Неделя детской литературы как средство развития эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников
Неделя детской литературы как средство развития эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников
Сегодня вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом, поскольку в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе нравственного воспитания молодого поколения.
Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Неделя детской литературы как средство развития эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников»
Неделя детской литературы как средство развития эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников.
Мельниченко М. М.
Студент 4 А группы
Специальности 44. 02. 02
Преподавание в начальных классах
Сегодня вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом, поскольку в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе нравственного воспитания молодого поколения.
Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.
Вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений постоянно привлекали внимание выдающихся мыслителей, таких как Аристотель, Авиценна, Декарт, Демокрит, Платон, Сократ и др.
Большой вклад в разработку проблем духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений внесли отечественных учёные, философы прошлого (Н.А. Бердяев, В.Г. Белинский, С.Н. Булгаков, Г. Гачев, А.Н. Герцен, Л.Н. Гумилев, И.А. Ильин, Л.Ф. Каптерев, Е.И. Рерих, B.C. Соловьёв, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).
В настоящее время эта проблема получила развитие в работах В.Г. Александровой, Е.П. Белозерцева, В.А. Беляевой, З.В. Видяковой, Е.А. Ворониной, Л.П. Гладких, А.В. Глумного, С.Н. Головина, А.П. Колпаковой, Р.Х. Лепехиной, С.Г. Макеевой, Н.А. Пархоменко, Е.З. Плотниковой, В.И. Слободчикова, Т.А. Флоренской, Л.Ф. Шеховцовой и других ученых.
В работах этих учёных, педагогов, методистов, психологов выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Анализ литературы по теме исследования показывает, что вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений изучались довольно широко и на разных уровнях.
Однако, несмотря на определённые достижения в рассматриваемой нами области, проблема духовно-нравственного воспитания, развития эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников во внеурочной деятельности в русле системного подхода к воспитанию недостаточно исследована. Духовно-нравственное воспитание, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников сегодня затруднено как вследствие недостаточной разработанности данной проблемы с точки зрения современных реалий, так и в силу слабой ориентированности многих положений исследований на современную социальную и педагогическую действительность. Между тем, учителя начальных классов нуждаются в научно обоснованных рекомендациях в этой области.
Таким образом, в ходе анализа теоретических исследований и практического опыта по изучаемой проблеме (педагогические сайты, статьи в журнале «Начальная школа») выявлены существенные противоречия между:
- потребностью общества в духовно - нравственном воспитании, развитии духовно-нравственной отзывчивости младших школьников, и реальными возможностями его осуществления в деятельности общеобразовательных учреждений, а также недостаточным уровнем осознания важности этой проблемы;
- необходимостью повышения эффективности духовно-нравственного воспитания, развитии духовно-нравственной отзывчивости младших школьников во внеурочной деятельности и недостаточной разработанностью методического обеспечения этого процесса.
- спецификой возрастных особенностей учащихся начальных классов и недостаточным их учёте в духовно - нравственном воспитании, развитии духовно-нравственной отзывчивости младших школьников во внеурочной деятельности.
На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема: выбор эффективной формы организации внеурочной деятельности направление на развитие духовно-нравственной отзывчивости.
Наиболее эффективной формой организации внеурочной с нашей точки зрения является неделя детской литературы. При разработке содержания предметной недели мы проанализировали рабочую программу «Школа России», программу организации внеурочной деятельности МАОУ СОШ №3 КГО, где планируется прохождение преддипломной практики и реализация дипломного проекта, тематическое планирование по внеурочной деятельности учителей начальных классов, и на основе изученных документов отобрали содержание для недели литературного чтения, сформулировали тему исследования.
Тема курсового проекта: Неделя детской литературы как средство развития духовно-нравственной отзывчивости учащихся 1 класса.
Цель: теоретически обосновать, разработать содержание и формы организации недели детской литературы, способствующие развитию эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников.
Наиболее эффективной формой, способствующей развитию эмоционально-нравственной отзывчивости, с нашей точки зрения, может стать проведение недели детской литературы в школе. Это мероприятие приобретает особую роль, так как участие во внеурочной деятельности по предмету способствует расширению и углублению знаний обучающихся, формированию навыков информационного поиска, побуждает к самостоятельности мышления, а также создает условия для раскрытия творческого потенциала ребенка.
В неделю детской литературы можно включить следующие формы внеурочной деятельности:
Конкурсы – это «соревнование», имеющее цель выделить лучших участников, лучшие работы. (понятие из толкового словаря)
Викторины – это вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей. Игра в основе отличается друг от друга правилами, определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, а также вознаграждение за правильно данный ответ.
Концерты - это публичное исполнение музыкальных, литературных произведений, танцевальных номеров.
Праздник – это нерабочие дни, посвященные какого-либо знаменательного события в жизни религиозной, национальной или государственной.
Цель проведения недели детской литературы в начальной школе: Оптимизировать развитие эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников через выполнение творческих интеллектуальных заданий в разных формах внеурочной деятельности представленных в неделе детской литературы.
Данная неделя разработана для обучающихся 1 классов образовательных учреждений. В процессе подготовки, проведения, участия в мероприятиях недели детской литературы у обучающихся будет формироваться ряд компетентностей:
- учебно-познавательная (способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);
- социальная (готовность конструктивно отстаивать собственные взгляды, не унижая других, и не попадая в прямую зависимость от чужих приоритетов);
- коммуникативная (порождает среди обучающихся здоровую конкуренцию, которая призвана улучшить коммуникативные способности учеников).
Данная работа может быть интересна учителям школ и студентам специальности «Преподавание в начальных классах», потому что в содержании недели представлены различные формы внеурочной организации, которые повышают эмоционально-нравственную отзывчивость у обучающихся.
Список использованной литературы
Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос. пед.ун-т: Издательство ОмГПУ, 1998.
Архангельский Н.В. Нравственное воспитание – М.: Просвещение, 1999.
Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций – М.: Просвещение. 2000.