Занятия по предмету Нижегородская сторона (автор пособия Одегова В.Ф) проводятся во внеурочное время. Нижегородская сторона - это предмет, который знакомит детей с родным нижегородским краем. Предмет направлен на развитие духовно-нравственных качеств личности ребёнка, на изучение богатого талантами творческого наследия нашего края.Это интегрированный курс по литературному чтению. Тема занятия "Золотая хохлома". Занятие проводится для учащихся 2 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нижегородская сторона. Золотая хохлома. »
Секрет золотой хохломы.
Задачи урока:
Развивать представления уч-ся, зрительное и слуховое восприятие, эстетическое наслаждение при восприятии изделий хохломских мастеров, умение высказывать словами свои внутренние переживания, вызванные встречей с произведениями народного искусства.
Совершенствовать способ чтения целым словом, регулировать дыхание на месте пробелов между словами.
Воспитывать любовь к своей малой родине через эмоциональное восприятие словесного и декоративно-прикладного искусства.
Оборудование:
- учебник-тетрадь Нижегородская сторона
- выставка изделий мастеров хохломской росписи
- альбомные листы
- краски, кисточки, баночки с водой
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
На доске демонстрируется набор букв:
Х Х Л М О О А
Учитель. Ребята! Перед вами изделия одного из видов народных промыслов. На перемене вы уже успели рассмотреть эти образцы, поэтому сейчас без труда сможете мне сказать: по какому материалу выполнена эта роспись?
Дети. По дереву.
У. Да, ребята, вы правы. Все предметы, украшенные этой росписью, сделаны из дерева. А какие это предметы?
Д. Посуда, столовые приборы.
У. Может быть, кто-то из вас знает, как называется эта роспись? Составьте слово из данных букв.
Д. Хохлома.
У. Правильно. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, познакомимся с этим видом народного художественного промысла и попробуем сами выполнить подобные узоры.
3. Знакомство с росписью.
У. Обратите внимание, сколько красок используют авторы росписей? Какие?
У. Из каких элементов составлены узоры?
Д. Из растительных.
4. Выразительное чтение учителем стихотворения Н.Худякова «С любовью пишут мастера»
У. С кем сравнивает автор хохломскую роспись?
Д. С жар-птицей.
У. Я перечитаю эту строку:
ОГОНЬ СЕМЁНОВСКОЙ ЖАР-ПТИЦЫ
У. А знаете ли вы, почему жар-птицу автор называет семёновской?
У. Потому что родина всех этих прекрасных изделий – наша нижегородская сторона – Хохлома, Семёнов. Нигде на всём земном шаре не умеют создавать такие удивительные произведения искусства. Мастера хохломской росписи своим талантом на весь мир прославили нашу нижегородскую землю.
5. Работа по странице 21:
а) чтение учителем текста, напечатанного мелким шрифтом.
б) чтение предания о Мастере учителем
в) чтение предания учащимися
- хоровое чтение
- отработка трудных для чтения слов
- повторное чтение текста уч-ся в индивидуальном режиме
6. Практическая работа.
У. Рассмотрите отдельные элементы росписи на стр. 24.
У.Я советую не брать за основу своего узора чёрный цвет, так как на нём будет плохо виден узор. Ведь хохломские изделия проходят специальную обработку, после которой все цвета на чёрном фоне кажутся яркими, а мы с вами такой обработки сделать не сможем, так как мы с вами будем рисовать на бумаге. Поэтому лучше за основу взять жёлтый или красный цвет. Затонируйте центральную часть листа.
Ученики самостоятельно тонируют лист. Учитель ходит по классу и помогает тем, кому это необходимо.
Пока краска на листах сохнет, за ранее подготовленные дети читают стихи.
Учитель.
То ли солнцем облита, то ль сверкает сама –
Далеко знаменита золотая хохлома.
Самоцветные краски, вязь узоров тонка –
Продолжение сказки, что слагалась века.
Ученик 1.
И в беде и в ненастье красотою полна,
Добрым людям на счастье создаётся она.
Вместе с этой посудой входит радость в дома.
Рукотворное чудо – золотая хохлома!
Ученик 2.
Простые по форме, а радуют взор.
Богат и наряден чудесный узор.
По золоту фона затейливой змейкой
Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!
Ученик 3.
А где-то кудрины по чёрному полю
Мерцают, как звёзды в небесном узоре.
Ещё характерен для всей хохломы
Чудесный рисунок волшебной травы.
У. Откуда народные мастера берут эти элементы узора?
Д. Списывают с деревьев, цветов, трав.
У. Это так называемый растительный орнамент.
- Как называют хохломскую роспись?
Д. Золотая, тёплая, яркая.
У. Основой растительного хохломского узора является извивающийся стебель. Народные мастера называют его «криуль». Значит, весь узор вы будете составлять вокруг этого стебля. На нём располагаются главные элементы узора – ягоды. Затем рисуем листики. После выполнения ягод и листиков по обе стороны криуля мастер располагает осочки и завитки, травинки, усики и капельки. Красный, чёрный и золотой цвета придают росписи торжественное и праздничное звучание.
По ходу рассказа на доске появляются таблички с названиями элементов хохломской росписи и таблички с поэтапным выполнением узора.
- Сейчас у нас с вами очень важный этап работы: вы будете учиться выполнять узор. Представьте, что вы находитесь в цехе хохломской росписи, что вы мастера, которые должны проявить фантазию, воображение и придумать свой узор. Приступайте к работе.
Звучит музыка. Дети работают самостоятельно. При необходимости учитель помогает ученикам, испытывающим затруднения.
7. Итог работы.
Рефлексия:
- Молодцы! Закончили свою работу.
-Чем и кем славится наша нижегородская земля? А как и чем вы можете прославить свою родную землю?
- Каким народным промыслом вы сегодня занимались?
- Какой тип орнамента применяют мастера?
- Как называется изгибающийся стебель, вокруг которого рисуют элементы узора?
- А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось.