Обобщение опыта работы по теме: "Развитие духовно-нравственной сферы учащихся в процессе хорового пения"
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие духовно-нравственной сферы учащихся в процессе хорового пения"
В своей работе я поэтапно описываю рабочие моменты на уроках хора, методы и способы, которые научат детей вдумчиво и грамотно исполнять вокально-хоровые произведения, оказывающие большое влияние на развитие духовно - нравственной сферы учащихся.
Моя деятельность основывается на музыкальном развитии детей, обучающихся в школе-гимназии. В процессе работы я пришла к выводу, что каждый класс – это свой творческий коллектив, который требует определенного уровня отношения к музыкальным занятиям. Я бы сказала, высокого профессионального уровня.
Главной целью для меня является развитие личности ребёнка, развитие его эмоциональной сферы, эстетических чувств, интеллекта, становление нравственной позиции, познание человеческой морали. Достичь этой цели можно приобщая и вовлекая детей в любую форму активной музыкальной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме: "Развитие духовно-нравственной сферы учащихся в процессе хорового пения"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №1
Обобщение опыта работы
педагога дополнительного образования (хор)
Мосиной Елены Валериевны
(первая квалификационная категория)
Тема: "Развитие духовно - нравственной сферы учащихся в процессе хорового пения"
Ребёнок – это личность,
поэтому к каждому нужен особый подход во всём,
в том числе и в музыкальном воспитании.
Нельзя сказать, какая из педагогических систем
лучше, а какая хуже: всё слишком индивидуально.
Каждый педагог-музыкант в своей работе опирается на то, что наиболее соответствует его склонностям, музыкальным пристрастиям, профессиональному мастерству. При этом, удаётся ли ему больше вокально-хоровая работа, или он находит путь к душам ребят как талантливый музыкант-исполнитель, идёт ли он к детям через яркое художественное слово о музыке или мастерски организует инструментальное музицирование детского коллектива; на уроке или вне его проводит он свою работу, важно то, что она направлена на развитие духовной культуры учащихся. И успеха добивается тот учитель, который постоянно совершенствуется, ищет оптимальные пути проникновения музыки в жизнь детей, пути усиления её воздействия на них, на их души.
Сегодня много говорят о духовно-нравственном воспитании детей, а проблема духовности является предметом споров и рассуждений. Испытывая кризис в этой области человеческого начала, общество пытается найти пути к решению этой важной проблемы.
Возможно, понимание самой природы нравственности, т.е. осознание сочетания чувства, разума и воли позволит осознанно и направленно воплощать идею становления и развития нравственной сферы ребёнка.
Нравственная сфера, являясь синонимом внутреннего мира человека, объединяет его чувства, сознание и волю, в зависимости от уровня их развития, даёт ту или иную окраску духовности личности, её направленности к «светлому» или «тёмному» началу в ней.
Подчиняясь духовным закономерностям, нравственная сфера человека развивается постепенно, исходя из душевных качеств (жалость, печаль, радость, гнев и т.д.). Одним из путей к развитию основополагающих компонентов нравственной сферы детей может стать музыкальное творчество, а именно хоровое пение. Глубокие эмоциональные переживания во время слушания и исполнения музыки способны воздействовать на душу ребенка, т.е. вызвать различные душевные переживания, чувства, ощущения. Д.Д.Шостакович говорил: «Музыка – одно из сильнейших орудий воспитания человека».
Хоровое пение – одна из самых древних и богатых областей музыкального искусства, которая широко и непосредственно была вплетена в процесс материальной жизни людей. Отечественная хоровая культура, одна из самых древних в Европе, существует более тысячи лет. Тяга к хоровому творчеству как к коллективному, общему – существенная черта характера нашего народа.
Пение – это активная творческая деятельность, требующая проявлений некоторых усилий, т.е. воли; интонационная природа, поэтическая основа песни, требующая выразительного и осмысленного исполнения – всё это проявление эмоциональной сферы.
Хоровое пение – одна из наиболее общедоступных форм художественной деятельности детей, являющаяся важным средством воспитания музыкальной и общей культуры. Таким образом, учитывая большие возможности хорового искусства в воспитании нравственной сферы детей, педагог-музыкант должен серьезно подходить к вопросу репертуара как к основному средству, иметь художественный вкус и обладать умением творить в высоко-духовной атмосфере.
Меня, как педагога-хормейстера, всегда интересовал вопрос детского хора – прекрасного инструмента, который может жить только на одном дыхании с руководителем. Работая в школе учителем музыки, одной из главных задач для меня является задача научить всех правильному красивому пению.
Мы живём в России, где пение исстари было очень распространено. К сожалению, поющая Россия уходит в прошлое, где в песнях раскрывала свою душу, утверждала нравственность и наполняла душу любовью, открывающей вокруг себя красоту мира и людей своей Родины.
Как сохранить и возродить великие традиции русского хорового пения? Как приобщить детей к пению? Как научить их петь красиво, правильно, так, чтобы пение доставляло удовольствие и стало духовной потребностью? Сколько здесь проблем, сколько написано книг, статей, очерков. В них работы вокалистов и хормейстеров, учёных- фониатров и физиологов. По этому вопросу существует множество взглядов, мнений и методов. Но пока ещё нет такой чудодейственной методики, которая в руках любого грамотного музыканта-хормейстера гарантировала бы стопроцентный успех певческого воспитания.
До сих пор остается спорным эталон звучания детского голоса, детского хора. Чисто или фальшиво поёт хор – это ясно всем, а вот звук – восклицательный знак. Часто хоровой коллектив оценивается по чисто технологическим признакам: четыре голоса лучше, чем три, три - лучше двух и т.д. А ведь главная задача хора – во время пения творить музыку, музицировать! Бывает, и одноголосное пение, ярко раскрывающее содержание музыки, может поспорить с «крепким», но невыразительным трёхголосием.
Ведь пение – это не только чисто выстроенное звучащее полотно, это живая, сию минуту рождающаяся и на наших глазах развивающаяся трепетная музыкальная мысль, эмоция, вызывающая ответные чувства.
Моя деятельность основывается на музыкальном развитии детей, обучающихся в школе-гимназии. В процессе работы я пришла к выводу, что каждый класс – это свой творческий коллектив, который требует определенного уровня отношения к музыкальным занятиям. Я бы сказала, высокого профессионального уровня.
Главной целью для меня является развитие личности ребёнка, развитие его эмоциональной сферы, эстетических чувств, интеллекта, становление нравственной позиции, познание человеческой морали. Достичь этой цели можно приобщая и вовлекая детей в любую форму активной музыкальной деятельности. Пение для меня - ведущий способ активной музыкальной деятельности. Спросите почему? На мой взгляд, певческая деятельность - единственный и общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может практически каждый ребёнок.
Для того чтобы дети захотели петь, учителю просто надо показать красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, раскрыть секреты вокального искусства и познакомить с традициями музыкального исполнительства
Учитывая повышенные требования к музыкальному развитию в гимназических классах, я определила направления в своей работе:
- деятельный подход к музыкальному воспитанию;
- единая направленность, цельность, последовательность и систематичность работы, комплексный характер музыкального воздействия на личность ребёнка;
- демократичность в обучении (я занимаюсь со всеми детьми на уроках и со всеми, кто хочет музицировать после урока, независимо от уровня их музыкальных способностей).
Сразу хочу отметить, что специфической проблемой в моей работе является то, что на уроках в классе поют и «непоющие» дети. Следовательно, требуется грамотная, вдумчивая и неспешная работа на протяжении многих занятий с целью выравнивания интонации и устранения «гудошников». Большую роль в этой работе играет межпредметная связь занятий музыкально-эстетического цикла: музыкальной грамоты и ритмики. Во-первых, я часто использую похожие формы и методы, во-вторых, дублирую музыкальный материал, что даёт возможность достигнуть нужного результата в работе над песней.
«Песня – есть кристально чистый жанр, отражающий всё наше великое сегодня, прекрасное вчера и чудное завтра. Большое в малом. Значит, песня – прежде всего художественное произведение, где на протяжении немногих тактов автор обязан дать сгусток чувств, образов и настроений. Песня, наконец, должна быть пронизана огромной искренностью»…(И.О.Дунаевский)
Работая с детьми над песней, я выделяю следующие важные для меня аспекты:
1. Эмоциональное восприятие песни.
2. Разучивание мелодии и запоминание текста.
3. Вокально-интонационная работа.
4. Драматургия песни.
5. Художественное исполнение произведения.
Новое произведение я всегда показываю целиком, пою все куплеты, стараюсь петь максимально выразительно.
После показа непременно обсуждаю услышанное с детьми, выясняю, как они поняли содержание песни, объясняю непонятные слова (на самом деле их гораздо больше, чем нам кажется), вместе мы анализируем в самых общих чертах характер музыки, так как более подробный анализ происходит в процессе звучания.
Учащимся младших классов (1-2) надо всё показывать очень точно и чётко, следить за качеством звука, за дыханием и дикцией, соблюдать необходимые штрихи и логику развития музыкальной фразы. На начальном этапе обучения при показе я несколько утрирую желаемое качество пения:
- более долгое «удивление» - задержка вдоха;
- более яркое произношение слов;
- большая чем обычно протяжность гласных звуков при пении и пропевании согласных.
Я учу ребят пропевать согласные (сонорные): р, л, н, м, а гласные – заполнять звуком, протягивать. Во время репетиционной работы это звучит утрированно, но потом, в процессе исполнения, звуки сливаются воедино и свободно льются, рождая естественный вокальный звук и живое выразительное слово.
В первом классе в основном мы разучиваем песни с голоса. Но, начиная со 2 класса, учащиеся моего хорового класса заводят себе папки для хоровых партитур и дальнейшая наша работа над репертуаром тесно связана с чтением нот. Это помогает детям закрепить навыки и новые понятия, с которыми они познакомились на уроках музыкальной грамоты. Это название и чтение нот, знаков альтерации, размера, динамических оттенков и других элементов музыкального языка. Мы анализируем интонационно-ритмическую структуру произведения, взаимосвязь мелодии и текста, разбираем слова, фразировку, дыхание, орфоэпию и т.д. В работе обязательно использую сольмизацию, т.е. с помощью ручных знаков показываем звуковысотное положение нот. Эта известная методика Г.Струве хорошо развивает внутренний слух и ладовую интонацию.
Начиная разучивать песню, я считаю категорически неверным выучивать произведения целиком, а затем исправлять детали.
Традиционно песню мы разучиваем частями: фразами, предложениями, куплетами, иногда вычленёнными интонационными фрагментами. Если в них скрыта трудность для детей, то я использую эти фрагменты в качестве материала для распевания хора, что позволяет детально и подробно проработать это трудное место в игровой форме. В работе я придерживаюсь принципа «чисто петь – умеют все» и добиваюсь этого от всех учеников.
Очень часто приходится одну и ту же музыкальную фразу повторять несколько раз. В таком случае всегда необходимо ставить учащимся новую задачу, дабы избежать монотонности и скучности в работе. Например: «покажи движение мелодии рукой», «найди главный звук фразы», «нарисуй графическую линию мелодии» и т.д. После того, как весь класс разучил произведение, я прошу способных учащихся по фрагментам спеть песню перед классом. Это можно сделать разными способами: ученик поёт сам
a capella; в сопровождении фортепиано; с учителем в унисон.
Такой метод часто является наиболее эффективным показом правильного звучания. С теми же, у кого есть затруднения в интонации, следует работать терпеливо, в доброжелательной атмосфере, и хвалить даже за маленькие успехи. Это всегда даёт положительный результат, и дети раскрывают свои способности. Когда по фразам разучен весь куплет, надо обязательно спеть его целиком, чтобы у детей остался целостный образ.
Кажется, что это долгий процесс, но на самом деле всё происходит быстро, так как я максимально активизирую музыкальные и интеллектуальные способности ребят, использую игровой материал, что позволяет выучивать музыкальный материал быстрее, а сам процесс разучивания становится интересным для детей благодаря разным заданиям учителя.
Когда песня уже разучена, полезно дать ей «отлежаться», а затем снова вернуться к ней. Чтобы выученное произведение звучало, его надо «впевать», работать над певческой и исполнительской свободой, над художественным образом и одухотворённым исполнением. Впетое произведение дети поют свободно, не думая о технических трудностях, что даёт возможность для исполнительской импровизации и живого исполнения.
Чтобы дети меньше уставали и занятия были более продуктивными надо менять музыкальный материал и ставить различные учебные задачи, чередовать пение стоя и сидя, проводить динамические паузы, музыкальные игры.
Ещё один важный момент в хоровой работе – работа над текстом. Я начинаю работу над текстом только после освоения мелодии. Первое обращение к тексту я крепко связываю с интонированием мелодии.
Главным при разучивании любого произведения является, конечно, его содержание, характер, эмоциональный строй. Учащиеся преодолеют любые сложности только в том случае, если они глубоко проникли в художественный образ произведения. Никогда не надо жалеть времени на объяснение содержания, ещё и ещё раз читать текст, вдумываться в него. Возможно, пригодится и стихи прочитать, и сказку рассказать, показать репродукции картин, подробно рассказать об эпохе создания произведения, об авторе, прослушать произведение в исполнении профессиональных коллективов.
Сколько времени я уделяю на занятиях разговорам об искусстве, о человеческих судьбах и характерах, о нравственных проблемах! Песня «Осень» вызвала у нас беседу о природе и настроении, а песня «Мамин день» подтолкнула нас к разговору о материнской любви и ласке. Работая над художественным образом, я ищу ассоциации в жизни, в других искусствах. Задуматься, сопереживать, соучаствовать – вот цель моей любой музыкальной работы!
Урок хора всегда начинается с распевания. Во-первых, это обязательная физическая разминка на выпрямление осанки, дыхательные упражнения. Я регулярно слежу за гигиеническим состоянием класса, постоянно проветриваю кабинет.
Во-вторых, это дикционно-артикуляционная работа с учащимися, в основе которой лежат упражнения из «Фонопедического метода» В.В.Емельянова. Это хорошая гимнастика для мышц лица, губ, языка, мимики и т.д. Обязательно на каждом занятии для развития дикции мы проговариваем и пропеваем в разных темпах и динамических оттенках скороговорки.
Дыхательные упражнения построены таким образом, чтобы учащиеся ощутили разницу между верхнеключичным дыханием (характерным для младшего возраста) и брюшным дыханием (основным в вокальном творчестве). Упражнения построены по методике А.Н.Стрельниковой. Во время исполнения упражнений хорошо работает диафрагма (упражнение «надуть животом шарик», одновременно изучаем 2 вида вдоха – через нос и рот (упражнение называется «всхлипывание»), расслабляются мышцы корпуса и др. Как такового пения ещё нет, но прислушаться к своим внутренним ощущениям учащимся необходимо, особенно в тех упражнениях, где речь идёт о правильном дыхании.
Затем я приступаю непосредственно к распеванию. Я не увлекаюсь большим количеством упражнений, беру в работу лишь те, которые направлены на:
- освоение навыков кантилены (так как именно наличие кантилены в первую очередь свидетельствует о степени овладения певческим аппаратом).
В основном вся вокальная работа осуществляется в удобной регистровой зоне. Начинаем петь на пиано с «до», «ре» первой октавы, прибегая к насыщенному звучанию лишь в заключительной части распевания. Обычно первые попевки следует брать в объёме 3-х ступеней вверх и вниз.
Далее можно увеличить диапазон до квинты, используя разные приёмы звуковедения (стаккато, легато, нон легато).
Для меня работа над звуком является предметом постоянной заботы. Без кропотливой вокально-интонационной работы невозможно добиться чистоты интонации и верного строя. Очень большую помощь в этой работе оказывает используемая мной методика вокальной настройки хора известного композитора и музыканта Г.Струве, руководителя хоровой студии «Преображение» Михаила Славкина (г. Москва), хормейстера детского коллектива московской детской школы искусств им. М. А. Балакирева Светланы Горлач и других ведущих хормейстеров. Их обоснованность подтверждается разносторонними научными наблюдениями и многолетней проверкой в профессиональных, любительских и детских хорах.
Теперь я хочу рассказать о репертуаре, как основном инструменте воспитания детей. Я всегда тщательно выбираю произведения в соответствии с программными требованиями и с учётом календарных праздников (День Учителя, Новый год, 8 Марта, 23 февраля и др.) При отборе я рассматриваю последовательность его изучения, сложность, характер, технические трудности и др.
Основой репертуара в младшем хоре являются современные детские песни, русские народные песни, прибаутки, потешки, разнохарактерные песни, образные песенки - картинки, песни на английском языке, классические произведения.
В старшем хоре мы знакомимся с произведениями духовного содержания, с зарубежной и русской классикой, с произведениями патриотического содержания, с музыкой современных композиторов, поём произведения на языке оригинала (английский, латинский, итальянский).
Основная часть репертуара подчинена тематическим циклам, а именно сезонным праздникам, которые мы проводим в каждом гимназическом классе: «Посвящение в гимназисты», «Праздник букваря», «Новый год», «День Матери» и др. Стараюсь выбирать песни красивые, яркие по эмоциональному и мелодическому содержанию, с интересным и занятным текстом. Из некоторых песен получаются яркие, интересные номера, стоит добавить к исполнению немного актёрского мастерства, элементы костюма, музыкальные инструменты и танцевальные движения.
Творческая фантазия только приветствуется! Так, совместно с хореографическим коллективом нашей гимназии «Школьные годы», которым руководит Н.И. Жалнина, рождаются новые яркие номера – «Частушки», «33 коровы», импровизация на деревянных ложках (П.И. Чайковский «Камаринская») и др. В этом году мы приступили к постановке музыкальной оперы В. Красева «Муха – Цокотуха». Для меня в этом моменте главное дать почувствовать детям, что они могут прикоснуться к «большому» искусству и могут сами творить его, соответственно много трудясь и работая. Оценить наш труд могут не только родители, учителя. Огромным стимулом для дальнейшей работы является успешное участие в городских, областных конкурсах, а также участие во Всероссийских дистанционных музыкальных конкурсах: «Талантоха», «Таланты России», «Canzoniere» и др.
Конечно, необходимо, чтобы дети пели красивую выразительную
музыку, ведь она незаменима в эстетическом воспитании учащихся, так как именно такая музыка создаёт иммунитет против всякого рода «халтуры», формирует духовно – нравственную сферу ребят.
На одном из последних занятий в третьем классе мы с учащимися подсчитали, сколько же песен мы разучили за три года учёбы. Меня приятно удивил тот факт, что они очень хорошо помнят все песни, а их оказалось немало (около тридцати). Да и как можно их забыть? В нашем хоровом коллективе есть замечательная традиция: в конце третьей четверти я организую выставки детских рисунков по мотивам выученных произведений («Зимняя акварель», «Музыка в картинках», «Музыкальная азбука» и др.). Дети с удовольствием приносят свои работы. Все участники хорового коллектива обязательно голосуют за лучший рисунок, а затем я награждаю победителей. Как показала моя многолетняя практика, в таких выставках с удовольствием участвуют и учащиеся старшего хора. Малыши с интересом рассматривают их рисунки. Я бережно храню все детские работы как память, как часть истории нашего хорового отделения. Когда выпускники приходят к нам в гости, они с улыбкой узнают свои работы и благодарят меня за то, что я их сохранила.
Думаю, что многие мои ученики запомнят наши удивительные праздники, концерты и уроки. Для многих это станет интересной страницей в школьной жизни. Я считаю, что во имя этого стоит работать. Музыка воспитывает детей, делая из них одухотворённого человека, который, живя в мире людей, творит добро, способен чувствовать и сопереживать.
В заключении, я хочу процитировать Платона: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему, делает человека счастливым… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».