умение оценить свою работу, ее результат, видеть ее достоинства и недостатки;

  • приобретение знаний по истории создания ковра, национальных традиций в разработке и оформлении моделей;

  • в плане речевого развития - активное реагирование на словесную инструкцию, способность к слуховому сосредоточению.


В результате 1 года обучения воспитанник должен знать и уметь:

  • историю возникновения ковроделия, значение ковра в быту человека;

  • иметь понятие о наброске и эскизе;

  • овладеть технологией выполнения ковра с помощью иглы.


В результате 2 года обучении воспитанник должен знать и уметь:

  • технологию изготовления простейших мини гобеленов;

  • основы композиции;

  • иметь представление о декоративно-прикладном искусстве;

  • овладеть приемами изготовления коврового ковра с помощью иглы;

  • выполнить ковровый гобелен по своему эскизу.


В результате 3 года обучения воспитанник должен знать и уметь:

  • иметь углубленные знания о различных способах ковроделия;

  • самостоятельно выполнять эскиз, подбирать необходимые для работы материалы;

  • самостоятельно покрывать работу клеем, обрабатывать край и изнаночную сторону, владеть технологией выполнения коврового ковра.



Формы подведения итогов:


  • выполнение индивидуальных заданий;

  • опросы;

  • выставки-продажи;

  • участие в выставках декоративно-прикладного искусства;

  • итоговые выставки творческих работ.

При подведении итогов реализации программы проводятся выставки творческих работ обучающихся, где проходит обсуждение допущенных ошибок, отмечаются лучшие работы.




Календарно-тематический план

2 год обучения


п/п

Дата (понедельно)

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теория

Практика

1


Вводное занятие. Инструктаж по охране труда и технике безопасности на занятии.

2

Инструктаж по охране труда и технике безопасности, задачи и план работы объединения

_

Правила поведения на занятиях, культура общения.

2


Виды ковровых изделий. Ворсовые и безворсовые ковры. Ковры как один из видов декоративно-прикладного творчества. Развитие ковроткачества (краткий обзор). Классификация ковров. Ковроткачества в КБР.

2

Познакомить с истоками происхождения ковра, раскрыть место и значение изобразительного искусства в жизни человека и общества.

-

Осознание значения изобразительного искусства в жизни человека и общества

3


Ковровая вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. Процесс изготовления художественных изделий в технике «ковровой вышивки». Просмотр выставочных работ на стендах объединения.

2

Беседа о видах декоративно прикладного творчества.

Просмотр иллюстраций шедевров ковроткачества

-

4


Материалы и инструменты.

2

Виды и свойства материалов необходимых для изготовления изделий в технике ковровая вышивка, правила подбора пряжи и ткани для вышивки.

Организация рабочего места, перемотка пряжи, расклад по цветовой гамме.


5


Выполнение ковра с национальным орнаментом.

34



Объяснение материала





2


Основные элементы орнамента на коврах. Особенности цветового решения.

Зарисовка орнамента.

Формирование интереса к познанию художественной культуры своего народа. Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры народов своего края. Усвоение традиционных ценностей народов Кавказа. Воспитание эстетического переживание за результат своего труда.



2

Значение композиции, ритма и цвета в ручном ковроделии.

Закрашива-ние выполненного рисунка.


2

Способы перевода рисунка на ткань.

Перевод эскиза на холст для вышивки ковра.


2


Колорит, цветовое решение в декоративных орнаментах и композициях

Подбор пряжи для вышивания для вышивки согласно эскиза.


2

Основные приемы орнаментальной вышивки.

Вышивка петельными стежками по контуру рисунка


2

Правила вышивки геометрических форм.

Вышивка по контуру, строго выдерживая высоту петли, размер шага иглы.


2

Знакомство с видами орнаментов в полосе, круге, квадрате.

Заполнение цветом элементов орнамента


2


Вышивка рисунка.


2


Вышивка рисунка.


2

Техника выполнения последующих рядов при смене цвета пряжи.

Вышивка фона.


2


Вышивка фона.


2

Техника обработки изнаночной стороны по завершению вышивки

Снятие вышивки с рамки, покрытие клеем ПВА.



2

Техника безопасности при работе ножницами.

Частичная и полная стрижка петель.


2

Напомнить технику обработки изделия , ее виды.

Нарезание пряжи одной длины для обвязывания края.


2

Техника безопасности при работе с крючком.

Обвязывание кромки, создание бахромы.


2


Обвязывание кромки, выравнивание ее края.


2

Декоративное панно, его роль в украшении жилого помещения.

Подшив изнаночной стороны тканью. Самостоятельная оценка правильности выполнения учебной задачи.

6


Выполнение ковра с фантазийным орнаментом. (Вышивка ковра к 70-тилетию Дня Победы)

36







Воспитание гражданственности и патриотизма, любви и уважения к отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.


Воспитание ответственного отношения к своему труду. Формирование осознанного , уважительного и доброжелательного отношения к сверстникам.


2

Символика Дня Победы.

Разработка эскиза.


2

«Чтим великий День Победы»

Натяжение основы на раму, нанесение рисунка.


2

Значение композиции, цвета в решении поставленной задачи.

Подбор пряжи для вышивки.



2

Техника безопасности при работе с иглой.

Вышивка контура рисунка.


2


Вышивка рисунка.


2


Вышивка рисунка


2


Вышивка рисунка


2

Правила следующего ряда при смене цвета пряжи.

Вышивка фона.


2


Вышивка фона.


2

Техника безопасности при работе с колющим инструментом.

Снятие работы с рамки, обработка работы клеем.


2

Техника объемной стрижки петель.

Частичная и полная стрижка петель по форме рисунка.


2


Стрижка петель.


2

Способы оформления края коврового изделия.

Нарезание пряжи для обвязывание кромки.


2

Техника безопасности при работе с крючком.

Обвязывание края изделия.


2


Обвязывание края изделия.


2


Завершение работы, подшив изнаночной стороны.

2

Беседа «Чтим великий День Победы»

Выставка работ.

2


Участие в мероприятиях посвященных 70-ти летия Победы. Подарки ветеранам.

7


Изготовление изделия в технике «Ковровая вышивка» с изображением животных.

30





Формирование у детей умения оказывать взаимопомощь и взаимовыручку.


Умение строить взаимоотношения в разновозрастномном коллективе.


2

Выбор рисунка и цветового решения.


Составление вариантов эскиза.


2

Техника увеличения и уменьшения рисунка.


Натяжение основы на раму.


2

Способы перевода рисунка на холст (шаблон, копирка, на просвет)


Перевод рисунка.


2

Соотношении цвета и естественного образа животного.


Подбор пряжи для работы.


2



Вышивка рисунка по детально.


2



Вышивка рисунка по детально.


2

Сочетание цвета рисунка и фона.


Вышивка фона.


2


Вышивка фона.


2

Правила использования режущих инструментов.

Снятия работы с рамки, покрытие изнаночной стороны клеем.





2


Стрижка петель лицевое стороны.


2


Выравнивание петель по высоте и чистоте рисунка.


2

Способы обработки края: обметочный шов, окантовочный шов, обвязывания

Нарезание пряжи для оформления края работы


2


Обвязывание кромки.


2


Обвязывание кромки.


2

Подведение итогов работы.

Завершение работы, подшив изнаночной стороны

8


Изготовление изделия в технике «Ковровая вышивка» по соответствующим эскизам.

32








Воспитывать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.



2

Основы композиции: основные правила построения рисунка.

Зарисовка эскиза, изготовление шаблона.


2

Способа перевода рисунка на ткани.

Перенос эскиза на ткань


2

Цветорешение- обоснование

Закрашивание рисунка.


2

Повторить требования техники безопасности.

Вышивка элементов проекта.



2

Технология ковровой вышивки.

Вышивка элементов проекта.


2

Правила вышивки острых углов.

Вышивка рисунка.


2


Завершение вышивки рисунка.


2

Техника последующих рядов при смене цвета пряжи.

Вышивка фона.


2

Степень оценки выполняемой работы.

Вышивка фона.


2

Технология обработки изнаночной стороны.

Снятие с рамки, покрытие клеем.


2

Техника безопасности при работе с ножницами.

Выравнивание высоты петель лицевой стороны.


2


Выравнивание высоты петель лицевой стороны.


2

Соответствие цвета фона и цвета пряжи для обработки края.

Нарезание пряжи для обработки кромки работы.


2

Техника безопасности при работе с крючком.

Обвязывание края вышитой работы.


2


Обвязывание края вышитой работы.



2

Повторение технологии выполнения ковра.

Завершение работы, подшив изнаночной стороны ткани.

9


Подведение итога. Проведение праздничного мероприятия. Выставка. Награждение.


4




Умение оценивать свою работу, собственные возможности, их воплощение. Уметь радоваться успехам друзей.


2


Организация лучших работ воспитанников объединения. Рассказ о своей работЕ, обсуждение, анализ


2


Итоговое мероприятие.Награждение.



ИТОГО

144



























Содержание изучаемого курса

2 год обучения


ТЕМА 1. Вводное занятие. Техника безопасности в мастерской. Организация труда.

Теория: Порядок и содержание работы объединение, его структура. Инструктаж по технике безопасности.

Практика: Тест на выявление запаса знаний первого года обучения.


ТЕМА 2. Виды ковровых изделий. Ворсовые и безворсовые ковры. Ковры как один из видов декоративно-прикладного творчества. Развитие ковроткачества (краткий обзор). Классификация ковров. Ковроткачество в КБР.

Теория: Беседа об истории развития ковроткачества, его разновидности. Древние легенды и мифы о коврах.


ТЕМА 3. Ковровая вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. Процесс изготовления художественных изделий в технике «ковровой вышивки». Просмотр выставочных работ на стендах объединения.

Теория: Вспомнить технику и последовательность изготовления художественных изделий в технике «Ковровая вышивка»

Практика: Экскурсия на выставку.


ТЕМА 4. Материалы и инструменты.

Теория: Организация рабочего места. Свойства материалов необходимых для изготовления изделий в технике «Ковровая вышивка».

Практика: Комплектование рабочей коробки. Лабораторная работа по изучению пряжи.


ТЕМА 5. Выполнение ковра с национальным орнаментом.

Теория: Национальный орнамент кабардинцев и балкарцев, особенности цветового решения.

Практика: Выполнение коврика в соответствии с технологией.


ТЕМА 6. Выполнение ковра с фантазийным орнаментом.

Теория: Понятие «фантазийный» орнамент. Повторение основных технологических моментов в процессе вышивки.

Практика: Воплощение задуманного в вышивке ковра. (Вышивка ковра к 70-тилетию Дня Победы)


ТЕМА 7. Изготовление изделий в технике «Ковровая вышивка» с изображением животных.

Теория: Особенности вышивки ковра с изображением животного. Четкое выполнение мелких деталей.

Практика: Выполнение изделия в соответствии с технологией.


ТЕМА 8. Изготовление изделий в технике «Ковровая вышивка» по эскизам.

Теория: Технология выполнения вышивки. Выбор цветового решения своих эскизов.

Практика: Вышивка в соответствии с эскизом, рисунком на холсте.


ТЕМА 9. Подведение итога. Проведение праздничного мероприятия. Выставка. Награждение.

Практика: Выставка. Участие в заключительном мероприятии Центра.





Здоровьесберегающие технологии

образовательного процесса:



Данная инструкция обязательна для воспитанников, которые должны знать основные правила техники безопасности на рабочем месте.

Прежде всего, это выполнение санитарно - гигиенических правил:

  • режим проветривания;

  • влажная уборка помещения;

  • соответствующая нормам освещенность;

  • соблюдение норм физических и умственных нагрузок.

Известно, что устойчивая работоспособность характерна для середины занятия. Этот момент необходимо учитывать при планировании. Необходимо чередовать различные виды деятельности и их последовательность для обеспечения функциональной активности основных систем организма в течение длительного времени. Для предупреждения перегрузок, переутомлений необходимо чаще проводить смену видов деятельности.

К здоровьесберегающим технологиям необходимо отнести обеспечение комфортного эмоционально-психического состояния воспитанников. Это помощь обучающимся в адаптации к новым условиям, создание общей эмоционально-положительной, дружественной, доверительной, доброй атмосферой на занятиях. Не следует забывать о создании «ситуации успеха», которая позволяет человеку находиться в состоянии психологического равновесия, исключая стрессы, обусловленные ошибками при выполнении задания, незнанием материала.


Правила безопасности труда:


  1. Нельзя делать резких движений рукой с ножницами, так как можно поранить сидящего рядом товарища.

  2. Ножницы должны лежать сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

  3. Не пользоваться ржавыми иглами и булавками, так как они могут порвать изделие, сломаться.

  4. Иглу и булавки хранить в специальной коробочке с крышечкой.

  5. Нужно пользоваться только исправными инструментами.

  6. Инструменты необходимо хранить только в специальных коробках.



Требования по технике безопасности по окончанию работ:


  • навести порядок на рабочем месте;

  • собрать все инструменты в специальную коробочку;

  • сдать рабочее место педагогу.



Средства контроля


  1. Промежуточный контроль:

  • Фронтальная и индивидуальная беседа.

  • Цифровой, графический и терминологический диктанты.

  • Выполнение практических заданий различных уровней сложности.

  • Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.

  • Участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

  1. Итоговый контроль:

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение творческой работы по собственным эскизам с использованием различных материалов. Формой итогового контроля является итоговая выставка по результатам учебного года.

  1. Контроль уровня достижений обучающихся:

Уровень достижений обучающихся определяется по занятым призовым местам на конкурсах, фестивалях, концертах и т.д.

  1. Мониторинг сохранности контингента:

  • за I полугодие учебного года;

  • за учебный год.



Учебно-методические средства обучения


Дидактические материалы и техническое оснащение


Обучение ковровой вышивки не требует специально оборудованного кабинета, занятия следует проводить в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.

Для качественного проведения занятий необходимо иметь:

  • образцы готовых работ;

  • журналы, книги, фотографии, буклеты;

  • схемы, эскизы;

  • инструкционные карты;

  • учебное и методическое пособия;

  • материалы и инструменты (нити, ткань-основа, подкладочная ткать для обработки изнанки изделия, иглы для коврового ковра, ножницы, булавки с головками, крючок вязальный, деревянные рамки различных размеров, клей ПВА, кисть);

  • другая атрибутика занятия.




Рекомендуемая литература для обучающихся:


  1. Детский журнал «Солнышко».

  2. Детский журнал «Нур».

  3. Детский журнал «Нюр».

  4. Вышивка детям «Мы дарим вам свою любовь», ООО «Импульс», Дзержинс, 2007г.




Рекомендуемая литература для педагогов:


  1. Бардина Р. А., Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М., 1990г.

  2. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования.

  3. Журнал «Внешкольник».

  4. Журналы Бурда Э., «Вышивка крестом».

  5. Климова Н. Т., Народный орнамент в композиции художественных изделий. М., 1993г.

  6. Кузнецова А.Я., Народное искусство Карачаевцев и балкарцев. Эльбрус, 1982г.

  7. Лещенко Т.Л., Техника ручного ковроделия, Ростов на Дону, Феникс, 2006г.

  8. Максидов А.А., Государственные и национальные символы Кабардино-Балкарии.

  9. Сафонова Н.С., Молотобарова О.С., Кружки декоративной вышивки. Пособие для руководителя кружка. Просвещение, 1978г.

  10. Современный советский гобелен. Советский художник, 1979г.

  11. Степанян Н., Судьба традиционного ковра. Декоративное искусство, 1982г.

  12. Сборник загадок, составитель Карпенко М.Т., Москва «Просвещение», 1988г.










Приложение 1



Инструкция по охране труда


  1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

  2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.

  3. Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

  4. Не пользоваться ржавой иглой, так как она легко может сломаться и поранить палец.

  5. Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.

  6. Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.

  7. Иголки необходимо хранить закрытые колпачком.

  8. Сломанную иглу следует отдать руководителю.

  9. При работе с клеем использовать кисть, после тщательно вымыть руки с мылом







Приложение 2


Упражнения, снимающие утомление глаз


Работать с нитками рекомендуется не более 1-2 часов в день, несколько раз прерывая работу для выполнения упражнений, снимающих утомление глаз.

Первый комплекс:

  1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить упражнение 5-6 раз с интервалом в 30 сек.

  2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы.

  3. Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Второе и третье упражнения рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, с интервалом 1-2 минуты.

Второй комплекс:

Стоя, смотрите прямо, перед собой 2-3 сек. Затем поставьте палец на расстояние 25-30 см. от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку. Повторите 10-12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками надо выполнять, не снимая их. Сидя, тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко, спустя 1-2 секунды уберите пальцы.

Повторите 3-4 раза.

Очень полезно на несколько секунд взглядом окинуть горизонт, посмотреть вдаль.






Приложение 3


ШУТОЧНЫЙ ТЕСТ


1. Ковроткачество известно с глубокой древности.
Ковровые изделия делятся на:

а) мягкие и жесткие;
б) гладкие и ворсовые;*
в) белые и черные.

2. Цветы, листья, стебли, птицы составляют изысканный ковровый узор:
а) орнамент;*
б) пергамент;
в) памятник.

3. Основным материалом для ковров служат:
а) х/б и шерстяные нитки;*
б) железные пластины;
в) керамическая плитка.

4. Средневековые замки украшались тканевыми картинами – шпалерами, которые известны также по фамилии французских красильщиков, братьев
а) ришелье;
б) молибден;
в) гобелен.*

5. Рисунок ковра складывается горизонтальными ……….. цветного уткa:
а) прокидками;
б) половицами;
в) плоскостями.*

6. Знаменитый французский художник по тканям (………) и его мастерская возродили древнее искусство гобелена в ХХ веке:
а) Ален Делон;
б) Жан Люрса;*
в) Жак-Ив Кусто.

7. Ковровая ткань усаживается с помощью:
а) ложки;
б) пинцета;
в) колотушки.*

8. Художественным оформлением края гобелена является:
а) бахрома;*
б) стрекоза;
в) муравей.

9. Пушистая поверхность ворсовых и махровых ковров создается с помощью:
а) основы;
б) узлов;*
в) гребешков.

10. Ваш выбор для украшения своей комнаты:
а) гобелен;*
б) картина;
в) керамика.





Приложение 4


НЕШУТОЧНЫЙ КРОССВОРД


ВОПРОСЫ К НЕШУТОЧНОМУ КРОССВОРДУ


По горизонтали: 1. Рисунок на ковре. 3. Вид натуральных нитей. 4. Принцип зеркального повторения коврового рисунка. 7. Двойной ковровый … используется в русских и дагестанских коврах. 8. Пушистая поверхность ковра. 10. Процесс уменьшения высоты сотканного участка во время работы.
12. Гладкий ковер с геометрическим рисунком. 13. Процесс натяжения основы. 15. Французская шпалера. 18. Тип гладкого восточного ковра. 20. Важный элемент текстильного рисунка. 21. Цветная нить, образующая ковровую поверхность. 22. Начало и конец тканой части ковра. 24. Принцип повторения элементов рисунка друг за другом. 25. Технический рисунок для шпалеры и килима. 26. Часть коврового орнамента, идущая по краю.
По вертикали: 2. Приспособление на ткацком станке. 3. Основное сырье для ковровых изделий. 4. Соединение разных нитей между собой. 5. Расстояние, которое проходит цветная нить в одну сторону. 6. Приспособление для уплотнения ковровой ткани. 9. Украшение коврового края. 11. Расстояние между натянутыми нитями основы. 14. Цветовая гамма ковра. 16. Вид натуральных нитей. 17. Вертикально натянутые нити на ковроткацком станке. 19. Вид натуральных нитей. 23. Тип гладкого ковра с растительным рисунком.


ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД


По горизонтали: 1. Узор. 3. Шелк. 4. Симметрия. 7. Узел. 8. Ворс. 10. Усадка. 12. Палас. 13. Сновка. 15. Гобелен. 18. Сумах. 20. Полоса. 21. Утoк. 22. Заработка. 24. Раппорт. 25. Шаблон. 26. Кайма.
По вертикали: 2. Ремиз. 3. Шерсть. 4. Сцепление. 5. Прокидка. 6. Колотушка. 9. Бахрома. 11. Плотность. 14. Колорит. 16. Лен. 17. Основа. 19. Хлопок. 23. Килим.

20



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образовательная программа объединения "Ковровые фантазии"

Автор: Супряженко Ольга Васильевна

Дата: 14.01.2015

Номер свидетельства: 155388


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства