"Нравственно-эстетическое воспитание детей посредством хореографии"
"Нравственно-эстетическое воспитание детей посредством хореографии"
Особая роль в процессе развития нравственно-эстетических ценностей ребёнка принадлежит творческой деятельности. Являясь руководителем хореографического коллектива, мне хотелось бы отметить, что в танцевальном искусстве максимально гибко и гармонично сочетается технология воспитания нравственно-эстетических ориентиров с возможностью формирования физического компонента здоровья человека. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Воспитанники во время обучения должны получить представление о том, как танцевальные движения выражают внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация.обучение танцу даёт возможность развития интеллектуальной сферы, в частности развития образного мышления и творческого воображения. В тоже время занятия хореографией тесно связаны с развитием волевой и эмоциональной сферы - категорий, составляющих духовный мир личности человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Нравственно-эстетическое воспитание детей посредством хореографии" »
Представление собственного инновационного педагогического опыта педагога дополнительного образования по хореографии
МОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей»
Пискуновой Елены Валерьевны
Тема: «Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами хореографии в системе дополнительного образования детей»
Условия возникновения и становления опыта:
Развитие системы дополнительного образования происходит в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребёнка. Именно система дополнительного образования обладает значительными возможностями в решении задач нравственно-эстетического воспитания детей.
С 1992 года я работаю в МОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей» г. о. Саранск в должности педагога дополнительного образования и являюсь руководителем хореографического коллектива современного танца «Мы». За многие годы работы мною были изучены, проанализированы и отработаны разные методы обучения и развития детей, накоплен большой педагогический опыт.
Особая роль в процессе развития нравственно-эстетических ценностей ребёнка принадлежит творческой деятельности. Являясь руководителем хореографического коллектива, мне хотелось бы отметить, что в танцевальном искусстве максимально гибко и гармонично сочетается технология воспитания нравственно-эстетических ориентиров с возможностью формирования физического компонента здоровья человека. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Воспитанники во время обучения должны получить представление о том, как танцевальные движения выражают внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация.
Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами хореографии позволяет заложить основы норм и правил поведения в различных жизненных ситуациях. В процессе обучения танцу, в общении со сверстниками происходит формирование навыков культуры поведения и усвоение этики взаимоотношений. Поза и движение, жесты и мимика человека являются довольно точными показателями благовоспитанности, сдержанности, подтянутости человека или, наоборот, его распущенности и недостатка культуры. В целом это можно определить как уровень нравственной культуры личности.
Таким образом, обучение танцу даёт возможность развития интеллектуальной сферы, в частности развития образного мышления и творческого воображения. В тоже время занятия хореографией тесно связаны с развитием волевой и эмоциональной сферы - категорий, составляющих духовный мир личности человека.
Актуальность опыта:
Актуальность проблемы нравственно-эстетического воспитания детей обусловлена потребностью общества в воспитанной личности, воспринимающей прекрасное в жизни и искусстве, совершенствующей окружающий мир на основе воплощения нравственных и эстетических ценностей и потенциальными возможностями системы дополнительного образования детей, обеспечивающими позитивную динамику этого процесса.
Приобщение детей к хореографическому искусству отвечает современным образовательным требованиям, таким как:
• Личностно - ориентированное обучение;
• Целенаправленность деятельности;
• Учёт возрастных и физиологических особенностей учащихся;
• Разнообразие форм и методов деятельности;
• Творческий характер деятельности.
В опыте отражено:
• понятие «хореографическое творчество»;
• история его возникновения;
• предпосылки развития хореографического искусства;
• взаимосвязь воображения и творчества;
• основные этапы формирования творчества детей через искусство хореографии;
• методы и приёмы активизации творческих способностей детей в процессе обучения танцам.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов данного опыта в практике обучения детей в учреждениях дополнительного образования.
Новизна опыта:
По своей новизне опыт можно считать репродуктивно - творческим, так как на основе программы «В мире танца» и личного опыта я предлагаю нетрадиционные приемы, методы обучения учащихся, которые способствуют раскрытию личностно-творческого потенциала ребенка, формирование его хореографической культуры, как части общей духовной культуры личности человека.Новизна: в работе обобщены и систематизированы подходы к нравственно-эстетическому воспитанию.
Теоретическая база опыта:
Обозначенная тема имеет свои определенные традиции исследования в области педагогики, психологии, культурологии, искусствоведения. Хореография, как средство развития личности рассматривается во многих теоретических науках: социологических, психологических, педагогических. Так, танец как чисто человеческое достояние, особый социокультурный феномен рассматривают ученые О. Авдеев, Л. Блок, К. Бюхер, И. Хайзинга. Интересный подход к этой проблеме у группы ученых (А. Моррей, Р. Коллингвуд, А. Хаскел), которые рассматривают танец как средство проявления эмоций, как заменитель языка. С социально-психологических позиций возникновение хореографического искусства исследователи связывают с удовлетворением человеческой потребности в общении, в контакте (с природой, с Божеством, с миром, с другими людьми, с самим собой).
Теоретические аспекты социализации младших школьников изучали Л. Выготский, П. Гальперин, В. Сухомлинский, Н. Голованова, С. Пальчевский. Особенности социализации детей школьного возраста средствами искусства рассматривал В. Ларин. Воспитательный потенциал хореографического искусства стал предметом исследования авторов (Л. Блок, А. Вольнский, В. Красовская). В данном описании педагогического опыта также руководствовались педагогическими и эстетическими идеями педагогов-мастеров классического танца (Н. Азарин, А. Ваганова, Е. Вазем, Е. Валукин Е. Гердт, М. Кожухова, А. Мессер, В. Мориц, П. Пестов, Г. Прибылов, М. Семёнова, Н. Тарасов, А. Чекрыгин), искусствоведческими работами по теории и истории классического танца.
Ведущая педагогическая идея:
В основе моего опыта лежит ориентация учебно-воспитательной работы на личность воспитанника. Целью педагогической деятельности является создание условий для оптимизации творческой деятельности в процессе хореографического воспитания. Занятия в коллективе способствуют приобщению детей к хореографическому искусству, которое выполняет функцию эстетического и морального воспитания, раскрывает человеку мир реально существующей красоты, что особенно важно при формировании нравственно-этических ценностей подрастающего поколения. Воспитание детей средствами танцевального искусства помогает всестороннему развитию личности развития ребенка, учит его находить в танце эстетическое наслаждение. Поэтому работа в этом направлении представляется важным звеном в общепедагогическом процессе.
Оптимальность и эффективность средств:
Воспитание творческой личности - важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и нравственно-эстетического воспитания. Без формирования способности к эстетическому творчеству, нравственному восприятию мира, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Развитие личности ребенка в учреждении дополнительного образования идет не только на уровне практических занятий, но и в ежегодных отчетных концертах, праздничных мероприятий, посвященных тем или иным датам. В своей работе я стараюсь, чтобы применяемые мною формы, методы педагогической работы соответствовали интересам и потребностям каждого ребенка.
Методика проведения занятий в танцевальном коллективе доступна и эффективна. Важным фактором успешного обучения является органичное слияние преподнесения теоретической информации с её практическим усвоением.
Технология опыта:
Цель моей педагогической деятельности:
Развитие творческих способностей учащихся путем реализации программы дополнительного образования.
Задачи:
1. Дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки. Зная общее, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике.
2. Использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей учащихся в области истории, литературы, фольклора.
3. Использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности; обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни.
4. Обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций.
5. Обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами классического, народного и современного танцев, воспитать культуру движения.
6. Увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность в двигательной активности как основы здорового образа жизни.
Поставленным задачам соответствуют определенные приемы и методы работы:
Наиболее продуктивными из них являются:
־ метод сравнительного анализа и сопоставления;
־ метод эмоционального диалога;
־ поисковый метод;
־ импровизация;
־ творческие задания.
Занятия для учащихся первого года обучения проходят 4 часа в неделю. Учащиеся 2 и 3 года обучения занимаются с нагрузкой 6 часов в неделю. Состав группы постоянный. Форма занятий групповая и индивидуальная. Количество обучающихся около 15-20 человек и делятся на разновозрастные: подготовительная (5-6 лет), младшая (7-9 лет), средняя (11-14 лет) и старшая (15-18 лет) группы.
Учебно-воспитательная работа строится с учётом возрастного состава детей, с особенностями их психолого-эмоционального развития, поэтому для каждой группы определены свои формы, методы и план работы. Кроме того, разновозрастной состав коллектива предполагает создание и развитие традиций, помогающих сформировать сплочённый коллектив, способствует его стабильности, а также обеспечивает возможность совершенствования различных видов деятельности.
Свою работу я строю по четырём основным направлениям: учебно-творческий процесс, концертная деятельность, воспитательная работа с детьми и работа с родителями.
Моей программой предусмотрено освоение следующих видов танца: ритмика, классический танец, народная хореография, спортивный танец и современная хореография. Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений.
Ритмика предлагается для самых маленьких воспитанников первого года обучения. Цель предмета - научить ребёнка передавать характер музыки, её образное содержание через пластику движений. Происходит знакомство с основными танцевальными движениями, развивается ритмический слух, чувство пространства, творческие способности.
Основой изучения хореографического искусства является классический танец. Он дисциплинирует ребенка, вырабатывает подтянутость, собранность и аккуратность. Классический танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая тело, раскрепощая движения. Кроме того, он прививает чувство красоты, художественный вкус.
Народная хореография раскрывает для ребёнка танцевальные традиции и культурное наследие народов России, воспитывает чувство патриотизма. Анализируя характер движений, пространственное построение народного танца, его ритмический рисунок, особенности костюма, дети углубляют свои знания по географии, истории, музыкальной культуре народа.
Спортивный танец способствует развитию детей средствами гимнастики и акробатики. Воспитанники знакомятся с основными элементами спортивного танца и правилами их исполнения, в процессе занятий развиваются природные данные, основные исполнительские навыки.
Современная хореография с её стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела наиболее интересна для детей и подростков. Творческие задания воспитывают активность и инициативность, развивают творческое мышление.
Содержанием занятий по танцу с детьми является изучение и исполнение танцев, а также учебно-подготовительная работа, необходимая для достижения хорошего качества исполнения. Процесс создания танцевального произведения – это спонтанный, интуитивный, но в то же время осознанный процесс, требующий больших физических и душевных затрат. Работа над репертуаром налагает свои требования к отбору сюжета, музыки, костюмов с учетом возможности исполнителя, его возраста и технической подготовленности, а также на подбор танцевальных движений, являющихся средством выражения мыслей и чувств.
Содержанием детского танца является выражение жизнерадостных, оптимистических чувств, отражение картин из жизни детей, воспроизведение образов народного танцевального искусства. В танце находит выражение жизнерадостность, бодрость и активность ребёнка, он выявляет свою ловкость и грацию. Создание образов, близких и любимых детьми, придаёт детским танцевальным постановкам выразительность и содержательность, делает их интересными и для исполнителей и для зрителей. Об этом говорят сами названия: «Где водятся волшебники?», «Улетай, туча!», «Мы маленькие дети», «Дети солнца» и др.
Для детей среднего и старшего возраста репертуар включает в себя народные танцы (мордовский, русский, украинский, испанский), а также современные (эстрада, джаз, диско, клубные направления). Важно, чтобы танец нёс смысловую нагрузку и воспитывал.
На занятиях важно создать творческую атмосферу, чтобы, несмотря на большую затрату физических сил, труд детей был радостным, чтобы все видели цель, к которой нужно прийти в результате репетиций, и конечную цель всей работы. Регулярные исследования уровня развития воспитанников, их знаний, умений и навыков проводится в виде открытых уроков и зачётов, на которые приглашаются родители. Дети с удовольствием демонстрируют перед ними свои достижения.
Нельзя не упомянуть о сплоченности и коллективности детей. Отношения в коллективе очень важны. Одна из задач педагога - создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым. Этому способствуют многие особенности учебного процесса по танцу: здесь имеют значения и коллективная форма разучиваемых танцев, и общность интересов детей при подготовке к показу работы перед зрителями, и ответственность за успех общего дела, ярко ощущаемая каждым ребёнком, пробуждается чувство ответственности не только за свою работу, но и за работу товарища.
В реализации программы я уделяю внимание проведению комплексных уроков, когда вместе занимаются дети разных возрастных групп. Старшие участники чувствуют ответственность за себя и за младших, у младших, имеющих перед глазами живой пример более подготовленных ребят, появляется дополнительный стимул к творческому росту, желание быть похожими на старших.
Таким образом, работа по хореографии оказывает на детей положительное воздействие. Занятия по танцам развивают творческие способности, исполнительские навыки, силу воли, стремление доводить начатое дело до конца, заботливое отношение друг к другу, дисциплинируют, повышают культуру поведения, помогают творчески самоутвердиться и социально адаптироваться.
Результативность опыта:
Учебно-воспитательный процесс в коллективе я стараюсь строить так, чтобы повышать эффективность детского танца, улучшать исполнительскую культуру детей, обогащать их духовный мир. Исполнение танцев, а также тренировочных движений под хорошо подобранную музыку является частью хореографической работы. У детей развивается интерес к музыке, которая обогащает и насыщает танец своим эмоциональным содержанием. Последовательная и систематическая работа над решением задач музыкально-хореографического воспитания детей развивает гармоничную личность, открывает для ребёнка богатый мир добра, света и красоты.
Особенностью всей программы является планомерное изучение и повторение основных хореографических «па» из урока в урок, из года в год, что позволяет не только совершенствовать исполнительское мастерство, но и умение подать себя на сцене, прививает навык публичных выступлений. Результативность программы выявляется путём концертных и конкурсных выступлений: достижения коллектива, отмеченные дипломами различных конкурсов и фестивалей. Воспитанники моего хореографического коллектива имеют ежегодные призовые места в традиционно проводимых хореографических конкурсах, фестивалях разного уровня: муниципального, республиканского, межрегионального и международного.
Результаты участия в конкурсах, фестивалях в 2012-2015гг.
№п/п
Название
Коллектив,
ФИО воспитанника
Год, место проведения
Награды
Уровень
1.
Городской фестиваль-конкурс народного и современного танца «Ёндолня»
Хореографический коллектив «Мы»
Ежегодно
г. Саранск
Диплом лауреата
1 степени
Муниципальный
2.
Республиканский конкурс – фестиваль «Шумбрат, Мордовия»
Хореографический коллектив «Мы»
Ежегодно
г. Саранск
Благодарственное письмо
Республиканский
3.
Республиканский хореографический конкурс – фестиваль «Ступени»
Хореографический коллектив «Мы»
Ежегодно
г. Саранск
Диплом
2 степени
Республиканский
4.
Республиканский хореографический конкурс «Танцевальная гармония»
Хореографический коллектив «Мы», Пискунова Алина (соло)
2014 г.
г. Саранск
Диплом
Гран-При,
Диплом лауреата
1 степени,
2 степени
Республиканский
5.
Кубок Мордовии по современным танцевальным направлениям
Хореографический коллектив «Мы», Ермошкина Виктория (соло)
2013 г.,
2014 г.
г. Саранск
Диплом
1 место,
2 место
Республиканский
6.
Кубок Детской Лиги по современным танцевальным направлениям
Хореографический коллектив «Мы»
2015 г.
г. Саранск
Диплом
1 место
Республиканский
7.
Всероссийская Олимпиада искусств
Хореографический коллектив «Мы»
2013г.,
2015г.
г. Саранск
Диплом
1 место
Всероссийский
8.
Всероссийский фестиваль-конкурс по всем направлениям искусств
«Гран-при Поволжья»
Хореографический коллектив «Мы»
2015 г.
г. Саранск
Диплом
1 место
Всероссийский
9.
Всероссийский фестиваль-конкурс современной хореографии «Новая лиса»
Пискунова Алина (соло)
2014 г.
г. Саранск
Благодарственное письмо
Всероссийский
10.
II открытый отборочный тур Московского Международного форума «Одаренные дети»
Хореографический коллектив «Мы»
2013 г.
г. Саранск
Диплом Гран-При
Международный
11.
Московский Международный форум «Одаренные дети»
Хореографический коллектив «Мы»
2013 г.
г. Москва
Диплом
1 место в номинации «Конкурс «Хореографический»
Международный
12.
World Cap tap dance
IV World Series
Бузлаева Анастасия
(соло)
2013 г.
г. Саранск
Диплом
1 место
Международный
Значительным моментом при работе с детьми является воспитательная работа. Известно, что одна из задач воспитания - всестороннее развитие способностей у детей. Одностороннее, узкое развитие ребёнка, когда он проявляет способности в хореографии, при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со способностями, должен доминировать, но при этом я уделяю внимание развитию художественного вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство окружающего нас мира природы, расширять кругозор и поднимать общий культурный уровень детей. Этому способствуют беседы, в которых я знакомлю своих воспитанников с различными видами танцевального искусства, с известными современными хореографами и профессиональными танцевальными коллективами.
Один из вариантов такого занятия – видеолекция. На нем дети имеют возможность познакомиться с образцами хореографического искусства – балетами и спектаклями в исполнении известнейших трупп, с творчеством ведущих коллективов и хореографов, конкурсными выступлениями лучших танцевальных коллективов на уровне мира и Европы. Просмотры сопровождаются рассказом педагога. Кроме этого, целесообразно периодически устраивать видеопросмотры с последующим обсуждением конкурсов и концертов, в которых участвовали сами дети. Таким образом, они приобретают навык самоанализа и самоконтроля, толерантного отношения друг к другу и другим коллективам.
Для творческого роста ребенка педагогу необходимо тесное сотрудничество с родителями детей. Считаю, что привлечение родителей к мероприятиям способствует совместной деятельности родителей и воспитанников. Я всегда приглашаю родителей на выступления, совместные вечера отдыха (например: день открытых дверей, новогодний праздник, чаепития, игровые программы и др.). Они также привлекаются для пошива костюмов, помощи на концертах и конкурсах. Родители, разделяя интересы, увлечения и потребности ребенка, поддерживая его в творческой деятельности, тем самым укрепляют семейные связи, в которых позитивно развиваются детско-родительские отношения, что обусловлено общностью ценностей и оказывает существенное влияние на духовно – нравственное развитие ребенка.
В заключение хотелось бы отметить, что каждому педагогу, независимо от направления его работы, важно пробуждать в ребенке потребности освоения культуры и искусства с опорой на величайшие общечеловеческие ценности: Истину, Добро и Красоту, формировать возвышающие человека интеллектуальные потребности, нравственные и эстетические, создавая максимально благоприятные условия. Для этого надо постоянно учиться самим, обладать большим тактом, терпением и любовью к детям.
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с детьми:
Образовательная программа «В мире танца», календарно-тематический план занятий, сценарии мероприятий, методические разработки для педагогов, родителей, план работы с родителями, план самообразования.
Директор МОУ ДОД
«Центр эстетического воспитания детей» Е. И. Давыдова