В работе освещены основные аспекты, касающиеся плетения объемных фигур животных. Дается полное описание методики параллельного плетения. Работа отражает результаты нашей деятельности, так же имеет четкие выводы и заключения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Новогодний сувенир»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детский эколого-биологическийцентр»
665413
Иркутская обл.
г. Черемхово
ул. 2-я Нагорная 20
тел. 5-30-97
/Директор
Матвеева В.В
(изготовление из бисера)
Выполнила:
Ефимова Татьяна, юннат
объединение «Наш сад»
Руководитель: педагог дополнительного образования
Дармаева Н.М..
Черемхово, 2012 г.
Аннотация
В работе освещены основные аспекты, касающиеся плетения объемных фигур животных. Дается полное описание методики параллельного плетения. Работа отражает результаты нашей деятельности, так же имеет четкие выводы и заключения.
Для лучшего представления нашей деятельности в работе имеется приложение, где собран фотоматериал.
Как приятно в новый год получить в подарок символ наступающего нового года! А ведь его можно сделать самим. Эта работа поможет создать своими руками маленькие шедевры. Работа рассчитана на широкий круг читателей. Отмечает повышенную заинтересованность у лиц разных возрастных групп.
В настоящее время во всем мире стало необычайно популярно бисерное плетение. Из бисера можно сделать практически любой цветок или дерево, сплести фигурку полюбившегося зверя или любимого героя мультфильма. Любой умелец может создать своими руками маленькие шедевры, радующие не только его самого, но и домочадцев.
Любая поделка, выполненная из бисера, может стать прекрасным подарком друзьям и знакомым на любой праздник, порадует ваших близких и позволит создать в доме уютную, праздничную и творческую атмосферу.
Бисероплетение является прекрасным расслабляющим средством, но заниматься лучше в дневное время суток, при естественном освещении, чтобы не испортить зрение. Попробуйте сплести что-нибудь сами, и этот процесс увлечет вас, а результат поднимет настроение и позволит в полной мере раскрыть ваши творческие способности.
Объект: изготовление объемных фигур животных из бисера
Цель: научиться изготавливать объемные фигуры животных из бисера
Задачи:
1. Изучить литературу по бисероплетению;
2. Освоить технику параллельного плетения объемных фигур животных.
Метод: анализ литературы по бисероплетению;
изготовление объемных фигур животных.
Глава 1. Теоретическое обоснование по данной работе
1.1.История бисероплетения
Появление бисера неразрывно связано с возникновением стеклоделия и относится к I тысячелетию до н.э.
Первые дошедшие до нас украшения из бисера появились еще в Древнем Египте. Большое распространение имели ожерелья, браслеты, в которые любили себя наряжать восточные женщины. В Европе с X в бисер изготовлялся в Венеции.
По своему внешнему виду бисер напоминает маленькие зерна, окрашенные в различные цвета. Они могут быть стеклянными или металлическими со сквозным отверстием для продевания ниток. Для приготовления бисера из прозрачного или эмалевого стекла вытягиваются тонкие трубочки, которые разрезают на кусочки и, смешав с песком, помещают в металлические цилиндры. От сильного нагревания и быстрого вращения цилиндров трубочки округляются, получают форму бисеринок, а после этого их полируют. Металлический бисер получают путем штампования. (3,6)
М.В. Ломоносов, побывав в Европе, был поражен красотой этих украшений. Он-то и основал первую в России мастерскую по изготовлению бисера в середине XVIII века.
Изделия из бисера — сумочки, кошельки, бювары, ожерелья, браслеты, ермолки, чубуки, а также картины-панно — были распространены в России в конце XVIII века и в первой половине XIX века.
Для русских работ из бисера особенно характерен интерес к сюжетным изображениям, в которых от галантных, пастушеских сцен постепенно переходили к бытовым из помещичьей и крестьянской жизни. Большая часть их была сработана руками крепостных мастериц в помещичьих усадьбах.
Узоры для бисерных работ выполнялись на бумаге в мелкую клетку, каждой клетке узора должна была соответствовать бисеринка. В крестьянском быту особенно распространены были такие украшения, как ожерелки, монисты, для нанизания-плетения и бисерного вышивания которых использовались иголки, а для вязания — крючки. В бисерном тканье уток вместо пряжи заправлялся бисерной- нитью.
В ранних бисерных работах преобладает опаловый и молочно-белый фон, наиболее полно выявляющий красочность узора. Позднее, с 30-х годов XIX века, он заменяется бирюзово-голубым и светло-сиреневым. (1, 3-5)
В последнее время во всем мире стало необычайно популярно бисерное плетение цветов, деревьев, различных фигурок. Новые технологии, позволяющие изготавливать бисер разной формы, разных цветов и оттенков, разной степени прозрачности позволяют передавать всё цветовое многообразие окружающего нас мира природы. Из бисера можно сделать практически любой цветок или дерево, сплести фигурку полюбившегося зверя или любимого героя мультфильма.
1.2.Материалы и инструменты
При изготовлении изделий используются различные материалы, но главный среди них бисер, который бывает разного цвета, размера и формы. Также используются - бусины, нити, леска, проволока, иглы.
Для изготовления изделий из бисера на проволочной основе понадобятся: бисер и бусины различного цвета, проволока толщиной 0,5 мм, клей ПВА и нитки «мулине» разного цвета, ножницы для нарезания проволоки, швейная игла и ткань для фона. Рабочее место желательно застелить ворсистой однотонной тканью неяркого цвета. Ворс предотвращает отталкивание бисера при просыпании и падении и сохраняет его на рабочем месте. (4,26)
Все инструменты и материалы рекомендуется хранить в прочной отдельной коробке, бисер, разобранный по цвету — в небольших баночках.
1.3.Низание на проволоку в технике параллельного плетения
Низание – самый древний вид рукоделия. Повсюду, где находят следы древнего человека, присутствуют кости, камни и другие предметы с отверстиями для нанизывания.
Человек уже десятки тысяч лет назад проявлял фантазию, сочетая в одном изделии материалы разного размера, цвета и фактуры. Сейчас мастера используют разнообразные приемы низания, которые позволяют сделать из бусин вещи практически любой формы.
Низание на проволоку чаще всего используют для изготовления различных сувениров в виде растений, животных. Проволока податливый материал, и изделиям из нее легко придать любую форму. Важно, чтобы фигурки хорошо сохраняли форму, не мялись. Существует несколько методов низания на проволоку: низание петельками, параллельное низание, низание дугами. (8, 32)
Предлагаю выполнить интересные изделия, используя технику параллельного плетения (низания). На основе представленных зверюшек легко разработать и придумать свои собственные поделки.
Для пленения вам потребуются бусинки, желательно с большими дырочками, чтобы проволока могла пройти через них несколько раз. Бисер с мелкими дырочками понадобится для изготовлений мелких деталей, таких как кончики лапок, хвостики и т. д. Кроме того, возьмите проволоку диаметром 0,3 мм, так как при плетении придется сильно натягивать. Если взять слишком тонкую проволоку изделие будет распадаться, ряды и не будет держать форму. Во время работы проволоку необходимо все время подтягивать. (6,42)
Параллельное низание выполняют двумя концами одной проволоки. Метод состоит в том, что на один конец проволоки нанизывают бусинки для очередного ряда. Затем через них пропускают второй конец проволоки навстречу первому. Для примера рассмотрим процесс выполнения овального листочка (рис. За~в).
Возьмите проволочку 25-30 см в длину. Наберите три бусинки и поместите их посредине проволочки. Проденьте конец 1 через две дальние от него бусинки навстречу концу 2 (рис. За). Натяните проволоку - два первых ряда готовы. Наберите на конец 1 три бусинки и проденьте через них конец 2 навстречу концу 1 (рис. 36). Все последующие ряды выполняются так же, как третий (рис. Зв).(8,36)
1.4.Методика изготовления объемных фигур
Методом параллельного низания можно сделать любые плоские фигурки животных, а не только цветы. Несмотря на кажущуюся простоту, метод параллельного низания позволяет создавать интересные украшения сложной формы, забавные фигурки животных. Гораздо сложнее изготовить объемные игрушки из бисера.
Приведу пример, касающийся непосредственно плетения объемных животных. Объемные туловища получаются путем чередования верхних и нижних рядов, которые набираются друг за другом и образуют объемную округлость. Ряды, изображенные на схеме рядом друг с другом, должны быть оттянуты вверх и вниз соответственно.
Итак, на первом этапе берете проволоку, пронизываете четыре бисеринки. Затем (этап 2) к ним добавляете еще четыре другие бисеринки (они могут быть другого цвета, чтобы вы могли легко ориентироваться, где верх, а где низ). В данном примере четыре первые бисеринки будут зеленые (верх), а четыре других - желтые (низ). Затем перекрещиваете проволоку в четырех желтых бисеринках (3 этап). Снова повторяете предыдущие действия (этап 4), встречая нить в четырех новых зеленых бисеринках. Продолжайте плести, начиная со второго этапа. (2,23)
Важно, чтобы готовые ряды плотно прилегали друг к другу. При этом каждый готовый ряд должен закругляться вверх или вниз. Освоив технику параллельного плетения, прежде чем начать плести изделие надо внимательно изучить схему, потому что именно она необходима для плетения животных.
В схемах, которые вам будут предложены ниже, стрелками или пунктирными линиями показано, как добавлять проволоку для лап, ушей и хвоста…
(2,24)
Плоские детали
Некоторые детали (например, крылья и уши) выполняются плоскими, с использованием отдельной проволоки. В схемах для таких деталей каждый ряд отчеркнут чертой. Направление проволоки остается прежним. Нанизываемые ряды плотно притягивайте один к другому.
Жгутики из бисера
Жгутики из бисера (например, пальцы на лапках, хохолок или грива) всегда выполняют с использованием только одного конца проволоки. Для этого нужно нанизать бисер на проволоку, а затем протащить ее назад, последовательно пропуская через все бисеринки (за исключением последней). Далее при необходимости перейдите к выполнению следующего жгутика. Закрепите получившийся жгутик, протянув проволоку через бисеринки имеющегося ряда изделия.
Объемные грива и горб
Чтобы изготовить объемный горб, нанизывайте бисер на проволоку туловища вместе с бисером основного ряда. Уши и гриву выполняют с использованием отдельной проволоки, которая после этого пропускается через бисерины основного ряда.
(7,10-11)
Когда изделие полностью закончено, закрепите проволоку: после окончания последнего ряда протяните один конец проволоки через предпоследний ряд к другому концу и скрутите их. Можно также нанизать последний ряд с использованием только одного конца проволоки, после чего он должен быть скручен с оставшимся концом. Затем скрученную проволоку отогните в сторону и лишнюю часть обрежьте. (7,9)
Выводы
Таким образом, изучив литературу, я узнала, что появление бисера неразрывно связано с возникновением стеклоделия и относится к I тысячелетию до н.э.. В России первую мастерскую по изготовлению бисера в середине XVIII века основал М.В. Ломоносов. В последнее время во всем мире стало необычайно популярно бисерное плетение цветов, деревьев, различных фигурок.
Я познакомилась с вязанием плоских и объемных фигур животных, используя технику параллельного плетения.
Глава 2. Технология изготовления объемных фигур
Теоретические знания, полученные в результате изучения литературных источников по теме работы я закрепила в практической деятельности, непосредственно знакомясь с методикой плетения объемных фигур животных.
2.1 Технология изготовления объемной фигурки « Зайчик»
рис. 147
Общее описание фигурки. Фигурку зайца выполняют из розового и белого бисера, но можно заменить розовый на серый, молочный или золотистый бисер. Глаза делают из чёрных бусин, носик — из белой бисерины крупного размера или небольшой бусины розового цвета. Фигурка выплетается на медной проволоке. Рекомендуемая длина — не менее 150 см. Заяц плетётся техникой параллельного плетения (рис. 147).
Плетение фигурки. Фигурку начинают выполнять с носика животного (рис. 148).
На проволоку последовательно нанизывают 1 белую и 2 бисерины основного цвета (розового, серого, в зависимости от выбранной расцветки фигурки). После этого противоположный конец проволоки продевают через две бисерины основного цвета, концы выравнивают и проволоку затягивают. Получается треугольник с белой бусиной в вершине и 2 бисеринами розового цвета в основании. После этого набирают на один конец проволоки следующий ряд и пронизывают сквозь бусины противоположный конец проволоки. После каждого ряда проволоки вытягивают, чтобы ряд затянулся и бисерины плотно прилегли друг к другу.
Аналогичным способом фигурка плетётся по схеме до 7-го ряда, в котором выполняются уши зайца на дополнительных проволоках длиной около 50 см.
Детали плетутся методом параллельного плетения по схеме (рис.149)
Сначала делается одна заготовка, те чего присоединяется к голове
зайца. Для этого один конец проволоки проводится через 3 средние бисерины 7-го ряда, а второй конец проволоки — через 4 бисерины 9 ряда. Проволоки вытягивают, после чего на этих же концах выполняется второе ухо. Когда деталь доплетена, оба конца проволоки хорошо вытягивают, перекручивают и заправляют во второй ряд бисерин.
При плетении ушей следует помнить, что они выполняются из 2 видов бисера, основного и белого.
Формула для плетения ушей: 1 (розовая) — 2-3 (1 розовая, 1 белая, 1 розовая) — 4(1 розовая, 2 белых, 1 розовая) — 3 (1 розовая, 1 белая, 1 розовая) — 1 — для первого уха; 1-3 (1 розовая, 1 белая, 1 розовая) — 4(1 розовая,2 белых, 1 розовая) — 3(1 розовая, 1 белая, 1 розовая) — 2-1 — для второго. Первое ухо выплетается с вершины, а второе — с основания.
В 14-м ряду необходимо сделать передние лапы зайца (рис. 150).
Для этого во вторую бисерину ряда продевают дополнительную проволоку длиной около 50 см. На ней техникой цепочного плетения выполняются лапы зайца по формуле:
Рис. 150. Схема плетения лапы зайца
Рис.149
1-2 (2 раза) — 1, первая половина делается из бисера белого цвета, а вторая — из основного.
Для закрепления лап один конец проволоки проводят через двекрайние бусины 14-го ряда, а второй конец проволоки — через 4 белых центральных бисерины этого же ряда. На втором конце проволокиделается вторая лапа по той же формуле, после чего свободный конецпроволокипроводится через крайнюю бисерину ряда, далее два последующиерядаплетутся техникой параллельного плетения с участием не 2, а 4концом проволоки. Концы дополнительной проволоки хорошо вытягиваются,излишек срезается, а небольшой хвостик заводится в следующийряд. Задние лапы выплетаются тем же способом в 20-м ряду.
Хвост зайчика делается из белого бисера. (5,36-39)
Последующие фигуры животных выполняются по той же технологии Схема плетения «Дракона»
Схема плетения «Жирафа»
2.4 Результаты исследования
Данная работа проводилась в определённой последовательности: мы сначала освоили технику параллельного плетения плоских фигур, а потом перешли к плетению объемных фигур.
Для изготовления животных из бисера мы использовали бисер разных цветов, медную проволоку. На изготовление 3 фигур у меня ушло около 20 часов. Легче всего мне было связать зайца (на его изготовление ушло 4 часа), труднее – жирафа(8 часов).
2.5 Выводы и предложения
Изучив литературу по бисероплетению и освоив технику параллельного плетения объемных фигур животных, я изготовила символ прошлого Нового года зайца и наступившего - дракона, а также жирафа, крысу, свинью.
Применив технологию параллельного плетения и научившись читать схемы, возможно изготовление различных объемных фигур животных. Предлагаю всем любителям работы с бисером освоить данную технику и сплести фигурку полюбившегося зверя или любимого героя мультфильма. Любой умелец может создать своими руками маленькие шедевры, радующие не только его самого, но и домочадцев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И так в ходе нашей работы поставленные цели и задачи были полностью реализованы.
Я изучила литературу по бисероплетению и узнала, что появление бисера неразрывно связано с возникновением стеклоделия и относится к I тысячелетию до н.э.. В России первую мастерскую по изготовлению бисера в середине XVIII века основал М.В. Ломоносов. Я узнала, что низание – самый древний вид рукоделия.
Я познакомилась с вязанием объемных фигур животных, используя метод параллельного низания, и связала в данной технике 5 фигур.
ЛИТЕРАТУРА
Бондарева Н.И., Цветы из бисера, Ростов- на –Дону, 2007
Н.В.Белов, Фигурки из бисера. Минск, 2007
Виноградова Е.Г., Цветы из бисера. М., 2007
Изотова М.А., Бисер. Модные украшения и поделки, Ростов- на –Дону, 2006
Исакова Э.Ю., Сказочный мир бисера, Ростов - на –Дону, 2005