kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образец проведения занятий по внеклассному чтению для обучающихся с недостатками слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

               Содержание воспитательной работы в школе-интернате для глухих детей реализуется в разнообразных видах деятельности: учебно-познавательной,  трудовой, игровой, коммуникативной.
       Среди этого многообразия содержания и форм внеурочной работы особое место занимают коррекционно- развивающие занятия по внеклассному чтению,  проводимые воспитателем.

         Цели данного вида деятельности :

-воспитание духовно развитой личности,

-формирование гражданского сознания, чувства любви и уважения к литературе,

-развитие образного и аналитического мышления, читательской культуры,

-овладение умениями грамотного использования русского литературного языка,

-расширение и закрепление словарного запаса.

 Занятия проводятся в каждой группе по расписанию (обычно по вторникам).Продолжительность занятий, их виды и содержание зависит от возраста воспитанников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образец проведения занятий по внеклассному чтению для обучающихся с недостатками слуха»

Образец проведения занятия по внеклассному чтению с обучающимися с недостатками слуха в старших классах (9,10,11классы)



Содержание воспитательной работы в школе-интернате для глухих детей реализуется в разнообразных видах деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, коммуникативной.
Среди этого многообразия содержания и форм внеурочной работы особое место занимают коррекционно- развивающие занятия по внеклассному чтению, проводимые воспитателем.

Цели данного вида деятельности :

-воспитание духовно развитой личности,

-формирование гражданского сознания, чувства любви и уважения к литературе,

-развитие образного и аналитического мышления, читательской культуры,

-овладение умениями грамотного использования русского литературного языка,

-расширение и закрепление словарного запаса.

Занятия проводятся в каждой группе по расписанию (обычно по вторникам).Продолжительность занятий, их виды и содержание зависит от возраста воспитанников

Я немного поделюсь опытом проведения занятий по внеклассному чтению с воспитанниками 10-11классов .
Внеклассное чтение в старших классах является составной частью внеурочной работы по литературе и направлено на дополнение программы ,на то, чтобы раздвинуть рамки уроков; оно помогает формировать неслышащего ребенка как читателя, воспитывать у него интерес к процессу чтения, потребности самостоятельно обращаться к книге как источнику знаний, умения самостоятельно выбрать нужную книгу.

В зависимости от возраста воспитанников и их читательских умений внеклассное чтение проводится в различных формах.

Я практикую следующие формы работы: индивидуальное чтение произведения, беседы и обсуждения, составление кратких текстов докладов ( например, 10 февраля – День памяти А.С. Пушкина, воспитанники подготовили небольшие сообщения о наиболее значимых периодах творчества поэта), посещение книжных выставок , организованных школьным библиотекарем ,экскурсии в библиотеки для детей и юношества, обзор книжных новинок и т. д.

Хочется особо обратить внимание на проведение словарной работы при работе над любым видом произведения. Стараюсь объяснить незнакомые слова, обращаю внимание на особенно яркие обороты речи. Разобрать все слова, которые непонятны воспитанникам, невозможно, поэтому ориентирую ребят на справочники , на ссылки, на сноски внизу страницы, на примечания в конце книги. Это способствует обогащению словарного запаса неслышащего ребёнка.

Поделюсь опытом проведения занятий по внеклассному чтению при работе над художественным произведением, над стихотворениями, с периодической печатью (газетами, журналами).

Программу по внеклассному чтению составляем вместе с учителем русского языка.

Чаще всего на занятия по внеклассному чтению переносится обсуждение проблем, поднятых в произведениях, изучаемых на уроках литературы , поэтому мы с Еленой Алексеевной решили включить в план работы повесть А.С.Пушкина « Станционный смотритель».

При работе над данным произведением я поставила цель: пробудить у воспитанников чувство ответственности за свои поступки и поработать над проблемой отношения детей и родителей.

I. Работа над данным произведением проходила следующим образом:


Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель».


Первое занятие Краткая вводная беседа, раскрывающая смысл названия повести, характер занятий станционного смотрителя. Чтение первой части подготовленным воспитанником. Цель: заинтересовать воспитанников, побудить к желанию читать дальше самостоятельно.


Жизнь станционных смотрителей. Путешествие по России XIX века. Первая встреча автора с Выриным.


Почтовые станции, путник, ямщик, станционный смотритель, каторжная работа, люди мирные, услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не сребролюбивые, подорожная, ехать на перекладных, разумная, проворная, вся в покойницу мать, запрячь лошадей в кибитку, остановиться на постой.


Что вы узнали из первой встречи автора с Выриным и его дочкой?


Подобрать картины и иллюстрации, раскрывающие тему первого занятия (XIX век; дороги; езда на перекладных; станции и т.п.) кареты, кибитки, повозки, шестерки.



Задание к следующему занятию: прочитать вторую часть (Через несколько лет. Рассказ Вырина.) и подготовить индивидуальные задания. Задания даются с учётом индивидуальных особенностей детей:

1. Тем воспитанникам, которые любят рисовать, предлагаю нарисовать иллюстрацию к отрывку .

2. Воспитанникам, хорошо понимающим прочитанное, предлагаю подготовить рассказы (о жизни Вырина на станции, о событии, изменившем жизнь станционного смотрителя).
3. С теми воспитанниками, кто ещё слаб в самостоятельном чтении, провожу индивидуальную работу по вопросам.


Произведение для внеклассного чтения


Материал для работы


Основные вопросы анализа


Словарь


Вопросы для самостоятельной работы учащихся при самостоятельном чтении


Примечания


Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель».


Второе занятие. Работа над содержанием прочитанного. Инсценирование отрывков; «Минский в доме станционного смотрителя», «Вырин в доме Минского»


Тема «блудных детей». Родительская любовь. Гуманизм.


Предчувствие, лелеять, ротмистр, гусар, лежать без памяти, лекарь, нашло ослепление, разум, сердце начало ныть, идти к обедне, ни жив, ни мертв, (фразеологизмы) не снёс несчастия: слёг в постель, злобные намеренье, сердце закипело, натешиться, махнуть рукой, (фразеологизм) ни слуху, ни духу.


1. Почему автор приближался к станции с печальным предчувствием? 

2. Как и почему изменился Вырин? Рассказы воспитанников, подготовленные самостоятельно и по иллюстрациям их товарищей. Инсценирование наиболее важнейших сцен с комментариями воспитателя. Связь с уроками русского языка (фразеология) и литературы (библия).


Репродукция картины «Возвращение блудного сына».

Задание к следующему занятию: прочитать повесть до конца и выполнить следующие задания (система та же).


Произведение для внеклассного чтения


Материал для работы


Основные вопросы анализа


Словарь


Вопросы для самостоятельной работы учащихся при самостоятельном чтении


Примечания


Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель»,


Третье занятие. Беседа с целью о поступках и характерах героев, выявление темы и идейной направленности произведения.


Гуманизм. Нравственность.


Барыня, благодарность, память, привязанность.


1. Что узнал автор через несколько лет? Что он решил сделать? Рассказ воспитанников с помощью выполненных рисунков. 

2. Какова судьба Дуни?


Подготовить рисунки и иллюстрации (желательно разные).


Задание к следующему занятию: более "сильным"воспитанникам составить отзыв о прочитанной повести, «слабым» - придумать подписи к иллюстрациям (или подобрать подписи из текста, если не могут самостоятельно) Просмотр фильма.


Основные вопросы анализа


Словарь


Вопросы для самостоятельной работы учащихся при самостоятельном чтении


Примечания


Сравнить с текстом,


Настроение


1. Понравился ли фильм? 

2. Что больше понравилось; книга или фильм? Почему?

О чём вас заставил задуматься А.С.Пушкин?


Подготовить выставку (совместно с библиотекарем): «А.С. Пушкин. Лирика».



Задание к следующему занятию: прочитать стихотворения А.С. Пушкина. Выбрать одно, которое понравилось особенно.



II. Работа над стихотворениями.


Задание к следующему занятию: выбрать наиболее понравившееся стихотворение (отрывок) и выучить его наизусть, на индивидуальных занятиях, отработав выразительность. Подготовиться к конкурсу чтецов, пригласить учителя. Занятие проводится в форме конкурса на лучшего чтеца стихотворений о весне.


Тема


Оборудование


Словарь


Примечание

II занятие. Изображение весны в поэзии и живописи .


Стихотворение А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом», С. Есенин «С добрым утром», А. Фета «Ещё весны душистой неги...». Ф. Тютчева «Весенние воды», «Весенняя гроза», А. Пушкин «Гонимые весенними лучами». М.Исаковского «Весна! Весна кругом живет и дышит». Портреты поэтов и художника И. Левитана. Репродукции картин И. Левитана «Март» и «Весна. Большая вода». Плакат с высказыванием И. Левитана: «Нет лучше страны, чем Россия!»



Скромная красота и задушевность русской природы - источник вдохновения, пробуждающаяся природа, как изображена весна в поэзии. Сравнить с изображением весны художником Левитаном, какие чувства вы испытываете, читая стихотворения, рассматривая картину?

Умение наблюдать, видеть и понимать природу, ярко, эмоционально описать увиденное, выразить своё отношение, бьющие ключом жизненные силы, торжество жизни.


Воспитанники задают вопросы друг другу, выясняя, кто прочитал какое стихотворение, о чём оно, какое настроение оно вызвало. Воспитатель направляет беседу, вводит работу с репродукциями .

Работа с периодическими изданиями на занятиях по внеклассному чтению.


Занятия по чтению газет и журналов трудны в школе для глухих, но проводить их необходимо, так как надо приучать детей с недостатками слуха к чтению газеты, к умению с ней работать, следить по газете за последними событиями в стране, в мире, в жизни молодежи. Первоначально материалы газеты читаю сама , обсуждаем их вместе с ребятами. Затем по моему заданию отдельные материалы из газеты читают и рассказывают всему классу наиболее сильные воспитанники. Постепенно к подобной работе приобщается и вся группа.

Виды занятий по внеклассному чтению по работе с периодикой разнообразны: 
- знакомство с газетой (с оформлением, структурой, содержанием;
-чтение отдельных и объединенных единой тематикой газетных материалов.

Формы работы с периодикой : беседы о назначении газет и журналов, рассказы о видах статей, выполнение воспитанниками поручений по отыскиванию той или иной статьи, пояснения по содержанию статьи, обсуждение статьи по вопросам, обмен мнениями, опрос воспитателя о прочитанном , вопросы воспитанников друг к другу и т. д.
Работая с газетой, важно показать воспитанникам ,что она поднимает современные актуальные вопросы, интересующие каждого человека, поэтому воспитатель не только должен помочь усвоить содержание

прочитанного, но и обсудить вместе с детьми те или иные газетные материалы.

Периодически на занятиях по внеклассному чтению провожу обзор материалов нашей газеты «Школьные новости» , где печатается много интересного о жизни школы: о коллективизме, о дружбе и товариществе ,о спортивной жизни школы, о внимании к окружающим, о дисциплине, отношении к учебе и т.д. Воспитанников интересуют и такие журналы как «ВЕС», «За рулём» , «Маруся» .

Поскольку ребята взрослые, они сами подбирают для чтения интересующий их материал .

Работая на занятиях по внеклассному чтению с периодической печатью, воспитатель должен предусмотреть языковые трудности, наличие специальной журналистской терминологии. В начале занятия провожу словарную работу, объясняю воспитанникам газетную терминологию (периодическая печать, корреспондент, журналист, рубрика, передовая статья, подборка, репортаж, пресс-центр и др). В процессе работы над содержанием газетных материалов знание специальной терминологии закрепляется.

В заключение хочу сказать, что у воспитанников 11 класса заметно возрос интерес к художественной литературе, расширился их литературный кругозор, повысился уровень техники чтения текста, ребята больше стали интересоваться

периодическими печатными изданиями.

Воспитатель 11А класса Костромина А.И.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Костромина Анна Ивановна

Дата: 25.12.2015

Номер свидетельства: 270317


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства