~~Образовательная программа
«Футбол»
Срок реализации программы – 1 год
Возраст детей – 11-16 лет
Пояснительная записка
Разработка программы обоснована тем, что в школе за последние 2 года заметно возрос интерес детей к этой игре, сформировалась устойчивая разновозрастная группа учащихся, увлечённых футболом и желающих совершенствовать своё мастерство.
Занятия по программе проводятся для детей в возрасте 11-16 лет. Но занимающиеся не делятся на возрастные группы, т.к. уровень подготовки практически одинаковый. Срок реализации программы – 1 год. Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, участие в соревнованиях.
Игра способствует развитию всех физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости. А также психологических качеств: смелости, настойчивости, решительности, самоотверженности и дисциплинированности. В процессе игровой деятельности занимающиеся проявляют положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу, желание победить. Игра в футбол служит хорошим средством развития общей физической подготовки, приучает к действиям в коллективе, воспитывает чувство дружбы и товарищества.
Основная цель программы: содействие физическому развитию детей через обучение футболу, пропаганда здорового образа жизни.
Формы и режим занятий
Основные формы, используемые на занятиях:
- комплексное занятие (ОФП + специально-подготовленные упражнения);
- специализированные занятия, направленные на воздействие отдельных функциональных систем;
- соревнования;
- самостоятельная (утренняя гимнастика по заданию педагога);
- эпизодические (походы, прогулки).
Занятия в объединении проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
УУД, формируемые в процессе реализации программы «Футбол»
Личностные результаты: Умение проявлять положительные качества личности, умение управлять своими эмоциями.Общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи.Проявление упорства, трудолюбия для достижения поставленных целей.
Метапредметные результаты: Умение давать объективную оценку действиям и поступкам. Технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.Умение планировать свою деятельность, распределять нагрузку и отдых.Умение находить ошибки при выполнении заданий,
Предметные результаты Умение представлять подвижные игры народов, проживающих на территории Красновишерского района, как средство укрепления здоровья, физического развития.Умение в доступной форме объяснять правила игры, организовать и провести ее с другими.Соблюдать правила техники безопасности.
Содержание программы. Физическая подготовка.
Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения.
Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем, о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроение из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два. Перемена направления. Направление движения строя. Обозначение шага на месте. Изменение скорости движения. Повороты в движении.
Общеразвивающие упражнения без предметов.
• Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении.
• Упражнения для мышц шеи: наклоны, повороты головы в различных направлениях.
• Упражнения для туловища: упражнения на формирование правильной осанки; в различных исходных положениях — наклоны, повороты туловища; в положении лежа — поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеих ног, поднимание и опускание туловища.
• Упражнения для ног: различные маховые движения ног, приседания на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
• Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах — повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Упражнения с предметами.
• Упражнения с короткой и длинной скакалкой: на одной и обеих ногах прыжки с вращением скакалки вперед, назад; прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе, прыжки с продвижением шагом и бегом.
• Упражнения с отягощением: упражнения с набивными мячами— броски, ловля в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа), с поворотами и приседаниями; броски и ловля мячей парами и группами (вес мячей 2—4 кг).
• Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.
Акробатические упражнения.
Кувырки (вперед, назад и в стороны) в группировке, «полушпагат»; полет-кувырок вперед с места и с разбега, перевороты (в стороны и вперед).
Подвижные игры и эстафеты.
• игры с мячом;
• игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием;
• эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
• игры народов, проживающих в Красновишерском районе
Легкоатлетические упражнения.
• Бег на 30, 60, 100, 200 м, а также на 400, 500, 800, 1500 м.
• Кроссы от 1000 до 3000 м (в зависимости от возраста).
• Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега.
• Метания.
Гимнастические упражнения.
• Упражнения на снарядах: гимнастическая стенка, канат, шест, лестница, скамейка, перекладина, брусья, кольца;
• опорные и простые прыжки с мостика и трамплина через козла.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития силы.
• Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2—4 кг, мешочки с песком 3—5 кг, диск от штанги, штанга для средней и старшей групп, вес штанги от 40 до 70% к весу спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением.
• Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением.
• Приседание на одной ноге («пистолет») с последующим подскоком вверх.
• Лежа на животе - сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора (для укрепления мышц задней поверхности бедра).
• Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед.
• Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность.
• Вбрасывание футбольного и наживного мяча на дальность.
• Для вратаря: из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах. То же, но передвижение на руках вправо (влево) по кругу (носки ног на месте).
• В упоре лежа хлопки ладонями.
• Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором.
• Сжимание теннисного (резинового) мяча.
• Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками (особое внимание обращать на движения кистей и пальцев).
• Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность.
• Ловля набивных мячей, направляемых 2—3 партнерами с разных сторон, с последующими бросками.
Упражнения для развития быстроты.
• Повторное пробегание коротких отрезков (10—30 м) из различных исходных положений (лицом, боком и спиной к стартовой линии, сидя, лежа, находясь в положении широкого выпада, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте и в разных направлениях).
• Бег с изменением направления (до 180°). Бег прыжками. Эстафетный бег. Бег с изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении и т. д. Челночный бег 2x10 м, 4X5 м, 4X10 м, 2X15 м и т. п. Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно — спиной и т. д. Бег боком и спиной вперед (на 10-20 м) наперегонки. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками, стоящими или медленно передвигающимися с помощью партнеров. Бег с быстрым изменением способа передвижения (например, быстрый переход от обычного бега на бег спиной вперед).
• Ускорения и рывки с мячом (до 30 м). Обводка препятствий (на скорость). Рывки к мячу с последующим ударом по воротам. Выполнение элементов техники в быстром темпе (например, остановка мяча с последующим рывком в сторону и ударом в цель).
Упражнения для развития ловкости.
Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой (для вратарей); то же, выполняя в прыжке поворот на 90—180°. Прыжки вперед с поворотом и имитацией ударов головой и ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо. Жонглирование мячом в воздухе, чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Ведение мяча головой. Подвижные игры.
Упражнения для развития специальной выносливости.
• Переменный и повторный бег с мячом.
• Двусторонние игры (для старшей группы). Двусторонние игры (команды играют в уменьшенном по численности составе). Игровые упражнения с мячом (трое против трех, трое против двух и т. п.) большой интенсивности.
• Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам, выполняемые в течение 3-10 мин. Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек и ударами по воротам с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками.
Упражнения для формирования у юных футболистов умения двигаться без мяча.
• Бег: обычный, спиной вперед; скрестным и приставным шагом (вправо и влево), изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения. Ацикличный бег (с повторным скачком на одной ноге).
• Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево, толчком двух ног с места и толчком на одной и двух ногах с разбега.
• Для вратарей: прыжки в сторону с падением перекатом. Повороты во время бега (вперед и назад) направо, налево и кругом (переступая и на одной ноге). Остановки во время бега — выпадом, прыжком и переступанием.
Ожидаемый результат
• Укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни.
• Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
• Развитие умения работать в коллективе, лидерских качеств.
• Формирование уверенности в своих силах.
Обучающийся должен знать:
- правила безопасного поведения на занятиях по футболу, на улице, спортивном зале, тренажерном зале;
- режим питания, режим дня;
- гигиенические требования к спортивной форме;
- основные правила игры в футбол;
- правила игр, в которые можно играть на улице.
Уметь:
- правильно выполнять перемещения по площадке без мяча;
- выполнять передачу мяча в движении;
- выполнять передачу и прием мяча.