kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно-практическая конференция «Мир и мы» Секция «Я и мир краеведения» тема: «Мир танцев»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Мир танцев»

Цель работы:

изучить отношение подростков к культурным ценностям и искусству танца другого народа. 

Задачи:

- раскрыть понятие « национальный танец»;

- выяснить, является ли танец отражением национальных особенностей цыганского народа;

- сформировать представление о цыганском народном танце как о частице самобытной культуры народа, его музыки и костюма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно-практическая конференция «Мир и мы» Секция «Я и мир краеведения» тема: «Мир танцев»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ленинская средняя общеобразовательная школа












Районная X юбилейная научно-практическая

конференция «Мир и мы»


Секция «Я и мир краеведения»

Тема: «Мир танцев»























2017


«Мир танцев»


Цель работы:

изучить отношение подростков к культурным ценностям и искусству танца другого народа. 

Задачи:

- раскрыть понятие « национальный танец»;

- выяснить, является ли танец отражением национальных особенностей цыганского народа;

- сформировать представление о цыганском народном танце как о частице самобытной культуры народа, его музыки и костюма.

Методы исследования:

- анализ литературы, видео, аудио, Интернет-ресурсов;

- метод собственных наблюдений;

- опрос в форме анкетирования.

Форма продукта проектной деятельности: подготовка информационного продукта, публичное выступление, презентация.

Основополагающие проблемные вопросы:

  1. Нравится ли вам танцевать?

  2. О каких танцах вы что-либо знаете?

  3. Какие танцы вам нравятся больше всего?

  4. Знаете ли вы танцы своего времени?










Танец - это твой пульс,

биение твоего сердца,

твое дыхание. 

Это ритм твоей жизни.

Это выражение во времени и движении,

в счастье, радости, грусти и зависти.

Жак д'Амбуаз


Каждый избирает для себя форму досуга в соответствии со своими вкусами, склонностями, возрастом, самочувствием и даже настроением. Для одних нет ничего более приятного, чем посвятить время книге, другие торопятся на футбольный матч. Но есть такая категория людей, для которых слово «танец» является источником нетерпеливого, волнующего, многочасового ожидания.

Вот и для меня танец – не только источник движения под музыку, но и форма общения, причем, и партнеров по танцу, и всех присутствующих в зале, находящихся в данную минуту в роли зрителей. Это не только моё хобби, но и моя жизнь. Мое кредо: «Я не стараюсь танцевать лучше всех остальных. Я стараюсь танцевать лучше себя самой». Танцы окружают нас везде:

- Регулировщик на улице - так забавно на него смотреть, когда в плеере играет какой-нибудь хип-хоп!

- Строительная техника и рабочие - под хаус они отлично справляются со своей работой!

- Под медленную музыку классно запускать воздушных змеев или просто наблюдать за машинами, которые проносятся по дороге.

- Во многих видах спорта: художественная и спортивная гимнастика, синхронное плавание, фигурное катание, конный спорт. Даже теннисисты, футболисты, бейсболисты и баскетболисты частенько танцуют после забитых голов. Почти все команды имеют группы поддержек – танцы вдохновляют спортсменов и будят в них волю к победе!

Во многих вещах есть ритм. Послушайте стук колес в поезде, равномерный шум метлы дворника, учащенный бит отбойного молотка у рабочего, весеннюю капель. Поглядите на светофоры, эскалаторы, лифты – все очень музыкально, если приглядеться. У всего есть свой особый такт.

И один ритм мы всегда носим с собой… Это наше сердце. Это оно любит танцы, «фанатеет» ими, ликует от выступлений, болит от неудач, но дарит надежду и не дает сдаваться. Оно никогда не обманет нас.

И вот я задумалась, когда же впервые появились танцы и кто первый их исполнитель. Отсюда и возникла тема моего исследовательского проекта, который я назвала «Мир танцев». Перед собой я поставила следующие задачи:

- узнать историю возникновения танцев;

- познакомиться с различными видами танцев;

Итак, никто никогда не узнает, в каком году человек впервые простер руки к небу, сделал поворот и несколько простых степов. Никто никогда не узнает, в каком году человек начал танцевать. Однако можно назвать не год, а тысячелетие. Птицы и пчелы танцевали по-своему задолго до того, как начал танцевать человек. Танцевали и некоторые млекопитающие, привлекая пару бессловесной поэзией движения. Люди в то время были новичками в танце, но танцы как средство самовыражения, скорее всего, развивались на заре культурной эволюции человечества; возможно, не позднее, чем во времена, когда развивались речь и язык. К тому времени, когда люди научились рисовать на стенах пещер, лепить глиняные фигурки и украшать свои тела татуировками, они уже умели танцевать.

Культура каждого народа по-своему самобытна и уникальна. Нет ни одной народности, которая не имела бы своих танцевальных и песенных особенностей. Танец во все времена помогал выражать эмоции и чувства, будь то гнев, ревность, любовь или страсть. Ведь станцевать – это как прожить жизнь за несколько минут.

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, яркий, многогранный, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца: от классического, эстрадного до современного. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Поэтому народный танец - это бесценное сокровище. Изучая его, мы путешествуем по планете, можем побывать в любом уголке мира, познакомиться с культурой народа, историей и национальными особенностями этого края. И для этого вовсе не обязательно переплывать океан или преодолевать огромные расстояния.

Мы живём в современном мире, где всё течёт, меняется, обновляется. Фольклорные народные коллективы мало востребованы в нашей культуре и на ведущих каналах TV считаются неформатом. В настоящее время мои сверстники предпочитают концерты модных групп, мало интересуясь культурными истоками своего народа, не говоря уже о традициях другого народа. Занимаясь народным танцем с 5 лет, нередко задаю себе вопрос: "А что же входит в понятие "танец"? Может быть, это просто набор движений или нечто большее? Почему так притягателен именно народный танец?"

Актуальность данного исследования определяется тем, что в настоящее время снизился интерес у подростков к культурным ценностям разных народов. А это ведет к непониманию и даже к неприятию других наций. В нашем неустойчивом от войн мире возникают многочисленные глобальные проблемы: межнациональные розни, распространение терроризма и прочее. Поэтому очень важно знакомиться с традициями разных народов, чтобы научиться жить в многокультурной среде. А танец, на мой взгляд, - это один из путей к взаимопониманию между различными народами. Еще Жан Батист Мольер сказал: «Все болезни человечества, все трагические несчастья, заполняющие исторические книги, все политические ошибки, все неудачи великих лидеров возникли только лишь из неумения танцевать».

Гипотеза: народный танец является отражением культурных особенностей народа, а знакомство с культурой другого народа необходимо для мира, взаимопонимания и толерантного отношения между людьми.

«…Каждая нация в процессе своего становления создаёт свою сверхценность…

У американцев это – успех в жизни,

у европейцев – стабильность.

Славянская же сверхценность – это эмоция.

Мы во всем всегда будем искать

эмоцию – жемчужину сопереживания…»


История цыганского народного танца

Цыганский народный танец по праву входит в немногочисленную группу самых популярных танцев мира. Без знаменитой «Цыганочки» в нашей стране не обходится ни одно праздничное застолье. Зажигательный ритм заставляет вскакивать с мест людей, вне зависимости от возраста, образования и профессии. В чём же магия цыганского танца? И что за народ создал это удивительное нестареющее искусство?

Долгое время считалось, что родиной цыган является Египет, пока в 1855 году немецкий академик Август Фридрих Потт не доказал их индийское происхождение. Он нашёл прямых предков современных цыган, которые сейчас разбрелись по всему миру, в Древней Индии. В то время существовала каста, называемая «дом». В неё входили бродячие певцы и музыканты, которые кочевали по северной части Индии. Эти предки современных цыган занимали в кастовой системе самое низкое положение и имели статус неприкасаемых. Интересно то, что эта каста не исчезла, и сейчас в Индии тоже есть «домы».

Первый исход цыган из Индии начался в 5 веке и был связан с начавшимися междоусобными войнами между мелкими княжествами. В этот нестабильный период спрос на цыганское искусство резко упал, голод и обнищание заставили бродячих артистов искать счастье в других землях. В дальнейшем исход цыган из Индии происходил по разным причинам и длился почти тысячу лет. Поиск случайного заработка не давал им засиживаться на месте. Цыгане двигались на запад, постепенно перенимая обычаи различных оседлых народов. Цыганские традиции, привычки, язык, фольклор переплетались и вбирали в себя слои культуры других народов. Средневековая Греция, наполненная суевериями, научила цыган приёмам гадания и колдовства, которыми они пользуются по сей день. В цыганский язык вошли персидские, греческие слова, которые на первый взгляд кажутся исконно цыганскими. Например, из греческого в цыганский язык вошли слова «пэтало» — подкова, «дром» — дорога и т.д.. Чем больше цыгане соприкасались с тем или иным народом и жили на его территории, тем больший отпечаток накладывало это общение.

Разумеется, бродячий образ жизни тоже повлиял на обычаи и культуру цыган. Всю жизнь, перемещаясь с места на место (зачастую из-за дискриминации со стороны властей и конфликтов с местным населением), цыгане не могли иметь стабильного постоянного заработка. Приходилось заниматься самым разным промыслом, в том числе и незаконным. Неудачи в других профессиях, нищета и невезение нередко толкали цыган на воровство. Доведённые нуждой до отчаяния, цыганки занимались попрошайничеством, учили этому и детей. Во многих случаях попрошайничество и гадание становилось основной профессией цыганок. Конокрадство вообще не считалось преступлением – наоборот, в нём видели проявление удали, молодечества, даже геройства, а неумение воровать презиралось. Разумеется, из-за этого их не любили ещё больше, и место жительства приходилось менять постоянно.

Помимо добывания хлеба насущного у цыган всегда находились и другие занятия, своего рода отдушина, которая нередко также становилась профессией. Я говорю о цыганском пении и танце, ведь не зря предками цыган были певцы и музыканты.

Музыкальная одарённость этой нации удивительна. Талант к пению и пляске цыгане как будто впитывают с молоком матери. Цыганский малыш ещё едва ползает, а уже поводит плечиками и подпевает взрослым.

 История танца русских и украинских цыган

Цыганское искусство танца и пения в России и Украине было явлением «для внутреннего употребления» вплоть до конца 18 века. Цыгане пели и танцевали в таборе или в собственных домах, на своих семейных праздниках, пока романтикой цыганской жизни не увлеклась русская аристократия. Поездки А.С. Пушкина к цыганам и родившаяся в результате поэма «Цыганы» положили начало той моде, которая сделала цыганское искусство столь популярным. Именитые дворяне стали приглашать цыган, чтобы послушать их пение и посмотреть огневые пляски. Родилась идея создания так называемых цыганских хоров, покровителями которых выступали известные и богатые люди. Даже пестрый женский костюм был придуман графом А.Г. Орловым-Чесменским для его цыганского хора. Цыгане стали выступать в крупных столичных ресторанах. Без атмосферы беззаботного веселья, которую создавали цыгане, стал невозможен любой праздник. Спрос на цыганское искусство быстро рос, а соответственно, росла и конкуренция. Цыганским артистам приходилось постоянно повышать своё исполнительское мастерство, осваивать новые сценические приёмы, искать свежие формы. Так формировалось профессиональное цыганское искусство. Цыгане-артисты, выступавшие перед широкой публикой, помимо традиционного фольклора, стали включать в свой репертуар авторские городские песни, которые они исполняли в своей манере.

Танец тоже претерпел определённые изменения. Мужской цыганский танец во многом усложнился под влиянием чечётки, которая была очень популярна в дореволюционной России. Первым танцором, который соединил традиционные цыганские дробные проходки с приёмами чечётки, был Николай Чубаров. Он хлопал себя по груди, голенищам и подошвам сапог, придавая танцу взрывной и динамичный характер. Эта новая манера оказалась настолько привлекательна для зрителя, что после Чубарова уже все стали танцевать подобным образом.

В начале 20 века стала меняться и женская пляска. Считается, что новатором в этой области стала Мария Артамонова, известная цыганская певица и плясунья, которая брала уроки хореографии у профессиональной балерины. Благодаря влиянию классического танца Артамоновой появилась широта и пластика движений, яркая постановка рук и корпуса, свободные и уверенные жесты. Созданный ею романтичный стиль женской пляски прижился и стал развиваться дальше благодаря таким прекрасным исполнительницам, как например, Ляля Чёрная.

Немного о цыганском танце

Цыганские танцы, песни и игра на гитаре прежде всего воспринимается как ослепительное шоу, яркий музыкальный спектакль. Звон гитар, гипнотический ритм дробей, вихрь резких движений – всё это завораживает, вовлекает в магический круг. Но главный секрет притягательности, по моему мнению, в том, что под внешней красотой сценического действа скрывается глубокий внутренний смысл.

Настоящие цыганские танцы не имеют готового сценария, в танце есть всегда место импровизации, выражению живого, искреннего чувства .

Цыганское искусство – это целый мир, который имеет свою историю, свой язык, свои особенности.

Цыганская музыка по сути несет в себе больше грусти, чем радости. Это крик души, облечённый в форму песни. Исполнитель цыганского танца, пения раскрывает своим искусством и личную драму, и горести многих поколений…

Нельзя исполнять «цыганское искусство» на одном лишь профессиональном мастерстве: артист должен быть вдохновлён, иметь особое внутренне состояние, и тогда песня станет – магией, а танец – шаманством!

Цыганский танец имеет существенный плюс: в нём не существует никаких возрастных ограничений! Танцует и стар и млад!

Мне трудно остаться равнодушной к этому искусству: помимо необыкновенной красоты, которая завораживает зрителя и слушателя, цыганские танцы подкупают внутренней глубиной, подлинным драматизмом, первобытной искренностью эмоций. Влюбившись в цыганские танцы, останешься его поклонником навсегда!

Особенности танца украинских цыган

Основная особенность танца – это сочетание выразительной пластики рук со сложными дробными выстукиваниями. Кроме этого множество красивых и завораживающих движений. В цыганском женском танце используется работа с юбкой, с бубном, с шалью.

Движения рук танцовщицы необыкновенно чувствительны и разнообразны: они то обнимают и ласкают невидимого возлюбленного, то рассекают воздух подобно клинку, передавая любые эмоции исполнительницы.

Неотъемлемая часть цыганского танца – это подол юбки, с которым играет танцовщица. Держа её в одной или обеих руках, танцовщица делает широкие волновые движения, отчего юбка вздымается каскадом оборок.

Дроби – ещё один характерный признак этого танца. Дроби используются и мужчинами, и женщинами, хотя долгое время считалось, что резкие удары о пол не могут исполняться танцовщицами, так как они напрямую ассоциируются с мужской силой и удалью.

Творчество русских цыган само по себе достаточно сложное: исполнение песен требует незаурядных голосовых данных, танец сложен технически и требует основательной физической подготовки. Все-таки нужно отдавать должное технике и профессионализму и, конечно же, вдохновению и актёрскому мастерству в танце, без которых это искусство становится невозможным.

Цыганский танец – это целый мир, который имеет свою историю, свой язык, свои особенности. Мир, которому мы не перестаем удивляться до сих пор!

В наше время стало очень много популярных танцевальных направлений.

Все эти направления сегодня возбуждают интерес молодых людей и призывают к занятиям танцами для своего удовольствия! Поэтому я в школе провела исследования среди учеников 5-9-ых классов и среди учителей. Мне хотелось узнать ответы респондентов на нехитрые вопросы:

  1. Нравится ли вам танцевать?

  2. О каких танцах вы что-либо знаете?

  3. Какие танцы вам нравятся больше всего?

  4. Знаете ли вы танцы своего времени?

Оказалось, что среди 65 опрошенных 39 человека любят танцевать, 17 - нет, а 9 участников анкетирования не знают.

На второй вопрос многие не смогли ничего ответить, 15 участников опроса знают немного о хип-хопе, 10 – о брейке и всего лишь 7 человек знают что-то о народных танцах и все эти семь опрошенных являются взрослыми. Это значит, что молодёжь не вникает в историю своего народа, своей страны.

Самым популярным танцем оказался вальс, затем хип-хоп, народные и брейк. Самым неожиданным ответом для меня явились ответы опрошенных мною учителей. В их ответах часто звучали такие названия танцев как ламбада, танго, семь сорок ,вальс.


ВЫВОД:

Люди танцевали со времен появления человека; в мире существует огромное количество интересных и увлекательных танцев.

И напоследок мне хочется сказать словами Джеймса Брауна: «Любую проблему на свете можно решить, танцуя», поэтому давайте учиться танцевать!






















Список используемой литературы

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии [Текст]/ Т.Барышникова.- М.: «Рольф»,1999.-272с.

  2. Зинченко, В. П. Психологический словарь [Текст] /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.— М.: Педагогика — Пресс, 1997.— 440 с; 

  3. Смит Л. Танцы. Начальный курс [Текст]/ Л. Смит. М.: Астрель, 2001.

  4. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.-256с.: ил.


Материал из Интернета

  1. Электронная энциклопедия Википедия: [Электронный ресурс]/ www. vikipedia.ru// -2009.- 10 февраля

  2. [email protected]


Мультимедиа:

Современная мультимедиа энциклопедия «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2007» [Электронный ресурс]/ http://www.km.ru/



8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Матвиенко Марина Николаевна

Дата: 16.05.2017

Номер свидетельства: 415872


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства